Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

Так работает экипаж т р а у л е р «Св е т» ІІІ1НІІІІІІШШІІ1ІІ1ШІ!!ІІШ!І1ІІІШШІ1ІІ!ІІІІІШІІІІІІІ)!ІІІШ11!ІІ1ІІ!Н!іІІІНі Шесть победных рейсов М ОРЯК, пришедший на борт нашего трау­ лера, обязательно обратят внимание на вывешенные в салоне документы, рас­ сказывающие о трудовых традициях коллекти­ ва. Вот свидетельство, которого был удостоен экипаж в 1967 году, когда за успехи в социали­ стическом соревновании в тесть 50-летия Вели­ кого Октября он был занесен в Книгу трудовых подарков к полувековому юбилею Советского государства. На соседней переборко вывешены Почетные грамоты управления и базового ко­ митета флота эа «обеду в парно-групповом со­ ревновании. Эти документы - реликвии как нельзя луч­ ше показывают» что моряки «Света» но-удар- вому несут юбилейную ленинскую вахту. До­ статочно привести еще такай факт. 9 сентяб­ ря мы выполнили государственный план по жыработкѳ полуфабриката в решили довести вылов до 22 тысяч центнеров, В перспективе ж е коллектив видит свою цель в том, чтобы к 22 апреля 1970 года справиться с заданием пя­ тилетки. В середине сентября во приходу судна ва очередного, шестого рейса промысловую в хо­ зяйственную деятельность экипажа рассматр вали ва флотской балансовой комиссии. Оце: ку дали хорошую. И, мне кажется, но праву За полугодие мы дали 116 тысяч рублей сверх плановой прибыли, себестоимость одного цент нера продукции снизили на 1 рубль 44 копеек. В своем решении комиссия записала: «Экипаж успешно енравилея с производственной про­ граммой по всем показателям благодаря спло­ ченности, хорошей промысловой обстановке и хорошему техническому состоянию корабля». Я хочу остановиться на последнем плавании, потому что оно особенно харктерно в смысле того, как моряки преодолевали трудности и, не­ смотря на сложные условия работы, выполни­ ли рейсовое задание на 113,8 процента. Длилось плавание 37 еутоъ, но на лову находились два­ дцать девять. Причем в то время, когда в Ба­ ренцевом море концентрации трески были раз­ реженными, очень подвижными, как сейчас. В течение всего периода промысла мы не поднимали меньше тонны ж по сводне видели, что результаты нашей работы одни из лучших. Большую роль в этом сыграл хорошо налажен­ ный рыбопоисковый прибор «Кальмар». Трале­ ния вели только прицельные. Когда обнару­ живали «пятнышко», обязательно старались пройти но нему несколько раз, иногда делали даже два поворота ва обратный куре, й всегда такие маневры оправдывались. Но удержаться ва косяке можно было, толь­ ко с достаточной точностью зная местонахож­ дение судна. При работе на Центральной воз­ вышенности для обсерваций использовали сек­ торные радиомаяки. Но как здесь, так и в дру­ гих районах ве упускали любой возможности произвести астрономические определения. К чести наших штурманов, они быстро и умело производили все вычисления, так что обсерво- ванная точка была у нас всегда. Но судоводители «Света» отличаются не толь­ ко знанием чисто штурманской работы, а«.и хо- рентами качествами нромыслѳвиквв. Они ве ждут, когда капитан даст указание, а, проявляя инициативу, принимают самостоятельное ре­ шение. И пая командир Александр Михайло­ вич Кудри векий ве стесняет их и этом. Такой порядок вполне оправдан. Капитан не может находиться на мостике в течение всех суток, не выдержит фиаичсски, а обстановка сейчае меняется буквально через несколько ча­ сов. И кому, как не вахтенному помощнику, известны по радиораяговорам, наблюдениям за судами все тонкости промысла на его вахте. Перед сменой преемник получает от пред­ шественника самую подробную информацию. Сюда входят и сведения об уловах у соседних кораблей, каким курсом они ходят, где нахо­ дятся, и другие данные. Местонахождение суд­ на, на котором имеют отличный улов, наносим ва планшет. В общем, вновь заступивший на вахту штурман с первых минут попадает в куре всех дел. Соревновались мы в этом рейсе да и в году с экипажами РТ-119 и траулера «Сочи» Архан­ гельского тралового флота. За прошедшие ме­ сяцы года наши моряки обошли своих папар- ников по добыче рыбы примерно на 3 тысячи центнеров. Правда, ноллектив РТ-119 находил­ ся на лову меньше пашего на 23 суток, но все равно у него ниже показатели на сутки про­ мысла. Здесь я говорил только о некоторых сторонах работы судоводительского состава. Но успех обеспечивал весь экипаж. Поэтому судовой ко­ митет и решил за шестой рейс занести на Доску почета фамилии моряков, работавших на разных участках. Рядом с именем второго по­ мощника капитана Я. К. Леонтьева — фами­ лии старших матросов КТ. П. Дементьева, В. С Хажзова, И. А. Тиианцева, матроса второго класса В. Н. Глотова, помощника мастера по обработке А. П. Курбатова, помощника повара А. К. Тиркия и других моряков. В. ЧЕРЕВКОВСКИЙ, старший помощник ка&вташц М НЕ ДОВЕЛОСЬ сходить на траулере «Свет» три продолжительных рей­ са. Но как сейчас помню день, когда ступил на борт судна, и то впечатление, ко­ торое произвело на меня зна­ комство с экипажем, органи­ зацией труда. В глаза броси­ лись дисциплинированность моряков, их единодушие, тре­ бовательность командного со­ става. «Где порядок, там в работа ладится», — подумал я. И действительно, по выходе в рейс каждый занялся ево- им делом, готовясь к началу промысла. Мастера по добыче просматривали тралы, промы­ словое вооружение. И тут мне открылись самые отличные качества тралмейстера Алек­ сандра Копиничева, его дело­ витость, умение своим нри> мену тех или иных частей трала иметь запасные детали. С этой целью, когда вахта не занята неотложными делами, заготовляем 3-метровые го­ лые концы, наиболее часто выходящие из етроя. Дают их со склада недостаточно, вот и приходится использовать не­ годные тросы, например, «еу- шилки», патенты. Вставки, стропы, гужики, лапки, удав- вой линь — все это у нас всегда имеется в запасе. При замене порванной тра­ ловой пласта руководствуемся соображениями экономии. Ес­ ли позволяют обстоятельства, вообще отказываемся от за­ мены, а чиним класть, но сре­ занные сетв но выбрасываем в утиль, а выкраиваем из них более мелкие части. Хозяй­ ское отношение к расходова­ нию сетематериалов поэволи У ч и т ы в а я в с е м е л о ч и Главный показатель Г ЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ работоспособности, дело* витоств коллектива ма« шинных специалиста ?- от* еутетвнѳ простоев судна ва промысле иди в порту по их вине. Механики, котельные машинисты, другие члены машинной команды нашего траулера как раа и обеспечи­ вали стопроцентное использо­ вание промыслового времени. Никогда судоводители не бы­ ли в претензии, что мы но давали нужные обороты, про­ сили несколько часов ва ре» монт и профилактику меха* виамов. И не только этим характер* вы дела машинной команды. Не допуская простоев кораб­ ля в море, мы вот совсем не­ давно сэкономили примерно 40—15 дне*. А дело вот в чем. В октябре судну планировал* ся ремонт лебедки, но мы ох него отказались. В предыду­ щую етоянку заказали, судо­ ремонтному заводу изгото­ вить рамовые подшипники машинного вала этого меха- тазма . НаЩ заказ выполни­ ли, и в^ море мы выполнили ту работу, которая планиро­ валась на октябрь. Промышляли некоторое вре­ мя у берегов, потом рыба здесь отказала, и мы вынуж­ дены были уйти к Медвежке. Во время ие рехода я зани­ мались ремонтом. Работать приходилось но только ва вахте, во и ва поднахте. Все­ го 20 минут мы задержала операцию во спуску трала в новом районе. Но что значат Эти 20 минут по евавненжо о 40—15 суткамиI И в этом большая заслуга етаршего механика Игоря Васильевича “Іопова, третьего механика [митрия Щербакова, елесаря Іиколая Чаева и всех осталь­ ных, кто участвовал в ремов* те лебедки. Особо следует сказать о на­ шем «деде». Игорь Василье­ вич вришея ва траулер ввело того, как он вернулея в» Полыни, в августе 1968 года. Мне, проработавшему на фло­ те 49 лет, еще не приходи- вось встречать такого специ­ алиста, организатора. И. В. Попов участвует в любой ра* боте, но считает это зазор­ ным. Под его руководством мы ведем все ремонты, ое* мотры механизмов. В начале года машинная команда «Света» брала обяза­ тельство выполнить своими силами ремонтных работ в объеме 1200 нормо-часов, но уже сейчас мы перекрыли атот показатель. Кроме того, успешно выполняется и дру­ гой пункт обязательства: эко­ номия топлива и смазочных материалов. Сумма экономия составляет 3 тысячи рублей эа вять рейсов. В первую оче­ редь добились этого за счет устранения всякого рода уте­ чек, то ееть своевременно проводили осмотры узлов ме­ ханизмов, устраняли дефек­ ты. Очень важно также и то, что перегрев пара держим всегда 290—300 градусов. Обеспечивают это котельные машинисты, которые смотрят эа правильным подогревом топлива, горением его в топ­ ках. Поэтому не случайно, что фамилии некоторых ко­ тельных машинистов посто­ янно заносятся на судовую Доску почета. В шестом рей­ се такой чести был удостоен старший котельный маши­ нист П. А. Васильев. Очень ваящо для избежа­ ния простоев судна на про­ мысле иметь тесный контакт с вахтенным помощником ка­ питана. Например, на моей вахте второй штурман Л. К. Леонтьев всегда сообщает, если предстоит ремонт ору­ дий лова и судно будет ле­ жать в дрейфе. Исходя из предполагаемого времени, и намечаю ту или иную рабо­ ту, которую не выполнишь на ходу судна. В . ОГАРКО, второй ме- ш ш . мерой увлечь других. Поэтому я безболезненно вошел в кол­ лектив, дела палубной коман­ ды сразу пошли хорошо; Мастерам по добыче, в от­ личие от других специали­ стов, иной раз приходится труднее. Им больше всех до­ стается и в морозы, и в шторм, и при работе на заде- вистом. грунте, когда почти каждый трал приходит в ава­ рийном состоянии. Но все это пустяки, еели вместе с рва­ нью в трале оказывается хо­ роший улов. Тогда и работа спорится, и не замечаешь ус­ талости. В некоторой степени мы испытываем удовлетворе­ ние, потому что все три рей­ са экипаж справлялся с зада­ ниями, досрочно выполнил годовой план по добыче ры­ бы. И в этом есть доля нашего труда. От палубной команды тре­ буется в первую очередь, что­ бы орудия лова веегда были в исправности. Не только перед началом лота, а в течение всего плавания. Особенно трудно обеспечить это при ра­ боте в еложных условиях. Мы практикуем дежурство смени­ вшегося с вахты мастера. При подъеме трала он выходит на палубу, и если видит, что нужна помощь, сразу прини­ мается за чинку сетного по­ лотна или ааменяет вышед­ шую из строя оснастку. Вах­ тенный же мастер занимается выливкой улова, другой рабо­ той. Так что потом не тратит­ ся время на устранение не­ исправности, трал сразу же уходит в воду. Бывает, конеч­ но, и так, что оба заняты чинкой «ловушек», но все равно дежурство дает свои плоды. При подъеме аварийных орудий лова смотрим, как вы­ годнее поступить: перейти ли на запасной трал или есть смысл быстро «заштопать» дт^трочки. И когда решаем в пользу последнего* то привле­ каем к ремонту и матросов. Очень важно для предотвра- ■щения потери времени на за­ ло нам добиться экономии по этой статье расходов с начала года на 14 тысяч рублей. На нашем траулере практи­ куется работа одними кабеля­ ми. При переходе на трал другого борта мы сматываем их на барабан, а потом быстро заводим за соответствующие ролики. На операцию уходит не более 15 минут, меньше, чем отводится по нормативу. И дело здесь не только в том, что такой порядок убыстряет работу, но и в организации тру­ да. У нас заведено твердое правило: необходимый инст румент — «крокодилы», ло мики, скобы — находятся на определенном месте, всегда под рукой. Это очень важно и при подъеме, спуске трала, на которые мы тратим време­ ни до 7 минут меньше нормы. Промер ваеров производим яри перебежках в другие рай­ оны, к базам для сдачи уло­ вов, то есть фактически без ущерба для промысла. И в результате эа 6 рейсов трал находился в воде 669 часов сверх положенного. Это десят ки центнеров рыбы, вылон ленной дополнительно. Трудно, конечно, проанали эировать в полной мере, от чего зависит успех экипажа. Казалось бы, ничего особого мы не сделали, когда замени­ ли по центру нижней подборы 400-миллиметровые бобинцы на «пятисотки». Но после это­ го трал стал рваться меньше, увеличились и уловы. За по­ луторачасовое траление под­ нимали до двух тонн—очень хороший улов при той обста­ новке, что сложилась в авгу сте—сентябре. Перед выходом в промысло вые квадраты капитан всегда ссобщает мастерам по добыче, какие там условия работы, грунт, глубины, продолжи­ тельность хода с тралом. Та­ кая ясность позволяет нам быть готовыми к любым нео­ жиданностям. Д. ВАЛЕВИЧ, мастер по добыче рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz