Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.

Рыбачьего до Так пр еодоле в ают с я трудности плавания осенью Д ЛЯ ПРОМЫСЛОВИКОВ осень имеет свою осо­ бую примету: усложне­ ние условий работы. И но столько из-за частых штор­ мовых ветров, сколько из-за разреженных рыбных кон­ центраций. Поэтому на четы­ рех РТ моряки в один голос заявляли: трудно было ло­ вить треску. А второй помощ- « я » капитана траулера «Со­ ловецкий» Петр Иванович Фуфаев добавил: — День и ночь бегали за рыбой. . Экипаж этого судна -уходил В море накануне Дгія рыбака. Его командиру Виктору Яковлевичу Коновалову не ■ряжодисгоеь етроятк радуж-" ных иллюзий, что 485 тоня рыбного полуфабриката мож­ но будет выработать легко:- промысловые сводки пестре- Сложный промысел дикто­ вал и новые условия работы. Обычно было так. Дает поис­ ковый РТ несколько. сообще­ ний о появившемся косяке. К нему на всех парах спешат добытчики, сделают одно-два 1 траления,- в - концентрации как не бывало. То ли они не создавали хорошей плотнос­ ти, то ли треску вви$шваяи и она совершала быструю миграцию. Все корабли тогда расходились в разные сторо­ ны, вели поиск приборами. А моряки «Соловецкого» при­ страивались к одному из тех, у кого отлично о н а .работали, и ждали, когда напарник уви­ дит показания. Большое значение имело и групповое соревнование с окипажами РТ №№ 227, 224, 271. Товарищеское соперни­ чество подразумевает в пер­ ин всего лишь тонными, по- лутояными уловами. И, кро­ ме того, корабль только что вышел из ремонта, люди не сработались. А после первых тралений стало ясно: в пол­ ной мере нельзя рассчиты­ вать на поисковую аппарату­ ру. При ремонтных работах в машинном отделении по не­ осторожности повредили про­ водку к вибраторам, неис­ правность устранили, но у причала так и не смогли, от* регулировать приборы. «Соловецкий» вместе с дру- * тими траулерами прикрепи­ ли к .производственному реф­ рижератору. И началась мор­ еная беготня. Если посмот­ реть на карту, то курсы суд­ на выглядит причудливым узором: за диа месяца обо­ шли Рыбачью, Кильдинскую банки, ' Центральную возвы­ шенность. А затем трижды соаеріііали перебежку по маршруту Медвезкка—Шпиц­ берген, были еще и другие- переходы. . 11• „ _ . . .. Но до закрепления за ПР морякам пришлось, порядком понервничать из-за невозмож- нссти сдать обработанную рыбу. Поэтому клали ее в трюм своего корабля в соле­ ном виде. А это непозволи­ тельная роскошь при тон об­ становке, что наблюдалась в то время. 26 тонн соленого полуфабриката сдали нотой на базу. вую очередь самую подроб^ ную деловую информацию» — От коллег "вытягпваля буквально все, — рассказы­ вает Виктор Яковлевич Ко­ новалов. — Их соображения об обстановке, где ходят, по каким глубинам, какие подъ­ емы, кто рядом и7 где нахо­ дятся по отношению к ним. .Обменивались мнениями. по оснастке, вооружению тралов и 'обсуждали -еще тысячу про­ блем. • I Характерно, чтр коллекти­ вы трех судов этой группы добились примерно одинако­ вых результатов лова, и лишь меряки двести двадцать седь­ мого вышли вперед. Если коротко сказать о ми­ нувшем плавании, то оно бы­ ло сплошной сложностью. По итогам видно, что экипаж «Соловецкого» укладывался в суточные нормы и к концу даже перевыполнил - задание, но какой ценой это достига­ лось. В некоторые дни уловы были совсем мизерные, н лишь задел, сделанный при работе на Центральной воз­ вышенности, позволил избе­ жать провала. У Медвежки, да и вообще на северо-западе моря грунт каверзный, в трал попадают камни, протирается мешок, а то можно напороться на ка­ менистую гряду и поднять из воды вместо сетей одни об­ рывки. Приходилось по-вся- П О Б Е Д А . Г Р Е Б Н О Г О В И Н Т А ПРОЧТИ: ЭТОИНТЕРЕСНО кому изворачиваться: на ме­ шок поставили удлиненные шкуры, на*род травили мень­ ше, чем обычно, делали ко­ роткие траления. В таких ус­ ловиях очень нервозио чув­ ствовали себя мастера по до­ быче во главе с Александром Федоровичем Тельменковым. Они болезненно воспринима­ ли каждый нролов или когда видели, что подъемы отлича­ ются от тех, которые имела рядом промышлявшие экипа­ жи. И все делали со своей стороны, чтобы предотвра­ тить- всякую неисправность орудий лова. ' ' ' Помимо работ,, связанных с добычей, обработкой рыбы, морякам большие хлопоты до­ ставляла рыбная мука. Когда специальный буякср запол­ нялся полностью, ее вручную затаривали в мешки, пере­ носили в трюм. Операция трудоемкая, и ‘совершенно не механизирована. И тем не менее се всем справились. • В общем улове немалую долю составляют окунь, пал­ тус. Добывали эту рыбу на свале Медвежішской банки. Но, как говорил капитан Ко­ новалов, такой промысел был не выгоден: стопорилась работа консервного цеха, простаивал и машинист ры- бомучпой установки. Только в Tojj случае, когда треска совершенно «отказывала», ,переходили на облов окуня. В результате за рейс выра­ ботали большое количество банок консервов — 55 тысяч. С начала года «Соловец­ кий» совершил всего два рейса, остальное время за­ нял внеплановый ремонт. Коллективу предстоит в ос­ тавшиеся . месяцы .. решить многие задачи. В первую оче­ редь — сплотиться организа­ ционно. Минувшее плавание показало, что основа для это­ го есть." За два месяца с сі- мой лучшей стороны показа­ ли себя третий помощник ка­ питана Леонид Евгеньевич Шляхтенко, молодой специ­ алист, но уже в полной мере освоившийся на мостике, матросы Виталий Геннадье­ вич Грязнов, Евгений Никан- дрович Глушков, третий ме­ ханик Владимир Дмитриевич Чутов, старший машинист Сергей Аркадьевич Королев. В. СЕРГЕЕВ. 1 I I I I I I I I I I I I I I ! I I I 1 I I I I Б ЫСТРОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ в выполнении заказов отлича­ ется на Кандалакшском механическом заводе ударник ком­ мунистического труда Анатолий Вавилов. Бригада этого то- каря-каруссльщпка одной из первых в механосборочном цехе ста­ ла работать на один наряд. Это дало выигрыш во времени при об­ работке крупногабаритных детален, еще более сплотило и подтя­ нуло членов коллектива. Пример добросовестного отношения к делу, творческой сме­ калки показывает сам брпгадир А. Вавилов. Он уже завершил личную пятилетку по выработопным нормо-часам. Фото А. Вандина, г . Кандалакша. • l l l l l l l t t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l lH I I I I I I l t l t l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l i l l l l l l l l t l i l l f ІІЦ ІІ # Четырехмачтовый барк «Померу», который в послед­ нее время стоял в порту .Ма- рненхамна (Аландские остро­ ва), продан Америке. На нем будет оборудован морской музей. Этот парусник постро­ ен в 1903 году в Глазго, водо­ измещение 2.376 БРТ. ф Самый большой танкер в мнре «Балфорд» <211 тыс. ДВТ), строящийся сейчас в Японии, будет принадлежать еудоходству Норвегии. Его бу­ дет обслуживать экипаж из 28 человек. ф Чтобы остановить танкер «Универс Кувейт» (317.000 БРТ), надо 12 минут. При ско­ рости 17,6 узла машины оста­ навливаются только через ми­ нуту, а судно ■до полной оста­ новки проходит 2.880 метров- Полную циркуляцию судно совершает за 11 минута ф Три1Четверти береговой линии Италии (ее общая про­ тяженность — 8.600 километ­ ров) омываются загрязненны­ ми водами — об этом стало известно в результате недавно проведенного обследования. Морская водя загрязняется го­ родским мусором й отброса­ ми (59,2 процента), отходами производства промышленных предприятий (33,2 процента) в отработанным топливом мор­ ских судов (7,6 процента). В начале сороковых годов прошлого века преимущество па­ р а над парусом стало очевидным. Однако возникла другая про­ блема: что является лучшим движителем для парохода — извест­ ные издавна колеса с лопастями, применявшиеся в то время по­ всеместно, или же усовершенствованный Эриксоном гребной винт? Британское Адмиралтейство решило найти ответ опытным пу­ тем* 3 апреля 1845 года в тихую погоду на море соединили тол* стьім тросом кормы двух судов — колесного парохода «Алекто» в винтового «Ратлерж Оба судна имели примерно одинаковые обво­ ды и размеры, водоизмещение по 800 тони и паровые машины мощностью по 200 л. е. По сигналу началось необычное состязание. Суда всей мощ­ ностью своих машин старались перетянуть соперника; Сразу же стало видно преимущество винтового парохода «Ратлер». Без осо­ бых усилий со скоростью 3 узла начал он буксировать за собой упирающегося «Алекто>>, — — Журнал «Може». • Перевел Н. Ткаченко. - М Ы СИДИМ на палубе. Заходящее солнце вы­ золотило дорожку от горизонте до трауле­ ра. Небосвод расписан нежными красками. Над спокойным морем с криками мечутся беспо­ койные чайки. — Хорошо-то как! — восторгается кто-то из матросов. С «того и завязывается оживленный разговор, жогя морит приятная усталость^ Еще бы! За вахту- обработан десятитонный улов тре­ ски. И каждая рыбешка прошла через натружен­ ные матросские руки. При упоминании ^о руках передо мной встает старшина вахты Борис Паничев. — До следующего трала надо убрать рыбу , — говорил Борис и сам так ловко орудовал шкѳ- рочньім ножом, что смотреть любо-дорого. Ши­ рокие ладони Борисовых рук шершавы, в мозо­ лях, которые не сходят даже во время длитель­ ного отдыха на берегу. Сам Паничев худой, высокий, глаза очень жи­ вые, со смешинкой. Очень энергичен, способный организатор. - В работе Борис неистов. Иногда ворчит на то­ варищей, но на него не обижаются. Ведь убрать десятитонный улов рыбы за три часа — дело не­ легкое. Паничев молча затягивается папиросой. Мне кажется, в эту минуту он больше всех присутст­ вующих понимает окружающую красоту. Упива­ ется ею, как своей работой. Помню, как однажды отстал от судна мастер по обработке* Тогда у капитана спросили, кто бу­ дет взамен. — Пгничев, — ответил капитан. Кое-кто усомнился в этом решении. Ведь Па­ ничев не проходил никаких курсов, правда, маг* рос был высокого класса. . — Вот-вот, — сказал тогда капитан, — имен­ но такой нам и нужен. Так Борис стал мастером по обработке. Вахта, возглавляемая им, работала четко, споро, без всяких срывов. Паничев не только успевал в орга­ низаторских делах) но и непосредственно сам был занят • обработке, упаковке и выкатке мороже­ ной рыбы. И успевал потому, что он настоящий труженик, всей душой предан морю. Отлично работал Борис не только в море. В порту случалось, что боцман уходил в отпуск или на выходные. Тогда боцманские обязанности вы­ полнял Борис. Он умело распределял людей по работам. Если нужна была какая-то деталь, не ждал, пока сделают судоремонтники, сам шел ѳ цех. - Борис Паничев пользуется заслуженным уваже­ нием и авторитетом у экипажа. Его портрет по­ стоянно красуется на Доске почета. В течение многих рейсов Борис — член судового комитета. Тринадцать лет назад получил траловый флот БМРТ « Добролюбова. Многие за эти годы побы­ вали на прославленном траулере. Но главным ста­ рожилом- остается Борис Паничев. Он трудится на «Добролюбове л все тринадцать лет. Иногда во время длительного ремонта судчЭ ему напоминают друзья: — Шел бы ты на другой пароход, ведь с тво­ ими рыбацкими способностями... — Не хочу, — отвечает Борис, — привык я к сэое.ѵ.у «Добролюбову». Вот так пояЕЫчка рождает добрую и слѳвнуЮ традицию — любовь к своему кораблю. Л. ЛАПТЕВ, йаш внештатный корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz