Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

ДОГ ОВОР Д В Е Н А Д Ц А Т И —В Д Е Й С Т В И И БЕРЕГ, СЛУШАЙ „НАВИГАТОРА"! Комсомольско-молодежный тм и м ПИР «Навигатор» успешно выполняет с н е о б язательство м добыче к четыре с попон н ой года пятилетки не менее SM тысяч щ аамрм рыбы. Мы поставили также своей целью обеспечить ко Дню рыбака выработку сверх пятилетнего плана 100 тысяч центнеров пищевой продукции и уве­ ренно движемся к яамечемюму рубежу- Нашему корабяю в очередную стоянку предстоит ремонт. Мы надеемся, что судоремонтом примут «се меры к тому, чтобы вы- І£.'ІІИ ІІІІІІІІЛ І1Я!ІІНПШ ІІІПШ Я1Ш ІІІІІІЯИШ І1ІІПаиііІ11ІІШЖ ІіиііМ 1ІІІІІІШ іІШ 1ІІІІІІІІ)І1І11ІШ ІІІІІ1ІІІІІІІІІ1ІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ1П !ІІІІІІІІІІН І1І!ІІ!ІІ1ІІІІІІІ1І1ІІІ!ІІІІІІ!І!1!ІІІІІІІІІ(ІІІІІ!ІІІІІІІІІІ!1М ІІ!ІІ полнить его досрочно. Это позволит экипажу сократить стоянку и быстрее выйти на промысел. вызываем судоремонтников на соревнование за досрочное про­ ведение ремонта. Моряки подготовили к нему судовые механизмы и будут оказывать бригадам завода необходимую помощь. Своими силами мы произведем чистку всех топливных танков. Вызываем на соревнование за досрочную разгрузку корабля коллективы рыбного порта, рыбокомбината, «Севрыбсбыта», желез­ нодорожников станции Мурманск. По поручению экипажа: ЕВГРАФОВ, ПЛЮЩ, КОРЗУН, АБРА­ МОВ. 5 £ .П ІІІЛ ІІІІІІІШ ІІІІІІШ Ш ІІШ Ш Ш Ш Н ІІІШ ІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІНШ Ш Ш ІШ П ІШ ІІ Никон Зосимович (Окончание. Нач. в Me 15, 17J Добрый пример заразителен. Осо­ бенно пример капитана. И я не раз убеждался, что во взаимоотношениях людей на «Петропавловске» нет того, что приходилось мне наблюдать на многих других траулерах, — нет дер­ готни, нет хриплой крикливости, нет влой подначки и мутноглазой недоб- роты в глазах... В моем блокноте-дневнике, который я вел на «Петропавловске», нашел я Следующую запись: «Сегодня разговаривал с кочегаром <фамилию не указываю сознательно нрим. автора). Его фотография Помещена на корабельной Доске по­ чета. — Как вам живется-работается? — спрашиваю. — Хорошо живется-работается, — отвечает. — А если подробней?.. — Ну что я могу вам сказать... Перво-наперво, дружный у нас кол­ лектив... Сочувствуем друг другу, по­ могаем друг другу... И народ все у нас работящий, никто не сачкует... Потом не последнее дело заработки... План всегда перевыполняем, отсюда и деньги хорошие... А все это в пер- Ьую голову от капитана, он у нас му­ жик крепкий... — А в чем заключается крепость его? — Крепость его в том, что дело знает и к людям уважителен. Вот я здесь сколько плаваю, не слышал, чтобы он шуганул кото. Иные капи­ таны знают только права качать, mj - тюкн сыплют, а этот с каждым пого­ ворит, каждого послушает, во все вникнет... Разве такого подведешь? Да с ним хоть на Северный полюс! И, подумав, добавил: — Верит он людям... — Как понимать «верит людям»? —- спросил я. — А так и понимайте — верит. Вот в меня поверил... Я ведь был не­ хороший... Пил страшно. Как в порт придем — я уже не работник. И гна­ ли меня, как поганого пса, со всех судов. Больше двух рейсов ни на од­ ном тральце не удерживался — спй- сывали. А попал на «Петропавловск» — н завязал... Успокоили меня тут, поддержали... У меня ведь в семье не все ладно было... Капитан со мною не один раз беседовал, вник в мою жизнь, правильные слова сказал мне, поверил в меня, и я... как из ямы вы­ лез... —- Если бы вам предложили пе­ рейти на другой корабль, как вы от­ неслись бы к этому? — Нет, я с этого траулера никуда! Да не только я! Все мы за него дер­ нимся. Вот мы на днях подсчитали: с '■Петропавловска» за два года ушло только семь человек! А на других су- за это время по четыре экипажа сменилось. Нет. отсюда — ни шагу! Мы даже когда ■приходим из отпуска или когда но болезни от судна отста­ ем — дожидаемся «Петропавловска» в порту, хотя кадровики норовят пае на другой корабль послать. Вот и вся запись... Когда беседо­ вал с кочегаром, я, конечно, ничего' не написал. Запись сделал сразу же после разговора с ним, по памяти. В чем-то, может быть, допустил неточ­ ность, но вот эти слова помню точно: «Разве такого подведешь? Да я с ним хоть на Северный полюс»! И сейчас, перечитывая эти слова, задумался... Кто его знает, может, и тех двоих — матросов Линника и Пустотного погнала к Северному полюсу вслед за нартами умирающего Седова не фанатическая вера в возможность до­ стигнуть полюса, а властная и добрая сила обаяния капитана? Жил я на «Петропавловске» в ка­ питанской каюте — была там свобод­ ная койка. О чем только за рейс не перегово­ ришь?.. Зашел как-то у нас с капитаном разговор о «предотходных» пьянках на рыболовных судах, так назы­ ваемых «отвальных». Вспомнил я свой первый выход в море. Это было летом 194S года. Мне, студенту Мосрыбвтуза, пред­ стояло выйти в рейс на одном из траулеров для прохождения морской практики. Пришел я ва судно в день его отхода в море и то, что увидел, поразило меня, как гром небесный... Ва корабле шла генеральная пьянка. Хмельные были не только матросьі, не только кочегары, но н штурманы Ч механики. На палубе ходили, на- чаясь. какие-тО обалдевшие личности. Помню перегнувшегося через план­ ширь молодого матросика с позеле­ невшим лицом и выпученными глаза­ ми <•— его выворачивало наизнанку, Он издавал какие-то утробные, нече­ ловеческие звуки. Кто-то лохматый в бдной тельняшке и трусах носился за кем-то по палубе со щкерочным но- }}юм в руке. Кто-то взобрался на ван- тй н горланил оттуда песни. Потом я узнал, что отход траулера задержался тогда ва несколько часов. Да а как ему было не задержаться, если из главного и запасного компа­ сов был выпит весь спирт? Но об этом я уЭнал потом, потому что самого выхода в море не помню. Дело прошлое: и меня тогда закрутив, втянул, всосал в себя этот хмельной Водоворот, Вскоре я так же был пьян, как и все, пел какие-то дурацкие пес­ ни, с кем-то целовался... Понимал, что не дело делаю, что непорядок это, й йротивно было пить стаканами воню­ чий «сучок», а пил... Чтобы не быть «белой вороной»... Чтобы не выгля­ деть «хлюпиком». Чтобы приняла ме­ ля в свою среду флотская братва... А потом провалился в темную ямину и пришел в себя уже в море. И долго был я сам себе противен за все это... Веселков внимательно слушал ме­ ня, а когда я кончил свой рассказ, сказал задумчиво: — Вы знаете, на тех судах, где я плаваю, никаких «отвальных» не бы­ вает. Твердо убежден, что все здесь зависит от капитана. Помню, как-то довелось мне на время отпуска под­ менять капитана на РТ-41.. Так этот кэп умудрился напиться со своей командой до такого состояния, что не смог подписать акт передачи дел! Все были пьяны. Я с трудом нашел одно­ го трезвого, чтобы поставить его на руль. Тут же. в порту, списал с судна шесть человек и, не дождавшись за­ мены, вышел в море. Нелегко было в рейсе, но в порт пришли с полным грузом. А к следующему отходу пья­ ных уже не было. Проплавал я на РТ-41 три рейса, и за это время по вылову рыбы он переместился с 39-го по флоту на 12-е место. И хмельным при мне на этом траулере не пахло, к отходу все являлись трезвехонькие. А потом пришел старый капитан, и все пошло по-прежнему. Вот вам еще пример. В войну нам ежедневно К обеду давали по 100 граммов вод- Веселков ни, а в походах — по 200. Я пил вод­ ку очень редко. Смотрю, что-то и подчиненные мои все реже стали на­ полнять рюмки... Принесет буфетчик в кают-компанию к обеду два двух­ литровых графина водки и почти не тронутыми уносит обратно. Спраши­ ваю тогда я подчиненных: «Почему, товарищи командиры, не употребляе­ те «наркомовской» положенной вам нормы за обедом?» А они мне отвеча­ ют: «Смотрим на командира корабля и делаем то же самое». Даже'коман­ дир БЧ-5 (стармех), который в мир­ ное время любил выпить, стал воздер­ живаться, не каждый день пил... Вот что значит капитанский пример! Да, капитанский пример — великое дело. Я имел возможность убедиться и в другом проявлении силы такого при­ мера: личная чистоплотность Весел­ кова трансформировалась буквально в культ чистоты на корабле. Приходилось мне не раз в преж­ ние годы видеть на промысловых су­ дах моряков, которые запросто садят­ ся за стол с немытыми руками, ло­ жатся на койку в верхней одежде, бросают окурки, где попало, заходят в салон в спецодежде. На «Петропавловске» подобное бы­ ло исключено. Случись такое — это было бы ЧП. По чистоте, опрятности штурман­ ской рубки, кают, кубриков, санузлов «Петропавловск» мог успешно сорев­ новаться с пассажирскими лайнерами. В очерке не расскажешь обо всем виденном мною на «Петропавловске». Не тот жанр. Ну как, например, рассказать сред­ ствами очерка о разработанных капи­ таном очень удобных для пользования Таблицах? По ним можно было легко и быстро определить необходимую Длину вытравленных ваеров (в зави­ симости от глубины места и скорости траления): безопасную дистанцию ме- й<ДУ судном и буем (чтобы не заце­ пить тралом якорь): диаметр циркуля­ ции судна с тралом при повороте на обратный курс: расстояние по гори­ зонтали от кормы судна до' кутка Трала и получить много других, важ­ ных в судоводительской практике све­ дений. Как рассказать об интереснейших, применявшихся только на «Петропав­ ловске» схемах вооружения нижней йодборы трала? Как рассказать о придуманной Ве­ селковым изумительной по своей про­ стоте и наглядности системе «упро­ щенного хозрасчета» — системе, ко­ торая мгновенно и наглядно, как кар­ диограмма, отражала состояние фи­ нансово-экономического «здоровья» корабля? Вообще, всю жизнь Веселков при­ думывал разные «штуковины», кото­ рые облегчали труд людям. Началось это у него еще в начале тридцатых годов, когда он взял и уве­ личил в 16 раз площадь тесных про­ мысловых квадратиков на оичинни- ковской карте восточной части Барен­ цева моря. И сразу стало легко и удобно вести счисление места судна при работе с тралом разными курса­ ми. А потом он изобрел для крепления квартропов к дугам досок (кабелей тогда не было) специальные стропы с гаками — безопаснее стало подсоеди­ нять квартроп. А потом прикрепил к топенантам трала леера — и это был первый шаг к механизации выборки трала. А потом сконструировал и первый применил лотковую гидромойку... На штурманском столе каждого ко­ рабля обычно лежат путевая карта, рабочий планшет. Часто они бывают грязноваты. И неудивительно: то не­ чаянно облокотится на стол штурман, то проведет по карте пальцем загля­ нувший в рубку механик, то положит на нее мокрую ладонь матрос. Неравнодушный к чистоте Никон Зосимович не мог с этим мириться: для предохранения от загрязнения карты и планшеты на штурманском столе «Петропавловска» были понры- ты прозрачной хлорвиниловой плен­ кой. Специально смонтированные пе­ редвижные планки-держатели созда­ вали тугой натяг пленки, закрепляли карту на столе, позволяли быстро, п р и необходимости, отвернуть пленку, оголить нужный участок. Вы скажете: мелочь. Может быть... Однако мелочи иногда приобретают зловещий оттенок. В морской практи­ ке известны случаи неверной про­ кладки курса из-за потертости, заму- соденности карт. А сколько видел я на «Петропав­ ловске» сделанных руками судовых умельцев (по эскизам капитана) дру­ гих «мелочей» — всяких простых и ѵдебных приспособлений: держате­ лем мегафонов, настенных пепельниц, шкафчиков для пиротехники и нави­ гационных приборов, палубных съем­ ных щитов... Впрочем о щитах рас- скажу поподробней. Рыбу для шкерки подают на рыбо- дел с помощью специальных пик. Матрос-подавальщик, прокалывая ры­ бу, задевает острием пики палубу. Поэтому палуба в местах расположе­ ния рыбных ящиков имеет жалкий ьид — она вся исколота и быстро разрушается. Веселков не мог на это спокойно смотреть. Для ограждения палубы от наколов он придумал съемные стел­ лажи-щиты. По его чертежам щиты были изготовлены и каждый раз при следовании на промысел укладыва­ лись на свои места. В щитах были сделаны отверстия для стока воды. Укладывались они ва палубу не вплотную, а с зазором. Вся вода из рыбных ящиков вытека­ ла. Это имело свои несомненные пре­ имущества: матрос-подавальщик не стоял в воде, а рыбу не било во вре­ мя качки о стенки ящика. Но больше всего доволен был Ве­ селков тем, что палуба не «коряба- ется». — Вы только посмотрите на нашу палубу — она же у нас как новень­ кая, ни дырочки на ней, ни царапин­ ки! — говорил он с гордостью. Таких «мелочей» было на «Петро­ павловске» много, и в каждой из них я узнавал «почерк» капитана Весел­ кова. В 1963 году заполярные рыбаки поздравили Никона Зосимовича с при­ своением ему высокого звания Героя Социалистического Труда. Более четверти века прошло с то­ го дня, когда в дверь моей комнаты постучал капитан Веселков. Все эти годы мы мало с ним виде­ лись, редко встречались, а потом н вовсе наши пути разошлись: пересе­ лился он из Архангельска в Севасто­ поль и стал водить рыболовные суда в дальние районы промысла. Изменились районы промысла, но прежним остался капитан Веселков: мы не раз получали добрые вести о нем, о его славных делах. Немало Никону Зосимовичу уже лет. . Но ходит еще в дальние плава­ ния старый капитан. И, думается мне, где бы ни был Веселков, помнит он свои родные края,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz