Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

\ На Кандалакш­ ском механиче­ ском заводе нет сташиц на Кото­ р е » ис -.смог бы работгтв М. & Ли­ путюа. Он мастер ігг*все рукн: в то­ карь, и фрезеров* іцик ,. в долбеж- шік, строгальщик, расточник... Еслв требуется произ­ вести ремонт сложною агрега­ та, б е з Ляпунова т р у д н о о б ой ти сь . С т а н о ч и в к* у ц в в е р е а л охотно п е р е д а е т свои зна­ ния и опыт менее квалифпциров а п- ным товарищам. Фото А. Нрысова. ■ (Окончание. Нач.- на 1-й стр.), ■ ростроителей необходимо про* явить настойчивость хозяй- ■ ствснным руководителям, спо' ■ циалнетам лабораторий ЦОТ, всем пнженерпо-техническиь» ■ работникам. Партийные организации обязаны добиться такого по- 5 ложения, чтобы НОТ стала ■ делом каждого труженика S предприятия. Они должны лучше контролировать рабо- ■ ту по научной организации труда, . предъявлять больше требовательности к хозяй- ■ ствснным руководителям. В ходе борьбы за улучше­ ние работы по .внедрению на- ■ учной организации ..труда сле­ дует обратить особое внима­ ние на те большие резервы, а которыми располагают кол- ■ лсктивы предприятий. Партййпыо организации в должен встревожить тот - факт, что темп роста нроиз- ПЕРЕХОД € ДОННОГО ТЙ ЛА ІІА ПЕЛАГИЧЕСКИЙ ІГ ОВРАТОО НА СУДАХ ТЙПА БМРТ • # У промысловых судов, ра­ ботающих комбинированным способом лова, то есть пела* гическим и донным тралами, возникает необходимость за­ мены траловых досок (ввиду различной их койструкЦии) и замены кабелей (ввиду раз­ личной кабельной оснастки донного и пелагического тра­ лов) . На эти трудоемкие опе­ рации на БМРТ «Гижига» за­ трачивалось по 2,5—3 часа при однократном переходе с трала па трал, то есть до 5— 6 часов в сутки при двукрат­ ном. Группой специалистов - до* бьргчикрв экипажа- паучно- штскового БМРТ «Гижига» предложена и внедрена схе­ ма перехода с пелагического триала на донный и-обратно с применением универсальной кабельной оснастки, которая позволила сократить время однократного перехода с тра­ ла на трал до 30 минут. Для осуществления предлоясепной схемы необходимо над колон* каЬм тралмёйстёрского мости­ ка: с внешней кормовой сто­ роны приварить .по .одному ролику с желобом, . которые могут- быть изготовлены в су­ довых условиях из канифас- блоков. * ~ - .. . - ' ‘ ѵ. : г . ...1 Замена донных траловых ‘ досок па пелагические Донная траловая доска с помощью шкентеля через ро- лик поднимается в крайнее верхнее положенно и за це­ почку доски крепится плос­ ким гаком к рыму, после чо- го этим нее шкентелем доска выводится в положение, па­ раллельное фальшборту суд­ на. Стопорным концом с гла­ голь-гаком, который . приме­ няется для удобства в работе, донная траловая доска за­ крепляется в донном положе­ нии за утку. Закрепленная пелагическая траловая доска, л способ крепления которой описывазтся ниже, выводится в рабочее положение, для че­ го стопорный конец заводит­ ся на турачку кормовой гру­ зовой лебедки и выбирается до положения, позволяющего снять петлю последнего г с кнехта, после чего стопор­ ный конец травится и доска занимает рабочее положение. Проводником лапки доски подбираются на борт. Замена пелагических траловых досок на донные •» і -*• * -*<-'*• ***г В данном случае пелагиче­ ская траловая доска стопор­ ным концом," который крепит­ ся к лапкам доски, выбирает­ ся через' турачку кормовой грузовой лебедки до подхода петли к 'кнехту. В процессе выборки . стопорного ковц» пелагическая траловая доска разворачивается вдоль фальш­ борта судна и закрепляется в таком положении путем на­ брасывания петли стопорно­ го конца на кнехт. Донная траловая доска раскрепляет­ ся (отдается глаголь-гак), шкентелем подбирается до положения, позволяющего снять цепочку доски с плос­ кого гака, п опускается да рабочего положения путем потравливания шкентеля. ', л -' 1 ѵ Ѵ*X Процесс замены траловых досок осуществляется двумя матросами, остальные мауро* сы-добытчики (3 человека) занимаются подготовкой к работе необходимого трала. У НИ В Е Р С А Л Ь Н А Я КА­ БЕЛЬНАЯ ОСНАСТКА для донного и пелагического тра­ лов (в данном случае пела­ гический трал 38,5 метра) полностью исключает необ­ ходимость замены кабелей. Схемой предусматривается, что при работе пелагическим тралом переходной конец донной траловой доски явля­ ется продолжением ваера, а при работе донным тралом — переходные концы пелагиче­ ской траловой доски являют­ ся продолжением нижнего и верхнего кабеля. Для вырав- пинання разницы длин верх­ него в нижнего переходного конца в верхние голые концы донного трала включается гу- жик длиной 0,5 метра. Освоенный пелагический траловый лов на БМРТ «Ги­ жига» и промысловых судах Западного бассейна является новым, перспективным мето­ дом лова. Для обеспечения бесперебойной заморозки ры­ бы в течение' суток пелатй- - чсский ‘облов скоплений в ночное время будет чередо­ ваться с обловом донных скоплений донным тралом. Предложенная схема перехо­ да с донного трала на пела­ гический и обратно с приме­ нением универсальной кабель­ ной оснастки позволит сокра­ тить до ‘ минимума непроиз­ водительные потерн времепи на промысле. I ‘ И. ШМЕЛЬКШ, помощник капитана по производству БМРТ «Гп- жпга». («Маяк»). S вопрос досконально, не раз попадая в морские передря­ ги, связанные с переменчи­ вым характером морей и океанов. «Везде и всегда, — пишет автор, — по всему свету при отходе парохода из порта пассажиры спрашивают ка­ питана или „его помощников: «Будет ли качать?». Этот вопрос для всех отправляю­ щихся . в море весьма ва­ жен...» И капитан Стронский предлагает создать сеть бере­ говых метеорологических станций, а в Одессе — Мор­ ское метеорологическое бю­ ро, которое бы получало от станций материалы наблю­ дений, обрабатывало их и прогнозировало бы погоду, ну, на первое время хотя бы по Черному морю. «Наблю­ дений, побольше наблюдем ний, возможно большего ко­ личества лиц, в возможно большем количестве пунк­ тов!» — просит капитан Стронский. Как ни верна была его мысль, она не могла быть осуществлена в те. годы в царской России средствами того времени. Лишь сегодня с появлением спутников и ЭВМ удалось создать на­ дежную космическую систе­ му предсказания погоды. С каждым днем прогнозы ста­ новятся точнее, возрастает уровень знаний специали­ стов, люди и машины наби­ раются опыта, появляется новая техника. Из Северного Ледовитого океана и из юж­ ных морей, из любой точки земного шара идет в Москву информация о состоянии земной атмосферы. Эти дан­ ные помогают лоцманам ми­ рового океана прокладывать курсы кораблей. Ф. ЗИНЫСО. водите^ьпости труда но пред­ приятиям района за первый квартал 1969 года снизился по сравнению с достигнутым уровнем в нервом квартале прошлого года на 0,5 процен­ та. Наибольший процент сни­ жения допущен в траловом флоте, на лесотарном комби­ нате, на фабрике орудий ло­ ва. _ Необходимо сокращать раз­ рыв между пеуклонпо расту­ щем техническим оснащени­ ем флотов и береговых пред­ приятий и застывшими во мпогих случаях формами ор­ ганизации труда п производ­ ства. Следует шире развивать специализацию, сокращать удельный вес вспомогательно­ го производства, ручного тру­ да. А он еще очень велик на судоверфи и в рыбном порту. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации, администрация предприятий не должны ослаблять борь­ бы за сокращение потерь ра­ бочего времени, за укрепле­ ние трудовой и производ­ ственной дисциплины. Ана­ лиз^ показывает, что наиболь­ ший процент прогулов и на­ рушений трудовой-днецинлн- иы приходится на долю рабо­ чих, имеющих низкую квали­ фикацию и слабую общеобра­ зовательную подготовку. Вот почему в планах социального развития должно быть преду­ смотрено улучшение соци­ ально - экономической и про­ фессионально - квалификаци­ онной структуры коллекти вов. Такие планы разработа­ ны пока что далеко не па всех предприятиях района. В обсуждении доклада при­ няли участие: зам. начальни­ ка Мурманского рыбного пор­ та тов. Дунаев Ф. М., инже­ нер планово * производствен­ ного отдела фабрики орудий лова тов. Ломакина Н. Г., ди­ ректор плавмастерской «Ре­ зец» тов. Васин С. Г., секре­ тарь парткома «Ссврыбхолод* флота» тов. Березин И. М., зам. секретаря парткома трес­ та «Мурманскпромстрой» тов. Наволоцкий С. И., директор института «Гипрорыбфлот» тов. Лития А. Б., старший ипженер лаборатория НОТ рыбокомбината тов. Гольш­ тейн Д. А. и другие товарн- щи, всего одиннадцать чело* век. В работе иле#^ма райкома КІІСС принял участие и вы­ ступил зав. отделом рыбной промышленности о б к о м а КПСС тов. Кулешов В. Ф, Пленум райкома КПСС принял постановление, на­ правленное на повышение ро* лц партийных организаций в улучшении работы но науч­ ной организации труда. Осо­ бое внимание при этом долж­ но быть обращено па вясдре- яио методики оценки резуль­ татов ІІОТ, разработанной на Рыбинском моторостроитель- ном заводе п одобренной ЦК КПСС, па внедрение лучшего опыта коллективов предприя­ тий и партийных оргапиза* ций других городов страны. Пленум райкома КПСС ис­ требовал от хозяйственных руководителей принять меры по ушэепяению лабораторий и служб НОТ хорошо подготов­ ленными специалистами. Партийные организации обязаны усилить работу но выявлению и использованию резервов, повышать роль со­ циалистического соревнова* ния в борьбе за выполнение обязательств, принятых кол­ лективами в честь 100-летия со дня рождения В. И. Лени­ на. ISBBB1 НУЖЕН Большой объем ремонтных ра­ бот гіа судах тралового флота вместе с. машинными команда­ ми производят слесари-токари. По существующему положению на флоте за эти работы слесарям- токарям деньги не ’ выплачива­ ются. Такое ; положение я счи­ таю неправильным, и его надо изменить. Это не только мое мнение, по и многих членов ма­ шинных команд. При выполне­ нии работ своими силами ис­ пользуется и внеурочное вррмя. Например, второй механик пос­ ле вахты выполняет какую-то работу, Остается на подвахту и слесарь-токарь, так как без то­ карных работ по обойтись, да и при разборке - сборке механизма одпому человеку но управиться. Деиьгп за выполненные рабо­ ты начисляются по ведомости и распределяются членами машин­ ной команды между участника­ ми ремонта, исключая слесаря- токаря. Когда деньги за работы, выполненные силами зкипажа, получены, организуется склад­ чина: часть денег члены машин­ ной команды выделяют слесарю- токарю. А .бывает и так, что рас­ чет производится... в роетѳранё. Этим как бы исправляется не­ справедливость существующего иолоя{ения по оплате труда слс- сарей-токарсй. При постановке судна в ре­ монт машинная команда произ­ водит чистку мазутных и мас­ ляных танков. Работать прихо­ дится сутками, в ней участвуют к слесари-токари. А при оплате труда — снова такая же исто­ рия, как и при выполнении ре­ монтных работ. Если слесаря- токаря случайно внесут в ведо­ мость, то бухгалтерия возвраща­ ет этот денежный документ для переделки. Вероятно, ото поло­ жение надо исправит ь. А слеса­ ри-токари, в свою очередь, пе пожалеют сил и времени для того, чтобы выполнить как моик- по больше работ, разгрузить бе­ реговые судоремонтные пред* приятия. Это сократит простои судов, увеличит вылов рыбы. - А.- КУЗЬМЕНКО, председа­ теле судового комитета проф- союза траулера «Алтай». ОТ РЕДАКЦИИ: Письмо тов. Кузьменко рождает противоре­ чивые мнения. У некоторой час­ ти специалистов флота сложи­ лось впечатление, что слеёари- токарй на отдельных судах .за­ гружены явно недостаточно. Ра­ ботают они только в урочное время, да это пх и прямая- обя­ занность — выполнять • ремонт своими силами. Такое положе­ ние закреплено приказом на­ чальника т р а л о в о г о флота № 573' от 27 сентября 1967 года. Приказом предписывается капи­ танам и старшим механикам ор­ ганизовать отдельный учет ре­ монтных работ, выполиепных и рейсе токарями и слесарями (на ІІРТ — также и рсмонтпымп ме­ ханиками), в чьи обязанности непосредственно входит ремонт механизмов. Приказ запрещает расчстпой части принимать к оп­ лате списки работников судо­ экипажа с включением в нпх ре­ монтных механиков илп слеса- рей-токарей. Другое мнение, как видно пз письма предсудкома траулера «Алтай», также существует у части моряков. И надо сказать, — в нем есть рациопальное зер­ но. Многие слесари-токари вы­ полняют большой объем работ во внеурочное время, стараются сделать все от них зависящее, чтобы машинная команда имела в достатке необходимые детали, успешно выполняла ремонт тех­ ники своими силами. II сами сле- еари-токари принимают и этом ремонте активное участие. Нельзя не согласиться с выво­ дами автора письма: нужен ра­ зумный подход к оплате труда слесарей-токарей. Администра­ ция и базовый комитет профсо­ юза тралового флота, вероятно, заинтересуются этим вопросом и решат его с учетом интересов моряков. - 1 *4 .» і ' .7 V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz