Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

Е С Т Ь П О Р О Х (Окончание. Нач. на I стр.), 14 вот в салоне идет обсуж­ дение* Люди вначале молчат. показаться, что их со­ вершенно не интересует тема- разговора. Но так только ка­ жется. Кто-то из моряков на­ зывает цифру — 21 тысяча. И сразу оживление. — Почему это двадцать од­ ну? Двадцать две. — Номер у «Света» 122. Вот и будем ориентироваться на последние две цифры, — в шутливой флотской манере осаживают товарища. На том и остановились. При­ ятно все же, когда мнение коллектива единодушное. При­ чем» мнение», основанное на вере в свои силы и возможно­ сти, на добрую морскую друж­ бу. При таком отношении мо­ ряков друг к другу легче пе­ реносить тяготы рыбацкой жизни, работы, легче приви­ вать людям чувство ответст­ венности, добиваться хорошей дисциплины. Да вот примеры. С начала года у нас не бы­ ло ни одного нарушения. Бла­ гополучно все обстоит и с про­ ведением междурейсовых сто­ янок. Зато в судовой книге приказов 19 морякам объявле­ ны благодарности» троим — по флоту. Старшему мастеру по добыче Александру Михайло­ вичу Капичникову и слесарю ударнику коммунистического труда Аркадию. Константино­ вичу Васюренко судовой коми­ тет присвоил звание «лучший по профессии», старшему мат­ росу Алексею Григорьевичу Ояефиренко — «отличника со­ циалистического соревнова­ ния...». Базовый комитет, фло­ та утвердил решение. Да, люди — главное в до­ стижении намеченного нами. Но рыбацкий успех складыва­ ется из многих слагаемых... Если их разложить, то на пер* вом месте будет стоять уме­ ние правильно выбрать район промысла. Вот, например» в прошедшем рейсе рыба лови­ лась на нескольких банках, бы­ ли там и ПР, иг» которые нам предстояло сдавать полуфаб­ рикат^, КакоА>.отдать -’ предпоч­ тение? Опытный капитан Куд­ ринский выбрал Демидовскую. И . не ошибся, За сутки по 12 тонн трески обрабатывали, ууть ли не в полтора раза больше плана. Когда, косяк ушел, переключились в другие районы. И опять своевременно и правильно. Но на периоде реботы на Демидовской банке » останов­ люсь подробнее, чтобы рас­ сказать о силе группового со­ ревнования. В нем участвова­ ли все суда, закрепленные за ПР «Компас». Имея на борту ультракоротковолновую стан­ цию, штурманы использовали ее с большой пользой. Букваль­ но каждое траление соперни­ ков они отмечали на планшете, нанося координаты .его начала и конца, глубины, курс. По не­ скольким таким данным можно было уяснить, где находится рыба, и шли туда» Когда имели хороіиие уловы, сообщали о них. всем соревнующимся. Товарищеское . деловое со­ перничество — одно из основ­ ных слагаемых. Лозунг «Сорев- .нуемся группой — выигрываем все» полностью подтвержда­ ется работой экипажей. Можно; было бы и дальше приводить аргументы в поль­ зу того, что с повышенным обязательством мы справимся. Моряки «Света» в этом никог­ да не сомневались. Есть по­ рох, — шутят они. Добавлю: хватит на то, чтобы к 22 апрел* 1970 года справиться с планом пятилетки. Такое наше слово. Фундамент заложен прочный. Например, 29 апреля мы вы­ полнили уже задание четырех лет. Д; КОТУНОВ, помполит траулера «Свет». Чтобы трал был готов к промыслу, не мешает проверить его еще раз* Рис. О. Андреева. П & ОМ Ы С Л О В& Н /ІМ Н ЕСМОТРЯ на огромное развитие тралового-про­ мысла, в последние го­ ды рыбаки многих стран ак­ тивно ведут ярусный лов. Так, например, в водах За* падной Гренландии Дания до­ бывает крючковыми снастями до 40 процентов улова трески. А на: промысле тунца на долю ярусов приходится 80 процен­ тов добычи. Для сохранения и развития ярусного промысла есть объ­ ективные причины. Сложные и тяжелые грунты делают труднодоступными для трало­ вого . лова многие богатые рыбой районы Северной Ат­ лантики. В отдельные перио­ ды распределение рыбы (пе­ риод откорма) в толще воды таково, что лов их крючковы* ми снастями более эффекти­ вен, чем тралами. Ярусный промысел является одним из дешевых и позволяет полу­ чать продукцию высокого ка­ чества — на ярус обычно ло­ вится крупная рыба. Этот вид лова возможен на различных глубинах до 1000 и более метров. Он позволяет использовать на промысле са­ мые маломощные суда. Для моряков Северного бас­ сейна ярусный лов является малоизвестным видом добычи рыбы. Поэтому очень ,важно заострить внимание (в связи с подготовкой экспедиции уп­ равления «Мурмансельдь» в район Исландии) на некото­ рых моментах, которые в зна­ чительной мере будут опреде­ лять успех промысла. Синекврыж* палтус здесь ЯРУСНЫЙ ЛОВ о б та ет обычно в районах с жидкими илистыми грунтами на глубинах 300—700 метров. На свалах глубин, прилегаю­ щих к острову Исландия, в те­ чение года происходит смеще* вне районов промысла вместе с миграциями скоплений пал­ туса. В течение марта—мая про­ мысел сосредотачивается и» акватории, расположенной во* сточнее и северо-восточнее банки Антов Дори, вдоль изо­ баты 500 метров, при темпера* турах воды от +0,2 до — 0,5 ва скоплениях отнерестивше­ гося палтуса. Нужно отме­ тить, что в этом районе тяже­ лые грунтовые условия и сильные течения, поэтому на­ иболее удобными для работы являются яруса длиной 1,5— 2 км. Лов палтуса ярусом можно вести круглосуточно с одинаковым успехом, делая по 3—4 постановки. В июне—июле происходит спад добычи в связи с мигра­ цией рыбы на север Исландии. В июле—сентябре лов сле­ дует вести на севере Ислан- дни. В этот период сконлёвия палтуса располагаются па большой акватории. А погод- ные и грунтовые условия по* зволяют применять длинныо яруса (до 8—10 км). С октября по январь про­ мысел снова перемещается на восток, где образуются скоп­ ления палтуса, питающегося сельдью. Поиск скоплений палтуса, пригодных для облова ярусом, имеет спои особенности. Не­ большие придонные косяки, как npaBHnoj не приносят ус­ пеха. Нужны разреженные скопления" на большой аква­ тории, которые поисковыми приборами не фиксируются. Поэтому поиск скоплений ве­ дут методом последователь­ ных многократных постановок небольших (1—2 км) ярусов. При лове палтуса в районах Исландии ярус ставят в при­ донном варианте. Выметка его во избежание запутывания производится на возможно ма­ лом ходу судна, обязательно по течению. Ярус представляет собой хребтину 9 подвязанными к ией крючками. Состоит он из Секций (длиной обычно 100 метров), связанных между со­ бой. На хребтину яруса идет просмоленный капроновый или еще лучше куралоновый т в у р !диаметром 5—7 мм. По­ следний при выметке мепыпо крутится. На палтусовом ярусе лучше всего зарекомендовали себя отечественные тресковые крючкй № 26. С них меньше Срывов рыбы и соответствен­ но лучшая уловистость. Лопа­ точки этих крючков нужно за­ менить проушинами. Поводки для крючков следу­ ет изготовить из двойной, НО не скрученной между собой капроновой нитки 10,7/18 или 10,7/23 и хорошо просмо­ ленной. Для набора хребтины мож­ но использовать обычные швартовые вьюшки с механи­ ческим тормозом. ■Набор буйрепа концевых и промежуточных вех произво­ дится на верхний -рол сете- трясной машины. Пия защепах крючков за ібі хреотину яруса во время вы­ метай необходимо быстро об­ резать поводок ножом. За од­ ну постановку яруса обычно теряется 15—20 крючков.. Длина буйрепа1обычно пре­ вышает глубину места поста­ новки на 100—150 м. Он дол­ жен быть изготовлен из кап­ ронового фала или сеточника диаметром 8—10 мм и состав­ ляться пз 100-метровых кон­ цов, соединенных между собой карабинами. Вехи устанавли­ ваются через 4 км, если нет скученности флота. Загрузка яруса ведется в зависимости от грунта и тече­ ний. Величина загрузки уста­ навливается опытным путем. В качестве наживки использу­ ется соленая сельдь. При существующей технике лова экипажи могут обраба­ тывать в сутки 8—10 км яру­ сов (6500—8200 крючков). Среднесуточные уловы судов калининградской экспедиции составляли 2,4—2,6 т на судно. Применение механизации позволит довести длину яруса до 20—25 км. Соответственно возрастет и улов. Нужно отметить, что в гид­ рометеорологическом отно­ шении район Исландии явля­ ется сложным, вследствие ча­ стых туманов и близости льдов. Все суда, направляемые в этот район, должны иметь исправные радиолокационные станции. С. БОГДАНОВ, инженер промразведки главка «Севрыба». О новых этикетках В атом рейсе нам впервые пришлось пользоваться новы­ ми этикетками для готовой продукции. Надо сказать, что повыѳ этикетки, пожалуй, бо­ лее красочно оформлены, но не все в них продумано до ковца. На них недостаточно оставлено места для фамилии мастера, для пометок о сорте, дате, весе и т. д. На этикетках «Хек серебристый?, «Аргенти­ на», «Треска крупная потро­ шеная без голов» оставлено совершенно мало места меж­ ду строками, кроме того, над­ писи сделаны нестандартно и в разных местах. На всех этикетках мы должны ставить штампы. Эти штампы, как правило, изго­ товляются вручную. Необхо­ дима снабжать суда штампа­ ми фабричного изготовления. Это упорядочит надписи, уп­ ростит работу фактуровщи- ков. Новые этикетки, о которых идет речь, изготовлены по размерам вдвое больше ста­ рых. Непонятно, для чего это сделано. Расходуется больше бумаги, и на них больше при­ ходится наносить клея. Создается впечатление, что . новые этикетки создавались людьми, мало знакомыми с ус­ ловиями выпуска продукции на промысловых судах. • ГЕРАСИМОВ, технолог БМРТ-247, 1ВУЛЬЦЕВ, рыбмастер, МОТЧАНЫЙ» • ѵрыбмастер. ^ р д а ѵ V - г ; . . . ' .• • -* - * • 1 1* : і ПРОДОЛЖАЕТ РА ЗГО ВО Р і •* 1 ; ■ НОСЯТ ФОРМУ 31 января в газете «Рыбный Мурманз выступил со статьей «Зачем подражать попугаям?». В. Казаков. Речь шла о том, что многие моряки нашего бассейна нарушают правила потения морской формы. Эта деловая статья по су­ ществу осталась без ответа и, главное, "ничего не изменила. Мне кажется, что пора уже более требовательно отнестись к тем, кто проявляет неува­ жение к нашей форме. Преж­ де всего командный состав флотов должен показывать пример, а заметив нарушения у других, но проходить мимо, а делать обязательно замеча­ ния. Должны и дружинники обращать внимание на то, как иосят моряки свою форму. Я считаю, если моряк но уважает свою форму, неряш­ лив внешне, то и в работе он скорее, чем кто-либо, будет допускать промахи и ошибки, л. КОЗИОНОВ, начальник радиостанции БМРТ-2'іб «Северное сияние».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz