Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.
Письме и л ѵ н м я ХОРОШАЯ ПРОМЫСЛА Mu ;• :ччѵ\£з н utspQ 16 ш е .г . I с ж » эеиная команде .■ . ' ..во;:і*сч:':ь;: по большинство матросоіз, мото- рястоп и механиков прошли на корабль перед отходом. Многие ва подобных судИГвс работали. Достаточно сказать, что стар- і*о ;:ооычг; :-ѵ. его помощников вышли на ПРТ впераые. Так же обсташиг дело к на рыбной фабрике. 1%аѵ тех нолог, оба мастера по обработке ае только пе работали на про мыслово-рефрижераторных т; - но пмотп очень небел:- шой стаж деятельности в этой должности. К этому надо доба- г ііі :і другое: половина состава рмбообработчшМ» М М те ра ботала на ПРТ. Перед команд;-натаем, обще стве пн ы ми оргаппзация ми на гіеріюм этапе стояла задача пра вильно расставить людей по пх опыту и способностям. За ко- сии срок все новички была определены по рабочим местам. Восле этого приступили к под готовке к промыслу я профилак тическому ремонту и проверке техники, орудий лона. Основные работы по подготовке закончили через две недели. 30 июня на борт поступило указание из главка, которым предписывалось провести на сколько поисковых тралений в районе Дакара. Здесь работала большая группа судов черномор ской н балтийской флотилий. Результаты поиска нас не удов летворили, и через двое суток спустились южнее, в район Уолфиш-Бея. Но пока проводили кязтродьныз траления, выявили недостатки как а расстановке людей, так и в работе механиз мов. Поэтому время перехода в новый район и свол ь зсш п ш проведения подготовительной ра боты до конца. Район Уолфиш-Бея и Лгщерэщ* где промышляли в течение всего рейса, мало изучен. Поэтому су- доводительскому составу, палуб- ной команде пришлось столкнуть ся с большими трудностями, ко торые требовали от низ напря жения. Оно усугублялось тем, что морячи кораблей «Аэчерры- быэ и «Запрыбы», промышляю щие у берегов Юго-Западной Африки много лет, изучавшие эти районы, относились к рыба кам Северного бассейна е пред убеждением. Они не выходили на связь , не обменивались ин формацией, касающейся промыс ла, не давали консультаций но этому вопросу, работала скрыт но. Такое порочное явление уко ренилось в их практике тая глу боко. что даже руководители про мысла этих главков во время со ветов капитанов жаловались: мы пе зпаем промысловой обстанов ки в районах, где работают наши корабли. Совсем по-другому строили евою работу северяне. За корот кий срок опи достаточно хорошо изучили район, по законам пор* ского товарищества всегда при ходили па помощь друг другу. В частности, давали деловые сове ты. Ото приносило ощутимые результаты. Для примера сле ду--г привести итоги работы оки- нажей двух судов: ПРТ «Прилу- ки» и РТМ «Репино», находив* кіихся одинаковое время в море, одновременно промышлявших в одних и тех же квадратах, За рейс экипаж нашего судна выработал 4115 тонн готовой про дукции. Коллеги эа это же вре- мя — 1937 тонн. Надо учесть, мы работали, у . берегов Африки Ензрвые, «репницы», во заявле нию их командира, качали про мышлять здесь в начале 60-х го дов. Правда, есть несколько ар гументов, которые объясняют такую большую разницу. На «Ре пино» малая емкоеть трюмов. Иа- за этого они вынуждены были делать больше подходов к плав базам, то есть сокращали время нрѳмысла. Далее, из-за слабой главней машины они не могли работать в штормовую погоду. Но все равно, Даже при этих разли чиях, факт значительно худшей работы объясняется в большой степени том, что балтийские и черноморские рыбаки предпочи тают работать обособленно, дер жатся отдельными группами, дают не «своим» промысловикам неправильную информацию. Се верянам приходилось полагаться только на себя. Надо отметить, экипаж «При- луи* вышел в рейс слабо подго товленным к работе в районе Юго-Западной Африки. Неподго товленность в первую очередь выражалась в отсутствии про мысловых планшетов (была од на генеральная карта), опреде лителей рыб того района, дру гих промысловых пособий. Это привело к тому, что в первые дна промысла из-за незнания условий мы имели большие ава рии орудий лова, их потерю, а также много теряли времени в ожидании ремонта тралов. К тем критическим замеча ниям, которые насаются работы нашего экиаажа, надо добавить и другие, имеющие значение во обще для будущих походов за экватор. О некоторых этих заме чаниях уже говорили на страни цах бассейновой газеты моряки ПРТ, вернувшиеся р ан ь те нас от берегов Юго-Западной Афри ки. Я присоединяюсь к их мне нию. В частности, у берегов Аф рики, особенно в районе Дакара, промысловики других бассейнов успешно облавливают ценные породы рыб пелагическими тра лами. Но пн на одном из кораб лей нашего бассейна не имелось таких орудий лова, ни приборов для работы с ними, что ограни чивало возможности увеличения добычи рыбы. . П РОШЛА езевь воловина срока путевки, а Пет рович уже начав «оби раться докой и мрачнев в каждым днем. А когда аваяо- - мые расспрашивали Петрови ча: «В чігві дело? Првіаде не* хорошее письмо? Нездорови тся? г. Он отвечав: «Да. Душа $*ввт». И уединялся. Вечерами Петрович уеажя- Э»лся у самого моря я подол- смотрел вдаль, ва сверка- шире огнями корабли, словно - яцая. «то какой-то еі - г - і : должен нодойти к берегу и забрать его на борт. Как-то к ному подсел сосед ко палате, тоже пожилой с.уягчсг-а, подмосковный :а-я - тер Владимир Кузьмич Богда нов и вкрадчиво заговорил: — Чудесная погода. Смот рите, как луна купается в во де. А небо, небо какое, кажет ся, все усыпано бриллианта ми. Красота. — А вы видели когда-ни будь северное сияние? — Нет. — Вот это действительно красота. Огромные сполохи плещутся, как морские волны, ' в переливаются всеми цвета ми радуги. Иногда опи спу скаются так низко, что, сдает ся, вот-вот коснутся вершин «опок, крыш домов. А поляр ный день. С мая и до августа солнце только приближается к горизонту, но ни на час нѳ заходит эа него: одинаково светит утром и в полуночь... " а о чем-то паяуяал и придвинулся ближе к собе седнику; •—Расскажите что-нибудь . Заполярье, о своем г® роде. Петрович сразу же оживил ся, точно его спросили о луч- іяек друге, к как бы выдох нул первые слова: — Заполярье. Сказочный край. Если бы вы знали, ка кие там несметные богатства недр и морей! У нас на Коль ском полуострове таится мн- О Ч Е Р К ЕСА П И Т А Н ОРЯЦКИХ СЕРДЕЦ здравы, » составе которыі ежыгае трех четвертей всех химических элементов м ш й коры. Только образцы редче#- max пород Хибинских гор могла бы украсить все мине ралогические музеи мира. А меря. Взять хотя бы Барея* цсво. Оно считается одним из самых северных, но никогда не замерзает. Одних’ только рыб в нем встречается более ста пятидесяти видов. Уловы исчисляются миллионами центнеров. Рассказчик сделал паузу, зарыл в песок окурок и про должал: — Ну что можно сказать о Мурманске. ІІаш город с чет ко выраженным профессио нальным характером — ры- іак . Город большой, красивый. Гигантскими террасами ов поднимается все выше и вы ше б сойка в простирается вдоль Кольского залива, поч ти на двадцать километров. На огромное расстояние тя нутся причалы, у которых стоят корабли, чем любуются» чем грезят у нас мал и стар. — Погому-то и вы стали мо ряком? — Не зяаю. Но вы любите море? — Говорят, что привычка приходит к человеку как гость, потом живет в нем как хозяин, н от нее трудно отде латься. Выходит, и я привык в морю. — Теперь понятно, почему вы так заскучали: тянет на корабль? Не в атом дело, — тжяе- so вздохнул Петрович и ври- взался: — Получил письмо. Пишут, что нролов за проловом, а я тут загораю. •—Отдых есть отдых. -—Хорошо отдыхать, когда душа спокойна, — еказал Петрович н резко поднялся в места. — К черту и юг, и са паторий. Завтра улечу. На второй день, достав © трудом билет на самолет, ка питан траулера «Перекопа Апатолий Петрович Сбоев был уже в Мурманске. А вскоре он отправился на промысел. О БСТАНОВКА на судне оказалась очень слож ной. Многие из команды уехали в отпуск, некоторые списались вовсе. Таким обра зом, обновился почти весь экипаж. Не бьтло в тот пери од на корабле еще двух самых ответственных и надежных Людей: первого помощника капитана к секретаря пар тийной организации. Оставшиеся командиры подразделений то ли ве суме ли , то ли не успели сплотить коллектив, сделать его моно литным, боевым. И трудовая дисциплина держалась пока ва низком уровне. К тому же, как на зло, несколько дней подряд бушевали неистовые штормы. Схватка со стихией — то же, что и схватка со смер тельным врагом, и ее исход зависит во многом от муже ства и стойкости командира, от его воли, умения управ лять людьми. Бывалый капитан Сбоев хорошо авает, что самый дей ственный, самый сильный, ш таких случаях рычаг — лата ны» вример. И Петрович по являлся всюду, где создава лись трудности, опасности. Ов брался за самое трудное дало, увлекая за собой других. Сменялись вахты и подвазь- ты, но не уходил в свою каю ту капитан. й так уже не сколько дней и ночей. Воспа лились от долгой бессонницы глаза, осунулось лицо. Но он уверенно отдавал прика зания. подбадривав уставших. Сбоев, как всегда» был со бран, подвижен, стремителен. Шутил даже в такие минуты, когда могучие волны захле стывали траулер, бросали его, как спичечную коробку, когда не только небо, а в море мо жет ноказаться с овчвнку. — Отдохните, Петрович, от дохните, — предложил как-то в полночь старший помощник и давний друг Сбоева Евгений Владимирович Баскаков. — Не хочу спать. — Но вы качаетесь из сто роны в сторону. — Сейчас все качаются. Такие полны и гранитную скалу столкнут с места. — Вам надо полежать, со сните часок, я разбужу. — Плох тот капитан, кото рого даже в шторм будят, — улыбнулся Сбоев. — Ну, лад но, оставайтесь и командуй те. А я спущусь в машину, вытащу «деда» и закрою в ка юте, чтобы вздремнул, вторые сутки не выходит даже обе дать. Главным недостатком в орга низации промысла, как в евв» время на Патагонском • шельфу является то, что промьгсловьйі корабли нашего главка не имею» здесь поисковых судов. Полагать ся на данные поисковиков дру» гих главков не всегда следуешь При этом надо учитывать быстр* меняющуюся картину промысл* Для выделения на поисковую р а боту при ухудшении промысл»- вой обстановки одного из ПРТ главк «Севрыба» не дает «добро% К других недостаткам, каса ющимся работы кораблей тип# ПРТ, следует етнести то, что дц сих пор их снабжают тралом че^» тежа № 326, которым работаю* относительно маломощные Р Ш «Тропик» и другие. Грунтовые » погодные условия в районе Аф. рикн позволяют экипажам прф мышлять тралами более улови стыми и более мощными. Из опыта работы в'новом рай»> еве следует сделать вывод. Чтё» бы добиться там усаеха, необхо димо совершенствовать органа» эацию промысла, снабдить суд# нужными орудиями лова, про мысловыми пособиями, перейти на более гибкое, чем сейчас, уп равление. Ныне руководителе промысла не имеют права раз решать переход из одного район»' в другой, выделять для т»* иска корабли. Для всех эти* срочных, пе терпящих отлага» телъётв вопросов пужно связь»» ваться с главком. А бывали слу чаи, когда из-за атмосферный помех корабли не имели связи <5 берегом по трое в более сутовь Шло время, и .указания почті всегда опаздывали. Капитаны на промыслово-ре<$» рижераторкых траулерах опыт ные, высококвалифицированные^ и их совету прислушиваются коллеги из других бассейнов. Но , странно получается, что наш* руководители подвергают их ме лочной опеке. Хотя дело требуе% чтобы вопросы перехода- в квад* раты, более богатые рыбой, вы деление поисковых судов в дру* гие повседневные дева, реша лась на месте, где нзвеетвы все тонкости в ситуации промысла. в. етрокилоа* к&нитав-днрёктофк; * Ва срмгмяф: всредопишя производств® ПРТ *Прмхувж» (сл ев а направо ) хашпмтвдггян Владимир ВОРЧИМ Я»<*. технолог Борее САРКИСОВ* и четве ю А яггудамв йіэав ДОКМЧУК. * 1 .V- Как в ва многих, вораблнх, «дедом» здесь называют стар- щего механика Ивана Андре евича Быстрова. Хотя ему до внуков еще далеко-далеко. Правд», в этот раз Быстров показался капитану .ва самом дела дедом: лицо небритое, все в масляных пятнах, воло сы не причесаны, глаза поту скнели. — Ну, как дела, чем зани маемся? — поинтересовался Сбоев. — Пока все хорошо, — от ветил Иван Андреевич, — из всякий случай перебираем эа- Басвои насос. — Думаю, это несрочное дело , идите отдыхать. — Отдыхать? — удивленно вереспросил Быстров. Капитан шал, что уго ворить старшего механика трудно,ион может выполнить только приказание, потому решительно н твердо повто рил: — Идите отдыхать! Сбоев готов был подменить, дать передышку любому н каждому, кроме себя самого. Он делал все возможное и не возможное, чтобы победить стихию, выполнить план по добыче рыбы. И все же пер вый его рейс после прерван ного отпуска закончился не удачно. Н е д о в о л ь н ы й и , как никогда, усталый, Сбоев вернулся в порт. У вего было такое состояние, что не хотелось ни с кем встречать ся. говорить. Короткий отдых экипажа па берегу, а для Петровича — ото только стоянка в порту. (Окончание па 4-й етр.у.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz