Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.

С У Д О Р Е М О Н Т и эффективность промысла н & н а г а г УРМАНА 11а сі ранацах «Рыбного Мур­ мана». неоднократно поднимался вопрос о необходимости улучше­ ния качества судоремонтных ра­ бот, выполняемых на СРЗ № 1 и на головпом предприятии Мур­ манской судоверфи. Этот злобо­ дневный вопрос неоднократно обсуждался также * на многих хозяйственных заседаниях и со­ вещаниях. Но однако больших сденгов до сих пор нет. . Такие несложные работы, как, папри- мер, профилактический ремонт главпого двигателя, трубопро­ водные, котельные и плотниц­ кие, которые, казалось бы, долж­ ны быть давно освоены, до сих нор выполняются небрежно и зачастую недоброкачественно. А это отрицательно сказывается на эффективности промыслового рс-йсэ. После последнего междурей­ сового ремонта, который прово­ дился силами СРЗ Лз 1, на БМРТ «Пушкин» пришлось дважды ос­ танавливать главный двигатель нз-за неправильной замены уп­ лотнений штуцеров для индика­ торных кранов цилиндровых кр&шек. ІІе прослужил п няти дпей патрубок трубопровода от ва- рильпика рыбомучной установи ки, изготовленпый и поставлен­ ный судоремоптпнкамн. Приш­ лось изготовить и заменить пат­ рубок в рейсе. Появились про­ пуски боды из-под буртов ци­ линдровых втулок вспомогатель­ ного двигатйля Ла 4, пришлось подымать втулки. Устраняли мы неисправности и некоторых тру­ бопроводов, прослуживших всего половину репса, после их замены на СРЗ № 1. Известно ли руководству заво­ да, какой экономический ущерб наносится судну и флоту в це­ лом от недоброкачественного вы­ полнения только одних, напри­ мер, трубопроводных работ? Де­ ло в том, что средний срок службы трубопровода, например, забортной воды, не менее 10 лет: А после замены его па СРЗ № 1 этот срок сокращается более чем в десять раз. Уже через три—че­ тыре рейса появляются дефекты. Причина их в том, что к оцинко­ ванным трубам привариваются фланцы, отростки и штуцеры без последующей оцинковки. В этих- то местах и особенно в сварных швах п появляются разрушения вследствие интенсивной кор­ розии. При замене красно-мед­ ных труб фланцы, штуцеры и копусы с накидными гайками привариваются к ним стальные, а не бронзовые или латунные, поэтому они разрушаются через два—три рейса, сама же красно­ модная труба может служить бо­ лее 15 лет. Вместо того, чтобы трубы хо­ рошо подогнать, их с чрезмерным усилием стараются стянуть бол­ тами. В результате такой стяж­ ки на БМРТ-250 был оборван патрубок парового конденсатора н разорваны два клпнкета. Бы­ вает н так, что после замены но­ вые трубы не подходят на кроп- штейны. Допускается также сое­ динение фланцев болтами несо­ ответствующей длины. Острыо углы кронштейнов для труб, как правило, но закругляются. По­ крытие трубопроводов изоляци­ ей производится крайне небреж­ но. До сих пор на заводе не ос­ воено покрытие изоляцией рас­ сольных и аммиачных трубопро­ водов. Давно уже известно, что ладпо положенный трубопровод с ак­ куратным покрытием изоляции радует глаз, а с точки зрения эстетики создает благоприятный вид на рабочих местах судна. Но где уж тут мечтать об эстс* тике, когда не решена еще про­ блема увеличения срока службы трубопроводов (до положенных норм). за счет повышения каче­ ства работ. Халатно относятся на заводе к обмерам деталей и замерам зазо­ ров при ремонте двигателей. Кар* ты замеров предъявляют иногда с сомнительными результатами. Бывает так, что последние заме­ ры износов меньше, чем преды­ дущие. Не блестяще выполняются и такелажные работы. При транс­ портировке и погрузке деталей с ними нередко обращаются как с металлоломом, в результате та­ кие ответственные детали, как п о дш и п н и к и , поршни, якоря ге­ нераторов и другие, получают забоины и задиры; валы элект­ родвигателей ц насосов дефор­ мируются, что приводит к бы­ строму износу нх подшипников. Но существует у судоремонт­ ников и графика предъявления работ заказчику, а может, и су­ ществует, но он не выполняется, так как в основном все работы, как правило, предъявляются за­ казчику за день до отхода или в день отхода судпа. Считаю, что нельзя дальше мириться с тем материальным ущербом, ѵ который наносится флоту от низкого качества судо­ ремонтных работ. Почему бы не определить хотя бы минималь­ ный срок службы отремонтиро­ ванных или замененных узлов механизмов и систем, согласно которому предъявлять заводу рекламации. Ведь промыслови­ кам предъявляются соответст­ вующие требования в отношении выпускаемой продукции. Судоремонтные предприятия в основном пополнились кадрами со средним и высшим инженер­ ным образованием, поэтому по­ явились и возможности не толь­ ко резко повысить качество простых ремонтных работ, по и освоить выполнение более слож­ ных, как, например, ремонт ре­ гуляторов двигателей МАН-305, технологического и станочного оборудования, изготовление под­ шипников со свинцовистой брон­ зой и других. А эти заказы до сих пор судоремонтпым объеди­ нением не принимаются. И, ПАРХОМЕНКО, старший механик БМРТ-250 «Пуппснп». КОМИ АССР. Печорская ГРЭС, первоначальная мощность ко­ торой составит 1200 тысяч киловатт, будет сооружена возле горо­ да Печоры. На снимке: изыскатели (слева направо) Виктор Глумов, Нина Глевская и Карл Витолиньш на месте будущей Печорской ГРЭС. Фото С. Губского. Фотохроника ТАСС. На вахте м о л о д е ж ь На этих снимках молодые судоремонтни­ ки: разметчица блока механомонтажных цехов судоверфи Фаина Рыженкова и слесарь меха­ нического цеха СРЗ-1 Петр Тюков. Они поль­ зуются заслуженным авторитетом в своих кол­ лективах. Фаина — активная участница сорев­ нования за званпе «Лучший молодой рабочий», Петр добился успеха на Ленинской трудовой вахте. Его фамилия на цеховой Доске почета. — Фото А. Леонтьева. И А МЕЛКОВОДЬЕ в про­ зрачной водо так и мель­ кает Езад и вперед всякая морская мелюзга. Среди этой ме­ люзги немало небольших рачков — креветок. Креветки — это де­ сятиногие плавающие рачки, Удобное для плавания удли­ ненное тело состоит кз- голово­ груди и брюшка. Креветки, как и крабы, одеты в панцирь, по этот панцирь мяг­ кий и плохо за­ щищает их от хищников. Креветки — цен­ ное н и щ е в о о сырье, Большинство их обладает исключительными гастрономи­ ческими и деликатесными свой­ ствами. Среди ракообразных они занимают, пожалуй, почетное второе место, уступив золотую медаль хорошо известным всем крабам. Заметно увеличивается иро мысел кровоток в пашей стране, главным образом в дальневос­ точных, Баренцевом, Черном и Каспийском морях. Их ловят в море тралами и неводами. Су­ ществует и специальный кре- веточный трал. Мировая добыча креветок составляет около че­ тырёх миллионов центнеров в год. Креветки пользуются боль­ шим спросом почти во всех стра­ нах мира, например, в гастроно­ мических магазинах Америки их продают в свежезамороженном, сухом или консервированном ви­ де. На Дальнем Востоке у берегов Приморья, Южного Сахалипа и Курильских, островов в зарослях морских трав- обитает тримс, или, как его здесь называют, чи­ лим. Тримс — ото одна из разно­ видностей креветок. В морской траве живет- травянѳй тримс, па мелководье и вблизи рек — гре­ бенчатый, в водах Авачинской бухты — гетериус. А вот в во­ дах Татарского пролива, в Охот­ ском, Беринговом и Японском морях встречаются целые скоп­ ления тримса-медвежонка. Креветки широко распростра­ нены во всех океанах и иорях и обитают на различной глубине. Глубоководные креветки обычно красного цвета. Мелководные ме­ няют свою окраску в зависимос­ ти от подстилки, па которой жи­ вут. . Тримс-медвежонок в среднем весит семьдесят—сто граммов, а крупные креветки длиной до тридцати сантиметров — зпачил тельно больше (двести—триста граммов). Съедобное мясо тримсов распо­ ложено в хвостовой части тела — брюшке. Выход сырого мяса креветок (тримсов) составляет тридцать два-тридцать шесть процентов. Как все ракообраз­ ные, трнмс-медвежонок в тече­ ние всей своей жизни много раз линяет. В этот период мясо его уменьшается в объеме п стано­ вится водянистым. Это хорошо знают ловцы креветок. Креветок, травяных тримсов, ловят с начала т о н я до конца Еоября. Размножаются опп при помощи икры. Любопытно, что травяной тримс п некоторые другно виды рачков в течение первых двух лет выступают как самцы, после трех-четырех лет превращаются в самку, а к кон- РЕВЕТКИ цу своей жизни (у некоторых видов) снова превращаются в самца. Самки креветок отклады­ вают яйца па свои брюшныо конечности, реже — прямо в бо- ДУ- Мясо креветок, как и крабов, — очень ценный источник бел^ і ков п минеральных элементов.' Особенно много в нем йода почти в С то раз больше, чем в говядине. В мясо тримсов содер* жатся натрий, калий, кальций»! магний, сера, фосфор, ягле.зо ,'*1 алюминий, медь, цинк, марганец, свинец и другие. Химический состав сырого мя­ са креветок (в процентах): бел­ ки 14,1—22, жиры 0,7—2,3, угле« воды 0,3—4,9, минеральные ве­ щества 1,5—7,2. Немало ’в сыром мясе креве- ; ток витаминов: тиамина, шш и -1 доксина, рибофлавина и других^ Вот так рачок! ! Разнообразны пищевые про - : дукты из креветок. Сырые крё£: ветки замораживают целыми или : после удаления головогруди. Ва?.,’ реные ісреветки охлаждают или > замораживают, а иногда продав ют в виде варено-сушеного мяса или в консервах.. Кроме того, кре­ веток продают живыми. Варено-сушеных тримсов на Дальнем Востоке готовят преи­ мущественно с солью. К концу., варки креветки становятся ярко- красными и всплывают на по­ верхность. Их выбирают специ­ альными черпаками и укладыва* ют в рамы для охлаждения и стекания раствора. После охлаждения сваренный тримс' разделывают, затем су* шат. По ‘своему составу и свой­ ствам вареное мясо тримсов и других креветок очень напоми­ нает мясо крабов, но обладает более нежным вкусом и арома­ том. Это пастоящая белковая пи­ ща с малым содержанием жира. При изготовлении сушеного мяса из тримсов получается зна­ чительное количество отходов, но эти отходы — очень ценноо сырье для изготовления мине­ рализованных кормов и удобри­ тельных туков. Мужа из отходов может быть с успехом использована как ми-1 нерольная подкормка для жи­ вотных и как корм для птпц. Жир, содержащийся в панцир­ ной муке, богат стеролами, в том числе и эргостсролами, поэтому такая мука — хорс лий источ­ ник витамина Д для животных II птиц. И хотя добывают креветок из­ давна, нх еще мало используют в пашем рационе. Надо смелео развивать промысел креветок, из­ готовлять па них больше вкус­ ных полезных продуктов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz