Рыбный Мурман. 1975 г. Апрель.

НА СНИМКЕ: участники торжественного собрания ве­ теранов пожарной охраны, посвященного 30-летию раз­ грома фашистов в Заполярье. М УРМАНСКИЙ ордена Ленина морской рыбный порт • годы Вепикой Отечественной войны был поистине передним краем. Портовики показали образцы мужественного вы* полмания своего долга перед Родиной. Не замирала жизнь на причалах ни в студеные дни полярной ночи, ни в долгий поляр­ ный день, когда над Кольским заливом волна за волной шли вражеские самолеты. Падали на причалы и территорию порта бомбы, пылали по­ жары, от осколков погибали портовики и моряки. Это был фронт — не условный, а настоящий, требующий от людей му­ жества, стойкости, умения выстоять и победить. Об этом уже немало сказано и написано. Особенно осенью прошлого года, когда мы отмечали 30-летие Победы в Заполярье. Мне удалось собрать материал для документального очерка о портовиках, несших нелегкую боевую вахту в те грозные годы а рядах бойцов местной противовоздушной обороны (МПВО). Они сделали достойный вклад в разгром фашизма. Мы должны назвать их имена, празднуя 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня читателям «Рыбного Мурмана» предлагается первая глава очерка о бойцах МПВО Мурманского рыбного порта. Она называется В р а г п р о с ч и т а л с я ! Новичок, попавший сегод­ ня на территорию нашего предприятия, увидит бетон­ ные и металлические при­ чальные стенки, асфальтиро­ ванные причалы, множество портальных кранов, совре­ менные благоустроенные слу­ жебные и бытовые помеще­ ния, оснащенные по послед­ нему слову техники цехи рыбообрабатывающих, судо­ ремонтных и других заводов. Рыбный порт — сложней­ шее хозяйство. Не простым было оно и тридцать четыре года назад, к моменту нача­ ла Великой Отечественной войны. Конечно, не идут ни в ка­ кое сравнение с сегодняш­ ним днем деревянные при­ чалы, механические перегру­ жатели, так называемые стеллинги, которых сейчас в порту осталось только два — как напоминание о дале­ ком прошлом, несравнимо оснащение предприятий того времени. Но и тогда порто­ вики несли четко свою вахту — сначала трудовзчо, а по­ том и боевую. Перечислю для молодых читателей на­ ши дела и заботы суровых лет. Портовики обслуживали как боевые, так и рыболов­ ные корабли, перерабатыва­ ли грузы с транспортов со­ юзных караванов, снабжали углем, солыо, другими при­ пасами промысловые суда. Прибавилось хлопот и друго­ го плана: порт снабжал бере­ говые предприятия, работа­ ющие на оборону, и судоре­ монтников электроэнергией, паром, горячей и холодной водой, В первые же дни войны многие портовики ушли на фронт, пополнили экипажи траулеров, ставших сторо­ жевиками Северного флота. А те, кто остался на родном предприятии, продолжали са­ моотверженно трудиться, во­ шли в состав формирований дружин и команд местной противовоздушной обороны. Люди замечательно труди­ лись, стойко защищали порт и город. Помню, как мы верну­ лись после месячного плава­ ния на сторожевом корабле «Муссон». Для нас война уже стала реальным делом. Но и для тружеников тыла, надо подчеркнуть — при­ фронтового тыла, она прине­ сла душевную боль, жела­ ние мстить гитлеровцам. Наш корабль стоял у причала, в эти минуты проплывал мимо буксир «Портовик». На кры­ ло мостика, прихрамывая, вышел знакомый мне штур­ ман Андрей Колоборденко. Мы объяснились только же­ стами, но поднятые им вверх кулаки, которыми мы пока­ зали на запад, были красно­ речивее всяких слов. ...Непосвященному . в те дни казалось, что в порту за­ мерла всякая жизнь. Не ра­ ботал рыбокомбинат, задра­ ли вверх стрелы стеллинги, не такой оживленной была и акватория порта. Но эти внешние признаки были об­ манчивыми. И хотя портови­ ков стало значительно мень­ ше, они вели кропотливую работу по обеспечению со­ хранности зданий и сооруже­ ний, всех материальных 'цен­ ностей. Все думали о том, как лучше использовать порт для нѵжд обороны. С фронта поступали тре­ вожные сообщения, В цент­ ре страны вражеские полчи­ ща глубоко вклинились на нашу территорию. 29 июня начались боевые действия на Севере. Специально обучен­ ные горноегерские войска врага рвались к Мурманску, к базам Северного флота. Сроки для своих вояк Гитле­ ром были установлены ко­ роткие, солдаты и офицеры уже имели талоны как для банкетов, так и для любого вида разбоя в Мурманске и других городах Кольского полуострова. Чем все это кончилось, теперь знает ка­ ждый школьник: враг был остановлен на рубеже реки Западная Лица, а в некото­ рых местах — по линии по- гранзнаков. Далось это не­ малой кровью и большими усилиями воинов фронта н тыла. Портовики сорок первого года — люди, которые пере­ страивались на боевой лад. отрешаясь от норм и при­ вычек мирного времени. Очень скоро они стали зака­ ленными бойцами. Оперативно и четко, реши­ тельно и почти безошибочно принимались меры на всех производственных участка х но приведению предприятия в боевую готовность. Не счи­ таясь со временем и устало­ стью, работали начальник порта А. А. Клобуков, на­ чальник объекта МПВО стар­ ший лейтенант А. Т. Сидо­ ренко, комиссар порта II. А. Попов, комендавт Пономарев и другие руководители. Вме­ сте с решением многочис­ ленных организационных во­ просов они подбадривали портовиков, внушали им уверенность в том, что вра­ гу никогда не видать Мур­ манска побежденным. Все стремились познать приемы защиты от авиаци­ онного нападения, от хими­ ческих атак — считалась реальной и такая угроза. Не жалели сил, чтобы подгото­ вить укрытия, причем побли­ же к рабочим местам. Неустанно заботились лю­ ди о повышении бдительно­ сти. Враг был не только же­ сток, но и коварен, мог пой­ ти на любую подлость. В ати дни четко несли охрану территории порта, особенно рыбной продукции, бойцы Михайлова, Куроптев, Нико- ренко, Недоминский, П, С. Соколов. Портовикам доверили и очень важную боевую опера­ цию: проводку каравана промысловых судов с эваку­ ированным оборудованием через зону боевых действий. Эта задача тяжелой ношей легла на плечи главного ка­ питана порта Константина Андреевича Соболева. В его ведении было большое флот­ ское хозяйство, принадле­ жавшее до войны многим ор­ ганизациям. Предстояло най­ ти ■«■общий язык» с людьми, в короткий срок подгото­ виться к операции. Описание ее заслуживает многих стра­ ниц, Каждый участник пере­ гона судов с оборудованием испытывал не меньшую от­ ветственность, чем, напри­ мер, коллективы заводов Украины, срочно перебази­ ровавшиеся на Урал. А труд­ ностей на долю северян вы­ пало не меньше: Баренцево и Белое моря были зоной действия вражеской авиации, надводных и подводных ко­ раблей. Портовики и моря­ ки успешно провели кара­ ван, Нарком рыбной про­ мышленности СССР А. А. Ишков приказом № 11 от 4 августа 1941 года отметил мужество и находчивость участников операции, осо- ■ беико главного капитана порта К, А. Соболева и ка­ питана траулера «Зубатка» Совекова. В порту в этот период приводилось в рабочее состо­ яние оставшееся оборудова­ ние, готовились помещения под мехмастерские, шла ре­ организация служб управле­ ния и формирований МГІВО. Возглавили это дело началь­ ник порта А. А. Клобуков, затем сменивший его А, Т. Сидоренко, начальник штаба МПВО А. П. Железин, II. М, Михайлов (погрузочно-раз­ грузочный район), А. Ф, Ма- лолетко (техническая служ­ ба), С. И. Дегтярев. II. К. Мейке (энергетическая служ­ ба), М. К. Иванов (транс­ портная служба), II. А. Уха- нов (пожарная охрана), За- машкин (аварийно-восстано­ вительная служба). Люди «врастали» в воен­ ный уклад жизни. Надо от­ метить, что сказалась опре­ деленная подготовка предво­ енного периода, когда все мы считали своим долгом заниматься в кружках Осо- виахима и «ГСО», учились метко стрелять. Труженики предприятий рыбной про­ мышленности имели опреде­ ленные знания и практиче­ скую подготовку к противо­ воздушной обороне. Личный состав боевых формирований МПВО порта был хорошо укреплен комсомольцами. Они составляли костяк фор­ мирований и были надежны­ ми помощниками бойцов старших поколений. Семь военных месяцев 1941 года были временем не только тяжких испытаний, но и периодом закалки портови­ ков. Враг рассчитывал, что интенсивными бомбежками деморализует мурманчан, не даст им хорошо организо­ вать работу в тылу. Враг просчитался: трудовой ритм стал еще более напряжен­ ным, эффективным. Личный состав порта сократился в пять раз, а объем выполня­ емых работ значительно уве­ личился. В первом грузовом районе было всего девятна­ дцать рабочих. Как они тру­ дились, можно судить по та­ ким примерам. Бригада № 3, которую возглавлял Е. Е. Ордин, выполнила свои обя­ зательства на 143,1 процен­ та, бригада № в, где брига­ диром был П. В. Сучков, — на 144,8 процента, бригада Пискун — на 124,8 процен­ та. В распоряжении комендан­ та порта до войны было 44 человека, а осталось два­ дцать. Объем же работ, вы­ полняемых ими, увеличился в десять раз. Возросли перевалки, ста­ ло больше ручного труда. Так, уголь возили на борто­ вых машинах, а нагружали и сгружали лопатами. Кроме традиционных заготовок льда и соли, портовики те­ перь имели дело с дровами, кормами, сеном и т. д. Усложнилась работа энер­ гетиков. Кроме обслужива­ А . Х р а п о в и ц к и й | П Е РЕДНИЙ К Р А Й — j И П Р И Ч А Л Ы П О Р Т А I Д о к у м е н т а л ь н ы й о ч е р к ния оборудования и сетей приходилось вести восстано­ вительные работы на тру­ бопроводах, электролиниях и подстанциях. При этом штат работников сократился в три раза. Портовики работали не за страх, а за совесть, не жа­ лея ни сил, не считаясь ни с какими трудностями. В 1.941 году четыре портовика были отмечены правительствен­ ными наградами, два отмече­ ны наркомом рыбной про­ мышленности, двадцать шесть — «Главсеврыблро- мом> и двадцать шесть - - Военным Советом Северного флота. Работа береговых пред­ приятий была перестроена на военный лад. Но впереди были еще более тяжкие ис­ пытания. Главное, конечно, — налет вражеской авиации, ликвидация последствий бом­ бовых ударов. Выли трудно­ сти и другого характера. Вся экономика страны работала для нужд фронта: надо было беречь все. Но как бы ни были экономными наши лю­ ди, отказывавшие себе во имя победы во всем, мы ощущали, например, нехват­ ку каменного угля для ко­ раблей и котлов теплоэлект­ ростанции порта. Надо было найти выход из любого за­ труднения. И его находили. Таяли запасы бензина для автомашин — прибегли н расширению применения гу­ жевого транспорта, потребо­ валась ремонтная база — восстановили списанные станки и т. д. Темпы обработки судов были высокими. Так, механи­ ческими стеллингами выгру­ жали в час по 8 тонн рыбы на люк, при норме 7,5 тон­ ны с транспортов снималось в час по 50 тонн грузов. Кстати,- задание правитель-^ ства по оборудованию прича-' лов № 12-—18 для приема кораблей караванов союз­ ников также было выполнено в предельно короткие сроки. Иногда люди сами удивля­ лись своему упорству и на- стойчивости. Подводили, ска­ жем, «итоги» очередного на­ лета, прикидывали по всем мыслимым и немыслимым нормам, сколько уйдет вре­ мени на восстановление раз­ рушенного. Получалось, на­ пример, десять суток. А вы­ полняли работы, испытывая все новые и новые бомбеж­ ки, всего лишь... за двое су­ ток! Нормы на погрузочно- разгрузочных работах вы­ полнялись и в этих условиях на 120 и более процентов. Не отставали от грузчиков и транспортники. Заведую­ щий гужевой базой Кутьев и возчик Миронов в трудных • условиях содержания лоша.-. дей сумели перевозить вме­ сто плановых 3 тонн на по­ возку — 3,7 тонны. На го- лодном пайке топлива, на старых, изношенных машинах самоотверженно трудились шоферы транспортного ц.ехз (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz