Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.
«Г7--ГЗ В ЕСЬ 1944 ГОД ваши вой ска наступали ва всем огромном советско-гер манском фронте. Враг был по всеместно отброшен к нашим западным границам, а на югѳ в конце лета наши войска вы шли на территорию Румынии. И только в Заполярье враг, остановленный в первую во енную зиму, так и оставался на старых рубежах... Но-в начале осени мы почу вствовали, что затишью на Севере приходит конец. На флоте велась интенсивная подготовка к предстоящей операции. И вот, наконец, дол» гожданпоѳ наступление нача лось. Об этом мы узнало поздно вечером 8 октябри* когда покидали базу, уходя в очередной боевой поход к бе регам Норвегии. Наступал час возмездия и для заполярных фрицев! 15 октября 1944 года в сто лице нашей Родины Москве прогремел салют из двадцати артиллерийских залпов в честь освобождения войсками Карельского фронта древнего русского города Печенга (Петсамо)—важной военно- морской базы и мощного опорного пункта обороны врага на Крайнем Севере. Войскам фронта активно со действовали в этой операции корабли и десантные части Северного флота. В приказе Верховного Глав нокомандующего среди отли чившихся при овладении Пет само частей были упомянуты и моряки капитана 1-го ранга Ивана Александровича Ко- лышкина, Героя Советского Союза, командира прославлен ной Краснознаменной брига ды подводных лодок. Подводники в течение всей войны активно действовали у побережья, занятого врагом, но давая ему возможности безнаказанно осуществлять снабжение фронта и вывоз никелевой руды морским пу тем. От ударов подводных ло док нашла свой бесславный конец не одна сотня враже ских кораблей и транспортов, много военных грузов и жи вой силы. Когда в октябре наши вой ска перешли в наступление по трудно доступному рельефу Заполярья, враг, отступая под все нарастающими ударами воинов Карельского фронта, усилил движение своих кон воев, так как морской путь был наиболее возможен и удобен. Это и предопределило деятельность наших подвод ных лодок, которые были раз вернуты на вражеских комму никациях, нанеся перевозкам врага значительный урон. Далеко но полный перечень успешных атак свидетельст вует и о высоком мастерство подводников и о их горячем желании помочь нашим сухо- 0 вапада. Противник достав лял подкрепления своей ужо обреченной группировке. Кон вой этот шел скрытно, по скольку о нем не было опове щения. Командир принял ре- шепиѳ атаковать его в над водном положении. Маневри руя под покровом осенней темной ночи и успешно от вернув от кораблей конвоя, Заметивших лодку и пытав шихся атаковать нас, был ата кован и потоплен вражеский транспорт в 5000 тонн водо- Боевые Дела подводников- североморцев путным войскам очистить от захватчиков наши заполярные рубежи. Так, 10 октября краснозна менная подводная лодка «О 51» под командованием капи тана 3-го ранга К. М. Колосо ва, успешно атаковав конвой противника, пустила ко дну вражеский эскадренный ми ноносец. В этот же день подводная водка «В-2®, которой командо вал капитан-лейтенак? А. С. Щекин, е обеспечивающим — командиром дивизиона, Геро ем Советского Союза капита ном 1-го ранга А. В. Триполь* ским, потопила сторожевой корабль врага. 12 октября из норвежского порта Киркенес вышел боль шой вражеский конвой, пере возивший на запад отступаю щие части. Конвой этот стал объектом массированных атак североморской авиации. Не отстали от боевых друзей В водводники. Утром, когда конвой еще пересекал просторы Вараигер- фьорда, его атаковала гвар дейская подводная лодка «М-171» і командир — гвардия капитан-лейтенант Г. Д. Кова- яенко). Ею был потоплен крупный транспорт водоизме щением в 10000 тонн. К полудню конвой достиг позиции подводной лодки «С-104», на которой служил автор этих строк. Командир яодки, ' капитан 2-го ранга В. А. Тураев, смело прорвав охранение, четырехторпедпым залиом поразил две цели: транспорт водоизмещением а 7000 тонн, доверху нагружен ный живой силой, и стороже вой корабль, которые быстро пошли ко дну. Успешная ата ка была продолжена налетом нашей авиации, и лодка без наказанно смогла» оторваться от преследования кораблями противника. Упоминавшаяся выше под водная лодка «В-2» нанесла по этому конвою еще один удар, потопив транспорт с от ступающими войсками. В ночь на 15 октября наша подводная лодка «С-104», про изводя ночной поиск у побе режья Норвегии, встретилась с вражеским конвоем, идущим Изучая ленинское наследие В партийной организации сельдяного флота состоялась теорети ческая конференция, посещенная произведениям В. И. Пенима * чередные задачи Советской чласти», «Как организовать сорез- нование. », «Великий почин» и их значению для практики коммунист тического строительства. На конференции с докладами по этой те матике выступили зам. начальника отдела добычи В. В. Максимов, заведующий лабораторией НОТ Г. А . Боровой, лектор парткоме л . і». іуркин, зам. начальника флота по кадрам С. П. Смирнов, ин женер отдела труда и зарплаты Г. Ч. Рожин. С заключительным с л о е о м на конференции выступил зам , сек ретаря парткома А .Ф. Петухов. взмещения. Сильнейший взрыв, озаривший темноту но чи ярким всполохом, подбро сил нашу лодку, когда мы на чали погружаться. Наше ра диодонесение об этом конвое возводило авиации флота на вести на рассвете сокруши тельный удар по кораблям врага, почти весь конвой был уничтожен. Враг не получил ожидаемой помощи* г I I I I I I I I I I I 18 октября подводная лодка «С-14» под командованием ка питана 3-го ранга В. П. Кала- нина, атаковала ещѳ одіщ конвой противника и потопи* ла транспорт водоизмещени ем в 3000 тонн. В этот же день подводная лодка «В-4», которой коман довал Герой Советского Союза капитан 3-го рапга Я. К. Иос- селианп, поело долгого пре следования настигла и утопи ла вражеский танкер с горю чим, идущий к фронту. Дол гие часы после этого яалпа жарко полыхало разлившееся по поверхности моря горючео* Через два дня эта жѳ под* водная лодка, искусно управ ляемая опытным командиром, встретилась с другим конвоем и е короткой дистанции ата ковала его, потопив два тран спорта. В период освободительных боев за Печенгу подводная лодка «Л-20» под командова нием капитана 3-го ранга Е. Н$ Алексеева выставила милпоо заграждение на пути движе ния вражеских конвоев, на котором подорвалось несколь ко кораблей противника. Мне довелось быть участни ком этой славной и памятной операции, видеть, с каким подъемом подводники шли в море и жаждали встречи с вражескими кораблями. ' Подводники сражались уме ло и отважно. 'До полутора десятков кораблей, общим во доизмещением свыше 40 ты сяч тонн, потопили наши лод- кн в этой операции. Почтя ежедневно наша гавань огла шалась победными залпама Корабли уснули I в порту. Возвращающихся в победой подводных лодок. Совместными боевыми дей ствиями войск Карельского t ронта и моряков Северного лота к концу октября враг был окончательно изгнан из пределов Советского Заполя рья и сопредельной Северной Норвегии. 1 ноября 1944 года в Москво прогремел новый салют в честь славных воинов фронта и флота. Большая группа подводни ков была награждена прави тельственными наградами, а краснознаменная бригада подводных лодок была удо стоена высшей военно-мор ской награды — ордена Уша кова 1-й степени. ; В летописи Великой Отече ственной войны навсегда со хранится героическая эпопея — оборона Советского Запо лярья и борьба ва полное его освобождение от фашистских полчищ. Сокрушительный разгром врага в Заполярье, ставший десятым по счету стратегиче ским ударом, явился заклю чительным аккордом славно го наступательного 1944 года. Л. ВЛАСОВ, мичман ’ г запаса, бывший старшина группы электриков под водной лодки «С-104». На снимках: вверху ►—под водники перед походо» (фото 1944 года), внизу « встреча друзей. А В ПЕСНЕ поется, что ко раблям не спится в пор ту: им снятся моря, им снятся ветра... Из песни сло ва не выбросишь... А здесь хоть всю песню выбрасывай, ущерба никакого. Она не под ходит к РТ-303 «Миллерово». Скоро исполнится год, как его поставили к причалам голов ного предприятия судоре монтного объединения и со здали все условия (естествен ные и искусственные) для то го, чтобы ои и впрямь уснул. РТ-303 «Миллерово» в де кабре 1968 года потерпел ава рию. Прямой вины экипажа в случившемся специалисты пе • • обнаружили. Коленчатый вал паровой машины дал трещи ну. И только заводской ре монт мог вернуть судно в строй. С неохотой вставали миллсровцы к причалам судо верфи. По опыту прошлых лег они знали, как здесь ре монтируют и сколько вре мени. Судоремонтники «надежды» оправдали.;. А как же иначе? Корабль ведь неплановый. Вот почему сразу же после того, как только «Миллерово» «прилепили» к причалу, стар ший механик Михаил Кучу- кович Ошхунов, старпом член КПСС Станислав Андре евич Ткаченко в капитан Петр Афанасьевич Куколев приня лись за наинеприятнейшую работу — теребить прорабов, кастеров, бригадиров; Ох, я шумели они! Ох, и скандали ли! Не проходило, казалось, дня, чтобы миллеровцы где-то не поругались. Почти все цеха судоверфи сотню раз обошел стармех. Судоремонтники О завидной стойкостью выслу шивали претензии и угрозы» Они народ тертый, битый... Б конце концов, к маю поя вился просвет. Наконец, на РТ-303 зачастили слесари по ремонту паровых машші. Во круг судоремонтников, словно курица возле цыплят, хлопо тал Михаил Кучукович. Оя уж в это достанет, и то при несет. Ремонтируйте, дескать, ребятушки. лишь бы делй шло. И «ребятушки», ■ вроде, оцепили усилия стармеха. Взялись за работу с огопьком: с молниеносной быстротой «разбросали» главную маши ну, повытаскивали поршни* достали на палубу коленча тый вал, увезли его в цех и... вместе с пим пропали. Работы иа РТ-303 были остановлены. Но вот бригада, как вихрь, вновь пронеслась по судку, погремела с недельку ключа- К 25-летию разгрома фашистских з а х в атч и к о в в З а п о л я р ь е 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz