Рыбный Мурман. 1969 г. Сентябрь.

Многие рабочие Москвы провод*® выходные дни на Истринском водо-* хранилище. Катание на лодках, ры« балка, песни у костра... Каждый наго* дит здесь развлечение по душе. НА СНИМКЕ: слесари завода «Стек- лоагрегат» Игорь Лебедев и Александр Дерунов, учащийся Николай Звоздев» ский и токарь автозавода имени Лиха» чева Сергей Гонгаев на рассвете у, костра. Фото В, Будана. Фотохроника ТАСС. ОПЕРАЦИЯ «ЛУЗИТАНИЯ» РЫБАЧКА. Фотоэтюд II. Колина. Первого мая 1915 года из Нью-Йорка вышел английский четырехтрубный па­ роход «Лузитания» водоизмещением 30 тысяч тонн. Седьмого мая он подходил к ирландским берегам. Этот корабль был гордостью британского граждан­ ского флота, его называли «королевой Атлантики». На его борту находилось около 2 тысяч пассажиров. В 14 часов 17 минут многочисленные пассажиры, высыпавшие на палубу, уже могли наблюдать в бинокль собор небольшой ирландской деревушки Коб. Вдруг капитан парохода услышал па­ нический возглас одного из офицеров: «Сэр! Прямо на нас движется торие- да!» Океанский гигант вздрогнул от взрыва... «Операция еЛузитания* сегодня в Ирландии — модная тема. О ней тол­ куют за рюмкой джина в кафе, в пив­ ных барах после работы, по пути на ярмарку..Ведутся оживленные дискус­ сии и приводятся различные аргумоя- ты — ведь любой здравомыслящий ир­ ландец понимает, что просто ради раз­ влечения не будут в течение шести яот заниматься поднятием груза с за­ тонувшей «Лузитании*. Чем можно компенсировать тагам расходы? Одни винты затонувшего ко« рабля, сделанные из дорогого сплава* оцениваются прямерйо в 90 тысяч до*» ларов. Кроме того, на борту «Лузита­ нии» остались сотни тонн меди (стои­ мость І тонны —» 450 долларов). За осуществление опасной операции взялся швейцарец Ханес Келлер, автор мирового рекорда по глубинному по­ гружению (300 метров). Руководство военно-морского флота США предоставило Келлеру 400 тысяч долларов; на эти средства Келлер вмес­ то с профессором Бюльманом создал в Цюрихском университете специальную лабораторию. Для поднятия груза с «Лузитании# Келлер разработал специальную водо« лазиую капсулу, Цилиндрическая на­ порная камера, служащая как бы лиф­ том, доставляет водолазов прямо на «рабочее место». Этот «лифт» соединя­ ется с капсулой с помощью шлюза. На морском дне путь к трюмам «Лузита­ нии* прокладывают динамитом. («Швайцер иллюстрнрте*, Цюрих)# I 8. ХРЯШКОВ I Письма с Поморского берега 1 I (Путевые заметки) | ^ШІ!ІІІШІІІІІІІІШІІІІІ1І(ІІІ!ІШІІПІІІІІІІШІІІ!І||1ІІІІ!І<1І!ІІІ!|||||Ш1!ШІ!<11Ш!іі)ІіІШІ!НІІІШііиШІІ(ІІІІШІІІІІШІІП 1. От Мурманска до Кеми Яз окна нашего дома на проспекте Кирова стайки стройных березок, посажан­ ных в прошлом году на суб­ ботнике моряками тралового флота, кажутся совсем . голы­ ми. Только пристально вгля­ девшись, можно различить на одних сочно-зеленые листочки. А. то, что болезненно воспрн- вяли новое местожительство, подставляли хрупкие веточки сорванцу-ветру без всякой за­ щиты. Не стоило на пятнадцать ііннут отъехать о* Мурман­ ска, как уже за Колой по-за­ ячьи путаную железную до­ рогу окружила буйная зелень леса, трава. Ленинградский поезд торо­ пился на юг. Улеглись ио;а-~ дочные хлопоты, каждый уже С увлечением всматривался в мелькавшие за окнами вагона картоны. Напротив меня пожилая женщин». Была в областном центре, возвращается домой в Апатиты. На ней синяя, как вебо ва окном, кофта, волосы аккуратно уложены косой. Выглядела она моложе своих «ет. — й-те в Мурманске еще в двадцать пятом году жила. Никакого города тогда не бы­ ло. Наш дом в самом порту СТОЯЛ. — Женщина говорила, бойко и свободно, как обычно бывает при недолгом дорож­ ном знакомстве. — Девчонкой «тогда была. Помню, приходи­ ли рыбаки с моря, карбас в оерог впихнут, рыбу тут же навалят. Мы и брали ее на уху... А сейчас вот посмотро- Ла, и-и-и... сколько понастро­ или. Видимо, моя попутчица соч­ ла, что разговор о Мурманске ва этом исчерпан, и перекину­ лась на другую тему с соседом по купе. А мне припомнилось, что примерно ко времени оѳ жительства в нашем городе относятся горьковские слова: «В Мурманске особенно хоро* шо чувствуешь широту разма­ ха государственного строи­ тельства». Что бы сейчас ска­ зал Алексей Максимович! Вернувшись из отпуска, я перечитал его очерк «На краю земли», и ярким контрастом встало описанное им в то, чем живем мы сейчас. Хочет­ ся дословно Привести несколь­ ко абзацев из очерка. Встретившись в порту с ра­ бочими, Горький отмечает, что вруки этих людей —- точно ве­ сла, широкие ладони деревян­ но жестки. Очень крепкие лю­ ди. Они — жалуются: — Причалов в порту в» хватает, вона — двое англи­ чан на рейде ошвартовались, приткнуться некуда- — Тралеров мало, а то бы мы на весь Союз рыбой хва­ станули, — мечтает человек в сапогах выше колен и в шляп­ ке с назатыльником... — А ты дай тралера — ми те покажем Восток с процен­ тами...». И вот натѳ вам, все сумели сделать. Причалы? Чуть ли не до Колы вытянулись. Да не от того места, где стояла изба старика Семенова, а, считан^ от Зеленого мыса. «Тралеры?*. Скоро, видимо* такого названия не будет,- Помнится, года два назад уже задумывались, как именовать сегодняшние ПРТ. Настолько они но укладывались в допо­ топное понятие «траулеры». Рыба? В отпуске придешь в магазин, например, Орла, спросишь, откуда эти ящики с мороженой треской? А на этикетке: «БМРТ-254** Наша, значит, о Мурмана.., В дороге под перепляо ко­ лес думается особенно хоро« шо. Поезд бежит весело.. Не­ заметно, как до Кандалакши доехали. И на всем пути но покидала одна мысль: какую надо иметь силу, чтобы весь этот край превратить в одну сплошную строительную пло­ щадку! За окном вагона показыва­ лись то огни поселков, то по- журавлиному вытягивали шеи краны, отевечиваемые синим огнем электросварки, та любо­ вались на нас свотлыо окна иовѳхоньких пятиэтажных до­ мов из срѳтлого кирпича* то вдруг на многие километры, как бы состязаясь в беге, уно­ силась вместо с нами строя­ щаяся вторая колея дороги* «Слишком двести верст бес­ плодной тундры, мостами по­ крытой мхом, взбитой кочка­ ми, местами болотистой и про­ резанной или чистой, бойкой речонкой, или светлым, как хрусталь, озером — залегли между последним северным селением на берегу Белого моря — Кандалакша и самым дальним, которое лежит ужа на берегу Северного океана-* Колой», — читал я в переры­ вах между наблюдениями от­ рывок из книги «Год на Севе* ре» писателя Максимова, по* Бывавшего в здешних краях чуть более *столетия назад. «Узенькой тропинкой с погни­ вшими мостовинами потянул­ ся почтовый тракт в Колу, по­ перек так называемого Лап­ ландского полуострова — этой исключительно земли мхов и лишайников, этой холодной Са­ хары». И далее автор пишет, что «ехать по тропинке этой даже верхом нет никакой воз­ можности: образ пешего хож­ дения на своих на двоих — единственное средство до­ браться до вожделенной це­ ли...». А нас все дальше мчал ленинградский скорый* а Мы испытывали единственное неудобство: ш стоянках поезд стоял слишком мало. И только В Кеми пассажиры без опасе­ ния отстать кинулись к газет* ным киоскам, продуктовым ларькам. Дяя меня это был первый остановочный пункт на Поморском берегу.* Но здесь стоит внести на­ носить. Поморским берегом на­ зывается западная часть Онежского залива между го­ родами Онегою и Кемью. Оби­ тателей этих мест, как свиде­ тельствует С. В. Максимов, и называют истинно поморами, Кемь в прежние времена считалась самым оживленным промышленным центром По­ морья, Здесь строили лучшие, чем где-либо, и в большом ко­ личестве суда, па которых промышленники ходили за рыбой на Мурман, за зверем— на Новую Землю, Известно, ]что кемчане первыми посети­ ли Шпицберген, а в последу­ ющие годы вели торговлю в Норвегией, Однако история Кшщ бога­ та и печальными событиями* «От сотворения мира в яето 7084 (1579) и 7098 (1S93) оная кемская водость от шведов дважды была воюема. Храмы божин и обывательские домы выжжены, жители побиты, иные в полон взяты, а другие разбежались...#, — значилось в яетописи, начатой в 1787 году. Как и все поморские посе­ ления, Кемь в конце XVI в&- ка по грамоте царя Федора Иоановича была отдана Соловецкому монастырю, рас­ положившемуся в 60-ти с лишним километрах от горо­ да. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ПЯТНИЦА, 12 СЕНТЯБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 0.55 — Программа ѵ ♦;передач. 10.00 — Новости. 10.15 — Дяя до­ школьников и младших школь* ников. «Чудеса природы». 10.30 — ' Для школьников. «Тебе, юность*. 11.00 — «Радость, твор­ чества». К Всесоюзной вЫстйбкё* конкурсу произведений самодея­ тельных художников декоратив­ ного искусства и мастеров народ­ ного творчества. 11.30 — 18.00 Перерыв. 18.00 — «В эфире —. «Молодость». «Слава героям тру* да». Передача из Ленинграда* 19.00 — В. И. Ленин. Хроника шиэни и деятельности. «Семья Ульяновых». Художественный фильм. 20.30 — «Эстафете! ново* стей». 21.15 — Телевизионный те« атр миниатюр «Тринадцать стуль­ ев». 22.15 — '«{Зовут дороііи даль­ ние». Туристский альманах. 22.45 — Концерт эстрадного оркестра под управлением А. Горбатых* 23.45 — Новости. ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА 11.00 — • Программа передач. 11.02 — * «Непрошеная любовь». Художественный фильм. 112.30 —; 17.40 — Перерыв. 17.40 — • Про« грамма передач. 17.45 — • Теле­ визионные известия. 18.00 — * «Мужество». Документальный фильм. 18.45 — • «Корабли — н а промысел!» 19.15 — * Вечер до* кументальных и научно-популяр­ ных фильмов: «Солнце над горо­ дом»» «Эйзенштейн» и др. 20.35 — * «Наша почта». 21.05 — * «Не­ прошеная любовь». Художеств венный фильм, СУББОТА, 13 СЕНТЯЕ)РЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 8.55 — Программа передач, 9.00 — Гимнастика для всех. 9.45 — Новости. 10.00 — Показывает Петрозаводская студия тслевиде* ния. 10.30 — «Хозяйственная ре­ форма в действии». «Плюс эф­ фективность». «Новая экономичен скал реформа на предприятиях «Электросилы». Передача из Ле­ нинграда. 11.00 — «Жизнь так» ца». «Так начинается балет».'Пе­ редача о московском хореогра­ фическою училище ГАВТа. 12.00 — Программа Ярославской сту­ дии телевидения. 13.35 — Интер­ видение. «Призвание». Рассказ о выдающемся7 советском виноделе Г• И. Беридзе. 14.00 — «Знание»* 14.30 — Программа цветного те­ левидения. 1. Для детей. «Малыин пингвиненок». Премьера теле­ спектакля. 2. «Приключения То­ ла». Мультфильм. 3. «По«!Т Рена Рольска». Концерт. 16.00 — «Здо­ ровье». 16.30 — Новости. 17.00 — «Сельский клуб». Передача из Фрунзе. 18.00 — «По вашим про­ сьбам». Концерт по заявкам еои- «оа-танкистов. 19.00 — «Волк среди волков». Премьера телеви­ зионного художественного филь^ ма. ГДР. 3 серия. 20.30 — Ново­ сти. 20.45 — «Ленинизм — знамя нашей эпохи». «Молодые разви­ вающиеся страны». 21.15 — «В эфире — «Молодость», «Эстафета творческих вузов страны». Ураль­ ская Государственная консерва* тория.. Передача из Свердловска. 22.15 — Программа цветного те­ левидения. «Попрыгунья». Худо-» жественный фильм. 23.45 — Но­ вости. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ* ХОД: РТ-133 «Сатурн», РТ-І65 «Траверз», РТ-179 «Д?яуі£а», БМРТ-407 «Лунник*, СРТ-14. ЗАВТРА: РТ-136 «Челябинск», РТ-26І «Воткинск». РТ-153 «Ак- «ай», СРТ-640, СРТ-4222. Управление Мурманского тралового флота я базовый комитет профсоюза с глубо­ ким прискорбием извещают о скоропостижной кончине ста­ рейшего капитана флота ИВАНОВА Александра Андреевича, последовавшей 9 сентября в г. Херсоне на 62 году жизни, я выражают глубокое соболез­ нование родным и близки:» по* койного. А А П І ИТЕЛЕШОВЫ г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам.р<і« дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни* ки, 62-64 — редактор. Вызов с телефонов городской ATG осуществляется по номерам: 7-86-396, 7-86-264. ~ «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 Типография «Полярная правда», г. Мурманск. Зак, 4365. ПН-05906.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz