Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

У ЭТИХ УЖЕ НЕМОЛО- ДЫХ ЛЮДЕЙ, кото­ рых вы вндвте на сним­ ке, та обычная и рее же ред­ кая наружность, которая на­ поминает вам, что вы где-то уже видели эти лица ■ вам чем-то близки эти люди. Чув­ ство симпатии к ним растет, когда знакомишься ближе. Гермаи Михайлович Коптя- ков — боцман СРТ-р-720 «Пингвин» и начальнвы лаборатории НОТ Мур* канского сельдяного флота Григорий Алексеевич Боровов — боевые друзья, ветераны воины. Бывшие разведчики 10-й гвардейской стрелковой диви­ зии, насмерть стоявшей и бо­ ях на Кольской земле, они встретились в канун 25-ле­ тия разгрома немецко-фа­ шистских захватчиков в Запо­ лярье. Есть о чем вспомнить ста­ рым фронтовым товарищам. Западная Лица, вьюжная де­ кабрьская ночь... Отделение Борового выходит в попек за «языком». Бзят был немецкий офицер. Возвращаться при* шлось под огнем. Тогда н был ранен в первый раз Григорий Алексеевич. иМИМ Дорогами войны п[ разведчики Борового в самое логово врага. Григорий Алексеевич вспо­ минает: — После окончания боев в Заполярье наша дивизия ви ­ ла переведена в состав Вто­ рого Белорусского фронта» Помню, нашей группе былаі поставлена задача — захва­ тить переправу и держаться до подхода главных сил. Жаркое было дело. В селе близ переправы находилось до батальона фашистов. В нашей же группе только человея двадцать. Решили иепользо- вать внезапность. Без выст- рела сняли боевое охранение, а потом в ход пустили грана­ ты. Взяли тогда в плен чело* век 30. «.Идут годы. Давно Коптя» ков в Боровой сняли солдат­ ские шинели. Пусть и ноют порой старые раны, но, кап поется в известной песне, «не стареют душой ветераны». Они по нраву считаются гвардейцами мирного труда, отдавая все свои силы и зна­ ния на благо любимой Родо­ пы. * т НА СНИМКЕ: (слева на­ право) Г. М. Коптяков и Г. А, Боровой при встрече ветера­ нов войны, защитников Запо­ лярья. Фото Ф. Косннца. Так сражался транспортный дивизион Н ЕОДНОКРАТНЫЕ но- . пытки немцев захва­ тить столицу Советско­ го Заполярья окончились про­ валом. Только ценой больших ; потерь им удалось в июле 1941 года прорваться к бере- ' ту Мотовского залива в рай­ оне Титовки. Полустрова Ры­ бачий и Средний г оказались отрезанными от Большой зем­ ли. Их снабжение всеми ви­ дами довольствия могло осу* ществляться только водным путем, но немцы усиленно контролировали подходы я полуостровам. Транспортные суда, доставляющие туда во­ инские грузы, нуждались в боевом охранении, а кораб­ лей не хватало. Помочь должен был воени­ зированный траловый флот — ВТФ. Однако с промысла снять РТ было невозможно. Оставались только мелкие де­ ревянные суда: сейнеры, бо­ ты, ёлы, парусники. Моряки приступили к ремонту их. Но было мастерских, не хватало инструмента. Иногда на не­ скольких старых, вписанных судов приходилось «собирать» один. Нормальной работе ме­ шала еще я вражеская авиа- f Чия. Нередко плоды упорного труда нескольких дней быва- . щ уничтожены за ^какивтто ...полчаса. Ремонтируя суда, од­ новременно готовили и кад­ ры для них. Более ста чело­ век получили военно-морские анециальности: минеров, пу­ леметчиков, связистов, сиг­ нальщиков. В июне 1942 года из отре­ монтированных мотоботов, ёл, сейнеров организуется транс­ портный дивизион. Все суда были вооружены. Перед ди­ визионом- стояла задача: до* етавлять иа полуострова Ры­ бачий и Средний оружие, про­ довольствие и другие воин­ ские грузы, а оттуда выво­ зить раненых. Действовать приходилось в невыносимых условиях. Немцы знали, что водный путь —- единственно возможный вид сообщения, к на побережье установили мощные прожекторы, дейст­ вия береговых батарей под­ держивала авиация. Морякам предстояли нелег­ кие испытания, однако неко­ торые экипажи уже к 1942 году имели опыт перехода на Рыбачий, так как они еще в начале войны выполняли эти операции. Так, например, 8 июля 1941 года команде мо-ѵ тобота «Зенит» поручалось вывезти раненых. При посад­ ке 9 июля «Зенит» дважды атаковался авиацией против­ ника. На мотобот фашисты • сбросили до 20 бомб. Только умелые действия экипажа и искусство капитана маневри­ ровать епасли судно. Ране­ ные без потерь были достав* лены в Мурманск. 15 сентября того же года «Зенит» в течение 40 минут преследовался с а м о л е т о м противника. Летчик, очевид­ но, видя маленькое, безза­ щитное судно, решил позаба­ виться. Он то и дело прохо­ дил над мотоботом, поливая его свинцом из пулеметов. Но каждый раз, как только стервятник заходил в атаку, еудно, искусно маневрируя, уходило от воздействия огня. Так 1и не добившись евоего, фашист улетел. Многое можно рассказать о боевом пути экипажа мотобо­ та «Лебедь». За годы войны он перевез тысячи тонн гру­ зов и сотни человек раненых. 21 июля 1941 года при раз­ грузке в губе Андреевской «Лебедь» подвергся налету двух самолетов противника и обстрелу пулеметно-пушеч­ ным огнем. На этот раз все обошлось хорошо. Бот остал­ ся невредим, жертв не было* Экипаж продолжал трудиться. В докладе секретаря Ми­ кояновского РК ВКП(б) на пленуме РК 29 ноября 1942 года отмечалоеь, что экипаж мотобота -«Лебедь» под ко­ мандованием Евсюкова из ме­ сяца в месяц выполняет плав перевозок воинских грузов на 200—202 процента. Хорошую славу завоевал на флоте экипаж судна под ко­ мандованием Михаила Ка­ рельского. За два года воййы Карельский совершил болео 100 рейсов. Отважными заре­ комендовали себя моряки бо­ тов «Вайда», «Снеток», парус­ ного судна «Юпитер* и дру­ гие. Высокую оценку коман­ дования Северного флота за­ служил личный состав мото­ бота «Байдуков». Это неболь­ шое судно перевезло 600 тбнн различного груза, более 5 ты­ сяч • пассажиров, около 300 куб. метров дров. Кроме того, экипаж принимал участие в боевых операциях по выеад- кѳ разведчиков и десанта на вражеский берег. 17 февраля 1943 года коман­ да «Вайды» под обстрелом са­ молетов противника успешно справилась с заданием, до­ ставив пополнение на полу­ остров Рыбачий. С первых дней работы транспортного дивизиона на судах развернулось социали- стйческое соревнование. Это соревнование проходило в ус­ ловиях, когда требовалось му­ жество, умение и стойкость в бою. Прежде чем выполнить трудовое обязательство, час­ то надо было отстоять свой •бот и жизнь в ожесточенной схватке с врагом. Несмотря на это, большинство команд .выполняли п л а н на 150— 200 процентов. Не раз моря­ ки транспортного дивизиона выходили победителями во Всесоюзном соревновании ра­ ботников рыбной промышлен­ ности СССР. Это экипажи су­ дов «Лебедь», «Зенит», «Вай­ да», «Пищестрой». Корабли транспортного ди­ визиона но только сумели обеспечить бесперебойную связь защитников Рыбачьего и Среднего. Многие суда уча­ ствовали в высадке десанта в Печенгском заливе осенью 1944 года, когда войска Ка­ рельского фронта и моряки :Северного флота перешли в решающее наступление. Мо­ ряки гордились доверием но- мандования. В 1943 году сорок четыре моряка тралового флота бы­ ли награждены орденами в медалями аа трудовые дела, а командование Северного фло­ та представило к награде со­ рока трех моряков-мурман- чан за боевую помощь воен­ но-морским силам в борьбе против немецких захватчи­ ков. В дни войны многие рыбо­ ловные траулеры стали мин­ ными заградителями, сторо­ жевыми, посыльными, кон­ войными судами, охраняя морские границы и водное пространство Советского За­ полярья. Они несли дозорную службу, сопровождали конвои союзников. Не забудут моря­ ки подвигов РТ, ставших во- епными: РТ-29 (ТЩ-38), ко­ торым командовал Стррль- бицкий, РТ-309 (ТЩ-43) под командовапием Веселкова, СКР «Туман», «Пассат». ТЩ-32 (РТ «Лосось») ва мужество и героизм, прояв­ ленные в Великую Отечест­ венную войну, стал красно­ знаменным, а многие моряки были награждены орденами и медалями. Н. КРИВЯКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz