Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

Л ЮДИ идут в управ­ ление рыбного порта, в управление тралово- о флота, поднимаются на второй, третий, четвертый :>тажи. А на первом этаже редко кто задерживается. Здесь находится машино­ счетная станция тралового флота. Работа идет в две, а в дни «пик» и в три сме­ ны. Но посторонним здесь делать нечего, поэтому и проходят мимо. А между тем, коллектив станции выполняет большой объем работы и не только для тралового флота. Доста­ точно привести одну циф­ ру: за месяц здесь обраба­ тывают миллион перфокарт. Миллион — цифра внуши­ тельная. А перфокарта — совсем небольшая картон­ ная карточка с цифрами. Но несмотря на свои размеры, она является ключом к множеству операций по суммированию и подсчетам. Обработка каждой из таких перфокарт занимает немало времени. Вот что значит 1000000 перфокарт! В штате машиносчетной станции 136 человек. Но не­ посредственно счетную ра­ боту ведут человек 80. Разу­ меется, не будь тех точных и умных машин, какими располагает станция, с той работой, что успевают сейт час сделать за 15—20 дней, не уложились бы и в три месяца. Р у к о в о д и т станцией опыт­ ный практик,по­ лучившая спе­ циальное обра­ зование без отрыва от про­ изводства, Тамара Петровна Гуськова. Прежде чем побывать в цехах, мы просим Тамару Петровну рассказать нам, какие задачи решает кол­ лектив. Она охотно это де­ лает. Объем работы, как уже говорилось, большой, функ­ ции разнообразны. Станция производит при помощи комплексной механизации весь бухгалтерский учет по трем промысловым флотам Мурманска, начисляет за­ работную плату коллекти­ вам рыбного порта и рыбо­ комбината, обрабатывает документы по автотранс­ порту бассейна и статисти­ ческие р а з р а б о т к и по ПИНРО. Документы от заказчиков поступают в цех контроля и выпуска, где самым тща­ тельным образом проверя­ ются, после чего передают­ ся на обработку. Для того, чтобы перенес­ ти ручной труд на машин­ ный, проектировщики про­ граммируют все данные, ко­ торые по определенному ма­ кету потом переносятся на перфокарту. И уже вся по­ следующая работа идет по этой перфокарте. Руководит группой проек­ тировщиков Алексей Ефи­ мович Чекшин. На станции он со дня ее основания. Весь технологический про­ цесс знает в совершенстве. В его подчинении такие ин­ женеры - проектировщики, как Н. Хапаева, М. Краси­ кова, Н. Травелева. Их труд сложен и увлекателен. Иной раз длятся месяцы пока бу­ дет запрограммирован ка ­ кой-либо один вид учета Для каждого цеха, а в цехе для каждого оператора, со­ ставляется особая инструк­ ция, и малейшая неточность может свести на нет труд десятка людей. Пока проектировщики, склонившись над схемами, вершат свое кропотливое дело, мы переходим в вы­ числительный цех. Здесь в два ряда выстроились свет­ ло - коричневые полирован­ ные столы. На каждом — портативный вычислитель­ ный автомат. Всего их 16. Быстрые пальцы девушек нажимают клавиши с циф­ ровыми обозначениями. Ав­ томаты слегка пощелкива­ ют. Тамара Петровна знако­ мит нас с операторами. Вот С Ч Е Т Нина Шабловская, прилеж­ ная, исполнительная работ­ ница, кроме того, учится за­ очно в институте. Неподале­ ку от нее Валя Баринова — тоже квалифицированный оператор, активная комсо­ молка. Обе они, впрочем, как и многие другие на машиносчетной с т а н ц и и , осваивают смежные профес­ сии. Заходим в цех перфора­ ции. При помощи 12 перфо­ раторов здесь переносят все исходные данные докумен­ тов, требующих обработки, на перфокарты. В этой ра­ боте требуется и определен­ ный навык и быстрота. Мы наблюдаем, как слаженно идет дело у Раи Горенбахер, у Зины Лебедевой и у дру­ гих Следующее звено в об­ щей цепи станции — это 10 суммирующих машин. Они проверяют правильность уже изготовленных перфо­ карт. Тут прежде всего нуж­ ны идеальная вниматель­ ность и точность. Этими ка- Д У Т А Ш И Н Ы чествами обладают в пол­ ной мере работники этого цеха и в первую очередь Нина Михренгина и Валя Расторопова. Один из с л о ж н е й ш и х участков — цех табуляции. В нем 7 комплектов перфо­ рационных машин. Дежур­ ные инженеры и операторы этого цеха в точности пере­ носят всю схему, разрабо­ танную проектировщиками, на специальную доску, ос­ нащенную гнездами, кото­ рые при помощи шнуров я клемм соединяются с меха­ низмами табулятора. После этого все исходные данные по заданной программе та­ булятор уже самостоятельно печатает на широкой бу­ мажной ленте, носящей на­ звание табуляграммы. Сменный инженер Лидия Семенова, операторы Зина Варзугина, Тамара Мишу- тина, обслуживая табуля­ торы, вкратце знакомят нас о диапазоном своих обязан­ ностей. Видно по всему, что работой они увлечены, а ч р и щжІІішЩж- ШШ ттт ж ш ш щ ш . і м ш ш в м Ш і Ы ш ШЩФш Тамара Мишутина при не­ обходимости замещает смен­ ного инженера. Завершающий этап — сно­ ва цех контроля и выпуска. О нем мы уже говорили вначале. Оказывается, что все выпускаемые отчетные разработки тщательно про­ веряются прежде чем по­ ступить к заказчику. Такой двойной контроль, как по­ казала практика, не меша­ ет. Это дает стопроцентную гарантию в правильности подсчетов. В этом цехе мы встретили интересного человека —* Татьяну Павловну Пайкачог ву. Она проработала 35 лет в траловом флоте. Послед­ ние 10 лет — на машино­ счетной станции. Человек она общительный, всегда старается поделиться своим опытом с молодежью. И ко­ гда настало время ей ухо­ дить на пенсию, то она на свое место подготовила Ни­ ну Синеву. И теперь Нина, заменив ее, работает стар­ шим диспетчером. Татьяна Павловна, уйдя на пенсию, все равно не забывает свое­ го коллектива, и в тс дни, когда очень много работы, приходит сюда и помогает своим товарищам. Переходим из цеха в цех — и всюду девушки, жен­ щины. И вдруг в одной из комнат — несколько муж­ чин. Это тоже работники машиносчетной с т а н ц и и : механики - наладчики. Без них не обойдешься. На­ сколько машины безотказ­ ны в работе, но и они иной раз выходят из строя. Тут и нужны умелые мужские руки. ...Рабочий день в разгаре. Машины ведут счет. Люди обслуживающие их, сосре­ доточенно следят за движе­ нием узлов, де­ талей. Ибо толь­ ко при участии человека маши­ ны способны де­ лать чудеса, На верхних фото: началь­ ник машиносчетной станции Т. Гуськова и руководитель группы проектировщиков А. Чекншн; 3. Варзугина ра­ ботает на табуляторе. На нижних фото: Т. Пайка* чова и наладчик счетных ма* шии В. Касьянов. В. ЗОРИН. К А К Р О Ж Д А Л А С Ь ПЕЧАТЬ НА МУРМАНЕ (Окончание. Нач. на 2 стр.). свои печатные газеты: «Ста­ хановец» — рыбокомбината, «Знамя ударника» — бондар­ ного завода, «Звезда Запо­ лярья» — Севморпути. Газе­ та судоверфи «Металлнет» вместе с «Полярной правдой» повседневно боролись за быст­ рый и высококачественный ремонт траулеров. Газета «Тралфлот» помогает рыба­ кам осваивать новые районы промысла, более эффективные методы труда, помогает бо­ роться за выполнение госу­ дарственного плана. Терибер- ская газета «В бой за рыбу» выпускалась непосредственно на месте лова и оказывала помощь рыбакам в проведе­ нии осенне-зимней путины. С 1933 года выходит газета «Рыбный Мурман». Транс­ портники писали в свою газе­ ту «Красный сигнал», «По­ лярный гудок». В 1938 году тираж «По­ лярной правды» был 12 ты­ сяч экземпляров, в это время выходило 17 районных, фаб- рично - заводских газет с об­ щим тиражом 25 тысяч эк­ земпляров. В 1967 году разо­ вый тираж местных газет со­ ставил уже 120 тысяч экзем­ пляров. Газета пришла • каждый дом, стала настоя­ щим другом. Н. ГАЛАКТИОНОВА, старший научный сотруд* ник госархива Мурман­ ской области. В ИТОГЕ НИЧЬЯ Футболисты мурманского «Се­ вера» свою первую встречу на первенство страны среди команд мастеров класса «Б» провели ■ Витебске. Здесь они встретились с командой «Двина». Девяносто минут игры так и не выявили победителя. Счет 0 : 0. Редактор Б. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. А Д Р Е С И Т Е А Е О О И Ы і. Мурманск ул. Траловая, управление іралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 зам. ре- дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни­ ки, 62-64 — редактор Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86-396, 7-86-264. сРЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654 Типография «Полярная правда» г. Мурманск Зак. 2978. ПН 05392. %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz