Рыбный Мурман. 1975 г. Декабрь.

>МА. в а н м ш ц м м в труде ткачихе КФ яекого льнокомбината нме* И. Ленина Валентине Ни­ колаевне Плетневой присвоено звание лауреата Государствен­ ной премии СССР 1975 года. Гер«Й Социалистического Труда, коммунист Валентина Никола* евна Плетнева выполнила девя­ тую пятилетку за три года и во­ семь месяцев. МОСКВА. На ВДНХ СССР открыта юбилейная вметавка / посвященная 250-летию Акаде­ мии наук СССР. На снимке: долговременная пилотируемая орбитальная на­ учная станция «Салют-4». Фото С. Метелицы. ЦШШІІШІНІНШНІІІІПІІШІПНІІШІІШММиННІШіиіІІІІШШІІ!ІШІШШПІІІНІНиіІІіШиГіШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ!ШІШІІІИ!ІІІІІІП:ШІІіиН)ШІІННІІІШіНІіНІШІІІіМ(ІІНІІ1)ІІШІЖІШІІІІІ1І111ШНІІІІІІШШ<1’ g п р о с т ы е ! ПАРАДОКСЫ ОК Е А НА Ш ХУНА слегка колыхалась на воде. Вдоль бор* та на невысокой платформе стояли бочки. Издалека они походили на огромные шахмат­ ные пешни, потому что в каждой бочке сидел или стоял человек. Видна была только голова, торчав­ шая из дыры в широком, наподобие пончо, кожаном фартуке, наброшенном на бочку. Две дырки по­ меньше — для рук. Чуть поодаль, на палубе два че­ ловека в таких же бочках и фартуках сидели у сто­ ла и разделывали треску. Бочки и кожаные фарту­ ки - - чтобы не заливало водой. Вроде нынешней непромокаемой рыбацкой робы. Вытащив треску, рыбак быстрым движением отсекал у нее язык я прятал в карман кожаного фартука. Для учета. Разделанную и засоленную в бочках треску, из­ вестную тогда всей Европе под названием «лабар­ дан», - - помните, Хлестаков говорит: «Я доволен, я доволен. Отличный лабардан», — везли в порт, где С утра до позднего вечера не прекращался шумный, крикливый и азартный аукцион. Рыбу продавали с торгов, словно имущество банкрота. Лингвисты давно обнаружили странное совпа­ дение: во всех добывающих отраслях промышлен­ ности, будь то нефтя­ ная, угольная или рыбная, слово «добы­ ча» произносится про­ фессионалами с непра­ вильным ударением, на первом слоге — «добыча», а не «до­ быча->, как предписы­ вает словарь русско­ го языка. Тем самым Профессионал кан бы I ітделяет собственное понятие добычи от то­ го смысла, который в него обыкновенно вкладывают. Ведь под добычей нередко по­ нимается то, что вро­ де бы само собой досталось, что отобрано у природы, а не за­ работано. А в промышленности «добыча» - - плод тяжелого и долгого труда множества людей, за вер* шение нелегкого, а подчас и изнурительного пути поисков и экспериментов. Впрочем, на этом филологическом отступлении сходство между рыбным промыслом и прочими добывающими отраслями исчерпывается. Зато на­ чинаются поразительные отличия, которые при чтении интереснейшей книги Г. К. Войтоловского «География морских путей и рыбной промышлен­ ности» производят впечатление именно своей па­ радоксальной простотой. Есть ѵ сырьевой базы рыбной промышленности и еще одна редкостная особенность. Если на восста­ новление истощенного угольного месторождения ; «-считывать не приходится (по крайней мере в пределах одной геологической эпохи), то рыбные ресурсы обладают естественной способностью са­ мовозобновляться. Отсюда — справедливая автор­ ская параллель с охотой на пушного зверя и лесозаготовками, которые все в большей мере трансформируются соответственно в звероводство и лесное хозяйство. Пет сомнения, что не далеко время, когда морское рыбоводство, как ныне разве­ дение пресноводной рыбы в прудах, озерах и реках, станет серьезным источником ценного пищевого рыбного белка. По океанологи давно предостерега­ ют, что живые ресурсы океана, к сожалению, исчер­ паемы. Поэтому любая серьезная забота о разум­ ном ведении морского хозяйства имеет особую цен­ ность. В книге кандидата экономических наук Г. К. Войтоловского изложены два Старейших аспекта ис­ пользования человеком Мирового океана: рыболов­ ство и судоходство. Они занимают в морском хо­ зяйстве ведущее место. Годовой доход от рыболов­ ного промысла составляет ныне около 8 миллиар­ дов долларов. Оказывается, пыбная промышленность понстине вездесуща. Во всяком случае, среди 18 экономи­ ческих районов, на которые подразделяется нагаа стоана. нет ни одного, в котором не велась бы промышленная добыча рыбы. Но львиная доля при­ ходится, разумеется, на Северо-Западный. Дальне­ восточный н Прибалтийский районы. Именно здесь, в VI ѵрманске и Владивостоке, в Калининграде и Клайпеде, делается «большая рыба» — 85 процен­ тов валовой продукция рыбной промышленности. Здесь крупнейшие рыбные порты, огромные совре­ менные холодильники и суда. суда. суда. Но старин­ к е рыбаки называют их пароходами, хоти практи­ чески почти все паровики давно списаны. Более 80 процентов (!) готовой продукции отрасли выраба­ тывается в нашей стране на рыбопромысловых или перерабатывающих судах. Вот уж доподлинно н.ча - вѵ чая индустрия. Для торговых и пассажирских судов всякая оста­ новка. задержка в открытом моое — происшествие чрезвычайное. И только суда рыбопромыслового флота — единственные в мире свои повседнев­ ные грузовые операции производят в открытом море. Легко сказать —- «грузовые операции в открытом море». Даже огромные базы величественно раска­ чиваются на океанской зыби. А уж какой-нибудь ОРТ та же волна просто валяет с боку на бок. И вот в такой обстановке надо перегрузить на базу, борт которой возвышается над небольшим рыболовным судном, словно крепостная стена, десятки центнеров рыбы, принять с базы горючее, продукты и прочее. Не мудрено, что капитаны промысловых судов ста­ новятся подлинными асами в искусстве швартовки' и перегрузки в открытом море. Расстояния, покрываемые современными морски­ ми и рыбопромысловыми судами, таковы, что, по словам автора, «...тенденции развития перевозок позволяют назвать остальные виды сообщений (кро­ ме воздушных) подъездными путями для морского транспорта». Взгляните на карту, прикиньте рас­ стояния, и вы поймете, что автор прав. Мелькают названия, овеянные романтикой чи­ танных и детстве книг о морских при­ ключениях и путеше­ ствиях. Гибралтар. Марсель, Сингапур, Сан-Франциско... То, что когда-то ассоци­ ировалось с похожде­ ниями морских пира­ тов. теперь «обра­ стает» глубоким хо­ зяйственным смыс­ лом, Длина прича­ лов достигающая в крупнейших портах нескольких десятков километров (!), техни­ ческая оснащенность разгрузки. На кого не произведет впечатле­ ния скорость заполнения танкеров нефтью, которая, к примеру, в иранском порту Харк достигает 30 ты­ сяч тонн в час на каждом причале! Не н каждой речке протекает столько воды. Рыбный морской порт, кроме всего прочего, еще и промышленное предприятие рыбного хозяйства. Туг рыбѵ морозят, перерабатывают, консервируют. Это удобнее и рациональнее, чем размещать рыбо­ перерабатывающие комбинаты отдельно, изолиро­ ванно от порта. В нашей стране на первом месте по грузооборо­ ту — Новороссийский порт, расположенный в глу­ бине удобной Цемесской бухты. А крупнейший в стране и один из крупнейших в мире морской рыб­ ный порт Мурманск. Каждый год там обрабаты­ вают 4 ~5 тысяч судов... Но вернемся к географии морского рыболовства. Вот уже не одну сотню лет существует экономико- географический парадокс, заключающийся в том, что абсолютно подавляющая часть мирового улова рыбы и водных беспозвоночных (до 95 процентов) добывается в водах материкового шельфа и близле­ жащих зонах. А они составляют всего лишь 20 процентов поверхности Мирового океана. А если учесть, что для трех четвертей населения планеты (по данным ФАО) рыба и другие продукты водного промысла — основной источник животного белка, нетрудно понять, почему в наиболее уловистых районах скапливается много промысловых судов из разных стран, а запасам рыбы в таких районах под­ час угрожает опасность перелова. После войны не­ которые страны начали в одностороннем порядке устанавливать у своих берегов особые рыболовные зоны, в которых иностранным судам промысел за­ прещен. Начались «тресковые воины» — так стали называть в зарубежной печати, конфликты из-за ры­ боловных зон. Такой путь ограничения промысла однобок и приводит лишь к недостаточному исполь­ зованию сырьевых запасов моря. В книге подробно рассказано о различных между народных конвенци­ ях по регулированию рыболовства (участник многих из них - • Советский Союз), которые способствуют разумному использованию живых богатств Мирово­ го океана. Среди государств, располагающих морским фло­ том. с некоторым изумлением читатель увидит Вен­ герскую Народную Республику и Чехословакию, не имеющих, как известно из физической геогра­ фии, выхода к морю. Тем не менее ошибки нет. :'ти страны действительно обладают торговым флотом, который базируется на порты братских социалисти­ ческих государств; а из чисто «сухопутных» венг­ ров, чехов и словаков получаются «морские волки*. Книга весьма серьезна и отнюдь не популярно написана. Но она лишний раз подтверждает; нет на свете скучных материй, когда за перо берется на­ стоящий знаток проблемы. Ф. НАДЕЖДИН. У М а р ш р у т „ТИ НРО - 2 Опытная эксплуатация подводного аппарата «ТИНРО-2», о которой уже сообщалось, закончена.; Сейчас он готовится к новым испытаниям. Судно: «Ихтиаидр», на котором находится аппарат, в ско* ром будущем возьмет курс на Атлантику. М ОРЕ ВОЛНОВАЛОСЬ. Оно катило упругие валы и подбрасывало судно, как игрушечное.: Палуба уходила из-под ног, проваливалась,; становилась скользкой. Все, что находилось в каюте; и казалось неподвижным, оживало, двигалось, вы­ рывалось из рук. Таким мне помнится Черное море во время под* готовки к опытной эксплуатации подводного управ­ ляемого аппарата «ТИНРО-2*. Помнятся мне и первые гидронавты: Михаил Гире, командир корабля, Борис Иштуганов и Ва­ лентин Дерябин. Погружение погружению рознь, даже экспериментальному. На зтот раз оно было первым. А все первое, как известно, полно неожи- " данностей и таит в себе немало тайн. Но парни как ни в чем не бывало согласовывали курс, проверяли автоматику, интересовались спуско-подъемным уст­ ройством — «ТИНРО-2» находился на борту науч­ но-исследовательского судна «Ихтиаидр». выпол­ нявшего роль судна-носителя. «ТИНРО-2». Что же это за аппарат? Для чего он предназначен? Вот как ответил тогда на этот вопрос начальник опытного рейса, заведующий лаборатори­ ей подводных исследований Всесоюзного научно-ис­ следовательского института морского рыбного хо­ зяйства и океанографии М. П. Аронов; - «ТИНРО-2» построен по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Предназначен для иссле­ дования шельфовых вод Мирового океана. Рассчи­ тан на глубокие погружения и продолжительное ав­ тономное плавание. После того как он пройдет все. этапы погружения и освоения, найдет применение н промысловых районах. А пока испытания... Звоню в Керчь начальнику службы подводных , исследований «Югрыбпромразведки» Г. А. Солянв- к,ѵ. Прошу ответить на некоторые вопросы. ‘ ... Геннадий Алексеевич, где сейчас находится <!Ихтиандр»? - По-прежнему на Черном море. Сейчас у Ново­ российска. Но вас. наверное.' интересует судьбаI «ТИНРО-2», - - уточняет Соляник. - - Так вот^ опытная эксплуатация завершена. Проведено неко^ торое усовершенствование отдельных узлов и меха*' кизмов, а теперь пора и в путь. «ТИНРО-2» отправ­ ляется на место работы в Атлантику. Как рассказал Г. А. Соляник. рейс будет долгий - «Ихтиандр» проведет в Атлантике около шести месяцев. Экипаж подводного аппарата обновлен. Те­ перь на его борту будут находиться, кроме Пирса,- Николай Суров и' Олег Донец. Но и они не новички в этом деле: при главном экзамене «ТИНРО-2» они уже присутствовали. А. АНИСЕНКОВ. 'Т Я Г с ш к х м , ВЫСТУПЛЕНИЙ «НУЖДЫ НОВОГО КОПТИЛЬНОГО ЦЕХА» («Рыбный Мурман» № 116) Статья «Нужды нового коптильного цеха» об­ суждалась на производственном совещании участка .№ 1. выполнявшего работы в коптильном цехе. В свое время электромонтажные работы были пре­ кращены из-за отсутствия фронта работ. В октябре месяце с. г. нашему управлению предстоит выпол-; нить электромонтажные работы по подключению технологической линии подачи онилои и четвертого контейнероукладчика. Для выполнения данной рабо­ ты 13 октября направлена бригада электромонтаж­ ников под руководством прораба тов. Плотникова. Согласована с заказчиком выдача в монтаж необхо­ димого оборудования и материалов. Согласно гра­ фику производства работ электромонтаж -£ые рабог-ы будут выполнены до конца октября 1975 г. Ход вы­ полнения работ находится под контролем админист­ рации и партийной организации управления. A. ЮРОВ, начальник Мурманского монтажного управления треста «‘Севгаяэлектроконхаж*, B. ГРОМОВ, секретарь партбюро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz