Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.
У ЭТИХ УЖЕ НЕМОЛО- ДЫХ ЛЮДЕЙ, кото рых вы вндвте на сним ке, та обычная и рее же ред кая наружность, которая на поминает вам, что вы где-то уже видели эти лица ■ вам чем-то близки эти люди. Чув ство симпатии к ним растет, когда знакомишься ближе. Гермаи Михайлович Коптя- ков — боцман СРТ-р-720 «Пингвин» и начальнвы лаборатории НОТ Мур* канского сельдяного флота Григорий Алексеевич Боровов — боевые друзья, ветераны воины. Бывшие разведчики 10-й гвардейской стрелковой диви зии, насмерть стоявшей и бо ях на Кольской земле, они встретились в канун 25-ле тия разгрома немецко-фа шистских захватчиков в Запо лярье. Есть о чем вспомнить ста рым фронтовым товарищам. Западная Лица, вьюжная де кабрьская ночь... Отделение Борового выходит в попек за «языком». Бзят был немецкий офицер. Возвращаться при* шлось под огнем. Тогда н был ранен в первый раз Григорий Алексеевич. иМИМ Дорогами войны п[ разведчики Борового в самое логово врага. Григорий Алексеевич вспо минает: — После окончания боев в Заполярье наша дивизия ви ла переведена в состав Вто рого Белорусского фронта» Помню, нашей группе былаі поставлена задача — захва тить переправу и держаться до подхода главных сил. Жаркое было дело. В селе близ переправы находилось до батальона фашистов. В нашей же группе только человея двадцать. Решили иепользо- вать внезапность. Без выст- рела сняли боевое охранение, а потом в ход пустили грана ты. Взяли тогда в плен чело* век 30. «.Идут годы. Давно Коптя» ков в Боровой сняли солдат ские шинели. Пусть и ноют порой старые раны, но, кап поется в известной песне, «не стареют душой ветераны». Они по нраву считаются гвардейцами мирного труда, отдавая все свои силы и зна ния на благо любимой Родо пы. * т НА СНИМКЕ: (слева на право) Г. М. Коптяков и Г. А, Боровой при встрече ветера нов войны, защитников Запо лярья. Фото Ф. Косннца. Так сражался транспортный дивизион Н ЕОДНОКРАТНЫЕ но- . пытки немцев захва тить столицу Советско го Заполярья окончились про валом. Только ценой больших ; потерь им удалось в июле 1941 года прорваться к бере- ' ту Мотовского залива в рай оне Титовки. Полустрова Ры бачий и Средний г оказались отрезанными от Большой зем ли. Их снабжение всеми ви дами довольствия могло осу* ществляться только водным путем, но немцы усиленно контролировали подходы я полуостровам. Транспортные суда, доставляющие туда во инские грузы, нуждались в боевом охранении, а кораб лей не хватало. Помочь должен был воени зированный траловый флот — ВТФ. Однако с промысла снять РТ было невозможно. Оставались только мелкие де ревянные суда: сейнеры, бо ты, ёлы, парусники. Моряки приступили к ремонту их. Но было мастерских, не хватало инструмента. Иногда на не скольких старых, вписанных судов приходилось «собирать» один. Нормальной работе ме шала еще я вражеская авиа- f Чия. Нередко плоды упорного труда нескольких дней быва- . щ уничтожены за ^какивтто ...полчаса. Ремонтируя суда, од новременно готовили и кад ры для них. Более ста чело век получили военно-морские анециальности: минеров, пу леметчиков, связистов, сиг нальщиков. В июне 1942 года из отре монтированных мотоботов, ёл, сейнеров организуется транс портный дивизион. Все суда были вооружены. Перед ди визионом- стояла задача: до* етавлять иа полуострова Ры бачий и Средний оружие, про довольствие и другие воин ские грузы, а оттуда выво зить раненых. Действовать приходилось в невыносимых условиях. Немцы знали, что водный путь —- единственно возможный вид сообщения, к на побережье установили мощные прожекторы, дейст вия береговых батарей под держивала авиация. Морякам предстояли нелег кие испытания, однако неко торые экипажи уже к 1942 году имели опыт перехода на Рыбачий, так как они еще в начале войны выполняли эти операции. Так, например, 8 июля 1941 года команде мо-ѵ тобота «Зенит» поручалось вывезти раненых. При посад ке 9 июля «Зенит» дважды атаковался авиацией против ника. На мотобот фашисты • сбросили до 20 бомб. Только умелые действия экипажа и искусство капитана маневри ровать епасли судно. Ране ные без потерь были достав* лены в Мурманск. 15 сентября того же года «Зенит» в течение 40 минут преследовался с а м о л е т о м противника. Летчик, очевид но, видя маленькое, безза щитное судно, решил позаба виться. Он то и дело прохо дил над мотоботом, поливая его свинцом из пулеметов. Но каждый раз, как только стервятник заходил в атаку, еудно, искусно маневрируя, уходило от воздействия огня. Так 1и не добившись евоего, фашист улетел. Многое можно рассказать о боевом пути экипажа мотобо та «Лебедь». За годы войны он перевез тысячи тонн гру зов и сотни человек раненых. 21 июля 1941 года при раз грузке в губе Андреевской «Лебедь» подвергся налету двух самолетов противника и обстрелу пулеметно-пушеч ным огнем. На этот раз все обошлось хорошо. Бот остал ся невредим, жертв не было* Экипаж продолжал трудиться. В докладе секретаря Ми кояновского РК ВКП(б) на пленуме РК 29 ноября 1942 года отмечалоеь, что экипаж мотобота -«Лебедь» под ко мандованием Евсюкова из ме сяца в месяц выполняет плав перевозок воинских грузов на 200—202 процента. Хорошую славу завоевал на флоте экипаж судна под ко мандованием Михаила Ка рельского. За два года воййы Карельский совершил болео 100 рейсов. Отважными заре комендовали себя моряки бо тов «Вайда», «Снеток», парус ного судна «Юпитер* и дру гие. Высокую оценку коман дования Северного флота за служил личный состав мото бота «Байдуков». Это неболь шое судно перевезло 600 тбнн различного груза, более 5 ты сяч • пассажиров, около 300 куб. метров дров. Кроме того, экипаж принимал участие в боевых операциях по выеад- кѳ разведчиков и десанта на вражеский берег. 17 февраля 1943 года коман да «Вайды» под обстрелом са молетов противника успешно справилась с заданием, до ставив пополнение на полу остров Рыбачий. С первых дней работы транспортного дивизиона на судах развернулось социали- стйческое соревнование. Это соревнование проходило в ус ловиях, когда требовалось му жество, умение и стойкость в бою. Прежде чем выполнить трудовое обязательство, час то надо было отстоять свой •бот и жизнь в ожесточенной схватке с врагом. Несмотря на это, большинство команд .выполняли п л а н на 150— 200 процентов. Не раз моря ки транспортного дивизиона выходили победителями во Всесоюзном соревновании ра ботников рыбной промышлен ности СССР. Это экипажи су дов «Лебедь», «Зенит», «Вай да», «Пищестрой». Корабли транспортного ди визиона но только сумели обеспечить бесперебойную связь защитников Рыбачьего и Среднего. Многие суда уча ствовали в высадке десанта в Печенгском заливе осенью 1944 года, когда войска Ка рельского фронта и моряки :Северного флота перешли в решающее наступление. Мо ряки гордились доверием но- мандования. В 1943 году сорок четыре моряка тралового флота бы ли награждены орденами в медалями аа трудовые дела, а командование Северного фло та представило к награде со рока трех моряков-мурман- чан за боевую помощь воен но-морским силам в борьбе против немецких захватчи ков. В дни войны многие рыбо ловные траулеры стали мин ными заградителями, сторо жевыми, посыльными, кон войными судами, охраняя морские границы и водное пространство Советского За полярья. Они несли дозорную службу, сопровождали конвои союзников. Не забудут моря ки подвигов РТ, ставших во- епными: РТ-29 (ТЩ-38), ко торым командовал Стррль- бицкий, РТ-309 (ТЩ-43) под командовапием Веселкова, СКР «Туман», «Пассат». ТЩ-32 (РТ «Лосось») ва мужество и героизм, прояв ленные в Великую Отечест венную войну, стал красно знаменным, а многие моряки были награждены орденами и медалями. Н. КРИВЯКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz