Рыбный Мурман. 1975 г. Август.
Б О Л Е Е Ч Е Т В Е Р Т И В Е К А с т о и т на т р а л о в о м м о с ти к е с та р ш и й м а с те р д о б ы ч и К а л и н и н г р а д с к о й ба зы т р а л о в о г о ф л о т а Г е р о й С о ц и а л и с т и ч е с к о г о Т р у д а А л е к с е й М и х а й л о в и ч П р е с н я к о в . З а это в р е м я им н а к о п л е н б о га ты й о п ы т р а б о ты п о о р г а н и за ц и й п р о м ы с ла о с н о в н ы х в и д е в р ы б . С а м о о тв е р ж е н н ы й и в д о х н о в е н н ы й т р у д , тв о р ч е с к а я и н и ц и а ти в а , о т л и ч н а я п р о и з в о д ств енн ая вы учка и вы сока я ли ч н а я о т в е тс тв е н н о с ть за п о р у ч е н но е д е л о — та к о в р а б о ч и й п о ч е р к ве те р а н а н а ш е го д о б ы в а ю щ е го ф л о та . . ■ За а к ти в н ую т в о р ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь к о м м у н и с т П р е с н я к о в б ы л н а г р а ж д е н м а л о й з о л о т о й м е д а л ь ю В Д Н Х С С С Р , а та к ж е зна ч ко м « О т л и ч н и к с о ц и а л и с т и ч е с к о го с о р е в н о в а н и я М и н и с т е р ства р ы б н о г о х о з я й с тв а С С С Р » . Е м у п р и с в о е н о зва н и е л у ч ш е го п о п р о ф е с с и и с р е д и д о б ы т ч и к о в « Т р а л ф л о т а » . С е г о д н я мы п у б л и к у е м м а те р и а л , о б о б щ а ю щ и й о п ы т р а б о ты А . М . П р е с н я к о в а с о р у д и я м и ло в а . • О П Ы Т Д Р У З Е Й го мортира ц,закрепленного за каркас мостика, выводят ся за борт на период работы е донным тралом. Чтобы из бежать их трения о борт, ош г е помощью специально го конца с гаком через гру зовую лебедку отводятся в сторону носа судна по бор ту. где и крепятся. Применение такой схемы кабельной оснастки и заме- углубленне трала при страв ливании 70 м-ваеров 3 м, углубление трала при даль нейшем стравливании ваеров (на каждые 5 м) 1 м, верти кальное раскрытие трала при ваерах свыше 300 метров 14— 15 м. . Все параметры трала оп ределялись с помощью эхо лота. На основании их облав ливали косяки рыбы в пела- гнале. используя вертикаль- 200 и 300 мм. Крыловая секция груііт- ропа подключается к нижне му кабелю фигурной плачев ной. В ледовой обстановке зна чительно труднее произво дить отдачу и выборку тра ла. Здесь нужна быстрота и сноровка. Если промедлишь, неизбежно попадание льда в трал, а возможен и порыв де ли. Во избежание этого, перед КОНСТРУКЦИИ ТРАЛОВ. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАСТКА Центральная часть Атлан тики давно привлекала вни мание промысловиков Кали нинградской флотилии свои ми богатыми сырьевыми ре сурсами. Экипажи работав ших здесь судов постоянно отмечали большие скоплении рыбы в толще воды.. Однако . попытки облова ее .31- ліетровымн тралами и «Сар- дниопс» не, дали -результа н т . В ! 968 году за решение эіоіі проблемы взялся .эки паж БМРТ «ГпжиЬі Пер вые. же контрольные трале ния дали неплохие результа ты. С целью широкого освое ния комбинированного спо соба лова в район Централь ной Атлантики "был направ лен БМРТ <ІГз.умруд». I n протяжении всего рейса (с марта по июль 1968 года) промысловики, возглавляе мые капитан-директором Д. С. Лычспковым и стар шим трал мастером A. .VI. Пресняковым, работали ком бинированным способом ло ва. Несмотря на неудовлет ворительную промысловую- обстановку, •экипаж успешно выполнил план по добыче. Впоследствии Алексей Михайлович писал в своем рейсовом отчете, что самые высокие результаты по вы лову были достигнуты при работе тралом {количест во ячеіі по устыо 1150, длина верхней подборы 38,5, длина по вертикальным плас тинам — 31,9 метра). Верх няя подбора трала оснаща лась 150 металлическими кухтылямн. которые подвя зывались отдельным!! участ ками по 1 0 - 20 штук. 11) центру верхней подборы ус танавливался обычный подъ емный щиток 1 0.3 м с че тырьмя кухтылями. Нижняя подбора трала по центру на участке 19,3 мет ра загружалась короткими отрезками цепи общим ве сом 116 кт (в воздухе). R месте соединения крыльев с кабелями подсоединялись углубители весом по 100 кг (в воздухе). Для придавил прочности тралу по крыльям были поставлены капроно вые топенанты длиной по 15 м, а на последние части лютии — по 6 м. Топенанты трала и мешка соединялись между собой бензелями. Па этом трале использо вались как специальный ме шок длиной 31,7 метра, так и обычныіі капроновый ме шок. Рубашки применялись комбинированные: В дошю.м варианте эки паж работал тралами «Хек#-, 31-метровыми и четырех- пяастными 40,5-метровыми. Первые два по верхней под боре. оснащались 1(30 кухты- лями, а 40,5-мстровый — 110 кухтылями. Грузом' для всех донных тралов служил одни (і тот же грунтроп ве сом 590 кг (в воде). Каждая, крыловая секшгя весила в воде 216 кг, а центральная - 158. В момент выборки трала , (при уменьшении хода цри-. , боры фиксировали рыбу у , входа в трал. " ’ ' ' > t II 11ft і I ! I ' 111И11111! I і I M lі 11111і 11і і1111111111111111! 111111111111111111111111111111111111111111 II 1111111111111111 і 1111і ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ ЗА ЭФФЕКТИВНЫЙ ЛОВ Il l l l l l l l ll l l l l l i l l ll l l l l l l l l l ll l l l l H l l l l l l l l l ll l l l l l l l l ll l l l l l l l l l lf l l l l l :i 1111111111111111II1111П111111111III П111111!11n 111111111IIIIIII1111111IIIIIII11111III li II III 11ИNIII IIII1111И1 Чтобы предотвратить ее вы ход из устья, к мешку под шили- специальный фартук из сеточника по длине вход ной кромки меіііка высотой 3 м (і.ротіка по прямой). Во время хода судна- фартук , плотно прилегал к верхней пластине, а при уменьшении хода опускался, не допускал выхода рыбы. СХЕМА КАБЕЛЕЙ При переходе с одного тра ла на другой с разными схемами вооружения ка- -белей у добытчиков обычно затрачивается много вре мени. Пресняков и его товарищи решили изменить этот принцип. После дли тельных поисков ими был получен ; необходимый ре зультат. Вот в чем он заклю чается. ІГа барабаны трало вой іебедки вместе с ваером наматывались концы и по два кабеля длиной 70 м. На палубе рядом с тралом или прямо н а него. (31-метровый і;.тп «-Хек») укладывались три кабеля по 50 м, а с другим . гралоѵі — два кабеля по 17 м. При перехо де на дойный трал (31-мет ровый или «Хек») к верх нему кабелю 70 м. подсое динился верхний кабель тра ла 50 м, а к нижнему кабе лю 70 — средний и нижний кабели трала -50 м. При пе реходе па трал 38,5 метра к верхнему кабелю 70 м под соединялся верхний 17 м, а к нижнему — нижний. Такая схема вооружения кабеля со кратила потерю времени бо лее чем на 50 процентов. СПОСОБЫ ПОДВЕСКИ ДОСОК Известно, что при комби нированном лове добытчи кам приходится работать с траловымц досками разных конструкций. - Операция перехода с одних досок на другие занимала у промысловиков около двух часов. При работе в -Централь ной Атлантике на Б.МРТ * Изумруд» была применена оригинальная схема подвес ки траловых досок. Она за ключается '-прежде всего в том, что для их крепления при донном тралении поста вили два стопора.. Короткий і0,5 м), .закрепленный за рым кормовой колонны, ис пользовали ,при работе лю быми досками. Длинный же стопор (0,75 м) закреплялся за, кормовой фальшборт ,и использовался для взятия до сок на стопор при переходе на другой способ лова. Взятие досок на' этот сто- нор производится . в момент' выборки последнего донного •трала., в результате чего они . оказываются в нижнем .поло жении, .. освобождая место ' для досоі; -пелагического тра ла. Пелагические доски с по мощью двухметрового стопо ра. пропущенного со сторо-' иы борта в вырез пёреходио- ны траловых досок позволи ло время -перехода довести до 2,j—50 минут. ОСОБЕННОСТИ КРЕПЛЕНИЯ РАСПОРНОГО ЩИТКА И ВИБРАТОРА Большое значение для эффективной работы трала имеет, крепление распорного щитка. На Б.МРТ «Изум руд» он оснащен как обычно и кольца уздечек вплотную крепятся к подборе. Для ус тойчивости . сверху к нему дополнительно закреплены два сиза левых/ конца (дли ной по 1,5 метра каждый) по линии крепления уздечек. Затем отсчитывают от под боры 7—8'пчеіі по прямой от места креплений колец и ос тавляют' 120—30 см свобод ного конца, а остальной при шивают к дели по прямой. Есть у Преснякова свои особенности крепления виб ратора -е кабелем к тралу. Обычно держатель вибрато ра он обязательно крепит под сетным полотном во из бежание помех от дели. Для подвязки вибратора к плас тине на нее накладываются два сизалевых конца. Они прикреплены к подборе и пришиты к дели по прямой но всей ширине вибратора. Чтобы избежать порыва кабеля и поломки муфты его держателя, натяжение ле бедки передается через пет лю на подбору. Кабель, иду щий с ее барабана, накла дывается 2—3 шлагами на обойму, которая беизельным узлом соединяется с петлей, и далее натяжение кабель ной лебедки передается че рез петлю па подбору. Петля изготавливается из сизалсвого каната С-50- 60 мм. Длина от подборы — 1,2— 1,5 м. Па БМРТ «Изумруд» в качестве’обоймы была при менена обычная грунтропная резиновая прокладка, на ко торой предварительно выре зана канавка для кабеля. Для безаварийной работы с кабелем под переходным мостиком подвешивался че рез ролик канифас-блок, ко торый опускался н поднимал ся при заводке и снятии ка беля вибратора.' ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ БМРТ «Изумруд» пер- гые траления проводил над ровным участком грунта, чтобы определить параметры и.горизонт хода трала. При .атом устанавливался ВРШ- 3,8 при 240 об/мнп. Траления проводились по течению и против него. Во время хода с тралом, против течения, как правило, его вертикальное раскрытие уве- .Личивалось за.счет потери скорости н, следовательно, уменьшалось горизонтальное. Уловы при. этом резко пада ли. ’ ■ "Средние/параметры 38,5- метрового трала: вертикаль ное раскрытие’" 16—17 мм, иый li горизонтальный трак ты гидроакустических прибо ров. Наиболее полную ха рактеристику показаний да вала фишлупа при работе на растянутом диапазоне — .четкие всплески. , . Необходимо.отметить, что ’тралом облавливались косяки разных рыб: сардинеллы, скумбрии, ставриды. Кро ме того, БМРТ «Изумруд» успешно облавливал также поверхностные косяки луфа- ря. Уловы его за час хода . составили в среднем 15—20 тонн. При этом, скопления луфаря были косячные, что хорошо фиксировалось при борами и визуально (свече ние воды ночью, появление темных пятен днем). Трал в таких случаях выводили как можно ближе к поверхности. При облове луфаря боль шую роль играли показания анчоуса (основная пища лу фаря). Чем плотнее были показания анчоусового .ха рактера (в виде плотных записей у грунта), тем эф фективнее наблюдались уло вы луфаря. Не менее продуктивными были поиски эффективных конструкций тралов н их ос настки в период работы А. М. Преснякова па Б.МРТ «Се лигер» в Северо-Западной Атлантике в 1970 году. Этот район характерен очень тя желыми, каменистыми грун тами. Большая аварийность тралов и особенно обрывы кабелей приводили не толь ко к перерасходу нромвоо- ружеция, по и к большой по тере промыслового времени. Наши суда работали в Се веро-Западной Атлантике тралами проекта 1625 и «Треска». Причем последний бы.ч значительно уловистее, но менее прочным, поэтому предпочтение приходилось отдавать первому. В этой обстановке стар ший мастер добычи БМРТ «Селигер» Пресняков рекон струировал трал «Треска» по типу трала проекта 1625 с учетом преи.муществ по следнего. Его детище заре' комендовало себя наилуч шим образом — уловистость была выше, а аварийность уменьшилась. Вооружение трала «Тре- ска-М» мало отличается от обычного. Верхняя подбора его оснащается 120 метал лическими кухтылями, в том . числе по гужу-30. Кроме то го, для обеспечения большей устойчивости хода трала на каменистых грунтах .крыло вые секции грунтропов дела лись утяжеленными по сравнению с центральными секциями на 15—20 процен тов. Добавочный вес крыло вых секций создавался,-за счет дополнительной оснаст ки грунтропа отрезками це пи. Нижняя подбора оснаща лась тремя секциями жест кого грунтропа, набиваемого бобйнцами д и а м е т р ом 500 мм й катушками длиной i'llПII11НИНІІГШДШ8— w II7H11 , отдачей судну давался ма лый ход, что позволяло ему оторваться от кромки льда, и сетная .часть трала спус- . калась непосредственно за кормой в зону •кильватерной ируіі, где лед отсутствовал. В ту же полынью травились в;;е кабели и траловые дос ки. После включения досок . их травили до воды и судну давался полный ход. При вытравливании ваеров тра ловые подвесные блоки сво дились под слипом. После того как вытравливалось нужное количество ваеров, блоки разводили, подсоеди няли заваливающие концы. Одновременно на ваер заво дился вытяжной конец. За тем блоки вновь сводились и ваера ложились на слип вы тяжными концами. В результате применения указанного метода, который и по настоящее время ис пользуется при работе судов в районе Северо-Западной, Атлантики в осенне-зимний период, на «Селигере» не было попаданий ваеров под лед. Во избежание попадания ' в трал льда и его порывов выборка кабелей ведется і.фн застопоренной машине или на са.мом малом ходу. За счет этого не допускает ся всплытие трала в боль шом удалении от кормы. Для предохранения трала от попадания льдин и порывов судно подворачивает под уг лом 30 градусов к первона- сальному Курсу, благодаря ".ему кабели и крылья идут вместе вдоль борта. Когда трал подобран до слипа, • курс судна изменяется та- ! 1 нм образом, чтобы он шел ' строго в фарватере .судна. .-. НЕ ТОЛЬКО МАСТЕР, НО И НАСТАВНИК Свой богатый промысло вый опыт ветеран щедро пе редает молодым мастерам. Он терпеливо учит их приё* мам раскроя, пошивки и на стройки тралов, умело моби лизует приданный ему лич ный состав на выполнение задач, поставленных перед экипажем судна. И не слу чайно руководимые нм до бытчики обычно проявляют поистине героические уси лия, самоотверженность и упорство, чтобы с честью» выходить из трудных ейтуа- ішй, складывающихся на промысле. Выступая инициатором ос воения нового промыслового вооружения и оборудований. Алексей Михайлович по первой просьбе оказывал по мощь в налаживании трало вого хозяйства экипажам траулеров базы и других флотилий страны. Сегодня тридцать добытчиков, рабо тавших в бригадах Пресня кова матросами, ходят мас терами добычи, причем два дцать из них — старшими. Он подготовил также четы рех флагманских специалис тов. B B fS F
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz