Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.
Дебют капитана Бугровского К а п и т а н с к а я каюта на т р а у л е р е «Волхов» — два шага в ширину, три — в длину. Поэтому и мебели там — самое необходимое: стол, кровать, кресло да ма ленький обтянутый дермати ном диванчик, приютившийся у переборки. За пей — руле вая рубка. Приляжет капи тан на диванчик и слышит все, что на мостике делается, будто не уходил с него. А за дремлет, вахтенный штурман откроет дверь, тронет за пле чо, капитан — тапочки на но ги, и нет сна. Таков уж капи танский отдых. В середине рейса Юрию Ге оргиевичу Бугровскому каза лось, что не отоспится эа не делю. Все-таки трудно без привычки. Да и вряд ли мож но привыкнуть к подобному режиму: шестнадцать—во семнадцать часов бодрствова ния, а потом беспокойный еОн. На палубе звякнуло. Что там? Только закрыл глаза, че рез иллюминатор донесся си гнал со встречного судна. Благополучно ли расходимся? Или помощник засомневался, эайдѳт эа советом — не от махнешься же! И так без кон ца. Сегодня нашли хороший косяк рыбы. Сами штурманы справятся с обловом его — подумал капитан. Хоть раз отосплюсь Не на узком не удобном диванчике, а как все люди — на постели. Непривычными казались белоснежные простыни. Ка- иитан блаженно эакинул ру ки за голову, а сов не шел. Вспоминались напутственные слова в службе главного ка питана. •— Ты первый раз идешь капитаном, помни... И деся ток предупреждений о пра вилах мореплавания, о проти вопожарной безопасности, о технике безопасности. Только вот никто не посо ветовал, как отвечать ва во прошающие взгляды ' сорока моряков: «Треску-то умеешь ловить? Не «погорим» с то бой? Оправдаешь н а д е ж д ы ? » Пока шло вроде иормальво. Я рыбы наловили много. Во всяком случае план будет. II туман не помешал. И ра ботали в большой группе су дов: поемотришь на экран ло катора, а тот испещрен де сятками продолговатых то чек — десятки кораблей под боком. «Все хорошо», — еще раз повторил про себя Юрий Бугровекий. В ЗБУДО Р А Ж Е Н Н Ы Й эфир был наполнен су хим треском морзянки. Вкрапливались сюда точки и тире, которые шли с трау лера «Волхов». Радист переда вал три слова: «Следуем па промысел». Эти короткие слова ставили перед капитаном «Волхова» Бугровским уйму вопросов. А самый главный — куда ид ти, где вести лов? Треска есть и у берегов, и в открытом море. Куда хо чешь, и иди. Но ’все, к а к г в еказке: останешься в при брежных квадратах — трал изорвешь, пойдешь на вос ток — промахнуться можно. Оттуда потом бежать надо че рез все море. И на Медве- жинской банке... — Дмитрий Ильич, — на очередном совете обратился Бугровекий к руководителю промыслом Новикову, — что посоветуете? Стою на рас путье. Все-таки первый раз... — Понимаю. Давай-ка на северо-запад. Обстановка там неплохая, видно, рыба еще продержится. Как гору с нлеч снял. Ведь правильно выбрать район ло ва — в конечном счете самое важное. А Новиков — про мысловик отличный, зрн не посоветует. Теперь надо как можно быстрее окаааться на месте. Капитан позвал стар- меха: Запрягаѣ-ка, «дед», всех своих «лошаденок» — надо гнать в полную силу. Запенилась вода за кормой «Волхова». Но двенадцатиуз- ловый ход можно было заме тить лишь по лагу. Берег Рыбачьего мало менял очер тания. Капитан смотрел на крутые сойки полуострова. И в какой-то миг, наверное, по тому, что только несколько минут назад разговаривал со стармехом, подумал: «А я ведь мог сейчас быть на его месте». Р ОМАНТИК Грии многим вскружил голову. Пом ните, есть у него строчки о моряках: «Я остановился ■ смотрел, как зачарованный, на і-остей из таинственного дли меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал вос торг и тоску». А если мальчишка еще в вырос на Черном море — мечта о синих горизонтах ста новится путеводной звездой. ■Юра Бугровекий хотел не просто видеть синий гори зонт. Он хотел уходить за не го на океанском лайнере ме хаником. Он хотел получить право выполнять одну из главных команд на корабле: «Полный вперед». И настойчиво шел к своей мечте. Работал сначала на южном судоремонтном заво де, давал вторую жизнь ко рабельным механизмам. А по том написал заявление в Ба тумскую мореходку. Здесь уже не было вакантных мест. И тогда Юрнй поехал в Мур манск. Он не мучился по ночам от мысли — сдал или не сдал j' очередной экзамен? Отлич ник. Все абитуриентские про блемы сводились к одной — тематическому собеседова нию. А потом Юрий искал свою фамилию в списке зачислен ных в училище и не находил ее. Уже и конец августа за шелестел по-северному ран ним золотом. Тревога у пар ня росла. Наконец, решился узнать, в чем дело. Спросили: — Кто беседовал? Юрий ответил. . — Сегодня он уезжает в отпуск, вот адрес, узнайте, что к чему. Бывают в жизни курьеаы. Преподаватель, который про водил собеседование, забыл о документах Бугровского, и они выплыли на свет снова, когда группы судомеханиче ского отделения уже были полностью укомплектованы. Юрию предложили учиться на штурмана, и он согласился. И хоть не сбылась мечта о механическом о т д е л е н и и , Юрий, говоря словами Грива, «испытывал восторг и тоску». С ПАЛ капитан долго, а когда вышел на мостик, по настроению штурма нов понял — рыбалка идет неважно. «Дед» оказался ря дом, невесело пошутил. — Ты, Георгиевич, больше себе выходных не устраивай. Сбились мы с курса. Бугровекий сам понимал: что-то намудрствовали по мощники. Может, в какой-то момент и хотел посоветовать ся, да не стали будить. «А ведь наказывал, чтоб не стеснялись. Значит, плохо еще знаем друг друга», — по думал капитан. (Окончание на 4-й стр.). Московский академический те* атр имени В. Маяковского постят вил пьесу В. Войновича «Два т<г варнщаэ. В ней поднимаются во* просы дружбы, любви, патриопг ческих устремлений нашей совет* ской молодежи. Спектакль поставил заслужен* ный деятель искусств РСФСР А. А. Гончаров, худолшик —• М. А. Мукосеева. На снимке: сцена из спектакля. Иван Андреевич — а р т и с т Е. Н. Лазарев (слева), Валерка — артист Е. К. Карельских. Фото М. Строкова. Фотохроника ТАСС. j£lltt 1 inillNlillllllllfflfll!llllltmtltllll!llllllllltHllllHllltllll!lllllllillllllllllll}||llllililllllllllllill||||lllillllllllillllllllll>HVt IИСПЫТАНИЯ НОВОГО ТРАЛА Капитанов больших морозильных траулеров, 5 п р о м ы ш л я в ш и х в ноябре минувшего года ва Е Мурманском мелководье, заинтересовали уловы — типажа архангельского БМРТ «Восход». В то Е время как другие поднимали в—8 тонн рыбы эа Е траление, на «Восходе» имели уловы но 10— Е 12 в более тонн. Пробовали ходить параллель- Е вымн с этим судном курсами и по тем же местам Е — результат не менялся. Капитаны запросили по Е радио своего коллегу: в чем секрет, поделись с Е нами! Е — Никаких секретов, — ответил Валентин Ива- Е воввч Грязин, — испытываем новый трал. Е Когда инлкнер ЦПКТБ Валерий Павлович Е Жуков, руководивший испытаниями трала, доло- Е аил, вернувшись яз рейса, о результатах много- Е численных пробных тралений, то технический со* Е вот главка «Севрыба» даже усомнился в резуль- Е татах испытаний. Было решено испытания во- Е вторить. Теперь настала вора удивляться в уло вам экипажа БМРТ «Зарница». Иа радиоэапро- сы капитанов был тот же ответ: вспытываем но* вый трал. В этих кспытаниях, кроме инженеров ЦПКТБ Жукова и Сачека, участвовал н начальник Архан* гельского тралового флота Никифор Иванович Кравченко. Результаты оказались еще более убе дительными, чем у «Восхода». Сейчас новым трат лом, окончательная модель которого получила название «1972», вооружены три архангельских БМРТ: «Восход», «Зарница» и «Лунь». Новый трал, который рыбаки уже именуют тралом-самоловом, создай в Центральном про ектно-конструкторском в технологическом бюро главка «Севрыба». Вот что рассказывают о нем главный новструи* тор отдела Владимир Владимирович Савостыг вов в начальник сектора активных орудай лова Валерий Павлович Жуков. СЛЕДАМ = Н А Ш И Х ВЫСТУПЛЕНИИ «НУЖНА ХОРОШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫСЛА» В статье В. Стромилова, опуб ликованной под таким заголов ком в номере газеты за 5 января, правильно информируется о не нормальных взаимоотношениях между моряками «Азчеррыбы», «Запрыбы» н «Севрыбы» в вопро сах взаимной информации и обме на опытом. Управление тралового флота обратится в главк «Севры ба» с просьбой принять меры по установлению прочных связей между флотами, по обмену опы том и информацией. Корабли Мурманского -тралово го флота в 1968 году впервые по шли на лов рыбы в районы Юго- Восточной Атлантики и поэтому не имели материалов и промыс ловых пособий по этому району. В настоящее время промысловые планшеты получены и выдаются на суда. По накоплении материа лов промысловые пособия будут совершенствоваться. Как показала практика, успеха в пелагическом лове рыбы можно достигнуть в том случае, если экь..<.>яь будут обеспечены прибо рами поиска рыбы и контроля ра боты тралов. Такие приборы в 1969 году будут получены и уста новлены на все ПРТ и БМРТ. Мы считаем решение управле ния тралового флота — не выде лять промысловые суда на поис ковую работу—правильным. В об ширных районах Юго-Восточной Атлантики работают сотни кораб лей «Азчеррыбы» н «Запрыбы». Из состава флотов этих бассейнов выделены поисковые суда, кото рые и обеспечивают работу про мысловиков. В этих условиях вы* деление на поисковую работу на ших промысловых судов эконо мически не обосновано и лише но смысла. ЦПКТБ главка «Севрыба» ра ботает над созданием новых, бо лее уловистых тралов для ПРТ. Есть основания полагать, что скоро такие тралы наши промыс ловики будут иметь. Б. ЗАЙЦЕВ, заместитель на чальника управления трало вого флота. Е Савоетыгаож Впервые идею, Е заложенную в этот трал, мы Е проверили в 1964 году. Мы Е сделали два трала вод услов- Е нымв номерами: 1725 и 1727. Е Первые результаты показали, Е что идея правильная. Тот, Е кто впервые взглянет в эти Е чертежи, может быть, даже и Е не обнаружит: а что там, соб- Е ственно говоря, проверялось? Е Но для нас, конструкторов, = этого было достаточно. Трал Е сработал, сработал хорошо, и Е после этого мы уже решили Е те отличия, которые иро- Е веряли в этих тралах, увѳли- Е чить. Е Коренное отличие — в по- Е крое сетной части. Оно ведет Е к "'тому, что нижняя пласть Е резко отрывается от грун- Е та, ну и, следовательно, мень- Е ше повреждается от задева Е на дне. Кроме того, форма Е сама -—' очень плавпая. Это Е ведет к тому, что в трале Е значительно меньше объя- 5 тоивается рыба. Е Затем мы сделали трал но- Е мер 1945. И вот Григорий Е Иванович Сачек, ведущий Е конструктор нашего отдела, в Е течение целого рейса работал = с ним на Джорджес-банке, на Е БНБ и на Лабрадоре, на ло- Е ве макруруса. И уловы были Е значительно выше, чем при Е работе тралами уже извест ит пых конструкций. = Вопрос: Увеличение уло- Е вистости, как известпо, обус- Е лавливается наряду с други- Е ми данными повышением = екорости траления и размера- Е ми устья орудия лова. Веро- Е ятно, у нового трала измене- = ны и пти размеры? = Савостьянов: Дело в том, что, когда Сачек с моря нам сообщал результаты испыта ний, Валерий Павлович Жу ков стал проводить работы по дальнейшему совершенство ванию этой конструкции. Но об основных отличиях этого трала расскажет Валерий Павлович. Жуков: Трал 1972 был сде лан на базе опытного тра ла 1945, с учетом всех замечаний, которые выявил Григорий Иванович Сачек в своем рейсе. Этот трал отли чается большими размерами за счет увеличения ячеи. На БМРТ «Восход» и «Зарница» были проведены приемо-сда точные испытания: трал 1972 показал уловистость свою на 40—45 процентов больше, чем обычно применяемый в этом районе трал 1625. Уловис тость эта обуславливается именно его раскроем сетной части- и скоростями трале ния. Трал 1972 имеет такое же вооружение, как и обычно применяемый на флоте, то есть тѳ же доски 5,5 метра, трехщелевые. Савостьянов: ..^Кстати, во время лова макруруса Сачек установил, что этот трал от лично работает на скоростях 3,5, 3,6 узла и больших, при чем с досками 5,5 метра уло вы были значительно выше, чем при наших малых тра лах и при тралении с мень шей скоростью. Практически мы убиваем двух зайцев: за счет тралений с большой ско- росттэЮ имеем повышенные уловы и то же самое — за счет конструкции трала. А дело-то вот в чем: мотая у этого т р а л а значительно длиннее, чем у привитых на- мн. А как показывают под водные наблюдении кали нинградцев, из более длин* ного трала меньше выходит рыбы. Они г о в о р я т , что 80 процентов рыбы, попавшей в трал, выходит из него. Вот на основании нх опыта мы и в свою конструкцию внесли такие изменения. Вопрос: Многие промысло вые районы изобилуют тя желыми, неблагоприятными грунтовыми условиями. Как на них реагирует новый трал? Жуков: Об аварийности можно сказать, учитывая опыт Григория Ивановича Сачека, который работал тра лом 1945 в районе с тяжелым грунтом. За весь рейс не по рвалась однорядная пласть, чего не бывало еще с други ми тралами в этих районах. То же самое можно сказать про трал 1972, которым «Вос ход» работал в районе остро ва Медвежий. За то время, пока он там промышлял, ав»* рийности также не было. Вопрос: Сейчас этими тра лами снабжаются все БМРІЙ Архангельского тралового флота. А как относятся к ним руководители других флотов нашего бассейна? Савостьянов: Дело в том, что архангелогородцы проя-1 вили инициативу и пошли на риск, когда выделили для экспериментов БМРТ-436. Они первыми получили такие хо рошие результаты и первы ми сумели вооружить свой флот этими уловистыми трік- лами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz