Рыбный Мурман. 1975 г. Апрель.

З А В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О И З В О Д С Т В А Р Е З Е Р ВНЫ Е П Р О Ц Е Н ТЫ (Окончание. Нач. на 1 стр.) с отрезанием головы вручную. Выгоден, разумеется, менее трудоемкий способ. Но, несмот­ ря на кажущееся облегчение труда при потрошении обезглав­ ленной рыбы, он не всегда ра­ ционален. Так, потрошение тонны круп­ ной трески с обезглавливанием составляет 4,35 человеко-часа, потрошение после обезглавлива­ ния — 3,48 человеко-часа. Естественно, выгоднее исполь­ зовать линию с головоотсекаю­ щей машиной, так как это поч­ ти на целый нормо-час снижа­ ет трудоемкость выработки од­ ной тонны колодки. Л вот потрошение тонны мел­ кой трески с обезглавливанием занимает 10,53 человеко-часа, а после обезглавливания — 12,17 человеко-часа, - Эти цифры подсказывают уже другой вариант. Трудоем­ кость потрошения мелкой трес­ ки на 1,5 иормо-часа ниже при обезглавливании вручную. II яыход готовой продукции при этом значительно выше. Приведенные примеры пока­ зывают, как должны исполь­ зоваться нормативные материа­ лы по труду при выборе техно­ логического варианта выполне­ ния работы. Можно привести также и примеры оперативного управления трудоресурсамн с помощью нормативов. По другим формулам, приво­ димым в нормативных материа­ лах, можно вычислить резерв труда на участке или его недо­ статок, а также необходимое ■количество рабочих для участ­ ка при наличии резерва труда на другом. Эти вычисления эф­ фективны для оперативного уп­ равления трудоресурсамн в тех областях производства, где оно очень динамично во времени и объемы номенклатуры продук­ ции могут значительно видоиз­ меняться даже в течение суток. Таково производство на рыбо­ промысловых судах, где в за­ висимости от продуктивности даже одного траления могут Увеличиваться или снижаться объемы выработки колодки, фи­ ге, тушки. Сказанное подчеркивает толь­ ко роль нормативных материа­ лов в оперативном управлении производством. Но гораздо большую роль эти материалы играют в планировании зада­ ний но трудоемкости. Отсутст­ вие такого планирования на ры­ бодобывающих судах порожда­ ет отсутствие учета труда и приводит к снижению выпуска ценной продукции, а следова­ тельно — суммы реализации и, в итоге, — производительности труда. Это доказывают следую­ щие факты. БМРТ, работавшие одновре­ менно в Баренцевом .море в декабре — мае 1974 года, име­ ли значительные отклонения от возможных финансовых показа­ телей только за счет недоис­ пользования фонда рабочего времени производственной команды. БМРТ-448, располагавший за рейс фондом рабочего време­ ни производственной команды 45848 человеко-часов, выпус­ тил рыбопродукции, трудоем­ кость которой составила 34057 нормо-часов. Коэффициент ис­ пользования рабочего времени 0,743, то есть 74,3 процента. Им сдана 81 тонна непотро­ шеной трески, которую можно было обработать, и 20,5 тонны обезглавленной потрошеной камбалы, из которой можно бы­ ло изготовить тушку. Это сни­ зило доход на 3913 рублей. И это только очень малая часть того, что потеряло судно из-за плохой организации производ­ ства, недоиспользования фонда рабочего времени на 25,7 про­ цента. У БМРТ-2644 рейсовый фонд рабочего времени произ­ водственной команды был 46688 человеко-часов. Коэффи­ циент использования его соста­ вил 91,2 процента. В результа­ те доход, производительность труда по отчетным данным вы­ ше, чем у 448-го, на добрых 15 процентов. И все же это не пре­ дельный результат. Только за счет выпуска 22,8 тонны про­ дукции из разделанной камба­ лы, а не тушки потеряно 5358 рублей. Вот итог «недобора» фонда рабочего времени на 8,8 процента. Необходимо как можно быст­ рее вводить нормативы затрат труда в планирование. К уско­ рению этого обязывают приказ Министерства рыбного хозяйст­ ва СССР и приказ начальника главка «Севрыба» «О мерах по улучшению нормирования труда». Как уже говорилось, основ­ ная часть БМРТ явно недоис­ пользует фонд рабочего време­ ни производственной команды. Хуже того, экипажи не заинте­ ресованы делать это по трем основным причинам: за исполь­ зованием фонда рабочего вре­ мени нет контроля с берега, хо­ тя с появлением нормативных материалов это стало возмож­ ным; существующая система оп­ латы не позволяет поощрять экипажи за выполнение и пере­ выполнение плановых заданий по трудоемкости: и. наконец, сдельные расценки не соответ­ ствуют трудозатратам. Кроме указанных причин, большую роль играет тот факт, что на практике расход сырья на выработке филе и тушки значительно превышает норма­ тивы. В ноябре, декабре на про­ мысле на нескольких судах были проведены неоднократ­ ные взвешивания, которые еще раз доказали, что средний про­ цент фактического выхода фи­ ле составляет 33 процента (про­ тив 42 процентов нормативных), а тушки 50 процентов (против 58 процентов нормативных). Ясно, что необходима ведом­ ственная или даже межведомст­ венная комиссия для определе­ ния в промысловых условиях фактических нормативов выхо­ да и утверждения их. Иначе в учет производства и в плановую ..отчетность постоянно вклини­ вается очень большая ошибка, и это мешает руководителям объективно решать производст­ венные задачи. Несоответствие же затрат труда н сдельных расценок приводит к тому, что интересы предприятия и судовой команды по финансовым результатам не совпадают. Если предприятию из трески выгоден выпуск туш­ ки, то морякам — филе. Сфера же непосредственного производ­ ства становится хорошо управ­ ляемой только тогда, когда за­ интересованность производите­ лей не зависит от вида и объе­ ма выпускаемой продукции, а поощряется только вложенное в работу количество труда. Позволю себе привести еще один пример нз фактических данных, полученных на промыс­ ле трески в Баренцевом море в конце 1974 года. БМРТ № 2643 и 440 вылови­ ли в один нз дней одинаковое количество рыбы и выработали из нее рыбопродукции на 6700 и 7302 рубля. Столько же сырца имели в те сутки и на БМРТ СОРЕВНУЮТСЯ ДОКЕРЫ СТРАНЫ Как мы уже сообщали, Министерство рыб­ ного хозяйства СССР избрало свой главный рыбный причал — Мурманский орденоносный порт — местом финала Всесоюзного соревно­ вания докеров страны. В прошлую среду в красном уголке второго грузового района со­ брались представители всех пяти промысловых бассейнов Советского Союза. Соревнования докеров по поручению колле­ гии Минрыбхоза СССР объявил открытыми начальник главного управления «Севрыба», член бюро Мурманского обкома КПСС А. И. Филиппов. Переодевшись в рабочие спецовки, портови­ ки направляются к эстакадам. По соседству с ними у причалов стоят готовые к выгрузке продукции транспортные рефрижераторы «От­ то Гротеволь» и «Роза Люксембург». Первы­ ми начинают соревноваться докеры из порта Находка. Затем секундомеры повели отсчет времени ѵ портовых рабочих Владивостока. Наш Северный бассейн в этот день представ­ ляли портовики бригады № 19, руководимой Е. Н. Поповым. В полдень начали соревноваться и лучшие водители автопогрузчиков. У них тоже слож­ ная, вобравшая в себя основные производст­ венные процессы программа. — Для того чтобы победить, ■— говорит лучший докер «Азчеррыбы» Клавдия Кугур- лян из Новороссийского рыбного порта, — на­ до с наилучшим временем провести автопо­ грузчик в грузовом и свободном вариантах по «восьмерке»,,не сбив при этом ни одного конт­ рольного флажка. Выполнить еще несколько сложных операций. Работу комиссии Министерства рыбного хо­ зяйства страны на Всесоюзном смотре-конкур­ се лучших бригад и докеров всех промысловых бассейнов возглавляет начальник отдела пор­ тов управления эксплуатации флота и портов Минрыбхоза СССР Игорь Алексеевич Куниц- ний. Мурманские портовики в этой авторитет­ ной комиссии представлены начальником пор­ та Т. Н. Щербаевым. Смотр-конкурс продолжается и сегодня. Завтра будут подведены итоги, докеры и пред­ ставители бассейнов обменяются мнениями по лучшей организации их труда. Победителям вручат награды. В. СЕМЕНОВ, наш спец. корр. В ходе тридцатидневной вахты в честь 30-ле,тия Побе­ ды экипаж ІІІІР «Буссоль» добивается высоких произ­ водственных показателей. Первый помощник капита­ на ДАНИЛОВ. Комсомольске - молодеж­ ный экипаж ППР «Магнит» в . дни тридцатидневной удар­ ной вахты выполнил . свое обязательство по увеличению производства пищевой про­ дукции. 19 апреля будем эксплуа­ тировать судно на сэконом- ленном топливе. Капнтан-днректор БУДА­ НОВ, первый помощник ЧЕРЕДНИЧЕНКО, № 2644 и 347, но выпустили рыбопродукции на 8380 и 9060 рублей. Затраты труда у пер­ вых двух судов 122 и 226 нор* мо-часов а у двух других — 258 и 263 нормо-часа. Как видно, минимальная и максимальная разница в суточ­ ных доходах между этими дву­ мя парами составила 1078 руб­ лей и 2360 рублей, а в затра­ тах труда 32 и 141 нормо-час. Если предположить, что недо­ использование фонда рабочего времени снижает доход судна на 1500 рублей в сутки, то при годовом количестве судо-суток на промысле в 5000 наше пред­ приятие теряет в среднем 7,5 миллиона рублей в год. Это можно постепенно исключить, если активно внедрять норма­ тивные материалы по труду в планирование и производство. То, что сделано, только пер­ вый этап большой, трудоемкой и полезной работы. И ее надо продолжить и завершить. Но нашей лаборатории нужна по­ мощь. В течение последних лет не­ посредственно штаты лаборато­ рии НОТ «М.урмансельди» со­ кращены с пяти до трех чело­ век. Должности инженеров по нормированию, несмотря на постоянные мои просьбы, не за­ полняются. Вместо штатных шести человек на флоте рабо; тают только трое. Просим руководство помочь в выполнении нашей програм­ мы по внедреншо нормативных материалов. К тому же это и часть будущей нормативной ба­ зы для АСУП, так как только оптимальное использование всех видов производственных ресурсов с учетом стоимостных нормативов, в том числе и даже в основе — ресурсов труда, мо­ жет указать самый выгодный вариант ведения производства/' II также, как информационная система была в АСУ первым этапом, нормативное хозяйство по всем видам производствен-^ ных ресурсов и математическое обеспечение для решения эко­ номических задач станет этапом вторым. В. СОРОКИН, начальник лаборатории НОТ «Мур- мансельди». Нормативы по труду в действии Постановление декабрьского (1974 г.) Пленума ЦК КПСС обязывает нас’добиваться значи­ тельного повышения эффектив­ ности производства — давать продукции больше, с меньшими затратами, лучшего качества. Одним из необходимых усло­ вий повышения производитель­ ности труда в общественном производстве является корен­ ное улучшение нормирования ■груда. Значительный опыт по при­ менению нормативов по труду на выпуске гіущевой продукции накоплен экипажем БМРТ-449 «Салют» управления «Мурман- сельдь». Еще в середине 1972 года опытное применение норма­ тивов позволило нам с прихо­ дом на промысел в сжатые сроки достичь довольно высокой производительности при выра­ ботке пищевой продукции, хотя, как и на других судах, команда была пополнена молодежью, не имеющей практических навы­ ков. Безусловно, для этого потре­ бовалось проведение широкой разъяснительной работы, более целеустремленной технической учебы с новичками непосредст­ венно на рабочих местах. И если выработка готовой продук­ ции в первые сутки составила порядка 14— 16 тонн, то уже на вторые сутки мы имели 22 тонны, а на четвертые — еще больше. Раньше таких резуль­ татов добивались значительно позже. Внедрение нормативов по труду имело и другие положи­ тельные стороны. Наряду с по­ вышением ответственности каж­ дого матроса за результаты евоей работы значительно воз­ росла роль мастеров, технолога в общем производственном про­ цессе. улучшился контроль со стороны руководства,, общест­ венных организаций. Админист­ рация корабля с помощью нор­ мативов по труду, исходя из конкретной промысловой обста­ новки. могла более обоснованно и грамотно переключать членов экипажа на выпуск того или иного вида продукции. Более целенаправленной стала работа по внедрению средств малой механизаций, освоению новых линий разделки. Однако возникли и опреде­ ленные трудности. Сдельные расценки на некоторые виды продукции" не соответствуют трудозатратам. Так, материаль­ но команда заинтересована в вы­ работке филе больше, чем в вы­ работке тушки, хотя трудозатра­ ты на выработку филе значи­ тельно ниже. Прнчина проста: на всех БМРТ имеются филей­ ные машины, а тушку в боль­ шинстве случаев производят вручную. Далее, мало иметь разрабо­ танные нормативы по труду, не­ обходимо создать и определен­ ную систему их обеспечения. В первую очередь надо поднять на более высокий уровень произ­ водственное обучение рядового состава, широко вести разъясни­ тельную работу, усилить конт­ роль со стороны мастеров, тех­ нологов. общественных органи­ заций, администрации. Посту­ пающая на флот молодежь при прохождении соответствующего обучения на берегу не только не может получить практических навыков, но и теоретически не знакомится с существующими нормативами. Поэтому присваи?: ваемая работнику квалифика? ция, положим, матроса второго класса, при обучении на берегу, как правило, первое время не соответствует действительности в судовых условиях. Очевидно, изучение нормати­ вов должно быть включено Ь программу обучения прежде все­ го комсостава, а затем непосред­ ственно матросов производств венных команд. Для этого дол­ жны быть выпущены соответст­ вующая литературй и пособия* И последнее. Несмотря на оп­ ределенную материальную заин­ тересованность экипажа в целом в выпуске продукции улучшен­ ного ассортимента, существую­ щая коллективная форма опла­ ты труда по конечному резуль­ тату не стимулирует должным образом производственную команду промысловых кораблей на .максимальное использование трудовых . ресурсов, которыми они располагают. Возможно, бу­ дет целесообразным (как и на плавбазах «Севрыбхолодфлота») включение в рейсовое задание, как одного из основных показа­ телей, планового задания по тру­ доемкости. В сочетании с поощ­ рением за выполнение и пере­ выполнение данного показателя это должно улучшить эффектив­ ность работы экипажа каждого траулера. В. ГРОМЦЕВ. капитан-дирек­ тор БМРТ-449 «Салют».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz