Рыбный Мурман. 1975 г. Август.

Б О Л Е Е Ч Е Т В Е Р Т И В Е К А с т о и т на т р а л о в о м м о с ти к е с та р ш и й м а с те р д о б ы ч и К а л и н и н г р а д с к о й ба зы т р а л о в о г о ф л о т а Г е р о й С о ц и а л и с т и ч е с к о г о Т р у д а А л е к с е й М и х а й л о в и ч П р е с ­ н я к о в . З а это в р е м я им н а к о п л е н б о га ты й о п ы т р а б о ты п о о р г а ­ н и за ц и й п р о м ы с ла о с н о в н ы х в и д е в р ы б . С а м о о тв е р ж е н н ы й и в д о х н о в е н н ы й т р у д , тв о р ч е с к а я и н и ц и а ти в а , о т л и ч н а я п р о и з в о д ­ ств енн ая вы учка и вы сока я ли ч н а я о т в е тс тв е н н о с ть за п о р у ч е н ­ но е д е л о — та к о в р а б о ч и й п о ч е р к ве те р а н а н а ш е го д о б ы в а ю щ е ­ го ф л о та . . ■ За а к ти в н ую т в о р ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь к о м м у н и с т П р е с н я к о в б ы л н а г р а ж д е н м а л о й з о л о т о й м е д а л ь ю В Д Н Х С С С Р , а та к ж е зна ч ко м « О т л и ч н и к с о ц и а л и с т и ч е с к о го с о р е в н о в а н и я М и н и с т е р ­ ства р ы б н о г о х о з я й с тв а С С С Р » . Е м у п р и с в о е н о зва н и е л у ч ш е го п о п р о ф е с с и и с р е д и д о б ы т ч и к о в « Т р а л ф л о т а » . С е г о д н я мы п у б л и к у е м м а те р и а л , о б о б щ а ю щ и й о п ы т р а б о ты А . М . П р е с н я к о в а с о р у д и я м и ло в а . • О П Ы Т Д Р У З Е Й го мортира ц,закрепленного за каркас мостика, выводят­ ся за борт на период работы е донным тралом. Чтобы из­ бежать их трения о борт, ош г е помощью специально­ го конца с гаком через гру­ зовую лебедку отводятся в сторону носа судна по бор­ ту. где и крепятся. Применение такой схемы кабельной оснастки и заме- углубленне трала при страв­ ливании 70 м-ваеров 3 м, углубление трала при даль­ нейшем стравливании ваеров (на каждые 5 м) 1 м, верти­ кальное раскрытие трала при ваерах свыше 300 метров 14— 15 м. . Все параметры трала оп­ ределялись с помощью эхо­ лота. На основании их облав­ ливали косяки рыбы в пела- гнале. используя вертикаль- 200 и 300 мм. Крыловая секция груііт- ропа подключается к нижне­ му кабелю фигурной плачев­ ной. В ледовой обстановке зна­ чительно труднее произво­ дить отдачу и выборку тра­ ла. Здесь нужна быстрота и сноровка. Если промедлишь, неизбежно попадание льда в трал, а возможен и порыв де­ ли. Во избежание этого, перед КОНСТРУКЦИИ ТРАЛОВ. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАСТКА Центральная часть Атлан­ тики давно привлекала вни­ мание промысловиков Кали­ нинградской флотилии свои­ ми богатыми сырьевыми ре­ сурсами. Экипажи работав­ ших здесь судов постоянно отмечали большие скоплении рыбы в толще воды.. Однако . попытки облова ее .31- ліетровымн тралами и «Сар- дниопс» не, дали -результа­ н т . В ! 968 году за решение эіоіі проблемы взялся .эки­ паж БМРТ «ГпжиЬі Пер­ вые. же контрольные трале­ ния дали неплохие результа­ ты. С целью широкого освое­ ния комбинированного спо­ соба лова в район Централь­ ной Атлантики "был направ­ лен БМРТ <ІГз.умруд». I n протяжении всего рейса (с марта по июль 1968 года) промысловики, возглавляе­ мые капитан-директором Д. С. Лычспковым и стар­ шим трал мастером A. .VI. Пресняковым, работали ком­ бинированным способом ло­ ва. Несмотря на неудовлет­ ворительную промысловую- обстановку, •экипаж успешно выполнил план по добыче. Впоследствии Алексей Михайлович писал в своем рейсовом отчете, что самые высокие результаты по вы­ лову были достигнуты при работе тралом {количест­ во ячеіі по устыо 1150, длина верхней подборы 38,5, длина по вертикальным плас­ тинам — 31,9 метра). Верх­ няя подбора трала оснаща­ лась 150 металлическими кухтылямн. которые подвя­ зывались отдельным!! участ­ ками по 1 0 - 20 штук. 11) центру верхней подборы ус­ танавливался обычный подъ­ емный щиток 1 0.3 м с че­ тырьмя кухтылями. Нижняя подбора трала по центру на участке 19,3 мет­ ра загружалась короткими отрезками цепи общим ве­ сом 116 кт (в воздухе). R месте соединения крыльев с кабелями подсоединялись углубители весом по 100 кг (в воздухе). Для придавил прочности тралу по крыльям были поставлены капроно­ вые топенанты длиной по 15 м, а на последние части лютии — по 6 м. Топенанты трала и мешка соединялись между собой бензелями. Па этом трале использо­ вались как специальный ме­ шок длиной 31,7 метра, так и обычныіі капроновый ме­ шок. Рубашки применялись комбинированные: В дошю.м варианте эки­ паж работал тралами «Хек#-, 31-метровыми и четырех- пяастными 40,5-метровыми. Первые два по верхней под­ боре. оснащались 1(30 кухты- лями, а 40,5-мстровый — 110 кухтылями. Грузом' для всех донных тралов служил одни (і тот же грунтроп ве­ сом 590 кг (в воде). Каждая, крыловая секшгя весила в воде 216 кг, а центральная - 158. В момент выборки трала , (при уменьшении хода цри-. , боры фиксировали рыбу у , входа в трал. " ’ ' ' > t II 11ft і I ! I ' 111И11111! I і I M lі 11111і 11і і1111111111111111! 111111111111111111111111111111111111111111 II 1111111111111111 і 1111і ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ ЗА ЭФФЕКТИВНЫЙ ЛОВ Il l l l l l l l ll l l l l l i l l ll l l l l l l l l l ll l l l l H l l l l l l l l l ll l l l l l l l l ll l l l l l l l l l lf l l l l l :i 1111111111111111II1111П111111111III П111111!11n 111111111IIIIIII1111111IIIIIII11111III li II III 11ИNIII IIII1111И1 Чтобы предотвратить ее вы­ ход из устья, к мешку под­ шили- специальный фартук из сеточника по длине вход­ ной кромки меіііка высотой 3 м (і.ротіка по прямой). Во время хода судна- фартук , плотно прилегал к верхней пластине, а при уменьшении хода опускался, не допускал выхода рыбы. СХЕМА КАБЕЛЕЙ При переходе с одного тра­ ла на другой с разными схемами вооружения ка- -белей у добытчиков обычно затрачивается много вре­ мени. Пресняков и его товарищи решили изменить этот принцип. После дли­ тельных поисков ими был получен ; необходимый ре­ зультат. Вот в чем он заклю­ чается. ІГа барабаны трало­ вой іебедки вместе с ваером наматывались концы и по два кабеля длиной 70 м. На палубе рядом с тралом или прямо н а него. (31-метровый і;.тп «-Хек») укладывались три кабеля по 50 м, а с другим . гралоѵі — два кабеля по 17 м. При перехо­ де на дойный трал (31-мет­ ровый или «Хек») к верх­ нему кабелю 70 м. подсое­ динился верхний кабель тра­ ла 50 м, а к нижнему кабе­ лю 70 — средний и нижний кабели трала -50 м. При пе­ реходе па трал 38,5 метра к верхнему кабелю 70 м под­ соединялся верхний 17 м, а к нижнему — нижний. Такая схема вооружения кабеля со­ кратила потерю времени бо­ лее чем на 50 процентов. СПОСОБЫ ПОДВЕСКИ ДОСОК Известно, что при комби­ нированном лове добытчи­ кам приходится работать с траловымц досками разных конструкций. - Операция перехода с одних досок на другие занимала у промысловиков около двух часов. При работе в -Централь­ ной Атлантике на Б.МРТ * Изумруд» была применена оригинальная схема подвес­ ки траловых досок. Она за­ ключается '-прежде всего в том, что для их крепления при донном тралении поста­ вили два стопора.. Короткий і0,5 м), .закрепленный за рым кормовой колонны, ис­ пользовали ,при работе лю­ быми досками. Длинный же стопор (0,75 м) закреплялся за, кормовой фальшборт ,и использовался для взятия до­ сок на стопор при переходе на другой способ лова. Взятие досок на' этот сто- нор производится . в момент' выборки последнего донного •трала., в результате чего они . оказываются в нижнем .поло­ жении, .. освобождая место ' для досоі; -пелагического тра­ ла. Пелагические доски с по­ мощью двухметрового стопо­ ра. пропущенного со сторо-' иы борта в вырез пёреходио- ны траловых досок позволи­ ло время -перехода довести до 2,j—50 минут. ОСОБЕННОСТИ КРЕПЛЕНИЯ РАСПОРНОГО ЩИТКА И ВИБРАТОРА Большое значение для эффективной работы трала имеет, крепление распорного щитка. На Б.МРТ «Изум­ руд» он оснащен как обычно и кольца уздечек вплотную крепятся к подборе. Для ус­ тойчивости . сверху к нему дополнительно закреплены два сиза левых/ конца (дли­ ной по 1,5 метра каждый) по линии крепления уздечек. Затем отсчитывают от под­ боры 7—8'пчеіі по прямой от места креплений колец и ос­ тавляют' 120—30 см свобод­ ного конца, а остальной при­ шивают к дели по прямой. Есть у Преснякова свои особенности крепления виб­ ратора -е кабелем к тралу. Обычно держатель вибрато­ ра он обязательно крепит под сетным полотном во из­ бежание помех от дели. Для подвязки вибратора к плас­ тине на нее накладываются два сизалевых конца. Они прикреплены к подборе и пришиты к дели по прямой но всей ширине вибратора. Чтобы избежать порыва кабеля и поломки муфты его держателя, натяжение ле­ бедки передается через пет­ лю на подбору. Кабель, иду­ щий с ее барабана, накла­ дывается 2—3 шлагами на обойму, которая беизельным узлом соединяется с петлей, и далее натяжение кабель­ ной лебедки передается че­ рез петлю па подбору. Петля изготавливается из сизалсвого каната С-50- 60 мм. Длина от подборы — 1,2— 1,5 м. Па БМРТ «Изумруд» в качестве’обоймы была при­ менена обычная грунтропная резиновая прокладка, на ко­ торой предварительно выре­ зана канавка для кабеля. Для безаварийной работы с кабелем под переходным мостиком подвешивался че­ рез ролик канифас-блок, ко­ торый опускался н поднимал­ ся при заводке и снятии ка­ беля вибратора.' ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ БМРТ «Изумруд» пер- гые траления проводил над ровным участком грунта, чтобы определить параметры и.горизонт хода трала. При .атом устанавливался ВРШ- 3,8 при 240 об/мнп. Траления проводились по течению и против него. Во время хода с тралом, против течения, как правило, его вертикальное раскрытие уве- .Личивалось за.счет потери скорости н, следовательно, уменьшалось горизонтальное. Уловы при. этом резко пада­ ли. ’ ■ "Средние/параметры 38,5- метрового трала: вертикаль­ ное раскрытие’" 16—17 мм, иый li горизонтальный трак­ ты гидроакустических прибо­ ров. Наиболее полную ха­ рактеристику показаний да­ вала фишлупа при работе на растянутом диапазоне — .четкие всплески. , . Необходимо.отметить, что ’тралом облавливались косяки разных рыб: сардинеллы, скумбрии, ставриды. Кро­ ме того, БМРТ «Изумруд» успешно облавливал также поверхностные косяки луфа- ря. Уловы его за час хода . составили в среднем 15—20 тонн. При этом, скопления луфаря были косячные, что хорошо фиксировалось при­ борами и визуально (свече­ ние воды ночью, появление темных пятен днем). Трал в таких случаях выводили как можно ближе к поверхности. При облове луфаря боль­ шую роль играли показания анчоуса (основная пища лу­ фаря). Чем плотнее были показания анчоусового .ха­ рактера (в виде плотных записей у грунта), тем эф ­ фективнее наблюдались уло­ вы луфаря. Не менее продуктивными были поиски эффективных конструкций тралов н их ос­ настки в период работы А. М. Преснякова па Б.МРТ «Се­ лигер» в Северо-Западной Атлантике в 1970 году. Этот район характерен очень тя­ желыми, каменистыми грун­ тами. Большая аварийность тралов и особенно обрывы кабелей приводили не толь­ ко к перерасходу нромвоо- ружеция, по и к большой по­ тере промыслового времени. Наши суда работали в Се­ веро-Западной Атлантике тралами проекта 1625 и «Треска». Причем последний бы.ч значительно уловистее, но менее прочным, поэтому предпочтение приходилось отдавать первому. В этой обстановке стар­ ший мастер добычи БМРТ «Селигер» Пресняков рекон­ струировал трал «Треска» по типу трала проекта 1625 с учетом преи.муществ по­ следнего. Его детище заре' комендовало себя наилуч­ шим образом — уловистость была выше, а аварийность уменьшилась. Вооружение трала «Тре- ска-М» мало отличается от обычного. Верхняя подбора его оснащается 120 метал­ лическими кухтылями, в том . числе по гужу-30. Кроме то­ го, для обеспечения большей устойчивости хода трала на каменистых грунтах .крыло­ вые секции грунтропов дела­ лись утяжеленными по сравнению с центральными секциями на 15—20 процен­ тов. Добавочный вес крыло­ вых секций создавался,-за счет дополнительной оснаст­ ки грунтропа отрезками це­ пи. Нижняя подбора оснаща­ лась тремя секциями жест­ кого грунтропа, набиваемого бобйнцами д и а м е т р ом 500 мм й катушками длиной i'llПII11НИНІІГШДШ8— w II7H11 , отдачей судну давался ма­ лый ход, что позволяло ему оторваться от кромки льда, и сетная .часть трала спус- . калась непосредственно за кормой в зону •кильватерной ируіі, где лед отсутствовал. В ту же полынью травились в;;е кабели и траловые дос­ ки. После включения досок . их травили до воды и судну давался полный ход. При вытравливании ваеров тра­ ловые подвесные блоки сво­ дились под слипом. После того как вытравливалось нужное количество ваеров, блоки разводили, подсоеди­ няли заваливающие концы. Одновременно на ваер заво­ дился вытяжной конец. За­ тем блоки вновь сводились и ваера ложились на слип вы­ тяжными концами. В результате применения указанного метода, который и по настоящее время ис­ пользуется при работе судов в районе Северо-Западной, Атлантики в осенне-зимний период, на «Селигере» не было попаданий ваеров под лед. Во избежание попадания ' в трал льда и его порывов выборка кабелей ведется і.фн застопоренной машине или на са.мом малом ходу. За счет этого не допускает­ ся всплытие трала в боль­ шом удалении от кормы. Для предохранения трала от попадания льдин и порывов судно подворачивает под уг­ лом 30 градусов к первона- сальному Курсу, благодаря ".ему кабели и крылья идут вместе вдоль борта. Когда трал подобран до слипа, • курс судна изменяется та- ! 1 нм образом, чтобы он шел ' строго в фарватере .судна. .-. НЕ ТОЛЬКО МАСТЕР, НО И НАСТАВНИК Свой богатый промысло­ вый опыт ветеран щедро пе­ редает молодым мастерам. Он терпеливо учит их приё* мам раскроя, пошивки и на­ стройки тралов, умело моби­ лизует приданный ему лич­ ный состав на выполнение задач, поставленных перед экипажем судна. И не слу­ чайно руководимые нм до­ бытчики обычно проявляют поистине героические уси­ лия, самоотверженность и упорство, чтобы с честью» выходить из трудных ейтуа- ішй, складывающихся на промысле. Выступая инициатором ос­ воения нового промыслового вооружения и оборудований. Алексей Михайлович по первой просьбе оказывал по­ мощь в налаживании трало­ вого хозяйства экипажам траулеров базы и других флотилий страны. Сегодня тридцать добытчиков, рабо­ тавших в бригадах Пресня­ кова матросами, ходят мас­ терами добычи, причем два­ дцать из них — старшими. Он подготовил также четы­ рех флагманских специалис­ тов. B B fS F

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz