Рыбный Мурман. 1975 г. Август.

В, h. П О П О В В. И. З А К У Р Д А Е В П. А . З А Д О Р И Н Iі !і Ш НI j 11ННі !! >! I!(I I НIIН ПНИИіИ! Ж Ш НU 111П і Пi IНI і Н111И1111i I!! (I I!11II i i t!НСIПМIi 11i 11{11П!IfН!!11111111М11111 i i 11111П)11 і 11 i i I !111111111111i11111III 11111Ё111ИI [111 Т Р АЛОВО Г О ФЛО Т А Г. Г. Т И С Л Е Н К О t t iit in t llt l! t l! t t t H M I I ! l l l l l l l i t ( l l l » I M I f l I i l l l t t ! i n i t t t i i H l l l t l t l t l l l i n f l f I l l l l l l l t l f i l l t t l l i t H t l l f l t l > l l l l t l l ! I I N I t l l l l l l l l t l l f l l l I t l l l t l t l t l f l | || | t l l l f | | || t l i l l l l l i n f t l l l ! l l l l l l l l l l t l l I l l l l l t l l l i n i l l l l l l l l t l l l l l t l l l l l l l l l f l l l l I I ! l l l f l l l f | | || t l t t t l l ( ! i t l ! l t l t |t t t говорил: оторое сеіі- ка. Вслед аны, меха- ■- <Л' ЙІ л м обещают ,і;д •' трау- :ем оста.чь- ! центнеров в!,, почилея 2<> тысяч ли мы смо- прекрясноіі mii сельди, ■ТВ.! * . •ЛИ с к а т ­ или !»8 ты- 127 тысяч, Болыннн- ; ЗадаНіІЯ. |;ЫГ)Ы, П0- ілеііня. флпта, без- пуду и его юнанд. что р8-. iiTHt'M шіаяся сте- в море зіi'­ ll капитаны > ч ■I la ка- емк диен. метке — іла, подва.х- нтпу.т верт- гшен. Обыч­ аида не за- іііа подняла Успешно промышляли н другие отряди судов. К 5 шипя флот выполнил полугодовой план, а пять іраулеров вскоре рапортовали о выполнении годо­ вого задания. Это были РТ-82 <Димитров». РТ-1И <■Коминтерн», РТ-І t <■Ваер» РТ-44 «ІІева» и РТ—13 -Рыбеи». Б л а г о д а р я с т а х а н о в с к о м у д в и ж е ­ н и ю траловый флот за один год почти в_два раза увеличил улов: если в 19:55 году было выловлено 985 тысяч центнеров рыбы, то в 1 » 3 6 году — 1800 тысяч. Техническая база и количество траулеров в эти годы оставались без изменения. Средний ѵ.тов на промысловый корабль достиг 26 тысяч центнеров, многие суда добыли по 30 ты­ сяч центнеров рыбы. По 10 тысяч дали Р1-Н2 «Ди­ митров ■>.. РТ-29 «Киров». РТ-18 «Коминтерн», РТ-71 <•Москва», РТ-81 «Коломна». Наряду со ста­ рыми. прос. іавлеиньпіи капитанами С. Д. К о пы т - вым. М. П. Новожиловым, Я. А. Богдановым, II. И. Демидовым. А. А. Егоровым, выдвинулись и про­ явили себя на промысле молодые судоводители I’. Г. Тисленко, Н Е. Скорняков и другие Самым молодым капитаном во флоте был тогда капитан -Москвы» Г, В. Лотов. Стаж его промыс­ ловой работы исчислялся всего тремя годами. На РТ-71 ■Москва» он заменил капитана, снятого за .ьарию п пьянство. Лотов начал с азов: изучал уст- пойство траулера, орудніі лова, учился держать ко­ рабль на носиках. Учился промысловому искусству і ,ерьезно, основательно. То его видели за измерени­ ем глѵбин. то у астрономических приборов, то у разделочного стола со шкерочным ножом пли у порванного трала с мглой в руках. Команда лПо­ севы» полюбила и глубоко уважала своего нового капитана. Самыми близкими его помощниками были старший механик П. М. Ермолин и иомполит И. И. Иванов. Авторитет Павла Матвеевича Ермолина ^являлся непререкаемым, так как основывался на беззавет­ ном служении делу, 'великолепных практических знаниях и справедливости. Любую неисправноеТо машинная команда под его руководством устранял.), немедленно, чтобы не допустить простоя траулера по ее вине. Мы ѵже •. поминали, что одной из бед на судах о т е ч е с т в е н н о й постройки была нехватка преіной йоды для котлов. К концу рейса многим механикам приходилось -питать» котлы Забортной водоп. or которой со временем в трубопроводах появлялась ’■ечь, а в котлах ■- труднорастворимая накинь. Л М Ермолин и его товарищи, помучившись рейс, іругои. стали искать выход и нашли способ сэконо­ мить 15—20 тонн пресной воды — как раз столь­ ко сколько не хватало котлам для окончания рейса. Помощник капитана по политической части Иван Иванович Иванов заботился об укреплении диеннп- інны на траулере, о повышении культурно-полити­ ческого уровня рыбаков. На траулере работали кружки техминимума и повышения квалификации, регулярно проходили производственные совещания. У СПЕХИ IV):$6 ГОДА вызвали в тралфлоте но­ вую волну движения за высокие уловы. Команда трлучера -Москва», вслед за Р І-29 - Киров», вступила в соревнование за годовой вылов 50 тысяч центнеров рыбы. Обязательство было ос­ новано на точном расчете, и команда <■Москвы» его вып о л н и л а. За трудовой подвиг капитан Г. В. Ло­ тов был отмечен высокой правительственной награ­ дой - - орденом Трудового Красного Знамени. Народный комиссариат пищевой промышленности много внимания уделял вопросам тралов,ого лона и сельдяной путины' на Мурмане. Весной 1932 года специальная комиссия во главе с наркомом А. П. Микояном обследовала работу тралового флота. По предложению ее. правительством были приняты ме­ ры к увеличению зарплаты плавсостава, усилению жплшшюго строительства для моряков. Мурману выделили деньги на капитальное строительство бе­ реговой оазы, послали специалистов рыоной про­ мышленности. Особое внимание обращалось на под­ готовку кадров, на улучшение культурного обслу­ живания рыбаков. Известны два случая,- характеризующие .отноше­ ние наркома к капитанам Мурмаиа. Первый связан с именем Я. А. Богданова. На одном крупном сове­ щании рыбников, которое проводил А, И, Микоян, выступали работники управления «Мурманрыба». Эти самоотчеты всем основательно поднадоели, и Микоян спросил у соседей в президиуме: «А где же капитаны, где. к примеру, Яков Алексеевич Богда­ нов? » Оказывается, этого старого, опытнейшего про­ мысловика почему-то забыли пригласить на совеща­ ние. Разыскали, и капитан Я. А. Богданов на этом совещании дал много дельных советов по органи­ зации промысла. Второй случай произошел с капитаном А. П. Но­ вожиловым. Дело было так. Перевод и увольнение капитанов траулеров без сепкции Наркома пищевой промышленности запрещались. Однако заместитель начальника тралфлота М. М. Шальмая самовольно перевел A. II Новожилова на другой корабль. А. И. Микоян узнал об этом, убедился, что перевод, вро­ ме вреда, ничего не дает, и издал специальный приказ, в котором еще раз подчеркнул необходи­ мость бережного и внимательного отношения к лю­ дям: к капиталам, штурманам, механикам, ко всем промысловикам. Анастас Иванович -Микоян вложил много сил и энергии в дело создания тралового флота, в креп­ ление его м о ід и . О делах тралового флота А. И. Микоян не раз говорил на партийных конференциях, заседаниях ЦІІКа. на коллегии Наркомата пищевой промышленности. ' 22 декабря 1935 года А .11. Микоян выступал на Пленуме ЦК ВКП(б). обсуждавшем вопросы разви­ тия промышленности и транспорта в связи со ста­ хановским движением. «Мурманцы .— сказал он, — имеют огромные успехи в развитии рыбной промышленности. По я боюсь, как бы товарищи мурманцы на этих успехах не успокоились, тем более что успехи у них относи­ тельны. Их достижения считаются успехом потому, что раньше ѵж очень было плохо, а теперь стало л.Ѵчше. По то. что вчера было хорошо, сегодня хже плохо, недостаточно». Эта оценка работы учитывалась при разриоотке программы действии для моряков Мурманского тралфлота в 193<з году и в последующие годы. М ОРЯКИ РТ 29 «КИРОВ» добивались высоких уловов еще в годы, предшествовавшие стаха­ новскому движению. Тогда экипаж возглавлял капитан Георгий Герасимович Тислепко. В середине 1937 года на траулер пришел новый капитан Анд­ рей Иосифович Стрельбицкий. Под его руководством экипаж не снизил темпов, стахановские рейсы стали обычным делом. В 1938 году моряки -Кирова» установили миро­ вой рекорд добычи — почти 62 тысячи центнеров. Когда РТ-29 отслужил свой эксплуатационный срок-, начальник тралового флота В. И. Закурдаез поддержал идею: устроить торжественные проводы кораблю-ветерану. Траулер шел в последнее пла­ вание к Угольной базе, в сопровождении почетного экспорта портовых буксиров и РТ «Кола», своего ровесника, оставшегося в рабочем строю в качестве «водолея». И пока маленький караван судов-ветера- нов совершал почетный круг по акватории порта, все корабли, стоявшие у причалов и на рейде, длин­ ными гѵдками провожали старый, прославленный корабль. Трудовые, дела и вся долгая жпзнь РГ-29 «Ки­ ров» — одна из ярких страниц истории орденонос­ ного .Мурманского тралового флота. О них хорошо рассказано в книге -История Мурманского трало­ вого флота». І А ЛЕТ НЕПРЕРЫВНО СОВЕРШЕИСТВУ- 4 Ц Е Т С Я к рыбной промышленности Мурмана социалистическое соревнование. Вот наибо­ лее характерные его этапы, почины, формы: Апрель 1949 года — началось движение за ско­ ростные рейсы. Май 1955 года — тралфлотовцы начали освоение ВМРТ. Декабрь 1956 года —- мировой рекорд добычи установлен экипажем БМРТ «Некрасов». 1960 год — зародилось парно-групповое соревно­ вание, движение за увеличение доставки в порт «свежья». 1965 год — по примеру экипажа БМРТ «Добро­ любов» началось движение «стотыеячников». Мурманские тралфлотовцы осваивали новые ко­ рабли и механизмы, новые районы и ’способы лова рыбы, давали путевку в жизнь всему новому и пе­ редовому. — В «Истории Мурманского тралового флота» есть глава «Нин гордится траловый флот». Здесь пере­ числены фамилии тех, кто внес наибольший вклад в развитие рыбной отрасли хозяйства. Многих ве­ теранов уже нет в живых, но есть и ныне здравст­ вующие, участники первых стахановских рейсов, продолжатели славного почина в послевоенные го­ ды. II среди них Герой Социалистического Труда Андрей Яковлевич Маклаков, Прокопий Прокопье­ вич Решетов, Василий Александрович Попов. Иван Тимофеевич Шаньков, Павел Иванович Городилов, кавалеры многих орденов и медалей Николай Ки­ риллович Елфнмов, Павел Алексеевич Задорин, Яков Алексеевич Гуинн и многие, многие другие. Крепкого вам здоровья, ветераны! Флот гордит­ ся вами. А. КИСЕЛЕВ, заведующий кафедрой истории Мурманского педагогического института. Фото из архива отдела истории ЦПКТБ главка <Севрыба». У Д А Р Н И К И к о м м у н и сти ч е с к о го тр у д а — славн ы е п р е е м н и к и стахан о в ц е в . Их на н аш и х п р е д п р и я ­ ти я х — ты сяч и . Э то л ю д и са м о о тв е р ж е н н о го в ы ­ п о лн е н и я св о е го д о л га п е р е д Р о ди н о й . С е г о д н я м ы п у б л и к у е м ф о т о г р а ф и ю о д н о го и з них. З н а к о м ь т е с ь : н ач альни к р ад и о стан ц и и БМРТ-345 «П ассат-2» Г е н н а д и й П етр о в и ч Т р о ф и м о в . О тли чн ы й с п ец и ал и ст, акти вн ы й о б щ е с тв е н н и к . К о м м у н и с т Г. П. Т р о ф и м о в — у д а р н и к к о м тр у д а , п р о п а га н д и ст к о м с о ­ м о л ь с к о го к р у ж к а , член р е д к о л л е ги и суд о в о й стен га­ зе ты . Е го и м я — иа Д о с к е почета. Ф о т о Б. Щ уки н а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz