Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.
І І І І Ш Ш Ш Ш Ш Ш І Ш Ш Ш І І Ш Ш І Ш Ш І І І Ш Ш Ш Ш Ш І Ш І ЗДЕСЬ ВРАГ НЕ ПРОШЕЛ! В ИЮЛЕ 1942 года для усиления обороны приморского фланга на полуостровах Средний и Рыба чий был создан Северный оборонитель ный район, состоящий из частей мор ской пехоты, полевой н береговой ар тиллерии, авиации, частей ПВО, сан ей, инженерных войск и боевых ко раблей. Полуострова Средний в Рыбачий имели важное стратегическое значе ние. Они, Нависая над Кольским зали вом, прикрывали подходы к нему с моря. Поэтому немецко-фашистские захватчики принимали немало усилий для захвата этих полуостровов. Одна ко стойкость и самоотверженность на ших воинов в упорных схватках с от борными горно-стрелковыми частями противника спутали планы фашистов. Гитлеровцам так и не удалось п рваться через нашу оборону и выі К Кольскому заливу. В 1944 году в результате разгрома немецко-фашистских войск в Карелии и Прибалтике создались условия для наступления в Заполярье. К нача лу октября 1944 года гитлеровская армия удерживала в своих руках район Печенги. Располагая здесь круп ными военно-морскими базами, она продолжала угрожать нашим север ным морским коммуникациям. Прида вая важное значение району Печенги, немецко-фашистское командование за три года войны соадало здесь разви тую, глубоко эшелонированную оборо ну, состоящую из нескольких оборони тельных полос и отдельных опорных пунктов. о Хребет Муста-Тунтури обороняли от борные части альпийских горных стрелков и гренадеров, имевших боль шой опыт боев в горной местности. На всех обрывах и в ущельях было соору жено множество дотов и дзотов. Основ ные важные высоты сообщались под весной дорогой, наиболее важные огве- вые точки соединялись туннелями. Каж дый метр земли на подходах заранее был пристрелян. На всех высотах бы ли установлены минометные батареи. Все подходы были минированы широ кой полосой и обнесены проволочны ми заграждениями. Рассказывает заместитель начальни ка отдела связи Мурманского тралово- го флота, бывший командир радиосвя зи Северного оборонительного района полковник запаса А. Н, Мильчаков. В начале октября 1944 года, всходя из директивы Ставки Верховного Глав нокомандования, командующий вой сками Карельского фронта принял ре шение на проведение Петсамо-Кирке несской операции. В этой операции частям Северного оборонительного района предстояло наступать на своем участке в содей ствии с войсками четырнадцатой ар мии, Морской пехоте нашего района надо было преодолеть сильно укреп ленные высоты, которые оборонялись 9 тысячами гитлеровских солдат и офицеров, на рубеже которых было ус тановлено 170 орудий и 370 пулеметов. В ночь с 9 на 10 октября 1944 года, несмотря на штормовую погоду и пло хую видимость, торпедные катера и морские охотники Северного флота высадили крупный десант на побе режье бухты Малая Волоковая из час тей 63-й бригады морской пехоты. Все попытки гитлеровцев сбросить десант не увенчались успехом. Моряки проч но закрепились на побережье и нача ди успешное наступление в глубину обороны противника. Морским пехотин цам пришлось преодолевать невероят ные трудности. Ценой многих герои ческих подвигов и жизней наших мо ряков оборона врага была прорвана ж горный хребет Муста-Тунтури был В8ят. После разгрома 193-й пехотной бригады врага наша морская пехота достигла дороги Титовка—Паровара в начала наступление в направлении Печенги. В ночь на 15 октября войска Карельского фронта в тесном взаимо действии с частями морской пехоты и кораблями Северного флота форсиро вали реку Печенгу, разгромили вра жеский гарнизон в древнем русском городе Печенга. В этот день столица нашей Родины Москва двадцатью артиллерийскими залпами салютовала доблестным вой скам Карельского фронта, кораблям и частям Северного флота, одержавшим крупную победу. В этих боях советские воины совер шили много героических подвигов. Подвиг Александра Матросова повто рил наш солдат Александр Клепач, за крыв своим телом амбразуру враже ского дота. Геройски дрались с врагом матрос Александр Дрямин, старший лейтенант Василий Кисляков и сотни Других. Большой вклад в дело победы над врагом в Заполярье внесли связисты Северного оборонительного района, обеспечившие устойчивую бесперебой ную связь между частями и подразде лениями. Достаточно сказать, что толь ко в наступлении войск Северного обо ронительного района в обеспечении связи принимало участие около тыся чи человек. В действии было 400 ра диостанции, наведено несколько сот километров линий полевой связи. На ши части связи в этой операции полу чили высокую оценку, за что заслужи ли благодарность Верховного Главно командующего. В ознаменование одержанной побе ды на Крайнем Севере, Президиум Верховного Совета СССР учредил ме даль «За оборону Советского Запо лярья», которой награждены тысячи советских воинов. Четверть века прошло с той поры. Но ни время, ни вабвеиие не коснут ся дорогих могил, оставшихся на мес те жестоких боев. Советские солдаты В матросы, похороненные в них, не пожалели своей жизни, чтобы сохра нить нам все, чем мы живем сейчас и дышим, чем радуемся, о чем мечтаем. Память 0 павших навеки с нами. I! и • I НШІІШ Знаете ли вы, что... ...24 июня, 1941 года летчик Борис Сафонов открыл свой боевой счет, сбив самолет врага. ...Только за время с 22 июня 1941 года по 1 июля 1943 года на Мурманск было совершен но 792 налета, из них 134 налета в июпе—ию- ле 1942 года. За эти два месяца фашисты сбросили на город 1000 фугасных бомб. ...23 июня 1941 года в Мурманске были соз даны санитарные дружины, в основном из де вушек. Более 500 боевых выходов было у од ной только сандружины Кировского район у 435 раненых спасла она во время бомбежек. ...Большой ущерб нанесла война Мурман ску. В результате вражеских бомбардировок было разрушено 33.200 кв. метров жилой пло- щади , что составляло 74 процента довоенного коммунального фонда. ...За участие в Великой Отечественной войне награждено медалями «За обо рону Советского Заполярья» — 10.208 жи телей Мурманска, медалями «За доблест ный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — 10.676 человек. .уСразу же после разгрома гитлеровцев в районе Печенги, в 1944 году в Мурманске на чались работы по восстановлению города. Уже в 1945 году были восстановлены 20 дере вянны х и 5 каменных домов, построено вновь 20 двухэтажных деревянных домов. В этом же году началось озеленение города. Только за один 1945 год на восстановленные скверы * газоны было высажено 3.900 кустарников, 50 тысяч цветов. —За 1945—1948 гг. в Мурманске было сда но в эксплуатацию более 100 тыс. кв , метров восстановленной и вновь построенной жилой площади. За 5 лет — 1945—1949 годы — на вос становление, строительство и благоустройство города израсходовано 170 миллионов рублей. ...7 ноября 1948 года был открыт кинотеатр «Родина», строительство которого было прер вано войной. ..23 февраля 1949 года состоялось торжест венное открытие восстановленного и рекон струированного Дворца культуры им. С. М. Кирова. .„К 1949 году в Мурманске были восстанов лены все школьные и несколько администра тивных зданий, две бани, почти вся торговая сеть, медицинские учреждения, а в 1950 году восстановление города было закончено, он не только был приведен в прежний вид, но стал краше и благоустроенней, чем до войны. ...В 1950 году в Мурманске открылось выс шее мореходное училище. ...В 1949 году вступила в строй гидроэлект ростанция Нива-ІІІ, а в 1953 году было закон чено строительство каскада Нивских ГЭС. ...В 1946 году комбинат «Печенганикель» вступил в строй действующих предприятий. „JB 1955 году вступила в эксплуатацию Кня - жегубская ГЭС. ..JB послевоенные годы на Кольском полу острове возникли новые города и рабочие по селки — Североморск, Оленегорск, Ревда, Зе- леноборск, Ильма, Заполярный, вступил в строй ряд новых предприятий, в том числе Оленегорское железорудное предприятие, электростанции Нива-ІІІ, Нива-1, Княжегуб- ская, каскад Пазских ГЭС, АНОФ-ІІ, Сереб рянская ГЭС... Материал подготовила научный сотруд ник гос. архива Г. Еременко. С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ для ускоре ния обработки промыс ловых в транспортных судов в Мурманском рыбном порту В прошлом месяце сотрудни ками центрального проектно конструкторского в техноло гического бюро главка «Сев- рыба» совместно с сотрудни ками ПИНРО и рыбного пор та были проведены наблюде ния за организацией труда портовых рабочих. Зарегист рировано 168 так называемых фотографий рабочего дня. Результаты этих наблюде ний, надо сказать, далеко не утешительны. На основную работу бригады затрачивают только 75,1 процента времени в смену. Остальное уходит не только на подготовку, но в на непроизводительные про стои. Больше всего времени они занимают из-за отсут ствия автомашин и железно дорожных вагонов, неполадок В работе транспортеров рыбо комбината, ремонта погрузоч но-разгрузочных механизмов и т. д. Около 7 процентов рабоче го времени занимают про стои, связанные с опоздани ем людей на работу, с ранним уходом на обеденный пере рыв и с опозданием после не го. Мурманский рыбный порт в настоящее время максималь но насыщен механизмами. И тем более парадоксально, ког да занятые иа выгрузке ры Резервы рыбного порта Что показали фотографии рабочего дня бы рабочие вынуждены об служивать транспортер, по дающий рыбу в мойку, с по мощью шеста, что задержи вает нормальный цикл рабо ты. Выяснились и такие факты, как отсутствие оперативно сти в ликвидации поломок, пустая трата времени на ро зыски механика. Много времени у бригад портовых рабочих уходит на транспортировку в выгрузку рыбы (клипфиск) в цехах рыбокомбината и возвраще ние обратно на судно. Брига ды преждевременно заканчи вают работу, так как рыбо комбинат прекращает прием рыбы. Нет четкости в работе и ав тобазы. Она несвоевременно выделяет заказанное коли чество машин, автомашины с опозданием прибывают к на чалу смены. Перед концом смены водители отказывают ся загружать автомашины, фгезжая порожняком или сне- исправпыми контейнерами раньше времени. При выгрузке рыбной муки ве используется полностью грузоподъемность кранов. Вы грузка в большинстве случа ев производится стампами емкостью 200 килограммов. Немало тратится попусту времени из-за несогласован ности в работе между диспет черской службой рыбного порта и судовой администра цией. Это наблюдалось при обработке транспортных реф рижераторов «Алексей Вене цианов», «Константин Оль шанский» и плавбазы «Севе родвинск». Потери времени и непроиз водительные работы возника ют из-за несогласованности между «Севрыбсбытом» и пор товиками. С транспортного рефрижератора «Алексей Ве- ницианов» выгружалась про дукция, предназначенная на местный р ы н о к . «Севрыб- сбыт» ее не принял. Эта про дукция с автомашины раз гружалась на эстакаду, а за тем снова грузилась в трюм. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что портовые рабо чие зачастую направляются на неподготовленные рабо чие места. Так случилось при обработке плавбазы «Рыбный транспортного «Айвазов- Мурман» и рефрижератора ский». В ходе проведенных наблю дений были зарегистрирова ны случаи грубого нарушения трудовой дисциплины порто виками. Почти каждая фото графия фиксирует опоздание на рабочее место, ранний уход, появление отдельных рабо чих в нетрезвом виде. Товарищами, производив шими наблюдения, внесены следующие предложения: Для ликвидации простоев брпгад в ожидании машин при выгрузке рыбной мукп на третьем участке необходимо иметь четыре полувагона. Ма шины заказывать после кон центрации части груза в по- лувагон, погрузку автомашин производить одновременно из трюма и из полувагона кра пом, оборудованным грейфе ром. Надо также отказаться от стампы, заменить ее новой конструкцией, позволяющей повысить использование гру зоподъемности крапа и ин тенсивность грузовых работ. В конструкции должно быт» предусмотрено устройство, позволяющее открывать ее крановщику, чтобы освобо дить от этого дела рабочего иа автомашине. Такая кон струкция существует в торго вом порту. При погрузке картонной та ры на суда бригадами порто вых рабочих производится формирование подъема на причале. Необходимо склади рование картонной тары на поддоны при выгрузке ее из вагонов. На плече пробега в пределах участка использо вать автопогрузчики. Много времени затрачива ется на разборку просвета твиндеков и трюмов. Забивку этих просветов следует про изводить в строп-контейнерах. Пора предложить рыбоком бинату убрать с 24 и 28 при чалов принадлежащую ему тару, с тем, чтобы освободить место для грузов, предназна ченных для погрузки иа ко рабли. Как видно из сказанного, в Мурманском рыбном порту еще немало внутренних ре зервов. Для улучшения дела необходимо также наладить четкое взаимодействие меж ду портовиками, железнодо рожниками и работниками «Севрыбсбыта». П. АРИСТОВ, начальник отдела научной организа ции труда центрального проектно - конструктор ского и технологического бюро главка «Севрыба»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz