Рыбный Мурман. 1969 г. Март.

f I. ПРОЩАЛЬНЫЙ ГУДОК Солнечным днем 6 сентяб­ ря прошлого года БМРТ «Го­ голь» дал традиционный про­ щальный гудок и покинул родной Мурманск. На берегу оесзхясв' родные, близкие, GSobom, .ушла мы, как ухо­ д и тывята ддртих моряков. Впереди нас ждало неласко- е о ѳ Баренцево море со свои- м». вечными неприятными г ; еюрвриэамн: - р Признаюсь честно: у нае с • капитаном Алексеем Егорови­ чем Глушковым спокойствия на душе отнібдь не было. На­ против, чувствовали мы себя в этот день почти так, как ес­ ли бы впервые выходили в море. Минутные слабости, чувства неуверенности, сомне­ ний и колебаний выпадают на долю каждого человека, в особенности, если ему довере­ но руководство серьезным де­ лом, если на совести лежит громадная ответственность за судьбы сотни людей, за судь­ бу, большого корабля, за вы­ полнение производственного плана. — Ну, комиссар, держись! Работенки нам с тобой хва­ тят до самой макушки и вы- < х щ ?— еераваиоь сказал мне капитан. — Так нам ведь не привы­ кать, Егорович, — ответил я, в душе успокаивая нѳ столь­ ко капитана, сколько самого себя. — Это верно, — усмехнул­ ся Глушков, — а все же... Я понимал, и целиком раз­ делял его тревогу. Еще перед выходом в море мы решили посвятить этот рейс 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Большая мо­ ральная ответственность ле­ жала на плечах всего коллек-: тива. Делом чести было дли каждого моряка завершить этот особенный рейс личным весомым трудовым вкладом в общее важное дело. Отчего жѳ тревожился' ка­ питан, чем были обеспокоены остальные командиры, комму­ нисты, малочисленные вете- раны-гоголевцы? 2. ИСКУССТВО ЗАЖИГАТЬ «Гоголь» только ччто вышел из четырехмесячного ремонта. И было неизвестно, как пове­ дут себя в работе с полной нагрузкой важнейшие узлы и механизмы. И если с первых же дней на машинную коман­ ду во главе со старшим ме­ хаником Константином Алек­ сеевичем Мыльниковым бук­ вально обрушилась уйма за­ бот и хлопот, то и другим чле­ нам экипажа, начиная от старшего помощника капита­ на Рудольфа Петровича Тюр- деева до матроса Ивана Ива­ новича Шаповалова, работы было невпроворот. И все-таки главная труд­ ность заключалась даже не в этом. Коллектив — вот что являлось основной заботой и вызывало горькое чувство не­ уверенности. Люди пришли на корабль с других судов, из резерва^ бы­ ли и такие, кто вообще впер­ вые подставлял лицо солено­ му ветру. Как поведут они се­ бя в рейсе? Кто на что спо­ собен? Труднейшая задача встала перед капитаном А. Е. Глуш­ ковым, перед коммунистами — за самый кратчайший срок сплотить коллектив, превра­ тить разных по характеру, на­ клонностям п способностям людей в единое, монолитное целое. Предстояло напрячь все силы для того, чтобы эки­ паж показал себя в работе как здоровый, крепкий, сла­ женный организм. Вот об этом и вели речь коммунисты на своем партий­ ном собрании. Каждый из де­ вяти членов партии отчетли­ во представлял себе всю слож­ ность предстоящей работы. Никто не обольщался легким успехом. Работать с незнако­ мыми людьми, спаять их ло­ коть к локтю — не дрова ко­ лоть. Тут с плеча руоить но приходится, полагаясь лишь на силу. Здесь нужны тонкий подход, кропотливейшая вос­ питательная работа и многое другое. «Гоголь» — корабль, кото­ рый награжден высокой пра­ вительственной наградой: ор­ деном Трудового Красного Знамени. Это судно со слан­ ными трудовыми традициями. И кому как но партийной ор­ ганизации поднять на щит былые традиции, возглавить коллектив на борьбу за про­ должение трудовой славы ко­ рабля. Ряд содержательных, ярких бесед на эту тему провели с экипажем капитан Алексей Егорович Глушков, комму­ нист председатель судкома технолог Николай Андреевич Гомос, заместитель секретаря партийной организации мат­ рос Иван Иванович Шапова­ лов, секретарь комсомольской организации механик по хо­ лодильным установкам Игорь Алябьев. С особым уважением и ин- сы, поняв неопытность трал­ мейстера; заметив его робость и .растерянность,.стали прояв­ лять сомнительную «инициа­ тиву», пытались давать не­ нужные советы, один другого нелепее. Все это привело к тому, что совершенно нарушилась и без того низкая слаженность в работе палубной команды. А пустопорожняя болтовня, лег­ комысленные шуточки нерви­ ровали руководителя вахты, сбивали упавшего духом Исмаилова. Еще по выходе в море лю­ ди были распределены по вахтам. Каждому было отве­ дено определенное место ~.в предстоящей трудной битве sa большую рыбу. Дело это не из простых. На большом морозильном траулере всякий участок от­ ветственный: Ясно, что мало­ опытный человек не способен справиться, с нелегкими обя­ занностями матроса палубной команды. Тут нужен знающий дело рыбак, отлично знако- туна, . право, тут ни при чем. За прошедшие сорок ‘ суток . экипаж под руководством пар- . тийной организации, капита­ на Глушкова, с помощью ■ опытных специалистов обрел сноровку, мощь и силу. Чтобы твердо наладить ор- , ганизацию труда, научить матросов в совершенстве вла­ деть тралом, промснаряжени- ем, капитан А. Е. Глушков сам взялся за дело. Жертвуя короткими часами отдыха, урывая время у сна, Алексей Егорович, становился на. место тралмейстера Исмаилова и непосредственно руководил добычей рыбы, А двадцати­ трехлетний Сулейман Исмаи­ лов на время превращался в его помощника, а то и в про­ стого матроса. Результаты оказались поразительные. Капитан поставил дело так, что каждый матрос точно знал свое рабочее место, чет­ ко выполнял все то, что вхо­ дило в . его обязанности. Те­ перь подготовка к подъему трала начиналась сразу же Н А С Л Е Д Н И К И ! славы] I Так живет и работает | Г экипаж БМРТ „Гоголь“ | 5іІІІІІІІІІІІШІІІШНІІІШІІШІІІІІІІІІІІІШІІІІІШІІІ1ІІІІІІІІІІІІІШ)ШШіІШІІ!ІІІІ1ШІІШІІІШІІ1ІІІШІІІІІПІІПМІІІІі£ тересом слушали обычно мо­ ряки рассказы о прошлом ко­ рабля боцмана, кавалера ор­ дена ' Трудового Красного Знамени Ивана Кирилловича Трубникова. И это понятно, Ведь- боцман Трубников ста­ рейший гоголевец. На трау­ лере ходит в океан с 1955 года. Здесь он знает каждую ступеньку трапа; на его гла­ зах и при его активном уча­ стии рождалась история суд- ва. А биография любого корабля так же сложна, мно­ гогранна, любопытна, как ис­ тория жизни бывалого, много повидавшего, смелого чело­ века. 3. ЧУВСТВО ЛОКТЯ У нас на судне пример доб­ рого товарищества подает прежде всего капитан Алек­ сей Егорович Глушков. И в том, что в настоящее время каждый член экипажа обла­ дает высоким чувством взаи­ мовыручки, основная заслуга Алексея Егоровича. Промысел мы начали в рай­ оне Медвежки не совсем удач­ но. Спуск первого трала про­ должался более получаса. То там заедало, то здесь. Подъем тоже длился довольно долго, а когда трал оказался, нако­ нец, на палубе, то был почти пуст. — Первый блян всегда ко­ мом, — попробовал утешить кто-то тралмейстера Исмаило­ ва. Однако так продолжалось и день, и два, и три. Надо прямо сказать: с мастером по добыче рыбы нам не повезло. Исмаилов пришел на суДно сразу после техникума. Тео­ рией он был вооружен, прав­ да, недурно. А вот практиче­ ских навыков он, естественно, приобрести не мог. Бежали драгоценные часы, бесцельно растворялись дни промысла. Коммунисты заби­ ли тревогу^ и партийная ор­ ганизаций; с помощью судо­ вого комитета и комсомольцев решила взять организацию добычи рыбы под строгий контроль. Анализируя причину не­ удачной работы в первые дни, но трудно было понять: при спуске и подъеме трала тво­ рится сущая анархия. Матро- мый и со сложным устрой­ ством трала, и работы с ним. Да и характером, на мой взгляд, матрос-палубник дол­ жен обладать кремневым."- При расстановке людей по- вахтам следовало распреде­ лить силы равномерно. А для этого необходимо было знать индивидуальные качества каждого человека. А посколь­ ку экипаж был новый, а вре­ мени в обрез, командиры ко­ рабля не имели возможности близко узнать команду. Коммунисты решили пере­ дать свой опыт, знания, сно­ ровку морякам. И но на сло­ вах, а на деле, непосредствен­ но на рабочих местах. Стар­ ший механик Константин Алексеевич Мыльников, ме­ ханик-наладчик Александр Яковлевич Кряхтунов, матрос Иван Иванович Шаповалов, технолог Николай Андреевич Гомос и другие стали прово­ дить систематические занятия по устройству корабля, мор­ ской практике, но главное внимание уделялось промыс­ ловому делу. Людям, ещо мало знавшим нашего капитана, оставалось только удивляться его рабо­ тоспособности, энергии, зна­ ниям промысла. Долгие часы просиживал Алексей Егоро­ вич вместе с молодым трал­ мейстером. Чертил подробную схему подбор трала, его ход, набивку. Делился своим бога­ тым опытом промысловика. Дарил опыт щедро, от всего сердца. В прошлом Алексей Егорович был тралмейстером, поэтому великолепно знает промвооружение, быстро оп­ ределяет положение трала. Словом, досконально знаком со всеми тонкостями этого но простого ремесла. Сорок суток потребовалось нам в районе Медвежки для того, чтобы набрать первый груз. С переходом па Гусиную банку фортуна, как говорит­ ся, нам улыбнулась. За восем­ надцать суток мы взяли 678 тонн рыбы. 4. ПРОВЕРЯЯ, ВОСПИТЫВАЕМ Хотя п бытует ещо мнение, что моряки суеверпы, но фор­ после спуска. Наматывали ни­ ти на иглицы, разносили зу­ била, свайки, вытяжные кон­ цы на штатные места. Такой железный порядок способствовал тому, что . в нужную минуту необходимый инструмент постоянно был пад рукой, не тратилось бес­ цельно дорогое промысловое время. Любо-дорого было глядеть в такие минуты на самого «кэ- па» и всех матросов! Они по­ нимали друг друга с полусло­ ва, с полунамека. Люди не суетились^ не шумели зря. Ра­ бота кипела, спорилась, до­ ставляла радость. В эти напряженные дни партийная организация была озабочена тем, чтобы полно­ стью мобилизовать профсоюз­ ный и комсомольский актив на борьбу за повышение про­ изводительности труда, за качество продукции. Было развёрнуто широкое социали­ стическое соревнование. При активной поддержке партийной организации судо­ вой комитет профсоюза систе­ матически проводил общесу­ довые собрания, на которых подводились итоги работы за неделю, за месяц, ставились конкретные задачи перед каждой вахтой, каждым уча­ стком. Общяе собрания всегда про­ ходили по-деловому, оживлен­ но, в производственных спо­ рах. На Них вскрывались не­ достатки, анализировались их причины, намечались сроч­ ные мероприятия по опе­ ративному устранению. Вы­ полнение решений общих со­ браний партийная организа­ ция совместно с судовым ко­ митетом профсоюза держала под неусыпным контролем. В ходе работы на промысле судовой комитет умело руко­ водил социалистическим со­ ревнованием, каждодневно подводил его итоги. Моряки каждый день- видели резуль­ таты своего труда. В салоне, на самом видном месте каж­ дый мог прочитать о том, как сработали в целом экипаж, г.ахта, тот или иной человек. Коммунист Николай Андре­ евич Гомос, возглавляющий судовой комитет, его по­ мощник рефмашинист комму- вдхтл нист Александр Никифорович Авдонин, член судкома мото­ рист Леонид Григорьевич Во­ робьев — все они не щадили себя в работе, шли впереди других. А когда члены экипаг жа отдыхали о т , утомитель­ ных вахт, эти люди снова ра­ ботали. Теперь уже выполняя общественное и партийное за­ дание. Боевыми помощниками ком­ мунистов были комсомольцу. Игорь Алябьев, рефмехании по холодильным установкам, студент-заочник 5-го курса Калининградского } института, — Любимец н признанный во­ жак молодежи. В свои два­ дцать шесть лет Игорь пора­ жает редкой целеустремлен­ ностью, энергией и волей. А это как раз те качества, ко- , торые вызывают в молодежи чувства уважения и восхище­ ния. Главной своей задачей ком­ сомольцы считали выявление недостатков в работе рыбооб­ работчиков, палубной и ма­ шинной команд. Особое вни­ мание комсомольцы обращали на то, чтобы хорошая рыба не шла в утиль, выдерживал­ ся вес брикета, не допуска­ лась расфасовка рыбы с тех­ нической рванью. Проводились оперативные рейды, выпускались информа­ ционные и боевые листки, «молнии», газета. Партийная организация, строго контроли­ руя все мероприятия, прово­ димые профсоюзными, комсо­ мольскими активистами, на­ правляла их работу таким об­ разом, чтобы она текла в глу­ боком русле доверия к людям. Иными словами, коммунисты, проверяя работу отдельных коллективов, каждого челове­ ка, старались оказывать пол­ ное доверие, что вызывало в людях чувство ответственно­ сти за выполняемую работу. 5. РОДИЛСЯ КОЛЛЕКТИВ ■ ■ ■ ш а в к а ^ н м щ ш я т з и в Е а а н м а а я н ш в Экипаж БМРТ-25І «Гоголь» на полтора месяца раньше • срока выполнил рейсовое за­ дание по всем показателям. Мы добились э к о н о м и и средств по горюче-смазочным . материалам, промвооружению : более чем на 8000 рублей. Коллектив добыл 2262 тон­ ны ценной рыбы, мы вырабо- 5 тали много рыбной муки, 48 тонн медицинского и 20 тонн технического рыбьего жира, изготовили 53 тысячи банок консервов натуральной печени трески. Рейс, посвященный 100-ле­ тию со дня рождения Влади­ мира Ильича Ленина, прошел успешно. Коллектив выпол­ нил рейсовое задание на 175 процентов. - • За высокие показатели в социалистическом соревнова­ нии, достигнутые в четвертом квартале минувшего года, ре­ шением главка «Севрыба» и президиума Мурманского об- , кома профсоюза рабочих пи­ щевой промышленности эки­ паж ордена Трудового Крас­ ного Знамени БМРТ «Гоголь» занесен на Доску почета главного управления «Севры­ ба» и обкома профсоюза. Этот факт радует весь эки­ паж нашего судна. Партийная организация су­ мела собрать воедино золо­ тую россыпь человеческих душ н способностей. А. КНЯЗЕВ, первый по­ мощник капитана, секре­ тарь партийной организа­ ция БМРТ «Гоголь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz