Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
Экипаж «Прокопьевска» хорошо ящими перед ним задачами. Несм поладки при работе с кошельковь не падали духом, а активно ваэС ...............O f д к м ч и и » РЕЙСА ПРТ „ПРОКОПЬЕВСК" наматывание на них дели при выходе невода из пло- щадкп. Это происходило из-за неудачной конструкции угла площадки, где*ее борт переходил в отбойную ко лонну. Во время перехода недостатки были устране ны силами команды. Всего за рейс сделали 11 трени ровочных заметов, три — было аварийных с больши ми порывами. Ремонт невода-с распутыванием его за нял 10 суток. Немало врзмени ушло и на устранение., последствий аварий двух остальных неудачных заме тов: За описываемый период работы два замета делали нгт бысгродвиясущийся косяк •полосатого тунца, обна руженный с помощью «Палтуса-М» на глубине 65 мет ров. В первом замете рыба уходила через затоплен ную верхнюю подбору, что наблюдали визуально. Улов составил 200 килограммов. Во втором з а м е т е косяк ушел из невода. Один замбт делали на разре женные записи ставриды, улов был 2 тонны с прило вом пятнистого тунца—штучно. і іо вдаваясь в подробности работы с кошельковым неводом но кормовой схеме, следует сказать, что вы- метка повода по этой схеме, то есть через слип, удобна для маневра постановки судна кормой в чюрота нево- да, но безаварийных заметов она дать не может. Про- ивхвди* это потому, что стяжной трос, подборы и дель встречаются в углу слипа. Считаем корковую схему неприемлемой, а дальнейшие работы «с кошельком» производить по бортовой схеме. Бортовая схема Для проверки работы с неводом но бортовой схеме в рыбном ящике правого борта изготовили неводную пйощадку. При постройке использовали вЫЪокио стойки ящика, вентиляционную колонку и часть фальшборта между четвертым в двадцать вторым шпангоутами. Три стойки установили на штатные места, четвер тую, угловую, закрепили болтами к палубе в районе начала^ слипа. Между стойками закладывали доски, носовой стенкой использовали надстройку, кормовую набирали из досок, которые укладывали между угло вой стойкой, вентиляционной колонкой и фальшбор том в районе третьего шпангоута* Здесь же на план ширь был приварен отрезок трубы, сложивший в дан ном случае отбойником. Фальшборт на расстоянии 12 метров, обшили досками, крепили их к специаль ном, стойкам, обшивка у планширя оканчивалась за- кругдеппым брусом. "Дл'й лучшего схода невода в углу кормовой части площадки сдрлали слип от палубы до планширя, к отбойнику. Выстрел с палубы сняли и приварили к правому борту между 22 и 24 шпангоутами на рас стоянии метра от планширя. Для вывода за борт кон ца повода и его отдачи на вентиляционной трубе установили выстрел, изготовленный из труб. На ко нец его вешался канифас-блок и замок для отдачи не вода, который изготовили по эскизу, снятому на ка лининградском СРТ. Вьюшку для стяжного троса пе ренесли на рабо'чую ‘палубу и установили напротив клюза у 42 шпангоута: Невод укладывали вдоль пло щадки, постепенно переходя от носовой етенки к кор* м о е ой. Первый кабель заранее заводили в ролики, а его свободный конец крепили на палубе в районе под хода пятного саранца со стяжным. Кабель с левого барабана закладывали в ролики, затем его конец об носили на правый борт и, проведя вдоль борта в рай он вьюшки, крепили глапйь-гаком к планширю и втугую обтягивали лебедкой. Стяжной трос с вьюшки пропускали в клюз, затем через кольцо, стоявшее на конце левого кабеля в стяжные кольца и закрепляли к пятиому саравцу. Пдсле выхода-конца стяжного с щ»юшки, он стопорился екобой в кольце, кабель отда вали, стяжной вместе с ним падал за борт и выбирал- ся на левый барабан траловой лебедки. Мы специально в деталях рассказали о работе с кошельковым неводом по бортовой схеме. На наш взгляд, суда тпйа ПРТ смогут работать кошельком с выметкой его по такой схеме. Освоение кошелькового промысла, лова неводом одной иэ ценных пород рыб — тунца на ПРТ «Прокопьевске следует продолжить, внеся некоторые изменения в неводе, dxeмы и обору дования. К таким изменениям относятся: длина нево да 825 метров для промыслового рефрижераторного траулера мала. Причина: при маневре на косяке прой дя Прямым курсом 50—70 метров, замкнуть циркуля цию невозможно, остаются очень большие ворота. Во всех заметах невод располагался в виде эллипса, ёг судно находилось на конце ого малого диаметра. Не вод после выметки должен иметь форму капли, а суд- : но — находиться в верхней ее части. Мы не могли это го делать опять же из-за малой длины невода. Для облова подвижных косяков тунца необходим специальный невод длиной не менее 1600 и .высотой... стенки 150 метров. . При работе по бортовой схеме у невода, по его кон цам, должны быть две сливные части, тогда его мож~. но будет выбирать, непосредственно на правый борт; одна из сливных всегда будет наверху, с нее и произ водить замет. По необходимости это даст возможность выбирать невод на два' борта без последующей пере- укладки. <&■' Для быстрого потопления стяжного троса вес колец следует увеличить до в—8 кг. Быстрое затопление тро са в какой-то меро уменьшит вероятность захвата им сетей при выходе их с веводной площадки, диаметр колец увеличить. Стяжной трос лучше иметь цельным длиной 2000 метров. Так как при кольцевании трос испытывает белаише нагрузки, ррн прохождении через подхо дящие к корме кольца быстро портится (возникает скручивание, появляются колышки), нужно на судно дополнительно давать две бухты троса. , Для более равномерного распределения нагрузок на нижпюю подбору во время кольцевания лучше ставить 49.6 S o А1 ф /УАО* Ф22 мгл \ Схема соединения кабелей у тралов № 1924 и № 326. двойные уздечки; первые короткие по два мотра, а к ним уже крепить лучи основных пятиметровых узде* .чек. Площадку правого борта необходимо перенести как можно дальше в корму. При работе неводом длиной 1500 метров с большим количеством стяжных колод лучше вместо выстрела установить на фалыпборто откидной лоток (желоб), также подвинув его в корму согласно переносу пло щадки. При бортовой схеме необходимо ставить «дорогу» с бегающим кольцом или какое-либо другое приспо собление, обеспечивающее переход стяжного и кабеля левого бо^та в корму, для избежания их попадания в воду в районе гребного винта л тот момент, когда кор ма начинает идти вправо для подхода к бую или осу ществляется маневр постановки ее перпендикулярно крыльям невода. * Вьюшка должна быть изготовлена б заводских усло виях с механическим приводом для намотки троса, ка натовмкостью 2 тысячи метров и установлена на уг лу прогулочной палубы с таким расчетом, ;чтобы рабо тающий на ней мог видеть выход невода и проводку стяжного троса. Изменения н неводе, схемы и оборудования включа ют и другие моменты. Перед новым рейсом'их, а так же названные вышо надо осуществить. ' с о ето- ......... . 1 нс- .. ым неводом, моршш р збирались в каждом - замете, тут же поступало много ценных предложений по устранению недостатков. Коллектив многое сделал но переоборудованию схемы выметки невода с борта, изготовлению необходимого оборудо вания. . - ; - ѵо , ... . . , . ПОВЕДЕНИЕ КОСЯКОВ ТУНЦл Первые косяки тунца появились на северной широте 19 градусов 8 минут, обнаруженные прибором «Пал тусам» на глубине 65 метров. На поверхности их не видели. Большое количество косяков наблюдали между 9 и 7 градусами северной широты по изобате 500—1500 метров. По нашим наблюдениям косяки по являются на поверхности после 14 часов местного вре мени; с 20 января по 15 февраля начали появляться только после 16 часов. Вели,они ^себя очень активно, быстро двигаются на ветер, моментально погружают ся. Мы пробовали догнать косяк, но”безуспешно. Игра ющий на поверхности' тунец боится шума, В момент приближения судна на близкое расстояние его кон центрации уходят на глубину до 25—50 метров. Такая же картина наблюдалась при выходе на него рабочего катера. Через некоторое время косяк появляется на поверхности, иногдаі совсем в противоположном от первоначального движения месте. Движение косяка в верхних Слоях воды ориентировочно можно опреде лить по направлению перелета птиц, которые все вре мя вьются над ним большими стаями. На бросаемую приманку тунец не реагировал. !После 18 часов косяки становились менее подвиж ными, но во время замета невода, примерно при поло винном его выходе они устремлялись з свободные про странства и выходили из района циркуляции. Были обидные случаи, когда косяк, выйдя из невода, оста навливался за ним и вновь начинал играть на поверх ности. Тунец, находящийся на глубине, хорошо про слушивается «Палтусом» до дистанции ЗОО—400 мет- ров. В этом районе « утра до 17 часов постоянно дует ве тер северо-западного направления силой 2—3 балла; После этого устанавливается штилевая погода. Темпе ратура воды на поверхности в северной части района плюс 27 градусов, в южной плюс 28,5. 7 апреля, когда вторично-вышли в район Фритауна ва щироту 8 градусов 40 минут, увидели пятнадцать небольших испанских судов, некоторые из них облав ливали тунца кошельковыми неводами, другие — удобными снастями. Здесь же работал «кошельком» экипаж калининградского СРТ-р-9159, который за 18 суток выловил 27 тонн тунца. Самый большой улов у него был в 9 тонн. По его информации и нашим наблю дениям в апреле подвижные косяки были на поверх ности всѳ светлое время суток. ВПЕРВЫЕ В ИНДИИСКОМ ОКЕАНЕ В конце рейса «Прокопьевск» в п е р в ы е в истории Мурманского тралового флота вышел в Ин дийский океан в точку: южная широта 34 градуса 49 минут, восточная долгота 18 градусов 28 минут. Пройдя отсюда на юг с тралом по глубинам 280 метров, за полтора часа имели 12 тонн мерлузы. По этим же глубинам в утреннем тралении за 1 час 40 минут пой мали 20 тонн этой рыбы, которая распространена на всем протяжении от 34 градусов 38 минут до 35 гра дусов 20 минут южной широты в диапазоне глубин 270—300 метров. Уловы в двевпое время достигают 18 тонн за час-полтора. Ночью подъемы резко снижа ются — до 3—5 тонн за два часа траления. На замо розку же идет и того меньше — тонна — полторы. Грунтовые условия здесь хорошие, порывов тралов не имели, но работать надо с бобинцами диаметром 500 миллиметров, так как при «четырехсотых» в трал по падает много камней наподобие вулканического туфа, которые сильно мнут рыбу. При промысловом режиме в этом районе за сутки можно иметь вылов до 70 тонн, готовой продукции до 50 тонн. Следуя в группу, проверили южные подходы к пему от глубин от 250 до 360 метров. Рыбы, заслу живающей внимания, не обнаружили. Г. БЕРДЫШЕВСКИЙ, капитан-директор ПРТ «Прокопьевск», С. САФРОНОВ, помощник капи тана по паучной части.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz