Рыбный Мурман. 1975 г. Август.

Опыт работы донным тралом черт. 2283-01 Ц ентра лЬиыи грунтроп € - 6 м МрылоЬои грунтрои -6-6м Дополнительный грунтрои бЪм . ГМ. і. г Рис. 1, В 1975 ГОДУ экипажи промысловых судов главка «Севрыба» начали успешно применять для обло­ ва рыбы донный трал конструкции ЦПКТБ по чертежу 2283-01. Агрегатное сопротивление трала при скоростях тра­ ления 3,0— 4,5 узла составляет 7,0— 12,0 тонн, а трала чертежа 2050-01 при этих же скоростях траления — 8,2— 13,2 тонны. В настоящее время тралом (чертеж 2283-01) работают многие экипажи судов, промышляющие в Баренцевом море и в Северо-Западной’ Атлантике. Однако при ра­ боте на тяжелых грунтах Баренцева моря и особенно Лабрадора многие промысловики указывают на повы­ шенную аварийность названного трала. Но, как показала практика, этим тралом возможна ус­ пешная работа на лю бы х грунтах. Н ео бход и м о только правильно, грамотно его вооружить, что позволяет снизить аварийность до минимума. Это подтверждено экипажем МБ-0406 «Спутник» (капитан товТ К оробов И. В., старший мастер по доб ы че рыбы тов. Завгород- ний В Н.). Экипаж отработал 4-месячный рейс двумя тралами. Для того, чтобы трал имел минимальную аварийность, его следует вооружать следующим образом: — верхняя подбора вооружается кухтылями с равно­ мерным распределением по. всей длине в количестве, обеспечивающем подъемную силу 384— 400 кг; — нижняя подбора вооружается комбинированным набивным грунтролом (рисунок 1), позволяющим вести промысел в любых промысловых районах Баренцева моря. Этот грунтроп имеет хорошую проходимость и до минимума снижает аварийность трала. Следует отметить, что к такой подборе обязательна постановка •фальшподборы, длина которой на 6— 8 Мет­ ров меньше длины основного грунтропа. Она умень­ шает попадание камней 6 трал. . Скорость траления выдерживается * пределах 3,2— 3,6 узла. При повышении скорости на неровном грунте трал будет временами подплывать. Для работы в промысловых районах С З А на тяжелых грунтах хорошо зерекомендовал себя грунтроп, наби- іЫЙ по схеме, указанной на рис. 2. Общий вес грунтро­ па в воде может быть доведен до 1200 кг за счет допол­ нительной нагрузки отрезками цепи. Для голого грунтропа длиной 5,2 м используется цепь калибром 28— 30 мм, а перед ним ставится боби­ нец диаметром 600 мм, что и показано на рисунке 3. Кабельное вооружение трал» хорошо производить из концов длиной 28,5 м (рис. 3), которые легко получить путем перерубания 60-метровых кабелей пополам. Пре­ имущества этого метода следующие: такие кабели меньше вытягиваются, удобней подбирать длину кабе- Ле? в зависимости от объекта лова й грунтовых усло­ вий района промысла, а также более экономично рас­ ходуется дефицитный стальной трос, так как при обры­ ве выходит из строя кабель длиной 28,5 м, а не 60 м. Один из лучших вариантов кабельного вооружения, прим ен яем ого при работе в Баренцевом м о р е , покэззн на рисунке 4. При работе на скалистых грунтах общая длина кабе­ лей составляет 90 метров, а при работе на б о л е е бла­ гоприятных грунтах м ож ет быть д о іе д з н з до 150 метров, что дает возможность увеличить плош.адь о б ­ лова. Во всех случаях нужно ставить межкабельный бобинец. Применение его позволяет увеличить срок служ бы ка­ белей, предотвратить зарезание и обры з верхних кабе­ лей (боби нец в м есте соединения одинарного кабеля с двойными, рис. 3). Практика нескольких лет промысла на Л а бр а д ор е показала, что часто экипаж не мож ет ра­ ботать в квадратах с тяжелым грунтом толы.'о потому, что не учитывается эгст важный фактор. Кром э того! м еж к ебельны е бобинцы создаю т шлейфы, что положи­ тельно сказывается на улоеистости всей траловой си­ стемы. В случае заиливания верхних крыльев на верхние однометровые голые концы нужно поставить бобинец диаметром 600 мм. Такой бобинец имеет плавучесть 17,0 кг и в случае врезания верхнего кабеля в ил спо­ собствует его освобождению. Особого внимания требует вооружение траловых до­ сок площадью 5,5 кв. метра. Учитывая, что промысел ведется на малых скоростях траления, необходимо увеличить угол атаки досок. Для этого гребенки крепят­ ся в передний ряд отверстий (считаем от Передней кромки доски). Кроме того, нижняя гребенка ставится в нижнее положение. Все это позволяет также умень­ шить заиливание досок. Несмотря на принимаемые меры предупреждения аварийности тралов, ее не всегда удается избежать", особенно порывов нижней пласти. При этом нужно учесть, что трал черт. 2283-01 имеет увеличенные, по сравнению с тралом черт. 2050-М, размеры, а это ведет к увеличению трудоемкости ремонта трала при аварии. Значительно снизить аварийность нижней пласти поз­ воляет частичная замена дели на систему канатов. Для трала черт. 2283-01 рекомендуются два варианта канат-? ных вставок, показанных на рисунке 5. По первому варианту вставка изготавливается следу? ющим образом: дель, посаженную на нижний гуж, 79 ячей по ширине (по 3 ячеи оставляем на швы) выре­ заем по прямой до плахи из дели с шагом ячеи 60 мм (см. рисунок 6). Взамен вырезанной дели ставится ка­ натная вставка, состоящая из 16 оттяжек (канат «герку^ лес» диаметром 17 мм), рассаженных равномерно с пробивкой по передней кромке на 6,0 м гужа, а по задней — на сборочную длиной 5,0 м (канат «герку­ лес» диаметром 17 мм), на которую садится 85 ячей дели с шагом ячеи 60 мм. На крайние оттяжки садим плахи из дели с шагом ячеи 80 и 70 мм, беря при этом в шов по 3 ячеи. Длина крайних оттяжек 8,4 м, далее к центру каждая оттяжка делается на 10 см короче npe-j дыдущей, таким образом, длина двух центральных от­ тяжек будет по 7,7 м.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz