Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.
ДОГ ОВОР Д В Е Н А Д Ц А Т И —В Д Е Й С Т В И И БЕРЕГ, СЛУШАЙ „НАВИГАТОРА"! Комсомольско-молодежный тм и м ПИР «Навигатор» успешно выполняет с н е о б язательство м добыче к четыре с попон н ой года пятилетки не менее SM тысяч щ аамрм рыбы. Мы поставили также своей целью обеспечить ко Дню рыбака выработку сверх пятилетнего плана 100 тысяч центнеров пищевой продукции и уве ренно движемся к яамечемюму рубежу- Нашему корабяю в очередную стоянку предстоит ремонт. Мы надеемся, что судоремонтом примут «се меры к тому, чтобы вы- І£.'ІІИ ІІІІІІІІЛ І1Я!ІІНПШ ІІІПШ Я1Ш ІІІІІІЯИШ І1ІІПаиііІ11ІІШЖ ІіиііМ 1ІІІІІІШ іІШ 1ІІІІІІІІ)І1І11ІШ ІІІІІ1ІІІІІІІІІ1ІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ1П !ІІІІІІІІІІН І1І!ІІ!ІІ1ІІІІІІІ1І1ІІІ!ІІІІІІ!І!1!ІІІІІІІІІ(ІІІІІ!ІІІІІІІІІІ!1М ІІ!ІІ полнить его досрочно. Это позволит экипажу сократить стоянку и быстрее выйти на промысел. вызываем судоремонтников на соревнование за досрочное про ведение ремонта. Моряки подготовили к нему судовые механизмы и будут оказывать бригадам завода необходимую помощь. Своими силами мы произведем чистку всех топливных танков. Вызываем на соревнование за досрочную разгрузку корабля коллективы рыбного порта, рыбокомбината, «Севрыбсбыта», желез нодорожников станции Мурманск. По поручению экипажа: ЕВГРАФОВ, ПЛЮЩ, КОРЗУН, АБРА МОВ. 5 £ .П ІІІЛ ІІІІІІІШ ІІІІІІШ Ш ІІШ Ш Ш Ш Н ІІІШ ІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІНШ Ш Ш ІШ П ІШ ІІ Никон Зосимович (Окончание. Нач. в Me 15, 17J Добрый пример заразителен. Осо бенно пример капитана. И я не раз убеждался, что во взаимоотношениях людей на «Петропавловске» нет того, что приходилось мне наблюдать на многих других траулерах, — нет дер готни, нет хриплой крикливости, нет влой подначки и мутноглазой недоб- роты в глазах... В моем блокноте-дневнике, который я вел на «Петропавловске», нашел я Следующую запись: «Сегодня разговаривал с кочегаром <фамилию не указываю сознательно нрим. автора). Его фотография Помещена на корабельной Доске по чета. — Как вам живется-работается? — спрашиваю. — Хорошо живется-работается, — отвечает. — А если подробней?.. — Ну что я могу вам сказать... Перво-наперво, дружный у нас кол лектив... Сочувствуем друг другу, по могаем друг другу... И народ все у нас работящий, никто не сачкует... Потом не последнее дело заработки... План всегда перевыполняем, отсюда и деньги хорошие... А все это в пер- Ьую голову от капитана, он у нас му жик крепкий... — А в чем заключается крепость его? — Крепость его в том, что дело знает и к людям уважителен. Вот я здесь сколько плаваю, не слышал, чтобы он шуганул кото. Иные капи таны знают только права качать, mj - тюкн сыплют, а этот с каждым пого ворит, каждого послушает, во все вникнет... Разве такого подведешь? Да с ним хоть на Северный полюс! И, подумав, добавил: — Верит он людям... — Как понимать «верит людям»? —- спросил я. — А так и понимайте — верит. Вот в меня поверил... Я ведь был не хороший... Пил страшно. Как в порт придем — я уже не работник. И гна ли меня, как поганого пса, со всех судов. Больше двух рейсов ни на од ном тральце не удерживался — спй- сывали. А попал на «Петропавловск» — н завязал... Успокоили меня тут, поддержали... У меня ведь в семье не все ладно было... Капитан со мною не один раз беседовал, вник в мою жизнь, правильные слова сказал мне, поверил в меня, и я... как из ямы вы лез... —- Если бы вам предложили пе рейти на другой корабль, как вы от неслись бы к этому? — Нет, я с этого траулера никуда! Да не только я! Все мы за него дер нимся. Вот мы на днях подсчитали: с '■Петропавловска» за два года ушло только семь человек! А на других су- за это время по четыре экипажа сменилось. Нет. отсюда — ни шагу! Мы даже когда ■приходим из отпуска или когда но болезни от судна отста ем — дожидаемся «Петропавловска» в порту, хотя кадровики норовят пае на другой корабль послать. Вот и вся запись... Когда беседо вал с кочегаром, я, конечно, ничего' не написал. Запись сделал сразу же после разговора с ним, по памяти. В чем-то, может быть, допустил неточ ность, но вот эти слова помню точно: «Разве такого подведешь? Да я с ним хоть на Северный полюс»! И сейчас, перечитывая эти слова, задумался... Кто его знает, может, и тех двоих — матросов Линника и Пустотного погнала к Северному полюсу вслед за нартами умирающего Седова не фанатическая вера в возможность до стигнуть полюса, а властная и добрая сила обаяния капитана? Жил я на «Петропавловске» в ка питанской каюте — была там свобод ная койка. О чем только за рейс не перегово ришь?.. Зашел как-то у нас с капитаном разговор о «предотходных» пьянках на рыболовных судах, так назы ваемых «отвальных». Вспомнил я свой первый выход в море. Это было летом 194S года. Мне, студенту Мосрыбвтуза, пред стояло выйти в рейс на одном из траулеров для прохождения морской практики. Пришел я ва судно в день его отхода в море и то, что увидел, поразило меня, как гром небесный... Ва корабле шла генеральная пьянка. Хмельные были не только матросьі, не только кочегары, но н штурманы Ч механики. На палубе ходили, на- чаясь. какие-тО обалдевшие личности. Помню перегнувшегося через план ширь молодого матросика с позеле невшим лицом и выпученными глаза ми <•— его выворачивало наизнанку, Он издавал какие-то утробные, нече ловеческие звуки. Кто-то лохматый в бдной тельняшке и трусах носился за кем-то по палубе со щкерочным но- }}юм в руке. Кто-то взобрался на ван- тй н горланил оттуда песни. Потом я узнал, что отход траулера задержался тогда ва несколько часов. Да а как ему было не задержаться, если из главного и запасного компа сов был выпит весь спирт? Но об этом я уЭнал потом, потому что самого выхода в море не помню. Дело прошлое: и меня тогда закрутив, втянул, всосал в себя этот хмельной Водоворот, Вскоре я так же был пьян, как и все, пел какие-то дурацкие пес ни, с кем-то целовался... Понимал, что не дело делаю, что непорядок это, й йротивно было пить стаканами воню чий «сучок», а пил... Чтобы не быть «белой вороной»... Чтобы не выгля деть «хлюпиком». Чтобы приняла ме ля в свою среду флотская братва... А потом провалился в темную ямину и пришел в себя уже в море. И долго был я сам себе противен за все это... Веселков внимательно слушал ме ня, а когда я кончил свой рассказ, сказал задумчиво: — Вы знаете, на тех судах, где я плаваю, никаких «отвальных» не бы вает. Твердо убежден, что все здесь зависит от капитана. Помню, как-то довелось мне на время отпуска под менять капитана на РТ-41.. Так этот кэп умудрился напиться со своей командой до такого состояния, что не смог подписать акт передачи дел! Все были пьяны. Я с трудом нашел одно го трезвого, чтобы поставить его на руль. Тут же. в порту, списал с судна шесть человек и, не дождавшись за мены, вышел в море. Нелегко было в рейсе, но в порт пришли с полным грузом. А к следующему отходу пья ных уже не было. Проплавал я на РТ-41 три рейса, и за это время по вылову рыбы он переместился с 39-го по флоту на 12-е место. И хмельным при мне на этом траулере не пахло, к отходу все являлись трезвехонькие. А потом пришел старый капитан, и все пошло по-прежнему. Вот вам еще пример. В войну нам ежедневно К обеду давали по 100 граммов вод- Веселков ни, а в походах — по 200. Я пил вод ку очень редко. Смотрю, что-то и подчиненные мои все реже стали на полнять рюмки... Принесет буфетчик в кают-компанию к обеду два двух литровых графина водки и почти не тронутыми уносит обратно. Спраши ваю тогда я подчиненных: «Почему, товарищи командиры, не употребляе те «наркомовской» положенной вам нормы за обедом?» А они мне отвеча ют: «Смотрим на командира корабля и делаем то же самое». Даже'коман дир БЧ-5 (стармех), который в мир ное время любил выпить, стал воздер живаться, не каждый день пил... Вот что значит капитанский пример! Да, капитанский пример — великое дело. Я имел возможность убедиться и в другом проявлении силы такого при мера: личная чистоплотность Весел кова трансформировалась буквально в культ чистоты на корабле. Приходилось мне не раз в преж ние годы видеть на промысловых су дах моряков, которые запросто садят ся за стол с немытыми руками, ло жатся на койку в верхней одежде, бросают окурки, где попало, заходят в салон в спецодежде. На «Петропавловске» подобное бы ло исключено. Случись такое — это было бы ЧП. По чистоте, опрятности штурман ской рубки, кают, кубриков, санузлов «Петропавловск» мог успешно сорев новаться с пассажирскими лайнерами. В очерке не расскажешь обо всем виденном мною на «Петропавловске». Не тот жанр. Ну как, например, рассказать сред ствами очерка о разработанных капи таном очень удобных для пользования Таблицах? По ним можно было легко и быстро определить необходимую Длину вытравленных ваеров (в зави симости от глубины места и скорости траления): безопасную дистанцию ме- й<ДУ судном и буем (чтобы не заце пить тралом якорь): диаметр циркуля ции судна с тралом при повороте на обратный курс: расстояние по гори зонтали от кормы судна до' кутка Трала и получить много других, важ ных в судоводительской практике све дений. Как рассказать об интереснейших, применявшихся только на «Петропав ловске» схемах вооружения нижней йодборы трала? Как рассказать о придуманной Ве селковым изумительной по своей про стоте и наглядности системе «упро щенного хозрасчета» — системе, ко торая мгновенно и наглядно, как кар диограмма, отражала состояние фи нансово-экономического «здоровья» корабля? Вообще, всю жизнь Веселков при думывал разные «штуковины», кото рые облегчали труд людям. Началось это у него еще в начале тридцатых годов, когда он взял и уве личил в 16 раз площадь тесных про мысловых квадратиков на оичинни- ковской карте восточной части Барен цева моря. И сразу стало легко и удобно вести счисление места судна при работе с тралом разными курса ми. А потом он изобрел для крепления квартропов к дугам досок (кабелей тогда не было) специальные стропы с гаками — безопаснее стало подсоеди нять квартроп. А потом прикрепил к топенантам трала леера — и это был первый шаг к механизации выборки трала. А потом сконструировал и первый применил лотковую гидромойку... На штурманском столе каждого ко рабля обычно лежат путевая карта, рабочий планшет. Часто они бывают грязноваты. И неудивительно: то не чаянно облокотится на стол штурман, то проведет по карте пальцем загля нувший в рубку механик, то положит на нее мокрую ладонь матрос. Неравнодушный к чистоте Никон Зосимович не мог с этим мириться: для предохранения от загрязнения карты и планшеты на штурманском столе «Петропавловска» были понры- ты прозрачной хлорвиниловой плен кой. Специально смонтированные пе редвижные планки-держатели созда вали тугой натяг пленки, закрепляли карту на столе, позволяли быстро, п р и необходимости, отвернуть пленку, оголить нужный участок. Вы скажете: мелочь. Может быть... Однако мелочи иногда приобретают зловещий оттенок. В морской практи ке известны случаи неверной про кладки курса из-за потертости, заму- соденности карт. А сколько видел я на «Петропав ловске» сделанных руками судовых умельцев (по эскизам капитана) дру гих «мелочей» — всяких простых и ѵдебных приспособлений: держате лем мегафонов, настенных пепельниц, шкафчиков для пиротехники и нави гационных приборов, палубных съем ных щитов... Впрочем о щитах рас- скажу поподробней. Рыбу для шкерки подают на рыбо- дел с помощью специальных пик. Матрос-подавальщик, прокалывая ры бу, задевает острием пики палубу. Поэтому палуба в местах расположе ния рыбных ящиков имеет жалкий ьид — она вся исколота и быстро разрушается. Веселков не мог на это спокойно смотреть. Для ограждения палубы от наколов он придумал съемные стел лажи-щиты. По его чертежам щиты были изготовлены и каждый раз при следовании на промысел укладыва лись на свои места. В щитах были сделаны отверстия для стока воды. Укладывались они ва палубу не вплотную, а с зазором. Вся вода из рыбных ящиков вытека ла. Это имело свои несомненные пре имущества: матрос-подавальщик не стоял в воде, а рыбу не било во вре мя качки о стенки ящика. Но больше всего доволен был Ве селков тем, что палуба не «коряба- ется». — Вы только посмотрите на нашу палубу — она же у нас как новень кая, ни дырочки на ней, ни царапин ки! — говорил он с гордостью. Таких «мелочей» было на «Петро павловске» много, и в каждой из них я узнавал «почерк» капитана Весел кова. В 1963 году заполярные рыбаки поздравили Никона Зосимовича с при своением ему высокого звания Героя Социалистического Труда. Более четверти века прошло с то го дня, когда в дверь моей комнаты постучал капитан Веселков. Все эти годы мы мало с ним виде лись, редко встречались, а потом н вовсе наши пути разошлись: пересе лился он из Архангельска в Севасто поль и стал водить рыболовные суда в дальние районы промысла. Изменились районы промысла, но прежним остался капитан Веселков: мы не раз получали добрые вести о нем, о его славных делах. Немало Никону Зосимовичу уже лет. . Но ходит еще в дальние плава ния старый капитан. И, думается мне, где бы ни был Веселков, помнит он свои родные края,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz