Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

«Северная деревня» Н. Гала хова. «Портрет летчика-испытателя Коккинакн» В. Высоцкого. новая выставка Мурманск, проспект Лени- яа , 54. Этот адрес известен многим мурманчанам. Каж­ дый день в 11 часов утра рас­ каливаются дві*ри зданан, и посетители разных возрастов устремляются в налы област­ ного краеведческого музея. .Уже стало привычным, что иочти ежемесячно в музее происходят какие-либо собы­ тия: то открывается новая якспозиция или зал. то вре­ менная выставка, то беседы и встречи с интересными людь­ ми нашего города. А совсем недавно в музее начал суще­ ствовать новый отдел — изо­ бразительных искусств. И вот первая выставка из фондов .— «Жанры живописи» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцоны). .В каком бы жанре ни рабо­ тал художник, за какую бы тему он ни взялся, всюду в центре внимания неизменно оказывается человек со своим особым отношением к миру, родине, труду, природе, со своим неповторимым строем лирических чувств. ^Начинается выставка с ра­ бот мастеров прошлого .'.века. Это —' «Гитарист» неизвест­ ного художника и «Пейзаж» Ы. Клодта. (Эти два произве­ дения являются классиче­ ским образцом трехслойнои масляной живописи). , .На зрителей смотрит, моло­ дой человек в шляпе со стра­ усовыми перьями, в накину­ том на плечи черном плаще с атласной белой подкладкой,в І>уке он держит гитару. Ху­ дожник неторопливо,, бук­ вально скрупулезно выписы­ вает все детали портрета; лю­ буется внешним обликом мо­ лодого человека, акцентирует световым пятном вннмапие зрителя на его лице, но... не взглядывает в душу. Портрет выполнен безукоризненно, но «Гитарист» не живет, а про­ сто позирует художнику. .Необыкновенным ■ лириз­ мом и спокойствием проник­ нуто и полотно художника М. Клодта «ГІцй.заж». Уголок родной природы с медленно’ текущей речкой; мирно пасу­ щимися животными и розова­ тым закатом. Типшна, дажо как будто не слышно шелес­ та листвы, не раздается зво­ на птичьих голгісов. Уходя­ щее лето, легкая грусть... Эти два полотна как бы от­ делены от остальной части выставки, так как, к сожале­ нию, невозможно было пол­ ностью показать развитие различных жанров живописи, начиная с XIX века до на­ ших дней. Да мы и нѳ стави­ ли перед собой такую задачу. Просто хотелось познакомить зрителей , с тем, как писали картины старые мастера. Основная часть выставки посвящена работам советских художников. Различны ха­ рактеры мастеров, создавших все эти произведения, разно­ образны их творческие мане­ ры, но всех их связывает и нечто общее: желание свои­ ми глазами увидеть жизнь, найти в ней что-то новое и необычное. . Современная манера живо­ писи стала совершенно иной, ибо каждая эпоха стремится найти в искусстве новый ху­ дожественный язык, язык, который бы острее и тоньше передал дух времени, новые взгляды и настроения людей. Поэтому многие советские живописцы пытаются найти такие образные средства и приемы, чтобы наиболее пол­ но передать дух нашего вре­ мени и передовые идея на­ шего общества. Целая галерея образов на­ ших современников выполне­ на советскими мастерами в графической технике. Здесь и великолепно исполненный пастелью «Портрет депутата сельского Совета Ковалевой» старейшего художника Е. Ау Кацмана, и «Портрет летчика- испытателя Коккиваки» та­ лантливого графика В. Вы­ соцкого, и удивительный по своему творческому замыслу и мастерству исполнения ак­ варельный портрет «Парня с ясной погодой» работы на­ родного художника СССР, лауреата Государственных премий И Н. Жукова. К чему бы ни обращалось искусство, оно всегда являет­ ся человековедением: мир че­ ловеческих чувств, отноше­ ний, характеров и пережива­ ний всегда будет главным мотивом творчества для мас­ теров искусства, будь то ли­ тература, музыка, танец или живопись. Но в изобразитель­ ном искусстве это может про­ являться даже тогда, когда человек сам непосредственно- не является главным действу­ ющим лицом, там, где его нет, например, в пейзаже.или натюрморте. Эти два жанра на выставке * представлены особенно широко. .Изображение деревьев, цве­ тов, воды, облаков в живопи­ си не является самоцелью. Воспроизводя реально суще­ ствующий пейзаж, подлинный художник, хочет он того или нет, неизбежно накладывает печать своего личного виде­ ния, личного взгляда и отно­ шения. Поэтому в пейзаже всегда незримо присутствует чело­ век, это сам художник с его мировоззрением. И зритель смотрит на мир глазами ху­ дожника, как-то особенно, по- новому. А ведь любое произ­ ведение, даже самое малень­ кое, всегда является открыта» ем. • Вот «Бареэкл» Ю. Подляс- кого. Последние вэдоки ле­ та, желтые листья и навис­ шие над рощей хмурые об­ лака. Лишь кое-где под бело­ снежными березами заалеет последний цветок, да послед­ ний раз перед' наступающей стужей, блеснет своим золо­ том листва. Художник любу­ ется уголком среднерусской полосы и как-то вместе G природой тоскует об уходя­ щем лете... Картина «Северная дерев­ ня» Н. Галахова написана со­ вершенно в иной манере. Су­ ровость . севера и холод под­ черкнуты самой композици­ ей: и люди, и домишки, и лодки будто прижались друг . к другу, ни одного яркого пятна, и даже белый платок женщины, полоскающей белье в реке, и красная ру­ башка мужчины, сидящего в лодке, не нарушают строгого серого колорита картины. За что бы ни взялся ху­ дожник: портрет, пейзаж или натюрморт, -— в том случав, если ему присуще современ­ ное мироощущение, современ­ ный взгляд на мир, если со­ временен его пластический язык, произведение любого жанра будет нести печать со­ временности. Казалось бы, натюрморт «мертвая натура» —- как мо­ гут здесь отразиться полнота жизни, мир человеческой ду­ ши? Натюрморт. —■это поэ­ зия повседневности, жизнь вещей, отражающая жизнь человека/ Современный на­ тюрморт — это необыкновен­ ность красочных сочетаний, какая-то удивительная чет­ кость линий и мягкие перели­ вы света. Молодой художник A. Тимофеев -просто любуется спелостью фруктов и просто­ той плетеной корзины <«На- тюрмррт с корзиной»), а B. Аадышева буквально вос­ певает овощн, лежащие на подоконнике («Красный пе­ рец»). Но особое внимание на выставке привлекает «Си­ рень» В. В. Йога неона, на­ родного художника СССР, лауреата Государственных премий. Художник питает ее широ­ кими, свободными мазками, краска превращена в цвет, и у зрителя^ создается худо­ жественный образ сирени. Ведь художественный образ — это сплав виденного я творческой фантазии мастера. Вот сирень только что сорва­ ли, наполнили ею огромную корзину и такую свежую, ароматную и тяжелую внесли в комнату, поставили на стол и немного даже сдвинули скатерть, на которой лежат два желтых лимона. Худож­ ник не прописывает каждый цветок или лист, он это дела­ ет обобщенно, широко, а зри­ тель любуется сиреныо я как будто даже чувствует ев запах. ’ • V * Бытовой жанр является из­ любленным в творчестве мно­ гих советских художников. Они ищут и находят в буд­ ничных сценах и героиче­ скую романтику, и задушев­ ный лиризм, и черты *мону­ ментальности характеров и событий. Бытовой' жанр — это сама жизнь, которую ви­ дят художники и, вложив часть своей творческой фан­ тазии, переносят эту жизнь на полотно. Около картины Е. Грибова «Шайбу (—22°)» всегда ос­ танавливаются зрители и улыбаются. Худоягаик изо­ бражает двух ребят и дев­ чушку. Один из них, зажав зубами варежку, растирает руками уши и нос, брови сдвинуты, он весь напрягся, чувствуется непреодолимое желание продолжить игру в хоккей. Другой сидит рядом, он сннл коньки и . синеваты­ ми . ручонками «греет» ноги. Глаза влажные от слез, губы надулись, вот- вот он заплачет. Ему холодно а уже ничего не надо.' Зато всё нипочем девчушке: она закутама с ног до головы так, что едва вы­ ставляется нос, и с удоволь­ ствием уіілетает мороженое. Н Обыденная сцена доведена до монументальности и произ­ водит незабываемое впечатле­ ний. Б. В. Иогансон писал: «Неверно, что художнику нужны только глаза и руки, ему необходимо чувствовать пульс жизни, ощущать влия­ ние общественного _‘г мнения, мнения своих -товарищей и, сайое главное,1прислушивать­ ся -к голосу народа». Художник должен идти вслед йа непрестанно изме­ няющейся жизнью, не отста-^ вая от стремительного бега времени, подчас опережая его, раскрывая горизонты зав­ трашнего Дня. Все это зри­ тель почувствует и увидит, придя яа выставку «Жанров живописи», открытую в Мур­ манском областном краевед­ ческом музее. Л. МАРАХОВСКАЯ, на­ учный сотрудник отдела изоискусств Мурманского областного краеведческого музея. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ж р е м е •• Ww п » • СРЕДА. 1 ОКТЯБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА Программа передач. 10.00 Новости. 10.15 - *реда« Ново* 9.55 егМы — ком ­ мунисты». «Линия . жизни» . Теле* очерк.. 10.45 —* . «Искусство оле^ ретты». И. Каяьмаи. 12.15 — «Те^ бе, юность», .12.45 — 18.30 — Пе*. рерыв. 18.30 — «Ленинский уни< верситет миллионов». «Наше идей* ное оруЖие». 19.00 — Футбол ; Ку? бои европейских ч ш п и о н о в . «Динамо» (Киев) —' «Аустрия * (Вена). Трансляция из Киева. 20.45 ~ «Время». Информационная программа. ^ 21.15 — Программа цветного телевидения. гПередача из Киева. 22.15 — «В эфире «Молодость». «Горизонт». Пеі ча из Ленинграда. 23.15 сти. ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА 17.35 — * Программа ' передач. 17.40 —* «Вести пионерские». 18.05 - г • Кинож урнал .. 18.15 * Деле* ѵ визнонные известия. 18.30 — * Пе* редачи по системе «Орбита». 21.15 — * Встреча с поэтом». 21.45 —; * По ленинским заветам. «Тулона* Тулома...» Кинорепортаж . 22.15 — * Объявления. 22.25 — * «Антон Иванович сердится». Х удож ест і^н * ный фильм. у ЧЕТВЕРГ, 2 ОКТЯБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА . 9.55 — .Программа передач. 10.00 «Всесоюзная телевизионная пионерская линейка». 10.30 — Но- - вости. 10:45 г—■ Д. Кедрин — «Рем­ брандт». .Телеспектакль. 42.35—, 18.30 — Перерыв. '18.30 . — .Для ш кольников . «Отзовись, сын пол* ка». 19.00 — Балет Р. .Щедрина .«Канедоорбунок» . -Спектакль Ле* нинградского Академического те­ атра оперы и балета. 20.30 —: «Время». Информационная, . про­ грамма. ,21.15 — Программа цвет­ ного телевидения. 1. «Последний дюйм». Художественный • фильм* 2. «Драгоценные камни». Телеви­ зионный фильм-балет. 3. «Город и песни». Музыкальный фильм. . 24.00 — 1б-й .чемпионат Европы по баскетболу; среди ..м уж ч и н . СССР — Югославия. Передача из Италии. *•• ?- ВТОРАЯІ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА г * *.■ 4 - 17.05 — * Программа передач, 17.10 — * Для Ш кольников. «О/Поэ* те и поэзии». .’ 17.55 — * Коротко*" метражный фильм. 18.15 — * Те< левизионные известия. -18.30 — * Передачи по ’; системе «Орбита». 21.15 — * Объявления. 21.25 —: * «Без виіны виноватые». Художе* стврнный фильм. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-133 «Сатурн», РТ-153 «Аксай», РТ-183 «Се­ вероморск», БРТ-100 «Волго­ град», СРТ-147, СРТ-424, СРТ-223 '»’ ЗАВТРА; РТ-43 «А. Бре­ дов», РТ-130 «Аднсаристан», СРТ-347, СРТ-4122, БМРТ- 377 «И. Чигрнн», учебного суд­ на «Карёл». Утерянный ' 1диплом мехаішш третьего разряда дизельных ус­ тановок № І78І-Д, выданный Мурманским 'морским , рыбным портрм Соколову Николаю Ми­ хаиловичу, считать недействи­ тельным. Т Е Л Ш ф г* •' t г. Мурманск, 'ул. Траловая, упт равление тралОвого флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 -г- зам. редактора, ответственный . секретарь,. лите­ ратурные сотрудпшаі, 62-64 —« редактор. Вызов с телефонов го­ родской АТС осуществляется по номерам: 7-86-3^6, 7-86-26'і. I® «Рыбный Мурман*. Индекс 55654 # Цена 1 экз. — 2 кон. г > Типография «Полярная правда»; г. Мурманск. За«. 5597, ПН-05661І \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz