Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

, Ж Е Р В Ы Й МЕСЯЦ 1975 года показал, что традицион- | ] н а я дружба коллектива редакции с читателями продолжает разкисаться и крепнуть. В январе в 14 выпущенных номерах «Рыбного Мурмана» опубли­ ковано 100 статей, корреспонденций, рассказов и сти­ хов, написанных тружениками бассейна, 35 радиограмм с промысла, 39 фотографий и рисунков моряков. Редакция получила 16 ответов на критические выступ­ ления. Моряки, портовики, судоремонтники в своих письмах одобряли решения декабрьского (1974 г.] Пленума ЦК КПСС, Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании Всесоюз­ ного социалистического соревнования за досрочное вы­ полнение плана 1975 года и пятилетки в целом. В своих радиограммах экипажи промысловых судов, плавбаз и транспортных рефрижераторов сообщали о принятых встречных планах и социалистических обяза­ тельствах, о первых результатах ударной вахты. Авторские письма легли в основу целевых полос «Опережая время» |о работе экипажа ППР «Навигатор»], д в ух страниц народного контроля, страницы промысло­ вика. С об стоятел ь ной статьей о т о м , как м о р я к и ППР « Б у с ­ сол ь» добились вы работки за год 1 13 тысяч ц ен тн ер ов пищ евой п р о д ук ц и и , выступил т е х н о л о г э того ко ра б л я Н . Ф . Ильичев. О ч е н ь ценны е ре ко м енд а ц и и по о с в ое н ию новы х тр а - лсеыя д осок дал капитан тр а ул е р а « Ж и г у л и » Н. Безд о- р о ж е в . Ред акция вы раж ает б л аго д ар ность м о р я к а м б о л ьш о го м о р о з и л ь н о го т р а ул е р а «П а с с а т -2 », к о то р ы е на встрече с ж урналистам и б ассей но в ой газеты о б с тояте л ь н о п о д е ­ лились секретам и св о е го м астерства И х р а б о т е по св я­ щ ен р а з Е о р о т н о м е р а газеты за 22 января. Читатель и газета І І І І І Ѵ Ш І М Ш і п і і і п і і н и і ш ш м п ш ш м н і Hillin'... Пропагандист плавбазы «Виктор Кингисепп» капитан- директор Н. Гаврилов, инженер рыбокомбината С. Ше- редека, первый помощник капитана Г Алексеев подели­ лись на страницах газеты опытом организации маркси­ стско-ленинской учебы. Большой интерес у читателей вызвали очерки первого помощника капитана ТР «Василий Суриков» Ф, К Шапо­ валова «Глазами ветеранов войны» В них он рассказал об участии делегации советских ветеранов войны в тор­ жествах по случаю 25-лети^ Германской Демократиче­ ской Республики. О н рассказал о б ус пехах н е м е ц к о го на ро д а в с тр о и ­ тельстве социализм а, о том что труд ящ и еся Г Д Р свято ч тут память о советских воинах по ги бш и х в б оя х за о с ­ в об о ж д ен и е н е м е ц к о го на ро д а от ф аш истской тирании Ред ак ц и о нна я почта пополнилась очерками старшего и нж е нер а главка «С е в р ы б а » Е . А . Вай нби ра «ДМО». Часть из них о п уб л и к ов а н а в ян в ар ски * н о м е р а х газеты и получила о д о б р е н и е м о р я к о в и тружеников берего­ вых пред прияти й бассейна. О ч е н ь интересны и познавательны напечатанные в га ­ зете оч е р к и об истории северны х пр омы сл о в. Они п о д ­ готовлены завед ующ им каф ед р ой истории М у р м а н с к о го пединститута д о ц е н то м А . А . Киселевым . В ф ев р ал е ред акц ия ож ид ает увеличения притока ав­ торских м ате ри ал о в . Х о те л о с ь , чтобы читатели газеты рассказали о т о м , как вы полняю тся взятые обязательст­ ва; что м еш ает их реализации В ц ен тре внимания га з е ­ ты буд е т находиться вы полнение Д о го в о р а двенад ца­ ти, и д ео л оги ч еск ое об е сп е ч ен и е соревновани я. Ред акция на м е р е н а и дальш е освещ ать вопросы п о ­ вышения эфф ективности прои звод ства, внед рение н е ­ пр ер ы вн ой системы техни ч еск ого обслуж ивания судов, осв ое ни е р а з н о гл уб и н н о го промы сла, ход м ойвеннон путины. К ор ре сп о н д ен ты газеты взяли под контроль освоение новы х м ощ но сте й ко пти л ь ного и к о н с е р в н о го заводов, вы полнение постановления б ю р о М у р м а н с к о го обкома КПСС о б увеличении выпуска ры б кой продукции ул уч ­ ш е н н о го ассортим ента. Редакция газеты о б р ащ а ется с пр ось б о й к первым по м ощ н и ка м капитанов се кр етаря м партийны х и к о м с о ­ м ольских ор ган изац и й , пред сед ателям судовы х к о м и те ­ тов пр оф со ю з а активизировать по д го то в к у м атериалов на темы партийной, п р оф с о ю з н о й и ком сом ольской жизни. -Ш1ІІІІ ІІІІІІІІІІІИ ІІІІІІШ ІІИ ІШ ІШ ІІШ ІІШ ІІІИШ ІІІІШШ ІІІІШ ІІІІІІІІІШ ІІІШ ІІІ II! I!П іі I!3!! 1 111! I і11 )1 П jI! 1 1[< I]! 11 1 і Ш і 11)МНIII П1 1!! Ill III III IIIIII ill ИНН 1111111111111111111111111111 i 111 H 11 П i 111 Ш 1111 III 11!11 i i П I ! 1111 О ч & й к и ;Ш І 1 Ш І ІІ ІІ І І І І І І І 1 Ш І І Ш І !І І 1 І І Ш І І І І І І Ш І І І ! І !І Ш І І І 1 !І І ) 1 І Ш І 1 !І Н Ш І І І Ш Ш Ш І ! І І ! І І І І І І І !І І І Ш І І І Ш І І И без сожаления оставлял боль­ шие посты, возвращался, как «блуд­ ный сын», на промысловый траулер и с головой уходил с любимое дело. В 1959 году провел я почти целый рейс па веселковском траулере «Пет­ ропавловска. Для меня ото был рейс сплошных открытий. Я знал, что РТ «Петропавловск» — лидер Архангельского тралового фло­ та, что равных ему н в Мурманском траловом флоте нелегко найти... Од­ нако то. что я увидел, превзошло все мои ожидания. Мне приходилось видеть разные су­ довые экипажи, но более сплоченного, более дружного коллектива, чем на «Петропавловске*, я никогда до это­ го не встречал. Это была настоящая трудовая семья, состоящая из 43 че­ ловек. Я присутствовал на собрании эки­ пажа. Капитан подводил итоги про- Никон Зосимович Веселков (Продолжение. Нач. в № 15.) Память о детстве связана у него не с ребячьими забавами, не с игруш­ ками и рождественской елкой, а с за­ выванием ветра в парусах, со скрипом весел в уключинах карбаса, с непо­ датливостью режущей пальцы ярус­ ной хребтины, с печальным криком чайки. . Сызмальства умел он конопатить и смолить шняки, ёлы, другую рыбац­ кую посудину, ставить семужьи тайни­ ки, наважьи рюжи, сельдяные заколы, налимьи яруса. С детских лет запомнил песню, что поют н архангельских деревнях: Лежа добра не добыть, Горя не избыть, Чести и любви не нажить, Красной одежды не носить. Подрос — ѵшел в Архангельск на олработки. Ворочал на лесных бир жах тяжеленные бревна, работал ле- сокатом в порту, плавал матросом, лоцманским ѵченнком на судах Лод­ ка п ; Работал п ѵшлся. Было тяжело. Иногда хотелось все бросить, уехать в родную деревню и ходить на лег­ ком карбасе в недалекое Белое море, взбираться на крутой язаодень, под- стоялл;; лицо пахучему всперку. По манили хмурые баренцевомор- скне дали. Просторно там. за горлом Белого коря. Большие морские дороги расхо­ дятся от Святого Носа в разные сто­ роны — на восток, на север, на за­ пад ... И мечталось, очень мечталось побродить по этим дорогам. А может (чем черт не шутит), и свою доро­ гу проторит;.... В 3930 году закончил Архангель­ ский .морской техникум и стал ходить на траулерах в голомень — к «Голь- с п ы т р е м у з а треской, камбалой, пал­ тусом, зубаткой. Первые годы ходил штурманом, и потом капитаном. Любил свое дело. Для иных это была тяжелая лямка, а ему, потомст­ венному помору, труд на море был как для птицы полет.., Суда, которые водил в море, неизменно были в чис­ ла самых добычливых — так было до войны, так было и после войны. А годы шли,.. Редко бывал дома капитан. После короткой стоянки в порту натягивал свою видавшую ви­ ды альпаговую куртку, целовал спя­ щих детей, стирал пальцем со щеки жены слезу, говорил «надо идти» и уходил. Жена привыкла к этому. И дети тон«е. Он всю жизнь куда-нибудь уходил. Уходил на войну... Уходил за рыбой к Харлову, на Варгаевскую, на Фин­ м арк ет к Медвежке. к Канину, к Колгуеву... Уходил на перегон су­ дов... Приводил в Мурманск и Ар­ хангельск новые траулеры, зверобой­ ные шхуны из Германии (Штеттин, Данциг, Росток, Гамбург), Дании (Копенгаген, Орхус), Финляндии (Турку, Хельсинки), Перегнал из Штеттина во Владивосток через Па­ намский канал пароход «Иван Сече­ нов» (Плимут, Азорские острова, Ко­ лон. Норфолк. Сан-Франциско, Сан- ГТедров, Лонг-Бич). Но перегоны -— это так, между делом, а главным делом жизни оста­ вался рыбный промысел. Была в его жизни и такая полоса, когда приходилось ему покидать ка­ питанский мостик и садиться за «большой рыбодел» с множеством те­ лефонов. Несколько лет был он начальником Архангельского тралового флота. Был одно время заместителем министра рыбной промышленности Литовской ССР. Но все это были временные эта­ пы. Не засиживался он долго на ру­ ководящей работе — не мог без мо­ ря. Тосковал по лихоманке рыбацкой путины, когда день проносится в гро­ хоте лебедки, как миг, — кажется, что только что было утро, а уже ве­ чер; когда дни рейса бешено несут­ ся — только успевай отрывать листки календаря... Тосковал по гортанному крику глупышей, по загадочной, зыб­ ко-расплывчатой, едва проглядывае­ мой сквозь толщу воды желтизне тра­ лового мешка (что там, какой улов?), по мерцающим в ночном море кора­ бельным огням — топовым, ходовым, гакобортным,.. шедшего рейса, ставил задачи на предстоящее плавание, вел обстоя­ тельный разговор о делах корабля н слушал коллектив, советовался с ним. Выступления были короткие, в об- щем-то незатейливые, иногда несклад­ ные. но сколько в них было живой заинтересованности!.. Я ловил себя на мысли, что иным большим производственным совеща­ ниям и конференциям не хватает вот этой деловитости, вот этой непосред­ ственности... Я видел работу палубной команды во время спуска и подъема трала, при завертах, когда, казалось, сам дьявол не разберется в этой путани­ це, в этой мешанине из сетей, кана­ тов, кухтылей, бобинцев; во время обработки улова при «завалах», когда рыбы было много, очень много и на­ до было успеть до следующего трала всю ее разделать и отправить в трюм. Я видел этих парней в роконах и буксах на палубе в большую непого­ ду, когда море вокруг бесновалось, плевалось брызгами и пеной, ветер зловеще свистел в вантах, темное не­ бо придвинулось к самому клотику мачты, судно круто клало то на один, то на другоіі борт — покажи такое в кино, и кое-кто не поверит, скажет: «В такую погодѵ рыб\ не ловят, это оператор «пережал», накрутил для антуража...» По четкости, по фплигранноіі от­ работке всех производственных one раций, по тому, как все друг друга понимали с полуслова. палубную команду «Петропавловска» можно было сравнить разве что с отличным оркестром, хотя в таких случаях ча­ ще прибегают к сравнению с хорошо отрегулированным механизмом... Нет. механизм есть .механизм, а это был именно «оркестр», в котором, помимо большого мастерства каждого испол­ нителя, ощущается еще и всеобщая, коллективная одухотворенность. . На корабле капитан Веселков оста вался таким же, каким я его видел на берегу, — спокойным, вежливым, доступным для всех. Никаких прояв­ лений капитанского высокомерия. Да­ же намека на начальственность я не мог заметить. За весь репс я не слы шал, чтобы капитан на кого-нибудь повысил голос, чтобы он произнес бранное слово. Но при всем атом дисциплина на корабле была образцовейшая. Указа­ ния командира выполнялись немед­ ленно. Ни разу не наблюдал я, чтобы кто-либо злоупотреблял добротой, до­ ступностью капитана. К сожалению, приходилось мне иногда встречать на рыболовных су­ дах антиподов Веселкова — капита­ нов, предпочитающих во взаимоотно­ шениях с подчиненными грубый окрик, сквернословие. Мне всегда это было неприятно, но здесь, на «Петропавловске», я особо остро понял, как заблуждаются такие капитаны, какой ров копают они свои­ ми же руками между собой и экипа­ жем. Насколько я мог убедиться, Весел­ ков предоставлял своим штурманам полную возможность самостоятельно решать самые сложные вопросы су­ довождения, ведения промысла, орга­ низации производственного процесса на корабле. Но сам он пристально следил за их действиями и, когда в чем-то у штурмана случалась промаш­ ка, капитан оказывался рядом и во­ время подправлял его, причем под­ правлял, не оскорбляя, не унижая... (Окончание следует.1 С пр ЮМ В f ысла юрт СЕГО ДНЯ ОЖ И Д А Е Т С Я П РИ Х О Д : PT-124 «О р и о н », РТ-161 «П е л е н г», БМРТ-365 «Б и рю - син ск », СРТ-4202, учебного судна «Б а та й с к ». З А В Т Р А : PT-177 « С у л и н », П П Р «Г р у м а н т ». К оллектив и парторганизация портнадзо- ра Мурманского рыбного порта с глубоним прискорбием извещаю т о скоропостиж ной смерти, последовавшей 5 февраля 1975 го ­ да, капитана портнадзора, члена КПСС с 1947 года Ш Е Л У Д Ь К О Гри гори я Михайловича, и вы раж аю т искреннее соболезнование род­ ным и близким покойного. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. — Даш адрес и телефоны: ‘ г. Мурманск-133001, Мур манский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, ответственный секреѵар- — 70-8$;,питературные сотруд н и к и —у 63-96. Вызов с город­ ских АТС: 7-61-64,. 7-70-8?. 7-63-96. «Рыбный Мурман» Индекс 5S654 Цена 1 экз. — і коп. Мурманская областная типогра­ фия, г. Мурманск. Зак. 862. ІШ-00918.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz