Рыбный Мурман. 1975 г. Декабрь.
• J B п о р я д к е о б с у ж д е н и я ак управлять качеством на флоте інш гімш т іш ііііііін іш ш ш ж ш іш іш іііи іш ііш н іііш ііінш іін іт імш іш и іи ііш іш іи ііііііііііш іш ш ш іи іи іііііш ш іш ш н ііш іііііінш ш и іш ш ііт іш тш іш ^ м ѵ і ю * * ] ЗНАК П О РОДУ СВОЕЙ ПРОШЛОЙ РАБОТЫ мне пришлось активно заниматься системой ВИИ — бездефектного изготовления про дукции, ялхоя.дением стимулов борьбы за качество путем эконом«и ресурсов производства и материа лов. В настоящее время системой ВИИ, разрабо танной на предприятиях г. Саратова, никого не уди вишь. Сама система, став глубже, объективнее, сме нила не только название (теперь она называется ВОТ - бездефектной системой труда), по и значи тельно увеличила сферу действия. С учётом опыта львовских предприятий, впервые применивших к производству коэффициент качест ва, система стала всеобъемлющей. Саратовский ме- •юд внес в контроль продукции самую важную «де таль.» — совесть изготовителя. При саратовской си стеме предварительно партию деталей проверяет сам рабочий-изготовитель и после отбраковки с раз решения мастера сдает ОТК В случае обнаружения дефектных деталей ОТК возвращает детали к рабо чему на исправление брака. Теперь следующая сда ча в ОТК производится лишь после письменного разрешения начальника цеха Причем человек кото рый надеялся «на авось», терпит и материальные и моральные убытки. Зато сдающие продукцию с первого предъявления получают максимальную премию по утвержденному ни предприятии положению. Они первыми получают право дли выдвижения кандидатур передовиков на Доску почета, в Книгу почета предприятия. Лица, •даннцие продукцию с первого предъявления в те чение полугода, приказом по заводу, после сдачи соответствующей аттестации, удостаиваются «лич н о г о клейма > с причитающейся надбавкой к зарпла те Львовский же метод, введя коэффициент качества, <•не.тему приобщил не только к индивидуальным ис полнителям, но и коллективам. По методу львовчан создан «классификатор нарушений основных задач производства», в котором оговорены возможные на рушения и коэффициент коррекции к ним За луч шее качестве принят К = і ,0. Как отмечает в своей брошюре «Комплексная си стема .управления качеством» председатель Львов ского облсовпрофа Пыжик Г. М., коэффициент качества придает БСТ «предельную разрешающую способность, достаточную для учета всех признан ных заслуживающими внимания слагаемых общего заводского производственного процесса: неогра ниченную гибкость (согласно классификатору): воз можность точной, количественно выраженной сравнимости качества самых разнообразных видов труда: большую практическую действенность благо даря прочной увязке с моральным стимулированием и: материальным». Т ЕПЕРЬ О КОНТРОЛЕ ЗА КАЧЕСТВОМ НА ФЛОТЕ. Мне придется говорить о судах Архангельского тралового флота, на кото рых довелось работать. Конечно, само производство по сложности техно логического процесса в рыбообработке нельзя сравнивать, к примеру, с машиностроением. На ры боловных судах все довольно элементарно, хотя и необходимо обладать определенным минимумом знаний в разрезах, шкерке рыбы и прочем. Здесь и конечный контроль определяется требуемой слои стостью. весовым соответствием. А эти градиенты, кроме веса, замерам не подлежат (субъективная оценка не может быть эталонной). Важно и то, что на судах пет. как таковой, служ бы ОТК, а роль этой службы в производстве испол няют мастера обработки и общественные контроле ры, которые, собственно, н работают под руководст вом мастеров. На судах, где есть по штату технолог. он является по праву Главным Контролером. Но, с другой стороны, при- постоянном выпуске продук ции улучшенного ассортимента (филе, тушка, спец- разделка на копчение и т. д.) для заинтересованно сти в работе исполнителей контроля за качеством, необходима система, управляющая качеством. С этой целью на В.МРТ «Восход» были разрабо таны мероприятия по внедрению бездефектной си стемы труда — БСТ на выпускаемую продукцию. Эта разработка у нас. охватывала весь цикл рабо та. которую необходимо сделать, чтобы понять БСТ и львовский метод, чтобы создать на этой почве приемлемую для флотских условий гибкую систе му позволяющую управлять качеством Так (за ис ключением тушечииков. филейщиков, спецразделоч- ников), для этого нам потребовалось создать по подобию львовчан «классификатор нарушений ос новных задач производства». Он состоит из пяти раз делов Первый раздел определяет общие наруше ния, за которые даются штрафные очки. Остальные четыре касаются отдельных групп работающих; фи- лейщиков, тушечииков, раздельщиков, фактуровщи- ков, упаковщиков Все основные пункты в класси фикаторе взяты по нарушениям технических усло вий на рыбопродукцию и ГОСТов Отмечу что клас сификатор для судна является черновым докумен том, и требуется обязательное его утверждение флотской комиссией по качеству. «Классификатор» является дополнением «Поло жения о бездефектной системе труда на БМ.РТ «Восход» В частности, сюда входит львовская си стема премий за работу и качество продукции. А именно: при коэффициенте не ниже 0,9 — работа оценивается «отлично», при коэффициенте за ме сяц 0.7 -— «четверка», при коэффициенте 0,6 — «тройка», а то. что меньше 0,6, оценивается «двойкой». Именно месячная оценка и определяет премию. При оценке «отлично»—премия 100%, при «четвер ке» — тоже 100%, зато при «тройке» — 50%, а «двоечники» получают всего 25% от начислений. Так же, как у львовчан: у них «троечники» и часть производственников,- имеющих за их продукцию оценку «хорошо» с коэффициентом качества ниже 0,8, не имеют права на присуждение призовых мест в социалистическом соревновании. О ЗВАНИИ «ДУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ». В связи с тем, что «клеймо» или «личное клеймо» на рыбопродукцию не поставишь, а мастеров своего дела, сдающих продукцию е пер вого предъявления и без штрафных очков, по обра ботке рыбы на флоте много, то, присваивая звание «Лучший по профессии», мы считаем нужным при равнивать его к званию «Работающий с личным клеймом* А после сдачи соответствующей аттеста ции производим персональную надбавку в размере 10— 15 рублей к окладу Думаю, что это будет зна чительным стимулом для данного матроса. Доплата производится только в период промысла Причем ценность звания «Лучший по профессии» поднимет ся значительно выше, чем в настоящее время. В АЖНЫМ ПУНКТОМ наших судовых меро приятий является работа за присвоение «су дового знака качества». Мы предваритель но определили присвоение в 1976 году знака трем наименованиям продукции: муке, тушке, филе. А сейчас идет предварительная наметка пунктов «По ложения о судовом знаке качества». Эти мероприятия, разумеется, предусматривают всесторонний подход к качеству: проверка весового хозяйства, проведение еженедельных и месячных дней качества, в которых будут участвовать капи тан-директор и мастера-обработчики, народные контролеры, результаты проверки будут отражены ДВА ГОДА БЕЗ РЕКЛАМАЦИЙ Экипаж БМРТ «Кандалак ша» управления «Мурман- сельдь» 14 ноября выпол нил социалистические обя зательства завершающего года девятой пятилетки. На протяжении двух лет моряки не имеют рекламаций на свою продукцию, и ей при своен Знак качества. Боль шая заслуга в этом принад лежит технологу коммуни сту Алексею Иосифовичу Бакинскому. Он отличный и требовательный специалист, человек беспокойного серд ца. В 1974 году он стал по бедителем социалистическо го соревнования в рыбной промышленности, а недавно инструктор базового комите та сельдяного флота М. Н. Ровный вручил технологу «Кандалакши» еще одну трудовую награду — нагруд ный знак «Ударник девятой пятилетки» и наручные ча сы. в стенной печати и листовках /с критикой брако делов и поощрением передовиков). Пока система охватывает только рыбообработчиков, не учитывая добытчиков, ремонтников, эксплуатационников. Но, повторяю, это ведь начальный этап, который предлагается другим судам и их руководителям на обсуждение. По моему мнению, неплохо бы создать на основе Львовского опыта единую систему качества Северного бассейна — с упором на рыбо продукцию Архангельского и Мурманского трало вых флотов, по их ассортиментам. Именно это в дальнейшем позволит конкретно подводить итоги социалистического соревнования по всем показате лям, а в том числе и по качеству продукции. Как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л И. Брежнев «Качество работы -- по нятие очень емкое, оно складывается из многих про изводственно-экономических факторов и вместе с тем охватывает широкий круі моральных проблем. Это четка)) организация производства, строгий ритм трудового процесса, неукоснительное соблюдение технологии. Это экономное расходование материа лов. бережное, хозяйское использование техники, и, конечно же, сюда включается сознательная дисцип лина, обстановка взаимной требовательности и това рищеской помощи в труде С борьбой за качество несовместимы бесхозяйственность, расхлябанность, нерадивое отношение к делу» Теперь, когда мы стоим на пороге исторического XXV съезда партии, у истоков новой, десятой пяти летки. которая будет пятилеткой качества, решение этой проблемы для флота необходимо, .Метод кол лективов г Львова с дифференцированным решени ем для флота рыбной промышленности, думается, оправдает себя отличным качеством продукции. Э. КИРИЛКИН, первый помощник капитана БМРТ «Восход», внештатный инструктор Ло моносовского РК КПСС Архангельска. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью Эдуарда Пет ровича Кирилкина, редакция нашей бассейновой га зеты просит капитанов траулеров, их помощников, рмбмастеров, руководителей служб, отделов выска зать свое мнение на страницах газеты. Вопросы, поднятые Э. П. Кирилкиным, подводят наших читателей к конкретным предложениям о том, как и с чего следует начинать десятую пяти летку качества и повышения эффективности на су дах Северного бассейна. ВСЕ ЛОТЕЕ ЕЗ flpfep -В ІЙЗЙЬ! И ДУТ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ завершающего года девятой пятилетки. Для меня, как специали ста, много лет проработавшего в рыбной про мышленности. он стал памятным посещением двух международных выставок, состоявшихся в Ленин граде: «Инрыбпром-75» и «Интернорт-75». О пер вом международном форуме портовиков я подроб но рассказал в бассейновой газете в очерке «Сты ковка технической мысли» (номера от 19. 26, 23. 30 ноября и 3 декабря). Мурманские портовики увидели па выставке мно го интересного. Бесспорно, не все из показанного иностранными фирмами для нас приемлемо. Одна ко некоторые механизмы после соответствующей доработки и привязки могут быть использованы на погрузочно-разгрузочных работах. Например, меш копогрузочная машина фирмы «Мёллере». Она устанавливается в цепи транспортных линий для осуществления перегрузки мешков, наполненных сы пучими материалами Аналогичные линии есть у нас на мукомольном заводе рыбокомбината. Маши на нашла бы применение и для погрузки в железно дорожные вагоны. Такие мысли были высказаны при встрече, со стоявшейся на днях с начальником техническою отдела Главного управления «Севрыба» Авениром Александровичем Вороновым. Он сказал также, что намечается включить в план на будущий год ЦПКТБ задание — произвести конструктивную увязку мешкопогрузочной машины с существующим"на наших предприятиях оборудова нием, а также сделать всесторонний технико-эко номический анализ этой операции Только после все сторонне обоснованных рекомендаций и выводов вопрос об использовании иностранного оборудования может быть решен конкретно. Посещение международных выставок представ- ляет практический интерес для специалистов бас сейна. При решении вопросов механизации ручного труда, чему будет много уделяться внимания и в де сятой пятилетке, все лучшее из технических нови нок надо использовать. А . ХРАПОВИЦКИЙ, внешг. к pp.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz