Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.
ТРИ ЧАСА АВРАЛА Щ { Модельщику Владимиру Михайловичу Трайникову в литейном це- ае Кандалакшского механического завода обычно поручают такую работу, когда требуется особая точность. Опытный рабочий всегда выполняет задания быстро н с отличным качеством. Фото А. Брысова. t tH H I I I I I t l l l l l l i l t l l l l l l l l l t l l l im u l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l f lH l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t / ПЯТЬ ЭТАЖЕЙ... ДЕЛИКАТЕСОВ В О ВЛАДИВОСТОКЕ начато строительство, единственно го в Советском Союзе торг Уово-адмннистративного комплек са «Дары моря». Иа нервом этаже этого со* оруження будет расположен фирменный рыбный магазин, Главный павильон по тор говле кальмарами, крабами, тре- рангами, мидией, осьминогами, •горскими водорослями и другими морепродуктами. В этом же па вильоне разместится бюро по до ставке покупок на дом, рыбокули- иарнкй кафетерий. Почти весь второй этаж будет отведен под ресторан рыбных блюд, а рядом с ним располо жится банкетно-дегустационный вел- Зал ресторана отгородят от мухни бассейном с живой рыбой и Мм і р і н а і и і а Ры баки — яки b o t h ев одам * * ^ _ Свыше миллиона тонн различ ных кормовых продуктов отпра вили э истекшем году колхозам и совхозам рыбаки. В ближайшие >ѳды такие поставки значительно возрастут. Решение об этом при вяла коллегия Министерства рыб ного хозяйства СССР. Чтобы увеличить производство кормовых продуктов, намечено до 1970 года установить на больших морозильных рыболовных трауле рах новое мельничное оборудова ние и выпускать рыбную муку <юлько в упакованном виде. В Клайпеде спущен на воду иовый БМРТ с рыбомучной уста новкой, мощность которой в три раза выше обычной. Предусматри вается создание плавучих океани ческих баз для производства кор мовой муки, жиров и витаминов иа морепродуктов. (Корр. ТАСС). водорослями. По желанию посе тителей ресторана из аквариума, могут выловить и подать приго товленную по их вкусу рыбу и морепродукты. На третьем этаже, помимо специальных помещений, разместится морской рыбный му зей, в котором можно ознакомить ся «е всем, что водится и растет в толщах морей и океанов, с раз личной продукцией, изготовляемой дальневосточными рыбаками. Слу жебные помещения, библиотека, рекламно-художественный салон и другие службы Дальневосточного производственного управления мо репродуктов разместятся на чет вертом и пятом этажах комплек са. Строительство этого уникально* го сооружения ведется по проекту, созданному архитекторами, инже нерами и техниками Всесоюзного института по проектированию предприятий торговли и общест венного питания «Гипроторг* (Москва). В ТОТ утренний час, когда я попал на траулер «Сос- новец», здесь было люд но. Вахтенный матрос сооб щил: — Пришвартовались в четы ре утра, многие разбежались по домам. Под многими он имел в виду скорее всего своих коллег, мастеров по добыче, но ни в коей степени не машинную команду^ до которой ему, на верное, и дела не было. В каюту стармеха заходили кочегары, слесарь, второй ме ханик. Создавалось впечатле ние, что для них рейс еще не окончился, они ждут сигнала, чтобы сойти с борта или сно ва приступить к работе. Все прояснилось с появлением Александра Заворотного, треть его механика. — Опаздываешь, — укориз ненно заметил «дед» Линятул- ла Хасанович Хасянов, — по ра делом заниматься. За мной не пропадет, уп равимся, — ответил Алек сандр. По-военному быстро он пе реоделся в-чистую робу, ныр нул в котельное отделение, а через полчаса вернулся назад. Лицо испещрено крупными росинками пота, взлохмачен ные волосы выбивались из-под берета. — Ключ на восемнадцать,— попросил, и пока ему искали необходимый ключ, он стара тельно вытирал лицо. Затем снова скрылся, бросая на хо ду: — Часа через три закон чим. Се мной все кочегары, авралом работаем. Траулер «Сосновец» — не из новых. Говорят, в атом году его переплавят на «иголки». Если судить по добротности механизмов, никакого горя они обслуживающим их людям не доставляют. Главная машина, насосы, динамо да и котел еще могут служить: заботли вые руки механиков, кочега ров делают чудеса. Но в од ном из рейсов, хоть плач, не стоял пар на марке и все. Основную причину обнаружи ли: очень уж некачественным углем забуикеровались. А дру гие? В остальном, кажется, все было в порядке. Но для успокоения совести в стоянку решили очистить экран защиты секций паропе регревателя от налета сажи. За полтора месяца ее появи лось столько, что для прохода газа осталось маленькое от верстие. Отюда и тяга ухуд шилась. Обычно это делали спустя больше времени после последней чистки, но тут Ха сянов не стал откладывать. В день прихода и объявили на «Сосновце» аврал. Очистить огневые камеры от жара — не хитрое дело. Слож нее продержаться в душной их пасти хоть десять минут. Пот застилает глаза, теснота, раз махнуться для удара по ока меневшей саже негде. Один, другой, десятый удар. Затем показывается разгоряченное мокрое лицо кочегара. — Ух-х, — со стоном выды хает. Вместо него идет товарищ. Так и чередуются. А в это время Александр Борисов до говаривается со слесарем Вла димиром Григорьевичем Му- рашевым, небольшого роста моряком, настолько скромным, что когда Александр сказал про него «золотые руки» — и токарь первоклассный, и сле сарь, и кузнец», он виновато покраснел: «Ну, право, к чему эти похвалы» — можно было прочесть в его глазах. У второго механика и слеса ря предстояла своя работа: в прошлом рейсе меняли ра- мовый подшипник № 1 глав ной машины. Теперь надо его проверить. Так, на' всякий слу чай. Да еще требуется произ вести профилактический ре монт центрального насоса. Сальник перебрать, «пропари вает», как говорят специалис ты. А стоянка всего трое су ток, все следует успеть сде лать. Слесарь поджидал своего командира, а Борисов по моей просьбе припоминал наиболее характерный пример мастер ства Владимира Григорьевича. После некоторого раздумья заметил: , — Все из головы вылетело, специально-то не запоминаешь. В общем, верьте на слово: прекрасный работник. Ему на помощь пришел пом- полит Владимир Александро вич Семочкин: — Пример нужен? Вот ви дите авторучка, сломалась в самой ответственной части. Мурашев выточил новую — ювелирная работа! А что пло хо разве? И дальше помполит убеж дал, что если экипаж и смог за год выполнить почти два задания, то в этом большая доля труда машинной коман ды. В море из-за нее никогда не было простоев, в порту бы вают на полтора, двое суток меньше, чем планирует дис петчерская служба. А все по чему? Заботятся механики, ко чегары о механизмах. — Вам опять примеры нуж ны? — улыбался Владимир Александрович. — Пожалуй ста. Летом требовалось сме нить секции пароперегревате ля. Месяц отвели на это. Кро ме того, предстояло полностью сдать судно Регистру. Трау лер вывели из эксплуатации — оставили на борту шесть ма шинных специалистов, а рабо ты уйма: чего стоила только чистка котла. На «финнах» это не простое дело. Надо было выдраить швы. огневое про странство, седла до металла. Крутились, как белки в коле се. Но к окончанию ремонта управились со всем. И судо ремонтники не подвели. Пять дней сэкономили в обшей сложности. Из котельного отделения по- прежнему вырывались глухие удары. Там продолжались ав ральные работы. Уже второй час. Я подумал о третьем ме ханике Александре Заворот- ном. Сегодня он не уйдет е судна, пока не закончит дело. Завтра — вахта. А послезав тра — уже и в море. И у дру гих стоянка занята будет су довыми работами. Когда же им отдыхать? И вспомнилась шутка старого моряка: «Отды хать будем в море». Шутка есть шутка. В море для каждого из них — «рыба, работа, роба», как сказал по эт. Но в этом, наверное, есть свой смысл, своя радость. В. ХРЯШКОВ. Владимир И л ьи ч Ле-* нин говорил, что &раци онализации и изобрета тельстве, как нигде, бьет ся пульс поэзии и романтики тру* да, когда отношение к нему ста новится подлинно коммунистичес ким. В нынешнем году исполня ется 50 лет со дня принятия Со ветским правительством решения о признании рационализаторского творчества делом государственной важности. За прошедшее пятиде сятилетие рационализаторское движение превратилось в могучую силу. Новаторы ежегодно вносят в народную копилку миллионы рублей сэкономленных средств. XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза в ка честве одной из основных задач текущей пятилетки выдвинул раз витие научно-технического прог ресса и на его базе повышение эффективности производства. Важѣ ВЕДУТ ПОИСК ПОРТОВИКИ НА ВАХТЕ Во втором номере газеты за но вый год мы сообщали, что труже ники первого участка рыбного порта с первого дня встали на ударную вахту в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Соревнование все ширится. Об этом говорят (результаты работы портовиков, которые не выбива ются из графика по выполнению Основного показателя—разгрузки промысловых судов. 4 В конце первой десятидневки особенно отличалась бригада №29, руководимая С. И. Ненаше вой. Она обработала РТ-151 «Моржовец» досрочно на 2 часа 2 0 минут, выгрузив из трюмов 8 8 тонн рыбного полуфабриката. Через два дня успешно справи лась с нормой бригада № 28, ко торую возглавляет Валентина Фе доровна Молчанюк. Ее «результаты при выгрузке 62 тонн рыбы с РТ-123 «Луч» — 1 час 50 минут сэкономленного промысловикам віремени. Это судно на другие сутки про должала обрабатывать бригада № 54, где бригадиром Д. И. Куз нецова. Она тоже оказалась на высоте. За смену выгрузили 82 тонны рыбы. На такое количество продукции положено затратить на 1 час 45 минут больше. ная роль в выполнении заданий пятилетки, принятых социалисти ческих обязательств в честь 1 0 0 - летия со дня рождения Владими ра Ильича Ленина, в решении вопросов технического прогресса принадлежит изобретателям и ра ционализаторам. За пятилетку машиностроители Кандалакши* поставляющие ры бакам и рыбообработчикам Мур* мана оборудование, запасные час ти, траловое снаряжение, обяза лись получить 430 тысяч рублей экономии от внедрения рациона лизаторских предложений. Свое слово <Лш подкрепляют практи ческими делами. За истекшие три года сумма экономии уже достиг ла четверти миллиона рублей. Хорошо поработали новаторы в прошлом году. Они подали 116 предложений, направленных на совершенствование технологичес ких процессов, повышение произ водительности труда, улучшение условий работы и техники безо пасности. 64 новшества внедрены. Их условный годовой экономиче ский эффект составляет 68 тысяч рублей. В счет обязательства на четвер тый год пятилетки членами завод ского технического совета и сове та ВОИР сейчас рассматривает ся 18 рационализаторских пред ложений. А новые продолжают поступать. В первый рабочий день 1969 года получено предложение от технологов технического отде ла Е. ІІІелякина и В. Русанова. В недавнем прошлом рабочие, заочно закончившие специальные технические учебные заведения, они внесли новшество, которое обеспечит экономию бронзы и ре зины при изготовлении клапанов к трем видам водонасосов, вы пускаемых заводом в больших количествах. Другие предложе ния, представляющие технический интерес, внесли рационализаторы В. Бажанов, 3. Даль, Н. Бутаков, Ф. Рябинин. Начало нынешнего года в твор ческой среде отмечено созданием бригад технического содружест ва. Сейчас их на заводе насчиты вается двадцать одна. В задачу этих коллективов входит разра ботка планов научной организа ции труда на рабочих местах, в бригадах и на участках цехов. В составе творческих бригад рабо чие, инженеры-конструкторы, тех ники, руководители производ ственных участков и отделов за водоуправления. На днях состоялось первое рас ширенное совещание членов бригад, на котором они ознакоми лись с планами технического раз вития завода, с нерешенными воп росами в деле улучшения органи зации труда и производства. На творческом совещании-семинаре состоялся деловой обмен мнения ми. Усилиями членов нашей орга низации ВОИРа себестоимость ряда изделий за годы их выпуска удешевлена вдвое, а то и втрое. К ним относятся гребные винты, кухтыли, более 20 видов запасных частей к дизельным двигателям, насосные установки и другие. Трудоемкость на выпускаемые сейчас изделия по сравнению е первоначальной на нашем пред приятии снизилась в среднем на 35—40 процентов. Только в теку* щей пятилетке трудоемкость со кратилась более чем на 100 тысяч нормо-часов. Машиностроители гордятся тем, что их предприятие было выбрано местом первого слета изобретате лей и рационализаторов пред приятий и организаций Кандалак ши и пригорода. Участники слета познакомились с практической постановкой дела по рационали зации. Новаторы критически про анализировали свою деятельность, определили конкретно меры по улучшению рационализаторской . работы предприятий и приняли новые повышенные обязательства* добиться, чтобы к концу пятилет ки каждый десятый из числа ос новного промышленного персона ла был рационализатором и сверх ранее принятых обязательств внести в рационализаторскую ко пилку 200 тысяч рублей. Первый слет рационализаторов Кандалакши принял решение о создании городской организации *ВОИР. Это важный шаг в жизни рационализаторов. Он позволит еще более укрепить роль творчес ких сил. на предприятиях, усилит их влияние на техническое совер шенствование производства. X. РОЖДЕСТВЕН С К И И, председатель первичной орга низации ВОИР Кандалакш» ского механического завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz