Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

Экипаж «Прокопьевска» хорошо ящими перед ним задачами. Несм поладки при работе с кошельковь не падали духом, а активно ваэС ...............O f д к м ч и и » РЕЙСА ПРТ „ПРОКОПЬЕВСК" наматывание на них дели при выходе невода из пло- щадкп. Это происходило из-за неудачной конструкции угла площадки, где*ее борт переходил в отбойную ко­ лонну. Во время перехода недостатки были устране­ ны силами команды. Всего за рейс сделали 11 трени­ ровочных заметов, три — было аварийных с больши­ ми порывами. Ремонт невода-с распутыванием его за­ нял 10 суток. Немало врзмени ушло и на устранение., последствий аварий двух остальных неудачных заме­ тов: За описываемый период работы два замета делали нгт бысгродвиясущийся косяк •полосатого тунца, обна­ руженный с помощью «Палтуса-М» на глубине 65 мет­ ров. В первом замете рыба уходила через затоплен­ ную верхнюю подбору, что наблюдали визуально. Улов составил 200 килограммов. Во втором з а м е т е косяк ушел из невода. Один замбт делали на разре­ женные записи ставриды, улов был 2 тонны с прило­ вом пятнистого тунца—штучно. і іо вдаваясь в подробности работы с кошельковым неводом но кормовой схеме, следует сказать, что вы- метка повода по этой схеме, то есть через слип, удобна для маневра постановки судна кормой в чюрота нево- да, но безаварийных заметов она дать не может. Про- ивхвди* это потому, что стяжной трос, подборы и дель встречаются в углу слипа. Считаем корковую схему неприемлемой, а дальнейшие работы «с кошельком» производить по бортовой схеме. Бортовая схема Для проверки работы с неводом но бортовой схеме в рыбном ящике правого борта изготовили неводную пйощадку. При постройке использовали вЫЪокио стойки ящика, вентиляционную колонку и часть фальшборта между четвертым в двадцать вторым шпангоутами. Три стойки установили на штатные места, четвер­ тую, угловую, закрепили болтами к палубе в районе начала^ слипа. Между стойками закладывали доски, носовой стенкой использовали надстройку, кормовую набирали из досок, которые укладывали между угло­ вой стойкой, вентиляционной колонкой и фальшбор­ том в районе третьего шпангоута* Здесь же на план­ ширь был приварен отрезок трубы, сложивший в дан­ ном случае отбойником. Фальшборт на расстоянии 12 метров, обшили досками, крепили их к специаль­ ном, стойкам, обшивка у планширя оканчивалась за- кругдеппым брусом. "Дл'й лучшего схода невода в углу кормовой части площадки сдрлали слип от палубы до планширя, к отбойнику. Выстрел с палубы сняли и приварили к правому борту между 22 и 24 шпангоутами на рас­ стоянии метра от планширя. Для вывода за борт кон­ ца повода и его отдачи на вентиляционной трубе установили выстрел, изготовленный из труб. На ко­ нец его вешался канифас-блок и замок для отдачи не­ вода, который изготовили по эскизу, снятому на ка­ лининградском СРТ. Вьюшку для стяжного троса пе­ ренесли на рабо'чую ‘палубу и установили напротив клюза у 42 шпангоута: Невод укладывали вдоль пло­ щадки, постепенно переходя от носовой етенки к кор* м о е ой. Первый кабель заранее заводили в ролики, а его свободный конец крепили на палубе в районе под­ хода пятного саранца со стяжным. Кабель с левого барабана закладывали в ролики, затем его конец об­ носили на правый борт и, проведя вдоль борта в рай­ он вьюшки, крепили глапйь-гаком к планширю и втугую обтягивали лебедкой. Стяжной трос с вьюшки пропускали в клюз, затем через кольцо, стоявшее на конце левого кабеля в стяжные кольца и закрепляли к пятиому саравцу. Пдсле выхода-конца стяжного с щ»юшки, он стопорился екобой в кольце, кабель отда­ вали, стяжной вместе с ним падал за борт и выбирал- ся на левый барабан траловой лебедки. Мы специально в деталях рассказали о работе с кошельковым неводом по бортовой схеме. На наш взгляд, суда тпйа ПРТ смогут работать кошельком с выметкой его по такой схеме. Освоение кошелькового промысла, лова неводом одной иэ ценных пород рыб — тунца на ПРТ «Прокопьевске следует продолжить, внеся некоторые изменения в неводе, dxeмы и обору­ дования. К таким изменениям относятся: длина нево­ да 825 метров для промыслового рефрижераторного траулера мала. Причина: при маневре на косяке прой­ дя Прямым курсом 50—70 метров, замкнуть циркуля­ цию невозможно, остаются очень большие ворота. Во всех заметах невод располагался в виде эллипса, ёг судно находилось на конце ого малого диаметра. Не­ вод после выметки должен иметь форму капли, а суд- : но — находиться в верхней ее части. Мы не могли это­ го делать опять же из-за малой длины невода. Для облова подвижных косяков тунца необходим специальный невод длиной не менее 1600 и .высотой... стенки 150 метров. . При работе по бортовой схеме у невода, по его кон­ цам, должны быть две сливные части, тогда его мож~. но будет выбирать, непосредственно на правый борт; одна из сливных всегда будет наверху, с нее и произ­ водить замет. По необходимости это даст возможность выбирать невод на два' борта без последующей пере- укладки. <&■' Для быстрого потопления стяжного троса вес колец следует увеличить до в—8 кг. Быстрое затопление тро­ са в какой-то меро уменьшит вероятность захвата им сетей при выходе их с веводной площадки, диаметр колец увеличить. Стяжной трос лучше иметь цельным длиной 2000 метров. Так как при кольцевании трос испытывает белаише нагрузки, ррн прохождении через подхо­ дящие к корме кольца быстро портится (возникает скручивание, появляются колышки), нужно на судно дополнительно давать две бухты троса. , Для более равномерного распределения нагрузок на нижпюю подбору во время кольцевания лучше ставить 49.6 S o А1 ф /УАО* Ф22 мгл \ Схема соединения кабелей у тралов № 1924 и № 326. двойные уздечки; первые короткие по два мотра, а к ним уже крепить лучи основных пятиметровых узде* .чек. Площадку правого борта необходимо перенести как можно дальше в корму. При работе неводом длиной 1500 метров с большим количеством стяжных колод лучше вместо выстрела установить на фалыпборто откидной лоток (желоб), также подвинув его в корму согласно переносу пло­ щадки. При бортовой схеме необходимо ставить «дорогу» с бегающим кольцом или какое-либо другое приспо­ собление, обеспечивающее переход стяжного и кабеля левого бо^та в корму, для избежания их попадания в воду в районе гребного винта л тот момент, когда кор­ ма начинает идти вправо для подхода к бую или осу­ ществляется маневр постановки ее перпендикулярно крыльям невода. * Вьюшка должна быть изготовлена б заводских усло­ виях с механическим приводом для намотки троса, ка­ натовмкостью 2 тысячи метров и установлена на уг­ лу прогулочной палубы с таким расчетом, ;чтобы рабо­ тающий на ней мог видеть выход невода и проводку стяжного троса. Изменения н неводе, схемы и оборудования включа­ ют и другие моменты. Перед новым рейсом'их, а так­ же названные вышо надо осуществить. ' с о ето- ......... . 1 нс- .. ым неводом, моршш р збирались в каждом - замете, тут же поступало много ценных предложений по устранению недостатков. Коллектив многое сделал но переоборудованию схемы выметки невода с борта, изготовлению необходимого оборудо­ вания. . - ; - ѵо , ... . . , . ПОВЕДЕНИЕ КОСЯКОВ ТУНЦл Первые косяки тунца появились на северной широте 19 градусов 8 минут, обнаруженные прибором «Пал­ тусам» на глубине 65 метров. На поверхности их не видели. Большое количество косяков наблюдали между 9 и 7 градусами северной широты по изобате 500—1500 метров. По нашим наблюдениям косяки по­ являются на поверхности после 14 часов местного вре­ мени; с 20 января по 15 февраля начали появляться только после 16 часов. Вели,они ^себя очень активно, быстро двигаются на ветер, моментально погружают­ ся. Мы пробовали догнать косяк, но”безуспешно. Игра­ ющий на поверхности' тунец боится шума, В момент приближения судна на близкое расстояние его кон­ центрации уходят на глубину до 25—50 метров. Такая же картина наблюдалась при выходе на него рабочего катера. Через некоторое время косяк появляется на поверхности, иногдаі совсем в противоположном от первоначального движения месте. Движение косяка в верхних Слоях воды ориентировочно можно опреде­ лить по направлению перелета птиц, которые все вре­ мя вьются над ним большими стаями. На бросаемую приманку тунец не реагировал. !После 18 часов косяки становились менее подвиж­ ными, но во время замета невода, примерно при поло­ винном его выходе они устремлялись з свободные про­ странства и выходили из района циркуляции. Были обидные случаи, когда косяк, выйдя из невода, оста­ навливался за ним и вновь начинал играть на поверх­ ности. Тунец, находящийся на глубине, хорошо про­ слушивается «Палтусом» до дистанции ЗОО—400 мет- ров. В этом районе « утра до 17 часов постоянно дует ве­ тер северо-западного направления силой 2—3 балла; После этого устанавливается штилевая погода. Темпе­ ратура воды на поверхности в северной части района плюс 27 градусов, в южной плюс 28,5. 7 апреля, когда вторично-вышли в район Фритауна ва щироту 8 градусов 40 минут, увидели пятнадцать небольших испанских судов, некоторые из них облав­ ливали тунца кошельковыми неводами, другие — удобными снастями. Здесь же работал «кошельком» экипаж калининградского СРТ-р-9159, который за 18 суток выловил 27 тонн тунца. Самый большой улов у него был в 9 тонн. По его информации и нашим наблю­ дениям в апреле подвижные косяки были на поверх­ ности всѳ светлое время суток. ВПЕРВЫЕ В ИНДИИСКОМ ОКЕАНЕ В конце рейса «Прокопьевск» в п е р в ы е в истории Мурманского тралового флота вышел в Ин­ дийский океан в точку: южная широта 34 градуса 49 минут, восточная долгота 18 градусов 28 минут. Пройдя отсюда на юг с тралом по глубинам 280 метров, за полтора часа имели 12 тонн мерлузы. По этим же глубинам в утреннем тралении за 1 час 40 минут пой­ мали 20 тонн этой рыбы, которая распространена на всем протяжении от 34 градусов 38 минут до 35 гра­ дусов 20 минут южной широты в диапазоне глубин 270—300 метров. Уловы в двевпое время достигают 18 тонн за час-полтора. Ночью подъемы резко снижа­ ются — до 3—5 тонн за два часа траления. На замо­ розку же идет и того меньше — тонна — полторы. Грунтовые условия здесь хорошие, порывов тралов не имели, но работать надо с бобинцами диаметром 500 миллиметров, так как при «четырехсотых» в трал по­ падает много камней наподобие вулканического туфа, которые сильно мнут рыбу. При промысловом режиме в этом районе за сутки можно иметь вылов до 70 тонн, готовой продукции до 50 тонн. Следуя в группу, проверили южные подходы к пему от глубин от 250 до 360 метров. Рыбы, заслу­ живающей внимания, не обнаружили. Г. БЕРДЫШЕВСКИЙ, капитан-директор ПРТ «Прокопьевск», С. САФРОНОВ, помощник капи­ тана по паучной части.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz