Рыбный Мурман. 1969 г. Октябрь.

г УХОЖУ В МОРЕ t ЯЩ Р АЗНЫЕ ПУТИ приводят человека к морю. Одни приез- жают за длинным рублем. Другие ради праздного любо* пытства, третьи ищут романтику и свою бригантину « алыми парусами. В 1956 году на землю Кольскую ступил Ар­ кадий Иванович Колосов. Это не было для Заполярья боль* шим событием, но в кармане у Него лежали письмо от сест- ры и комсомольская путевка. Аркадий Иванович, тогда еще комсомолец Колосов, приехал работать на судах тралового флота. О профессии рыбака у него были самые смутные представления. До армии Аркадий Иванович Колосов жил в Вологодской области, в деревне. Прадеды его, а затем дед и бабушка, отец и мать о рыбном промысле знали понаслышке из деся- тых уст, да разве еще по наклейкам бочек с селедкой, кото­ рую привозили а сельмаг. Бочки с сельдью приходили редко, и, как ни вкусна она была, кормились в основном дарами земли. Крестьянскую работу Аркадий Иванович знал отлично. В шестнадцать лет он уже руководил полеводческой бригадой. Не забыл ее и сейчас. Наведываясь в отпуск, нет-нет да и ся­ дет за рычаги трактора. Сегодня Аркадий Иванович отличный моряк. В разных ши­ ротах доводилось плавать, на разных кораблях. Сегодня он — боцман прославленного «Серафимовича». Вот уже три года трудится на нем. Он один из ветеранов корабля. Экипаж ведь комсомольско-молодежный. Средний возраст матросов 23 го­ да. Да, стареют коллеги, списываются на малые тральщики, где рейсы покороче. А он вот не может уйти. Аркадий Иванович полушутя жалуется на свою судьбу. Из всей команды он, пожалуй, самый несчастливый. Ни одно дело не обходится без участия боцмана. То краску надо по­ лучить со склада, то сапоги привезти из ремонта, обменять наволочки, простыни, занавески, подушки и матрацы. На первый взгляд, все это мелочи, но набирается их до трех— четырех сотен. Вот вам и большая работа и большая забота. Й все надо успеть переделать за короткую стоянку. Какой тут может быть разговор об отдыха; Все больше и больше молодежи приходит на рыболовный флот. Многие не знают, как ступить на палубу. Научить их, привить им любовь к рыбацкому труду — тоже забота боц­ мана. Каждый раз по приходе в порт боцман неизменно думаеті «Брошу все, спишусь на берег. Глядишь, все спокойнее бу­ дет». И всякий раз, когда за работой и хлопотами незамечен­ ным приходит час отхода на промысел, Аркадий Иванович махнет со вздохом рукой: «Ладно. Последний раз схожу...». Но только опять не уходит, а еще крепче прирастает и морю, рыбацкому-труду и к палубе «Серафимовича». Когда мы беседовали с ним, он как-то тепло и по-челове­ чески признался: «Куда я уйду от моря? В душе оно у меня, хотя и не в корню». С. ДАНИЛОВ. Фото автора. БАРЕНЦЕВО МОРЕ Треска. Во всех районах Баренцева моря про­ должится откорм трески, вследствие чего она будет держаться на большой акватории и вести себя подвижно. Такое поведение и распределе­ ние рыбы не будет способствовать образованию устойчивых концентраций. Удовлетворительную промысловую обстановку в северо-западных районах моря следует ожи­ дать на Зюйдкапском желобе и на Западном Шпицбергене. В этих районах основу уловов со­ ставит ровная треска; промысловая обстановка здесь определится ледовыми условиями. Под контролем поисковых судов следует держать район Копытова и западный склон Медвежин- ской банки, где будет возрастать плотность преднерестовых скоплений черного палтуса, а также Демидовскую банку, где периодически возможны концентрации рыбы смешанного ас­ сортимента. В южной части Баренцева моря наиболее ве­ роятно образование скоплений трески на Цент­ ральной возвышенности, а также на Рыбачьей, Кильдинской банках, в Западно-Прибрежном и Восточно-Прибрежном районах. В последних че­ тырех районах будет также держаться пикша. Однако эти концентрации будут малоустойчи­ вые. Во^второй половине октября треска должна подойти на Гусиную банку, в Северо-Централь- вый район и на северный склон Мурманского мелководья. Необходимо эти районы проверять поисковыми судами. Средпий улов на час траления у промысловых РТ в целом по Баренцеву морю в октябре со­ ставит 5,7±1,5 ц. Полярная тресочка. В октябре основные концентрации полярной тресочки будут сме­ щаться из района Сухого Носа в северную часть Новоземельского мелководья и южнее. Промысловые суда также смогут более про­ изводительно облавливать крупную сайку, вы­ ходящую из Карского моря в районы Новозе­ мельского мелководья и Колгуевскнй район. В районе мелководья Гусиной Земли скопления сайки будут состоять из более мелкой рыбы. Производительность промысла ожидается по­ рядка 35—40 ц. на час траления для судов ти­ па РТЛ. Мойва. Наиболее перспективными районами распределения промысловых концентраций мой­ вы в октябре будут южная часть района о. На« дежды, Западный желоб, северо-западная часть Центральной возвышенности; Как и в сентябре, ,более мелкая мойва верши­ ной размерного ряда И —12 см будет удержи­ ваться на склонах Медвежинской банки. Во второй половине октября незначительные кон­ центрации мойвы можно ожидать в районе Центрального желоба? Мурманская сельдь. Больших заходов сельди в губы ожидать нет основания, поэтому состоя­ ние сырьевой базы промысла сельди в губах и заливах- Мурмана в октябре будет неудовлетво- рительное. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ В связи с растянутым отходом сельди в рай* , он основной зимовки ее скопления в октябре ожидаются в районах порога Мона, Ян-Майен-; ского и Восточно-Исландского течений. > Появление первых косяков сельди в районе южной части Восточно-Исландского течепиа ожидается в середине месяца и в последующие дни октября, а также в первой половине ноября район зимовки будет^ постепенно пополняться сельдью, выходящей из района «полярного фронта». В период возвратной миграции сельди скоп* яения ее будут уплотненные, особенно в райо- t нах восточной кромки Восточно-Исландского течения и смогут служить сырьевой базой для дрифтерного промысла. Учитывая плохое состояние запасов сельди в ее размерно-возрастную структуру, промысел Я» октябре будет неравномерным и результатив­ ность его ожидается не более 15—20 кг ва сеть. Лучшие сети 32 и 34 мм с преобладанием ев* той 32 мм. Для кошелькового лова сырьевой базы НО ожидается. СЕВЕРО ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА В октябре продолжится период откорма ры* бы, поэтому скопления ее не будут плотньша и устойчивыми. Треска начнет мигрировать ив прибрежных вод к банкам и нерестилищам. Ча­ стично она будет проходить слоями, опускаясь на дно лишь на короткое время. Неустойчивы* ми будут скопления рыбы на кормовых пят* нах. На склонах шельфа значительным прило* вом к треске может быть морской окунь и чер­ ный палтус. На Ю/Кных склонах Большой Ньюфаундленд* ской банки, включая банку Сент-Пьер, основу уловов на глубинах 50—200 м составит камба* ла-ерш и мигрирующая от побережья треска* На глубинах свыше 250 м сконцентрируется окунь-клювач. Промысловые скопления •макруруса сохра­ нятся по всему склону районов Земли Баффтта, Лабрадора и Северной Ньюфаундлендской бан­ ки. У Земли Баффина и Лабрадора приловом к макрурусу будет черный палтус. И В КОНЦЕ июля е. г. в Лондоне закончил свою работу Комитет по изу­ чению безопасности плавания траулеров. Он был создан год тому назад для расследования обстоятельств гибели у бере­ гов Исландии зимой 4968 года трех английских промысло­ вых судов, унесших с собой Жизни 59 рыбаков. Под дав­ лением возмущенной обще­ ственности и по требованию профсоюза транспортных ра­ бочих английское правитель­ ство вынуждено было создать из 6 видных специалистов под председательством адмирала Голланд-Мартина упомянутый Комитет и поручить ему раз­ работку предложений, кото­ рые должпы обеспечить безо­ пасность труда английских рыбаков. Адмирал и его «команда» добросовестно вы­ полнили правительственное задание и представили мини­ стерству торговли доклад под названием «Безопасность тра­ улеров», содержащий 83 реко­ мендации, подлежащих не­ медленному и безоговорочно­ му внедрению в английском -промысловом флоте. Они ка­ саются как технического ос­ нащения судов, так и вопро­ сов безопасности труда на них. Как сказано в докладе, невыполнение любого нз этих пунктов может стать причи­ ной смертельного несчастного случая. Цифры, приводимые в док­ ладе, действительно произво­ дят гнетущее впечатление. За период с 1958 по 1967 гг. в морском рыболовстве Англии погибло и получило травмы 11.500 человек, Не менее чем половина этих смертей была вызвана конструктивными недостатками самих судов. При этом число рыбаков в возрасте от 15 до 44 лет, по­ гибших во время промысла (т. е. в процессе работы), в 20 раз превышало аналогич­ ные цифры для других отра­ слей промышленности. Внимание общественности, говорится в докладе далее, концентрировалось главным образом на крупных ката­ строфах, таких, как прошло­ годняя. Разумеется, одновре­ менная гибель 59 здоровых молодых рыбаков —■событие ужасное. Но нельзя недооце- Для очистки корпусов кораблей Водоросли, моллюски, полипы в микроорганизмы —- коварные враги судов. Современные морские корабли, обросшие ими, те­ ряют около 10 процентов своей скорости. Проблемой борьбы с об­ растанием корпусов занимаются химики и океанологи, биологн я физики. В Англии, например, предложен ацтиобрастатсль — токсион. У нас, в Советском Союзе, разработан рецепт необраста­ ющей краски «КФ-751», производство которой налажено на Риж­ ском лакокрасочном заводе. И все же проблема борьбы с обраста­ нием полностью не решена. Как и прежде, в массовом примене­ нии остаются механические манпшки. Однако работа с .ними связана с одним серьезным недосгат- ком — с вибрацией. Ликвидацией ее занялся конструктор М. И. Герцегов. Эту задачу он решил по-своему — применил антиви­ брационные рукоятки. Изготовить такие щетки было поручеио Кандалакшскому заводу. Инструментально-экспериментальный цех предприятия успешно справился с выполнением задания. Опытные образцы готовы. Они прошли всесторонние испытания. ; До конца нынешнего года завод выпустит опытную партию та­ ких механизмов. Применение их на практике улучшит условия труда судоремонтников, А. БРЫСОВ. нивать и несчастных случаев с отдельными членами судо­ вых команд в обстановку когда самому траулеру но угрожает непосредственная опасность. «Большинство единичных несчастных случаев вызваны оскальзыванием и падениями, причина которых — чрезмер­ ное мышечное утомление», —ѵ констатируется в докладе, Но менее вредно утомленно- отражается и на штурман­ ском составе промысловых су­ дов. При его постоянном не­ комплекте капитанам зача^ стую также приходится нахо­ диться на мостике по 18 ча­ сов кряду, что отрицательно сказывается на способности принимать в сложной' обста­ новке правильные решения и притупляет их реакцию. С учетом всего этого Коми­ тет, обращаясь к правитель­ ству, предлагает принять не­ замедлительно следующие ос* новные меры: — рыбакам, промышляю­ щим у берегов Исландии» Ньюфаундленда, Гренландии и Норвегии, а также в Барен­ цевом море, установить мини­ мальное время непрерывного отдыха 6 часов в сутки, при­ чем следующее за ними рабо­ чее время но должно превы­ шать продолжительность от* дыха более чем в 2 раза; — суда не должпы уходит^ в море, имея на борту менее трех судоводителей; — в море рабочее врем* для юношей до 17 лет должно быть ограничено 12 часами в сутки, при этом юнгам запре­ щается идти в свой первый рейс зимой. (Окончание на 4 стр.), ■ 1 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz