Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.

Дебют капитана Бугровского К а п и т а н с к а я каюта на т р а у л е р е «Волхов» — два шага в ширину, три — в длину. Поэтому и мебели там — самое необходимое: стол, кровать, кресло да ма­ ленький обтянутый дермати­ ном диванчик, приютившийся у переборки. За пей — руле­ вая рубка. Приляжет капи­ тан на диванчик и слышит все, что на мостике делается, будто не уходил с него. А за­ дремлет, вахтенный штурман откроет дверь, тронет за пле­ чо, капитан — тапочки на но­ ги, и нет сна. Таков уж капи­ танский отдых. В середине рейса Юрию Ге­ оргиевичу Бугровскому каза­ лось, что не отоспится эа не­ делю. Все-таки трудно без привычки. Да и вряд ли мож­ но привыкнуть к подобному режиму: шестнадцать—во­ семнадцать часов бодрствова­ ния, а потом беспокойный еОн. На палубе звякнуло. Что там? Только закрыл глаза, че­ рез иллюминатор донесся си­ гнал со встречного судна. Благополучно ли расходимся? Или помощник засомневался, эайдѳт эа советом — не от­ махнешься же! И так без кон­ ца. Сегодня нашли хороший косяк рыбы. Сами штурманы справятся с обловом его — подумал капитан. Хоть раз отосплюсь Не на узком не­ удобном диванчике, а как все люди — на постели. Непривычными казались белоснежные простыни. Ка- иитан блаженно эакинул ру­ ки за голову, а сов не шел. Вспоминались напутственные слова в службе главного ка­ питана. •— Ты первый раз идешь капитаном, помни... И деся­ ток предупреждений о пра­ вилах мореплавания, о проти­ вопожарной безопасности, о технике безопасности. Только вот никто не посо­ ветовал, как отвечать ва во­ прошающие взгляды ' сорока моряков: «Треску-то умеешь ловить? Не «погорим» с то­ бой? Оправдаешь н а д е ж д ы ? » Пока шло вроде иормальво. Я рыбы наловили много. Во всяком случае план будет. II туман не помешал. И ра­ ботали в большой группе су­ дов: поемотришь на экран ло­ катора, а тот испещрен де­ сятками продолговатых то­ чек — десятки кораблей под боком. «Все хорошо», — еще раз повторил про себя Юрий Бугровекий. В ЗБУДО Р А Ж Е Н Н Ы Й эфир был наполнен су­ хим треском морзянки. Вкрапливались сюда точки и тире, которые шли с трау­ лера «Волхов». Радист переда­ вал три слова: «Следуем па промысел». Эти короткие слова ставили перед капитаном «Волхова» Бугровским уйму вопросов. А самый главный — куда ид­ ти, где вести лов? Треска есть и у берегов, и в открытом море. Куда хо­ чешь, и иди. Но ’все, к а к г в еказке: останешься в при­ брежных квадратах — трал изорвешь, пойдешь на вос­ ток — промахнуться можно. Оттуда потом бежать надо че­ рез все море. И на Медве- жинской банке... — Дмитрий Ильич, — на очередном совете обратился Бугровекий к руководителю промыслом Новикову, — что посоветуете? Стою на рас­ путье. Все-таки первый раз... — Понимаю. Давай-ка на северо-запад. Обстановка там неплохая, видно, рыба еще продержится. Как гору с нлеч снял. Ведь правильно выбрать район ло­ ва — в конечном счете самое важное. А Новиков — про­ мысловик отличный, зрн не посоветует. Теперь надо как можно быстрее окаааться на месте. Капитан позвал стар- меха: Запрягаѣ-ка, «дед», всех своих «лошаденок» — надо гнать в полную силу. Запенилась вода за кормой «Волхова». Но двенадцатиуз- ловый ход можно было заме­ тить лишь по лагу. Берег Рыбачьего мало менял очер­ тания. Капитан смотрел на крутые сойки полуострова. И в какой-то миг, наверное, по­ тому, что только несколько минут назад разговаривал со стармехом, подумал: «А я ведь мог сейчас быть на его месте». Р ОМАНТИК Грии многим вскружил голову. Пом­ ните, есть у него строчки о моряках: «Я остановился ■ смотрел, как зачарованный, на і-остей из таинственного дли меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал вос­ торг и тоску». А если мальчишка еще в вырос на Черном море — мечта о синих горизонтах ста­ новится путеводной звездой. ■Юра Бугровекий хотел не просто видеть синий гори­ зонт. Он хотел уходить за не­ го на океанском лайнере ме­ хаником. Он хотел получить право выполнять одну из главных команд на корабле: «Полный вперед». И настойчиво шел к своей мечте. Работал сначала на южном судоремонтном заво­ де, давал вторую жизнь ко­ рабельным механизмам. А по­ том написал заявление в Ба­ тумскую мореходку. Здесь уже не было вакантных мест. И тогда Юрнй поехал в Мур­ манск. Он не мучился по ночам от мысли — сдал или не сдал j' очередной экзамен? Отлич­ ник. Все абитуриентские про­ блемы сводились к одной — тематическому собеседова­ нию. А потом Юрий искал свою фамилию в списке зачислен­ ных в училище и не находил ее. Уже и конец августа за­ шелестел по-северному ран­ ним золотом. Тревога у пар­ ня росла. Наконец, решился узнать, в чем дело. Спросили: — Кто беседовал? Юрий ответил. . — Сегодня он уезжает в отпуск, вот адрес, узнайте, что к чему. Бывают в жизни курьеаы. Преподаватель, который про­ водил собеседование, забыл о документах Бугровского, и они выплыли на свет снова, когда группы судомеханиче­ ского отделения уже были полностью укомплектованы. Юрию предложили учиться на штурмана, и он согласился. И хоть не сбылась мечта о механическом о т д е л е н и и , Юрий, говоря словами Грива, «испытывал восторг и тоску». С ПАЛ капитан долго, а когда вышел на мостик, по настроению штурма­ нов понял — рыбалка идет неважно. «Дед» оказался ря­ дом, невесело пошутил. — Ты, Георгиевич, больше себе выходных не устраивай. Сбились мы с курса. Бугровекий сам понимал: что-то намудрствовали по­ мощники. Может, в какой-то момент и хотел посоветовать­ ся, да не стали будить. «А ведь наказывал, чтоб не стеснялись. Значит, плохо еще знаем друг друга», — по­ думал капитан. (Окончание на 4-й стр.). Московский академический те* атр имени В. Маяковского постят вил пьесу В. Войновича «Два т<г варнщаэ. В ней поднимаются во* просы дружбы, любви, патриопг ческих устремлений нашей совет* ской молодежи. Спектакль поставил заслужен* ный деятель искусств РСФСР А. А. Гончаров, худолшик —• М. А. Мукосеева. На снимке: сцена из спектакля. Иван Андреевич — а р т и с т Е. Н. Лазарев (слева), Валерка — артист Е. К. Карельских. Фото М. Строкова. Фотохроника ТАСС. j£lltt 1 inillNlillllllllfflfll!llllltmtltllll!llllllllltHllllHllltllll!lllllllillllllllllll}||llllililllllllllllill||||lllillllllllillllllllll>HVt IИСПЫТАНИЯ НОВОГО ТРАЛА Капитанов больших морозильных траулеров, 5 п р о м ы ш л я в ш и х в ноябре минувшего года ва Е Мурманском мелководье, заинтересовали уловы — типажа архангельского БМРТ «Восход». В то Е время как другие поднимали в—8 тонн рыбы эа Е траление, на «Восходе» имели уловы но 10— Е 12 в более тонн. Пробовали ходить параллель- Е вымн с этим судном курсами и по тем же местам Е — результат не менялся. Капитаны запросили по Е радио своего коллегу: в чем секрет, поделись с Е нами! Е — Никаких секретов, — ответил Валентин Ива- Е воввч Грязин, — испытываем новый трал. Е Когда инлкнер ЦПКТБ Валерий Павлович Е Жуков, руководивший испытаниями трала, доло- Е аил, вернувшись яз рейса, о результатах много- Е численных пробных тралений, то технический со* Е вот главка «Севрыба» даже усомнился в резуль- Е татах испытаний. Было решено испытания во- Е вторить. Теперь настала вора удивляться в уло­ вам экипажа БМРТ «Зарница». Иа радиоэапро- сы капитанов был тот же ответ: вспытываем но* вый трал. В этих кспытаниях, кроме инженеров ЦПКТБ Жукова и Сачека, участвовал н начальник Архан* гельского тралового флота Никифор Иванович Кравченко. Результаты оказались еще более убе­ дительными, чем у «Восхода». Сейчас новым трат лом, окончательная модель которого получила название «1972», вооружены три архангельских БМРТ: «Восход», «Зарница» и «Лунь». Новый трал, который рыбаки уже именуют тралом-самоловом, создай в Центральном про­ ектно-конструкторском в технологическом бюро главка «Севрыба». Вот что рассказывают о нем главный новструи* тор отдела Владимир Владимирович Савостыг вов в начальник сектора активных орудай лова Валерий Павлович Жуков. СЛЕДАМ = Н А Ш И Х ВЫСТУПЛЕНИИ «НУЖНА ХОРОШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫСЛА» В статье В. Стромилова, опуб­ ликованной под таким заголов­ ком в номере газеты за 5 января, правильно информируется о не­ нормальных взаимоотношениях между моряками «Азчеррыбы», «Запрыбы» н «Севрыбы» в вопро­ сах взаимной информации и обме­ на опытом. Управление тралового флота обратится в главк «Севры­ ба» с просьбой принять меры по установлению прочных связей между флотами, по обмену опы­ том и информацией. Корабли Мурманского -тралово­ го флота в 1968 году впервые по­ шли на лов рыбы в районы Юго- Восточной Атлантики и поэтому не имели материалов и промыс­ ловых пособий по этому району. В настоящее время промысловые планшеты получены и выдаются на суда. По накоплении материа­ лов промысловые пособия будут совершенствоваться. Как показала практика, успеха в пелагическом лове рыбы можно достигнуть в том случае, если экь..<.>яь будут обеспечены прибо­ рами поиска рыбы и контроля ра­ боты тралов. Такие приборы в 1969 году будут получены и уста­ новлены на все ПРТ и БМРТ. Мы считаем решение управле­ ния тралового флота — не выде­ лять промысловые суда на поис­ ковую работу—правильным. В об­ ширных районах Юго-Восточной Атлантики работают сотни кораб­ лей «Азчеррыбы» н «Запрыбы». Из состава флотов этих бассейнов выделены поисковые суда, кото­ рые и обеспечивают работу про­ мысловиков. В этих условиях вы* деление на поисковую работу на­ ших промысловых судов эконо­ мически не обосновано и лише­ но смысла. ЦПКТБ главка «Севрыба» ра­ ботает над созданием новых, бо­ лее уловистых тралов для ПРТ. Есть основания полагать, что скоро такие тралы наши промыс­ ловики будут иметь. Б. ЗАЙЦЕВ, заместитель на­ чальника управления трало­ вого флота. Е Савоетыгаож Впервые идею, Е заложенную в этот трал, мы Е проверили в 1964 году. Мы Е сделали два трала вод услов- Е нымв номерами: 1725 и 1727. Е Первые результаты показали, Е что идея правильная. Тот, Е кто впервые взглянет в эти Е чертежи, может быть, даже и Е не обнаружит: а что там, соб- Е ственно говоря, проверялось? Е Но для нас, конструкторов, = этого было достаточно. Трал Е сработал, сработал хорошо, и Е после этого мы уже решили Е те отличия, которые иро- Е веряли в этих тралах, увѳли- Е чить. Е Коренное отличие — в по- Е крое сетной части. Оно ведет Е к "'тому, что нижняя пласть Е резко отрывается от грун- Е та, ну и, следовательно, мень- Е ше повреждается от задева Е на дне. Кроме того, форма Е сама -—' очень плавпая. Это Е ведет к тому, что в трале Е значительно меньше объя- 5 тоивается рыба. Е Затем мы сделали трал но- Е мер 1945. И вот Григорий Е Иванович Сачек, ведущий Е конструктор нашего отдела, в Е течение целого рейса работал = с ним на Джорджес-банке, на Е БНБ и на Лабрадоре, на ло- Е ве макруруса. И уловы были Е значительно выше, чем при Е работе тралами уже извест­ ит пых конструкций. = Вопрос: Увеличение уло- Е вистости, как известпо, обус- Е лавливается наряду с други- Е ми данными повышением = екорости траления и размера- Е ми устья орудия лова. Веро- Е ятно, у нового трала измене- = ны и пти размеры? = Савостьянов: Дело в том, что, когда Сачек с моря нам сообщал результаты испыта­ ний, Валерий Павлович Жу­ ков стал проводить работы по дальнейшему совершенство­ ванию этой конструкции. Но об основных отличиях этого трала расскажет Валерий Павлович. Жуков: Трал 1972 был сде­ лан на базе опытного тра­ ла 1945, с учетом всех замечаний, которые выявил Григорий Иванович Сачек в своем рейсе. Этот трал отли­ чается большими размерами за счет увеличения ячеи. На БМРТ «Восход» и «Зарница» были проведены приемо-сда­ точные испытания: трал 1972 показал уловистость свою на 40—45 процентов больше, чем обычно применяемый в этом районе трал 1625. Уловис­ тость эта обуславливается именно его раскроем сетной части- и скоростями трале­ ния. Трал 1972 имеет такое же вооружение, как и обычно применяемый на флоте, то есть тѳ же доски 5,5 метра, трехщелевые. Савостьянов: ..^Кстати, во время лова макруруса Сачек установил, что этот трал от­ лично работает на скоростях 3,5, 3,6 узла и больших, при­ чем с досками 5,5 метра уло­ вы были значительно выше, чем при наших малых тра­ лах и при тралении с мень­ шей скоростью. Практически мы убиваем двух зайцев: за счет тралений с большой ско- росттэЮ имеем повышенные уловы и то же самое — за счет конструкции трала. А дело-то вот в чем: мотая у этого т р а л а значительно длиннее, чем у привитых на- мн. А как показывают под­ водные наблюдении кали­ нинградцев, из более длин* ного трала меньше выходит рыбы. Они г о в о р я т , что 80 процентов рыбы, попавшей в трал, выходит из него. Вот на основании нх опыта мы и в свою конструкцию внесли такие изменения. Вопрос: Многие промысло­ вые районы изобилуют тя­ желыми, неблагоприятными грунтовыми условиями. Как на них реагирует новый трал? Жуков: Об аварийности можно сказать, учитывая опыт Григория Ивановича Сачека, который работал тра­ лом 1945 в районе с тяжелым грунтом. За весь рейс не по­ рвалась однорядная пласть, чего не бывало еще с други­ ми тралами в этих районах. То же самое можно сказать про трал 1972, которым «Вос­ ход» работал в районе остро­ ва Медвежий. За то время, пока он там промышлял, ав»* рийности также не было. Вопрос: Сейчас этими тра­ лами снабжаются все БМРІЙ Архангельского тралового флота. А как относятся к ним руководители других флотов нашего бассейна? Савостьянов: Дело в том, что архангелогородцы проя-1 вили инициативу и пошли на риск, когда выделили для экспериментов БМРТ-436. Они первыми получили такие хо­ рошие результаты и первы­ ми сумели вооружить свой флот этими уловистыми трік- лами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz