Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.
. V ыш езопасности мореплавания ( З А М Е Т К И К А П И Т А Н А ) Н А ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТО- РИИ зарождения, развития и со вершенствования морского судо ходства, борьба с неизменной беспо щадной суровостью морской стихни направляет человеческую мысль на обеспечение безонасности плавания. Человек в значительной мере обезо пасил мореплавание изданием карт, пособий, установлением навигацион ных ограждений, снабжением судов необходимыми приборами я инстру ментами. Вопрос об успешности море плавания изучается многими специ альными науками, международными организациями. Результатом этой ра боты является издание жестких, но дающих двойного толкования правил и рекомендаций по судоходству в рыбному промыслу. Между тем, статистика происшест вий свидетельствует о значительном проценте аварийности морских судов, среди которых немало промысловых и приемо-транспортных. По этому по воду мне и хотелось бы высказать не которые мысли. В условиях социалистического строя морской транспортный и промысловый флот — важные отрасли народного хо зяйства, рычаги подъема благосостоя ния парода. Это значение флотов по вышает содержание п ответственность труда специалистов, всего личного со става кораблей. Нерадивое отношение н служебному долгу, ущерб, причинен ный флоту, — явление, подрывающее основы социалистического государства. Последствия этого — трудности, кото рые возникают в выполнении государ ственных планов флотом и организа циями, е ним «вязанными. Аварии на морских судах очень ред ко результат стихийных явлений —• 'почти во всех случаях вызваны вару* шением уставных требований, неудов* лстворительной эксплуатацией судов, ошибками в судовождении, потерей бдительности и т. д. В подтверждение приведу такой пример, известный мо рякам. В декабре 1950 года сел на мель и погиб в 8 милях к югу от порта Холмск пароход «Ашхабад». Во время вахты третьего помощника капитана ни одно из мест поворота на вовый курс, а также пройденное расстояние на каждом курсе не были записаны в еудовом журнале и отмечены на путе вой карте. Второй штурман, приняв вахту, не предпринял никаких попы ток к определению места судна и рас стояния до берега, ограничившись об щим наблюдением за морем. Так яке не добросовестно нес вахту и старпоі^. В результате вопиющей халатности су доводителей произошла посадка паро* хода на прибрежные рифы и гибель его. Морская стихия — серьезнейшее ис пытание не только для судна, как тех нического сооружения, но и для все го личного состава, находящегося на его борту, испытание всей предшест4* вующей работы экипажа по содержа нию судна в исправности и организа ции на нем правильной службы. Ава рийный случай требует от каждого моряка исключительной выдержки, на пряжения н самоотверженной борьбы аа удержание судна на плаву, сохра нения его мореходных качеств, что в условиях открытого моря означает, по , существу, борьбу людей за сохранение жизни, так как судьба экипажа часто ' бывает неотделима от участи еудна. Как известно, судовой экипаж состоит из минимума специалистов, призван- 9 ных обеспечить бесперебойную, без аварийную работу в плавании в на стоянках. Поэтому каждый моряк доа- жен сознавать свое исключительное значение как специалиста, ответствен ного за жизнь всего коллектива, без опасность судна и сохранность груза. Это обстоятельство требует точности и быстроты действий, здравой оценки складывающейся или уже сложив шейся обстановки, требует от каждо го члена экипажа быть выносливым, готовым в любую минуту к преодоле нию воздействия стихии, к мобилиза ции всех своих сил и средств судна на борьбу за сохранность социалистиче ского имущества и за жизнь людей, находящихся на борту. Сложившиеся условия труда на море требуют от людей знания в совершенстве своей специальности — как теоретически, так и практически. Труд на море изо билует огромным количеством весьма поучительных примеров и случаев иэ морской практики, которые передают ся от одного поколения к другому, обогащают техническую литературу в делают работу флота более эффектив ной, а плавание — безопасным. Вот почему очень важно каждый аварий ный случай детально изучать, анали зировать, доводить до сведения всех работников флота. В нашей стране, где общественная социалистическая собственность явля ется основой всей нашей жизни, нель зя рассматривать как «мелочь» всякое нерадивое, небрежное отношение к на родному хозяйству. В каждом работ нике плавсостава нужно воспитывать не только хорошего моряка, но й ра чительного хозяина. Беречь судно «*■ дело не только одного капитана, а веего судового коллектива, долг каж дого советского моряка. Воспитывать эти качества можно и нужно не толь ко ва лучших примерах труда и но* ваторства, но также и на допущенных промахах. Например, на таком. В но ябре 1964 года танкер «Метан» выско чив носовой частью ва северо-запад ную оконечность острова Сальный в Кольском заливе. При разборе аварян было установлево, что -прокладка на карте велась только до линии ство ров губы Тюва, а далее, вплоть Дв аварии еудна, никакого счисления ва карте не велось. Плавание происходи ло в условиях плохой видимости, ВО это но оправдывает халатности судо водителей, так как танкер оборудовав современными техническими средства ми судовождения. Изучать ошибки других мореплава телей никогда не поздно, вх надо учи* тывать и предупреждать в своей ра боте. К сожалению, мне иэвестны слу» чаи, когда специалисты относятся ]| авариям лишь с простым любопыт ством. Такое ознакомление о* всякого рода происшествиями и авариями, Д* к тому же «понаслышке», из уст чао» то малокомпетентных лиц, не только ничего но дает в смысле пополнения знаний и опыта, а иногда просто вре дит выявлению истинных причин ава рий. Особенно это пагубно сказывает* ся на деятельности молодых специа листов. А нм, как никому,- надо глубок ко прочувствовать ответственность аа порученное дело, иметь четкое пред* ставление о тех тяжелых последстви ях, к которым могут привести малей шие отклонения от элементарных пра вил. Это поможет разбить фаталиста-* ческоѳ вредное убеждение, сложивши» «Ся у некоторых моряков, который, вместо изучения аварий и извлечения полезных уроков для себя, расценива ют эти аварии как «неизбежную в мо ре случайность». Можно сделать Такой вывод: аварии возникают там, где не ва высоте тру» Довая и производственная дис-ципйй» на, допускаются нарушения Устава службы на судах флота, правил тех нической эксплуатации, требований хорошей морской практики и т. д. Приведу один пример, наглядно под тверждающий это положение. В октяб ре 1965 года был посажен на мель у восточного берега острова Ян-Майен средний траулер «Ходовариха». Причи на: навигационные ошибки судоводи телей (ошибка в счислении составила 20 миль). В то же время, эти непосредствен ные причины являются последствия ми первопричин, которые рано или поздно приводят к тому или иному аварийному исходу. Выявлением пер вопричин аварий на морском флоте уделяют много внимапия управления флотов, госрыбфлотинспекция, главки и министерство. Это имеет большое значение для улучшения работы фло та. Одним из решающих факторов в борьбе с аварийностью является рабо та с экипажем. Чаще всего люди, а не стихия — причина аварии. Аварий ность судов, зависящая от действий плавсостава, связана с двумя факто рами, существование которых и обус лавливает ее: 1. Недостаточно разви тое общественное сознание у отдель ных работников. 2. Недостаточная ква лификация отдельных специалистов. Если бы каждый работник морского судна сочетал в себе высокое общест венное сознание в высокую квалифи кацию, которые должны быть прису щи каждому советскому моряку, то это коренным образом изменило бы положение с аварийностью. Только грубым нарушением элементарных ое- нов судовождения и общепринятых ре комендаций хброшей морской практи ки, безответственным отношением к своим обязанностям капитана и судо водителей можно объяснить Гибель СРТ-4240 «Орел» у Шетландских ост ровов в марте 1967 года. Несмотря на удовлетворительную видимость и осна щенность судна техническими сред ствами судовождения, с помощью ко торых можно было надежно контроли ровать место судна, штурманский со став во главе с капитаном допустили грубейшие ошибки, которые и приве ли к таким печальным последствиям; Специалисты флота могут многое сделать по предупреждению аварий. В этой связи чрезвычайно велики, преж де всего, роль и воля самого челове ка, как индивидуума, его склонность к восприятию всего полезного, диктуе мого интересами и условиями труда моряка. Ведь подчас благородные уси лия многих людей могут оказаться тщетными, будут сведены на нет без ответственностью отдельных специа листов. Формирование работника флота на чинается в стенах учебных заведений. Йо углубление знаний должно быть дальше беспрерывным, их необходимо постоянно совершенствовать. Этого требуют условия труда моряка: отор ванность от берега, штормы, туманы, льды и другие условия, воздействую щие на судно в море в различных со четаниях, а также различные случаи, которым подвергаются суда. Глубокое знание своей специально сти позволяет принять быстрое и пра вильное решение в преодолении встре тившейся трудности. Специалист, не уверенный в своих знаниях или име ющий ограниченный запас их, не оп равдает доверия, не сумеет быстро принять самостоятельного, правильно го решения. Но знаний своей специ альности нельзя получить рае я навсе гда хотя бы уж потому, что техника беспрерывно развивается и совершен ствуется. Нельзя заучивать что-пибудь (кроме апробированных правил), при менять, как шаблон, во всех случаях практики. Нужна инициатива, поиск повых методов и приемов безопасно сти мореплавания. Углублеппе знании требует система тической работы пад собой. Необходи мо иметь собственную техническую и политическую литературу. Личную библиотеку следует регулярно попол нять. Технические и политические знания составляют то целое, которое необходимо для успешпой деятельно сти каждого советского специалиста. Разнообразие обстановки и режимов в море, их сложное сочетание требуют от командного состава, если позволяет время, тщательно взвешивать перед принятием какого-либо решения все доводы «за» и «против». Умение обоб щать и анализировать — важные, не обходимые качества, которые должен развивать в себе каждый судоводи тель, особенно — капитан. Если руко водитель экипажа не подготовит себя в этом отношонии, он может поста вить судно, людей и груз в тяжелое положение. Штурманская работа во время вах ты на ходу или стоянках судна харак теризуется в значительной мерс на блюдательными действиями. Пренебре жение к тщательному наблюдению не допустимо. Умение наблюдать, заме чать особенно важное или опасное для судна, правильная оценка обстановки позволяет судоводителям предупреж дать аварии. Наблюдательность я пра вильный анализ ситуации долиты быть достоянием каяедого моряка. Специальность требует от штурма на проведения многих точных вычис лений и прокладок курсов на картах, с многочисленными записями различ ных отсчетов. Это обязывает штурма на быть исключительно внимательным. Любая ошибка при расчетах может привести в конечном итоге к аварии. Молодые специалисты должны тща тельно изучать и усваивать методы и приемы работы лучших представите лей старшего поколения моряков. Нужно с самого начала практической деятельности приучать себя работать в любых условиях внимательно. Во шедшая в привычку невнимательность не может быть искоренена быстро, тем более —• в какой-то ответственный мо мент. Морская профессия требует от нас умения добиваться поставленной цели. Твердые волевые качества играют большую роль в мореплавании, осо бенно — в судовождении. Воспиты вать их в себе необходимо задолго до начала исполнения обязанностей ка питана «— с первых дней плавания практикантом, матросом, штурманом. Нельзя пропускать ни одного поучи тельного случая морской практики, так как изучение ее является эффек тивным путем для совершенствования своего практического опыта и образо вания, что позволяет улучшить как евою личную деятельность, так и ра боту экипажа отдельного судна и фло та в целом. Вот такими мыслями я хотел поде литься е читателями, рассуждая о на шем морском труде, о качествах каж дого из нас, несущего большую ответ ственность перед экипажами и госу дарством. М. ЛАНДЕР, капитан илавбазм «Городецкий»# Ш ПИМШ ИМ Н 5 * В (Q * CU2 g 8 g g в § I * £ s " S S ! ® 2 S я 8 §© « tfi.y . ІЩ Ш М В Й в Ц И І І І І І І І І Н І І І І І І І Я І Н і і и н і І І І Ш І І І І І і и і І І І І і І І І і і і і і і і і і і V-V »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz