Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.

«Г7--ГЗ В ЕСЬ 1944 ГОД ваши вой­ ска наступали ва всем огромном советско-гер­ манском фронте. Враг был по­ всеместно отброшен к нашим западным границам, а на югѳ в конце лета наши войска вы­ шли на территорию Румынии. И только в Заполярье враг, остановленный в первую во­ енную зиму, так и оставался на старых рубежах... Но-в начале осени мы почу­ вствовали, что затишью на Севере приходит конец. На флоте велась интенсивная подготовка к предстоящей операции. И вот, наконец, дол» гожданпоѳ наступление нача­ лось. Об этом мы узнало поздно вечером 8 октябри* когда покидали базу, уходя в очередной боевой поход к бе­ регам Норвегии. Наступал час возмездия и для заполярных фрицев! 15 октября 1944 года в сто­ лице нашей Родины Москве прогремел салют из двадцати артиллерийских залпов в честь освобождения войсками Карельского фронта древнего русского города Печенга (Петсамо)—важной военно- морской базы и мощного опорного пункта обороны врага на Крайнем Севере. Войскам фронта активно со­ действовали в этой операции корабли и десантные части Северного флота. В приказе Верховного Глав­ нокомандующего среди отли­ чившихся при овладении Пет­ само частей были упомянуты и моряки капитана 1-го ранга Ивана Александровича Ко- лышкина, Героя Советского Союза, командира прославлен­ ной Краснознаменной брига­ ды подводных лодок. Подводники в течение всей войны активно действовали у побережья, занятого врагом, но давая ему возможности безнаказанно осуществлять снабжение фронта и вывоз никелевой руды морским пу­ тем. От ударов подводных ло­ док нашла свой бесславный конец не одна сотня враже­ ских кораблей и транспортов, много военных грузов и жи­ вой силы. Когда в октябре наши вой­ ска перешли в наступление по трудно доступному рельефу Заполярья, враг, отступая под все нарастающими ударами воинов Карельского фронта, усилил движение своих кон­ воев, так как морской путь был наиболее возможен и удобен. Это и предопределило деятельность наших подвод­ ных лодок, которые были раз­ вернуты на вражеских комму­ никациях, нанеся перевозкам врага значительный урон. Далеко но полный перечень успешных атак свидетельст­ вует и о высоком мастерство подводников и о их горячем желании помочь нашим сухо- 0 вапада. Противник достав­ лял подкрепления своей ужо обреченной группировке. Кон­ вой этот шел скрытно, по­ скольку о нем не было опове­ щения. Командир принял ре- шепиѳ атаковать его в над­ водном положении. Маневри­ руя под покровом осенней темной ночи и успешно от­ вернув от кораблей конвоя, Заметивших лодку и пытав­ шихся атаковать нас, был ата­ кован и потоплен вражеский транспорт в 5000 тонн водо- Боевые Дела подводников- североморцев путным войскам очистить от захватчиков наши заполярные рубежи. Так, 10 октября краснозна­ менная подводная лодка «О 51» под командованием капи­ тана 3-го ранга К. М. Колосо­ ва, успешно атаковав конвой противника, пустила ко дну вражеский эскадренный ми­ ноносец. В этот же день подводная водка «В-2®, которой командо­ вал капитан-лейтенак? А. С. Щекин, е обеспечивающим — командиром дивизиона, Геро­ ем Советского Союза капита­ ном 1-го ранга А. В. Триполь* ским, потопила сторожевой корабль врага. 12 октября из норвежского порта Киркенес вышел боль­ шой вражеский конвой, пере­ возивший на запад отступаю­ щие части. Конвой этот стал объектом массированных атак североморской авиации. Не отстали от боевых друзей В водводники. Утром, когда конвой еще пересекал просторы Вараигер- фьорда, его атаковала гвар­ дейская подводная лодка «М-171» і командир — гвардия капитан-лейтенант Г. Д. Кова- яенко). Ею был потоплен крупный транспорт водоизме­ щением в 10000 тонн. К полудню конвой достиг позиции подводной лодки «С-104», на которой служил автор этих строк. Командир яодки, ' капитан 2-го ранга В. А. Тураев, смело прорвав охранение, четырехторпедпым залиом поразил две цели: транспорт водоизмещением а 7000 тонн, доверху нагружен­ ный живой силой, и стороже­ вой корабль, которые быстро пошли ко дну. Успешная ата­ ка была продолжена налетом нашей авиации, и лодка без­ наказанно смогла» оторваться от преследования кораблями противника. Упоминавшаяся выше под­ водная лодка «В-2» нанесла по этому конвою еще один удар, потопив транспорт с от­ ступающими войсками. В ночь на 15 октября наша подводная лодка «С-104», про­ изводя ночной поиск у побе­ режья Норвегии, встретилась с вражеским конвоем, идущим Изучая ленинское наследие В партийной организации сельдяного флота состоялась теорети­ ческая конференция, посещенная произведениям В. И. Пенима * чередные задачи Советской чласти», «Как организовать сорез- нование. », «Великий почин» и их значению для практики коммунист тического строительства. На конференции с докладами по этой те­ матике выступили зам. начальника отдела добычи В. В. Максимов, заведующий лабораторией НОТ Г. А . Боровой, лектор парткоме л . і». іуркин, зам. начальника флота по кадрам С. П. Смирнов, ин­ женер отдела труда и зарплаты Г. Ч. Рожин. С заключительным с л о е о м на конференции выступил зам , сек­ ретаря парткома А .Ф. Петухов. взмещения. Сильнейший взрыв, озаривший темноту но­ чи ярким всполохом, подбро­ сил нашу лодку, когда мы на­ чали погружаться. Наше ра­ диодонесение об этом конвое возводило авиации флота на­ вести на рассвете сокруши­ тельный удар по кораблям врага, почти весь конвой был уничтожен. Враг не получил ожидаемой помощи* г I I I I I I I I I I I 18 октября подводная лодка «С-14» под командованием ка­ питана 3-го ранга В. П. Кала- нина, атаковала ещѳ одіщ конвой противника и потопи* ла транспорт водоизмещени­ ем в 3000 тонн. В этот же день подводная лодка «В-4», которой коман­ довал Герой Советского Союза капитан 3-го рапга Я. К. Иос- селианп, поело долгого пре­ следования настигла и утопи­ ла вражеский танкер с горю­ чим, идущий к фронту. Дол­ гие часы после этого яалпа жарко полыхало разлившееся по поверхности моря горючео* Через два дня эта жѳ под* водная лодка, искусно управ­ ляемая опытным командиром, встретилась с другим конвоем и е короткой дистанции ата­ ковала его, потопив два тран­ спорта. В период освободительных боев за Печенгу подводная лодка «Л-20» под командова­ нием капитана 3-го ранга Е. Н$ Алексеева выставила милпоо заграждение на пути движе­ ния вражеских конвоев, на котором подорвалось несколь­ ко кораблей противника. Мне довелось быть участни­ ком этой славной и памятной операции, видеть, с каким подъемом подводники шли в море и жаждали встречи с вражескими кораблями. ' Подводники сражались уме­ ло и отважно. 'До полутора десятков кораблей, общим во­ доизмещением свыше 40 ты­ сяч тонн, потопили наши лод- кн в этой операции. Почтя ежедневно наша гавань огла­ шалась победными залпама Корабли уснули I в порту. Возвращающихся в победой подводных лодок. Совместными боевыми дей­ ствиями войск Карельского t ронта и моряков Северного лота к концу октября враг был окончательно изгнан из пределов Советского Заполя­ рья и сопредельной Северной Норвегии. 1 ноября 1944 года в Москво прогремел новый салют в честь славных воинов фронта и флота. Большая группа подводни­ ков была награждена прави­ тельственными наградами, а краснознаменная бригада подводных лодок была удо­ стоена высшей военно-мор­ ской награды — ордена Уша­ кова 1-й степени. ; В летописи Великой Отече­ ственной войны навсегда со­ хранится героическая эпопея — оборона Советского Запо­ лярья и борьба ва полное его освобождение от фашистских полчищ. Сокрушительный разгром врага в Заполярье, ставший десятым по счету стратегиче­ ским ударом, явился заклю­ чительным аккордом славно­ го наступательного 1944 года. Л. ВЛАСОВ, мичман ’ г запаса, бывший старшина группы электриков под­ водной лодки «С-104». На снимках: вверху ►—под­ водники перед походо» (фото 1944 года), внизу « встреча друзей. А В ПЕСНЕ поется, что ко­ раблям не спится в пор­ ту: им снятся моря, им снятся ветра... Из песни сло­ ва не выбросишь... А здесь хоть всю песню выбрасывай, ущерба никакого. Она не под­ ходит к РТ-303 «Миллерово». Скоро исполнится год, как его поставили к причалам голов­ ного предприятия судоре­ монтного объединения и со­ здали все условия (естествен­ ные и искусственные) для то­ го, чтобы ои и впрямь уснул. РТ-303 «Миллерово» в де­ кабре 1968 года потерпел ава­ рию. Прямой вины экипажа в случившемся специалисты пе • • обнаружили. Коленчатый вал паровой машины дал трещи­ ну. И только заводской ре­ монт мог вернуть судно в строй. С неохотой вставали миллсровцы к причалам судо­ верфи. По опыту прошлых лег они знали, как здесь ре­ монтируют и сколько вре­ мени. Судоремонтники «надежды» оправдали.;. А как же иначе? Корабль ведь неплановый. Вот почему сразу же после того, как только «Миллерово» «прилепили» к причалу, стар­ ший механик Михаил Кучу- кович Ошхунов, старпом член КПСС Станислав Андре­ евич Ткаченко в капитан Петр Афанасьевич Куколев приня­ лись за наинеприятнейшую работу — теребить прорабов, кастеров, бригадиров; Ох, я шумели они! Ох, и скандали­ ли! Не проходило, казалось, дня, чтобы миллеровцы где-то не поругались. Почти все цеха судоверфи сотню раз обошел стармех. Судоремонтники О завидной стойкостью выслу­ шивали претензии и угрозы» Они народ тертый, битый... Б конце концов, к маю поя­ вился просвет. Наконец, на РТ-303 зачастили слесари по ремонту паровых машші. Во­ круг судоремонтников, словно курица возле цыплят, хлопо­ тал Михаил Кучукович. Оя уж в это достанет, и то при­ несет. Ремонтируйте, дескать, ребятушки. лишь бы делй шло. И «ребятушки», ■ вроде, оцепили усилия стармеха. Взялись за работу с огопьком: с молниеносной быстротой «разбросали» главную маши­ ну, повытаскивали поршни* достали на палубу коленча­ тый вал, увезли его в цех и... вместе с пим пропали. Работы иа РТ-303 были остановлены. Но вот бригада, как вихрь, вновь пронеслась по судку, погремела с недельку ключа- К 25-летию разгрома фашистских з а х в атч и к о в в З а п о л я р ь е 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz