Рыбный Мурман. 1975 г. Декабрь.

• J B п о р я д к е о б с у ж д е н и я ак управлять качеством на флоте інш гімш т іш ііііііін іш ш ш ж ш іш іш іііи іш ііш н іііш ііінш іін іт імш іш и іи ііш іш іи ііііііііііш іш ш ш іи іи іііііш ш іш ш н ііш іііііінш ш и іш ш ііт іш тш іш ^ м ѵ і ю * * ] ЗНАК П О РОДУ СВОЕЙ ПРОШЛОЙ РАБОТЫ мне пришлось активно заниматься системой ВИИ — бездефектного изготовления про­ дукции, ялхоя.дением стимулов борьбы за качество путем эконом«и ресурсов производства и материа­ лов. В настоящее время системой ВИИ, разрабо­ танной на предприятиях г. Саратова, никого не уди­ вишь. Сама система, став глубже, объективнее, сме­ нила не только название (теперь она называется ВОТ - бездефектной системой труда), по и значи­ тельно увеличила сферу действия. С учётом опыта львовских предприятий, впервые применивших к производству коэффициент качест­ ва, система стала всеобъемлющей. Саратовский ме- •юд внес в контроль продукции самую важную «де­ таль.» — совесть изготовителя. При саратовской си­ стеме предварительно партию деталей проверяет сам рабочий-изготовитель и после отбраковки с раз­ решения мастера сдает ОТК В случае обнаружения дефектных деталей ОТК возвращает детали к рабо­ чему на исправление брака. Теперь следующая сда­ ча в ОТК производится лишь после письменного разрешения начальника цеха Причем человек кото­ рый надеялся «на авось», терпит и материальные и моральные убытки. Зато сдающие продукцию с первого предъявления получают максимальную премию по утвержденному ни предприятии положению. Они первыми получают право дли выдвижения кандидатур передовиков на Доску почета, в Книгу почета предприятия. Лица, •даннцие продукцию с первого предъявления в те­ чение полугода, приказом по заводу, после сдачи соответствующей аттестации, удостаиваются «лич­ н о г о клейма > с причитающейся надбавкой к зарпла­ те Львовский же метод, введя коэффициент качества, <•не.тему приобщил не только к индивидуальным ис­ полнителям, но и коллективам. По методу львовчан создан «классификатор нарушений основных задач производства», в котором оговорены возможные на­ рушения и коэффициент коррекции к ним За луч­ шее качестве принят К = і ,0. Как отмечает в своей брошюре «Комплексная си­ стема .управления качеством» председатель Львов­ ского облсовпрофа Пыжик Г. М., коэффициент качества придает БСТ «предельную разрешающую способность, достаточную для учета всех признан­ ных заслуживающими внимания слагаемых общего заводского производственного процесса: неогра­ ниченную гибкость (согласно классификатору): воз­ можность точной, количественно выраженной сравнимости качества самых разнообразных видов труда: большую практическую действенность благо­ даря прочной увязке с моральным стимулированием и: материальным». Т ЕПЕРЬ О КОНТРОЛЕ ЗА КАЧЕСТВОМ НА ФЛОТЕ. Мне придется говорить о судах Архангельского тралового флота, на кото­ рых довелось работать. Конечно, само производство по сложности техно­ логического процесса в рыбообработке нельзя сравнивать, к примеру, с машиностроением. На ры­ боловных судах все довольно элементарно, хотя и необходимо обладать определенным минимумом знаний в разрезах, шкерке рыбы и прочем. Здесь и конечный контроль определяется требуемой слои­ стостью. весовым соответствием. А эти градиенты, кроме веса, замерам не подлежат (субъективная оценка не может быть эталонной). Важно и то, что на судах пет. как таковой, служ­ бы ОТК, а роль этой службы в производстве испол­ няют мастера обработки и общественные контроле­ ры, которые, собственно, н работают под руководст­ вом мастеров. На судах, где есть по штату технолог. он является по праву Главным Контролером. Но, с другой стороны, при- постоянном выпуске продук­ ции улучшенного ассортимента (филе, тушка, спец- разделка на копчение и т. д.) для заинтересованно­ сти в работе исполнителей контроля за качеством, необходима система, управляющая качеством. С этой целью на В.МРТ «Восход» были разрабо­ таны мероприятия по внедрению бездефектной си­ стемы труда — БСТ на выпускаемую продукцию. Эта разработка у нас. охватывала весь цикл рабо­ та. которую необходимо сделать, чтобы понять БСТ и львовский метод, чтобы создать на этой почве приемлемую для флотских условий гибкую систе­ му позволяющую управлять качеством Так (за ис­ ключением тушечииков. филейщиков, спецразделоч- ников), для этого нам потребовалось создать по подобию львовчан «классификатор нарушений ос­ новных задач производства». Он состоит из пяти раз­ делов Первый раздел определяет общие наруше­ ния, за которые даются штрафные очки. Остальные четыре касаются отдельных групп работающих; фи- лейщиков, тушечииков, раздельщиков, фактуровщи- ков, упаковщиков Все основные пункты в класси­ фикаторе взяты по нарушениям технических усло­ вий на рыбопродукцию и ГОСТов Отмечу что клас­ сификатор для судна является черновым докумен­ том, и требуется обязательное его утверждение флотской комиссией по качеству. «Классификатор» является дополнением «Поло­ жения о бездефектной системе труда на БМ.РТ «Восход» В частности, сюда входит львовская си­ стема премий за работу и качество продукции. А именно: при коэффициенте не ниже 0,9 — работа оценивается «отлично», при коэффициенте за ме­ сяц 0.7 -— «четверка», при коэффициенте 0,6 — «тройка», а то. что меньше 0,6, оценивается «двойкой». Именно месячная оценка и определяет премию. При оценке «отлично»—премия 100%, при «четвер­ ке» — тоже 100%, зато при «тройке» — 50%, а «двоечники» получают всего 25% от начислений. Так же, как у львовчан: у них «троечники» и часть производственников,- имеющих за их продукцию оценку «хорошо» с коэффициентом качества ниже 0,8, не имеют права на присуждение призовых мест в социалистическом соревновании. О ЗВАНИИ «ДУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ». В связи с тем, что «клеймо» или «личное клеймо» на рыбопродукцию не поставишь, а мастеров своего дела, сдающих продукцию е пер­ вого предъявления и без штрафных очков, по обра­ ботке рыбы на флоте много, то, присваивая звание «Лучший по профессии», мы считаем нужным при­ равнивать его к званию «Работающий с личным клеймом* А после сдачи соответствующей аттеста­ ции производим персональную надбавку в размере 10— 15 рублей к окладу Думаю, что это будет зна­ чительным стимулом для данного матроса. Доплата производится только в период промысла Причем ценность звания «Лучший по профессии» поднимет ся значительно выше, чем в настоящее время. В АЖНЫМ ПУНКТОМ наших судовых меро­ приятий является работа за присвоение «су­ дового знака качества». Мы предваритель­ но определили присвоение в 1976 году знака трем наименованиям продукции: муке, тушке, филе. А сейчас идет предварительная наметка пунктов «По­ ложения о судовом знаке качества». Эти мероприятия, разумеется, предусматривают всесторонний подход к качеству: проверка весового хозяйства, проведение еженедельных и месячных дней качества, в которых будут участвовать капи­ тан-директор и мастера-обработчики, народные контролеры, результаты проверки будут отражены ДВА ГОДА БЕЗ РЕКЛАМАЦИЙ Экипаж БМРТ «Кандалак­ ша» управления «Мурман- сельдь» 14 ноября выпол­ нил социалистические обя­ зательства завершающего года девятой пятилетки. На протяжении двух лет моряки не имеют рекламаций на свою продукцию, и ей при­ своен Знак качества. Боль­ шая заслуга в этом принад­ лежит технологу коммуни­ сту Алексею Иосифовичу Бакинскому. Он отличный и требовательный специалист, человек беспокойного серд­ ца. В 1974 году он стал по­ бедителем социалистическо­ го соревнования в рыбной промышленности, а недавно инструктор базового комите­ та сельдяного флота М. Н. Ровный вручил технологу «Кандалакши» еще одну трудовую награду — нагруд­ ный знак «Ударник девятой пятилетки» и наручные ча­ сы. в стенной печати и листовках /с критикой брако­ делов и поощрением передовиков). Пока система охватывает только рыбообработчиков, не учитывая добытчиков, ремонтников, эксплуатационников. Но, повторяю, это ведь начальный этап, который предлагается другим судам и их руководителям на обсуждение. По моему мнению, неплохо бы создать на основе Львовского опыта единую систему качества Северного бассейна — с упором на рыбо­ продукцию Архангельского и Мурманского трало­ вых флотов, по их ассортиментам. Именно это в дальнейшем позволит конкретно подводить итоги социалистического соревнования по всем показате­ лям, а в том числе и по качеству продукции. Как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л И. Брежнев «Качество работы -- по­ нятие очень емкое, оно складывается из многих про­ изводственно-экономических факторов и вместе с тем охватывает широкий круі моральных проблем. Это четка)) организация производства, строгий ритм трудового процесса, неукоснительное соблюдение технологии. Это экономное расходование материа­ лов. бережное, хозяйское использование техники, и, конечно же, сюда включается сознательная дисцип­ лина, обстановка взаимной требовательности и това­ рищеской помощи в труде С борьбой за качество несовместимы бесхозяйственность, расхлябанность, нерадивое отношение к делу» Теперь, когда мы стоим на пороге исторического XXV съезда партии, у истоков новой, десятой пяти­ летки. которая будет пятилеткой качества, решение этой проблемы для флота необходимо, .Метод кол­ лективов г Львова с дифференцированным решени­ ем для флота рыбной промышленности, думается, оправдает себя отличным качеством продукции. Э. КИРИЛКИН, первый помощник капитана БМРТ «Восход», внештатный инструктор Ло­ моносовского РК КПСС Архангельска. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью Эдуарда Пет­ ровича Кирилкина, редакция нашей бассейновой га­ зеты просит капитанов траулеров, их помощников, рмбмастеров, руководителей служб, отделов выска­ зать свое мнение на страницах газеты. Вопросы, поднятые Э. П. Кирилкиным, подводят наших читателей к конкретным предложениям о том, как и с чего следует начинать десятую пяти­ летку качества и повышения эффективности на су­ дах Северного бассейна. ВСЕ ЛОТЕЕ ЕЗ flpfep -В ІЙЗЙЬ! И ДУТ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ завершающего года девятой пятилетки. Для меня, как специали­ ста, много лет проработавшего в рыбной про­ мышленности. он стал памятным посещением двух международных выставок, состоявшихся в Ленин­ граде: «Инрыбпром-75» и «Интернорт-75». О пер­ вом международном форуме портовиков я подроб­ но рассказал в бассейновой газете в очерке «Сты­ ковка технической мысли» (номера от 19. 26, 23. 30 ноября и 3 декабря). Мурманские портовики увидели па выставке мно­ го интересного. Бесспорно, не все из показанного иностранными фирмами для нас приемлемо. Одна­ ко некоторые механизмы после соответствующей доработки и привязки могут быть использованы на погрузочно-разгрузочных работах. Например, меш­ копогрузочная машина фирмы «Мёллере». Она устанавливается в цепи транспортных линий для осуществления перегрузки мешков, наполненных сы­ пучими материалами Аналогичные линии есть у нас на мукомольном заводе рыбокомбината. Маши­ на нашла бы применение и для погрузки в железно­ дорожные вагоны. Такие мысли были высказаны при встрече, со­ стоявшейся на днях с начальником техническою отдела Главного управления «Севрыба» Авениром Александровичем Вороновым. Он сказал также, что намечается включить в план на будущий год ЦПКТБ задание — произвести конструктивную увязку мешкопогрузочной машины с существующим"на наших предприятиях оборудова­ нием, а также сделать всесторонний технико-эко­ номический анализ этой операции Только после все­ сторонне обоснованных рекомендаций и выводов вопрос об использовании иностранного оборудования может быть решен конкретно. Посещение международных выставок представ- ляет практический интерес для специалистов бас­ сейна. При решении вопросов механизации ручного труда, чему будет много уделяться внимания и в де­ сятой пятилетке, все лучшее из технических нови­ нок надо использовать. А . ХРАПОВИЦКИЙ, внешг. к pp.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz