Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.
«Северная деревня» Н. Гала хова. «Портрет летчика-испытателя Коккинакн» В. Высоцкого. новая выставка Мурманск, проспект Лени- яа , 54. Этот адрес известен многим мурманчанам. Каж дый день в 11 часов утра рас каливаются дві*ри зданан, и посетители разных возрастов устремляются в налы област ного краеведческого музея. .Уже стало привычным, что иочти ежемесячно в музее происходят какие-либо собы тия: то открывается новая якспозиция или зал. то вре менная выставка, то беседы и встречи с интересными людь ми нашего города. А совсем недавно в музее начал суще ствовать новый отдел — изо бразительных искусств. И вот первая выставка из фондов .— «Жанры живописи» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцоны). .В каком бы жанре ни рабо тал художник, за какую бы тему он ни взялся, всюду в центре внимания неизменно оказывается человек со своим особым отношением к миру, родине, труду, природе, со своим неповторимым строем лирических чувств. ^Начинается выставка с ра бот мастеров прошлого .'.века. Это —' «Гитарист» неизвест ного художника и «Пейзаж» Ы. Клодта. (Эти два произве дения являются классиче ским образцом трехслойнои масляной живописи). , .На зрителей смотрит, моло дой человек в шляпе со стра усовыми перьями, в накину том на плечи черном плаще с атласной белой подкладкой,в І>уке он держит гитару. Ху дожник неторопливо,, бук вально скрупулезно выписы вает все детали портрета; лю буется внешним обликом мо лодого человека, акцентирует световым пятном вннмапие зрителя на его лице, но... не взглядывает в душу. Портрет выполнен безукоризненно, но «Гитарист» не живет, а про сто позирует художнику. .Необыкновенным ■ лириз мом и спокойствием проник нуто и полотно художника М. Клодта «ГІцй.заж». Уголок родной природы с медленно’ текущей речкой; мирно пасу щимися животными и розова тым закатом. Типшна, дажо как будто не слышно шелес та листвы, не раздается зво на птичьих голгісов. Уходя щее лето, легкая грусть... Эти два полотна как бы от делены от остальной части выставки, так как, к сожале нию, невозможно было пол ностью показать развитие различных жанров живописи, начиная с XIX века до на ших дней. Да мы и нѳ стави ли перед собой такую задачу. Просто хотелось познакомить зрителей , с тем, как писали картины старые мастера. Основная часть выставки посвящена работам советских художников. Различны ха рактеры мастеров, создавших все эти произведения, разно образны их творческие мане ры, но всех их связывает и нечто общее: желание свои ми глазами увидеть жизнь, найти в ней что-то новое и необычное. . Современная манера живо писи стала совершенно иной, ибо каждая эпоха стремится найти в искусстве новый ху дожественный язык, язык, который бы острее и тоньше передал дух времени, новые взгляды и настроения людей. Поэтому многие советские живописцы пытаются найти такие образные средства и приемы, чтобы наиболее пол но передать дух нашего вре мени и передовые идея на шего общества. Целая галерея образов на ших современников выполне на советскими мастерами в графической технике. Здесь и великолепно исполненный пастелью «Портрет депутата сельского Совета Ковалевой» старейшего художника Е. Ау Кацмана, и «Портрет летчика- испытателя Коккиваки» та лантливого графика В. Вы соцкого, и удивительный по своему творческому замыслу и мастерству исполнения ак варельный портрет «Парня с ясной погодой» работы на родного художника СССР, лауреата Государственных премий И Н. Жукова. К чему бы ни обращалось искусство, оно всегда являет ся человековедением: мир че ловеческих чувств, отноше ний, характеров и пережива ний всегда будет главным мотивом творчества для мас теров искусства, будь то ли тература, музыка, танец или живопись. Но в изобразитель ном искусстве это может про являться даже тогда, когда человек сам непосредственно- не является главным действу ющим лицом, там, где его нет, например, в пейзаже.или натюрморте. Эти два жанра на выставке * представлены особенно широко. .Изображение деревьев, цве тов, воды, облаков в живопи си не является самоцелью. Воспроизводя реально суще ствующий пейзаж, подлинный художник, хочет он того или нет, неизбежно накладывает печать своего личного виде ния, личного взгляда и отно шения. Поэтому в пейзаже всегда незримо присутствует чело век, это сам художник с его мировоззрением. И зритель смотрит на мир глазами ху дожника, как-то особенно, по- новому. А ведь любое произ ведение, даже самое малень кое, всегда является открыта» ем. • Вот «Бареэкл» Ю. Подляс- кого. Последние вэдоки ле та, желтые листья и навис шие над рощей хмурые об лака. Лишь кое-где под бело снежными березами заалеет последний цветок, да послед ний раз перед' наступающей стужей, блеснет своим золо том листва. Художник любу ется уголком среднерусской полосы и как-то вместе G природой тоскует об уходя щем лете... Картина «Северная дерев ня» Н. Галахова написана со вершенно в иной манере. Су ровость . севера и холод под черкнуты самой композици ей: и люди, и домишки, и лодки будто прижались друг . к другу, ни одного яркого пятна, и даже белый платок женщины, полоскающей белье в реке, и красная ру башка мужчины, сидящего в лодке, не нарушают строгого серого колорита картины. За что бы ни взялся ху дожник: портрет, пейзаж или натюрморт, -— в том случав, если ему присуще современ ное мироощущение, современ ный взгляд на мир, если со временен его пластический язык, произведение любого жанра будет нести печать со временности. Казалось бы, натюрморт «мертвая натура» —- как мо гут здесь отразиться полнота жизни, мир человеческой ду ши? Натюрморт. —■это поэ зия повседневности, жизнь вещей, отражающая жизнь человека/ Современный на тюрморт — это необыкновен ность красочных сочетаний, какая-то удивительная чет кость линий и мягкие перели вы света. Молодой художник A. Тимофеев -просто любуется спелостью фруктов и просто той плетеной корзины <«На- тюрмррт с корзиной»), а B. Аадышева буквально вос певает овощн, лежащие на подоконнике («Красный пе рец»). Но особое внимание на выставке привлекает «Си рень» В. В. Йога неона, на родного художника СССР, лауреата Государственных премий. Художник питает ее широ кими, свободными мазками, краска превращена в цвет, и у зрителя^ создается худо жественный образ сирени. Ведь художественный образ — это сплав виденного я творческой фантазии мастера. Вот сирень только что сорва ли, наполнили ею огромную корзину и такую свежую, ароматную и тяжелую внесли в комнату, поставили на стол и немного даже сдвинули скатерть, на которой лежат два желтых лимона. Худож ник не прописывает каждый цветок или лист, он это дела ет обобщенно, широко, а зри тель любуется сиреныо я как будто даже чувствует ев запах. ’ • V * Бытовой жанр является из любленным в творчестве мно гих советских художников. Они ищут и находят в буд ничных сценах и героиче скую романтику, и задушев ный лиризм, и черты *мону ментальности характеров и событий. Бытовой' жанр — это сама жизнь, которую ви дят художники и, вложив часть своей творческой фан тазии, переносят эту жизнь на полотно. Около картины Е. Грибова «Шайбу (—22°)» всегда ос танавливаются зрители и улыбаются. Худоягаик изо бражает двух ребят и дев чушку. Один из них, зажав зубами варежку, растирает руками уши и нос, брови сдвинуты, он весь напрягся, чувствуется непреодолимое желание продолжить игру в хоккей. Другой сидит рядом, он сннл коньки и . синеваты ми . ручонками «греет» ноги. Глаза влажные от слез, губы надулись, вот- вот он заплачет. Ему холодно а уже ничего не надо.' Зато всё нипочем девчушке: она закутама с ног до головы так, что едва вы ставляется нос, и с удоволь ствием уіілетает мороженое. Н Обыденная сцена доведена до монументальности и произ водит незабываемое впечатле ний. Б. В. Иогансон писал: «Неверно, что художнику нужны только глаза и руки, ему необходимо чувствовать пульс жизни, ощущать влия ние общественного _‘г мнения, мнения своих -товарищей и, сайое главное,1прислушивать ся -к голосу народа». Художник должен идти вслед йа непрестанно изме няющейся жизнью, не отста-^ вая от стремительного бега времени, подчас опережая его, раскрывая горизонты зав трашнего Дня. Все это зри тель почувствует и увидит, придя яа выставку «Жанров живописи», открытую в Мур манском областном краевед ческом музее. Л. МАРАХОВСКАЯ, на учный сотрудник отдела изоискусств Мурманского областного краеведческого музея. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ж р е м е •• Ww п » • СРЕДА. 1 ОКТЯБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА Программа передач. 10.00 Новости. 10.15 - *реда« Ново* 9.55 егМы — ком мунисты». «Линия . жизни» . Теле* очерк.. 10.45 —* . «Искусство оле^ ретты». И. Каяьмаи. 12.15 — «Те^ бе, юность», .12.45 — 18.30 — Пе*. рерыв. 18.30 — «Ленинский уни< верситет миллионов». «Наше идей* ное оруЖие». 19.00 — Футбол ; Ку? бои европейских ч ш п и о н о в . «Динамо» (Киев) —' «Аустрия * (Вена). Трансляция из Киева. 20.45 ~ «Время». Информационная программа. ^ 21.15 — Программа цветного телевидения. гПередача из Киева. 22.15 — «В эфире «Молодость». «Горизонт». Пеі ча из Ленинграда. 23.15 сти. ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА 17.35 — * Программа ' передач. 17.40 —* «Вести пионерские». 18.05 - г • Кинож урнал .. 18.15 * Деле* ѵ визнонные известия. 18.30 — * Пе* редачи по системе «Орбита». 21.15 — * Встреча с поэтом». 21.45 —; * По ленинским заветам. «Тулона* Тулома...» Кинорепортаж . 22.15 — * Объявления. 22.25 — * «Антон Иванович сердится». Х удож ест і^н * ный фильм. у ЧЕТВЕРГ, 2 ОКТЯБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА . 9.55 — .Программа передач. 10.00 «Всесоюзная телевизионная пионерская линейка». 10.30 — Но- - вости. 10:45 г—■ Д. Кедрин — «Рем брандт». .Телеспектакль. 42.35—, 18.30 — Перерыв. '18.30 . — .Для ш кольников . «Отзовись, сын пол* ка». 19.00 — Балет Р. .Щедрина .«Канедоорбунок» . -Спектакль Ле* нинградского Академического те атра оперы и балета. 20.30 —: «Время». Информационная, . про грамма. ,21.15 — Программа цвет ного телевидения. 1. «Последний дюйм». Художественный • фильм* 2. «Драгоценные камни». Телеви зионный фильм-балет. 3. «Город и песни». Музыкальный фильм. . 24.00 — 1б-й .чемпионат Европы по баскетболу; среди ..м уж ч и н . СССР — Югославия. Передача из Италии. *•• ?- ВТОРАЯІ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА г * *.■ 4 - 17.05 — * Программа передач, 17.10 — * Для Ш кольников. «О/Поэ* те и поэзии». .’ 17.55 — * Коротко*" метражный фильм. 18.15 — * Те< левизионные известия. -18.30 — * Передачи по ’; системе «Орбита». 21.15 — * Объявления. 21.25 —: * «Без виіны виноватые». Художе* стврнный фильм. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-133 «Сатурн», РТ-153 «Аксай», РТ-183 «Се вероморск», БРТ-100 «Волго град», СРТ-147, СРТ-424, СРТ-223 '»’ ЗАВТРА; РТ-43 «А. Бре дов», РТ-130 «Аднсаристан», СРТ-347, СРТ-4122, БМРТ- 377 «И. Чигрнн», учебного суд на «Карёл». Утерянный ' 1диплом мехаішш третьего разряда дизельных ус тановок № І78І-Д, выданный Мурманским 'морским , рыбным портрм Соколову Николаю Ми хаиловичу, считать недействи тельным. Т Е Л Ш ф г* •' t г. Мурманск, 'ул. Траловая, упт равление тралОвого флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 -г- зам. редактора, ответственный . секретарь,. лите ратурные сотрудпшаі, 62-64 —« редактор. Вызов с телефонов го родской АТС осуществляется по номерам: 7-86-3^6, 7-86-26'і. I® «Рыбный Мурман*. Индекс 55654 # Цена 1 экз. — 2 кон. г > Типография «Полярная правда»; г. Мурманск. За«. 5597, ПН-05661І \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz