Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.

НОВОСТИ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА ОСНАЩЕНИЕ КОРМОВЫХ ТРАУЛЕРОВ РАЗНОГЛУБИННЫМИ ТРАЛАМИ Еще раз о «Рыбаке» «Рыбачке» В настоящее время одной из проблем промышленного рыбо­ ловства в северном полушарии является необходимость обес­ печения большей универсаль­ ности в работе крупного флота больших кормовых траулеров. Она возникла в результате оп­ ределенных успехов, достигну­ тых этими судами благодаря применению, кроме обычного, донного и разноглубинного тра­ ла. Разноглубинными тралами были оснащены норвежские и английские траулеры. Исследо­ вания показали, что разноглу­ бинный лов оказался одинако­ во удачным как при лове трес­ ки, так и на сельдевом лове, для которых эти тралы и раз­ рабатывались. Так как электронная рыбопо­ исковая аппаратура становится все более и более совершенной __ и капитаны приобретают боль­ ше опыта в ее использовании, применении и анализе показа­ ний приборов, возникают час­ то ситуации, когда капитан на­ ходит и определяет точное мес­ тоположение косяка рыбы, но который он не может обловить. Например, он находит косяк в толще воды, а у него вооружен донный трал, или он находит хорошие косяки на дне у грун­ та, в то время как судно осна­ щено пелагическим тралом. Та­ ким образом, бывают случаи, когда нужно иметь два ком­ плекта орудий лета, готовых для немедленного использова­ ния: один для донного лова, а Другой для пелагического. Главным препятствием этому на судах в настоящее время является то, что требуется мно­ го времени для перехода с од­ ного орудия лова на другое. Для быстрого перехода с одно­ го вида лова на другой необхо­ димо иметь два вооруженных и . готовых для присоединения к ваерам трала. На обычных кор­ мовых траулерах это не легко сделать, так как они позволя­ ют разместить в данный мо­ мент на палубе лишь один трал. И, кроме того, для пела­ гического лова требуются со­ вершенно другие орудия лова >и другие типы траловых досок. Раньше, когда эта проблема ис- —вледовалась, предлагались раз­ личные варианты двухпалуб­ ных судов, но так как число судов с большой универсально* егью было невелико, то эти Предложения не были реализо­ ваны, Существует мнение о не­ обходимости иметь на ^удне или две траловые палубы ря­ дом, или одну над другой. Предлагаются новые проекты кормовых траулеров, предна­ значенных для работы с двумя комплектами орудий лова. На­ пример, ГДР и ПНР предлага­ ют большие кормовые трауле­ ры, которые будут способны ве­ сти лов или пелагическим, или донным тралом, когда это необ­ ходимо. Суда будут иметь оба трала на палубе готовыми для отдачи. Достигнуть этого мож­ но благодаря изменению схе­ мы расположения траловых па­ луб. Рассматривается также во­ прос о применении раздельной траловой лебедки, конструктив­ но состоящей из двух отдель­ ных агрегатов, расположенных по краям кормовой палубы. Та­ кая лебедка используется для выборки и отдачи ваеров. Тра­ ловая палуба между надстрой­ ками правого и левого борта — в корму от рулевой рубки — остается свободной для хране­ ния тралов. Лебедки для вы­ борки траловых кабелей уста­ навливаются в этом случае на шлюпочной палубе. Эти две лебедки располагаются рядом и каждая выбирает кабели раз­ ных тралов. Кроме того, изучаются воз­ можности использования сет­ ных барабанов. Метод приме­ нения двух сетных барабанов в носовой части траловой палу­ бы, которые выбирают как ка­ бели, так и сетную часть, раз­ рабатывается в Англии, одна­ ко необходимо проведение еще экспериментальных работ в ре­ альных условиях. Испытания сетных барабанов с тяжелыми глубоководными донными тра­ лами на бортовых траулерах показали, однако, что такие ба­ рабаны могут удачно приме­ няться. В Нидерландах сетные бара­ баны использовались на кор­ мовых траулерах с ’ разноглу­ бинными тралами и показали целесообразность дальнейшего усовершенствования сетных барабанов и отработки серий­ ных образцов. Благодаря ис­ пользованию сетного барабана вместо обычной лебедки для выборки кабелей трала и джильсона можно значительно Сократить ручной труд при спуске и подъеме трала. Установка двух сетных бара­ банов на существующих трау­ лерах позволит быстро осуще­ ствить переход с одного трала на другой. Это предложение мо­ жет сильно изменить архитек­ туру кормовых траулеров, в особенности малых с машин­ ным отделением в корме. В Японии уже построены малые кормовые траулеры с раздель­ ными траловыми ваерными ле­ бедками в корме и сетным ба­ рабаном, устанавливаемым в центре и несколько смещенным в нос от миделя, и, вероятно, что это будет также приемле­ мо для больших судов. В Испании разработана си­ стема, облегчающая выборку траловых досок, пелагических тралов, которая была провере­ на на одном французском трау­ лере. В дальнейшем эта систе­ ма будет устанавливаться на большом количестве судов, включая новые траулеры даль­ него радиуса действия, кото­ рые в настоящее время нахо­ дятся в разработке. В. КУДРЯВЦЕВ. Как известно, трало- вый флот пополнился Л новыми типами судов. Это рыболовные траулеры- ловцы «Рыбак» и «Рыбачка». О возможностях их много пи­ сали и говорили, но полной отдачи от судов пока нет. Моряки, работающие на PTJI, довольны совершенным оборудованием судна. Дейст­ вительно, одни названия «Ры­ бак» и «Рыбачка» говорят са­ ми за себя. Корабли эти мо­ гут даже соперничать по ва­ ловому вылову с траулерами типа БМРТ. Но удивительно, что PTJI до сих пор находятся в «экс­ перименте». Руководители от­ дельных служб тралового фло­ та не выявили до конца воз­ можности этих судов. В прин­ ципе траулер-ловец должен обслуживаться специально выделенной плавбазой. Ведь РТЛ способны вылавливать 150—200 тонн в сутки рыбы- сырца. За прошедший рейс с первого августа по 20 сентяб­ ря траулер «Рыбачка» выло­ вил 1435 тони рыбы. Можно было бы взять еще столько, но из-за отсутствия базы большинство времени прихо­ дилось лежать в дрейфе. Огорчил моряков ■ конец промысла, когда для сдачи 20 тонн улова приходилось гнать судно 50 миль в один конец. Потерял промысловое время РТЛ «Рыбачка» и в результа­ те намотки трала на винт. Внна здесь не только штур­ манского состава судна. Трау­ лер-ловец может сдавать рыбу только на ходу, следуя носом на ветер. Плавбаза «Алексей Хлобыстов» отказалась выйти для приема улова из губы Крестовой. Капитану «Рыбач­ ки» пришлось пойти на риск, войти в губу, где при манев­ рировании и случилась ава­ рия. Хотелось бы, чтобы руково­ дители флота, обратили вни­ мание на серьезные недостат­ ки в использовании трауле- ров-ловцов. Необходимо ре­ шить вопрос и о материаль­ ной заинтересованности моря­ ков РТЛ. Неплохо, чтобы на РТЛ дли полнейшего анализа их рабо­ ты вышел в море представи­ тель л а б о р а т о р и и НОТ* Ведь по скромным подсчетам «Рыбак» и «Рыбачка» из-за отсутствия баз недодали на народный стол около (ЮѲ0 тонн рыбопродукции. В. ДИВНЕНКО, второй штурман РТЛ «Рыбачка». СЕМИНАР РАБОТНИКОВ холодильной промышленности В Минске состоялся семи­ нар «Новое в холодильной технике и технологии». Сю­ да собрались представители 22 городов СССР. На семинаре было прочи­ тано 18 докладов. В. И. Са­ фонов (ЦНИИпромзданий) отметил, что технический уровень типовых проектов холодильников отстает от современных достижений. Докладчик считает, что независимо от емкости, рас­ положения и назначения хо­ лодильники следует проек­ тировать одноэтажными, • высотой камер хранения 6— 6 метров. Многоэтажные хо­ лодильник», если в этом бу­ дет необходимость, следует строить только по индиви­ дуальным проектам. О новых теплоизоляцион­ ных материалах сообщил кандидат технических наук Н. Т. Кудряшов. Наиболь­ шее развитие получили п о листирольные и полидрета- новые пенопласты, широко применяемые во всех про­ мышленно развитых стра­ нах. На «сновании исследова­ ний было признано, что наи­ более приемлемым тепло­ изоляционным материалом для строительства холодиль­ ников в нашей стране явля­ ется самозатухающии пено- полистирол марки ПС-БС, а для охлаждающих устройств, оборудования и трубопрово­ дов — пенополистирол мар­ ки ПС-Б. Применение такого мате­ риала (а его к концу 1970 года будет выпускаться до миллиона кубометров) поз­ волит создать долговечные, во стабильными теплоза­ щитными свойствами изоля­ ционные конструкции ог­ раждений холодильников. Кандидат технических на­ у к А. И. Пискарев дал оценку методам быстрого за ­ вораживания рыбы и рыб­ ных продуктов, подчеркнул, 4то конечная температура Замораживания должна оп­ ределяться температурой по­ следующего хранения рыбы: £ак, если температура в ^рюмах минус 18 градусов, "to конечная температура за ­ мораживания должна быть Be выше минус 15 градусов. О направлении развития холодильной техники во франции рассказал канди­ дат технических наук Д. Г. Рютов. В конце 1967 года емкость Холодильников во Франции доставляла 1.317 т ы с я ч Тонн. Это — по 26,4 кило­ грамма на каждого жителя. Характерная деталь; здесь йа холодильниках применя­ е т с я разборные стоечные ЙоддоньІ, устанавливаемые в камере хранения штабе­ лем, в три-чегыре ряда. Ис­ пользование поддонов дает возможность повысить про­ изводительность труда на погрузочных работах, уве­ личить возможности исполь­ зования холодильной емко­ сти. С большим вниманием прослушали участники се­ минара доклад кандидата технических наук В. <Х Вейнберга о производства бытовых холодильников —* этого последнего звена не» прерывной цеци хранений продуктов, В прошлом году в наше# стране было выпущено- 3.15ft тысяч домашних холодиль­ ников. Их производство бу­ дет расширяться примерно до 6 миллионов в год. Этв — немало: ведь общее ми* ровое производство состави­ ло в 1966 году 24 миллион штук. В личном пользовани на 1 января 1969 года у на# находилось свыше 15 мил­ лионов холодильников. Тем, кто отдает предпоч­ тение холодильникам Мин­ ского завода, небезынтерес­ но будет узнать, что это предприятие запланировало на ближайшие 2—3 года но­ вые модели: «Минск-5», ем­ костью 180 литров, «Минск- 6» (225 л.) и холодильник той же марки, но принципи* ально новой конструкции — в 2-камерном варианте, t морозильной камерой 40 литров и температурой хра­ нения — 18 градусов. Семинар работников хо­ лодильной промышленное кроме всего прочего, позво лил им оценить технический уровень своих предприятий вырабатывающих й исполь зующих искусственный хо* лод. ч ЩжМШ ' Успешно несет ленинскую трудовую вахту работница Кан­ далакшского рыбоконсервного завода Анна лковяевна Гіавло- .|й . Освоив две специальности — закатчицы и браковщицы, — она на любой из них добивается высокой производительно­ сти. Качество работы всегда отличное. • Волее 150 тысяч банок консервов сверх календарного пла­ на выпустили кандалакшские рыбоконсерзщики. В достиже­ ние таких результатов в-несла свой вкл?д и ударник комму­ нистического труда браковщица Анна Назаровна Смирнова. 1ередо>вая работница изо дня в день перекрывает нормы вы­ работки, На еншлнах А. Н. Смирнова (справа) и А. Я. Павлова. Фото А. Вгждина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz