Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.

Слесарь Гер­ ман Тяпинов — один из лучших слесарей в меха­ ническом ц е х е СРЗ-1. Активно участвуя в сорев­ новании судоре­ монтников за до­ стойную встречу ленинского юби­ лея, он м н о г о времени отдает работе санитарно­ го поста в цехе, Герман прини­ мает участие тай­ нее в патриотиче­ ском движении доноров. С в о ю кровь он сдавал безв о з м е з д п о уже 7 раз. Фото А. Леонтьева* ТВОРЧЕСТВО НОВАТОРОВ О важный резерв производства Социалистическое сорев­ нование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ле­ нина, как и повсюду, в на­ шем цехе дало мощный тол­ чок к проявлению массовой инициативы, творчества. Ре­ монтники выискивают ре­ зервы для увеличения эф ­ фективности производства, вносят множество предло­ жений. С февраля по сентябрь нынешнего года у нас на комбинате проходил смотр- конкурс на лучшую поста­ новку рационализаторской работы. Мне приятно сообщить, что наш цех по количеству поданных и внедренных предложений занял первое место. Ему присуждена пер­ вая денежная премия. У нас в цехе стало прави­ лом — за технический про­ гресс бороться каждому и сообща. В этом отношении мне и хочется рассказать о ввоих товарищах, с которы- nillllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllllllltiillllliliillNlllllllliUllllllllllfllllllllKllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllKIIII — === ^ - - - ■ —.............. . . «ѵ.ч.ѵг ::"-.'Яц а ц Д НОВОСТИ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА « Кошелек» и его возможности С ОВЕТСКИЕ РЫБАКИ, рыбаки Северного бассейна, все шире осваивают кошелько­ вый лов. Траулеры, оборудованные для яошелькового промысла, работают в Северном я Норвежском морях. В этой статье мне хочется привести некото­ рые данные о кошельковом промысле и об экс­ плуатации судов кошелькового лова, появив­ шиеся в зарубежной печати. Еще на Втором конгрессе по орудиям лова, организованном ФАО в Лондоне в 1963 году, делегат от Исландии Якобсен выступил с до­ кладом об успехах исландских рыбаков в обла­ сти кошелькового промысла. В своем сообще­ нии он подробно остановился на технических характеристиках кошельковых неводов, их воо­ ружения и вспомогательном оборудовании. Якобсен осветил также технику ловов, приме­ ряемую рыбаками Исландии. Обычно кошель­ ковый промысел ведется судами длиной 25— 83 м, оснащенными силовыми блоками и ком­ плектом гидроакустических приборов, чаще все- to типов «Сонар* н «Асдик». Исландские ко­ шельковые неводы в те годы имели длину 370—440 м н высоту 410—130 м. Этими же не­ водами пользовались н для лова трески. Разу­ меется, в течение пяти лет, прошедших с того Момента, исландский кошельковый промысел )ге стоял на месте, а непрерывно совершенство­ вался. Не меньших успехов в этой области достигло рыболовство Норвегии. Именно кошельковые йезоды позволили норвежцам добиться рекорд­ ных результатов в вылове сельди в Северном Море. Если в 1964 году в этих водах норвеж­ ские рыбаки выловили 189,7 тыс. тонн сельди н 51,7 тыс. тонн макрели, то уже в 1965 году вылов сельди и макрели составил соответствен­ но 613,1 ты», тонн и 156,2 тыс. тонн, а в 1966 году, в общей сложности, 1.300 тонн рыбы, ив которых 80 процентов сельди и 95 процентов макрелп было выловлено кошельковыми нево­ дами. Флотилии норвежцев ловят весной в фиордах, но большую часть года базируются на шотландские порты. Рыбаки Перу и Чили ловят кошельковыми доводами сардинеллу, рыбацкие суда Южно- Африканской Республики — сардину, японцы и американцы — тунца, Английские рыбаки до конца 1964 года зани­ мали выжидательную позицию. Однако успехи еоседей-норвежцев убедили англичан, отпра­ вивших в Норвегию группу специалистов, ко­ торые занялись там изучением всех аспектов Кошелькового промысла. Английские шкиперы Также прошли практику на норвежских сейне­ рах. Новая техника лова проиавела на них чрез­ вычайно большое впечатление. В соответствий у рекомендациями вернувшихся из Норвегии специалистов в конце 1966 года 24-метровый іаулер «Гленаги III» был переоборудован для юмысла кошельковым неводом длиной 440 а высотой 128 м. Невод етоил свыше 10 тыв. іунтов стерлингов. На его изготовление вошло тыс. фунтов нейлона «Ай-Си-Ай». Подборы $ гячи имеют общую длину 2,5 мили и диаметр ■7 до 14 мм. Они свиты не «Викинг Териле* ja» . Вес невода вместе е вооружением немно­ гим больше 5 т. Он был изготовлен фирмой Брайдпорт-Грандри Лимитед, Его особенностью Является возможность снятия нижней 64-мет­ ровой половины и использование оставшейся Верхней части для ведения промысла в мелких водах Северного моря. «Гленаги III» уже ведет промысел по двубортной системе с 22-метро­ вым траулером «Лунар Воу», добывая за один вамет по 200—250 тонн рыбы. Для сравнения Можно добавить, что 100 дрифтерных сеток стоят в Англии 3,5—4 тые. фунтов стерлингов, а улов, считающийся для такого порядка очень хорошим, не превышает 25 тонн сельди ѣ fcynffl. Иа сообщений зарубежной печати известно, что в кошельковом промысле наряду с прошед­ шими специальное переоборудование траулера­ ми все шире начинают использоваться суда специальной постройки: сейнеры и траулеры- оейнеры. Например, норвежский траулер «Ёкуль» имеет 38,12 м в длину и мощность глав­ ного двигателя 800 д. с. Его есадка больше осадки бортовых траулеров такого же водоиз­ мещения. На судно уложено значительное ко­ личество твердого балласта. Два трюма разде­ лены каждый на 6 отсеков, служащих своего рода рыбными ящиками. На рыбацкой выставке і Тронхейме демонстрировался 42-метровый траулер-сейнер для лова сельди. Машина, уста­ новленная на нем, имеет мощность 800 л. с. ІВ Норвегии же построен сейнер «Хофрунгун III». Это судно отличается от прочих промысловых судов наличием двух гребных винтов. Впрочем, «Хофрунгун III» недолго оставался «рекордсме­ ном» в этой части: следующий сейнер, постро­ енный той же верфью, имеет 3 винта, что зна­ чительно повышает маневренность судна н по­ зволяет на 25 процентов сократить время за­ мета невода. О целесообразности постройки специальных судов для кошелькового лова сви­ детельствует хотя бы такой пример: построен­ ный в Англии для норвежского рыбопромыш­ ленника траулер-сейнер «Ёрундер И» длиной 86,3 м с главным двигателем мощностью 800 л. с., взял кошельковым неводом рекордный улов — 8.000 бочек сельди. Невод с этим громадным ко* оичеством рыбы был выбран всего за 3 (!) часа. В Советском Союзе разработана механизиро­ ванная линия выборки и укладки кошельково­ го невода. Над дальнейшими задачами механи­ зации кошелькового промысла работают ученые Институтов ТИНРО и ПИНРО. В США запатентовано устройство для вы­ борки кошелькового невода на корму судна. Оно состоит из двух специальной конструкции бомов с укрепленными на них блоками. Вес устройство размещается в корме под неводнон площадкой. Под площадкой же установлен спе­ циальный транспортер, к которому подтягива­ ется сливная часть с уловом для того, чтобы по его ленте направить закошелькованную рю- бу в трюм. Комплекс этих механизмов позво­ ляет вести работу в неблагоприятных метеоро­ логических условиях и обходиться меньшим Числом команды. На американских же судах для выливки улова в трюм широко применяют­ ся рыбонасосы. Японцы начали широко применять кормовые Механические вьюшки, горизонтальная обреви- йенная ось которых служит как для выборки, так и для навивания выбираемого невода. Это! Механизм заменяет два силовых блока, из ко» торых одни обычно применяется для выборки, Другой — для укладки невода. Одной из гамбургских фирм разработан® приспособление для оле-нтроубоя рыбы, находя­ щейся в неволе. Этот аппарат называется Яэлектрокутор Фульда». Ускоряемая таким об­ разом смерть улова позволяет избежать вредно отражающихся на качестве мяса физико-хими­ ческих процессов, являющихся следствием мед­ ленного засыпания рыбы, бьющейся в неводе* Все приведенные выше факты еще раз под­ тверждают, что кошельковый невод является необычайно производительным (по сравнению с другими) орудием лова, массовое применение которого способно революционизировать рыбо­ ловный промысел. В. РЫБНИКОВ. ми не один год работаю ря­ дом. Если открыть наш цехо­ вой журнал по учету рацио­ нализаторских предложений, то в графе фамилия и долж­ ность рационализатора, ча­ ще других, целыми колон­ ками, можно встретить ф а­ милию бригадира слесарей к о м м у н и с т а Ювиналия Александровича Патракее- ва. Это он устроил приспо­ собление к домкрату для выправки антресольной пло­ щадки на транспортерной линии, подающей рыбу. Ему же и бригадиру ком­ мунисту Н. В. Кондакову принадлежит большая рабо­ та по замене транспортеров на холодильном заводе № 1. Здесь они проявили много находчивости и смекалки, благодаря чему ответствен­ ная задача была решена в предельно короткий срок. Работа новаторов была от­ мечена приказом по комби­ нату, им вручена денежная премия. Инициативу и творчество наши новаторы проявляют не только на своем рабочем месте. Тот же Патракеев из­ менил установку двух вен­ тиляторов в помещении за­ рядной станции. Теперь па­ ры электролита здесь не скапливаются, людям егало легче работать. Очень полезное дело осу­ ществил бригадир слесарей Секретарь нашей партийной организации Владимир Ки­ риллович Мамонов. Он су­ щественным образом изме­ нил устройство захватов на электропогрузчиках. Теперь можно не опасаться, что при Перевозке тяжелые контей­ неры при толчках будут со-» скальзывать. Большое внимание уделя­ ем мы самому эффективно­ му использованию своего станочного парка. С ?той целью также разрабоіан и внедрен ряд предложений. Так, по предложению тока­ ря тов. Петрова на токарно­ винторезном станке замене­ на пиноль задней бабки С конусом № 4 на пятый но­ мер с фиксатором В ре­ зультате эксплуатация стан­ ка улучшилась, повысилось качество обработки деталей» Металлисты должны знать, что значит изменить выео- ту фартука токарного стан­ ка после шабровки. Но не везде это применяют. У нас же, благодаря такому не­ сложному нововведению, вос­ становлено первоначальное положение валов, восстано­ вилась доремонтная мощ­ ность станка и обеспечена точность обработки деталей. Можно еще рассказать и о конструктивном изменении приводе» шлифовального нриспособления, благодаря чему на станках не стало вибрации и улучшилась чис­ тота обработки деталей. Вдохновленные учрежде­ нием Ленинской юбилейной Почетной грамоты и Юби­ лейной медали для победи­ телей в социалистической Соревновании, рабочие на­ шего цеха делают все для того, чтобы добиться прав# выть удостоенными этих вы­ соких наград. В. РОДИОНОВ, инженер* механик ремонтно-меха* нического цеха Мурмаа» «кого рыбокомбината. Коммуниста Валентина Иосифовича Родионова хорошо знают на Мурманском рыбокомбинате. Вывший воин- ей- вероморец Родионов трудится здесь без малого пятна • дцать лет. Передовой производственник , вдумчивый р а» ционализатор, он прошел путь от рядового слесаря -щ * ладчика до руководителя большого участка, стал инже­ нером-механиком ремонтно-механического цеха В юбилейном году коллектив этого цеха взял высокие обязательства и старается обеспечить ритмичную работу оборудования и механизмов на предприятиях комбинату вносит свой вклад в борьбу за технический прогресс. - «Проблема» шкерочного н о ж а Что такое шкерочный нож? Вто, конечно, не изогнутый клинок из дамасской етади с рукояткой слоновой кости. И бя пока не воспет в стихах. Но, тем не менее, это скром­ ное орудие матросского труда С некоторых пор стало кое- Кому сниться. Вот послушайте, что гово­ рят снабженцы. Начальник отдела снабже­ ния «Мурмансельди» Алек­ сандр Мсфодьевич Мирошни­ ченко: — Хоть зарежься, нету шке­ рочного ножа! Кандалакш­ ский механический завод В Этом квартале недодал нам 1-500 штук. Приходится брать Мешок и шарить по рундукам гм££амиш*і ' с и г н а л выходящих ив ремонта еудо» в поисках завалявшихся. Шлем телеграммы, ш л е ^ письма, а кандалакшцы пб- нрежнему без ножа нас ре­ жут. Своему коллеге вторит на­ чальник отдела снабжения Мурманского тралового флота Исидор Алексеевич Орлов:- — Мы недополучили девять тысяч штук из пятнадцати тысяч заявленных. Иа стхО* дящие траулеры приходится давать 4—5 штук вместо 2Q-» 25. Тоже шлем нисьма в Кан­ далакшу. Оттуда — одни обе­ щания. И. А. Орлов резонно заме» %«ет: — Не будем же мы снаб­ жать промьвдіовикол стоад* выми ножами? Вот уж иоистине проблема* Г. ДУБИНИН. С КАЖДЫМ РЕЙСОМ БЛИЖЕ К ЦЕЛИ f Окончание . Нач. на 1 стр.), етво. Могли бы взять рыбы еще больше, но родвела плавбаза «Иван Шишкин». В конце рейса, набрав полный Г р у з , БМРТ «Тур» подошел к ней. С капитаном базы была договоренность о сдаче 100 тонн рыбопродукции. Трое суток БМРТ-442 ждал ♦добро» на швартовку. За ­ тем е «Ивана Шишкина» был принят категорически^ Отказ на выгрузку. А в от* время за 70 миль от базі ртлично работала групі судов, облавливая ры б ^ найденную самим же «Ту* рем». Так и были п о т е р е ны трое драгоценных ітрО* мысловых суток. В. САРЫЧЕВ. ргфрижв* раторньгй машинист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz