Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.
• Р о ж д е н о с о р е в н о в а н и е м Д о с у I А ТРАУЛЕРАХ в Баренце- в0'лІ «Беседы старых капитанов», «История Мур манского тралового флота»... Три кни ги, изданные в разные годы, повест вуют о зарождении, становлении, развитии тралового промысла на Мур- ліаке. его главного'рыбацкого флота, ныне ордена Октябрьской Революции Мурманского тралового. Во всех трех книгах с доброй памятью рассказано о первом русском тралмейстере — Федоре Егоровиче Шамалуеве. В этом году Федор Егорович Ша- малуев отметил бы свое 85-летие. И получил бы поздравления от многих своих учеников. От тех, кого учил он тралмейстерскому делу, будучи спе- цналнстом-наставником, от тех, кто получал у него первые уроки трало вого дела, когда Ф. Е. Шамалуев ра ботал в только что открывшемся тог да Мурманском высшем мореходном училище. Отмечая 75-летие Федора Егорови ча, «Рыбный Мурман» обратился с просьбой к ветеранам флота прислать свои воспоминания. Они и сейчас, спу стя десять лет, волнуют, эти воспо- мннашш-откровения, товарищей по труду Шамалуева. Капитан дальнего плавания П. П. Давкннс: «...С благодарностью вспо минаю о скромных тружениках моря, таких, как Федор Егорович Шамалу ев, и о его последователях — трал мейстерах». «...После Шамалуева первым начал самостоятельно работать Василий Павлович Михалев — друг Федора Егоровича, земляк. Тралмейстер-не мец закрылся в каюте н никого не пускал к себе. Мол, посмотрю, как обойдетесь без меня. Обошлись...», — писал боцман Ф. М. Поташев. Работник Беломорской базы госло- ва П. И. Шубин озаглавил свое пись мо в редакцию «Человек души пре красной». В нем есть такие строки: «...Пусть в Мурманском траловом флоте будет корабль «Тралмейстер Шамалуев». Уходя с прощальными гудками от причала родного порта, возвращается с полным грузом, и мо ряки, как когда-то Федор Егорович Шамалуев, пройдутся по улицам с присущей ему прямотой, простотой, с улыбкой». Пожелание дать имя первого рус ского тралмейстера одному из вновь построенных рыбацких кораблей вы сказывали многие промысловики. К сожалению, пока траулера с таким названием нет. Л.ѵмаю, что своего рода компенса цией за это может служить организо ванное в траловом флоте соревнова ние на приз имени Ф. Е. Шамалуева. Вот уже второй год экипажи судов борются за право прописать У себя на борту переходящий приз. Для это го необходимо добиться максимально го вылова рыбы, причем с использо ванием прогрессивных орудий лова, повоіі техники. II не просто высоких уловов любой ценой, а с наименьши ми затратами. Отсюда вытекает зада ча: надо экономить материальные средства по статье затрат «Промысло вое вооружение». А чтобы решить та кую задачу, надо плеть на судне вы сококвалифицированные рыбацкие кадры — вот еще одно условие стать победителем соревнования. В прошлом году за приз имени Ф. Е. Шамалуева боролись 58 эки пажей, Пока по предварительным дан ным видно, что цель, определенная положением о соревновании, во мно гом достигнута. Так, по тем первым рапортам, пришедшим с .моря в адрес отдела добычи, ложно уже опреде лить экономию средств но промвоору- жению в пределах 650 тысяч. С ГІПР «Прокопьевск», например, радируют: «Коллектив справился с пятилетним заданием к 57-й годовщи не Великого Октября. В 1974 году добыто 116 162 центнера рыбы при задании 88 400 центнеров. Семьдесят два процента ее выловлено прогрес сивными орудиями лова — пелагиче ским тралом. Себестоимость центне ра готовой продукции снижена на 38 копеек. За год сэкономили промыс лового вооружения на 52 тысячи руб- H' [ Е С М О Т Р Я н а т я ж е л у ю п р о м ы с л о в у ю о б с т а н о в к у , с л о ж н ы е м е т е о р о л о г и ч е с к и е у с л с в и я п л а в а н и я , э ки п а ж E»MPT-f3S д о с р о ч н о , 5 ф е в р а л я , в ы п ол н и л план п а р к о г о к в а р та л а з а в е р ш а ю щ е г о го д а д е вятой п яти л е тк и . Ш т у р м а н с к и й со став , в о з гл а в ля ем ы й т о в . Б о г о м о л о вы м , в к л ю ч и л с я Е с о ц и ал и с т и ч е с к о е с о р е в н о в а н и е за п е р е х о д я щ и й п р и з и м е н и кап итан а Б а е в а . Умело, в т е с н о м контакте работает с су доводителями трапмей- стерский состав, где ру ководитель t o e . Белоус. Н а ш и п е р е д о в и к и : м а - т р с с ы тт. А р с е н ь е в , Г е р а щ е н к о , П о п о в , м о т о р и с т т о в . О ч е р е т н ы й , ч е т в е р т ы й э л е к т р о м е х а ник т о в . Д е м и н . Экипаж п р и л а га е т есе силы для успешного вы полнения п р и н я т ы * соц обязательств: к 30-летию Великой Победь! Etma- бстать готовой продук ции 8500 ц е н т н е р о в . Первый помощник ка питана И В А Н О В , [По радио). В течение года активно шло внед рение повой техники, что позволило довести вылов разноглубинными тра лами до 40 процентов от общей добы чи. Показатель высокий. На судах бортового траления внедрены цельно металлические доски. Ныне проходит промысловую проверку новый трал улучшенной конструкции. В ходе со ревнования внедрен и ряд других нов шеств. [АЧАЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП борьбы за приз имени Шама луева. С моря поступают сооб щения о принимаемых обязательст вах. Особенно активно эта работа идет н Ы ІШ ІШ Ш ІІШ ІІІІШ ІІШ ІШ ІІІШ ШШ ІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІШ ІІШШ Ш ІІІІІІІІШ ІШ ІІІІІІШ ІІІІІ^ Награды носят имена тіШ ІІШ ІІІШ ІШ ІІИШ ІМШШШШМШШ ІНІІШШШ ІіиіШМ ІІІНШШІІШ ІШШМШНШШ ІІШ!)'? лей, внедрили 21 рационализаторское предложение с экономическим эффек том 150 тысяч рублей». Еще приведу одну радиограмму — с БМРТ-416: «Выловлено за год 78 720 центнеров рыбы, из них пела гическим тралом — 26100 центнеров. В течение года испытали несколько конструкций донных тралов. Сейчас ве дем промысловую проверку нового, более эффективного трала. Испытыва ли также несколько траловых досок. Экономия промвооружения — 29,6 тысячи рублей». Чтобы не переходить больше к част ностям, надо сказать, что соревнова ние на приз имени Ф. Е. Шамалуева способствовало выполнению каждым экипажем заданий по добыче рыбы определяющего года пятилетки. А в целом и коллектив флота досрочно рапортовал о взипш намеченных ру бежей. по группе БМРТ типа «Алтай», где руководителем тов. Ширкни. Только по этой группе, учитывая пришедшие радиограммы, экипажи обязались сэкономить промвооружения пример но на 250 тысяч рублей. Цифра, есте ственно, не предельная. В обязательствах намечены кон кретные цели. С РТ-229 капитан тов. Канавин радирует: «Приняли обяза тельство сверх задания года выловить 4 000 центнеров рыбы, сэкономить промвооружения на 20 тысяч рублей. Тралмейстерский состав решил до биться звания коллектива комлуни- стического труда. За год подготовим мастера но добыче, четырех перво классных матросов из числа молодых моряков. Приложил все силы к усо вершенствованию двухкабельной си стемы». Подобная радиограмма получена с РТ-301. Там тоже предусматривают внедрение нового трала, подготовку специалистов палубной команды, сверхплановый вылов. И таких весо мых обязательств получено много. Жаль, правда, говорили мне в отде ле добычи, что некоторые экипажи не конкретизируют обязательства, а зна чит, затруднена будет проверка их выполнения. В феврале—марте будут определены первые победители по группам судов. Заказаны и призы. Они изготовляют ся из полированного ценного минера ла, обрамленного металлическими на кладками. С одной стороны — чекан ное изображение шняки, по бокам — ГІПР. На- лицевой грани — барельеф первого русского тралмейстера и сло ва «Федор Егорович Шамалуев», На верхней плоскости, наклоненной вперед, оставлено место для грави ровки названия судов-победителей. Если экипаж завоевал трижды приз, он остается на борту на вечное хра нение. Закончился срок эксплуатации судна —- приз переходит в музей истории рыбной промышленности Се верного бассейна. ЕСКОЛЬКО СЛОВ еще об од ной форме соревнования — на приз имени капитана П. И. Баева, положение о котором в стадии разработки и утверждения. Оно будет преследовать достижение безаварий ной работы судоводительским соста вом, грамотного и полного использо вания поисковой, радионавигационной аппаратуры, сокращения потерь вре мени на промысле и в порту, четкой организации промысловой работы. А главная цель — максимальный вы лов рыбы. Оба вида соревнования дополняют ДРУГ д р у г а и будут способствовать наиболее эффективной работе флота. Почему учрежден приз имени Пав ла Ильича Баева? За долгие годы ве теран флота не допустил ни одной аварии, отличался высокой культурой судовождения, на борту судов, где П. И. Баев командовал, была отлич ная организация судовой службы. И второе. Руководя экипажем РТ «Ки ров», Павел Ильич достиг вылова 60 200 центнеров. Этот рекорд пока не побит. В. ХРЯШКОВ. н США. 197S го д в о й д е т в историю как «год ЭПАС» — первого с о в м е с т н о го э к с п е р и м е н т а л ь н о го п о л е т а к о с м и ч е с к и х к о р а б л е й « А п о л л о н » — « С о ю з » . П р о г р а м м а ЭПАС п р е д у с м а т р и в а е т с о в м е с т н у ю р а з р а б о т к у д в у мя с т р а н а м и с т ы к о в о ч н о го у с т р о й с т в а и испы тани я е г о в к о с м о с е , а та к ж е п р и с п о с о б л е н и е д в у х к о р а б л е й ра з л и ч н ы х си с те м к о б щ е й р а б о т е в ка ч е ств е е д и н о г о ц е л о г о . На с н и м к е : с о в е тс к и е к о с м о н а в т ы В. А . Ш а т а л о в , В. Н. К у б а с о в К А . А . Л е о н о в в о в р е м я п р е б ы в а н и я в ц е н т р е у п р а в л е н и я к о с м и ч е с к и м и п о л е т а м и в Х ь ю с т о н е . ( Ф о т о х р о н и к а Т А С С | . в В связи с си л ь н о й з а с у х о й , п о с т и гш е й м н о г и е о б л а с т и С о м а л и , К о м и т е т с о в е тс к и х ж е н щ и н о к а зал п р о д о в о л ь с т в е н н у ю и м а т е р и а л ь н у ю п о м о щ ь н а р о д у э той а ф р и к а н с к о й стр а н ы . Н а с н и м к е : р а з г р у з к а с о в е т с к о го с а м о л е т а в а э р о п о р т у стол ицы М о г а д и ш о . Фото Д. Степанченко. (Фотохроника ТАСС). Т р и д еся ти л е ти я п р о ш л и с о д н я о с в о б о ж д е н и я Б у д а п е ш т а о т ф а ш и с т с к и х з а хв а т ч и к о в . Ц в е т у щ а я сто л и ц а н а р о д н о й р е с п у б л и к и у с п е ш н о ид ет п о в ы б р а н н о м у е ю п ути стр о и те л ь ств а с о ц и а л и з м а . Н а с н и м к е : О б у д а — од и н из р а й о н о в ж илы х н о в о с т р о е к . Ф о т о М Т И — ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz