Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.

л В МОРЕ всякое может случиться. И такое вот. Только что стоял человек на палу­ бе, но вдруг — никто глазом моргнуть не успел — очу­ тился за бортом в ледяной волне. А море — неспокой­ ное, шесть баллов, судно ос­ новательно качает. Да еще Вечер и быстро сгущающая­ ся вокруг темнота. Пронзительные звонки Тревоги. Загремело над па­ лубой: — Человек за бортом! У Николая Ивановича Ки­ риченко, пока вихрем летея КЗ своей капитанской като­ ды на мостик, не одна мысль Пронеслась в голове. Острая тревога за попавшего в бе­ ду, возможный трагический исход, а тут — праздник близится и возвращение в порт. И конечно же. имею­ щееся в трюмах двойное к плану количество тонн рыбы даже в ма­ лейшей степени Не послужит оп- шашяшвтя равданием по­ тери человеческой жизни. В рубке н а п р я ж е н н о всматривался в то, что про­ исходило снаружи, вахтен­ ный штурман. — Сбросили ему два кру- !*в. Старпом и второй штур­ ман на плотике к нему Ітытаются добраться. — Прикрой их бортом, — іюлос Кириченко прозвучал Так резко, что штурман сна- ш л а опешил, а потом, ис­ правляя оплошность, вспо­ тел даже. Попал в беду яо неосто­ рожности новичок, демоби­ лизованный солдат. Впер­ вы е шел в рейс. Кириченко разразился немые л и м о й бранью по адресу мастеров по добыче. Проворонили но­ вичка, разгильдяи! Непи­ саный же закон моряцкий -г- в шторм глаз не спускать $ новеньких. Минуты часами оборачи­ вались, пока шла борьба за человека. Капитан до боди всматри­ вался в темень, разбивае­ мую судовым прожектором. Человек за бортом то по- ва накрывался волною и снова появлялся на поверх­ ности. «Молодчина, упорный пар­ няга, не сдается, — сам се­ бя подбадривал капитан, и хотелось ему кричать: «Дер­ жись, что есть мочи дер­ жись!». Да знал, что не ус­ лышат его... На утро виновник перепо­ лоха, смущенно улыбаясь, выслушивал строгую нота­ цию капитана по поводу то­ го. что такое осторожность, еще раз осторожность,, еще сто раз — осторожность на судне, да еще при волнении моря. А когда тот ушел, Нико­ лай Иванович подумал о том, что вряд ли догадыва­ ется парень, как вчера его, мокрого и замерзшего, об­ нять хотелось, когда подня­ ли на палубу. ша» пришел направленный сюда третьим штурманом бывший военный моряк Ки­ риченко. Пришел уже с до­ кументами судоводителя. Молод он был, неопытен, с промыслом теоретически только знаком, и потому ка­ питан «Пикши» на вахтах новичка глаз с него не спус­ кал. По прошествии же времени скупо заметил: — Толков, расторопен. Де­ ло пѳйдѳг. Д4ло у К и р и ч е н к о и впрймь <йошло». Вот уже бояее двадцати лет ходит он на судах промыслового фло- «Таким молодым ведь и я в свое время крестился в со­ леной купели, только таких сальто-мортале в пучину не довелось, к счастью, совер­ шать. Сколько уж ото лет назад было?». Невольно всплыли в па­ мяти давние воспоминания. Совсем еще мальчишкой, в победные весенние дни со­ рок пятого года, пришел чер­ ниговский хлопец Николай Кириченко на учебное суд­ но электромеханической школы Черноморского фло­ та. Затем пути-дороги воин­ ской службы привели его в Ленинград, на легендарный ледокол «Ермак», потом — на гидрографическое судно на Крайнем Севере. Здесь как-то разнеслась весть: — Желающие учиться в Мурманском ШУКСе пода­ вайте заявления. Обеспечи­ вается досрочная демобили­ зация. Учиться Николаю хоте­ лось, и с заявлением он мед­ лить не стал. Так вот и получилось, что в 1948 году на траулер «Пик- разывался на воде, то сно- К О Р А та. Беспокойная рыбацкая судьба провела его по раз­ ным кораблям. Довелось по­ плавать и на траулере «Ку­ бань», на котором произо- шелтот случай с демобили­ зованным солдатом, оставив­ ший такой памятный след в сердце, и на БМРТ «Я рос ­ л а в л ь » , и десяток лет раз­ менять на поисковых судах. Опыт, говорят, дело на­ живное. Такой опыт с года­ ми пришел к Николаю Ива­ новичу Кириченко. Сегодня он крепко помо­ гает ему. На траулере «Да­ гестан». Экипаж этого суд­ на в последнем по времени рейсе столкнулся с больши­ ми трудностями. На корабле недоставало ваеров. Обста­ новка же на промысле бы­ ла не из удовлетворитель­ ных. Люди приуныли. На* деялись 9 рейсе закончить выполнение годового обяза­ тельства, а дело пахло сры­ вом даже рейсового плана. Чутье старого поисковика помогло Кириченко нащу­ пать концентрации на глу­ бинах 300 метров. Даже при наличии имеющихся ваеров стали поднимать на борт по поч- торы-две тонны игаи™ии| трески, и моряки повеселели: — Ура капитану! В порт из этого рейса вер­ нулись с победой — закон­ чили выполнение годового обязательства о сверхплано­ вом вылове четырех тысяч центнеров рыбы. У моряков коммунист Ки­ риченко пользуется боль­ шим уважением и недаром. — Умеет работать с людь­ ми, — тепло отзывается о нем помощник рыбмастера Михаил Голубенко. — Шу­ меть без нужды не любит. Коли сделает замечание — так всегда по делу. А народ таких ценит. ...В праздничных колоннах Мурманска сегодня капита­ на Кириченко не будет. «Да­ гестан» — в море. Семья — жена и две дочки Николая Ивановича встретят празд-. ник без него. Только мысленно посидит с ними за праздничным сто­ лом моряк, вспомнит: «Вот так, значит. Октябрю — 52 года, мне — ровно на десять лет меньше. Счет времени вести удобно — от десятиле­ тия Октября. Хороший счет». А. АНДРЕЕВ. у / / / / / / - / / / / / / / / / / / / / / . 7/Ш/Ж / /У / / / / / / / / / / / / , / / / у / / у/ / / / ■ / У/т Е Л Ы ТР «ВАЛЕНТИН СЕРОВ» 1 ' Экипаж транспортного реф­ рижератора «Валентин Серов» Добился рекордного использо­ вания грузоподъемности для судов такого тина в Северном рыбопромысловом бассейне. В трудных штормовых услови­ ях Северо-Западной Атлан­ тики мы приняли от промыс­ ловиков более 4500 тонн мо­ роженой рыбной продукции. Особенно отличились комму­ нист второй помощник капи­ тана Мухин, боцман Пронин, матросы Мосинж, Романен- ков, Голубев, Карнаухов, Дегтярев, плотник Скудалов, радист Капитонов, иекарь Вильяпова, мотористы Коз­ ловский, Климкин, третий механик Савчук, Третий элек­ тромеханик Иванов, котель­ ный машинист Кривулько, старший электрик Ковыляя, рефмапшвист Борисов. Выполнив годовой план к Т ноября, коллектив корабля принял дополнительное соци­ алистическое обязательство *— принять и доставить в порт до конца года еще 5600 тонн мороженой рыбопродук­ ции. Пятилетнпй план мы на­ мерены запершить к ІОО-ле- Тию со дня рождения В. И. Ленина. Капитан - директор УТ­ КИН. План перекрыт Экипаж траулера «Чирчпк» перевыполнил план четверто­ го года пятилотки по выра= ботке рыбного полуфабрика­ та. До конца года дадим по­ луфабриката еще 2 тысячи центнеров, доведем сумму прибыли до 40 тысяч рублей. Капитан КРЕТОВ, секре­ тарь парторганизации РУ- ЖИЦКИЙ, предсудкома ВАСИЛЬЕВ. О ТЦА своего он но пом­ нит. Знает о нем по рас­ сказам матери и одно­ сельчан. Говорят, хорошим был человеком и первым ком­ мунистом на селе. Потому, ко­ гда Иван Шраменко вернулся в 1932 со службы домой, лю­ ди не колеблясь избрали его председателем только что со­ зданного колхоза. Хозяйствен­ ный был мужик, Иван Шра­ менко. Водочкой не баловался, а значит, и подкупить было не­ возможно. Беднота за ним в огонь и в воду шла. Кулакам Иван Шраменко по душе не пришелся: больно круто с ни­ ми поступал. В одну из тем­ ных ночей, когда председа­ тель возвращался из района, они убили его из обреза. Они убили человека, но идею, за которую он боролся, убить не смогли. Много воды утекло с тех пор, отгремела Великая Отечественная, а совхоз име­ ни В. И. Ленина Братского района Николаевской области стоит до сих пор, процветает и крепнет. Сын Ивана Шраменко Вла­ димир живет и трудится у нас на Севере. Как и отец, он свя­ зал свою жизнь с партией, с делом Ленина. У рабочих пла­ вучей мастерской «Резец» он своим честным отношением к труду завоевал уважение и лю­ бовь. Рабочую жизнь, а заодно и жизнь корабела Владимир Ива­ нович Шраменко начинал мо­ лотобойцем в кузнечном цехе СРЗ-1. Потом перешел работать на «Резец», дали ему на Трек Ручьях квартиру, выучился на котельщика - корпусника, затем получил удостоверение электросварщика и бензорез­ чика. Приметили старательно­ го рабочего. В I960 году ему поручили руководить брига­ дой. Девять лет — срок нема­ лый. За это время многие ра­ бочие под руководством ком­ муниста Владимира Ивановича Шраменко выросли в настоя­ щих мастеров своего дела, а бригадир и по сей день неус­ танно печется о профессио­ нальном росте приходящей на завод, молодежи, старается привить ребятам любовь к сво­ ей профессии. В бригаде Владимира Ивано­ вича Шраменко восемь чело­ век уже добились права но­ сить званне ударника комму­ нистического труда, а самому бригадиру выдан значок «От­ личник социалистического со­ ревнования». Владимир Иванович Шрамен­ ко от коллектива рабочих пла­ вучей мастерской «Резец» не­ давно был избран делегатом на первый слет ударников коммунистического т р у д а сельдяного флота. На снимке: слева направо В. Д. Фирсов, В. И. Шраменко, И. М. Назаров, В. Н. Павлишин. Фото и текст С. Данилова. ХОРОШЕТЬ ГОРОДУ РЫБАК к УМАЧОМ флагов и транспарантов рас­ цвел праздничный - Мурманск. Если взглянуть ка него с высоты Зеленого мыса, он виден весь как на ладони. И нет в нем такого района, где бы не красова­ лись новые дома и целые кварталы. И строительство продол­ жается. Выполняя Поста­ новление Совета Министров СССР «О мерах по дальней­ шему развитию городов Ар­ хангельска и Мурманска», Интервью дает заместитель председателя Мурманского городского исполкома депутатов трудящихся В„ Ф, РОМА­ НЕНКО. только за три года, начиная 8 1968, строители должны дать мурманчанам 750 тысяч квадратных метров благо­ устроенной жилой площади, общеобразовательных школ на 5120 ученических мест, детских дошкольных учреж­ дений на 5 тысяч 180 мест, кинотеатров на 1200 мест, музыкальное училище, об­ ластную библиотеку, много магазинов, предприятий об­ щественного питания и бы­ тового обслуживания, новые гостиницы и новые троллей­ бусные линии. Будут ли довольны новы­ ми квартирами новоселы, помянут ли добрым словом строителей? Ответ зависит от тех, кто и как строит, сколько вкладывает души в Свой труд. А строителям Мурманска есть чем гор­ диться. Я не буду говорить о том, сколько сделано имй хотя бы за последние пять лет. Это видят сами жители города. Сегодня хотелось бы сде­ лать экскурс в недалекое будущее, допустим в год 1975-й, ориентируясь по ге­ неральному плану развития (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz