Рыбный Мурман. 1975 г. Апрель.
НА СНИМКЕ: участники торжественного собрания ве теранов пожарной охраны, посвященного 30-летию раз грома фашистов в Заполярье. М УРМАНСКИЙ ордена Ленина морской рыбный порт • годы Вепикой Отечественной войны был поистине передним краем. Портовики показали образцы мужественного вы* полмания своего долга перед Родиной. Не замирала жизнь на причалах ни в студеные дни полярной ночи, ни в долгий поляр ный день, когда над Кольским заливом волна за волной шли вражеские самолеты. Падали на причалы и территорию порта бомбы, пылали по жары, от осколков погибали портовики и моряки. Это был фронт — не условный, а настоящий, требующий от людей му жества, стойкости, умения выстоять и победить. Об этом уже немало сказано и написано. Особенно осенью прошлого года, когда мы отмечали 30-летие Победы в Заполярье. Мне удалось собрать материал для документального очерка о портовиках, несших нелегкую боевую вахту в те грозные годы а рядах бойцов местной противовоздушной обороны (МПВО). Они сделали достойный вклад в разгром фашизма. Мы должны назвать их имена, празднуя 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня читателям «Рыбного Мурмана» предлагается первая глава очерка о бойцах МПВО Мурманского рыбного порта. Она называется В р а г п р о с ч и т а л с я ! Новичок, попавший сегод ня на территорию нашего предприятия, увидит бетон ные и металлические при чальные стенки, асфальтиро ванные причалы, множество портальных кранов, совре менные благоустроенные слу жебные и бытовые помеще ния, оснащенные по послед нему слову техники цехи рыбообрабатывающих, судо ремонтных и других заводов. Рыбный порт — сложней шее хозяйство. Не простым было оно и тридцать четыре года назад, к моменту нача ла Великой Отечественной войны. Конечно, не идут ни в ка кое сравнение с сегодняш ним днем деревянные при чалы, механические перегру жатели, так называемые стеллинги, которых сейчас в порту осталось только два — как напоминание о дале ком прошлом, несравнимо оснащение предприятий того времени. Но и тогда порто вики несли четко свою вахту — сначала трудовзчо, а по том и боевую. Перечислю для молодых читателей на ши дела и заботы суровых лет. Портовики обслуживали как боевые, так и рыболов ные корабли, перерабатыва ли грузы с транспортов со юзных караванов, снабжали углем, солыо, другими при пасами промысловые суда. Прибавилось хлопот и друго го плана: порт снабжал бере говые предприятия, работа ющие на оборону, и судоре монтников электроэнергией, паром, горячей и холодной водой, В первые же дни войны многие портовики ушли на фронт, пополнили экипажи траулеров, ставших сторо жевиками Северного флота. А те, кто остался на родном предприятии, продолжали са моотверженно трудиться, во шли в состав формирований дружин и команд местной противовоздушной обороны. Люди замечательно труди лись, стойко защищали порт и город. Помню, как мы верну лись после месячного плава ния на сторожевом корабле «Муссон». Для нас война уже стала реальным делом. Но и для тружеников тыла, надо подчеркнуть — при фронтового тыла, она прине сла душевную боль, жела ние мстить гитлеровцам. Наш корабль стоял у причала, в эти минуты проплывал мимо буксир «Портовик». На кры ло мостика, прихрамывая, вышел знакомый мне штур ман Андрей Колоборденко. Мы объяснились только же стами, но поднятые им вверх кулаки, которыми мы пока зали на запад, были красно речивее всяких слов. ...Непосвященному . в те дни казалось, что в порту за мерла всякая жизнь. Не ра ботал рыбокомбинат, задра ли вверх стрелы стеллинги, не такой оживленной была и акватория порта. Но эти внешние признаки были об манчивыми. И хотя портови ков стало значительно мень ше, они вели кропотливую работу по обеспечению со хранности зданий и сооруже ний, всех материальных 'цен ностей. Все думали о том, как лучше использовать порт для нѵжд обороны. С фронта поступали тре вожные сообщения, В цент ре страны вражеские полчи ща глубоко вклинились на нашу территорию. 29 июня начались боевые действия на Севере. Специально обучен ные горноегерские войска врага рвались к Мурманску, к базам Северного флота. Сроки для своих вояк Гитле ром были установлены ко роткие, солдаты и офицеры уже имели талоны как для банкетов, так и для любого вида разбоя в Мурманске и других городах Кольского полуострова. Чем все это кончилось, теперь знает ка ждый школьник: враг был остановлен на рубеже реки Западная Лица, а в некото рых местах — по линии по- гранзнаков. Далось это не малой кровью и большими усилиями воинов фронта н тыла. Портовики сорок первого года — люди, которые пере страивались на боевой лад. отрешаясь от норм и при вычек мирного времени. Очень скоро они стали зака ленными бойцами. Оперативно и четко, реши тельно и почти безошибочно принимались меры на всех производственных участка х но приведению предприятия в боевую готовность. Не счи таясь со временем и устало стью, работали начальник порта А. А. Клобуков, на чальник объекта МПВО стар ший лейтенант А. Т. Сидо ренко, комиссар порта II. А. Попов, комендавт Пономарев и другие руководители. Вме сте с решением многочис ленных организационных во просов они подбадривали портовиков, внушали им уверенность в том, что вра гу никогда не видать Мур манска побежденным. Все стремились познать приемы защиты от авиаци онного нападения, от хими ческих атак — считалась реальной и такая угроза. Не жалели сил, чтобы подгото вить укрытия, причем побли же к рабочим местам. Неустанно заботились лю ди о повышении бдительно сти. Враг был не только же сток, но и коварен, мог пой ти на любую подлость. В ати дни четко несли охрану территории порта, особенно рыбной продукции, бойцы Михайлова, Куроптев, Нико- ренко, Недоминский, П, С. Соколов. Портовикам доверили и очень важную боевую опера цию: проводку каравана промысловых судов с эваку ированным оборудованием через зону боевых действий. Эта задача тяжелой ношей легла на плечи главного ка питана порта Константина Андреевича Соболева. В его ведении было большое флот ское хозяйство, принадле жавшее до войны многим ор ганизациям. Предстояло най ти ■«■общий язык» с людьми, в короткий срок подгото виться к операции. Описание ее заслуживает многих стра ниц, Каждый участник пере гона судов с оборудованием испытывал не меньшую от ветственность, чем, напри мер, коллективы заводов Украины, срочно перебази ровавшиеся на Урал. А труд ностей на долю северян вы пало не меньше: Баренцево и Белое моря были зоной действия вражеской авиации, надводных и подводных ко раблей. Портовики и моря ки успешно провели кара ван, Нарком рыбной про мышленности СССР А. А. Ишков приказом № 11 от 4 августа 1941 года отметил мужество и находчивость участников операции, осо- ■ беико главного капитана порта К, А. Соболева и ка питана траулера «Зубатка» Совекова. В порту в этот период приводилось в рабочее состо яние оставшееся оборудова ние, готовились помещения под мехмастерские, шла ре организация служб управле ния и формирований МГІВО. Возглавили это дело началь ник порта А. А. Клобуков, затем сменивший его А, Т. Сидоренко, начальник штаба МПВО А. П. Железин, II. М, Михайлов (погрузочно-раз грузочный район), А. Ф, Ма- лолетко (техническая служ ба), С. И. Дегтярев. II. К. Мейке (энергетическая служ ба), М. К. Иванов (транс портная служба), II. А. Уха- нов (пожарная охрана), За- машкин (аварийно-восстано вительная служба). Люди «врастали» в воен ный уклад жизни. Надо от метить, что сказалась опре деленная подготовка предво енного периода, когда все мы считали своим долгом заниматься в кружках Осо- виахима и «ГСО», учились метко стрелять. Труженики предприятий рыбной про мышленности имели опреде ленные знания и практиче скую подготовку к противо воздушной обороне. Личный состав боевых формирований МПВО порта был хорошо укреплен комсомольцами. Они составляли костяк фор мирований и были надежны ми помощниками бойцов старших поколений. Семь военных месяцев 1941 года были временем не только тяжких испытаний, но и периодом закалки портови ков. Враг рассчитывал, что интенсивными бомбежками деморализует мурманчан, не даст им хорошо организо вать работу в тылу. Враг просчитался: трудовой ритм стал еще более напряжен ным, эффективным. Личный состав порта сократился в пять раз, а объем выполня емых работ значительно уве личился. В первом грузовом районе было всего девятна дцать рабочих. Как они тру дились, можно судить по та ким примерам. Бригада № 3, которую возглавлял Е. Е. Ордин, выполнила свои обя зательства на 143,1 процен та, бригада № в, где брига диром был П. В. Сучков, — на 144,8 процента, бригада Пискун — на 124,8 процен та. В распоряжении комендан та порта до войны было 44 человека, а осталось два дцать. Объем же работ, вы полняемых ими, увеличился в десять раз. Возросли перевалки, ста ло больше ручного труда. Так, уголь возили на борто вых машинах, а нагружали и сгружали лопатами. Кроме традиционных заготовок льда и соли, портовики те перь имели дело с дровами, кормами, сеном и т. д. Усложнилась работа энер гетиков. Кроме обслужива А . Х р а п о в и ц к и й | П Е РЕДНИЙ К Р А Й — j И П Р И Ч А Л Ы П О Р Т А I Д о к у м е н т а л ь н ы й о ч е р к ния оборудования и сетей приходилось вести восстано вительные работы на тру бопроводах, электролиниях и подстанциях. При этом штат работников сократился в три раза. Портовики работали не за страх, а за совесть, не жа лея ни сил, не считаясь ни с какими трудностями. В 1.941 году четыре портовика были отмечены правительствен ными наградами, два отмече ны наркомом рыбной про мышленности, двадцать шесть — «Главсеврыблро- мом> и двадцать шесть - - Военным Советом Северного флота. Работа береговых пред приятий была перестроена на военный лад. Но впереди были еще более тяжкие ис пытания. Главное, конечно, — налет вражеской авиации, ликвидация последствий бом бовых ударов. Выли трудно сти и другого характера. Вся экономика страны работала для нужд фронта: надо было беречь все. Но как бы ни были экономными наши лю ди, отказывавшие себе во имя победы во всем, мы ощущали, например, нехват ку каменного угля для ко раблей и котлов теплоэлект ростанции порта. Надо было найти выход из любого за труднения. И его находили. Таяли запасы бензина для автомашин — прибегли н расширению применения гу жевого транспорта, потребо валась ремонтная база — восстановили списанные станки и т. д. Темпы обработки судов были высокими. Так, механи ческими стеллингами выгру жали в час по 8 тонн рыбы на люк, при норме 7,5 тон ны с транспортов снималось в час по 50 тонн грузов. Кстати,- задание правитель-^ ства по оборудованию прича-' лов № 12-—18 для приема кораблей караванов союз ников также было выполнено в предельно короткие сроки. Иногда люди сами удивля лись своему упорству и на- стойчивости. Подводили, ска жем, «итоги» очередного на лета, прикидывали по всем мыслимым и немыслимым нормам, сколько уйдет вре мени на восстановление раз рушенного. Получалось, на пример, десять суток. А вы полняли работы, испытывая все новые и новые бомбеж ки, всего лишь... за двое су ток! Нормы на погрузочно- разгрузочных работах вы полнялись и в этих условиях на 120 и более процентов. Не отставали от грузчиков и транспортники. Заведую щий гужевой базой Кутьев и возчик Миронов в трудных • условиях содержания лоша.-. дей сумели перевозить вме сто плановых 3 тонн на по возку — 3,7 тонны. На го- лодном пайке топлива, на старых, изношенных машинах самоотверженно трудились шоферы транспортного ц.ехз (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz