Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

О СЕНЬ ПРОДОЛЖАЕТ огорчать рыбаков, Сложная промысловая обстановка в Ба­ ренцевом море отрицательно сказывается па результатах работы коллективов добываю­ щих флотов. Поэтому любое известие об успеш­ ной работе даже одного экипажа заслуживает всяческого внимания. Плодотворно трудились в сентябрьском рейсе моряки - РТ-ІЗЗ «Сатурн». Команда этого судна одна из немногих, перевыполнивших задание. Несмотря на ограниченное время нахождения на лову (не доходили двое суток до положенно­ го) коллектив выработал 129,6 тонны рыбного полуфабриката вместо 91 тонны, предусмотрен­ ной планом. Нага корреспондент обратился к капитану Михаилу Макаровичу Строчкину с цросьбой рассказать, что определило трудовой успех. — В первую очередь, — начал тов. Строчкин, — следует заметить, «Сатурн», как я его при­ нял в прошлом году,- работает почти- все 'вре-1 мя у берегов, на Рыбачьей и других банках. Су­ доводители хорошо изучили эти места, прекрас­ но ориентируются в обстановке, что очень важ­ но при лове в прибрежных районах. Капитан достает из стола своеобразный днев­ ник, где порейено записаны результаты плава- пня* в каких квадратах они проходили, харак­ терные моменты его. . і . • « — Поведение рыбы во многих случаях повторяется, — пррдолжа- . еч Михаил Макарович. —• Загляды­ вая в старые записи, иримерно можно определить, где наиболее ве­ роятны будут скопления. Олравды- ваемость такого собственного про­ гноза довольно точная. В минувшем рейсе мы пошла на Рыбачью по двум причинам. Во-пер­ вых, на востоке была сосредоточена большая группа судов. При сегод­ няшнем положении можно заранее сказать, что рыба там не задержит­ ся, она быстро исчезнет. Во-вто­ рых, Рыбачью, как уже говорил, мы изучили довольно хорошо. Эти знания помогли сразу правильно выбрать тактику работы. Первые дневные уловы не радовали, но по прошлым плаваниям знали, что здесь лучшие подъемы ночью. И действительно, с наступлением су­ мерек подняли тонну, потом полто­ ры, даже две. На утро по нашей рекомендации сюда подошел напарник по соревнованию — экипаж РТ-124, затем подтянулись и другие РТ. Парно-групповое соревнование всегда, а сей­ час особенно, благотворно сказывается на ито­ гах работы коллективов. Главное ее достоин­ ство — подробная информация об обстановке. Как только коллеги имели лучший улов, они сообщали другим, и корабли передислоцирова­ лись. Так, однажды мы подсказали морякам сто двадцать четвертого, что, если в квадрате 1406 ходить южнее несколько миль изобаты и пере­ секать баночку, то можно иметь эа короткое траление до полутора тонн трески, пикши. На своем месте они поднимали 700—1000 килограм­ мов. Или другой пример. В последние сутки на­ шей работы мы ушли с тринадцатой площад­ ки, где уже сосредоточилась большая группа и, следовательно, нельзя было рассчитывать на успех, на двенадцатую. Здесь с 19 часов до 8 утра, смогли выработать 120 центнеров полу­ фабриката. Свое мнение о перспективности про­ мысла в ночное время сообщили всем капита­ нам. — Лов в прибрежных районах сопряжен с большими трудностями. Как ваши моряки пре­ одолевали их? — Действительно, трудностей много. Самые главные: как избежать аварийности тралов, удержаться на пятнышке. За два рейса, рабо­ тая у берегов, мы не сменили ни одного трала, Лишь — мешок, сильно побитый от попадания губки. В минувшем плавании была только од­ на значительная авария, в основном отделыва­ лись малыми порывами. Кстати, они устраня­ лись дежурным мастером по добыче, пока вы­ ливали улов, готовили трал к спуску. Одним словом, задержек но было. Так вот, сохранить орудия лова в исправно­ сти мы смогли благодаря коротким тралениям, которые продолжались не более часа. Способ­ ствовало этому и то, что по выходе в моро на трал левого борта поставили 50-сантиметровые гужики, на случай если будет попадать губка, правого —по схеме промыслового отдела. Рабо­ тали ими в зависимости от обстановки. Чтобы меньше загрести камней, держали максималь­ ную скорость — 3,4—3,5 узла. И, конечно, ста­ рались ходить по тем местам, где нот задевов. Это была чисто судоводительская работа. Надо отметить, что мои помощники — хоро­ шие промысловики. У них и опыта достаточно, и хватка рыбацкая есть. Именно поэтому и мог­ ли равномерно промышлять. Чтобы не сойти с косяка, через каждые 15-т 20 минут, а то и чаще производили с помощью локатора определение места судна. Фактически он все время был включен. При спуске трала, если по глубине или по обсервации видели, что траулер снесло, шли в исходную точку и про­ изводили операцию. На вопросы коррес­ пондента « Рыб н о г о Мурмаца» отвечает ка­ питан траулера «Са­ турн» Михаил Макаро­ вич СТРОЧКИН. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРНО-ГРУППОВОГО СОРЕВНОВАНИЯ Вообще, не сойти с концентраций, было труд­ но. Рыба совершала и вертикальные и горизон­ тальные миграции. Днем, замечали, она подни­ мается в верхние слои воды. Тогда давали ма­ лый ход и вели поиск прибором. Или выходили ва большие глубины. Если ночью держалась от 100 до 150 метров, то в светлое время на севере спускалась до 250 метров. При тралений при­ держивались строго заданной глубины. То есть, подняв тонну или больше, например, в диапа­ зоне 100^—120 метров, при обратном тралении старались повторить его во всех подробностях. Как правило, после дневного поиска к вечеру уже были на позициях, где предполагали, "бу­ дет концентрация. Понятно, короткие траления, подвижность ко­ сяков требовали от палубной команды особой сработанности. Мне иногда казалось, что у пас спуск, подъем трала идет медленно. А срав­ нишь с теми, кто одновременно отдал ваера со стопора, и отметишь про себя: люди хорошо работают. А самый объективный свидетель — секундомер. Больше получаса мы не тратили на эту операцию, экономили до 12 минут на каждой из них. В результате могли делать аа сутки 11—12 тралений. — Как работает экипаж с начала года и ка­ кой рубеж наметили в честь ленинского юби­ лея? — Мы брали обязательство дать сверх годо­ вого плана 200 центнеров рыбного полуфабри­ ката. Теперь его пересмотрели и решили зада­ ние года выполнить к 1 декабря, а к 31 — про­ грамму пятилетки. Как к тому, так и к дру­ гому рубеясу подошли вплотную. 184 тонны нам осталось до годового задания и пятьсот с лиш­ ним —до пятилетнего. Однако замечу: судно весь июль простояло во внеплановом ремонте. Если бы его не было, ужо смогли бы рапортовать о первой победе. Неилохие и финансовые показатели работы нашего коллектива. Я не располагаю даппыми эа 9 месяцев, но за полугодие моряки вместо 37 тысяч рублей убытка дали 43,4 тысячи руб­ лей прибыли. Причем, в основном за счет боль­ шой экономии почти по всем статьям затрат, — И последний вопрос. Успех, конечно, обес­ печивали люди. Назовите, щ о заслуживает наи­ большей похвалы. — Если говорить о палубной команде, то здесь с самой лучшей стороны показали себя старшины вахт Федор Самохвалов, Виктор Чер- номашинцев. Они в полном смысле матросы первого класса, отлично знают дело, отличают­ ся дисциплинированностью. Следует сказать также о мастерах по добыче Петре Исаковиче Курмаеве, Стефане Стефановиче Инюхане, Максиме Максимовиче Шпмчуке — им немало пришлось поработать в рейсе. Доброго слова заслуживает слесарь Василий Мальцев. Он всегда придет на помощь, требует­ ся ли она машинным специалистам или па па­ лубе. Безотказный труженик. Союз двух крупнейших предприятий^— флота и порта. Фото С. Данилова. I і I I I I I I I I ОРШШ СРТ-688 «Палла- да» из рейса в рейс до­ бивались больших про- -взводственных показателей. ‘Д іиф и осенний период, ког­ да рыба, подвижна, а концен­ трации ее очень малы, наш вкилаж сработал отлично. Вот показатель последнего рейса. За 45 суток промысла мы сда­ ли на плавбазы и доставили в порт 156 тонн первосортного полуфабриката трески, что на 9 тонн больше . рейсового за­ дания. Радуют показатели по заготовке печени и рыбьих голов. С окончанием этого рейса мы успешно справи­ лись со своимц социалисти­ ческими обязательствами, дав к народному столу 99 тонн рыбного полуфабриката сверх годового плана. Что же явилось залогом на­ шего успеха? Во-первых, это сплоченность коллектива, вы­ сокая производственная дис- циилина. За восемь месяцев у нас не зарегистрировано ни одного часа простоя судна в иорту по вине команды. Ни­ кто из наших товарищей не был замечен на берегу в во время исполнения служеб­ ных обязанностей нетрезвым. I I I I 1 в лись поисковыми приборами и, как правило, всегда выво­ дили СРТ на концентрации трески. В последнем рейсе при­ шлось работать на Кильдин- ской банке. Это коварная банка. Аварийность промыс­ лового вооружения здесь очень большая. Но тем не менее старший мастер лова С. А. Епифанов, .его помощ­ ники В. Н. Луканин и А. Ко­ сарев (оп же секретарь ком­ сомольской организации) сде­ лали все возможное, чтобы экипаж не терял времени из-за простоев трала. Чинил­ ся он быстро, добротно. По приходе домой мы под­ вели итоги социалистическо­ го соревнования на звание «.лучший по профессии». Луч­ шими производственниками у нас , показали себя моторист И. В. Терехов, матросы Л. А. Кудрявцев и И. В. Жихарев. Сейчас СРТ-688 становится в ремонт, и экипаж обращается к рабочим СРЗ-1 с просьбой отремонтировать его как мож­ но скорее, потому что в по­ следнем году пятилетки мо­ ряков нашего судна ждут большие задачи. П. СИНЬКОВ, капитан. ди с цип л ин е этом принадлежит - вашим коммунистам и комсомоль­ цам. Их у нас восемь чело­ век, они составляют костяк экипажа. На промысле мы старались делать поменьше переходов, больше работать яа мелких1 косяках. Учитывая то обстоя­ тельство, что в осенний пери: од рыба лучше ловится ночью, в дневное время мы тщательно готовили орудия лова, старались подойти к плавбазе и сдать продукцию, а также вели местный поиск трески. Наши судоводители — старший помощник капи­ тана коммунист В. А. Безбо­ родов и второй штурман В. Н. Кувцевич *. умело пользова-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz