Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.
Рыбачьего до Так пр еодоле в ают с я трудности плавания осенью Д ЛЯ ПРОМЫСЛОВИКОВ осень имеет свою осо бую примету: усложне ние условий работы. И но столько из-за частых штор мовых ветров, сколько из-за разреженных рыбных кон центраций. Поэтому на четы рех РТ моряки в один голос заявляли: трудно было ло вить треску. А второй помощ- « я » капитана траулера «Со ловецкий» Петр Иванович Фуфаев добавил: — День и ночь бегали за рыбой. . Экипаж этого судна -уходил В море накануне Дгія рыбака. Его командиру Виктору Яковлевичу Коновалову не ■ряжодисгоеь етроятк радуж-" ных иллюзий, что 485 тоня рыбного полуфабриката мож но будет выработать легко:- промысловые сводки пестре- Сложный промысел дикто вал и новые условия работы. Обычно было так. Дает поис ковый РТ несколько. сообще ний о появившемся косяке. К нему на всех парах спешат добытчики, сделают одно-два 1 траления,- в - концентрации как не бывало. То ли они не создавали хорошей плотнос ти, то ли треску вви$шваяи и она совершала быструю миграцию. Все корабли тогда расходились в разные сторо ны, вели поиск приборами. А моряки «Соловецкого» при страивались к одному из тех, у кого отлично о н а .работали, и ждали, когда напарник уви дит показания. Большое значение имело и групповое соревнование с окипажами РТ №№ 227, 224, 271. Товарищеское соперни чество подразумевает в пер ин всего лишь тонными, по- лутояными уловами. И, кро ме того, корабль только что вышел из ремонта, люди не сработались. А после первых тралений стало ясно: в пол ной мере нельзя рассчиты вать на поисковую аппарату ру. При ремонтных работах в машинном отделении по не осторожности повредили про водку к вибраторам, неис правность устранили, но у причала так и не смогли, от* регулировать приборы. «Соловецкий» вместе с дру- * тими траулерами прикрепи ли к .производственному реф рижератору. И началась мор еная беготня. Если посмот реть на карту, то курсы суд на выглядит причудливым узором: за диа месяца обо шли Рыбачью, Кильдинскую банки, ' Центральную возвы шенность. А затем трижды соаеріііали перебежку по маршруту Медвезкка—Шпиц берген, были еще и другие- переходы. . 11• „ _ . . .. Но до закрепления за ПР морякам пришлось, порядком понервничать из-за невозмож- нссти сдать обработанную рыбу. Поэтому клали ее в трюм своего корабля в соле ном виде. А это непозволи тельная роскошь при тон об становке, что наблюдалась в то время. 26 тонн соленого полуфабриката сдали нотой на базу. вую очередь самую подроб^ ную деловую информацию» — От коллег "вытягпваля буквально все, — рассказы вает Виктор Яковлевич Ко новалов. — Их соображения об обстановке, где ходят, по каким глубинам, какие подъ емы, кто рядом и7 где нахо дятся по отношению к ним. .Обменивались мнениями. по оснастке, вооружению тралов и 'обсуждали -еще тысячу про блем. • I Характерно, чтр коллекти вы трех судов этой группы добились примерно одинако вых результатов лова, и лишь меряки двести двадцать седь мого вышли вперед. Если коротко сказать о ми нувшем плавании, то оно бы ло сплошной сложностью. По итогам видно, что экипаж «Соловецкого» укладывался в суточные нормы и к концу даже перевыполнил - задание, но какой ценой это достига лось. В некоторые дни уловы были совсем мизерные, н лишь задел, сделанный при работе на Центральной воз вышенности, позволил избе жать провала. У Медвежки, да и вообще на северо-западе моря грунт каверзный, в трал попадают камни, протирается мешок, а то можно напороться на ка менистую гряду и поднять из воды вместо сетей одни об рывки. Приходилось по-вся- П О Б Е Д А . Г Р Е Б Н О Г О В И Н Т А ПРОЧТИ: ЭТОИНТЕРЕСНО кому изворачиваться: на ме шок поставили удлиненные шкуры, на*род травили мень ше, чем обычно, делали ко роткие траления. В таких ус ловиях очень нервозио чув ствовали себя мастера по до быче во главе с Александром Федоровичем Тельменковым. Они болезненно воспринима ли каждый нролов или когда видели, что подъемы отлича ются от тех, которые имела рядом промышлявшие экипа жи. И все делали со своей стороны, чтобы предотвра тить- всякую неисправность орудий лова. ' ' ' Помимо работ,, связанных с добычей, обработкой рыбы, морякам большие хлопоты до ставляла рыбная мука. Когда специальный буякср запол нялся полностью, ее вручную затаривали в мешки, пере носили в трюм. Операция трудоемкая, и ‘совершенно не механизирована. И тем не менее се всем справились. • В общем улове немалую долю составляют окунь, пал тус. Добывали эту рыбу на свале Медвежішской банки. Но, как говорил капитан Ко новалов, такой промысел был не выгоден: стопорилась работа консервного цеха, простаивал и машинист ры- бомучпой установки. Только в Tojj случае, когда треска совершенно «отказывала», ,переходили на облов окуня. В результате за рейс выра ботали большое количество банок консервов — 55 тысяч. С начала года «Соловец кий» совершил всего два рейса, остальное время за нял внеплановый ремонт. Коллективу предстоит в ос тавшиеся . месяцы .. решить многие задачи. В первую оче редь — сплотиться организа ционно. Минувшее плавание показало, что основа для это го есть." За два месяца с сі- мой лучшей стороны показа ли себя третий помощник ка питана Леонид Евгеньевич Шляхтенко, молодой специ алист, но уже в полной мере освоившийся на мостике, матросы Виталий Геннадье вич Грязнов, Евгений Никан- дрович Глушков, третий ме ханик Владимир Дмитриевич Чутов, старший машинист Сергей Аркадьевич Королев. В. СЕРГЕЕВ. 1 I I I I I I I I I I I I I I ! I I I 1 I I I I Б ЫСТРОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ в выполнении заказов отлича ется на Кандалакшском механическом заводе ударник ком мунистического труда Анатолий Вавилов. Бригада этого то- каря-каруссльщпка одной из первых в механосборочном цехе ста ла работать на один наряд. Это дало выигрыш во времени при об работке крупногабаритных детален, еще более сплотило и подтя нуло членов коллектива. Пример добросовестного отношения к делу, творческой сме калки показывает сам брпгадир А. Вавилов. Он уже завершил личную пятилетку по выработопным нормо-часам. Фото А. Вандина, г . Кандалакша. • l l l l l l l t t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l lH I I I I I I l t l t l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l i l l l l l l l l t l i l l f ІІЦ ІІ # Четырехмачтовый барк «Померу», который в послед нее время стоял в порту .Ма- рненхамна (Аландские остро ва), продан Америке. На нем будет оборудован морской музей. Этот парусник постро ен в 1903 году в Глазго, водо измещение 2.376 БРТ. ф Самый большой танкер в мнре «Балфорд» <211 тыс. ДВТ), строящийся сейчас в Японии, будет принадлежать еудоходству Норвегии. Его бу дет обслуживать экипаж из 28 человек. ф Чтобы остановить танкер «Универс Кувейт» (317.000 БРТ), надо 12 минут. При ско рости 17,6 узла машины оста навливаются только через ми нуту, а судно ■до полной оста новки проходит 2.880 метров- Полную циркуляцию судно совершает за 11 минута ф Три1Четверти береговой линии Италии (ее общая про тяженность — 8.600 километ ров) омываются загрязненны ми водами — об этом стало известно в результате недавно проведенного обследования. Морская водя загрязняется го родским мусором й отброса ми (59,2 процента), отходами производства промышленных предприятий (33,2 процента) в отработанным топливом мор ских судов (7,6 процента). В начале сороковых годов прошлого века преимущество па р а над парусом стало очевидным. Однако возникла другая про блема: что является лучшим движителем для парохода — извест ные издавна колеса с лопастями, применявшиеся в то время по всеместно, или же усовершенствованный Эриксоном гребной винт? Британское Адмиралтейство решило найти ответ опытным пу тем* 3 апреля 1845 года в тихую погоду на море соединили тол* стьім тросом кормы двух судов — колесного парохода «Алекто» в винтового «Ратлерж Оба судна имели примерно одинаковые обво ды и размеры, водоизмещение по 800 тони и паровые машины мощностью по 200 л. е. По сигналу началось необычное состязание. Суда всей мощ ностью своих машин старались перетянуть соперника; Сразу же стало видно преимущество винтового парохода «Ратлер». Без осо бых усилий со скоростью 3 узла начал он буксировать за собой упирающегося «Алекто>>, — — Журнал «Може». • Перевел Н. Ткаченко. - М Ы СИДИМ на палубе. Заходящее солнце вы золотило дорожку от горизонте до трауле ра. Небосвод расписан нежными красками. Над спокойным морем с криками мечутся беспо койные чайки. — Хорошо-то как! — восторгается кто-то из матросов. С «того и завязывается оживленный разговор, жогя морит приятная усталость^ Еще бы! За вахту- обработан десятитонный улов тре ски. И каждая рыбешка прошла через натружен ные матросские руки. При упоминании ^о руках передо мной встает старшина вахты Борис Паничев. — До следующего трала надо убрать рыбу , — говорил Борис и сам так ловко орудовал шкѳ- рочньім ножом, что смотреть любо-дорого. Ши рокие ладони Борисовых рук шершавы, в мозо лях, которые не сходят даже во время длитель ного отдыха на берегу. Сам Паничев худой, высокий, глаза очень жи вые, со смешинкой. Очень энергичен, способный организатор. - В работе Борис неистов. Иногда ворчит на то варищей, но на него не обижаются. Ведь убрать десятитонный улов рыбы за три часа — дело не легкое. Паничев молча затягивается папиросой. Мне кажется, в эту минуту он больше всех присутст вующих понимает окружающую красоту. Упива ется ею, как своей работой. Помню, как однажды отстал от судна мастер по обработке* Тогда у капитана спросили, кто бу дет взамен. — Пгничев, — ответил капитан. Кое-кто усомнился в этом решении. Ведь Па ничев не проходил никаких курсов, правда, маг* рос был высокого класса. . — Вот-вот, — сказал тогда капитан, — имен но такой нам и нужен. Так Борис стал мастером по обработке. Вахта, возглавляемая им, работала четко, споро, без всяких срывов. Паничев не только успевал в орга низаторских делах) но и непосредственно сам был занят • обработке, упаковке и выкатке мороже ной рыбы. И успевал потому, что он настоящий труженик, всей душой предан морю. Отлично работал Борис не только в море. В порту случалось, что боцман уходил в отпуск или на выходные. Тогда боцманские обязанности вы полнял Борис. Он умело распределял людей по работам. Если нужна была какая-то деталь, не ждал, пока сделают судоремонтники, сам шел ѳ цех. - Борис Паничев пользуется заслуженным уваже нием и авторитетом у экипажа. Его портрет по стоянно красуется на Доске почета. В течение многих рейсов Борис — член судового комитета. Тринадцать лет назад получил траловый флот БМРТ « Добролюбова. Многие за эти годы побы вали на прославленном траулере. Но главным ста рожилом- остается Борис Паничев. Он трудится на «Добролюбове л все тринадцать лет. Иногда во время длительного ремонта судчЭ ему напоминают друзья: — Шел бы ты на другой пароход, ведь с тво ими рыбацкими способностями... — Не хочу, — отвечает Борис, — привык я к сэое.ѵ.у «Добролюбову». Вот так пояЕЫчка рождает добрую и слѳвнуЮ традицию — любовь к своему кораблю. Л. ЛАПТЕВ, йаш внештатный корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz