Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.
ВО ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ.. Высокое мастерство ж добросовестность в любом деле отлича ют акустика Ивана Федоровича Мещерякова (верхний снимок) в электромонтажника Геннадия Васильевича Тихомирова. В кол лективе СРЗ № 1 на Ленинской трудовой вахте они — в числе лучших. Фото А. Леонтьева. Т АКОВА уж еудйба мо ряцкая, участь рыбац кая: праздника чаще всего встречать вдали от род ных. Вот и ва этот pas у моряков траулера «Полярная правда» так же получилось. Город го товился к встрече Нового го да. в семьях снаряжали елки, а экипаж в море уходил. По «ере возможности ка су дах, конечно, красные даты календаря тоже отмечают. Не «бхедятся оря этом я авале нательные события в жизни людей — дни рождения, і* у довые юбилея. На траулере - «Полярная ■ранда» накануне самого Но вого года <эыло отмечено та кое значительное событие в жизни «деда», старшего ме ханика Семена Гавриловича Кэмецдровского. Выяснилось, что ровно де сять лет назад, 29 декабря І958 года, впервые пришел он ка это судно. С той воры я ходят на веж. Подобное по стоянство не такое уж час тое явление на флоте, где сменяемость экипажей издав на является тем больным ме стом, о мотором на редком совещании не упоминается. Посоветовались капитан, оокполят, члены судкома: — Нельзя такое дело без внимания оставить. Тем бо- яее, что у нашего «деда» дру гой юбилей назревает — в мае будущего года четверть века исполнится, как оя в чраяфлѳт пришел. Так вот и получилось, что Новый год на судно начался досрочно, с торжества, «деду» посвященного. Выступали в салоне один за другим моряки, говорили о Ка меидровг.ком разные теп лые слона, желали ему, как водится в таких случаях, в Новом году больших успехов в личной жизни, полный ко роб удач, пуды и целые тон ны здоровья. С берега посту пила радиограмма: механико- судовая служба поздравляла одного из своих ветеранов. Радиограмму зачитали иод аплодисменты. Виновник торжества сидел, слушал, смущенно улыбался. Трудно сказать, о чем он я это время думал. Может, о -том, как много лет назад ему, моряку Северного флота, ска зали: — А тебя, друже, демобили зуют. Он недоверчиво усмехнулся тогда. Шел май 4944 года, я до Берлина оставалось еще идти далеко. — Правда, правда. Корабль ваш демобилизуют, ну и ма шинную команду вместе е ним. Хоть и попахивало все шут кой, соленым матросским розыгрышем, а на поверку Л. Горюнов О Ч Е Р К ! Ш Т О Р М И Ш Т И Л Ь Щдоалженяе. Дач. я ММ 147, Ш за 1968 г.), Снег заледенил стекла а ру левой рубке, мо как ***■»¥-**> кончался заряд, он начинал таять И беззвучно дш д я а ^ вниз. На какое-то время про резалисьо гня встречных су дов, смолкали гудки. Немно- «оту. т о ли дело, когда вн- -Дніпь перед собой все или жигя бы силуэты корзбэей. И переступил е ноги на ио- *У» * РУбку огласил разди рающий душу кошачий крик. Я ' подпрыгнул я иаставитель- — Извили, стариц, не на рочно ведь, — оправдывался я перед Васькой. Решетов посмотрел на мепя с легкой укоризной, глубже затянулся, но ничего не ска- вал. А я почему-то думая, ч*о он меня упрекнет. За яа* в е г а серого пушистою Вась ку стоило почтя выругать. Васька, как ни странно, — эликсир хорошего настрое ния. У нас и до этого бывали «черные» дни, и так же, как я в этот раз капитан ходил мрачнее тучи. Тогда будто специально появлялся Вась ка, начинал тереться о ноги рулевого, горбить спину и за дирать хвост, иногда мурлы кать. В конце концов, конча лась эта встреча тем, что у рулевого, .появилась веревоч ка, и он водил ею по налубе, а Васька, словно смерч, но сился за ней. Любо было ви деть, как он устремлялся, просчитывался, падал от рез ких повороте#, кувыркался, катился клубком, подцрыги- »ал, выгибал сйий^, к»«одйи-‘ мал хвост?- приседал; прыгал за концом нитки, р&сПустив острые коготки. Васькой любовались все: к рулевой, и штурман, я капи тан. Особенно заразительно смеялся капитан.. Васька был нашей отрадой. Вот нечему так сердите среагировал капитан ка мою неловкость «о отношению к Ваське. Я же пытался сгла дить оплошность: — Не огорчайся, дружок. До свадьбы заживет. ІФряяы- вахь на игру не решался, бы ло не до него, а капитан слишком суров, д а й штур мам чем-то недоволен. — Локатор мажет, — выдал свое недовольство Рейтман. — Где Юра? <Юря Горячев, высокий т яре*і кий • вести п а р е н ь ,-» наш радионавигатор. Он не- .да^іно окончил Мурманское мореходное училище, прохо дил практику на многих су дах, а работать самостоятель но пришлось на «Добролю бова». Этот траулер а слое время гремел не только но 'Северному бассейну, но и да весь Союз. Экипаж его впер вые побил рекорд, выловив за год более ста тысяч центне ров рыбы. Благодаря лцурна- листдм моряки узнавали из газет все подробности о Д об ролюбовых и считали за сча стье попасть на их траулер. Основной костяк моряков дер жался прочно, другие уходи ли в отпуск или брали ра счет. Их заменяли новые. А навигатора у нас до ІОры не было, поэтому начальнику ра диостанции приходилось ча сто отвлекаться от своих дел. Теперь нам поломки радио навигационных приборов бы ли не страшны, — Где Юра, — повторил Рейтман, — наверное, в ра диорубке... — Он открыл дверь... — Юра, яди сюда. — Что случилось? — «Донец»... Юра выдвигает из стола ящик и, почти не глядя, бе рет нужную отвертку, идет к локатору, пробивая темноту своей фигурой. Пока он возится у локато ра, жизнь у судоводителей ндет оживленно, по-деловому. Решетов, помКмо штурмана, следят Сам за всем; от него не''’ скроется вздрагивание стрелки тахометра, перемена скороста во лагу, он отмстят веяеные вспышки импульсов у «грунта» на экране фиш- лупы и моментально засечет глубину яа другом приборе: показания рыбные. Его вол нует направление течения, а с учетом течения — скорость судна: не подплыл бы трал, сбавлять скорость тоже осо бенно не надо — слишком грунт «ровный , меяшо кам ней нахватать. И так уяс вдосталь порвали тралов. все заметит, да- ------ ----- ---- с----------- j уже чувствует и обязательно отметит вслух, добавит в за ключение: — Может, пару оборогаков добавить? Вполне понятно, что нужно добавить, но почему ов все- таки спросил? А это, как я уже говорил, у него такой ме тод воспитания. Бели бы он приказал, штурман исполнил бы его команду механически, а так помыслил и согласил ся. Будто сам он догадался, что нужно именно сейчас до бавить, потому что ветер за ходит с носа. Штурман звонит в машин ное отделение: — Добавьте-ка два оборота! — Георгий Михайлович, посмотрите на тахометр. Штурман вначале недо умевает, но все же подходит и смотрит. — Заметили?... — обраща ется капитан. — Ах, да-да... Они крутят больше: заказывали сто пять, а тут все сто восемь.. Опять звонит штурман. — Держите сто семь обо ротов) Все е порядке. Ну * Про копий Прокопьевич, как все видит! Странно. А странного ничего нет, до быча рыбы для Решетова не столько работа, сколько твор ческий труд. Он придает зна чение всякой, всякой «Мело чи»/ Вот идут ряДом суда -— слена и справа. Он обязатель но напомнит вслух: — Интересно, і&кие у вйд глубины? Штурман понимает своего капитана. Иезамедлит подой ти к радиостанции и спро сить коллег о глубинах, «б , уловах, о скорости, о подборе и так далее. Если многоело вит, Решетов поучительно одернет: — Не неси шелуху. Покон кретней. Мы же не одни про мышляем. капитана, нрнииригает само стоятельность. Штурман учит ся в и д с т ь я с л ы ш а т ь . А Жак это необходимо и труде в жизни. — В порядке, Прокопий Прокопьевич, — докладывает Юра, отрывая свое красивое лицо от локатора. — Починил, говоришь. — ІІустяк* тут были... * скромничает Юра. — Хорошо. Иди-цди, отды хай. Поздно. Сам-то капитан ваверняка сегодня не будет спать. До тех пор, пока работа не на- ладится. Он дымит папиро сой, ходит до рубке, думает, предлагает, отклоняет, снова находит какой-то выход из трудного положения. Трал наконец приносит богатый улов. Я и на этот раз верил, что не сегодня, так завтра дела пойдут хорошо, во всяком случае суточные нормы бу дем выполнять. — Прокопий Прокопьевич, кажется, пику рисует! — на стороженно заявил Рейтман, вцепившись взглядом в само писец. Мгновение — и калитая у прибора. — Заказывайте ток на лебедку, будем поднимать трал. Едва успели дать ток яа лебедку, как рубку огласил, -способный поднять мертвого, сигнальный звонок. Задев! - Ручка телеграфа яегла на ^полный назад». Траулер вздрогнул, как вздыбленная * лошадц й зло забил винтом. (Продолжение следует). обернулось действительна- стыо. Часть промысловых су дов, начисленных в начале войны н состав боевого флота, возвращали обратно в Мур манск. 11а одном из ник как раз служил машинистом крас нофлотец Семен Камендров- скин. Так неожиданно для себя нопал Семен в рыбаки. Не ожиданно потому, 'ЧТО яо вой ны он плавая на судах торго вого флота, сюда же собирал ся после победы вернуться. Но жизнь совершила кдо* той поворот. В траловом флоте он ходил латинистом недолго. Нуивды были оямтные кадры. У К & «ендровского опыт имелся солидный. Его направили ю учебу, и вернулся обратно ив уже механиком. На многих судах ходат сей час молодые специалисты, на чинавшие дорогу нештатны ми новичками под опекой Семена Гавриловича. Они вспоминают его добрым сло вом. Немало он им дал. — Машину, как она рабо тает, он на слух чувствует, недаром его руки знакомы с каждой деталью и винти мом, — говорят о нем. Десятилетие на «Полярной правде» является, конечно, знаменательной вехой в тру довой биографии старшего механика Камендровского. Все эти годы машинная команда, возглавляемая им, обеспечи вала на промысле работу бес перебойную, четкую. Судово дителям, мастерам по добыче обижаться на нее не прихо дилось. Поэтому вовсе не случайно так тепло напутствовали «де да» моряки траулера на поро ге новогоднего праздника в знаменательный для н о» Лень. — Ни пуха, как говорится, ни пера, Гаврилович. Жми и дальше в -таком духе, на ив*- ~ ную катушку. Умения не ззн * нимать, силенка тоже есть. Высокий, подтянутый, уди вительно моложавый, хотя недавно тестой десяток раз менял, он растроганно благо дарил всю большую судовую семью за слова привета и добрые пожелания.. — Постараюсь ее водна- чать. В этом моряки -траулера уверены, сомневаться ве при ходится. Доброго «ути, Сшей Гаври лович, и в новом году и m многих, многих последующих! С. АНДРЕЕВ. ЛИТОВСКАЯ ССР. Продукции Капсукского завода продоволь ственных автоматов хорошо заре комендовала себя в нашей стране и за рубежом. На снимке: -главный конструи- тор проекта Юлюс Шолис я глав ный инженер СКВ Арнольда* Тракимавнчюс (справа) у экспе риментального образца автомата для изготовления тары из поли этиленовой пленки. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz