Рыбный Мурман. 1975 г. Апрель.
З А В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О И З В О Д С Т В А Р Е З Е Р ВНЫ Е П Р О Ц Е Н ТЫ (Окончание. Нач. на 1 стр.) с отрезанием головы вручную. Выгоден, разумеется, менее трудоемкий способ. Но, несмот ря на кажущееся облегчение труда при потрошении обезглав ленной рыбы, он не всегда ра ционален. Так, потрошение тонны круп ной трески с обезглавливанием составляет 4,35 человеко-часа, потрошение после обезглавлива ния — 3,48 человеко-часа. Естественно, выгоднее исполь зовать линию с головоотсекаю щей машиной, так как это поч ти на целый нормо-час снижа ет трудоемкость выработки од ной тонны колодки. Л вот потрошение тонны мел кой трески с обезглавливанием занимает 10,53 человеко-часа, а после обезглавливания — 12,17 человеко-часа, - Эти цифры подсказывают уже другой вариант. Трудоем кость потрошения мелкой трес ки на 1,5 иормо-часа ниже при обезглавливании вручную. II яыход готовой продукции при этом значительно выше. Приведенные примеры пока зывают, как должны исполь зоваться нормативные материа лы по труду при выборе техно логического варианта выполне ния работы. Можно привести также и примеры оперативного управления трудоресурсамн с помощью нормативов. По другим формулам, приво димым в нормативных материа лах, можно вычислить резерв труда на участке или его недо статок, а также необходимое ■количество рабочих для участ ка при наличии резерва труда на другом. Эти вычисления эф фективны для оперативного уп равления трудоресурсамн в тех областях производства, где оно очень динамично во времени и объемы номенклатуры продук ции могут значительно видоиз меняться даже в течение суток. Таково производство на рыбо промысловых судах, где в за висимости от продуктивности даже одного траления могут Увеличиваться или снижаться объемы выработки колодки, фи ге, тушки. Сказанное подчеркивает толь ко роль нормативных материа лов в оперативном управлении производством. Но гораздо большую роль эти материалы играют в планировании зада ний но трудоемкости. Отсутст вие такого планирования на ры бодобывающих судах порожда ет отсутствие учета труда и приводит к снижению выпуска ценной продукции, а следова тельно — суммы реализации и, в итоге, — производительности труда. Это доказывают следую щие факты. БМРТ, работавшие одновре менно в Баренцевом .море в декабре — мае 1974 года, име ли значительные отклонения от возможных финансовых показа телей только за счет недоис пользования фонда рабочего времени производственной команды. БМРТ-448, располагавший за рейс фондом рабочего време ни производственной команды 45848 человеко-часов, выпус тил рыбопродукции, трудоем кость которой составила 34057 нормо-часов. Коэффициент ис пользования рабочего времени 0,743, то есть 74,3 процента. Им сдана 81 тонна непотро шеной трески, которую можно было обработать, и 20,5 тонны обезглавленной потрошеной камбалы, из которой можно бы ло изготовить тушку. Это сни зило доход на 3913 рублей. И это только очень малая часть того, что потеряло судно из-за плохой организации производ ства, недоиспользования фонда рабочего времени на 25,7 про цента. У БМРТ-2644 рейсовый фонд рабочего времени произ водственной команды был 46688 человеко-часов. Коэффи циент использования его соста вил 91,2 процента. В результа те доход, производительность труда по отчетным данным вы ше, чем у 448-го, на добрых 15 процентов. И все же это не пре дельный результат. Только за счет выпуска 22,8 тонны про дукции из разделанной камба лы, а не тушки потеряно 5358 рублей. Вот итог «недобора» фонда рабочего времени на 8,8 процента. Необходимо как можно быст рее вводить нормативы затрат труда в планирование. К уско рению этого обязывают приказ Министерства рыбного хозяйст ва СССР и приказ начальника главка «Севрыба» «О мерах по улучшению нормирования труда». Как уже говорилось, основ ная часть БМРТ явно недоис пользует фонд рабочего време ни производственной команды. Хуже того, экипажи не заинте ресованы делать это по трем основным причинам: за исполь зованием фонда рабочего вре мени нет контроля с берега, хо тя с появлением нормативных материалов это стало возмож ным; существующая система оп латы не позволяет поощрять экипажи за выполнение и пере выполнение плановых заданий по трудоемкости: и. наконец, сдельные расценки не соответ ствуют трудозатратам. Кроме указанных причин, большую роль играет тот факт, что на практике расход сырья на выработке филе и тушки значительно превышает норма тивы. В ноябре, декабре на про мысле на нескольких судах были проведены неоднократ ные взвешивания, которые еще раз доказали, что средний про цент фактического выхода фи ле составляет 33 процента (про тив 42 процентов нормативных), а тушки 50 процентов (против 58 процентов нормативных). Ясно, что необходима ведом ственная или даже межведомст венная комиссия для определе ния в промысловых условиях фактических нормативов выхо да и утверждения их. Иначе в учет производства и в плановую ..отчетность постоянно вклини вается очень большая ошибка, и это мешает руководителям объективно решать производст венные задачи. Несоответствие же затрат труда н сдельных расценок приводит к тому, что интересы предприятия и судовой команды по финансовым результатам не совпадают. Если предприятию из трески выгоден выпуск туш ки, то морякам — филе. Сфера же непосредственного производ ства становится хорошо управ ляемой только тогда, когда за интересованность производите лей не зависит от вида и объе ма выпускаемой продукции, а поощряется только вложенное в работу количество труда. Позволю себе привести еще один пример нз фактических данных, полученных на промыс ле трески в Баренцевом море в конце 1974 года. БМРТ № 2643 и 440 вылови ли в один нз дней одинаковое количество рыбы и выработали из нее рыбопродукции на 6700 и 7302 рубля. Столько же сырца имели в те сутки и на БМРТ СОРЕВНУЮТСЯ ДОКЕРЫ СТРАНЫ Как мы уже сообщали, Министерство рыб ного хозяйства СССР избрало свой главный рыбный причал — Мурманский орденоносный порт — местом финала Всесоюзного соревно вания докеров страны. В прошлую среду в красном уголке второго грузового района со брались представители всех пяти промысловых бассейнов Советского Союза. Соревнования докеров по поручению колле гии Минрыбхоза СССР объявил открытыми начальник главного управления «Севрыба», член бюро Мурманского обкома КПСС А. И. Филиппов. Переодевшись в рабочие спецовки, портови ки направляются к эстакадам. По соседству с ними у причалов стоят готовые к выгрузке продукции транспортные рефрижераторы «От то Гротеволь» и «Роза Люксембург». Первы ми начинают соревноваться докеры из порта Находка. Затем секундомеры повели отсчет времени ѵ портовых рабочих Владивостока. Наш Северный бассейн в этот день представ ляли портовики бригады № 19, руководимой Е. Н. Поповым. В полдень начали соревноваться и лучшие водители автопогрузчиков. У них тоже слож ная, вобравшая в себя основные производст венные процессы программа. — Для того чтобы победить, ■— говорит лучший докер «Азчеррыбы» Клавдия Кугур- лян из Новороссийского рыбного порта, — на до с наилучшим временем провести автопо грузчик в грузовом и свободном вариантах по «восьмерке»,,не сбив при этом ни одного конт рольного флажка. Выполнить еще несколько сложных операций. Работу комиссии Министерства рыбного хо зяйства страны на Всесоюзном смотре-конкур се лучших бригад и докеров всех промысловых бассейнов возглавляет начальник отдела пор тов управления эксплуатации флота и портов Минрыбхоза СССР Игорь Алексеевич Куниц- ний. Мурманские портовики в этой авторитет ной комиссии представлены начальником пор та Т. Н. Щербаевым. Смотр-конкурс продолжается и сегодня. Завтра будут подведены итоги, докеры и пред ставители бассейнов обменяются мнениями по лучшей организации их труда. Победителям вручат награды. В. СЕМЕНОВ, наш спец. корр. В ходе тридцатидневной вахты в честь 30-ле,тия Побе ды экипаж ІІІІР «Буссоль» добивается высоких произ водственных показателей. Первый помощник капита на ДАНИЛОВ. Комсомольске - молодеж ный экипаж ППР «Магнит» в . дни тридцатидневной удар ной вахты выполнил . свое обязательство по увеличению производства пищевой про дукции. 19 апреля будем эксплуа тировать судно на сэконом- ленном топливе. Капнтан-днректор БУДА НОВ, первый помощник ЧЕРЕДНИЧЕНКО, № 2644 и 347, но выпустили рыбопродукции на 8380 и 9060 рублей. Затраты труда у пер вых двух судов 122 и 226 нор* мо-часов а у двух других — 258 и 263 нормо-часа. Как видно, минимальная и максимальная разница в суточ ных доходах между этими дву мя парами составила 1078 руб лей и 2360 рублей, а в затра тах труда 32 и 141 нормо-час. Если предположить, что недо использование фонда рабочего времени снижает доход судна на 1500 рублей в сутки, то при годовом количестве судо-суток на промысле в 5000 наше пред приятие теряет в среднем 7,5 миллиона рублей в год. Это можно постепенно исключить, если активно внедрять норма тивные материалы по труду в планирование и производство. То, что сделано, только пер вый этап большой, трудоемкой и полезной работы. И ее надо продолжить и завершить. Но нашей лаборатории нужна по мощь. В течение последних лет не посредственно штаты лаборато рии НОТ «М.урмансельди» со кращены с пяти до трех чело век. Должности инженеров по нормированию, несмотря на постоянные мои просьбы, не за полняются. Вместо штатных шести человек на флоте рабо; тают только трое. Просим руководство помочь в выполнении нашей програм мы по внедреншо нормативных материалов. К тому же это и часть будущей нормативной ба зы для АСУП, так как только оптимальное использование всех видов производственных ресурсов с учетом стоимостных нормативов, в том числе и даже в основе — ресурсов труда, мо жет указать самый выгодный вариант ведения производства/' II также, как информационная система была в АСУ первым этапом, нормативное хозяйство по всем видам производствен-^ ных ресурсов и математическое обеспечение для решения эко номических задач станет этапом вторым. В. СОРОКИН, начальник лаборатории НОТ «Мур- мансельди». Нормативы по труду в действии Постановление декабрьского (1974 г.) Пленума ЦК КПСС обязывает нас’добиваться значи тельного повышения эффектив ности производства — давать продукции больше, с меньшими затратами, лучшего качества. Одним из необходимых усло вий повышения производитель ности труда в общественном производстве является корен ное улучшение нормирования ■груда. Значительный опыт по при менению нормативов по труду на выпуске гіущевой продукции накоплен экипажем БМРТ-449 «Салют» управления «Мурман- сельдь». Еще в середине 1972 года опытное применение норма тивов позволило нам с прихо дом на промысел в сжатые сроки достичь довольно высокой производительности при выра ботке пищевой продукции, хотя, как и на других судах, команда была пополнена молодежью, не имеющей практических навы ков. Безусловно, для этого потре бовалось проведение широкой разъяснительной работы, более целеустремленной технической учебы с новичками непосредст венно на рабочих местах. И если выработка готовой продук ции в первые сутки составила порядка 14— 16 тонн, то уже на вторые сутки мы имели 22 тонны, а на четвертые — еще больше. Раньше таких резуль татов добивались значительно позже. Внедрение нормативов по труду имело и другие положи тельные стороны. Наряду с по вышением ответственности каж дого матроса за результаты евоей работы значительно воз росла роль мастеров, технолога в общем производственном про цессе. улучшился контроль со стороны руководства,, общест венных организаций. Админист рация корабля с помощью нор мативов по труду, исходя из конкретной промысловой обста новки. могла более обоснованно и грамотно переключать членов экипажа на выпуск того или иного вида продукции. Более целенаправленной стала работа по внедрению средств малой механизаций, освоению новых линий разделки. Однако возникли и опреде ленные трудности. Сдельные расценки на некоторые виды продукции" не соответствуют трудозатратам. Так, материаль но команда заинтересована в вы работке филе больше, чем в вы работке тушки, хотя трудозатра ты на выработку филе значи тельно ниже. Прнчина проста: на всех БМРТ имеются филей ные машины, а тушку в боль шинстве случаев производят вручную. Далее, мало иметь разрабо танные нормативы по труду, не обходимо создать и определен ную систему их обеспечения. В первую очередь надо поднять на более высокий уровень произ водственное обучение рядового состава, широко вести разъясни тельную работу, усилить конт роль со стороны мастеров, тех нологов. общественных органи заций, администрации. Посту пающая на флот молодежь при прохождении соответствующего обучения на берегу не только не может получить практических навыков, но и теоретически не знакомится с существующими нормативами. Поэтому присваи?: ваемая работнику квалифика? ция, положим, матроса второго класса, при обучении на берегу, как правило, первое время не соответствует действительности в судовых условиях. Очевидно, изучение нормати вов должно быть включено Ь программу обучения прежде все го комсостава, а затем непосред ственно матросов производств венных команд. Для этого дол жны быть выпущены соответст вующая литературй и пособия* И последнее. Несмотря на оп ределенную материальную заин тересованность экипажа в целом в выпуске продукции улучшен ного ассортимента, существую щая коллективная форма опла ты труда по конечному резуль тату не стимулирует должным образом производственную команду промысловых кораблей на .максимальное использование трудовых . ресурсов, которыми они располагают. Возможно, бу дет целесообразным (как и на плавбазах «Севрыбхолодфлота») включение в рейсовое задание, как одного из основных показа телей, планового задания по тру доемкости. В сочетании с поощ рением за выполнение и пере выполнение данного показателя это должно улучшить эффектив ность работы экипажа каждого траулера. В. ГРОМЦЕВ. капитан-дирек тор БМРТ-449 «Салют».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz