Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.
Так работает экипаж т р а у л е р «Св е т» ІІІ1НІІІІІІШШІІ1ІІ1ШІ!!ІІШ!І1ІІІШШІ1ІІ!ІІІІІШІІІІІІІ)!ІІІШ11!ІІ1ІІ!Н!іІІІНі Шесть победных рейсов М ОРЯК, пришедший на борт нашего трау лера, обязательно обратят внимание на вывешенные в салоне документы, рас сказывающие о трудовых традициях коллекти ва. Вот свидетельство, которого был удостоен экипаж в 1967 году, когда за успехи в социали стическом соревновании в тесть 50-летия Вели кого Октября он был занесен в Книгу трудовых подарков к полувековому юбилею Советского государства. На соседней переборко вывешены Почетные грамоты управления и базового ко митета флота эа «обеду в парно-групповом со ревновании. Эти документы - реликвии как нельзя луч ше показывают» что моряки «Света» но-удар- вому несут юбилейную ленинскую вахту. До статочно привести еще такай факт. 9 сентяб ря мы выполнили государственный план по жыработкѳ полуфабриката в решили довести вылов до 22 тысяч центнеров, В перспективе ж е коллектив видит свою цель в том, чтобы к 22 апреля 1970 года справиться с заданием пя тилетки. В середине сентября во приходу судна ва очередного, шестого рейса промысловую в хо зяйственную деятельность экипажа рассматр вали ва флотской балансовой комиссии. Оце: ку дали хорошую. И, мне кажется, но праву За полугодие мы дали 116 тысяч рублей сверх плановой прибыли, себестоимость одного цент нера продукции снизили на 1 рубль 44 копеек. В своем решении комиссия записала: «Экипаж успешно енравилея с производственной про граммой по всем показателям благодаря спло ченности, хорошей промысловой обстановке и хорошему техническому состоянию корабля». Я хочу остановиться на последнем плавании, потому что оно особенно харктерно в смысле того, как моряки преодолевали трудности и, не смотря на сложные условия работы, выполни ли рейсовое задание на 113,8 процента. Длилось плавание 37 еутоъ, но на лову находились два дцать девять. Причем в то время, когда в Ба ренцевом море концентрации трески были раз реженными, очень подвижными, как сейчас. В течение всего периода промысла мы не поднимали меньше тонны ж по сводне видели, что результаты нашей работы одни из лучших. Большую роль в этом сыграл хорошо налажен ный рыбопоисковый прибор «Кальмар». Трале ния вели только прицельные. Когда обнару живали «пятнышко», обязательно старались пройти но нему несколько раз, иногда делали даже два поворота ва обратный куре, й всегда такие маневры оправдывались. Но удержаться ва косяке можно было, толь ко с достаточной точностью зная местонахож дение судна. При работе на Центральной воз вышенности для обсерваций использовали сек торные радиомаяки. Но как здесь, так и в дру гих районах ве упускали любой возможности произвести астрономические определения. К чести наших штурманов, они быстро и умело производили все вычисления, так что обсерво- ванная точка была у нас всегда. Но судоводители «Света» отличаются не толь ко знанием чисто штурманской работы, а«.и хо- рентами качествами нромыслѳвиквв. Они ве ждут, когда капитан даст указание, а, проявляя инициативу, принимают самостоятельное ре шение. И пая командир Александр Михайло вич Кудри векий ве стесняет их и этом. Такой порядок вполне оправдан. Капитан не может находиться на мостике в течение всех суток, не выдержит фиаичсски, а обстановка сейчае меняется буквально через несколько ча сов. И кому, как не вахтенному помощнику, известны по радиораяговорам, наблюдениям за судами все тонкости промысла на его вахте. Перед сменой преемник получает от пред шественника самую подробную информацию. Сюда входят и сведения об уловах у соседних кораблей, каким курсом они ходят, где нахо дятся, и другие данные. Местонахождение суд на, на котором имеют отличный улов, наносим ва планшет. В общем, вновь заступивший на вахту штурман с первых минут попадает в куре всех дел. Соревновались мы в этом рейсе да и в году с экипажами РТ-119 и траулера «Сочи» Архан гельского тралового флота. За прошедшие ме сяцы года наши моряки обошли своих папар- ников по добыче рыбы примерно на 3 тысячи центнеров. Правда, ноллектив РТ-119 находил ся на лову меньше пашего на 23 суток, но все равно у него ниже показатели на сутки про мысла. Здесь я говорил только о некоторых сторонах работы судоводительского состава. Но успех обеспечивал весь экипаж. Поэтому судовой ко митет и решил за шестой рейс занести на Доску почета фамилии моряков, работавших на разных участках. Рядом с именем второго по мощника капитана Я. К. Леонтьева — фами лии старших матросов КТ. П. Дементьева, В. С Хажзова, И. А. Тиианцева, матроса второго класса В. Н. Глотова, помощника мастера по обработке А. П. Курбатова, помощника повара А. К. Тиркия и других моряков. В. ЧЕРЕВКОВСКИЙ, старший помощник ка&вташц М НЕ ДОВЕЛОСЬ сходить на траулере «Свет» три продолжительных рей са. Но как сейчас помню день, когда ступил на борт судна, и то впечатление, ко торое произвело на меня зна комство с экипажем, органи зацией труда. В глаза броси лись дисциплинированность моряков, их единодушие, тре бовательность командного со става. «Где порядок, там в работа ладится», — подумал я. И действительно, по выходе в рейс каждый занялся ево- им делом, готовясь к началу промысла. Мастера по добыче просматривали тралы, промы словое вооружение. И тут мне открылись самые отличные качества тралмейстера Алек сандра Копиничева, его дело витость, умение своим нри> мену тех или иных частей трала иметь запасные детали. С этой целью, когда вахта не занята неотложными делами, заготовляем 3-метровые го лые концы, наиболее часто выходящие из етроя. Дают их со склада недостаточно, вот и приходится использовать не годные тросы, например, «еу- шилки», патенты. Вставки, стропы, гужики, лапки, удав- вой линь — все это у нас всегда имеется в запасе. При замене порванной тра ловой пласта руководствуемся соображениями экономии. Ес ли позволяют обстоятельства, вообще отказываемся от за мены, а чиним класть, но сре занные сетв но выбрасываем в утиль, а выкраиваем из них более мелкие части. Хозяй ское отношение к расходова нию сетематериалов поэволи У ч и т ы в а я в с е м е л о ч и Главный показатель Г ЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ работоспособности, дело* витоств коллектива ма« шинных специалиста ?- от* еутетвнѳ простоев судна ва промысле иди в порту по их вине. Механики, котельные машинисты, другие члены машинной команды нашего траулера как раа и обеспечи вали стопроцентное использо вание промыслового времени. Никогда судоводители не бы ли в претензии, что мы но давали нужные обороты, про сили несколько часов ва ре» монт и профилактику меха* виамов. И не только этим характер* вы дела машинной команды. Не допуская простоев кораб ля в море, мы вот совсем не давно сэкономили примерно 40—15 дне*. А дело вот в чем. В октябре судну планировал* ся ремонт лебедки, но мы ох него отказались. В предыду щую етоянку заказали, судо ремонтному заводу изгото вить рамовые подшипники машинного вала этого меха- тазма . НаЩ заказ выполни ли, и в^ море мы выполнили ту работу, которая планиро валась на октябрь. Промышляли некоторое вре мя у берегов, потом рыба здесь отказала, и мы вынуж дены были уйти к Медвежке. Во время ие рехода я зани мались ремонтом. Работать приходилось но только ва вахте, во и ва поднахте. Все го 20 минут мы задержала операцию во спуску трала в новом районе. Но что значат Эти 20 минут по евавненжо о 40—15 суткамиI И в этом большая заслуга етаршего механика Игоря Васильевича “Іопова, третьего механика [митрия Щербакова, елесаря Іиколая Чаева и всех осталь ных, кто участвовал в ремов* те лебедки. Особо следует сказать о на шем «деде». Игорь Василье вич вришея ва траулер ввело того, как он вернулея в» Полыни, в августе 1968 года. Мне, проработавшему на фло те 49 лет, еще не приходи- вось встречать такого специ алиста, организатора. И. В. Попов участвует в любой ра* боте, но считает это зазор ным. Под его руководством мы ведем все ремонты, ое* мотры механизмов. В начале года машинная команда «Света» брала обяза тельство выполнить своими силами ремонтных работ в объеме 1200 нормо-часов, но уже сейчас мы перекрыли атот показатель. Кроме того, успешно выполняется и дру гой пункт обязательства: эко номия топлива и смазочных материалов. Сумма экономия составляет 3 тысячи рублей эа вять рейсов. В первую оче редь добились этого за счет устранения всякого рода уте чек, то ееть своевременно проводили осмотры узлов ме ханизмов, устраняли дефек ты. Очень важно также и то, что перегрев пара держим всегда 290—300 градусов. Обеспечивают это котельные машинисты, которые смотрят эа правильным подогревом топлива, горением его в топ ках. Поэтому не случайно, что фамилии некоторых ко тельных машинистов посто янно заносятся на судовую Доску почета. В шестом рей се такой чести был удостоен старший котельный маши нист П. А. Васильев. Очень ваящо для избежа ния простоев судна на про мысле иметь тесный контакт с вахтенным помощником ка питана. Например, на моей вахте второй штурман Л. К. Леонтьев всегда сообщает, если предстоит ремонт ору дий лова и судно будет ле жать в дрейфе. Исходя из предполагаемого времени, и намечаю ту или иную рабо ту, которую не выполнишь на ходу судна. В . ОГАРКО, второй ме- ш ш . мерой увлечь других. Поэтому я безболезненно вошел в кол лектив, дела палубной коман ды сразу пошли хорошо; Мастерам по добыче, в от личие от других специали стов, иной раз приходится труднее. Им больше всех до стается и в морозы, и в шторм, и при работе на заде- вистом. грунте, когда почти каждый трал приходит в ава рийном состоянии. Но все это пустяки, еели вместе с рва нью в трале оказывается хо роший улов. Тогда и работа спорится, и не замечаешь ус талости. В некоторой степени мы испытываем удовлетворе ние, потому что все три рей са экипаж справлялся с зада ниями, досрочно выполнил годовой план по добыче ры бы. И в этом есть доля нашего труда. От палубной команды тре буется в первую очередь, что бы орудия лова веегда были в исправности. Не только перед началом лота, а в течение всего плавания. Особенно трудно обеспечить это при ра боте в еложных условиях. Мы практикуем дежурство смени вшегося с вахты мастера. При подъеме трала он выходит на палубу, и если видит, что нужна помощь, сразу прини мается за чинку сетного по лотна или ааменяет вышед шую из строя оснастку. Вах тенный же мастер занимается выливкой улова, другой рабо той. Так что потом не тратит ся время на устранение не исправности, трал сразу же уходит в воду. Бывает, конеч но, и так, что оба заняты чинкой «ловушек», но все равно дежурство дает свои плоды. При подъеме аварийных орудий лова смотрим, как вы годнее поступить: перейти ли на запасной трал или есть смысл быстро «заштопать» дт^трочки. И когда решаем в пользу последнего* то привле каем к ремонту и матросов. Очень важно для предотвра- ■щения потери времени на за ло нам добиться экономии по этой статье расходов с начала года на 14 тысяч рублей. На нашем траулере практи куется работа одними кабеля ми. При переходе на трал другого борта мы сматываем их на барабан, а потом быстро заводим за соответствующие ролики. На операцию уходит не более 15 минут, меньше, чем отводится по нормативу. И дело здесь не только в том, что такой порядок убыстряет работу, но и в организации тру да. У нас заведено твердое правило: необходимый инст румент — «крокодилы», ло мики, скобы — находятся на определенном месте, всегда под рукой. Это очень важно и при подъеме, спуске трала, на которые мы тратим време ни до 7 минут меньше нормы. Промер ваеров производим яри перебежках в другие рай оны, к базам для сдачи уло вов, то есть фактически без ущерба для промысла. И в результате эа 6 рейсов трал находился в воде 669 часов сверх положенного. Это десят ки центнеров рыбы, вылон ленной дополнительно. Трудно, конечно, проанали эировать в полной мере, от чего зависит успех экипажа. Казалось бы, ничего особого мы не сделали, когда замени ли по центру нижней подборы 400-миллиметровые бобинцы на «пятисотки». Но после это го трал стал рваться меньше, увеличились и уловы. За по луторачасовое траление под нимали до двух тонн—очень хороший улов при той обста новке, что сложилась в авгу сте—сентябре. Перед выходом в промысло вые квадраты капитан всегда ссобщает мастерам по добыче, какие там условия работы, грунт, глубины, продолжи тельность хода с тралом. Та кая ясность позволяет нам быть готовыми к любым нео жиданностям. Д. ВАЛЕВИЧ, мастер по добыче рыбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz