Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.
г УХОЖУ В МОРЕ t ЯЩ Р АЗНЫЕ ПУТИ приводят человека к морю. Одни приез- жают за длинным рублем. Другие ради праздного любо* пытства, третьи ищут романтику и свою бригантину « алыми парусами. В 1956 году на землю Кольскую ступил Ар кадий Иванович Колосов. Это не было для Заполярья боль* шим событием, но в кармане у Него лежали письмо от сест- ры и комсомольская путевка. Аркадий Иванович, тогда еще комсомолец Колосов, приехал работать на судах тралового флота. О профессии рыбака у него были самые смутные представления. До армии Аркадий Иванович Колосов жил в Вологодской области, в деревне. Прадеды его, а затем дед и бабушка, отец и мать о рыбном промысле знали понаслышке из деся- тых уст, да разве еще по наклейкам бочек с селедкой, кото рую привозили а сельмаг. Бочки с сельдью приходили редко, и, как ни вкусна она была, кормились в основном дарами земли. Крестьянскую работу Аркадий Иванович знал отлично. В шестнадцать лет он уже руководил полеводческой бригадой. Не забыл ее и сейчас. Наведываясь в отпуск, нет-нет да и ся дет за рычаги трактора. Сегодня Аркадий Иванович отличный моряк. В разных ши ротах доводилось плавать, на разных кораблях. Сегодня он — боцман прославленного «Серафимовича». Вот уже три года трудится на нем. Он один из ветеранов корабля. Экипаж ведь комсомольско-молодежный. Средний возраст матросов 23 го да. Да, стареют коллеги, списываются на малые тральщики, где рейсы покороче. А он вот не может уйти. Аркадий Иванович полушутя жалуется на свою судьбу. Из всей команды он, пожалуй, самый несчастливый. Ни одно дело не обходится без участия боцмана. То краску надо по лучить со склада, то сапоги привезти из ремонта, обменять наволочки, простыни, занавески, подушки и матрацы. На первый взгляд, все это мелочи, но набирается их до трех— четырех сотен. Вот вам и большая работа и большая забота. Й все надо успеть переделать за короткую стоянку. Какой тут может быть разговор об отдыха; Все больше и больше молодежи приходит на рыболовный флот. Многие не знают, как ступить на палубу. Научить их, привить им любовь к рыбацкому труду — тоже забота боц мана. Каждый раз по приходе в порт боцман неизменно думаеті «Брошу все, спишусь на берег. Глядишь, все спокойнее бу дет». И всякий раз, когда за работой и хлопотами незамечен ным приходит час отхода на промысел, Аркадий Иванович махнет со вздохом рукой: «Ладно. Последний раз схожу...». Но только опять не уходит, а еще крепче прирастает и морю, рыбацкому-труду и к палубе «Серафимовича». Когда мы беседовали с ним, он как-то тепло и по-челове чески признался: «Куда я уйду от моря? В душе оно у меня, хотя и не в корню». С. ДАНИЛОВ. Фото автора. БАРЕНЦЕВО МОРЕ Треска. Во всех районах Баренцева моря про должится откорм трески, вследствие чего она будет держаться на большой акватории и вести себя подвижно. Такое поведение и распределе ние рыбы не будет способствовать образованию устойчивых концентраций. Удовлетворительную промысловую обстановку в северо-западных районах моря следует ожи дать на Зюйдкапском желобе и на Западном Шпицбергене. В этих районах основу уловов со ставит ровная треска; промысловая обстановка здесь определится ледовыми условиями. Под контролем поисковых судов следует держать район Копытова и западный склон Медвежин- ской банки, где будет возрастать плотность преднерестовых скоплений черного палтуса, а также Демидовскую банку, где периодически возможны концентрации рыбы смешанного ас сортимента. В южной части Баренцева моря наиболее ве роятно образование скоплений трески на Цент ральной возвышенности, а также на Рыбачьей, Кильдинской банках, в Западно-Прибрежном и Восточно-Прибрежном районах. В последних че тырех районах будет также держаться пикша. Однако эти концентрации будут малоустойчи вые. Во^второй половине октября треска должна подойти на Гусиную банку, в Северо-Централь- вый район и на северный склон Мурманского мелководья. Необходимо эти районы проверять поисковыми судами. Средпий улов на час траления у промысловых РТ в целом по Баренцеву морю в октябре со ставит 5,7±1,5 ц. Полярная тресочка. В октябре основные концентрации полярной тресочки будут сме щаться из района Сухого Носа в северную часть Новоземельского мелководья и южнее. Промысловые суда также смогут более про изводительно облавливать крупную сайку, вы ходящую из Карского моря в районы Новозе мельского мелководья и Колгуевскнй район. В районе мелководья Гусиной Земли скопления сайки будут состоять из более мелкой рыбы. Производительность промысла ожидается по рядка 35—40 ц. на час траления для судов ти па РТЛ. Мойва. Наиболее перспективными районами распределения промысловых концентраций мой вы в октябре будут южная часть района о. На« дежды, Западный желоб, северо-западная часть Центральной возвышенности; Как и в сентябре, ,более мелкая мойва верши ной размерного ряда И —12 см будет удержи ваться на склонах Медвежинской банки. Во второй половине октября незначительные кон центрации мойвы можно ожидать в районе Центрального желоба? Мурманская сельдь. Больших заходов сельди в губы ожидать нет основания, поэтому состоя ние сырьевой базы промысла сельди в губах и заливах- Мурмана в октябре будет неудовлетво- рительное. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ В связи с растянутым отходом сельди в рай* , он основной зимовки ее скопления в октябре ожидаются в районах порога Мона, Ян-Майен-; ского и Восточно-Исландского течений. > Появление первых косяков сельди в районе южной части Восточно-Исландского течепиа ожидается в середине месяца и в последующие дни октября, а также в первой половине ноября район зимовки будет^ постепенно пополняться сельдью, выходящей из района «полярного фронта». В период возвратной миграции сельди скоп* яения ее будут уплотненные, особенно в райо- t нах восточной кромки Восточно-Исландского течения и смогут служить сырьевой базой для дрифтерного промысла. Учитывая плохое состояние запасов сельди в ее размерно-возрастную структуру, промысел Я» октябре будет неравномерным и результатив ность его ожидается не более 15—20 кг ва сеть. Лучшие сети 32 и 34 мм с преобладанием ев* той 32 мм. Для кошелькового лова сырьевой базы НО ожидается. СЕВЕРО ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА В октябре продолжится период откорма ры* бы, поэтому скопления ее не будут плотньша и устойчивыми. Треска начнет мигрировать ив прибрежных вод к банкам и нерестилищам. Ча стично она будет проходить слоями, опускаясь на дно лишь на короткое время. Неустойчивы* ми будут скопления рыбы на кормовых пят* нах. На склонах шельфа значительным прило* вом к треске может быть морской окунь и чер ный палтус. На Ю/Кных склонах Большой Ньюфаундленд* ской банки, включая банку Сент-Пьер, основу уловов на глубинах 50—200 м составит камба* ла-ерш и мигрирующая от побережья треска* На глубинах свыше 250 м сконцентрируется окунь-клювач. Промысловые скопления •макруруса сохра нятся по всему склону районов Земли Баффтта, Лабрадора и Северной Ньюфаундлендской бан ки. У Земли Баффина и Лабрадора приловом к макрурусу будет черный палтус. И В КОНЦЕ июля е. г. в Лондоне закончил свою работу Комитет по изу чению безопасности плавания траулеров. Он был создан год тому назад для расследования обстоятельств гибели у бере гов Исландии зимой 4968 года трех английских промысло вых судов, унесших с собой Жизни 59 рыбаков. Под дав лением возмущенной обще ственности и по требованию профсоюза транспортных ра бочих английское правитель ство вынуждено было создать из 6 видных специалистов под председательством адмирала Голланд-Мартина упомянутый Комитет и поручить ему раз работку предложений, кото рые должпы обеспечить безо пасность труда английских рыбаков. Адмирал и его «команда» добросовестно вы полнили правительственное задание и представили мини стерству торговли доклад под названием «Безопасность тра улеров», содержащий 83 реко мендации, подлежащих не медленному и безоговорочно му внедрению в английском -промысловом флоте. Они ка саются как технического ос нащения судов, так и вопро сов безопасности труда на них. Как сказано в докладе, невыполнение любого нз этих пунктов может стать причи ной смертельного несчастного случая. Цифры, приводимые в док ладе, действительно произво дят гнетущее впечатление. За период с 1958 по 1967 гг. в морском рыболовстве Англии погибло и получило травмы 11.500 человек, Не менее чем половина этих смертей была вызвана конструктивными недостатками самих судов. При этом число рыбаков в возрасте от 15 до 44 лет, по гибших во время промысла (т. е. в процессе работы), в 20 раз превышало аналогич ные цифры для других отра слей промышленности. Внимание общественности, говорится в докладе далее, концентрировалось главным образом на крупных ката строфах, таких, как прошло годняя. Разумеется, одновре менная гибель 59 здоровых молодых рыбаков —■событие ужасное. Но нельзя недооце- Для очистки корпусов кораблей Водоросли, моллюски, полипы в микроорганизмы —- коварные враги судов. Современные морские корабли, обросшие ими, те ряют около 10 процентов своей скорости. Проблемой борьбы с об растанием корпусов занимаются химики и океанологи, биологн я физики. В Англии, например, предложен ацтиобрастатсль — токсион. У нас, в Советском Союзе, разработан рецепт необраста ющей краски «КФ-751», производство которой налажено на Риж ском лакокрасочном заводе. И все же проблема борьбы с обраста нием полностью не решена. Как и прежде, в массовом примене нии остаются механические манпшки. Однако работа с .ними связана с одним серьезным недосгат- ком — с вибрацией. Ликвидацией ее занялся конструктор М. И. Герцегов. Эту задачу он решил по-своему — применил антиви брационные рукоятки. Изготовить такие щетки было поручеио Кандалакшскому заводу. Инструментально-экспериментальный цех предприятия успешно справился с выполнением задания. Опытные образцы готовы. Они прошли всесторонние испытания. ; До конца нынешнего года завод выпустит опытную партию та ких механизмов. Применение их на практике улучшит условия труда судоремонтников, А. БРЫСОВ. нивать и несчастных случаев с отдельными членами судо вых команд в обстановку когда самому траулеру но угрожает непосредственная опасность. «Большинство единичных несчастных случаев вызваны оскальзыванием и падениями, причина которых — чрезмер ное мышечное утомление», —ѵ констатируется в докладе, Но менее вредно утомленно- отражается и на штурман ском составе промысловых су дов. При его постоянном не комплекте капитанам зача^ стую также приходится нахо диться на мостике по 18 ча сов кряду, что отрицательно сказывается на способности принимать в сложной' обста новке правильные решения и притупляет их реакцию. С учетом всего этого Коми тет, обращаясь к правитель ству, предлагает принять не замедлительно следующие ос* новные меры: — рыбакам, промышляю щим у берегов Исландии» Ньюфаундленда, Гренландии и Норвегии, а также в Барен цевом море, установить мини мальное время непрерывного отдыха 6 часов в сутки, при чем следующее за ними рабо чее время но должно превы шать продолжительность от* дыха более чем в 2 раза; — суда не должпы уходит^ в море, имея на борту менее трех судоводителей; — в море рабочее врем* для юношей до 17 лет должно быть ограничено 12 часами в сутки, при этом юнгам запре щается идти в свой первый рейс зимой. (Окончание на 4 стр.), ■ 1 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz