Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

т кале В. И. Чуйиову - 7 5 лет ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ И МЯ прославленного советско­ го полководца, дважды Ге­ роя Советского Сою за Мар­ шала Советского Сою за Василия Ивановича Чуйкова (1900) хорошо известно в нашей стране и за ру­ бежом. Солдат революции, боец - Коммунистической партии, горячо любящий свою Родину, свой на­ род, он всю жизнь посвятил борь­ бе за Советскую власть. Сын крестьянина, он рано начал трудовую жизнь. 18-летним юно­ шей вступил он в Красную Армию. Курсанту Чуйкову посчастливилось видеть и слышать В. И. Ленина. Это событие осталось в его па­ мяти на всю жизнь. Оно опреде­ л и л о дальнейшую судьбу будуще­ го полководца. Юность Чуйкова закалялась в огне гражданской войны. В 19 лет. граничная храбрость, бесстрашие он — командир полка в легендар­ ной дивизии В. М. Азина, и уже тогда проявился незаурядный во­ енный талант В. И, Чуйкова. Без- сочетались у него с огромной во­ лей. Немало успешных боев провел он сначала на Восточном фронте против полчищ Колчака, а затем на Западном — против белополя- ков. Фронты гражданской войны стали боевыми университетами В, И, Чуйкова. Полководческий талант его осо­ бенно вырос и окреп в суровые годы Великой Отечественной вой­ ны. В дни обороны Сталинграда он возглавлял войска легендарной 62-й армии, сыгравшей исключительно важную ооль в защите города- героя на Волге, После Сталинградской битвы войска под командованием Чуйко­ ва участвовали в освобождении Донбасса, форсировании Днепра, освобождении Запорожья. Одес­ сы, изгнании фашистских захватчи­ ков с Украины и из братской Польши, в Висло-Одерской и Бер­ линской операциях. Гвардейцы Сталинграда, начав свой героический путь на Волге, закончили его в поверженной столице фашистского рейха — Берлине. После войны партия направля­ ет В И Чуйкова на различные от­ ветственные посты. Ветеран граж­ данской и Великой Отечественной войн, опаленный огнем многих сражений, В. И, Чуйков и сейчас неутомимо трудится над выпол­ нением задач, связанных с повы­ шением обороноспособности на­ шего государства. Заслуженным авторитетом в экипаже транспортного рефри­ жератора «Алексей Венецианов» пользуется электрик, ударник ксмтруда, член судового комитета профсоюза Петр Васильевич Житников. Этот специалист работает на корабле с момента его постройки — уже одиннадцатый год. За активную общественную работу Пегр Васильевич в і ЧЫ году отмечен Почетной грамотой ЦК ВЦСПС. Его по праву счи-’ гакзт в коллективе наставником молодежи. На снимке: П. В. Житников. Фото Е. Щукина. Партийная эш лб Н а с т а в н и ч е с т в о — дело не новое. Это ста­ рая рыбацкая традиция, благодаря которой на флоте вырастают специалисты, масте­ ра своего дела, высоко несущие честь и достоинство советского моряка. Наставничество на корабле порой возникает само по себе, именно в силу традиции. Ко­ рабль выходит на промысел, экипаж наполовину из нович­ ков, которые имеют довольно смутное представление о том, что им предстоит делать. А ры­ ба идет... Ее вовремя надо уби­ рать, обрабатывать и чтобы ас­ сортимент был и качество. Бы­ валые рыбообработчики встают рядом с новичками, щедро де­ лятся с ними опытом работы, раскрывают секреты мастерст­ ва. Но в этом ли только заклю­ чается наставничество? Не упу> щен ли здесь главный его эле­ мент — воспитание? Может быть, приведенный выше пример не типичен. На большинстве кораблей наставни­ ческая работа ведется под ру­ ководством партийной организа­ ции с привлечением комсомола. Однако конкретность в закреп­ лении молодежи за определен­ ными опытными работниками именно в воспитательных целях есть далеко не везде. Не везде также эта работа ведется по четкому плану. Таким образом, наставничество как-то сливает­ ся с обучением вообще. А вот как на это смотрит мат­ рос с ППР «Буссоль» Николай Васильевич Захаров: — Идет парень первый раз в море. Это. прямо скажем, не сладко. Совершенно новые ус­ ловия, все расписано по мину­ там. Когда идет лов, спим где по шесть, а где и по четыре ча­ са. Работа нелегкая, и все ры­ ба. рыба... Выдерживает не каждый. Задача наставника не только передать молодому ры­ баку свои профессиональные на­ выки, но и привить любовь к рыбацкому труду, к морю. В предпоследнем рейсе на ППР «Буссоль» судовая пар­ тийная организация все вопро­ сы, связанные с наставничест­ вом, взяла под свой строгий контроль. Кстати сказать, в прошедшем году, если судить по представленным в партком тралового флота протоколам партийных собраний с других судов, вопрос наставничества обсуждался коммунистами только на ППР «Буссоль», От­ ветственным за этот важней­ ший участок работы здесь был утвержден коммунист технолог Н. Ф. Ильичев. В каждом от­ дельном случае заключался трехсторонний договор. Вот в несколько сокращенном виде тексты этих договоров: — Я, молодой рабочий В. Ду- дочкин, обязуюсь добросовестно осваивать свою специальность матроса - рыбообработчика, ов­ ладевать передовыми приемами Алексеев в период учебы в Ле­ нинградской высшей партийной школе в числе других слушате­ лей встречался с Героем Социа­ листического Труда бригадиром слесарей-сборщиков объедине­ ния «Электросила» С. С. Вит- ченко. Молодого политработни­ ка покорил этот энергичный, жизнерадостный человек, отда­ ющий много сил воспитанию мо­ лодых рабочих, порой с не очень легкими судьбами и характера­ ми. Строя наставническую работу на «Буссоли», тов. Алексеев брал за образец опыт работы Витченко, применительно к ус­ ловиям работы и жизни экипа­ жа. Сентябрь. На мойвенной по­ роде перенял у наставника все навыки и приемы крышечника, упаковщика и сортировщика. Выполнял обязанности главного судьи при сдаче экипажем норм комплекса 1'ТО. Замечаний по соблюдению техники безопаснос­ ти нет. Октябрь. Продолжает осваи­ вать специальность весовщнка- крышечнпка, учится произво­ дить оттайку морозильных ка­ мер. Занимается в школе ком­ мунистического труда. Ноябрь. Осваивает приемы труда на операции упаковки, изучает устройство судна. В го­ довщину Октября администра- IIIIІПН !III! IIIIMill IIІІІІII ІП ІІІІІІІІИ ІІІІН ІІІІІІІIі IIII III 11IIІІІП !І I И11і III I IIII іII1111III 111III ІІIИ !11Ш! 1111II11!111111!II I! 11 і11III IIII • ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ И НАСТАВНИЧЕСТВО ПРАВО ВОСПИТЫВАТЬ ШШ ІІМ Н ІІІШ ПШ ІШ ІІШ Ш НШ ІІІІШ П ІШ Ш М ІІІІІІІІШ ІШ Ш ІІПШ ІШ М Ш Ш М ІШ Ш Ш Ш ІПШ Ш ІШ ІШ ІІІІІІШ Ш ІШ Ш П ІШ труда, повышать технические знания. К концу рейса сдать на разряд второго класса. Повы­ шать свой общеобразовательный и профессиональный уровень в школе коммунистического тру­ да. Не иметь нарушений трудо­ вой и общественной дисципли­ ны, бороться за звание ударни­ ка коммунистического труда. Активно участвовать в общест­ венной жизни судна, сдать нор­ мы ГТО. Бережно хранить и личным внладом умножать славные традиции буссолевцев, — Я, шеф-наставник Н. В. Захаров, обязуюсь передавать свой производственный опыт с целью быстрейшего освоения подшефным своей специально­ сти. Добиться, чтобы к истече­ нию срока договора он довел норму выработки до 140 процен­ тов, подготовить его к сдаче на разряд матроса второго класса. Осуществлять постоянный кон­ троль за повышением подшеф­ ным общеобразовательных зна­ ний, привлекать его к творче-' ской, рационализаторской рабо­ те. Знать круг интересов, семей­ ные отношения, быт. Личным примером II советом прививать молодому рыбаку любовь к своей профессии, морю, уваже­ ние к коллективу. — Администрация ППР «Буссоль» в лице... обязуется создавать необходимые условия молодому рабочему для повы­ шения им производственных навыков, политических, техниче­ ских й общеобразовательных знаний. Бывший секретарь партийной организации на «Буссоли» Г, Л, Три договора. А не очень ли это много на одного-то челове­ ка? Может быть, и так. Что же? Формы закрепления могут быть иными, более лаконичными. Но без ритуала закрепления настав­ ничества обходиться нельзя. Ведь только в результате этого так четко, так по-умному знает свои наставнические обязаннос­ ти матрос первого класса, член судового комитета ППР «Бус­ соль» Н. В. Захаров. Они за­ креплены за ним официально, их не отбросишь, о них не за­ будешь. Да и не дадут забыть. Выполнение договоров про­ веряется раз в месяц. Итоги фиксируются. Читаем: Август. Освоил специаль­ ность весовщика. Взял личное обязательство подтвердить зва­ ние ударника коммунистическо­ го труда. Научился верно про­ изводить разделку рыбы трес­ ковых пород, выпуск тушки на станке. Но... полностью не от­ работаны все приемы при раз­ делке рыбы на время. ция судна отметила хорошую ра­ боту В. Дудочкина. Думается, что строчки этого своеобразного дневника в ком­ ментариях не нуждаются. На «Буссоли» шесть настав­ ников имели такие договоры. Это матросы первого класса В. Беляев, В. Белов, начальник радиостанции Ф. Хруничев, по­ вар В. Севостьян и другие. Мно­ го э-то или мало — решать на каждом судне конкретно, подхо­ дить к членам коллектива диф­ ференцированно. Опытный пер­ вый помощник капитана не вый­ дет в рейс, не изучив своего по­ полнения по личным делам и при личном знакомстве. Для од­ ного будет достаточно общих для всех воспитательных меро­ приятий и средств обучения. Другой же нуждается в особом внимании, ему необходимо по­ стоянное общение с человеком, имеющим большой производст­ венный опыт, человеком автори­ тетным, чтобы было «делать жизнь с кого». В таких настав­ никах одинаково могут нуждать­ ся как рабочие, так и молодые специалисты, будущие команди­ ры производства. 23 ноября 1974 года комму­ нист Н. Ф Ильичев отчитывал­ ся на судовом партийном собра­ нии ПГІР «Буссоль» о том, как он руководит наставничество ■.!. Тов. Ильичев рассказал: — В рейсе впервые вышли в море 12 человек. По рекоменда­ ции партийной организации су­ довой комитет на заседании восьмого августа разработал и утвердил «Договор о содруже­ стве между шефом-наставнико.м и молодым рабочим». Опреде­ лил лиц, нуждающихся и нас­ тавничестве. Подбор наставников произвел судовой комитет совместно с, ад­ министрацией и бюро комсо­ мольской организации из числа- передовых моряков, пользую­ щихся заслуженным авторите­ том в коллективе. В проверке выполнения дого­ воров принимают участие пред­ ставитель администрации, сек ретарь комсомольской организа­ ции. Итоги проверки заносятся в журнал. Наставники ответственны не только за профессиональное обу­ чение, но и за нравственное вос­ питание своего подшефного. За этими скупыми строками протокола прослеживается пос - ледовательность в работе по ор­ ганизации наставничества на ко­ рабле, его цель, а также широ­ кое привлечение к этому комсо­ мольцев и общественности. Не сказано в протоколе о том, что результаты наставничества по­ стоянно были предметом обсуж­ дения на рабочих собраниях, в кругу командного состава, осве­ щались в стенной печати и но судовому радио. Больших трудовых успехов добился экипаж ППР «Буссоль» в определяющем году пятилет­ ки. И в общей победе — вклад молодых рабочих и специалис­ тов, за дела и поступки которых душой болели уважаемые в кол­ лективе люди -— наставники. Е. ЧУЛКОВА. КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ус­ пешно закончил испытания первый советский супертанкер «Крым». Водоизмещение ко­ рабля 182 тысячи тонн, грузо­ подъемность 150 тысяч тонн. На снимке: танкер «Крым» в мере. Фото Ю . Ильенко. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz