Рыбный Мурман. 1969 г. Ноябрь.
л В МОРЕ всякое может случиться. И такое вот. Только что стоял человек на палу бе, но вдруг — никто глазом моргнуть не успел — очу тился за бортом в ледяной волне. А море — неспокой ное, шесть баллов, судно ос новательно качает. Да еще Вечер и быстро сгущающая ся вокруг темнота. Пронзительные звонки Тревоги. Загремело над па лубой: — Человек за бортом! У Николая Ивановича Ки риченко, пока вихрем летея КЗ своей капитанской като ды на мостик, не одна мысль Пронеслась в голове. Острая тревога за попавшего в бе ду, возможный трагический исход, а тут — праздник близится и возвращение в порт. И конечно же. имею щееся в трюмах двойное к плану количество тонн рыбы даже в ма лейшей степени Не послужит оп- шашяшвтя равданием по тери человеческой жизни. В рубке н а п р я ж е н н о всматривался в то, что про исходило снаружи, вахтен ный штурман. — Сбросили ему два кру- !*в. Старпом и второй штур ман на плотике к нему Ітытаются добраться. — Прикрой их бортом, — іюлос Кириченко прозвучал Так резко, что штурман сна- ш л а опешил, а потом, ис правляя оплошность, вспо тел даже. Попал в беду яо неосто рожности новичок, демоби лизованный солдат. Впер вы е шел в рейс. Кириченко разразился немые л и м о й бранью по адресу мастеров по добыче. Проворонили но вичка, разгильдяи! Непи саный же закон моряцкий -г- в шторм глаз не спускать $ новеньких. Минуты часами оборачи вались, пока шла борьба за человека. Капитан до боди всматри вался в темень, разбивае мую судовым прожектором. Человек за бортом то по- ва накрывался волною и снова появлялся на поверх ности. «Молодчина, упорный пар няга, не сдается, — сам се бя подбадривал капитан, и хотелось ему кричать: «Дер жись, что есть мочи дер жись!». Да знал, что не ус лышат его... На утро виновник перепо лоха, смущенно улыбаясь, выслушивал строгую нота цию капитана по поводу то го. что такое осторожность, еще раз осторожность,, еще сто раз — осторожность на судне, да еще при волнении моря. А когда тот ушел, Нико лай Иванович подумал о том, что вряд ли догадыва ется парень, как вчера его, мокрого и замерзшего, об нять хотелось, когда подня ли на палубу. ша» пришел направленный сюда третьим штурманом бывший военный моряк Ки риченко. Пришел уже с до кументами судоводителя. Молод он был, неопытен, с промыслом теоретически только знаком, и потому ка питан «Пикши» на вахтах новичка глаз с него не спус кал. По прошествии же времени скупо заметил: — Толков, расторопен. Де ло пѳйдѳг. Д4ло у К и р и ч е н к о и впрймь <йошло». Вот уже бояее двадцати лет ходит он на судах промыслового фло- «Таким молодым ведь и я в свое время крестился в со леной купели, только таких сальто-мортале в пучину не довелось, к счастью, совер шать. Сколько уж ото лет назад было?». Невольно всплыли в па мяти давние воспоминания. Совсем еще мальчишкой, в победные весенние дни со рок пятого года, пришел чер ниговский хлопец Николай Кириченко на учебное суд но электромеханической школы Черноморского фло та. Затем пути-дороги воин ской службы привели его в Ленинград, на легендарный ледокол «Ермак», потом — на гидрографическое судно на Крайнем Севере. Здесь как-то разнеслась весть: — Желающие учиться в Мурманском ШУКСе пода вайте заявления. Обеспечи вается досрочная демобили зация. Учиться Николаю хоте лось, и с заявлением он мед лить не стал. Так вот и получилось, что в 1948 году на траулер «Пик- разывался на воде, то сно- К О Р А та. Беспокойная рыбацкая судьба провела его по раз ным кораблям. Довелось по плавать и на траулере «Ку бань», на котором произо- шелтот случай с демобили зованным солдатом, оставив ший такой памятный след в сердце, и на БМРТ «Я рос л а в л ь » , и десяток лет раз менять на поисковых судах. Опыт, говорят, дело на живное. Такой опыт с года ми пришел к Николаю Ива новичу Кириченко. Сегодня он крепко помо гает ему. На траулере «Да гестан». Экипаж этого суд на в последнем по времени рейсе столкнулся с больши ми трудностями. На корабле недоставало ваеров. Обста новка же на промысле бы ла не из удовлетворитель ных. Люди приуныли. На* деялись 9 рейсе закончить выполнение годового обяза тельства, а дело пахло сры вом даже рейсового плана. Чутье старого поисковика помогло Кириченко нащу пать концентрации на глу бинах 300 метров. Даже при наличии имеющихся ваеров стали поднимать на борт по поч- торы-две тонны игаи™ии| трески, и моряки повеселели: — Ура капитану! В порт из этого рейса вер нулись с победой — закон чили выполнение годового обязательства о сверхплано вом вылове четырех тысяч центнеров рыбы. У моряков коммунист Ки риченко пользуется боль шим уважением и недаром. — Умеет работать с людь ми, — тепло отзывается о нем помощник рыбмастера Михаил Голубенко. — Шу меть без нужды не любит. Коли сделает замечание — так всегда по делу. А народ таких ценит. ...В праздничных колоннах Мурманска сегодня капита на Кириченко не будет. «Да гестан» — в море. Семья — жена и две дочки Николая Ивановича встретят празд-. ник без него. Только мысленно посидит с ними за праздничным сто лом моряк, вспомнит: «Вот так, значит. Октябрю — 52 года, мне — ровно на десять лет меньше. Счет времени вести удобно — от десятиле тия Октября. Хороший счет». А. АНДРЕЕВ. у / / / / / / - / / / / / / / / / / / / / / . 7/Ш/Ж / /У / / / / / / / / / / / / , / / / у / / у/ / / / ■ / У/т Е Л Ы ТР «ВАЛЕНТИН СЕРОВ» 1 ' Экипаж транспортного реф рижератора «Валентин Серов» Добился рекордного использо вания грузоподъемности для судов такого тина в Северном рыбопромысловом бассейне. В трудных штормовых услови ях Северо-Западной Атлан тики мы приняли от промыс ловиков более 4500 тонн мо роженой рыбной продукции. Особенно отличились комму нист второй помощник капи тана Мухин, боцман Пронин, матросы Мосинж, Романен- ков, Голубев, Карнаухов, Дегтярев, плотник Скудалов, радист Капитонов, иекарь Вильяпова, мотористы Коз ловский, Климкин, третий механик Савчук, Третий элек тромеханик Иванов, котель ный машинист Кривулько, старший электрик Ковыляя, рефмапшвист Борисов. Выполнив годовой план к Т ноября, коллектив корабля принял дополнительное соци алистическое обязательство *— принять и доставить в порт до конца года еще 5600 тонн мороженой рыбопродук ции. Пятилетнпй план мы на мерены запершить к ІОО-ле- Тию со дня рождения В. И. Ленина. Капитан - директор УТ КИН. План перекрыт Экипаж траулера «Чирчпк» перевыполнил план четверто го года пятилотки по выра= ботке рыбного полуфабрика та. До конца года дадим по луфабриката еще 2 тысячи центнеров, доведем сумму прибыли до 40 тысяч рублей. Капитан КРЕТОВ, секре тарь парторганизации РУ- ЖИЦКИЙ, предсудкома ВАСИЛЬЕВ. О ТЦА своего он но пом нит. Знает о нем по рас сказам матери и одно сельчан. Говорят, хорошим был человеком и первым ком мунистом на селе. Потому, ко гда Иван Шраменко вернулся в 1932 со службы домой, лю ди не колеблясь избрали его председателем только что со зданного колхоза. Хозяйствен ный был мужик, Иван Шра менко. Водочкой не баловался, а значит, и подкупить было не возможно. Беднота за ним в огонь и в воду шла. Кулакам Иван Шраменко по душе не пришелся: больно круто с ни ми поступал. В одну из тем ных ночей, когда председа тель возвращался из района, они убили его из обреза. Они убили человека, но идею, за которую он боролся, убить не смогли. Много воды утекло с тех пор, отгремела Великая Отечественная, а совхоз име ни В. И. Ленина Братского района Николаевской области стоит до сих пор, процветает и крепнет. Сын Ивана Шраменко Вла димир живет и трудится у нас на Севере. Как и отец, он свя зал свою жизнь с партией, с делом Ленина. У рабочих пла вучей мастерской «Резец» он своим честным отношением к труду завоевал уважение и лю бовь. Рабочую жизнь, а заодно и жизнь корабела Владимир Ива нович Шраменко начинал мо лотобойцем в кузнечном цехе СРЗ-1. Потом перешел работать на «Резец», дали ему на Трек Ручьях квартиру, выучился на котельщика - корпусника, затем получил удостоверение электросварщика и бензорез чика. Приметили старательно го рабочего. В I960 году ему поручили руководить брига дой. Девять лет — срок нема лый. За это время многие ра бочие под руководством ком муниста Владимира Ивановича Шраменко выросли в настоя щих мастеров своего дела, а бригадир и по сей день неус танно печется о профессио нальном росте приходящей на завод, молодежи, старается привить ребятам любовь к сво ей профессии. В бригаде Владимира Ивано вича Шраменко восемь чело век уже добились права но сить званне ударника комму нистического труда, а самому бригадиру выдан значок «От личник социалистического со ревнования». Владимир Иванович Шрамен ко от коллектива рабочих пла вучей мастерской «Резец» не давно был избран делегатом на первый слет ударников коммунистического т р у д а сельдяного флота. На снимке: слева направо В. Д. Фирсов, В. И. Шраменко, И. М. Назаров, В. Н. Павлишин. Фото и текст С. Данилова. ХОРОШЕТЬ ГОРОДУ РЫБАК к УМАЧОМ флагов и транспарантов рас цвел праздничный - Мурманск. Если взглянуть ка него с высоты Зеленого мыса, он виден весь как на ладони. И нет в нем такого района, где бы не красова лись новые дома и целые кварталы. И строительство продол жается. Выполняя Поста новление Совета Министров СССР «О мерах по дальней шему развитию городов Ар хангельска и Мурманска», Интервью дает заместитель председателя Мурманского городского исполкома депутатов трудящихся В„ Ф, РОМА НЕНКО. только за три года, начиная 8 1968, строители должны дать мурманчанам 750 тысяч квадратных метров благо устроенной жилой площади, общеобразовательных школ на 5120 ученических мест, детских дошкольных учреж дений на 5 тысяч 180 мест, кинотеатров на 1200 мест, музыкальное училище, об ластную библиотеку, много магазинов, предприятий об щественного питания и бы тового обслуживания, новые гостиницы и новые троллей бусные линии. Будут ли довольны новы ми квартирами новоселы, помянут ли добрым словом строителей? Ответ зависит от тех, кто и как строит, сколько вкладывает души в Свой труд. А строителям Мурманска есть чем гор диться. Я не буду говорить о том, сколько сделано имй хотя бы за последние пять лет. Это видят сами жители города. Сегодня хотелось бы сде лать экскурс в недалекое будущее, допустим в год 1975-й, ориентируясь по ге неральному плану развития (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz