Рыбный Мурман. 1969 г. Март.
f I. ПРОЩАЛЬНЫЙ ГУДОК Солнечным днем 6 сентяб ря прошлого года БМРТ «Го голь» дал традиционный про щальный гудок и покинул родной Мурманск. На берегу оесзхясв' родные, близкие, GSobom, .ушла мы, как ухо д и тывята ддртих моряков. Впереди нас ждало неласко- е о ѳ Баренцево море со свои- м». вечными неприятными г ; еюрвриэамн: - р Признаюсь честно: у нае с • капитаном Алексеем Егорови чем Глушковым спокойствия на душе отнібдь не было. На против, чувствовали мы себя в этот день почти так, как ес ли бы впервые выходили в море. Минутные слабости, чувства неуверенности, сомне ний и колебаний выпадают на долю каждого человека, в особенности, если ему довере но руководство серьезным де лом, если на совести лежит громадная ответственность за судьбы сотни людей, за судь бу, большого корабля, за вы полнение производственного плана. — Ну, комиссар, держись! Работенки нам с тобой хва тят до самой макушки и вы- < х щ ?— еераваиоь сказал мне капитан. — Так нам ведь не привы кать, Егорович, — ответил я, в душе успокаивая нѳ столь ко капитана, сколько самого себя. — Это верно, — усмехнул ся Глушков, — а все же... Я понимал, и целиком раз делял его тревогу. Еще перед выходом в море мы решили посвятить этот рейс 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Большая мо ральная ответственность ле жала на плечах всего коллек-: тива. Делом чести было дли каждого моряка завершить этот особенный рейс личным весомым трудовым вкладом в общее важное дело. Отчего жѳ тревожился' ка питан, чем были обеспокоены остальные командиры, комму нисты, малочисленные вете- раны-гоголевцы? 2. ИСКУССТВО ЗАЖИГАТЬ «Гоголь» только ччто вышел из четырехмесячного ремонта. И было неизвестно, как пове дут себя в работе с полной нагрузкой важнейшие узлы и механизмы. И если с первых же дней на машинную коман ду во главе со старшим ме хаником Константином Алек сеевичем Мыльниковым бук вально обрушилась уйма за бот и хлопот, то и другим чле нам экипажа, начиная от старшего помощника капита на Рудольфа Петровича Тюр- деева до матроса Ивана Ива новича Шаповалова, работы было невпроворот. И все-таки главная труд ность заключалась даже не в этом. Коллектив — вот что являлось основной заботой и вызывало горькое чувство не уверенности. Люди пришли на корабль с других судов, из резерва^ бы ли и такие, кто вообще впер вые подставлял лицо солено му ветру. Как поведут они се бя в рейсе? Кто на что спо собен? Труднейшая задача встала перед капитаном А. Е. Глуш ковым, перед коммунистами — за самый кратчайший срок сплотить коллектив, превра тить разных по характеру, на клонностям п способностям людей в единое, монолитное целое. Предстояло напрячь все силы для того, чтобы эки паж показал себя в работе как здоровый, крепкий, сла женный организм. Вот об этом и вели речь коммунисты на своем партий ном собрании. Каждый из де вяти членов партии отчетли во представлял себе всю слож ность предстоящей работы. Никто не обольщался легким успехом. Работать с незнако мыми людьми, спаять их ло коть к локтю — не дрова ко лоть. Тут с плеча руоить но приходится, полагаясь лишь на силу. Здесь нужны тонкий подход, кропотливейшая вос питательная работа и многое другое. «Гоголь» — корабль, кото рый награжден высокой пра вительственной наградой: ор деном Трудового Красного Знамени. Это судно со слан ными трудовыми традициями. И кому как но партийной ор ганизации поднять на щит былые традиции, возглавить коллектив на борьбу за про должение трудовой славы ко рабля. Ряд содержательных, ярких бесед на эту тему провели с экипажем капитан Алексей Егорович Глушков, комму нист председатель судкома технолог Николай Андреевич Гомос, заместитель секретаря партийной организации мат рос Иван Иванович Шапова лов, секретарь комсомольской организации механик по хо лодильным установкам Игорь Алябьев. С особым уважением и ин- сы, поняв неопытность трал мейстера; заметив его робость и .растерянность,.стали прояв лять сомнительную «инициа тиву», пытались давать не нужные советы, один другого нелепее. Все это привело к тому, что совершенно нарушилась и без того низкая слаженность в работе палубной команды. А пустопорожняя болтовня, лег комысленные шуточки нерви ровали руководителя вахты, сбивали упавшего духом Исмаилова. Еще по выходе в море лю ди были распределены по вахтам. Каждому было отве дено определенное место ~.в предстоящей трудной битве sa большую рыбу. Дело это не из простых. На большом морозильном траулере всякий участок от ветственный: Ясно, что мало опытный человек не способен справиться, с нелегкими обя занностями матроса палубной команды. Тут нужен знающий дело рыбак, отлично знако- туна, . право, тут ни при чем. За прошедшие сорок ‘ суток . экипаж под руководством пар- . тийной организации, капита на Глушкова, с помощью ■ опытных специалистов обрел сноровку, мощь и силу. Чтобы твердо наладить ор- , ганизацию труда, научить матросов в совершенстве вла деть тралом, промснаряжени- ем, капитан А. Е. Глушков сам взялся за дело. Жертвуя короткими часами отдыха, урывая время у сна, Алексей Егорович, становился на. место тралмейстера Исмаилова и непосредственно руководил добычей рыбы, А двадцати трехлетний Сулейман Исмаи лов на время превращался в его помощника, а то и в про стого матроса. Результаты оказались поразительные. Капитан поставил дело так, что каждый матрос точно знал свое рабочее место, чет ко выполнял все то, что вхо дило в . его обязанности. Те перь подготовка к подъему трала начиналась сразу же Н А С Л Е Д Н И К И ! славы] I Так живет и работает | Г экипаж БМРТ „Гоголь“ | 5іІІІІІІІІІІІШІІІШНІІІШІІШІІІІІІІІІІІІШІІІІІШІІІ1ІІІІІІІІІІІІІШ)ШШіІШІІ!ІІІІ1ШІІШІІІШІІ1ІІІШІІІІІПІІПМІІІІі£ тересом слушали обычно мо ряки рассказы о прошлом ко рабля боцмана, кавалера ор дена ' Трудового Красного Знамени Ивана Кирилловича Трубникова. И это понятно, Ведь- боцман Трубников ста рейший гоголевец. На трау лере ходит в океан с 1955 года. Здесь он знает каждую ступеньку трапа; на его гла зах и при его активном уча стии рождалась история суд- ва. А биография любого корабля так же сложна, мно гогранна, любопытна, как ис тория жизни бывалого, много повидавшего, смелого чело века. 3. ЧУВСТВО ЛОКТЯ У нас на судне пример доб рого товарищества подает прежде всего капитан Алек сей Егорович Глушков. И в том, что в настоящее время каждый член экипажа обла дает высоким чувством взаи мовыручки, основная заслуга Алексея Егоровича. Промысел мы начали в рай оне Медвежки не совсем удач но. Спуск первого трала про должался более получаса. То там заедало, то здесь. Подъем тоже длился довольно долго, а когда трал оказался, нако нец, на палубе, то был почти пуст. — Первый блян всегда ко мом, — попробовал утешить кто-то тралмейстера Исмаило ва. Однако так продолжалось и день, и два, и три. Надо прямо сказать: с мастером по добыче рыбы нам не повезло. Исмаилов пришел на суДно сразу после техникума. Тео рией он был вооружен, прав да, недурно. А вот практиче ских навыков он, естественно, приобрести не мог. Бежали драгоценные часы, бесцельно растворялись дни промысла. Коммунисты заби ли тревогу^ и партийная ор ганизаций; с помощью судо вого комитета и комсомольцев решила взять организацию добычи рыбы под строгий контроль. Анализируя причину не удачной работы в первые дни, но трудно было понять: при спуске и подъеме трала тво рится сущая анархия. Матро- мый и со сложным устрой ством трала, и работы с ним. Да и характером, на мой взгляд, матрос-палубник дол жен обладать кремневым."- При расстановке людей по- вахтам следовало распреде лить силы равномерно. А для этого необходимо было знать индивидуальные качества каждого человека. А посколь ку экипаж был новый, а вре мени в обрез, командиры ко рабля не имели возможности близко узнать команду. Коммунисты решили пере дать свой опыт, знания, сно ровку морякам. И но на сло вах, а на деле, непосредствен но на рабочих местах. Стар ший механик Константин Алексеевич Мыльников, ме ханик-наладчик Александр Яковлевич Кряхтунов, матрос Иван Иванович Шаповалов, технолог Николай Андреевич Гомос и другие стали прово дить систематические занятия по устройству корабля, мор ской практике, но главное внимание уделялось промыс ловому делу. Людям, ещо мало знавшим нашего капитана, оставалось только удивляться его рабо тоспособности, энергии, зна ниям промысла. Долгие часы просиживал Алексей Егоро вич вместе с молодым трал мейстером. Чертил подробную схему подбор трала, его ход, набивку. Делился своим бога тым опытом промысловика. Дарил опыт щедро, от всего сердца. В прошлом Алексей Егорович был тралмейстером, поэтому великолепно знает промвооружение, быстро оп ределяет положение трала. Словом, досконально знаком со всеми тонкостями этого но простого ремесла. Сорок суток потребовалось нам в районе Медвежки для того, чтобы набрать первый груз. С переходом па Гусиную банку фортуна, как говорит ся, нам улыбнулась. За восем надцать суток мы взяли 678 тонн рыбы. 4. ПРОВЕРЯЯ, ВОСПИТЫВАЕМ Хотя п бытует ещо мнение, что моряки суеверпы, но фор после спуска. Наматывали ни ти на иглицы, разносили зу била, свайки, вытяжные кон цы на штатные места. Такой железный порядок способствовал тому, что . в нужную минуту необходимый инструмент постоянно был пад рукой, не тратилось бес цельно дорогое промысловое время. Любо-дорого было глядеть в такие минуты на самого «кэ- па» и всех матросов! Они по нимали друг друга с полусло ва, с полунамека. Люди не суетились^ не шумели зря. Ра бота кипела, спорилась, до ставляла радость. В эти напряженные дни партийная организация была озабочена тем, чтобы полно стью мобилизовать профсоюз ный и комсомольский актив на борьбу за повышение про изводительности труда, за качество продукции. Было развёрнуто широкое социали стическое соревнование. При активной поддержке партийной организации судо вой комитет профсоюза систе матически проводил общесу довые собрания, на которых подводились итоги работы за неделю, за месяц, ставились конкретные задачи перед каждой вахтой, каждым уча стком. Общяе собрания всегда про ходили по-деловому, оживлен но, в производственных спо рах. На Них вскрывались не достатки, анализировались их причины, намечались сроч ные мероприятия по опе ративному устранению. Вы полнение решений общих со браний партийная организа ция совместно с судовым ко митетом профсоюза держала под неусыпным контролем. В ходе работы на промысле судовой комитет умело руко водил социалистическим со ревнованием, каждодневно подводил его итоги. Моряки каждый день- видели резуль таты своего труда. В салоне, на самом видном месте каж дый мог прочитать о том, как сработали в целом экипаж, г.ахта, тот или иной человек. Коммунист Николай Андре евич Гомос, возглавляющий судовой комитет, его по мощник рефмашинист комму- вдхтл нист Александр Никифорович Авдонин, член судкома мото рист Леонид Григорьевич Во робьев — все они не щадили себя в работе, шли впереди других. А когда члены экипаг жа отдыхали о т , утомитель ных вахт, эти люди снова ра ботали. Теперь уже выполняя общественное и партийное за дание. Боевыми помощниками ком мунистов были комсомольцу. Игорь Алябьев, рефмехании по холодильным установкам, студент-заочник 5-го курса Калининградского } института, — Любимец н признанный во жак молодежи. В свои два дцать шесть лет Игорь пора жает редкой целеустремлен ностью, энергией и волей. А это как раз те качества, ко- , торые вызывают в молодежи чувства уважения и восхище ния. Главной своей задачей ком сомольцы считали выявление недостатков в работе рыбооб работчиков, палубной и ма шинной команд. Особое вни мание комсомольцы обращали на то, чтобы хорошая рыба не шла в утиль, выдерживал ся вес брикета, не допуска лась расфасовка рыбы с тех нической рванью. Проводились оперативные рейды, выпускались информа ционные и боевые листки, «молнии», газета. Партийная организация, строго контроли руя все мероприятия, прово димые профсоюзными, комсо мольскими активистами, на правляла их работу таким об разом, чтобы она текла в глу боком русле доверия к людям. Иными словами, коммунисты, проверяя работу отдельных коллективов, каждого челове ка, старались оказывать пол ное доверие, что вызывало в людях чувство ответственно сти за выполняемую работу. 5. РОДИЛСЯ КОЛЛЕКТИВ ■ ■ ■ ш а в к а ^ н м щ ш я т з и в Е а а н м а а я н ш в Экипаж БМРТ-25І «Гоголь» на полтора месяца раньше • срока выполнил рейсовое за дание по всем показателям. Мы добились э к о н о м и и средств по горюче-смазочным . материалам, промвооружению : более чем на 8000 рублей. Коллектив добыл 2262 тон ны ценной рыбы, мы вырабо- 5 тали много рыбной муки, 48 тонн медицинского и 20 тонн технического рыбьего жира, изготовили 53 тысячи банок консервов натуральной печени трески. Рейс, посвященный 100-ле тию со дня рождения Влади мира Ильича Ленина, прошел успешно. Коллектив выпол нил рейсовое задание на 175 процентов. - • За высокие показатели в социалистическом соревнова нии, достигнутые в четвертом квартале минувшего года, ре шением главка «Севрыба» и президиума Мурманского об- , кома профсоюза рабочих пи щевой промышленности эки паж ордена Трудового Крас ного Знамени БМРТ «Гоголь» занесен на Доску почета главного управления «Севры ба» и обкома профсоюза. Этот факт радует весь эки паж нашего судна. Партийная организация су мела собрать воедино золо тую россыпь человеческих душ н способностей. А. КНЯЗЕВ, первый по мощник капитана, секре тарь партийной организа ция БМРТ «Гоголь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz