Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

І І І І Ш Ш Ш Ш Ш Ш І Ш Ш Ш І І Ш Ш І Ш Ш І І І Ш Ш Ш Ш Ш І Ш І ЗДЕСЬ ВРАГ НЕ ПРОШЕЛ! В ИЮЛЕ 1942 года для усиления обороны приморского фланга на полуостровах Средний и Рыба­ чий был создан Северный оборонитель­ ный район, состоящий из частей мор­ ской пехоты, полевой н береговой ар­ тиллерии, авиации, частей ПВО, сан­ ей, инженерных войск и боевых ко­ раблей. Полуострова Средний в Рыбачий имели важное стратегическое значе­ ние. Они, Нависая над Кольским зали­ вом, прикрывали подходы к нему с моря. Поэтому немецко-фашистские захватчики принимали немало усилий для захвата этих полуостровов. Одна­ ко стойкость и самоотверженность на­ ших воинов в упорных схватках с от­ борными горно-стрелковыми частями противника спутали планы фашистов. Гитлеровцам так и не удалось п рваться через нашу оборону и выі К Кольскому заливу. В 1944 году в результате разгрома немецко-фашистских войск в Карелии и Прибалтике создались условия для наступления в Заполярье. К нача­ лу октября 1944 года гитлеровская армия удерживала в своих руках район Печенги. Располагая здесь круп­ ными военно-морскими базами, она продолжала угрожать нашим север­ ным морским коммуникациям. Прида­ вая важное значение району Печенги, немецко-фашистское командование за три года войны соадало здесь разви­ тую, глубоко эшелонированную оборо­ ну, состоящую из нескольких оборони­ тельных полос и отдельных опорных пунктов. о Хребет Муста-Тунтури обороняли от­ борные части альпийских горных стрелков и гренадеров, имевших боль­ шой опыт боев в горной местности. На всех обрывах и в ущельях было соору­ жено множество дотов и дзотов. Основ­ ные важные высоты сообщались под­ весной дорогой, наиболее важные огве- вые точки соединялись туннелями. Каж­ дый метр земли на подходах заранее был пристрелян. На всех высотах бы­ ли установлены минометные батареи. Все подходы были минированы широ­ кой полосой и обнесены проволочны­ ми заграждениями. Рассказывает заместитель начальни­ ка отдела связи Мурманского тралово- го флота, бывший командир радиосвя­ зи Северного оборонительного района полковник запаса А. Н, Мильчаков. В начале октября 1944 года, всходя из директивы Ставки Верховного Глав­ нокомандования, командующий вой­ сками Карельского фронта принял ре­ шение на проведение Петсамо-Кирке­ несской операции. В этой операции частям Северного оборонительного района предстояло наступать на своем участке в содей­ ствии с войсками четырнадцатой ар­ мии, Морской пехоте нашего района надо было преодолеть сильно укреп­ ленные высоты, которые оборонялись 9 тысячами гитлеровских солдат и офицеров, на рубеже которых было ус­ тановлено 170 орудий и 370 пулеметов. В ночь с 9 на 10 октября 1944 года, несмотря на штормовую погоду и пло­ хую видимость, торпедные катера и морские охотники Северного флота высадили крупный десант на побе­ режье бухты Малая Волоковая из час­ тей 63-й бригады морской пехоты. Все попытки гитлеровцев сбросить десант не увенчались успехом. Моряки проч­ но закрепились на побережье и нача­ ди успешное наступление в глубину обороны противника. Морским пехотин­ цам пришлось преодолевать невероят­ ные трудности. Ценой многих герои­ ческих подвигов и жизней наших мо­ ряков оборона врага была прорвана ж горный хребет Муста-Тунтури был В8ят. После разгрома 193-й пехотной бригады врага наша морская пехота достигла дороги Титовка—Паровара в начала наступление в направлении Печенги. В ночь на 15 октября войска Карельского фронта в тесном взаимо­ действии с частями морской пехоты и кораблями Северного флота форсиро­ вали реку Печенгу, разгромили вра­ жеский гарнизон в древнем русском городе Печенга. В этот день столица нашей Родины Москва двадцатью артиллерийскими залпами салютовала доблестным вой­ скам Карельского фронта, кораблям и частям Северного флота, одержавшим крупную победу. В этих боях советские воины совер­ шили много героических подвигов. Подвиг Александра Матросова повто­ рил наш солдат Александр Клепач, за­ крыв своим телом амбразуру враже­ ского дота. Геройски дрались с врагом матрос Александр Дрямин, старший лейтенант Василий Кисляков и сотни Других. Большой вклад в дело победы над врагом в Заполярье внесли связисты Северного оборонительного района, обеспечившие устойчивую бесперебой­ ную связь между частями и подразде­ лениями. Достаточно сказать, что толь­ ко в наступлении войск Северного обо­ ронительного района в обеспечении связи принимало участие около тыся­ чи человек. В действии было 400 ра­ диостанции, наведено несколько сот километров линий полевой связи. На­ ши части связи в этой операции полу­ чили высокую оценку, за что заслужи­ ли благодарность Верховного Главно­ командующего. В ознаменование одержанной побе­ ды на Крайнем Севере, Президиум Верховного Совета СССР учредил ме­ даль «За оборону Советского Запо­ лярья», которой награждены тысячи советских воинов. Четверть века прошло с той поры. Но ни время, ни вабвеиие не коснут­ ся дорогих могил, оставшихся на мес­ те жестоких боев. Советские солдаты В матросы, похороненные в них, не пожалели своей жизни, чтобы сохра­ нить нам все, чем мы живем сейчас и дышим, чем радуемся, о чем мечтаем. Память 0 павших навеки с нами. I! и • I НШІІШ Знаете ли вы, что... ...24 июня, 1941 года летчик Борис Сафонов открыл свой боевой счет, сбив самолет врага. ...Только за время с 22 июня 1941 года по 1 июля 1943 года на Мурманск было совершен но 792 налета, из них 134 налета в июпе—ию- ле 1942 года. За эти два месяца фашисты сбросили на город 1000 фугасных бомб. ...23 июня 1941 года в Мурманске были соз­ даны санитарные дружины, в основном из де­ вушек. Более 500 боевых выходов было у од­ ной только сандружины Кировского район у 435 раненых спасла она во время бомбежек. ...Большой ущерб нанесла война Мурман­ ску. В результате вражеских бомбардировок было разрушено 33.200 кв. метров жилой пло- щади , что составляло 74 процента довоенного коммунального фонда. ...За участие в Великой Отечественной войне награждено медалями «За обо­ рону Советского Заполярья» — 10.208 жи­ телей Мурманска, медалями «За доблест­ ный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — 10.676 человек. .уСразу же после разгрома гитлеровцев в районе Печенги, в 1944 году в Мурманске на­ чались работы по восстановлению города. Уже в 1945 году были восстановлены 20 дере­ вянны х и 5 каменных домов, построено вновь 20 двухэтажных деревянных домов. В этом же году началось озеленение города. Только за один 1945 год на восстановленные скверы * газоны было высажено 3.900 кустарников, 50 тысяч цветов. —За 1945—1948 гг. в Мурманске было сда­ но в эксплуатацию более 100 тыс. кв , метров восстановленной и вновь построенной жилой площади. За 5 лет — 1945—1949 годы — на вос­ становление, строительство и благоустройство города израсходовано 170 миллионов рублей. ...7 ноября 1948 года был открыт кинотеатр «Родина», строительство которого было прер­ вано войной. ..23 февраля 1949 года состоялось торжест­ венное открытие восстановленного и рекон­ струированного Дворца культуры им. С. М. Кирова. .„К 1949 году в Мурманске были восстанов­ лены все школьные и несколько администра­ тивных зданий, две бани, почти вся торговая сеть, медицинские учреждения, а в 1950 году восстановление города было закончено, он не только был приведен в прежний вид, но стал краше и благоустроенней, чем до войны. ...В 1950 году в Мурманске открылось выс­ шее мореходное училище. ...В 1949 году вступила в строй гидроэлект­ ростанция Нива-ІІІ, а в 1953 году было закон­ чено строительство каскада Нивских ГЭС. ...В 1946 году комбинат «Печенганикель» вступил в строй действующих предприятий. „JB 1955 году вступила в эксплуатацию Кня - жегубская ГЭС. ..JB послевоенные годы на Кольском полу­ острове возникли новые города и рабочие по­ селки — Североморск, Оленегорск, Ревда, Зе- леноборск, Ильма, Заполярный, вступил в строй ряд новых предприятий, в том числе Оленегорское железорудное предприятие, электростанции Нива-ІІІ, Нива-1, Княжегуб- ская, каскад Пазских ГЭС, АНОФ-ІІ, Сереб­ рянская ГЭС... Материал подготовила научный сотруд­ ник гос. архива Г. Еременко. С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ для ускоре­ ния обработки промыс­ ловых в транспортных судов в Мурманском рыбном порту В прошлом месяце сотрудни­ ками центрального проектно­ конструкторского в техноло­ гического бюро главка «Сев- рыба» совместно с сотрудни­ ками ПИНРО и рыбного пор­ та были проведены наблюде­ ния за организацией труда портовых рабочих. Зарегист­ рировано 168 так называемых фотографий рабочего дня. Результаты этих наблюде­ ний, надо сказать, далеко не утешительны. На основную работу бригады затрачивают только 75,1 процента времени в смену. Остальное уходит не только на подготовку, но в на непроизводительные про­ стои. Больше всего времени они занимают из-за отсут­ ствия автомашин и железно­ дорожных вагонов, неполадок В работе транспортеров рыбо­ комбината, ремонта погрузоч­ но-разгрузочных механизмов и т. д. Около 7 процентов рабоче­ го времени занимают про­ стои, связанные с опоздани­ ем людей на работу, с ранним уходом на обеденный пере­ рыв и с опозданием после не­ го. Мурманский рыбный порт в настоящее время максималь­ но насыщен механизмами. И тем более парадоксально, ког­ да занятые иа выгрузке ры­ Резервы рыбного порта Что показали фотографии рабочего дня бы рабочие вынуждены об­ служивать транспортер, по­ дающий рыбу в мойку, с по­ мощью шеста, что задержи­ вает нормальный цикл рабо­ ты. Выяснились и такие факты, как отсутствие оперативно­ сти в ликвидации поломок, пустая трата времени на ро­ зыски механика. Много времени у бригад портовых рабочих уходит на транспортировку в выгрузку рыбы (клипфиск) в цехах рыбокомбината и возвраще­ ние обратно на судно. Брига­ ды преждевременно заканчи­ вают работу, так как рыбо­ комбинат прекращает прием рыбы. Нет четкости в работе и ав­ тобазы. Она несвоевременно выделяет заказанное коли­ чество машин, автомашины с опозданием прибывают к на­ чалу смены. Перед концом смены водители отказывают­ ся загружать автомашины, фгезжая порожняком или сне- исправпыми контейнерами раньше времени. При выгрузке рыбной муки ве используется полностью грузоподъемность кранов. Вы­ грузка в большинстве случа­ ев производится стампами емкостью 200 килограммов. Немало тратится попусту времени из-за несогласован­ ности в работе между диспет­ черской службой рыбного порта и судовой администра­ цией. Это наблюдалось при обработке транспортных реф­ рижераторов «Алексей Вене­ цианов», «Константин Оль­ шанский» и плавбазы «Севе­ родвинск». Потери времени и непроиз­ водительные работы возника­ ют из-за несогласованности между «Севрыбсбытом» и пор­ товиками. С транспортного рефрижератора «Алексей Ве- ницианов» выгружалась про­ дукция, предназначенная на местный р ы н о к . «Севрыб- сбыт» ее не принял. Эта про­ дукция с автомашины раз­ гружалась на эстакаду, а за­ тем снова грузилась в трюм. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что портовые рабо­ чие зачастую направляются на неподготовленные рабо­ чие места. Так случилось при обработке плавбазы «Рыбный транспортного «Айвазов- Мурман» и рефрижератора ский». В ходе проведенных наблю­ дений были зарегистрирова­ ны случаи грубого нарушения трудовой дисциплины порто­ виками. Почти каждая фото­ графия фиксирует опоздание на рабочее место, ранний уход, появление отдельных рабо­ чих в нетрезвом виде. Товарищами, производив­ шими наблюдения, внесены следующие предложения: Для ликвидации простоев брпгад в ожидании машин при выгрузке рыбной мукп на третьем участке необходимо иметь четыре полувагона. Ма­ шины заказывать после кон­ центрации части груза в по- лувагон, погрузку автомашин производить одновременно из трюма и из полувагона кра­ пом, оборудованным грейфе­ ром. Надо также отказаться от стампы, заменить ее новой конструкцией, позволяющей повысить использование гру­ зоподъемности крапа и ин­ тенсивность грузовых работ. В конструкции должно быт» предусмотрено устройство, позволяющее открывать ее крановщику, чтобы освобо­ дить от этого дела рабочего иа автомашине. Такая кон­ струкция существует в торго­ вом порту. При погрузке картонной та­ ры на суда бригадами порто­ вых рабочих производится формирование подъема на причале. Необходимо склади­ рование картонной тары на поддоны при выгрузке ее из вагонов. На плече пробега в пределах участка использо­ вать автопогрузчики. Много времени затрачива­ ется на разборку просвета твиндеков и трюмов. Забивку этих просветов следует про­ изводить в строп-контейнерах. Пора предложить рыбоком­ бинату убрать с 24 и 28 при­ чалов принадлежащую ему тару, с тем, чтобы освободить место для грузов, предназна­ ченных для погрузки иа ко­ рабли. Как видно из сказанного, в Мурманском рыбном порту еще немало внутренних ре­ зервов. Для улучшения дела необходимо также наладить четкое взаимодействие меж­ ду портовиками, железнодо­ рожниками и работниками «Севрыбсбыта». П. АРИСТОВ, начальник отдела научной организа­ ции труда центрального проектно - конструктор­ ского и технологического бюро главка «Севрыба»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz