Рыбный Мурман. 1975 г. Август.
Опыт работы донным тралом черт. 2283-01 Ц ентра лЬиыи грунтроп € - 6 м МрылоЬои грунтрои -6-6м Дополнительный грунтрои бЪм . ГМ. і. г Рис. 1, В 1975 ГОДУ экипажи промысловых судов главка «Севрыба» начали успешно применять для обло ва рыбы донный трал конструкции ЦПКТБ по чертежу 2283-01. Агрегатное сопротивление трала при скоростях тра ления 3,0— 4,5 узла составляет 7,0— 12,0 тонн, а трала чертежа 2050-01 при этих же скоростях траления — 8,2— 13,2 тонны. В настоящее время тралом (чертеж 2283-01) работают многие экипажи судов, промышляющие в Баренцевом море и в Северо-Западной’ Атлантике. Однако при ра боте на тяжелых грунтах Баренцева моря и особенно Лабрадора многие промысловики указывают на повы шенную аварийность названного трала. Но, как показала практика, этим тралом возможна ус пешная работа на лю бы х грунтах. Н ео бход и м о только правильно, грамотно его вооружить, что позволяет снизить аварийность до минимума. Это подтверждено экипажем МБ-0406 «Спутник» (капитан товТ К оробов И. В., старший мастер по доб ы че рыбы тов. Завгород- ний В Н.). Экипаж отработал 4-месячный рейс двумя тралами. Для того, чтобы трал имел минимальную аварийность, его следует вооружать следующим образом: — верхняя подбора вооружается кухтылями с равно мерным распределением по. всей длине в количестве, обеспечивающем подъемную силу 384— 400 кг; — нижняя подбора вооружается комбинированным набивным грунтролом (рисунок 1), позволяющим вести промысел в любых промысловых районах Баренцева моря. Этот грунтроп имеет хорошую проходимость и до минимума снижает аварийность трала. Следует отметить, что к такой подборе обязательна постановка •фальшподборы, длина которой на 6— 8 Мет ров меньше длины основного грунтропа. Она умень шает попадание камней 6 трал. . Скорость траления выдерживается * пределах 3,2— 3,6 узла. При повышении скорости на неровном грунте трал будет временами подплывать. Для работы в промысловых районах С З А на тяжелых грунтах хорошо зерекомендовал себя грунтроп, наби- іЫЙ по схеме, указанной на рис. 2. Общий вес грунтро па в воде может быть доведен до 1200 кг за счет допол нительной нагрузки отрезками цепи. Для голого грунтропа длиной 5,2 м используется цепь калибром 28— 30 мм, а перед ним ставится боби нец диаметром 600 мм, что и показано на рисунке 3. Кабельное вооружение трал» хорошо производить из концов длиной 28,5 м (рис. 3), которые легко получить путем перерубания 60-метровых кабелей пополам. Пре имущества этого метода следующие: такие кабели меньше вытягиваются, удобней подбирать длину кабе- Ле? в зависимости от объекта лова й грунтовых усло вий района промысла, а также более экономично рас ходуется дефицитный стальной трос, так как при обры ве выходит из строя кабель длиной 28,5 м, а не 60 м. Один из лучших вариантов кабельного вооружения, прим ен яем ого при работе в Баренцевом м о р е , покэззн на рисунке 4. При работе на скалистых грунтах общая длина кабе лей составляет 90 метров, а при работе на б о л е е бла гоприятных грунтах м ож ет быть д о іе д з н з до 150 метров, что дает возможность увеличить плош.адь о б лова. Во всех случаях нужно ставить межкабельный бобинец. Применение его позволяет увеличить срок служ бы ка белей, предотвратить зарезание и обры з верхних кабе лей (боби нец в м есте соединения одинарного кабеля с двойными, рис. 3). Практика нескольких лет промысла на Л а бр а д ор е показала, что часто экипаж не мож ет ра ботать в квадратах с тяжелым грунтом толы.'о потому, что не учитывается эгст важный фактор. Кром э того! м еж к ебельны е бобинцы создаю т шлейфы, что положи тельно сказывается на улоеистости всей траловой си стемы. В случае заиливания верхних крыльев на верхние однометровые голые концы нужно поставить бобинец диаметром 600 мм. Такой бобинец имеет плавучесть 17,0 кг и в случае врезания верхнего кабеля в ил спо собствует его освобождению. Особого внимания требует вооружение траловых до сок площадью 5,5 кв. метра. Учитывая, что промысел ведется на малых скоростях траления, необходимо увеличить угол атаки досок. Для этого гребенки крепят ся в передний ряд отверстий (считаем от Передней кромки доски). Кроме того, нижняя гребенка ставится в нижнее положение. Все это позволяет также умень шить заиливание досок. Несмотря на принимаемые меры предупреждения аварийности тралов, ее не всегда удается избежать", особенно порывов нижней пласти. При этом нужно учесть, что трал черт. 2283-01 имеет увеличенные, по сравнению с тралом черт. 2050-М, размеры, а это ведет к увеличению трудоемкости ремонта трала при аварии. Значительно снизить аварийность нижней пласти поз воляет частичная замена дели на систему канатов. Для трала черт. 2283-01 рекомендуются два варианта канат-? ных вставок, показанных на рисунке 5. По первому варианту вставка изготавливается следу? ющим образом: дель, посаженную на нижний гуж, 79 ячей по ширине (по 3 ячеи оставляем на швы) выре заем по прямой до плахи из дели с шагом ячеи 60 мм (см. рисунок 6). Взамен вырезанной дели ставится ка натная вставка, состоящая из 16 оттяжек (канат «герку^ лес» диаметром 17 мм), рассаженных равномерно с пробивкой по передней кромке на 6,0 м гужа, а по задней — на сборочную длиной 5,0 м (канат «герку лес» диаметром 17 мм), на которую садится 85 ячей дели с шагом ячеи 60 мм. На крайние оттяжки садим плахи из дели с шагом ячеи 80 и 70 мм, беря при этом в шов по 3 ячеи. Длина крайних оттяжек 8,4 м, далее к центру каждая оттяжка делается на 10 см короче npe-j дыдущей, таким образом, длина двух центральных от тяжек будет по 7,7 м.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz