Рыбный Мурман. 1969 г. Январь.

Письме и л ѵ н м я ХОРОШАЯ ПРОМЫСЛА Mu ;• :ччѵ\£з н utspQ 16 ш е .г . I с ж » эеиная команде .■ . ' ..во;:і*сч:':ь;: по большинство матросоіз, мото- рястоп и механиков прошли на корабль перед отходом. Многие ва подобных судИГвс работали. Достаточно сказать, что стар- і*о ;:ооычг; :-ѵ. его помощников вышли на ПРТ впераые. Так же обсташиг дело к на рыбной фабрике. 1%аѵ тех­ нолог, оба мастера по обработке ае только пе работали на про­ мыслово-рефрижераторных т; - но пмотп очень небел:- шой стаж деятельности в этой должности. К этому надо доба- г ііі :і другое: половина состава рмбообработчшМ» М М те ра­ ботала на ПРТ. Перед команд;-натаем, обще­ стве пн ы ми оргаппзация ми на гіеріюм этапе стояла задача пра­ вильно расставить людей по пх опыту и способностям. За ко- сии срок все новички была определены по рабочим местам. Восле этого приступили к под­ готовке к промыслу я профилак­ тическому ремонту и проверке техники, орудий лона. Основные работы по подготовке закончили через две недели. 30 июня на борт поступило указание из главка, которым предписывалось провести на­ сколько поисковых тралений в районе Дакара. Здесь работала большая группа судов черномор­ ской н балтийской флотилий. Результаты поиска нас не удов­ летворили, и через двое суток спустились южнее, в район Уолфиш-Бея. Но пока проводили кязтродьныз траления, выявили недостатки как а расстановке людей, так и в работе механиз­ мов. Поэтому время перехода в новый район и свол ь зсш п ш проведения подготовительной ра­ боты до конца. Район Уолфиш-Бея и Лгщерэщ* где промышляли в течение всего рейса, мало изучен. Поэтому су- доводительскому составу, палуб- ной команде пришлось столкнуть­ ся с большими трудностями, ко­ торые требовали от низ напря­ жения. Оно усугублялось тем, что морячи кораблей «Аэчерры- быэ и «Запрыбы», промышляю­ щие у берегов Юго-Западной Африки много лет, изучавшие эти районы, относились к рыба­ кам Северного бассейна е пред­ убеждением. Они не выходили на связь , не обменивались ин­ формацией, касающейся промыс­ ла, не давали консультаций но этому вопросу, работала скрыт­ но. Такое порочное явление уко­ ренилось в их практике тая глу­ боко. что даже руководители про­ мысла этих главков во время со­ ветов капитанов жаловались: мы пе зпаем промысловой обстанов­ ки в районах, где работают наши корабли. Совсем по-другому строили евою работу северяне. За корот­ кий срок опи достаточно хорошо изучили район, по законам пор* ского товарищества всегда при­ ходили па помощь друг другу. В частности, давали деловые сове­ ты. Ото приносило ощутимые результаты. Для примера сле­ ду--г привести итоги работы оки- нажей двух судов: ПРТ «Прилу- ки» и РТМ «Репино», находив* кіихся одинаковое время в море, одновременно промышлявших в одних и тех же квадратах, За рейс экипаж нашего судна выработал 4115 тонн готовой про­ дукции. Коллеги эа это же вре- мя — 1937 тонн. Надо учесть, мы работали, у . берегов Африки Ензрвые, «репницы», во заявле­ нию их командира, качали про­ мышлять здесь в начале 60-х го­ дов. Правда, есть несколько ар­ гументов, которые объясняют такую большую разницу. На «Ре­ пино» малая емкоеть трюмов. Иа- за этого они вынуждены были делать больше подходов к плав­ базам, то есть сокращали время нрѳмысла. Далее, из-за слабой главней машины они не могли работать в штормовую погоду. Но все равно, Даже при этих разли­ чиях, факт значительно худшей работы объясняется в большой степени том, что балтийские и черноморские рыбаки предпочи­ тают работать обособленно, дер­ жатся отдельными группами, дают не «своим» промысловикам неправильную информацию. Се­ верянам приходилось полагаться только на себя. Надо отметить, экипаж «При- луи* вышел в рейс слабо подго­ товленным к работе в районе Юго-Западной Африки. Неподго­ товленность в первую очередь выражалась в отсутствии про­ мысловых планшетов (была од­ на генеральная карта), опреде­ лителей рыб того района, дру­ гих промысловых пособий. Это привело к тому, что в первые дна промысла из-за незнания условий мы имели большие ава­ рии орудий лова, их потерю, а также много теряли времени в ожидании ремонта тралов. К тем критическим замеча­ ниям, которые насаются работы нашего экиаажа, надо добавить и другие, имеющие значение во­ обще для будущих походов за экватор. О некоторых этих заме­ чаниях уже говорили на страни­ цах бассейновой газеты моряки ПРТ, вернувшиеся р ан ь те нас от берегов Юго-Западной Афри­ ки. Я присоединяюсь к их мне­ нию. В частности, у берегов Аф­ рики, особенно в районе Дакара, промысловики других бассейнов успешно облавливают ценные породы рыб пелагическими тра­ лами. Но пн на одном из кораб­ лей нашего бассейна не имелось таких орудий лова, ни приборов для работы с ними, что ограни­ чивало возможности увеличения добычи рыбы. . П РОШЛА езевь воловина срока путевки, а Пет­ рович уже начав «оби­ раться докой и мрачнев в каждым днем. А когда аваяо- - мые расспрашивали Петрови­ ча: «В чігві дело? Првіаде не* хорошее письмо? Нездорови­ тся? г. Он отвечав: «Да. Душа $*ввт». И уединялся. Вечерами Петрович уеажя- Э»лся у самого моря я подол- смотрел вдаль, ва сверка- шире огнями корабли, словно - яцая. «то какой-то еі - г - і : должен нодойти к берегу и забрать его на борт. Как-то к ному подсел сосед ко палате, тоже пожилой с.уягчсг-а, подмосковный :а-я - тер Владимир Кузьмич Богда­ нов и вкрадчиво заговорил: — Чудесная погода. Смот­ рите, как луна купается в во­ де. А небо, небо какое, кажет­ ся, все усыпано бриллианта­ ми. Красота. — А вы видели когда-ни­ будь северное сияние? — Нет. — Вот это действительно красота. Огромные сполохи плещутся, как морские волны, ' в переливаются всеми цвета­ ми радуги. Иногда опи спу­ скаются так низко, что, сдает­ ся, вот-вот коснутся вершин «опок, крыш домов. А поляр­ ный день. С мая и до августа солнце только приближается к горизонту, но ни на час нѳ заходит эа него: одинаково светит утром и в полуночь... " а о чем-то паяуяал и придвинулся ближе к собе­ седнику; •—Расскажите что-нибудь . Заполярье, о своем г® роде. Петрович сразу же оживил­ ся, точно его спросили о луч- іяек друге, к как бы выдох­ нул первые слова: — Заполярье. Сказочный край. Если бы вы знали, ка­ кие там несметные богатства недр и морей! У нас на Коль­ ском полуострове таится мн- О Ч Е Р К ЕСА П И Т А Н ОРЯЦКИХ СЕРДЕЦ здравы, » составе которыі ежыгае трех четвертей всех химических элементов м ш й коры. Только образцы редче#- max пород Хибинских гор могла бы украсить все мине­ ралогические музеи мира. А меря. Взять хотя бы Барея* цсво. Оно считается одним из самых северных, но никогда не замерзает. Одних’ только рыб в нем встречается более ста пятидесяти видов. Уловы исчисляются миллионами центнеров. Рассказчик сделал паузу, зарыл в песок окурок и про­ должал: — Ну что можно сказать о Мурманске. ІІаш город с чет­ ко выраженным профессио­ нальным характером — ры- іак . Город большой, красивый. Гигантскими террасами ов поднимается все выше и вы­ ше б сойка в простирается вдоль Кольского залива, поч­ ти на двадцать километров. На огромное расстояние тя­ нутся причалы, у которых стоят корабли, чем любуются» чем грезят у нас мал и стар. — Погому-то и вы стали мо­ ряком? — Не зяаю. Но вы любите море? — Говорят, что привычка приходит к человеку как гость, потом живет в нем как хозяин, н от нее трудно отде­ латься. Выходит, и я привык в морю. — Теперь понятно, почему вы так заскучали: тянет на корабль? Не в атом дело, — тжяе- so вздохнул Петрович и ври- взался: — Получил письмо. Пишут, что нролов за проловом, а я тут загораю. •—Отдых есть отдых. -—Хорошо отдыхать, когда душа спокойна, — еказал Петрович н резко поднялся в места. — К черту и юг, и са­ паторий. Завтра улечу. На второй день, достав © трудом билет на самолет, ка­ питан траулера «Перекопа Апатолий Петрович Сбоев был уже в Мурманске. А вскоре он отправился на промысел. О БСТАНОВКА на судне оказалась очень слож­ ной. Многие из команды уехали в отпуск, некоторые списались вовсе. Таким обра­ зом, обновился почти весь экипаж. Не бьтло в тот пери­ од на корабле еще двух самых ответственных и надежных Людей: первого помощника капитана к секретаря пар­ тийной организации. Оставшиеся командиры подразделений то ли ве суме­ ли , то ли не успели сплотить коллектив, сделать его моно­ литным, боевым. И трудовая дисциплина держалась пока ва низком уровне. К тому же, как на зло, несколько дней подряд бушевали неистовые штормы. Схватка со стихией — то же, что и схватка со смер тельным врагом, и ее исход зависит во многом от муже­ ства и стойкости командира, от его воли, умения управ­ лять людьми. Бывалый капитан Сбоев хорошо авает, что самый дей­ ственный, самый сильный, ш таких случаях рычаг — лата­ ны» вример. И Петрович по­ являлся всюду, где создава­ лись трудности, опасности. Ов брался за самое трудное дало, увлекая за собой других. Сменялись вахты и подвазь- ты, но не уходил в свою каю­ ту капитан. й так уже не­ сколько дней и ночей. Воспа­ лились от долгой бессонницы глаза, осунулось лицо. Но он уверенно отдавал прика­ зания. подбадривав уставших. Сбоев, как всегда» был со­ бран, подвижен, стремителен. Шутил даже в такие минуты, когда могучие волны захле­ стывали траулер, бросали его, как спичечную коробку, когда не только небо, а в море мо­ жет ноказаться с овчвнку. — Отдохните, Петрович, от­ дохните, — предложил как-то в полночь старший помощник и давний друг Сбоева Евгений Владимирович Баскаков. — Не хочу спать. — Но вы качаетесь из сто­ роны в сторону. — Сейчас все качаются. Такие полны и гранитную скалу столкнут с места. — Вам надо полежать, со­ сните часок, я разбужу. — Плох тот капитан, кото­ рого даже в шторм будят, — улыбнулся Сбоев. — Ну, лад­ но, оставайтесь и командуй­ те. А я спущусь в машину, вытащу «деда» и закрою в ка­ юте, чтобы вздремнул, вторые сутки не выходит даже обе­ дать. Главным недостатком в орга­ низации промысла, как в евв» время на Патагонском • шельфу является то, что промьгсловьйі корабли нашего главка не имею» здесь поисковых судов. Полагать ся на данные поисковиков дру» гих главков не всегда следуешь При этом надо учитывать быстр* меняющуюся картину промысл* Для выделения на поисковую р а ­ боту при ухудшении промысл»- вой обстановки одного из ПРТ главк «Севрыба» не дает «добро% К других недостаткам, каса­ ющимся работы кораблей тип# ПРТ, следует етнести то, что дц сих пор их снабжают тралом че^» тежа № 326, которым работаю* относительно маломощные Р Ш «Тропик» и другие. Грунтовые » погодные условия в районе Аф. рикн позволяют экипажам прф мышлять тралами более улови­ стыми и более мощными. Из опыта работы в'новом рай»> еве следует сделать вывод. Чтё» бы добиться там усаеха, необхо­ димо совершенствовать органа» эацию промысла, снабдить суд# нужными орудиями лова, про­ мысловыми пособиями, перейти на более гибкое, чем сейчас, уп­ равление. Ныне руководителе промысла не имеют права раз­ решать переход из одного район»' в другой, выделять для т»* иска корабли. Для всех эти* срочных, пе терпящих отлага» телъётв вопросов пужно связь»» ваться с главком. А бывали слу­ чаи, когда из-за атмосферный помех корабли не имели связи <5 берегом по трое в более сутовь Шло время, и .указания почті всегда опаздывали. Капитаны на промыслово-ре<$» рижераторкых траулерах опыт­ ные, высококвалифицированные^ и их совету прислушиваются коллеги из других бассейнов. Но , странно получается, что наш* руководители подвергают их ме ­ лочной опеке. Хотя дело требуе% чтобы вопросы перехода- в квад* раты, более богатые рыбой, вы­ деление поисковых судов в дру* гие повседневные дева, реша­ лась на месте, где нзвеетвы все тонкости в ситуации промысла. в. етрокилоа* к&нитав-днрёктофк; * Ва срмгмяф: всредопишя производств® ПРТ *Прмхувж» (сл ев а направо ) хашпмтвдггян Владимир ВОРЧИМ Я»<*. технолог Борее САРКИСОВ* и четве ю А яггудамв йіэав ДОКМЧУК. * 1 .V- Как в ва многих, вораблнх, «дедом» здесь называют стар- щего механика Ивана Андре­ евича Быстрова. Хотя ему до внуков еще далеко-далеко. Правд», в этот раз Быстров показался капитану .ва самом дела дедом: лицо небритое, все в масляных пятнах, воло­ сы не причесаны, глаза поту­ скнели. — Ну, как дела, чем зани­ маемся? — поинтересовался Сбоев. — Пока все хорошо, — от­ ветил Иван Андреевич, — из всякий случай перебираем эа- Басвои насос. — Думаю, это несрочное дело , идите отдыхать. — Отдыхать? — удивленно вереспросил Быстров. Капитан шал, что уго­ ворить старшего механика трудно,ион может выполнить только приказание, потому решительно н твердо повто­ рил: — Идите отдыхать! Сбоев готов был подменить, дать передышку любому н каждому, кроме себя самого. Он делал все возможное и не­ возможное, чтобы победить стихию, выполнить план по добыче рыбы. И все же пер­ вый его рейс после прерван­ ного отпуска закончился не­ удачно. Н е д о в о л ь н ы й и , как никогда, усталый, Сбоев вернулся в порт. У вего было такое состояние, что не хотелось ни с кем встречать­ ся. говорить. Короткий отдых экипажа па берегу, а для Петровича — ото только стоянка в порту. (Окончание па 4-й етр.у.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz