Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.
, Ж Е Р В Ы Й МЕСЯЦ 1975 года показал, что традицион- | ] н а я дружба коллектива редакции с читателями продолжает разкисаться и крепнуть. В январе в 14 выпущенных номерах «Рыбного Мурмана» опубли ковано 100 статей, корреспонденций, рассказов и сти хов, написанных тружениками бассейна, 35 радиограмм с промысла, 39 фотографий и рисунков моряков. Редакция получила 16 ответов на критические выступ ления. Моряки, портовики, судоремонтники в своих письмах одобряли решения декабрьского (1974 г.] Пленума ЦК КПСС, Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании Всесоюз ного социалистического соревнования за досрочное вы полнение плана 1975 года и пятилетки в целом. В своих радиограммах экипажи промысловых судов, плавбаз и транспортных рефрижераторов сообщали о принятых встречных планах и социалистических обяза тельствах, о первых результатах ударной вахты. Авторские письма легли в основу целевых полос «Опережая время» |о работе экипажа ППР «Навигатор»], д в ух страниц народного контроля, страницы промысло вика. С об стоятел ь ной статьей о т о м , как м о р я к и ППР « Б у с сол ь» добились вы работки за год 1 13 тысяч ц ен тн ер ов пищ евой п р о д ук ц и и , выступил т е х н о л о г э того ко ра б л я Н . Ф . Ильичев. О ч е н ь ценны е ре ко м енд а ц и и по о с в ое н ию новы х тр а - лсеыя д осок дал капитан тр а ул е р а « Ж и г у л и » Н. Безд о- р о ж е в . Ред акция вы раж ает б л аго д ар ность м о р я к а м б о л ьш о го м о р о з и л ь н о го т р а ул е р а «П а с с а т -2 », к о то р ы е на встрече с ж урналистам и б ассей но в ой газеты о б с тояте л ь н о п о д е лились секретам и св о е го м астерства И х р а б о т е по св я щ ен р а з Е о р о т н о м е р а газеты за 22 января. Читатель и газета І І І І І Ѵ Ш І М Ш і п і і і п і і н и і ш ш м п ш ш м н і Hillin'... Пропагандист плавбазы «Виктор Кингисепп» капитан- директор Н. Гаврилов, инженер рыбокомбината С. Ше- редека, первый помощник капитана Г Алексеев подели лись на страницах газеты опытом организации маркси стско-ленинской учебы. Большой интерес у читателей вызвали очерки первого помощника капитана ТР «Василий Суриков» Ф, К Шапо валова «Глазами ветеранов войны» В них он рассказал об участии делегации советских ветеранов войны в тор жествах по случаю 25-лети^ Германской Демократиче ской Республики. О н рассказал о б ус пехах н е м е ц к о го на ро д а в с тр о и тельстве социализм а, о том что труд ящ и еся Г Д Р свято ч тут память о советских воинах по ги бш и х в б оя х за о с в об о ж д ен и е н е м е ц к о го на ро д а от ф аш истской тирании Ред ак ц и о нна я почта пополнилась очерками старшего и нж е нер а главка «С е в р ы б а » Е . А . Вай нби ра «ДМО». Часть из них о п уб л и к ов а н а в ян в ар ски * н о м е р а х газеты и получила о д о б р е н и е м о р я к о в и тружеников берего вых пред прияти й бассейна. О ч е н ь интересны и познавательны напечатанные в га зете оч е р к и об истории северны х пр омы сл о в. Они п о д готовлены завед ующ им каф ед р ой истории М у р м а н с к о го пединститута д о ц е н то м А . А . Киселевым . В ф ев р ал е ред акц ия ож ид ает увеличения притока ав торских м ате ри ал о в . Х о те л о с ь , чтобы читатели газеты рассказали о т о м , как вы полняю тся взятые обязательст ва; что м еш ает их реализации В ц ен тре внимания га з е ты буд е т находиться вы полнение Д о го в о р а двенад ца ти, и д ео л оги ч еск ое об е сп е ч ен и е соревновани я. Ред акция на м е р е н а и дальш е освещ ать вопросы п о вышения эфф ективности прои звод ства, внед рение н е пр ер ы вн ой системы техни ч еск ого обслуж ивания судов, осв ое ни е р а з н о гл уб и н н о го промы сла, ход м ойвеннон путины. К ор ре сп о н д ен ты газеты взяли под контроль освоение новы х м ощ но сте й ко пти л ь ного и к о н с е р в н о го заводов, вы полнение постановления б ю р о М у р м а н с к о го обкома КПСС о б увеличении выпуска ры б кой продукции ул уч ш е н н о го ассортим ента. Редакция газеты о б р ащ а ется с пр ось б о й к первым по м ощ н и ка м капитанов се кр етаря м партийны х и к о м с о м ольских ор ган изац и й , пред сед ателям судовы х к о м и те тов пр оф со ю з а активизировать по д го то в к у м атериалов на темы партийной, п р оф с о ю з н о й и ком сом ольской жизни. -Ш1ІІІІ ІІІІІІІІІІІИ ІІІІІІШ ІІИ ІШ ІШ ІІШ ІІШ ІІІИШ ІІІІШШ ІІІІШ ІІІІІІІІІШ ІІІШ ІІІ II! I!П іі I!3!! 1 111! I і11 )1 П jI! 1 1[< I]! 11 1 і Ш і 11)МНIII П1 1!! Ill III III IIIIII ill ИНН 1111111111111111111111111111 i 111 H 11 П i 111 Ш 1111 III 11!11 i i П I ! 1111 О ч & й к и ;Ш І 1 Ш І ІІ ІІ І І І І І І І 1 Ш І І Ш І !І І 1 І І Ш І І І І І І Ш І І І ! І !І Ш І І І 1 !І І ) 1 І Ш І 1 !І Н Ш І І І Ш Ш Ш І ! І І ! І І І І І І І !І І І Ш І І І Ш І І И без сожаления оставлял боль шие посты, возвращался, как «блуд ный сын», на промысловый траулер и с головой уходил с любимое дело. В 1959 году провел я почти целый рейс па веселковском траулере «Пет ропавловска. Для меня ото был рейс сплошных открытий. Я знал, что РТ «Петропавловск» — лидер Архангельского тралового фло та, что равных ему н в Мурманском траловом флоте нелегко найти... Од нако то. что я увидел, превзошло все мои ожидания. Мне приходилось видеть разные су довые экипажи, но более сплоченного, более дружного коллектива, чем на «Петропавловске*, я никогда до это го не встречал. Это была настоящая трудовая семья, состоящая из 43 че ловек. Я присутствовал на собрании эки пажа. Капитан подводил итоги про- Никон Зосимович Веселков (Продолжение. Нач. в № 15.) Память о детстве связана у него не с ребячьими забавами, не с игруш ками и рождественской елкой, а с за выванием ветра в парусах, со скрипом весел в уключинах карбаса, с непо датливостью режущей пальцы ярус ной хребтины, с печальным криком чайки. . Сызмальства умел он конопатить и смолить шняки, ёлы, другую рыбац кую посудину, ставить семужьи тайни ки, наважьи рюжи, сельдяные заколы, налимьи яруса. С детских лет запомнил песню, что поют н архангельских деревнях: Лежа добра не добыть, Горя не избыть, Чести и любви не нажить, Красной одежды не носить. Подрос — ѵшел в Архангельск на олработки. Ворочал на лесных бир жах тяжеленные бревна, работал ле- сокатом в порту, плавал матросом, лоцманским ѵченнком на судах Лод ка п ; Работал п ѵшлся. Было тяжело. Иногда хотелось все бросить, уехать в родную деревню и ходить на лег ком карбасе в недалекое Белое море, взбираться на крутой язаодень, под- стоялл;; лицо пахучему всперку. По манили хмурые баренцевомор- скне дали. Просторно там. за горлом Белого коря. Большие морские дороги расхо дятся от Святого Носа в разные сто роны — на восток, на север, на за пад ... И мечталось, очень мечталось побродить по этим дорогам. А может (чем черт не шутит), и свою доро гу проторит;.... В 3930 году закончил Архангель ский .морской техникум и стал ходить на траулерах в голомень — к «Голь- с п ы т р е м у з а треской, камбалой, пал тусом, зубаткой. Первые годы ходил штурманом, и потом капитаном. Любил свое дело. Для иных это была тяжелая лямка, а ему, потомст венному помору, труд на море был как для птицы полет.., Суда, которые водил в море, неизменно были в чис ла самых добычливых — так было до войны, так было и после войны. А годы шли,.. Редко бывал дома капитан. После короткой стоянки в порту натягивал свою видавшую ви ды альпаговую куртку, целовал спя щих детей, стирал пальцем со щеки жены слезу, говорил «надо идти» и уходил. Жена привыкла к этому. И дети тон«е. Он всю жизнь куда-нибудь уходил. Уходил на войну... Уходил за рыбой к Харлову, на Варгаевскую, на Фин м арк ет к Медвежке. к Канину, к Колгуеву... Уходил на перегон су дов... Приводил в Мурманск и Ар хангельск новые траулеры, зверобой ные шхуны из Германии (Штеттин, Данциг, Росток, Гамбург), Дании (Копенгаген, Орхус), Финляндии (Турку, Хельсинки), Перегнал из Штеттина во Владивосток через Па намский канал пароход «Иван Сече нов» (Плимут, Азорские острова, Ко лон. Норфолк. Сан-Франциско, Сан- ГТедров, Лонг-Бич). Но перегоны -— это так, между делом, а главным делом жизни оста вался рыбный промысел. Была в его жизни и такая полоса, когда приходилось ему покидать ка питанский мостик и садиться за «большой рыбодел» с множеством те лефонов. Несколько лет был он начальником Архангельского тралового флота. Был одно время заместителем министра рыбной промышленности Литовской ССР. Но все это были временные эта пы. Не засиживался он долго на ру ководящей работе — не мог без мо ря. Тосковал по лихоманке рыбацкой путины, когда день проносится в гро хоте лебедки, как миг, — кажется, что только что было утро, а уже ве чер; когда дни рейса бешено несут ся — только успевай отрывать листки календаря... Тосковал по гортанному крику глупышей, по загадочной, зыб ко-расплывчатой, едва проглядывае мой сквозь толщу воды желтизне тра лового мешка (что там, какой улов?), по мерцающим в ночном море кора бельным огням — топовым, ходовым, гакобортным,.. шедшего рейса, ставил задачи на предстоящее плавание, вел обстоя тельный разговор о делах корабля н слушал коллектив, советовался с ним. Выступления были короткие, в об- щем-то незатейливые, иногда несклад ные. но сколько в них было живой заинтересованности!.. Я ловил себя на мысли, что иным большим производственным совеща ниям и конференциям не хватает вот этой деловитости, вот этой непосред ственности... Я видел работу палубной команды во время спуска и подъема трала, при завертах, когда, казалось, сам дьявол не разберется в этой путани це, в этой мешанине из сетей, кана тов, кухтылей, бобинцев; во время обработки улова при «завалах», когда рыбы было много, очень много и на до было успеть до следующего трала всю ее разделать и отправить в трюм. Я видел этих парней в роконах и буксах на палубе в большую непого ду, когда море вокруг бесновалось, плевалось брызгами и пеной, ветер зловеще свистел в вантах, темное не бо придвинулось к самому клотику мачты, судно круто клало то на один, то на другоіі борт — покажи такое в кино, и кое-кто не поверит, скажет: «В такую погодѵ рыб\ не ловят, это оператор «пережал», накрутил для антуража...» По четкости, по фплигранноіі от работке всех производственных one раций, по тому, как все друг друга понимали с полуслова. палубную команду «Петропавловска» можно было сравнить разве что с отличным оркестром, хотя в таких случаях ча ще прибегают к сравнению с хорошо отрегулированным механизмом... Нет. механизм есть .механизм, а это был именно «оркестр», в котором, помимо большого мастерства каждого испол нителя, ощущается еще и всеобщая, коллективная одухотворенность. . На корабле капитан Веселков оста вался таким же, каким я его видел на берегу, — спокойным, вежливым, доступным для всех. Никаких прояв лений капитанского высокомерия. Да же намека на начальственность я не мог заметить. За весь репс я не слы шал, чтобы капитан на кого-нибудь повысил голос, чтобы он произнес бранное слово. Но при всем атом дисциплина на корабле была образцовейшая. Указа ния командира выполнялись немед ленно. Ни разу не наблюдал я, чтобы кто-либо злоупотреблял добротой, до ступностью капитана. К сожалению, приходилось мне иногда встречать на рыболовных су дах антиподов Веселкова — капита нов, предпочитающих во взаимоотно шениях с подчиненными грубый окрик, сквернословие. Мне всегда это было неприятно, но здесь, на «Петропавловске», я особо остро понял, как заблуждаются такие капитаны, какой ров копают они свои ми же руками между собой и экипа жем. Насколько я мог убедиться, Весел ков предоставлял своим штурманам полную возможность самостоятельно решать самые сложные вопросы су довождения, ведения промысла, орга низации производственного процесса на корабле. Но сам он пристально следил за их действиями и, когда в чем-то у штурмана случалась промаш ка, капитан оказывался рядом и во время подправлял его, причем под правлял, не оскорбляя, не унижая... (Окончание следует.1 С пр ЮМ В f ысла юрт СЕГО ДНЯ ОЖ И Д А Е Т С Я П РИ Х О Д : PT-124 «О р и о н », РТ-161 «П е л е н г», БМРТ-365 «Б и рю - син ск », СРТ-4202, учебного судна «Б а та й с к ». З А В Т Р А : PT-177 « С у л и н », П П Р «Г р у м а н т ». К оллектив и парторганизация портнадзо- ра Мурманского рыбного порта с глубоним прискорбием извещаю т о скоропостиж ной смерти, последовавшей 5 февраля 1975 го да, капитана портнадзора, члена КПСС с 1947 года Ш Е Л У Д Ь К О Гри гори я Михайловича, и вы раж аю т искреннее соболезнование род ным и близким покойного. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. — Даш адрес и телефоны: ‘ г. Мурманск-133001, Мур манский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, ответственный секреѵар- — 70-8$;,питературные сотруд н и к и —у 63-96. Вызов с город ских АТС: 7-61-64,. 7-70-8?. 7-63-96. «Рыбный Мурман» Индекс 5S654 Цена 1 экз. — і коп. Мурманская областная типогра фия, г. Мурманск. Зак. 862. ІШ-00918.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz