Рыбный Мурман. 1975 г. Апрель.

. . I l l , , ..............................................................................................................................И , П І І П І І Н І І І ! . , , I, Н П І І І П І І . І І І І І І І Н І П . Н І Н І І І Ш І І І . І І . И І І І І П І Н , И , ll.lt.II M II.il, ....... ............MIX....... .. Т Р И Т А Н К И С Т А ! «За советскую Родину, за родной огонек...» Эта песня мне запомни­ лась с детства и на всю жизнь. И еще другая: «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой...» Шла война.’ II вот три тан­ киста приехали получать но­ вую технику на станцию Ша- балино Кировской области. То ли состав задерживался, то ли срок не наступил, не знаю, -бойцам предоставили три дня отдыха. И они при­ были к нам на побывку. Дядя Толя, младший лей­ тенант, был командиром тан­ ка. С ним два товарища. Один по национальности белорус, второй — узбек. (Фамилий и имен, к сожалению, не пом­ ню. Они потом писали нам, но письма не сохранились: при перестройке дома часть бумаг затерялась). Дедушка встречал их на лошади ѵ переправы. До это­ го он только что вернулся из Ленинграда с оборонитель­ ных работ, был отпущен по болезни. Годы давали свое знать: дед — участник перо­ вой мировой и гражданской войн. Вся деревенская детвора выбежала за околицу. Мы с Лешкой, дзоюродным брати­ шкой, вырвались вперед. И, на зависть мальчишкам, воз­ вращались - назад на руках дяди Толи. ( Три дня мы не отходили от солдат, жили их жизнью и по их распорядку. С утра они — на зарядку', и мы рядом. Тан­ кисты смеялись, „ шутили: «Растет нам поколение на смену». А когда умывались, обычно по пояс раздетые, на улице и обязательно .холод­ ной водой, только , что по­ черпнутой из колодца, мы с удовольствием поливали им. Это вошло в наши обязан­ ности: помогать нм, чистить пуговицы, одежду, сапоги. Мы с братишкой- даже часто ссорились, не зная, кто име­ ет больше права оказывать услугу солдатам. Видя такое дело, нам поделили обязан­ ности, назначив своими адъ­ ютантами. Радости нашей не было предела. Мы щеголяли в их пилотках и приветство­ вали по-военному: рука к виску. Вечером собрались все де­ ревенские. Каждый приносил с собой что-нибудь съестное, угощала солдат, расспраши­ вали' о войне, о - солдатской жизни. Вопросов было' много, и танкисты старались отве­ тить подробно, обстоятельно. ■А потом они пели фронто­ вые песни, нм подпевали, мы. мальчишки, тоже. И вот тог­ да мне и запомнились особен­ но две мелодии. Бойцы выво­ дили их с большим чувством, как это можно, если сам ис­ пытываешь то. о чем поется в песне. «На позицию девуш­ ка провожала бойца...» И мне запали в душу слова: «И вра­ га ненавистного крепче бьет паренек за советскую Роди­ ну, за родной огонек!» II еще запомнилось про трех танкис­ тов. Веселая, задорная пат­ риотическая песня, берущая за душу. О трех отважных танкистах, об «экипаже ма­ шины боевой». Сейчас, когда я пишу об этом, передо мной лежат по­ желтевшие от времени не­ многословные бумаги той по­ ры и несколько сохранивших­ ся фотографий. Вот письмо родителям от командира части - Ивачева Михаила Васильевича: «Ваш сын Анатолий Дмитриевич находится в моем подразде­ лении,' свой долг офицера он выполняет с честью и досто­ инством, свойственными рус­ скому воину... Пусть его при­ мерная служба в действую­ щей Красной Армии явит­ ся для Вас заслуженной от­ радой и украсит Вашу поч­ тенную старость...» И заканчивается: «Пере­ давайте мой'фронтовой при­ вет сестре Клавдии “Дмитри­ евне и ее сыну Леше, Анне Дмитриевне и ее сыну (это мне) и сестре Марфе Дмит­ риевне..!» В. те тяжелые дни сраже­ ний солдаты и офицеры не только громили фашистов, но и не забывали родных и близких, своих товарищей и подчиненных. Теплое письмо с хорошим отзывом об.'отце, сыне действительно великая отрада для родных. > Я не знаю весь боевой путь подразделения, в сос­ таве которого воевал дядя Толя, но документы говорят о многом. «...Приказом по 362-й стрелковой Верхне- Днепровской Краснознамен­ ной дивизии за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте 4с немецкими захватчиками на­ гражден медалью «За отва­ гу». Генерал-майор (подпись) Еншнн. о февраля 1945 г.» Еще документы. «Справка., Выдана гвардии лейтенан­ ту Скрябину Анатолию Дмит. риевнчу в том. что он дей­ ствительно участвовал в бо­ ях по освобождению столицы Польской Республики Варша­ вы в составе 397-го отд. сам. арт. дивизиона 362-й стрелко­ вой Верхне-Дненровской Краснознаменной ордена Су­ ворова II степени дивизии с 1 4 'января 1945 года. Справка выдана на право получения медали «За осво­ бождение Варшавы». Командир дивизиона гвар­ дии майор (подпись) Омельченко.» «За прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и за отличные боевые действия приказом Верховного Главно­ командующего .Маршала Со­ ветского Союза товарища И. В. Сталина от 16 января 1945 г. № 220 объявлена благодарность...» «Вам. участнику боев при вторжении в пределы- Бран­ денбургской провинции Гер­ мании... 31 января 1945 го­ да объявлена благодар­ ность...» «За отличные действия при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин... объявлена благодарность». И извещение, или, как в войну называли, «похорон­ ка»: «Ваш сын, лейтенант Скрябин Анатолий Дмитрие­ вич. в бою за социалистиче­ скую Родину, верный воин­ ской присяге, проявив ге­ ройство и мужество, был ра­ нен и умер от ран 21 апреля 1945 года. Похоронен в г. Ду­ бинин, Франкфурт-на-Одере, Бранденбургская провин­ ция». Последний документ — справка на получение .меда­ ли «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»: «...Действительно является участником войны. В дейст­ вующей Красной Армии на­ ходился с 4 июля 1941 г. по 22 апреля 1945 г.» Снимок военных лет: око­ ло машины стоят, обнявшись, три танкиста, три веселых друга. На обороте указаны Фамилии и место съемки. Справа налево: Скрябин А. Д., Садовников, Карен- ков». С. СКРЯБИН, старший электромеханик. І Ш І Н Ш І І І І Ш І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І Ш Ш І І Ш І І І І І І І І І І І І І Ш І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І И І Г В НЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА ~ІІ!ІІІШШ І1ІІІ1ІІІІІІІ1ШШШ І!ІІІІІШ ІІІІШ ІІІІІ1ІШ І!!І!І!ІІ1ІІПІІІІІШ ІІШ ІІ1ІІІІІІІІІІШ ІІІІІПІ!ІІІІІ1НШ ІІІІІШ ІІІІШШ ІШ ІІІ о:СЛЕДАМ В Ы С Т У П Л Е Н И И «БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОЙ РЫБКИ» («Рыбный Мурман» № 38) За последние годы из вылав­ ливаемой мойвы вырабатывают­ ся миллионы условных банок пресервов пряного и сгіецбаноч- ного посола. Пресервам «Мойва пряного посола» присвоен Госу­ дарственный знак качества. Разработана технология и име­ ются цены -на мойву вяленую, мойву холодного и горячего копчения, консервы «Мойва по­ лярная». Но, как справедливо указывается в корреспонденции, объемы выпуска вяленой мойвы незначительны, а выпуск копче­ ной мойвы в промышленных масштабах еще не организован. Объясняется это тем, что предприятия главка до сих пор не располагают большими мощ­ ностями по копчению и вялению мойвы, а разработка рабочих чертежей по расширению суще­ ствующего цеха ведется медлен­ но. Главком намечено на новом коптильном заводе оборудовать туннели для вяления мойвы и приступить к оборудованию це­ ха по вялению мойвы на четвер­ том этаже нового завода меди­ цинского жира. Н. ЛЕСОВОЙ, начальник от­ дела производства рыбной продукции и новой техноло­ гии главка «Севрыба».' * * * . . «ПРИНИМАИТЕ ВЫЗОВ, СУДОРЕМОНТНИКИ!» («Рыбный Мурман» № 40) . БМРТ «Диксон» принят в ремонт на СРЗ-1 второго апреля 1975 года с объемом 14 тысяч см/час,’ а в конце апреля должен становиться по годово­ му графику на доковый ремонт с перемонтажными работами с объемом 30 тысяч см/час на го­ ловное предприятие. Срок вы­ пуска из ремонта 18 июля 1975 года. . В ответ на обращение экипа­ жа БМРТ «Диксон» коллектив СРЗ-1 принял социалистические обязательства по скоростному ремонту судна силами комплек­ сной бригады. После уточнения доковых и перемонтажных объ­ емов будет организована работа по принятию социалистических обязательств по БМРТ «Дик­ сон» коллективом головного предприятия. А. СВИРИДОВ, генеральный директор судоремонтного объ­ единения. . . * * * «СЕВЕР» ПЕРЕД НОВЫМ СЕЗОНОМ» («Рыбный Мурман» № 30) Факты, изложенные в коррес­ понденции, соответствуют дей­ ствительности. В настоящее время футболисты под руковод­ ством нового старшего тренера Н. М. Уханова и тренера'масте­ ра спорта В. И.'Казачка закон­ чили подготовку к сезону. Команда полностью укомп­ лектована, прошла учебно-тре- нирозочный сбор в г. Адлере. В «Севере» будут выступать опытные игроки: вратарь В. Ры­ бин из Липецка, - защитник В. Хмелевский из Майкопа. Есть и молодые футболисты. О них «мы сообщим после оконча­ тельного просмотра и оформле­ ния заявки. А. ЕГОРОВ, начальник команды «Север». В одном из рейсов экипажу транспортного рефрижератора «Эрнст Тельман» было запла­ нировано израсходовать 224 тонны дизельного топлива и 58,3 тонны мазута. Когда судно вернулось в порт, подсчитали, что расход дизельного топлива составил 210 тонн, а мазута — 55 тонн. В переводе на услов­ ное топливо экономия состави­ ла 26,5 тонны или 6,5 процен­ та. В чем секрет? Ведь экипаж работает в тех же условиях, что и коллективы однотипных судов. Нагрузка на механизмы та же. Районы плавания одинаковы. Как-то главный механик Александр Степанович Налит- кип задумался: для нормальной работы главного -двигателя очень большое значение имеет температура его охлаждения. А если стабильно поддерживать оптимальный режим охлажде­ ния, то можно получить наи­ большую отдачу от главного двигателя при наименьших за­ тратах топлива. А кроме этого и сам двигатель будет работать в улучшенном режиме. Мыслями своими главный механик поделился с товарища­ ми — членами машинной команды. Они горячо поддержа­ ли его. Немалых творческих усилий стоила работа над автоматом, поддерживающим оптимальный режим охлаждения. Но потру­ диться стоило. По предвари­ тельным подсчетам внедрение его позволило сэкономить 3,7 процента дизельного топлива. И вот автомат изготовлен. С первых же дней стало ясно, что применение его даст хорошие результаты. Но рационализато­ ры не успокаивались, вновь и вновь проверяли его. Теперь, когда прошел год после внедрения автомата, со­ вершенно очевидно, что успех превзошел все ожидания: эко­ номия топлива составляет шесть процентов. Но ведь кроме главного дви­ гателя на судне имеются и вспомогательные. Здесь тоже можно добиться немалой эконо­ мии. И вот старший электроме­ ханик Владислав Алексеевич Глазырин, старший электрик Александр Константинович Сте­ панов вместе с главным, меха­ ником создают электронный прибор для постоянного контро­ ля за работой вспомогательных двигателей. Прибор работает на судне уже больше года и дал отлич­ ные результаты. Так творческий подход к де­ лу, постоянный поиск резервов помог членам машинной коман­ ды транспортного рефрижерато­ ра добиться большой экономии топлива. Но рационализация — это еще не все. Важное значение на ТР «Эрнст Тельман» при­ дают уходу за механизмами, со­ держанию их в хорошем техни­ ческом состоянии. Например, чистка клапанов вспомогатель­ ных двигателей проводится че­ рез каждые 1500 часов работы. А это позволяет все три тыся­ чи часов работы между мото­ чистками нагружать вспомога­ тельные двигатели на полную мощность. Таким образом, команда добилась возможности использовать два вспомогатель­ ных двигателя на полную на­ грузку, вместо того, чтобы ра­ ботать на трех недогруженных. А в результате опять экономия топлива. Немалую экономию дает и рациональное использование тепла охлаждающей воды глав­ ного двигателя для работы опреснительных установок. На­ пример, в одном из рейсов бы­ ло запланировано выработать на ходу 105 тонн опресненной воды, а непосредственно в рай­ оне промысла — 250 тонн. Но тогда большая часть воды будет выработана за счет работы вспо­ могательного котла. В машинной команде решили иначе: 96,4 процента товарной, воды было получено за Счет ути» лизации тепла главного двига* теля. И снова — экономия топ­ лива. — Секрета у нас никакого нет, — рассказывает главный механик Александр Степанович Налиткин, — есть коллективное техническое творчество моря­ ков, стремление каждого так организовать свою работу, что­ бы добиться строжайшего режи­ ма экономии и в то же время обеспечить нормальную работу всех механизмов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz