Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.
вопросы промысла Вокруг буя На траулере «Умба» успешно борются sa звание ударника ком* якуниеппеского труда мастера во добыче рыбы Владимир Тимо феевич Логинов в Николаи Оеивовэт Шкавдыба. Фото С. Данилова. Е Л О В И Т Ь СЕЛЬДЬ _ Научно-поисковое судно СРТ-р-711 промразведки тлавкё «Севрыба» с 1968 го да целенаправленно работа ет в Гебрндо-Ирландском районе. Экипаж вел поиски скопления сельди и опреде лял возможности организа ции облова ее промысловым флотом. Промысел на мелководьях к западу от Британских ост ровов имеет многовековую кеторию. Сельдь начали об лавливать дрифтерными се тями рыбаки Шотландии в ярибрежной зоне. В даль нейшем были применены Трал, кошельковый невод и районы промысла расшири лись до свала глубин. С J958 года наиболее интенсивно сельдь облавливается судами НІотландии, Англии, Фран ции, ГДР, ФРГ и ПНР. Про мысел ведется кругогодично -е максимумами производи тельности в мае—сентябре и ноябре—марте. Общий вы лов по годам колебался от 300 тысяч до 1 млн. центне ров. В мае— июле 1968 года от дельные очаги . сельди нами были обнаружены в районе от острова Сент-Килда до залива Голуэй. Однако до биться промыслового успе ха не удалось из-за -отсутст вия необходимого тралового вооружения. Но в этот период здесь работала группа (&—8 единиц) польских судов ти па РТ 1200 л. е.г которые в V среднем вылавливали около 40 центнеров еельди иа су- до-сутки. В июле—сентябре 1969 го да нами были обнаружены локальные скопления сельди от Оркнейских островов до залива Донегол. Как и в 1968 году, эти скопления об лавливались польскими су-, дами, которые добывали от 40 до 70 центнеров сельди на еудо-сутки. Оборудовав при донный сельдяной трал 24,7 м двумя подъемными щит ками и после некоторой до работки схемы, экипаж СРТ-р-711 добился уловов по 50—20, а при благоприятных условиях до 70 центнеров за два часа траления. За два месяца работы в Гебридо- ІІрландском районе (обсле довано мелководье протя женностью около 400 миль) тралом 24,7 м с подъемными. Іцитками выполнено 85 тра лений. Средняя продолжи тельность траления*—2,1 ча- рв. 34 траления не принесли успеха из-за незнания грун товых условий, отработки Схемы вооружения трала и недостаточного знания пове дения сельди в связи: с из менениями ■. метеоролошчег ских ’условий. Мы - сумели; добыть 495 центнеров •Сель ди, 155 центнеров скумбрии и 15?) центнеров трески ■и юикши. По материалам рейса со ставлены -рекомендации для работы в этом районе. Дано описание схемы вооружения трала. По нашему мнению, в Геб• ридо-Ирландском районе при хорошей организации экспедиции может успешно работать промысловая груп па иэ 20—30 единиц с двумя поисковыми судами и еоог» еетстѳующим приемо-реф* рижераторным флотом. Но организация промысловой экспедиции в этот район со пряжена с некоторыми трудностями. Необходимо соответствующее оборудова ние для трала®, которого у нас пока нет (но это деле шремени). _ Необходим также навык в работе всего экипажа, а при обрести его, судя по итогам работы последних лет, не сколько сложнее. На Джорд- жес-банке суда ПНР и глав ка «Запрыба» имели хоро шие уловы сельди, а суда «Севрыбы» не смогли осво» пть схему вооружения тра ла подъемными щитками и, работая обычными сельдя ными тралами, имели зна чительно меньшие уловы. В Норвежском море сы рьевая база неудовлетвори тельная, и улучшения не ожидается. Неясны аективы промысла сельди ва Дальнем Западе. Единст венно, пока функционирует Северове мере, но там слиш ком много желающих облав ливать сельдь. На этом фо не уловы СІРТ-р-7І1 В Геб- ридо-Ирландском районе и опыт работы е новой {для судов «Севрыбы») схемой тралового вооружения долж ны заслужить внимание. Пока что все сводится к одобрению, и только буду щим летом намечается орга низовать промысел в этом районе. На текущий же пе риод для этого района не н а ходится даже поискового судна, которое, по нашему мнению, смогло бы успешно совмещать поисковые рабо ты и облов сельди. Это тем более странно, что в настоя щее время суда типа СРТ Германской Демократиче ской Республики там вылав ливают до 90 центнеров сельди на судо-сутки про мысла. В третьей декаде ок тября в райой Северной Ир ландии вышел БМРТ «ЗаП- рыбы» и успешно ведет лов сельди и тресковых рыб. Мы считаем, что для ус пешного ведения поиска и промысла в этот район же лательно посылать корабли типа СРТ-р, а лучше СРТ-м ..(уже не говоря о БМРТ, ко- •торые наверняка будут .иметь убпех), чтобы иметь некоторый запас мощности главного двигателя для ва риаций скоростью хода е тралом. В. ДЕМЯНЕНКО, капитан CPT-P-7H, В. ХАБДО, по мощник капитана по на* учной работе. Передовая «Правды» за 12 сентября «Резервы рыбаков» не оставлена без внимания ни на одном судне нашего бас сейна. В ней подняты многие важные моменты изыскания резервов, эффективного ис пользования каждого промыс лового корабля. Большие ре зервы можно ввести в дейст вие при четкой организации промысла, снабжения судов, при правильной расстановке кадров. За последние несколь ко лет э моих блокнотах нако пилось много записей, сделан ных непосредственно во время промысловых советов, в бесе дах с капитанами, мастерами лова, флагманами. Многие иэ них, на мой взгляд, имеют не посредственное отношение к поднятому вопросу сегодня. Когда промысловая обста новка неустойчивая, «лихора дит», иак выражаются капи таны, почти ежедневно на про мысловых советах руководи тель промысла кого-нибудь убеждает: — Поставьте буйі Закрепите место. Иногда ставят, иногда нет. Объяснять нежеланием, недо оценкой буя нельзя. Причины гораздо глубже. Первая и, по жалуй, одна иэ важныж. Не многих кораблях не укомплек товано буйковое хозяйство. Чего-нибудь да не хватает: плава, отражателя, буйлиня или освещения. Бывает, что вообще ничего нет. Например, не заявку капитане РТ-306 от дел снабжения несколько раэ заверял, что буй будет достав лен на корабль до отхода * рейс. 14 сентября таи н ушел траулер не промысел ни с чем. Другая причина. Сегодняыэ- иее буйковое хозяйство во всей наготе отражает наш консерватизм. Громоздкие, «деленные по принципу «тяп- ляпа буи хотя и оправдывают затраты не имя, часто не дамп ожидаемого эффекта. Днем— из-за плохих отражателей, мо чью иэ-аа плохого- освеще ния корабли часто теряют их. ' Капитан-наставник тов. Михай лов как-то рассказывал, что раньше были буи с карбидным освещением и .хорошо помо гали в работе ночью. Резко отличаются от наших буев иностранные. Яркие кра сители, надежное освещение, прочность • изготовлении — их отличительные признаки. Не пора ли и нам обратить вни мание в этом направлении. Может бьіть, есть смысл объя вить конкурс на лучшую мо дель промыслового буя. Дума ется, что в этом вопросе есть важный резерв добычи рыбы. Честность и резервы Смотришь иногда в сводку и удивляешься обилию голово ломок. Дает иной корабль (чи тай — капитан) в сводке пол- тонные подъемы за полтора— два часа, а суточный улов ра вен 10—15 тоннам. Просишь выйти его на связь, но оказы- '(/Іи с ь т вается, что у него что-нибудь не в порядке или с приемни ком, или с передатчиком. И случаюіхя эти поломки как раэ при хороших уловах. При меров . много. Так, в августе группа кораблей: РТ №№ 319, 208, 283 и другие, работающие с ПР «Маточкин Шар» на Мед- вежинской банке, почти в те чение недели в сводке пока зывали в основном полутон- ные уловы, а эа пятидневку оказалось, что корабли выло вили по 5tt—60 тонн. А боль шинство судов были в проло ве. Этой болезнью страдает в других районах капитан РТ-224 Мищук Б. И. Симптомы ее оказались t октября у ка питана РТ-148, но вовремя бы ли замечены флагманом ГІ» В. Крыловым» Бесспорно, что каждый ко мандир и его помощники е первую очередь ответственны эа выполнение рейсового за лами* н» своем корабле. Ис тина, ие требующая доказа тельств, Но где же товарище ская взаимовыручка,, не гово ря уже о том, что подобные «рыбаки» не по-государственг кому подходят и выполнению своих . обязанностей. Так не стоит с них тогда спрашивать по-государственному за при чиненные убытки» Ведомственные препятствия Последние два года убеди^ тельно показали эффектив ность работы ПР с судами бортового траления в Баренцевом море. Вырабо тался хороший стиль опе ративного переключения ко раблей, быстрого выхода в промысловые квадраты. Но, к сожалению, бывают случаи со лидных недоловов целых групп кораблей из-за ведомственных препятствий. Руководитель промысла не наделен правами руководите ля, а скорее диспетчера. Бы вают случаи, когда срочно нужно переключить в хороший промысловый район плавбазу. Капитан запрашивает «добро» у тов. Бородулина. В эфир сы пятся запросы в главк, идет рремя, бесцельно погибают нервные клетки многих людей. Наконец, все утрясется до по ры до времени. А потом начи нается все сначала. И не до лавливаются десятки тонн ры бы. А ведь давно и конкретно флагманы, капитаны траулеров говорят: наделите правами ру ководителя промысла само стоятельно и оперативно ре шать вопросы промысла. Обеспечивать флот поиском рыбы, переключая на некото рое время промысловые ко рабли в режим поисковых при отсутствии первых. У нас есть умелые, толковые руководите ли в лице флагманов тт. Кры лова, Шередеки, Лобанова. Здесь же уместно сказать и о роли капитанов. Обидно бы вает смотреть в порту, когда иэ руководителя корабл* це лого коллектива делают «мельчима не побегушках». Вызывают (подчеркиваю — вызывают) капитана: зав. скла дом, инспектор по кедрам, диспетчер, расчетная часть и в другие отделы. Мсдот быть, поде ограни чить списо* вызывающих лиц й дать возможность капитану по-настоящему г заниматься подготовкой корабля к выходу в рейс» Тем более приработе в новых экономических усло виях. В« КАЗАКОВ, наш вне штатный корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz