Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
Е С Т Ь П О Р О Х (Окончание. Нач. на I стр.), 14 вот в салоне идет обсуж дение* Люди вначале молчат. показаться, что их со вершенно не интересует тема- разговора. Но так только ка жется. Кто-то из моряков на зывает цифру — 21 тысяча. И сразу оживление. — Почему это двадцать од ну? Двадцать две. — Номер у «Света» 122. Вот и будем ориентироваться на последние две цифры, — в шутливой флотской манере осаживают товарища. На том и остановились. При ятно все же, когда мнение коллектива единодушное. При чем» мнение», основанное на вере в свои силы и возможно сти, на добрую морскую друж бу. При таком отношении мо ряков друг к другу легче пе реносить тяготы рыбацкой жизни, работы, легче приви вать людям чувство ответст венности, добиваться хорошей дисциплины. Да вот примеры. С начала года у нас не бы ло ни одного нарушения. Бла гополучно все обстоит и с про ведением междурейсовых сто янок. Зато в судовой книге приказов 19 морякам объявле ны благодарности» троим — по флоту. Старшему мастеру по добыче Александру Михайло вичу Капичникову и слесарю ударнику коммунистического труда Аркадию. Константино вичу Васюренко судовой коми тет присвоил звание «лучший по профессии», старшему мат росу Алексею Григорьевичу Ояефиренко — «отличника со циалистического соревнова ния...». Базовый комитет, фло та утвердил решение. Да, люди — главное в до стижении намеченного нами. Но рыбацкий успех складыва ется из многих слагаемых... Если их разложить, то на пер* вом месте будет стоять уме ние правильно выбрать район промысла. Вот, например» в прошедшем рейсе рыба лови лась на нескольких банках, бы ли там и ПР, иг» которые нам предстояло сдавать полуфаб рикат^, КакоА>.отдать -’ предпоч тение? Опытный капитан Куд ринский выбрал Демидовскую. И . не ошибся, За сутки по 12 тонн трески обрабатывали, ууть ли не в полтора раза больше плана. Когда, косяк ушел, переключились в другие районы. И опять своевременно и правильно. Но на периоде реботы на Демидовской банке » останов люсь подробнее, чтобы рас сказать о силе группового со ревнования. В нем участвова ли все суда, закрепленные за ПР «Компас». Имея на борту ультракоротковолновую стан цию, штурманы использовали ее с большой пользой. Букваль но каждое траление соперни ков они отмечали на планшете, нанося координаты .его начала и конца, глубины, курс. По не скольким таким данным можно было уяснить, где находится рыба, и шли туда» Когда имели хороіиие уловы, сообщали о них. всем соревнующимся. Товарищеское . деловое со перничество — одно из основ ных слагаемых. Лозунг «Сорев- .нуемся группой — выигрываем все» полностью подтвержда ется работой экипажей. Можно; было бы и дальше приводить аргументы в поль зу того, что с повышенным обязательством мы справимся. Моряки «Света» в этом никог да не сомневались. Есть по рох, — шутят они. Добавлю: хватит на то, чтобы к 22 апрел* 1970 года справиться с планом пятилетки. Такое наше слово. Фундамент заложен прочный. Например, 29 апреля мы вы полнили уже задание четырех лет. Д; КОТУНОВ, помполит траулера «Свет». Чтобы трал был готов к промыслу, не мешает проверить его еще раз* Рис. О. Андреева. П & ОМ Ы С Л О В& Н /ІМ Н ЕСМОТРЯ на огромное развитие тралового-про мысла, в последние го ды рыбаки многих стран ак тивно ведут ярусный лов. Так, например, в водах За* падной Гренландии Дания до бывает крючковыми снастями до 40 процентов улова трески. А на: промысле тунца на долю ярусов приходится 80 процен тов добычи. Для сохранения и развития ярусного промысла есть объ ективные причины. Сложные и тяжелые грунты делают труднодоступными для трало вого . лова многие богатые рыбой районы Северной Ат лантики. В отдельные перио ды распределение рыбы (пе риод откорма) в толще воды таково, что лов их крючковы* ми снастями более эффекти вен, чем тралами. Ярусный промысел является одним из дешевых и позволяет полу чать продукцию высокого ка чества — на ярус обычно ло вится крупная рыба. Этот вид лова возможен на различных глубинах до 1000 и более метров. Он позволяет использовать на промысле са мые маломощные суда. Для моряков Северного бас сейна ярусный лов является малоизвестным видом добычи рыбы. Поэтому очень ,важно заострить внимание (в связи с подготовкой экспедиции уп равления «Мурмансельдь» в район Исландии) на некото рых моментах, которые в зна чительной мере будут опреде лять успех промысла. Синекврыж* палтус здесь ЯРУСНЫЙ ЛОВ о б та ет обычно в районах с жидкими илистыми грунтами на глубинах 300—700 метров. На свалах глубин, прилегаю щих к острову Исландия, в те чение года происходит смеще* вне районов промысла вместе с миграциями скоплений пал туса. В течение марта—мая про мысел сосредотачивается и» акватории, расположенной во* сточнее и северо-восточнее банки Антов Дори, вдоль изо баты 500 метров, при темпера* турах воды от +0,2 до — 0,5 ва скоплениях отнерестивше гося палтуса. Нужно отме тить, что в этом районе тяже лые грунтовые условия и сильные течения, поэтому на иболее удобными для работы являются яруса длиной 1,5— 2 км. Лов палтуса ярусом можно вести круглосуточно с одинаковым успехом, делая по 3—4 постановки. В июне—июле происходит спад добычи в связи с мигра цией рыбы на север Исландии. В июле—сентябре лов сле дует вести на севере Ислан- дни. В этот период сконлёвия палтуса располагаются па большой акватории. А погод- ные и грунтовые условия по* зволяют применять длинныо яруса (до 8—10 км). С октября по январь про мысел снова перемещается на восток, где образуются скоп ления палтуса, питающегося сельдью. Поиск скоплений палтуса, пригодных для облова ярусом, имеет спои особенности. Не большие придонные косяки, как npaBHnoj не приносят ус пеха. Нужны разреженные скопления" на большой аква тории, которые поисковыми приборами не фиксируются. Поэтому поиск скоплений ве дут методом последователь ных многократных постановок небольших (1—2 км) ярусов. При лове палтуса в районах Исландии ярус ставят в при донном варианте. Выметка его во избежание запутывания производится на возможно ма лом ходу судна, обязательно по течению. Ярус представляет собой хребтину 9 подвязанными к ией крючками. Состоит он из Секций (длиной обычно 100 метров), связанных между со бой. На хребтину яруса идет просмоленный капроновый или еще лучше куралоновый т в у р !диаметром 5—7 мм. По следний при выметке мепыпо крутится. На палтусовом ярусе лучше всего зарекомендовали себя отечественные тресковые крючкй № 26. С них меньше Срывов рыбы и соответствен но лучшая уловистость. Лопа точки этих крючков нужно за менить проушинами. Поводки для крючков следу ет изготовить из двойной, НО не скрученной между собой капроновой нитки 10,7/18 или 10,7/23 и хорошо просмо ленной. Для набора хребтины мож но использовать обычные швартовые вьюшки с механи ческим тормозом. ■Набор буйрепа концевых и промежуточных вех произво дится на верхний -рол сете- трясной машины. Пия защепах крючков за ібі хреотину яруса во время вы метай необходимо быстро об резать поводок ножом. За од ну постановку яруса обычно теряется 15—20 крючков.. Длина буйрепа1обычно пре вышает глубину места поста новки на 100—150 м. Он дол жен быть изготовлен из кап ронового фала или сеточника диаметром 8—10 мм и состав ляться пз 100-метровых кон цов, соединенных между собой карабинами. Вехи устанавли ваются через 4 км, если нет скученности флота. Загрузка яруса ведется в зависимости от грунта и тече ний. Величина загрузки уста навливается опытным путем. В качестве наживки использу ется соленая сельдь. При существующей технике лова экипажи могут обраба тывать в сутки 8—10 км яру сов (6500—8200 крючков). Среднесуточные уловы судов калининградской экспедиции составляли 2,4—2,6 т на судно. Применение механизации позволит довести длину яруса до 20—25 км. Соответственно возрастет и улов. Нужно отметить, что в гид рометеорологическом отно шении район Исландии явля ется сложным, вследствие ча стых туманов и близости льдов. Все суда, направляемые в этот район, должны иметь исправные радиолокационные станции. С. БОГДАНОВ, инженер промразведки главка «Севрыба». О новых этикетках В атом рейсе нам впервые пришлось пользоваться новы ми этикетками для готовой продукции. Надо сказать, что повыѳ этикетки, пожалуй, бо лее красочно оформлены, но не все в них продумано до ковца. На них недостаточно оставлено места для фамилии мастера, для пометок о сорте, дате, весе и т. д. На этикетках «Хек серебристый?, «Аргенти на», «Треска крупная потро шеная без голов» оставлено совершенно мало места меж ду строками, кроме того, над писи сделаны нестандартно и в разных местах. На всех этикетках мы должны ставить штампы. Эти штампы, как правило, изго товляются вручную. Необхо дима снабжать суда штампа ми фабричного изготовления. Это упорядочит надписи, уп ростит работу фактуровщи- ков. Новые этикетки, о которых идет речь, изготовлены по размерам вдвое больше ста рых. Непонятно, для чего это сделано. Расходуется больше бумаги, и на них больше при ходится наносить клея. Создается впечатление, что . новые этикетки создавались людьми, мало знакомыми с ус ловиями выпуска продукции на промысловых судах. • ГЕРАСИМОВ, технолог БМРТ-247, 1ВУЛЬЦЕВ, рыбмастер, МОТЧАНЫЙ» • ѵрыбмастер. ^ р д а ѵ V - г ; . . . ' .• • -* - * • 1 1* : і ПРОДОЛЖАЕТ РА ЗГО ВО Р і •* 1 ; ■ НОСЯТ ФОРМУ 31 января в газете «Рыбный Мурманз выступил со статьей «Зачем подражать попугаям?». В. Казаков. Речь шла о том, что многие моряки нашего бассейна нарушают правила потения морской формы. Эта деловая статья по су ществу осталась без ответа и, главное, "ничего не изменила. Мне кажется, что пора уже более требовательно отнестись к тем, кто проявляет неува жение к нашей форме. Преж де всего командный состав флотов должен показывать пример, а заметив нарушения у других, но проходить мимо, а делать обязательно замеча ния. Должны и дружинники обращать внимание на то, как иосят моряки свою форму. Я считаю, если моряк но уважает свою форму, неряш лив внешне, то и в работе он скорее, чем кто-либо, будет допускать промахи и ошибки, л. КОЗИОНОВ, начальник радиостанции БМРТ-2'іб «Северное сияние».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz