Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.
В Ы П О Л Н Е Н И Е Ч ЕТЫРЕ месяца продол жался рейс БМРТ-439 «Муромск».; Промыш л я л экипаж в основном на Джорджес-банке. Значи тельных производственных успехов добились моряки судна в июле и августе. Бы ло изготовлено 1800 тонн го товой рыбопродукции. Это му способствовала отличная промысловая обстановка и хорошая погода.! Усложняла работу лишь разносортность улова. Брали хек и сельдь, в прилове попадались на лим, скумбрия и другая ры ба. Всего в порт привезли рьібопродукцию 14 наимено ваний. ? ' В сентябре промысловая- обстановка резко ухудши лась. Начался поиск- исчез нувших . косяков; переходы _ ча района в район. Лишь , благодаря оперативности и ирвмыслов&му чутью М.ОЛО- аого капитана Эдуарда Кон стантиновича. Наумова вы ловили недостающие до плана 600 тонн. • В минувшем рейсе в со ставе экипажа «Муромска» было много молодежи. Не которые впервые пришли на флот. На переходе к райо ну промысла с новичками Провели несколько занятий д о организации труда на рыбѳфабрике - и палубе, по особенностям • -- обра б о т к и ^различных видов- рыб. Заня ти я проводили опытные про изводственники, руководи тели служб. . * . ; • Доброго слова заслужива ет технолог Эдуард Василье вич Корсунов. Работу рыбо- фабрики он возглавил пер вый рейс. До этого ходил на «Муромске» рыбмастером. Хорошее знание-всех произ водственных процессов, требовательность, умение работать с людьми — глав ные отличительные черты характера Корсунова. Техно лог, помимо общих занятий, находил время и для инди видуальных бесед с каждым моряком. Интересовался впечатлениями о первых днях р море, на какой опе рации хотел бы работать па рень. При распределении по вахтам Эдуард Васильевич просил нас, рыбмастеров, учитывать желание ребят работать на том или ином месте. В борьбе за высокое з в а н и е С Николаем Рыковым мы вместе заканчивали УКК. Вместе довелось и трудить ся. Хотя работа была знако мой, волновались все же из рядно. Одно дело стоять за рыбоделоМ, другое — руко водить вахтой, ' отвечать ‘за каждого моряка, за качест во изготовляемой рыбопро- ’ дукции. Внимательно при слушивались1 мы к советам Корсунова, старались в точ ности исполнять все его указания. ' Вопреки всем волнениям промысел начался неплохо. Молодежь старалась и быст ро освоилась с нужным тем пом работ. Шкерить прихо дилось мало, хек, сельдь, скумбрию, брали целиком. Основная нагрузка выпала на долю расфасовщиков и ребят, работающих в упако вочном цехе. Вахта рыбмастера Рыкова оказалась более организо ванной и вскоре стала"опе режать нас но всем произ водственным показателям. Тогда помпол ит Александр Есипович Яценко предложил технологу сделать нашу вах ту комсомольско - молодеж ной. Перевели к нам ' всех молодых ребят. Экспери мент удался. Ребята работа ли дружно, азартно, с пол ной отдачей сил. Результа ты но-расфасовке и упаков ке резко возросли. Наша гахтя догнала и опередила вахту рыбмаетера Рыкова и в конце рейса, получила пе реходящий вымпел за пер вое место в социалистиче ском соревновании. - Наряду с отличной рабо той ;ветеранов судна, рыбо- обработчикоб Николая ‘Ам- пелогова й Валентина Ново жилова хочется отметить до бросовестный труд нович ков Виктора Экстелова и Алексея Вакулина. На пер вой вахте грамотными и оперативными действиями . заметно выделялись глази ровщик Меркулов и рыбо обработчик Осинцев. ‘ Великолепно. справилась і* возложенными обязанно стями палубная команда, возглавляемая ударником коммунистического ~ труда тралмейстером Василием Васильевичем Горным. Старшина вахты Загвоз- дин, матросы . Васильев и Короткевич не только са моотверженно трудились на палубе, но и по возможнос ти приходили на помощь рыбофабрике. Взаимовы ручка на вахтах играла су щественную роль в выпол- - кении взятых обязательств. БМРТ «Муромск» борется за звание коллектива ком мунистического труда. Пра вильное понимание экипа жем определенных «•рейсо вых задач и упорный труд, без сомнения, помогут до биться этого высокого эва- Электросварщик Виталий Ряхетэг работает ва судо верфи с 1964 го да. За это время ов зарекомендо вал себя как от личный специа лист. Ему при своено а в а п и в ударника комму нистического тру да. ~ • Виталий успею» но сочетает удар ную работу на п р о н а в о д е т в е с учебой в вечера вей школе. -■ Фото А, Леонтьева,; «КОСТРЫ» В ОКЕАНЕ ния. Л. БЕНЕДЕЧУК, рыбиае- тер БМРТ «Муромск». П РЕДСТАВЬТЕ себе кос тер, где могучим, поч ти неугасаемый пламе нем горит" горстка топлива, — читаем мы в корреспонден ции о посещении уникально го сооружения, где реакторы работают на ядерном горю* , чем. — Проходят годы, а тои- л»во не только не иссякает в костре, но,, наоборот, прибав ляется, накопляется, и вот уже два костра можно раз жечь там, где пылал один. Вообразите теперь целую рос- вынь-• волшебных кодеров и задумайтесь над возможны ми темпами их размножения. Значит ли это, что можно сказать: найден «абсолютный» Собрал Владимов экипаж... Ч ИТАТЕЛИ знают, что такое собирательный образ. Мы не удивляемся, когда слы шим: многие станичникй на Дону видят в своих земляках Григория Мелехбва. В герое, типичном для определенного времени, правди во описанном, многие могут уви деть и СВОЮ суйъбу. Но «собирательный образ», ес ли'Сфальшивить, бумеранг, ко торый обязательно вернется к -автору и «врежет по темечку», выражаясь по-морскому (не луч шем образом). -—«Три минуты молчания» — так назвал свою книгу о рыбаках Ге оргий Владимов. Три* главы рома на опубликованы в «Новом мире» (№№7и81969 года). Эти «Мину ты молчания» обойти молчанием нельзя, поскольку книгу читают не только те, кто легко отличит правдивое слово о рыбаке и его нелегком труде от шелухи, на носного, взятого автором с по верхности. Мы знаем, море слабых не лю* бит. Это уже устоявшаяся, «же лезная» формула, хотя ее и успе ли заштамповать. Владимов, чув ствуется, видел море, видел силь ные характеры, но получилось так, что его «собирательные» ге рои собрались в таком экипа же, где все «бичи», «сачки», «су- иіи» (да простят меня читатели за «.терминологию» — рыбаки в этой книге дряни, а их дети — всего- навсего «потрохи»). Кто-нибудь подумает, что я сгущаю краски. Ничего подобного, 8 «доброжела тельстве» автора не трудно убе диться с первых страниц «Трех /^инут». ' w 4 ; Говорят, ? что «ругательная» ре цензия на фильм или книгу !лишь Привлекает зрителей и читателей. И 'ничего в атом CT|lati$*dror~Het >--і О РОМАНЕ «ТРИ МИНУТЫ МОЛЧАНИЯ» разобраться в произведении все равно надо. Литературные крити-* ки, вероятно, заметят роман Г» Владимова.. Мне- же#<как. читате лю, кровно заинтересованному в рыбацкой тематике, хотелось бы высказать свое .мнение об этой книге. Автор «Трех минут молчания» избрал известный * прием- повест вования — от имени одного из героев. Этот герой — матрос Се ня Шалай, парень вполне типич ной судьбы: отец рано умер, пришлось бросить школу, служил на Северном флоте, досрочно де мобилизовался (единственный кормилец в семье), пошел . в «тюлькину» контору за длинным рублем. После первой же удачной экспедиции (1200 рублей новыми) хотел уехать из Мурманска, но все «спустил», оказался снова в море... Это я всё одним залпом «выдай», Потому что такова" «био графия» Сейи — большего не скажешь... И попал этот герой на «Ноев ковчег». Правда, на ковчеге были не только «пары нечистых», но и «гфры чистых». Здесь, на «СРТ-815» (не ищите его в списках сельдяного флота), куда направи ли Шалая перед самым отходом, увы, я такой «чистой пары», даже «единицы» не увидел. Думаю, что и другие читатели — тоже. На первой главе — «Ух.одяг, чтобы вернуться» '— и останавли ваться не хочу. Встречи с бичами, попойки, последствия «сабантуев» на десяткй лёт раньше и лучше описали В. Воеводин и Е. Рыс<: в «Буре». И дистанция тут не только too времени '— социальный фон не тот. Случается, и сейчас бы вает «прогар», как у Сени Шалая, но разве на этом строятс* взаи моотношения в нынешней рыбац кой семье? А почитать Владимова, так в экипаже чуть, ли не все зве рем друг на друга бросаются. Взять, к примеру, бондаря, кото рый озверел с первой минуты знакомства с Шалаем. И из-за че го? Из-за курточки, которую сбыл Сене при посредстве бичей тор гаш, купивший.сию вещь за гра ницей. Как эту курточку описыва ет автор, смакуя каждую деталь «загранбарахла»! И такую сенса цию эта курточка произвела в экипаже, что и третий штурман покой* потерял, все просил у Се ни — продай! Могу лично свидетельствовать — нет такой зависти и злобы на промысловом корабле. Бывает, встречаются люди с трудным ха рактером, но в большинстве сво ем промысловики по натуре на род общительный и добрый, хотя и скрывают доброту подчас под нарочитой грубоватостью. В ро мане же все моряки, «попавшие на карандаш» Владимову, — ду раки, «чокнутые», лодыри, зави стники. Кажется, главный герой составляет какое-то исключен іе: он и салаг бескорыстно учит, и на палубе за других «уродуется» и даже книжки читает. Но вот он проявил характер — запустил в дрифмейстера свайкой, которой запросто человека убить можно (даже не по • злобе запустил, а так, не думая). И образ тускнеет: что-то не так, не то в этом в об- щем-то неплохом человеке... А когда он, почти демонстративно, но каясь и ругая себя, уходит из машинного отделени *еде- «дед» собирался его приобщить к тех нике, тут уж совсем перестаешь понимать автора.... Таков в общих чертах главный герой. А его товарищи по тру ду?.. Дрифмейстер — грубиян, готовый взять «на арапа», горлом любого — от салаги до капита на, способный убить человека (когда он пошел, озверев, с баг ром на старпома, пятеро матро сов еле удержали «дрифа», увели в кубрик этого «хозяина палубы», которому положено всех «дер жать в кулаке»). Потом, когда ка питан, отстаивая глупый свой при каз, дает «дрифу» отставку, . от «дрифа» мокрого места не оста ется — слабак он, как сказали бы мои знакомые рыбаки. А каковы матросы, штурманы, капитан, радист, моторист?.. Доб рого слова для них у автора (про стите, у Шалая) не,нашлось. Вызывает, правда, сначала у читателя симпатию «дед» — стар ший механик Бабилов, много по видавший на своем веку человек, который по-отечески относится к Алексеичу (Шалаю). Но вот его рассуждения о матросском труде: — Ты пойми, Алексеич, пра вильно . Матрос ты расторопный. Я видел — на палубе ты хорош. Но работу свою не любишь. И нельзя ее любить, скоро вас всех одна машина заменит — она и се ти будет метать, и рыбу солить, а человеку только и делов будет — подмазывать ее и подлаживать. Мечта отличная у «деда», но, видно, плохо он (или автор?) зна ет промысловый флот, чтобы та кую «красивую жизнь» для . мат роса расписывать. Сегодня на па- (Окончание на 4 стр.)* источник энергии? Разумеем ся, нет. Тем более* что наук* уже иэвёстны источники онер-, гии* еще более эффективные* Они заключены не в тяжй^ дых, а, наоборот, в самых лег* них элементах нериодиче- ской системы Менделеева. Эта элементы, в том числе в и е ь чашшш водород, также обла дают избытком энергии. Нот. они могут ее отдавать не процессе деления, при кото ром атомы как бы раеаадаюф». ся на части, а, наоборот, при их слиянии, в результате че* го образуются более сложные л тяжелые атомы. Такой про цесс называется синтезом. Процесс синтеза легких эле* ментов впервые проявился на земле в виде разрушительно* го взрыва огромной с и ш Это был взрыв водородной бомбы. Источником сырья дда осуществления ядерного син теза окажется . обыкновенная морская вода. ♦Тяжелая врг да» отличается от обычной своими свойствами: замерза ет при +3,8°, кипит при 101,4°. і В обычной воде всегда есть примесь «тяжелой», пример но 0,02% от веса каждой каш ли. Собранная со всего эем- дого шара «тяжелая вода# |. могла бы заполнить Черцоі* море. * Получение «тяжелой воды» — длительный и доро гой процесс: стоимость одно го кубометра равна- 300 тысі долларов. Для того, чтобы на чалась термоядерная реакция, нужно нагреть дейтерий до нескольких сотен миллионов градусов и удержать эту тем- * нературу в, течение несколь ких секунды. Но где найти такую «посу- ду», в которой можно было і бы нагреть «тяжелую воду»? . Ведь миллионы градусов не выдержит ни один материал Советские физики работаю^, над вопросом создания тан называемых плазменных тер моядерных реакторов. И ког да будет создан такой атом ный котел, человечество по лучит новый источник энер гии колоссальной мощности. Начнется период «сжигания» Мирового океана. Морской ла зер В Австралии на морском маяке Кливленд впервые ис пытывается луч лазера. Ла зер излучает пучок узких лу чей. Вращающийся рефлектор, наиравляет его во все сторо ны. Свет маяка виден аі 40 морских миль. t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz