Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
П Р Т С К О Ш Е Л Ь К О В Ы М О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО 2 МАРТА в бассейновой газете «Рыбный Мурмап» было опуб ликовано письмо с промысла номполита промыслово-рефри жераторного траулера «Прокопьевск)) Ивана Матвеевича Мо розова, в котором он рассказывал о первых результатах экспери ментального рейса. Сегодня это судно в родном порту. Калитап- директор Г. В. Бердыгасвский и помощник капитана по научной части С. Сафронов выступают с подробным отчетом о шестимесяч ном плавании. ; ^ ' 12 мая данные экспериментального рейса «Прокопьевска» об суждались в главке «Севрыба». Работа экипажа признана хорошей. Эксперимент решено продолжать. С этой целмо ПРТ станет у при чала судоремонтного завода для дооборудования. Па нем будет ус тановлено электрооборудование для лова рыбы на свет, бортовую схему работы с кошельковым неводом выполнят в заводских ус* ловиях. Кроме того, перед новым походом к берегам Юго-ЗапаДпоЗ Африки судно спабжат специальным тунцеловным неводом. Новости ТЕХНИКИ ПРОМЫШ - - ЭКСПЕРИМЕНТ: ПРТ С КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ С целью развития и дальнейшего совершенствова ния разноглубинного и кошелькового лова рыбы 6 но ября 1968 года промысловый рефрижераторный трау лер «Прокопьевск» вышел в экспериментальный рейс в районы центральной части Восточной Атлантики. Согласно заданию, во время плавания предусматрива лось два этапа работ. Основной задачей первого явля лась отработка техники лова разноглубинным, донным тралами и кошельковым неводом, проверка промысло вых механизмов и вооружения, а такжо гидроакусти ческой и радионавигационной аппаратуры. Второй отап предусматривал лов тунца кощельковым неводом. ІІа судне из рыбопоисковой аппаратуры были уста новлены: «Палтус М», «ХАГ-250а с фишлупой п вы носным датчиком и «ЭЛАГ», электролебедка для кабе ля датчика «ХАГ-250». Для работы с кошельковым не водом имелись две поворотные кранбалкп с установ ленными па них приемными силовыми блоками, два укладочных блока, укрепленных на кормовых стре лах, рыбопасос с водоотделителем, неводная площадка и рабочий катер с рыбопоисковым набором «СИМ- РАД». Кранбалки, блоки и рыбонасос приводились в действие гидравликой. 11 ноября ио распоряжению руководства флота за шли в Северное море, где промышляла большая груп па судов, облавливавшая сельдь кошельковыми нево дами и дрифтерными сетями. Группа работала в квад рате 110-Ж над глубинами 110—130 метров. Нам пред писывалось вести лов сельди кошельковым неводом и пелагическим тралом. Однако «кошелек» по смогли использовать. Во-первых, не была готова площадка не вода, а во-вторых, с высотой стенки 230 метров на глу-, бииах 130 метров имелась опасность посадки невода на грунт. БАНКИ ГЕТИСБЕРГ, АМПЕР И СЁН . . . . •‘•і 19 ноября «Прокопьевск» начал поисковые работы в центральной части Восточной Атлантики у западного побережья Африки. Были о б с л е д о в а н ы банки Гетисберг, Ампер и Сен. Банки вулканического проис хождения со скалистым грунтом и резким перепадом глубин от 120 до 1800 метров, приходных площадок для работы донным тралом нет. Очень тяжело удерживаться на них, особенно в свежую, пасмурную погоду. Радиопеленги дают очень сильный разброс точек. Мы удерживались ва балках только по астрономическим определениям. Рыба в этих районах в небольшом количестве днем держится у грунта, ночью поднимается к поверхности и рассыпается тонким слоем в виде дорожки. Контроль ные траления разноглубинным тралом чертежа 1924, вооруженным по схеме 14 отдела ЦПКТБ, приносили уловы 0,14-0,3 тонны мелкой ставриды размером 12—17 сантиметров. Штучно попадалась скумбрия. ШЕЛЬФ МАРОККО После пятл суток работы на банках вышли ва шельф Марокко. В районе с координатами: шп рота 33 градуса 45 минут северная, долгота 8 градусов 31 минута’ северо-западная сделали полуторачасовое траление курсом ост-норд-ост по глубинам 240—280 метров. Улов составил полторы тонны. Ассортимент: 90 процентов сабля, 5 — шэд, столько жо мелкой став риды. •, - В этом районе встретили группу мелких мароккан ских судов, которые промышляли донными тралами на глубинах 300—350 метров, облавливая мелкую кревет ку с приловом сабля. Их уловы были примерно 200 ки лограммов. Па ночь они ставят яруса на рыбу меч, В другом месте шельфа за полтора часа подняла полтонны сабли с Ючпроцентным приловом, в том чи сло мелкой креветки. Поело 18 часов рыба начала от рываться от грунта п повисла на горизонте от 20 до 50 метров. Примерно через 4 часа концентрации рас сыпались, траления разноглубинным тралом были без успешные. Ночью уловов донным тралом также нет. Шельф Марокко мы проверяли, идя с тралом в южном направлении. Подъемы были мизерные, а ино гда работать донпым тралом на глубинах менее 200 метров было совсем невозможно, хотя эхолот писал ровный грунт. Наконец, пришли в район Кап-Блана, где промышляли корабли «Запрыбы» и «Азчеррыбы». РАЙОН КАП-БЛАНА Для проверки района и совершенствования техники работы с пелагическим тралом остановились в групне судов. В дневное время работали тралом чертежа 326, вооруженным по общепринятой схеме в траловом фло те, только на верхнюю подбору крепили подъемный щит, как говорят моряки, «богородицу». Уловы коле бались от 4 до 12 тонн. С 19—20 часов переходили на разпоглубинныи трал чертеж 1924 с крыловидными досками, оснащенными одним переходным концом. Ос тальное вооружение тралов было согласно схеме ЦПКТБ. При предельных оборотах главного двигателя максимальная скорость траления составляла 3,7—4,0 уела. Вертикальное раскрытие при этом 14—15 мет ров. Уловы по превышали 6 тонн. При существующих схемах вооружении тралов пе реход с донного лова на пелагический требует много времени — 1 час 30 минут, — затрачиваемого на пол ную замену кабелей и досок. Для некоторого сокра щения простоев нами была применена комбинирован ная схема, по которой к обоим тралам ставили одина ковые 100-метровые кабели/нижний составили из двух по 50 метров. 50-метровые, идущие к тралу, делали двойными; цри работе разноглубинным тралом опл крепились вместе к нижней подборе, у донного тра ла — к груягтропу и топенанту. По этой схеме па центр верхней подборы донного трала необходимо ста вить подъемный Цциг ввиду того, что верхний кабель довольно длинный и своей тяжестью уменьшает вср ^ - тикальпое раскрытие..,, . Для уменьшения сопротивления трала чертежа 1924 и повышения скорости траленич переделали боковые пласти, сведя их концы к 10 ячеям, и поставили обыч ный двухпластный мешок. После переделки уловы возросли до 12—15 тонн, ход при тралении увеличил ся до 4,5—4,7 узла; выборку производили на скорости два узла при полной нагрузке лебедки. Вертикальное раскрытие 16 метров. После того,-как нижнюю подбо ру загрузили до 300 килограммов, оно увеличилось при тех же скоростях траления до метров, й боль ше того, если раньше наблюдался еыхвд рыбы иэ тра ла в момент ее выборки, то теперьлыюд«тал менъшо. Не наблюдалось и выдувания боковых пластин, Получив 38,5-метровый р&зноглубивный трал кон струкции СКВ АтлантНИРО и вооружив его по прило женной схеме, работали ва скоростях 4,8—5^2 узла, выбирали со скоростью 3,5 узла, вертикальное раскры тие 17 метров. .Во время работы с пелагическим тра лом при взятки ваеров на стопор обязательно необхо димо сбавлять ход. Иначе может произойти порыв трала или даже вырвет целые пласти. Экипаж «Прокопьевска» полностью освоил технику работы с разноглубинным тралом и сетным зондом «ХАГ-250». Выносной датчик его ставился по центру гужа верхней подборы на специально нршййтыо по- жиллпы из капропового каната диаметром 30 мм. Ка бель крепился к подборе при помощи двух клиновид ных замков для кутка трала. Замок обеспечивает на дежное крепление, но требуют некоторой доработки корпуса в месте схода кабеля с клина, где перетира ется изоляция и были случаи обрыва -кабеля. 4 • •. щ РАБОТА С КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ Кормовая ехема., ■. ; \ Одной из основных задач первого этапа была отра ботка техники лова кошельковым неводом, во время которого предстояло получить некоторые навыки по добыче тунца в районе Гвинейского з а л и в а . Все работы производились сельдяным «кошельком»,^ длина 825 метров, высота стенки 230 метров. Еще в первых двух 10-дневных рейсах до похода к берегам Африки было замечено скручивание подбор и идут тоговыв занятия У Ч Ё Б А З А В Е Р Ш Е Н А Коммунисты и комсомоль цы траулера «Гатчина» закон чили занятия в сети полити ческого просвещения. В учебном году на корабле работала начальная полити ческая школа третьего года обучения. Состав слушателей был такой: два члена КПСС, пять комсомольцев и восемь беспартийных моряков. Но нередко получалось так, что на занятиях присутствовали помимо основного состава слу шателей п другие члены эки пажа, заинтересованные тем или иным вопросом. Нечего и говорить, что мы только при ветствовали такие приходы. На протяжении учебного года наибольший интерес слу шатели проявили к изучению таких тем: «Деятельность КПСС по укреплению миро вого коммунистического дви жения», «Отношения социа листических стран — новый тнп международных отноше ний», «Борьба КПСС за пол ную и окончательную ликви дацию колониальных остат ков». В обсуждении этих и других тем наиболее актив ное участие принимали ком мунист тов. Беляев, комсо мольцы тт. Адамсон, Карпунь- кин, Волошин, Скотаренко, беспартийные с л у ш а т е л и тт. Татаринов, Хохлов. Все эти слушатели паиболес активно выступили и на ито говом занятии, показав глу бину зиаппй, умение разоб раться самостоятельно в со временной политической об становке, дать правильную оценку тому или иному со бытию на международной аре не. Помимо политшколы часть коммунистов была охвачена самостоятельной учебоіі. На пример, коммунисты тт. Без- дорожев и Черненко в этом году занимались но програм ме вечернего упиверептета марксизма - ленинизма. Пер вый из нпх материал, пре дусмотренный программой, добросовестно изучил н за конспектировал. У Черненко, правда, образовалась неболь шая задолженность. Он пред полагает закончить изучение программного материала к нюню 1969 года. Опыт заочпой учебы наших коммунистов тт. Бездорожс- ва и Черненко, кстати, пока зывает, что метод индивиду альной работы пад книгой да ет более благоприятные ре зультаты, вырабатывает си стематизацию и последова тельность в изучении про граммного материала. Нужно учитывать, что на заочников вечернего университета марк сизма-ленинизма ложится и определенная ответственность в связи с предстоящими им экзамепами на берегу. Дума ется, что в н о в о м учеб ном году целесообразно рас ширить форму заочного обу чения коммунистов в вечер нем университете марксизма- лепинизма за счет моряков, имеющих достаточную обще образовательную подготовку. А коммунистов, не имеющих законченного среднего обра зования и достаточной подго товки, следует привлекать X самостоятельной учебе по программе школы основ марк сизма-ленинизма с обязатель ным конспектированием изу чаемого материала. В заключение хочу отмс тить такой факт. Плодотвор- пому ходу учебы в сети по литического прос в е щ е н и я нынче во многом способство вало наличие зачетных кпи- жек у слушателей, в которых регулярно производились со ответствующие записи. Это дисциплинировало -людей, за ставляло их более серьезно относиться к своей учебе. М. НОВОСЕЛОВ, помпо- лпт траулера «Гатчина». ЗАВОД ЗАВОДОВ Оренбургская область. Южуралмашзавод в Орске — настоящий завод заводов. Здесь рождаются прокатные станы, конверторы, установ ки непрерывной разливки стали, горные машины. Кол лектив предприятия, вступив в соревнование в честь 100- летия со дня рождения В. И. Ленина, ведет борьбу за ус корение технического про • гресса. В цехе № 5 недавно завер шена сборка уникальных спаренных еагоноопрокидъь - вателей. Хорошо работает бригада, руководимая ком мунистом В. П. Рябовым. На снимке (слева напра во): В. П. Рябов, сборщики, Анатолий Бочков и В. И. По- бедкин. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz