Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.

вопросы промысла Вокруг буя На траулере «Умба» успешно борются sa звание ударника ком* якуниеппеского труда мастера во добыче рыбы Владимир Тимо­ феевич Логинов в Николаи Оеивовэт Шкавдыба. Фото С. Данилова. Е Л О В И Т Ь СЕЛЬДЬ _ Научно-поисковое судно СРТ-р-711 промразведки тлавкё «Севрыба» с 1968 го­ да целенаправленно работа­ ет в Гебрндо-Ирландском районе. Экипаж вел поиски скопления сельди и опреде­ лял возможности организа­ ции облова ее промысловым флотом. Промысел на мелководьях к западу от Британских ост­ ровов имеет многовековую кеторию. Сельдь начали об­ лавливать дрифтерными се­ тями рыбаки Шотландии в ярибрежной зоне. В даль­ нейшем были применены Трал, кошельковый невод и районы промысла расшири­ лись до свала глубин. С J958 года наиболее интенсивно сельдь облавливается судами НІотландии, Англии, Фран­ ции, ГДР, ФРГ и ПНР. Про­ мысел ведется кругогодично -е максимумами производи­ тельности в мае—сентябре и ноябре—марте. Общий вы­ лов по годам колебался от 300 тысяч до 1 млн. центне­ ров. В мае— июле 1968 года от­ дельные очаги . сельди нами были обнаружены в районе от острова Сент-Килда до залива Голуэй. Однако до­ биться промыслового успе­ ха не удалось из-за -отсутст­ вия необходимого тралового вооружения. Но в этот период здесь работала группа (&—8 единиц) польских судов ти­ па РТ 1200 л. е.г которые в V среднем вылавливали около 40 центнеров еельди иа су- до-сутки. В июле—сентябре 1969 го­ да нами были обнаружены локальные скопления сельди от Оркнейских островов до залива Донегол. Как и в 1968 году, эти скопления об­ лавливались польскими су-, дами, которые добывали от 40 до 70 центнеров сельди на еудо-сутки. Оборудовав при­ донный сельдяной трал 24,7 м двумя подъемными щит­ ками и после некоторой до­ работки схемы, экипаж СРТ-р-711 добился уловов по 50—20, а при благоприятных условиях до 70 центнеров за два часа траления. За два месяца работы в Гебридо- ІІрландском районе (обсле­ довано мелководье протя­ женностью около 400 миль) тралом 24,7 м с подъемными. Іцитками выполнено 85 тра­ лений. Средняя продолжи­ тельность траления*—2,1 ча- рв. 34 траления не принесли успеха из-за незнания грун­ товых условий, отработки Схемы вооружения трала и недостаточного знания пове­ дения сельди в связи: с из­ менениями ■. метеоролошчег ских ’условий. Мы - сумели; добыть 495 центнеров •Сель­ ди, 155 центнеров скумбрии и 15?) центнеров трески ■и юикши. По материалам рейса со­ ставлены -рекомендации для работы в этом районе. Дано описание схемы вооружения трала. По нашему мнению, в Геб• ридо-Ирландском районе при хорошей организации экспедиции может успешно работать промысловая груп­ па иэ 20—30 единиц с двумя поисковыми судами и еоог» еетстѳующим приемо-реф* рижераторным флотом. Но организация промысловой экспедиции в этот район со­ пряжена с некоторыми трудностями. Необходимо соответствующее оборудова­ ние для трала®, которого у нас пока нет (но это деле шремени). _ Необходим также навык в работе всего экипажа, а при­ обрести его, судя по итогам работы последних лет, не­ сколько сложнее. На Джорд- жес-банке суда ПНР и глав­ ка «Запрыба» имели хоро­ шие уловы сельди, а суда «Севрыбы» не смогли осво» пть схему вооружения тра­ ла подъемными щитками и, работая обычными сельдя­ ными тралами, имели зна­ чительно меньшие уловы. В Норвежском море сы ­ рьевая база неудовлетвори­ тельная, и улучшения не ожидается. Неясны аективы промысла сельди ва Дальнем Западе. Единст­ венно, пока функционирует Северове мере, но там слиш­ ком много желающих облав­ ливать сельдь. На этом фо­ не уловы СІРТ-р-7І1 В Геб- ридо-Ирландском районе и опыт работы е новой {для судов «Севрыбы») схемой тралового вооружения долж­ ны заслужить внимание. Пока что все сводится к одобрению, и только буду­ щим летом намечается орга­ низовать промысел в этом районе. На текущий же пе­ риод для этого района не н а ­ ходится даже поискового судна, которое, по нашему мнению, смогло бы успешно совмещать поисковые рабо­ ты и облов сельди. Это тем более странно, что в настоя­ щее время суда типа СРТ Германской Демократиче­ ской Республики там вылав­ ливают до 90 центнеров сельди на судо-сутки про­ мысла. В третьей декаде ок­ тября в райой Северной Ир­ ландии вышел БМРТ «ЗаП- рыбы» и успешно ведет лов сельди и тресковых рыб. Мы считаем, что для ус­ пешного ведения поиска и промысла в этот район же­ лательно посылать корабли типа СРТ-р, а лучше СРТ-м ..(уже не говоря о БМРТ, ко- •торые наверняка будут .иметь убпех), чтобы иметь некоторый запас мощности главного двигателя для ва­ риаций скоростью хода е тралом. В. ДЕМЯНЕНКО, капитан CPT-P-7H, В. ХАБДО, по­ мощник капитана по на* учной работе. Передовая «Правды» за 12 сентября «Резервы рыбаков» не оставлена без внимания ни на одном судне нашего бас­ сейна. В ней подняты многие важные моменты изыскания резервов, эффективного ис­ пользования каждого промыс­ лового корабля. Большие ре­ зервы можно ввести в дейст­ вие при четкой организации промысла, снабжения судов, при правильной расстановке кадров. За последние несколь­ ко лет э моих блокнотах нако­ пилось много записей, сделан­ ных непосредственно во время промысловых советов, в бесе­ дах с капитанами, мастерами лова, флагманами. Многие иэ них, на мой взгляд, имеют не­ посредственное отношение к поднятому вопросу сегодня. Когда промысловая обста­ новка неустойчивая, «лихора­ дит», иак выражаются капи­ таны, почти ежедневно на про­ мысловых советах руководи­ тель промысла кого-нибудь убеждает: — Поставьте буйі Закрепите место. Иногда ставят, иногда нет. Объяснять нежеланием, недо­ оценкой буя нельзя. Причины гораздо глубже. Первая и, по­ жалуй, одна иэ важныж. Не многих кораблях не укомплек­ товано буйковое хозяйство. Чего-нибудь да не хватает: плава, отражателя, буйлиня или освещения. Бывает, что вообще ничего нет. Например, не заявку капитане РТ-306 от­ дел снабжения несколько раэ заверял, что буй будет достав­ лен на корабль до отхода * рейс. 14 сентября таи н ушел траулер не промысел ни с чем. Другая причина. Сегодняыэ- иее буйковое хозяйство во всей наготе отражает наш консерватизм. Громоздкие, «деленные по принципу «тяп- ляпа буи хотя и оправдывают затраты не имя, часто не дамп ожидаемого эффекта. Днем— из-за плохих отражателей, мо­ чью иэ-аа плохого- освеще­ ния корабли часто теряют их. ' Капитан-наставник тов. Михай­ лов как-то рассказывал, что раньше были буи с карбидным освещением и .хорошо помо­ гали в работе ночью. Резко отличаются от наших буев иностранные. Яркие кра­ сители, надежное освещение, прочность • изготовлении — их отличительные признаки. Не пора ли и нам обратить вни­ мание в этом направлении. Может бьіть, есть смысл объя­ вить конкурс на лучшую мо­ дель промыслового буя. Дума­ ется, что в этом вопросе есть важный резерв добычи рыбы. Честность и резервы Смотришь иногда в сводку и удивляешься обилию голово­ ломок. Дает иной корабль (чи­ тай — капитан) в сводке пол- тонные подъемы за полтора— два часа, а суточный улов ра­ вен 10—15 тоннам. Просишь выйти его на связь, но оказы- '(/Іи с ь т вается, что у него что-нибудь не в порядке или с приемни­ ком, или с передатчиком. И случаюіхя эти поломки как раэ при хороших уловах. При­ меров . много. Так, в августе группа кораблей: РТ №№ 319, 208, 283 и другие, работающие с ПР «Маточкин Шар» на Мед- вежинской банке, почти в те­ чение недели в сводке пока­ зывали в основном полутон- ные уловы, а эа пятидневку оказалось, что корабли выло­ вили по 5tt—60 тонн. А боль­ шинство судов были в проло­ ве. Этой болезнью страдает в других районах капитан РТ-224 Мищук Б. И. Симптомы ее оказались t октября у ка­ питана РТ-148, но вовремя бы­ ли замечены флагманом ГІ» В. Крыловым» Бесспорно, что каждый ко­ мандир и его помощники е первую очередь ответственны эа выполнение рейсового за­ лами* н» своем корабле. Ис­ тина, ие требующая доказа­ тельств, Но где же товарище­ ская взаимовыручка,, не гово­ ря уже о том, что подобные «рыбаки» не по-государственг кому подходят и выполнению своих . обязанностей. Так не стоит с них тогда спрашивать по-государственному за при­ чиненные убытки» Ведомственные препятствия Последние два года убеди^ тельно показали эффектив­ ность работы ПР с судами бортового траления в Баренцевом море. Вырабо­ тался хороший стиль опе­ ративного переключения ко­ раблей, быстрого выхода в промысловые квадраты. Но, к сожалению, бывают случаи со­ лидных недоловов целых групп кораблей из-за ведомственных препятствий. Руководитель промысла не наделен правами руководите­ ля, а скорее диспетчера. Бы­ вают случаи, когда срочно нужно переключить в хороший промысловый район плавбазу. Капитан запрашивает «добро» у тов. Бородулина. В эфир сы­ пятся запросы в главк, идет рремя, бесцельно погибают нервные клетки многих людей. Наконец, все утрясется до по­ ры до времени. А потом начи­ нается все сначала. И не до­ лавливаются десятки тонн ры­ бы. А ведь давно и конкретно флагманы, капитаны траулеров говорят: наделите правами ру­ ководителя промысла само­ стоятельно и оперативно ре­ шать вопросы промысла. Обеспечивать флот поиском рыбы, переключая на некото­ рое время промысловые ко­ рабли в режим поисковых при отсутствии первых. У нас есть умелые, толковые руководите­ ли в лице флагманов тт. Кры­ лова, Шередеки, Лобанова. Здесь же уместно сказать и о роли капитанов. Обидно бы­ вает смотреть в порту, когда иэ руководителя корабл* це­ лого коллектива делают «мельчима не побегушках». Вызывают (подчеркиваю — вызывают) капитана: зав. скла­ дом, инспектор по кедрам, диспетчер, расчетная часть и в другие отделы. Мсдот быть, поде ограни­ чить списо* вызывающих лиц й дать возможность капитану по-настоящему г заниматься подготовкой корабля к выходу в рейс» Тем более приработе в новых экономических усло­ виях. В« КАЗАКОВ, наш вне штатный корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz