Рыбный Мурман. 1975 г. Август.

1 li I L lil I I "i с. д. «опытов H . E. С К О Р Н Я К О В А . А . Е Г О Р О В й. А Г У Н И Н B, A . llll 11 li III II IIIII 111 III 111 IIIII 11 II 11111111 III 1111i 11111 II 11111111111111111111111111111 III ! 1111111 llllll 1111 II 1111111111 II 11 111! ill <f i n ;III И111III 111II1 1 M11П11II11 i IMШ IH11 ‘IПIIIПIII i I r;!; II I! ILI!n !UIП 11 H 1 1 11 11IIП 1 11j( 11 ! I !N [! П1 1 Пi!! И П 1 1П МУ РМАНСКО Г О ІІІІІІШШІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІ llllll lllll III f 11II11111111111111iШ1111111111111111i111II111111111П11111 С ЕГОДНЯ исполняется 40 лет с начала стаха­ новского движения. Газета «Рыбный Мур- ман» в номере от 23 июля подробно расска­ зала о том, как устанавливал свой рекорд донецкий шахтер Алексей Григорьевич Стаханов, в чем бы­ ли корни этого движения, какое влияние оказало оно на дальнейшее развитие социалистического со­ ревнования. Мне хочется рассказать о том, как мо­ ряки тралового флота активно поддержали новое движение в нашей стране. О ДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ В ТРЛЛОВОЛІ ФЛОТЕ откликнулся на почин Алексея Стаханова экипаж траулера «Ленинград», Когда газеты и радио принесли в Мурманск волнующие известия о стахановских рекордах, траулер находился в ре­ монте. Команда его энергично включилась в ра­ боту и помогла судоремонтникам досрочно выпу­ стить судно па промысел. Экипаж «Ленинграда > под руководством капитана С. Г. Пайкачева вышел з первый стахановский рейс. Задание было перевы­ полнено вдвое. Моряки радовались: и слово сдер­ жали, н заработали. Одни за другим уходили траулеры в стаханов­ ские рейсы н каждый раз возвращались с победой. 29 траулеров досрочно выполнили задание 1935 го­ да. В гіервоіі десятке судов шли РТ-29 «Киров», РТ-10 «Лебедка», РТ-12 «Трал», РТ-61 «Водник». РТ-71 «Москва», РТ-81 «Коломна». В 1935 году экипаж прославленного траулера «Киров» преодо­ лел тридцатитысячный рубеж. С начала 1936 года стахановское движение в тра­ ловом флоте приняло массовый и организованный характер. Рыбаки поняли его принципы, увидели первые результаты. Характеризуя особенности ста­ хановского движения среди моряков промыслового флота, мурманская окружная газета в октябре 1935 года писала в передовой статье: «Работать по-стахановскн для команды траулера означает: во-первых, максимально, увеличить время пребывания траулера в море и сократить до пре­ дела пребывание его в порту; во-вторых, улучшить режим работы с тралом; в-третьих, заставить маши­ ны трау лера работать на полную мощность». В 1936 году удивили флот моряки РТ-10 «Ле- И . Н . Д Е М И Д О В бедка». ІІа протяжении трех лет до этого экипаж постоянно отставал. С приходом па судно в 1935 году капитана Николая Ефимовича Скорняков» де­ ла здесь резко пошли на поправку и план .1935 го­ ла был выполнен на 117 процентов. По капитан считал, что его команда не сказала последнего сло­ ва. Если в течение года делать десять рейсов, пола­ гал Н. Е. Скорняков, и в каждый реііс вылавливать по три тысячи центнеров рыбы, то за год будет до­ быто 30 тысяч центнеров. Состоялось собрание мо­ ряков. Команда решила объявить рейс стаханов­ ским и вызвала на соревнование другие траулеры флота. Поздним вечером 11 января 1936 года «Лебедка» отошла от причала. Зима в тот год была суровой, в море неделями бушевали жестокие штормы. Суда приходили в порт закованными в ледяные панцири. Затрудняли работѵ туманы и полярная ночь. Коль­ ский залив замерз, н траулеры шли по фарватеру, проложенному ледоколом. Весь экипаж понимал важность первого репса. Если «Лебедка» в суровых зимних условиях выпол­ нит свои обязательства, то докажет возможность стахановских рейсов в любое время года. На пути к промыслу каждая вахта подсчитала, сколько надо сделать тралений, взять рыбы, как со­ кратить время на спуск и подъем тра.іа . Судовой бюллетень ежедневно сообщал о работе каждой из трех соревнующихся вахт. Отлично работала вахта второго штурмана Бур­ макина, которая в предыдущих рейсах обычно от­ ставала. Получая сводки с других траулеров. If. Е. Скор­ няков видел, что его экипаж вышел вперед. «Ле­ бедка» добыла за стахановский рейс 3470 центне­ ров рыбы — четыре плановых задания. И вот уже в Мурманск полетела радиограмма: «Снимаемся с промысла, идем в порту. Торжественно встречали на берегу героев-стаха- повцев: гудками приветствовали победителей стоя­ щие в порту корабли, гремел духовой оркестр. Эки­ паж «Лебедки» доказал, что можно промышлять и в лютые январские морозы, за 18-дневный зимний рейс сделать более ста тралений и добыть рыбы не меньше, чем за такое время в самые благоприятные летние месяцы. Экипаж доказал, что стахановское движение — великая и реальная сила. На судне меньше стало суеты, перестановок, ру­ гани, безукоризненно работали главная машина и палубные механизмы. Кочегары выполнили свое обязательство —- держать рабочее давление пара не шоке 12 атмосфер. Но главным достижением этого рейса, как об этом говорил на совещании по обмену опытом II. Е. ‘ корняков, было новое отношение рыбаков к труду, ни стали глядеть па работу другими глазами, за­ мечали резервы, о которых раньше не думали, ви­ дели недостатки, которые раньше оставляли без внимания. И н и ц и а т и в а э к и п а ж а « л е б е к н » была поддержана всем флотом. В стахановские рей­ сы, приняв обязательства выловить по 25 —30 тысяч центнеров рыбы, пошли «Киров», «Навага», «Ролик», «Челюскинец Павлов», «Семга», «Москва» и многие другие суда, В феврале 1936 года в ста­ хановские рейсы ушли 11 траулеров, в марте — 36, в мае — 51, то есть практически весь траловый флот встал на стахановскую .вахту. Это было начало организованного включения не только передовых траулеров, но и всего флота в русло изумительного творческого движения трудя­ щихся страны за высший класс работы, за высокий, показатель социалистической производительности труда, за максимальное использование нашего бога­ того технического вооружения на рыбном Мурмане. Трудовой почин моряков тралфлота стал известен Bceji стране. Выступая в январе 1936 года на второй сессии Центрального Исполнительного Комитета, парком пищевой промышленности А. II. Микоян говорил: «Меня особенно радует соревнование, которое сей­ час началось среди траулеров Мурманска. Вслед за траулером «Киров» выступили капитаны, меха­ ники и команды трех лучших траулеров - - «Лебед­ ки», «Наваги», «Москвы», которые сами обещают дать по 30 тысяч центнеров трески на кажд. ,ѵ трау­ лер в течение 1936 года и предлагают всем осталь­ ным траулерам дать не меньше 25 тысяч центнеров вместо 17 тысяч в среднем за 1935 год. Пожелаем, чтобы весь траловый флот включился в стахановский рейс и дал не меньше 2(> тысяч центнеров рыбы на каждый тральщик. Тогда мы смо­ жем дать Ленинграду и Москве вдоволь прекрасной мороженой и копченой трески, прекрасной сельди, вдоволь копченого окуня отличного качества». И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, УЛОВЫ РОСЛИ с каж­ дым месяцем. В феврале суда добыли 98 ты­ сяч центнеров рыбы, в марте — 127 тысяч, а в апреле уже- 154 тысячи центнеров. Большин­ ство экипажей перевыполняли рейсовые задания. Сократились потери времени па поиски рыбы, по­ чинку трала, зато увеличилось время траления. Столь значительные сдвиги в режиме флота, без­ условно. обязаны новому отношению к труду и его организации на траулерах, энтузиазму команд, чго Наблюдалось в траловом флоте в связи с р а “ .атием стахановского движения. Об этом же свидетельствует сохранившаяся сте­ нограмма радиосовещания, проведенного в море зп- іТой 1936 года. В «летучке» участвовали капитаны ■траулеров «Кр_аб», «Смена», «Димитров» и «Нава­ га». Вел совещание флагман отряда. Говорит РТ-5 «Краб»: '■'За шесть суток взяли 600 центнеров. Наше ноя- зательство в этом рейсе выполнено на треть. Пос­ ледние трое суток работали плохо. После тщатель­ ной: проверки обнаружили, что оба трала сшиты не­ правильно — один по нашей вине, другой — по вине мастерской. Ошибку исправили... Машина ра­ ботает после ремонта отлично. Свои обязательства выполним полностью». РТ-57 «Смена»: «Мы должны ловить много лучше, чем сейчас все же по сравнению с предыдущими рейсами паніи показатели значительно выше. Передовик тралового флота «Киров» охотно делится с нами своим опы­ том. Многое заимствуем от него». РТ-82 «Димитров»: «Рейсовое задание выполнили за семь дней. Сейчас поднимаем очередной трал. В мешке 1 •40 центнеров рыбы. Вахта работает у трала, подвах- та убирает рыбу. В свежую погоду лопн\.і верт­ люг. пришлось поднимать трал за один конец. Обыч­ но на это уходит четыре-пять часов. Команда не за­ хотела терять зря столько времени, — она подняла и восстановила трал за 2,5 часа. РТ-4 «Навага»: «Темпов не сдадим, выловим за рейс не меньше 2700 центнеров при задании в 737 центнеров. Сей­ час в трюме уже имеется тысяча центнеров рыбы, сорок центнеров рыбной муки, четыре с половинок тйсячи банок консервов тресковой печени. Промыш­ лять будем еще 12—-15 дней... Машина раоотает хо­ рошо. Настроение команды боевое. Своп обязатель­ ства выполним. Об этом говорят все члены команды — в столовой, кочегарке, па разделке рыбы: Флагман отряда промысловых кораблей в своем выступлении отмечал, что резервы рыбаков еще ве­ лики, много времени уходит на поиски рыбы, бес­ цельные переходы, ремонт тралов и оборудования. В конце радносовеіцания его участники договори­ лись доставить в порт в два раза больше рыбы, чем запланировано.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz