Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.
НОВОСТИ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА ОСНАЩЕНИЕ КОРМОВЫХ ТРАУЛЕРОВ РАЗНОГЛУБИННЫМИ ТРАЛАМИ Еще раз о «Рыбаке» «Рыбачке» В настоящее время одной из проблем промышленного рыбо ловства в северном полушарии является необходимость обес печения большей универсаль ности в работе крупного флота больших кормовых траулеров. Она возникла в результате оп ределенных успехов, достигну тых этими судами благодаря применению, кроме обычного, донного и разноглубинного тра ла. Разноглубинными тралами были оснащены норвежские и английские траулеры. Исследо вания показали, что разноглу бинный лов оказался одинако во удачным как при лове трес ки, так и на сельдевом лове, для которых эти тралы и раз рабатывались. Так как электронная рыбопо исковая аппаратура становится все более и более совершенной __ и капитаны приобретают боль ше опыта в ее использовании, применении и анализе показа ний приборов, возникают час то ситуации, когда капитан на ходит и определяет точное мес тоположение косяка рыбы, но который он не может обловить. Например, он находит косяк в толще воды, а у него вооружен донный трал, или он находит хорошие косяки на дне у грун та, в то время как судно осна щено пелагическим тралом. Та ким образом, бывают случаи, когда нужно иметь два ком плекта орудий лета, готовых для немедленного использова ния: один для донного лова, а Другой для пелагического. Главным препятствием этому на судах в настоящее время является то, что требуется мно го времени для перехода с од ного орудия лова на другое. Для быстрого перехода с одно го вида лова на другой необхо димо иметь два вооруженных и . готовых для присоединения к ваерам трала. На обычных кор мовых траулерах это не легко сделать, так как они позволя ют разместить в данный мо мент на палубе лишь один трал. И, кроме того, для пела гического лова требуются со вершенно другие орудия лова >и другие типы траловых досок. Раньше, когда эта проблема ис- —вледовалась, предлагались раз личные варианты двухпалуб ных судов, но так как число судов с большой универсально* егью было невелико, то эти Предложения не были реализо ваны, Существует мнение о не обходимости иметь на ^удне или две траловые палубы ря дом, или одну над другой. Предлагаются новые проекты кормовых траулеров, предна значенных для работы с двумя комплектами орудий лова. На пример, ГДР и ПНР предлага ют большие кормовые трауле ры, которые будут способны ве сти лов или пелагическим, или донным тралом, когда это необ ходимо. Суда будут иметь оба трала на палубе готовыми для отдачи. Достигнуть этого мож но благодаря изменению схе мы расположения траловых па луб. Рассматривается также во прос о применении раздельной траловой лебедки, конструктив но состоящей из двух отдель ных агрегатов, расположенных по краям кормовой палубы. Та кая лебедка используется для выборки и отдачи ваеров. Тра ловая палуба между надстрой ками правого и левого борта — в корму от рулевой рубки — остается свободной для хране ния тралов. Лебедки для вы борки траловых кабелей уста навливаются в этом случае на шлюпочной палубе. Эти две лебедки располагаются рядом и каждая выбирает кабели раз ных тралов. Кроме того, изучаются воз можности использования сет ных барабанов. Метод приме нения двух сетных барабанов в носовой части траловой палу бы, которые выбирают как ка бели, так и сетную часть, раз рабатывается в Англии, одна ко необходимо проведение еще экспериментальных работ в ре альных условиях. Испытания сетных барабанов с тяжелыми глубоководными донными тра лами на бортовых траулерах показали, однако, что такие ба рабаны могут удачно приме няться. В Нидерландах сетные бара баны использовались на кор мовых траулерах с ’ разноглу бинными тралами и показали целесообразность дальнейшего усовершенствования сетных барабанов и отработки серий ных образцов. Благодаря ис пользованию сетного барабана вместо обычной лебедки для выборки кабелей трала и джильсона можно значительно Сократить ручной труд при спуске и подъеме трала. Установка двух сетных бара банов на существующих трау лерах позволит быстро осуще ствить переход с одного трала на другой. Это предложение мо жет сильно изменить архитек туру кормовых траулеров, в особенности малых с машин ным отделением в корме. В Японии уже построены малые кормовые траулеры с раздель ными траловыми ваерными ле бедками в корме и сетным ба рабаном, устанавливаемым в центре и несколько смещенным в нос от миделя, и, вероятно, что это будет также приемле мо для больших судов. В Испании разработана си стема, облегчающая выборку траловых досок, пелагических тралов, которая была провере на на одном французском трау лере. В дальнейшем эта систе ма будет устанавливаться на большом количестве судов, включая новые траулеры даль него радиуса действия, кото рые в настоящее время нахо дятся в разработке. В. КУДРЯВЦЕВ. Как известно, трало- вый флот пополнился Л новыми типами судов. Это рыболовные траулеры- ловцы «Рыбак» и «Рыбачка». О возможностях их много пи сали и говорили, но полной отдачи от судов пока нет. Моряки, работающие на PTJI, довольны совершенным оборудованием судна. Дейст вительно, одни названия «Ры бак» и «Рыбачка» говорят са ми за себя. Корабли эти мо гут даже соперничать по ва ловому вылову с траулерами типа БМРТ. Но удивительно, что PTJI до сих пор находятся в «экс перименте». Руководители от дельных служб тралового фло та не выявили до конца воз можности этих судов. В прин ципе траулер-ловец должен обслуживаться специально выделенной плавбазой. Ведь РТЛ способны вылавливать 150—200 тонн в сутки рыбы- сырца. За прошедший рейс с первого августа по 20 сентяб ря траулер «Рыбачка» выло вил 1435 тони рыбы. Можно было бы взять еще столько, но из-за отсутствия базы большинство времени прихо дилось лежать в дрейфе. Огорчил моряков ■ конец промысла, когда для сдачи 20 тонн улова приходилось гнать судно 50 миль в один конец. Потерял промысловое время РТЛ «Рыбачка» и в результа те намотки трала на винт. Внна здесь не только штур манского состава судна. Трау лер-ловец может сдавать рыбу только на ходу, следуя носом на ветер. Плавбаза «Алексей Хлобыстов» отказалась выйти для приема улова из губы Крестовой. Капитану «Рыбач ки» пришлось пойти на риск, войти в губу, где при манев рировании и случилась ава рия. Хотелось бы, чтобы руково дители флота, обратили вни мание на серьезные недостат ки в использовании трауле- ров-ловцов. Необходимо ре шить вопрос и о материаль ной заинтересованности моря ков РТЛ. Неплохо, чтобы на РТЛ дли полнейшего анализа их рабо ты вышел в море представи тель л а б о р а т о р и и НОТ* Ведь по скромным подсчетам «Рыбак» и «Рыбачка» из-за отсутствия баз недодали на народный стол около (ЮѲ0 тонн рыбопродукции. В. ДИВНЕНКО, второй штурман РТЛ «Рыбачка». СЕМИНАР РАБОТНИКОВ холодильной промышленности В Минске состоялся семи нар «Новое в холодильной технике и технологии». Сю да собрались представители 22 городов СССР. На семинаре было прочи тано 18 докладов. В. И. Са фонов (ЦНИИпромзданий) отметил, что технический уровень типовых проектов холодильников отстает от современных достижений. Докладчик считает, что независимо от емкости, рас положения и назначения хо лодильники следует проек тировать одноэтажными, • высотой камер хранения 6— 6 метров. Многоэтажные хо лодильник», если в этом бу дет необходимость, следует строить только по индиви дуальным проектам. О новых теплоизоляцион ных материалах сообщил кандидат технических наук Н. Т. Кудряшов. Наиболь шее развитие получили п о листирольные и полидрета- новые пенопласты, широко применяемые во всех про мышленно развитых стра нах. На «сновании исследова ний было признано, что наи более приемлемым тепло изоляционным материалом для строительства холодиль ников в нашей стране явля ется самозатухающии пено- полистирол марки ПС-БС, а для охлаждающих устройств, оборудования и трубопрово дов — пенополистирол мар ки ПС-Б. Применение такого мате риала (а его к концу 1970 года будет выпускаться до миллиона кубометров) поз волит создать долговечные, во стабильными теплоза щитными свойствами изоля ционные конструкции ог раждений холодильников. Кандидат технических на у к А. И. Пискарев дал оценку методам быстрого за вораживания рыбы и рыб ных продуктов, подчеркнул, 4то конечная температура Замораживания должна оп ределяться температурой по следующего хранения рыбы: £ак, если температура в ^рюмах минус 18 градусов, "to конечная температура за мораживания должна быть Be выше минус 15 градусов. О направлении развития холодильной техники во франции рассказал канди дат технических наук Д. Г. Рютов. В конце 1967 года емкость Холодильников во Франции доставляла 1.317 т ы с я ч Тонн. Это — по 26,4 кило грамма на каждого жителя. Характерная деталь; здесь йа холодильниках применя е т с я разборные стоечные ЙоддоньІ, устанавливаемые в камере хранения штабе лем, в три-чегыре ряда. Ис пользование поддонов дает возможность повысить про изводительность труда на погрузочных работах, уве личить возможности исполь зования холодильной емко сти. С большим вниманием прослушали участники се минара доклад кандидата технических наук В. <Х Вейнберга о производства бытовых холодильников —* этого последнего звена не» прерывной цеци хранений продуктов, В прошлом году в наше# стране было выпущено- 3.15ft тысяч домашних холодиль ников. Их производство бу дет расширяться примерно до 6 миллионов в год. Этв — немало: ведь общее ми* ровое производство состави ло в 1966 году 24 миллион штук. В личном пользовани на 1 января 1969 года у на# находилось свыше 15 мил лионов холодильников. Тем, кто отдает предпоч тение холодильникам Мин ского завода, небезынтерес но будет узнать, что это предприятие запланировало на ближайшие 2—3 года но вые модели: «Минск-5», ем костью 180 литров, «Минск- 6» (225 л.) и холодильник той же марки, но принципи* ально новой конструкции — в 2-камерном варианте, t морозильной камерой 40 литров и температурой хра нения — 18 градусов. Семинар работников хо лодильной промышленное кроме всего прочего, позво лил им оценить технический уровень своих предприятий вырабатывающих й исполь зующих искусственный хо* лод. ч ЩжМШ ' Успешно несет ленинскую трудовую вахту работница Кан далакшского рыбоконсервного завода Анна лковяевна Гіавло- .|й . Освоив две специальности — закатчицы и браковщицы, — она на любой из них добивается высокой производительно сти. Качество работы всегда отличное. • Волее 150 тысяч банок консервов сверх календарного пла на выпустили кандалакшские рыбоконсерзщики. В достиже ние таких результатов в-несла свой вкл?д и ударник комму нистического труда браковщица Анна Назаровна Смирнова. 1ередо>вая работница изо дня в день перекрывает нормы вы работки, На еншлнах А. Н. Смирнова (справа) и А. Я. Павлова. Фото А. Вгждина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz