Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

т :5 т s вЯ 2 S : 5 ЯШ г і ■■ S : На промысел. Фото В. Кононова. НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ- « И С Е Л Ѣ Д Ѣ » У ПРОМЫСЛОВИКОВ «Мурмаисельді!», как и у моряков дру­ гих добывающих флотов нашего бассейна, сейчас главная за­ дача —добиться максимального выпуска пищевой рыбной про­ дукции. Эту задачу поставил обком партия в апреле с. г, Коллектив сельдяного флота за 4 месяца реализовал товарной продукции на 1.930 тысяч рублей больше запланированного, выполнен план по это­ му показателю на 112,7 процента. И в мае выпуск пищевой продук­ ция идет успешно, хотя сырьевая база не балует промысловиков. Особенно в тяжелом положении оказались экипажи - БМРТ, при­ надлежащих «Мурмансельди», На Джорджес-банке и Ньюфаунд­ лендской сейчас они пока в пролове. В Баренцевом море работает плановое количество средних трау­ леров: 4 /—43 корабля. Уловы у них стабильны, Но самою большого успеха добилась сельдяная экспедиция на банке Банкеро. В целом за два месяца работы экипажи средних рефрижераторных траулеров добыли'здёсъ более 100 тысяч центнеров сельди Наибольший оылов у моряков СРТ-р-724 (капитан тов. Геращенко), На ііх счету 14 500 центнеров сельди —это полтора' рейсовых задания Ненамного отстали от лидера соревнования экипажи СРТ-р-703, 704 и 707 (ка­ питаны тт, Матвеев, Богатырев, Васильченко). По 10—13 тысяч цент­ неров сельди выловили эти коллектив^. Позже'-на полмесяца пришел в этот район СРТ-р-717 (капитан Герой Социалистического Труда В ; Д. ТІётров). Но включившись в промысловую* работу,- моряки этого корабля, уже имея опыт кошелькового промысла, добились хороших показателей, выловив около ‘9 тысяч центнеров атлантиче­ ской сельди. - < * * Напряженно трудится -коллектив сельдяного флота, стараясь дать стране как можно больше пищевой рыбной продукции. Однако в мае покДоОы.че рыбы флот имеет отставание —9800 центнеров, а с начала года задолженность составила 6G тысяч центнеров, У коллектива есть возможность добиться высоких показателей. -Особенно-важно сейчас как можно быстрее наладить работу экипажей больших реф­ рижераторных траулеров. Трудовая ленинская вахта, несомненно, ознаменуется новыми достижением »*пг>мысловиков «Мѵрман- сельди*. ' > ' ;> ’ • „: »1•*'ѵ‘* Анатолий Кузьмич Кокшаров — человек большого жиз­ ненного опыта. Профессия — моряк. Должность — пер­ вый помощник капитана. Коммунист, воспигатель^ орга­ низатор , > ... Более десяти лет' Анатолий Кузьмич ходил в океан на БМРТ «Добролюбов». Редкая верность и постоянство. По­ добная привязанность к любимому кораблю может слу­ жить безупречным образцом для многих моряков флота. За годы работы в . траловом флоте Анатолий Кузьмич побывал во многих зарубежных странах: в Западной Гер­ мании, Финляндии, Польше, ГДР, на Кубе. Видел десятки городов, разговаривал с сотнями людей. И эти зарубеж­ ные встречи, впечатления оказывают ему значительную помощь в политической, воспитательной работе с экипа' жем судна. Так уж случилось, что милый его сердцу «Добролюбов» стал на ремонт. И Анатолий Кузьмич пошел в океан пом­ политом на ПРТ «Ковдоря, где капитаном Геннадий Ми­ хайлович Минин. Почти 70 суток <•Ковдора находился в ремонте на судо­ верфи Копенгагена. •• •-• И вот корабль ошвартовался у причвла родного Мур­ манского порта. Анатолий Кузьмич Кокшаров решил поделиться своими впечатлениями о Дании с читателями нашей газеты.- • 1** ГЛАЗАМИ СОВЕТСКОГО МОРЯКА каждой нации есть наиболее ярко выраженная черта ха ­ рактера. У датчан — это спо­ койствие и невозмутимость. Они почти никогда и нику­ да не торопятся. На улице можно наблюдать такую картину. Женщина надолго воіила в магазин, оставив без всякого присмотра ма­ ленького ребенка в коляске. Малыш плачет, но никто из прохожих не обращает на не­ го внимания. Никто не оста­ новится, чтобы успокоить ребенка. Родственники редко быва­ ют друг у друга в гостях. И это объясняется прежде все­ го невысоким жизненным Но коммунисты Дании знали к кому обратиться за помощью: Советский Союз— вот ' тот единственный беско­ рыстный друг всех народов мира, попавших в ту или иную беду. И датские ком­ мунисты обратились к совет­ скому народу за помощью. Наше правительство сде­ лало Дании заказ на строи­ тельство большого количест­ ва судов типа ПРТ. Заглох­ шая без работы верфь «Бур- майстер и Вайн» вновь ожи­ ла, забурлила трудовой жиз­ нью. Рабочие-судостроите­ ли получили возможность зарабатывать себе на хлеб. Они до сих пор помнят, что 70 С У Т О К В Д А Н И И Д АНИЯ — государство на северо-западе Европы. Ей принадлежат боль­ шая часть полуострова Ют­ ландия, Фарерские острова и крупнейший остров мира.— Гренландия. Территория. — 43.000 квадратнійх . километ­ ров. Население --*: 4,7 милли­ она человек; из них 98 про­ центов датчане. Остальные — шведы, норвежцы и око­ ло 30.000 немцев. Дания — индустриально­ аграрная страна с высоко­ продуктивным сельский хо­ зяйством, в котором на пе­ реднем плане стоит живот­ новодство. Значительных за ­ пасов полезных ископаемых здесь нет, поэтому экономи­ ка страны в большой степе­ ни зависит от международ­ ного внешнего рынка. Господствующие позиции в экономике занимают круп­ ные монополии: 25 акцио­ нерных обществ держат под строгим контролем 52 про­ цента всех промышленных предприятий. . Промышленность отлича­ ется сильной энерговоору­ женностью и высокой квали­ фикации! рабочей силы. Суть такоза: рабочего гото­ вят три года. Поступил, ска­ жем, подросток или взрос­ лый человек без всякой ква­ лификации на предприятие. Естественно, учеником. В первый год ученичества ему решительно ничего не пла­ тят. На втором году обуче­ ния он получает 200, ка тре­ тьем 300 крон. И лишь спу­ стя три года человек начи­ нает работать с выработки. Следует отметить/ что рабо­ чий у них владеет весьма узкой профессией. Он хоро­ шо знает одну свою специ­ альность и совершенно не владеет какими-либо други­ м и . " В нашей же стране,- как исЕестно каждому, широко развита система профессио­ нально-технического обуче­ ния молодежи. В профессий* нально-технических учили­ щах, школах, на производ­ ственных курсах люди, ов­ ладевая несколькими смеж­ ными специальностями, по­ лучают от государства сти­ пендию. На промышленные и сельскохозяйствённые пред­ приятия наши юноши и де­ вушки приходят высококва­ лифицированными специа­ листами широкого профиля, с разносторонними знаниями в области техники, сложных процессов производства. ...В Копенгагене мы стоя­ ли 68 суток. Несмотря на ан­ тисоветскую пропаганду со стороны реакционных дат­ ских газет в связи с событи­ ями в Чехословакии, мы не ощущали со стороны рабо­ чих, инженерно-технических работников верфи «Бурмай- стер и Вайн» и населения го­ рода каких-либо враждеб­ ных выпадов в наш адрес. Напротив, к нам относились тепло, по-дружески. Датчане — весьма своеоб­ разная нация. Впрочем, у уровнем. Квалифицирован­ ный рабочий, например, по­ лучает в месяц от 2500 до 3000 крон. Из этой суммы 40—45 процентов — квартир­ ная плата, да и налоги весь­ ма большие. В беседах с нами рабочие говорили,, что мясо они ви­ дят за своим столом раз в неделю. Питаться вынужде­ ны очень расчетливо. В за ­ водской столовой в обед можно видеть, как рабочий берет один лишь бутерброд или только второе блюдо. А за последние годы цены ка продукты питания возро­ сли еще больше. Заработная плаѴа же осталась прежней. На верфи «Бурмайстер и Вайн» прослойка коммуни­ стов среди рабочего класса страны считается самой большой и самой крепкой. Нам рассказывали о таком факте. В начале 1960 года, когда верфь находилась в тяжелейшем полол<ении (со­ вершенно не было заказов на судостроение), правительство Дании обратилось к комму­ нистам верфи с просьбой: не могут .пи они найти выход из создавшегося кризисного положения? Казалось бы, что могут сделать коммунисты, когда само правительство бессиль­ но предпринять что-либо? никто другой, а именно Со­ ветский Союз выручил их в трудное время. ...В Копенгагене можно ку­ пить советские центральные газеты и журналы в книж­ ном магазине Коммунисти­ ческой партии. Здесь имеют­ ся произведения русских пи- сателей-классиков, большое количество книг советской художественной прозы и поэзии, имеются наши учеб­ ники русского языка и науч­ ная литература. Тут же су­ ществуют платные курсы по изучению русского языка. За учебу в университетах и других учебных заведени­ ях берется' большая плата. Если в семье трое детей и один из них учится в уни­ верситете, то остальные должны непременно рабо­ тать. Студенты одеваются весь­ ма неряшливо. Юноши носят длинные волосы, одежда и обувь у них какого-то полу- дамского покроя и фасона. И это объясняется вовсе не ка ­ кой-то там модой, а Бее тем же тяжелым материальным положением. Для большин­ ства датских студентов сов­ сем неважно в чем ходить, как одеваться — лишь бы учиться, лишь бы получить образование. На улицах Копенгагена ча­ сто можно встретить старых мужчин в рабочих костю­ мах. II это понятно: ведь пенсия рабочему человеку назначается лишь с 70 лет. Человек в таком возрасте слаб физически, часто боле­ ет. А болеть в Дании наклад­ но для кармана. За один прием у врача, за одну лишь консультацию без лечения нужно заплатить 70 крон. Тут прежде подумаешь, чем пойдешь на прием к врачу. Копенгагенцы рассказыва­ ют о любопытном факте: за весь период второй мировой войны на территории страны было убито и ранено не бо­ лее 20 человек. Единствен­ ный выстрел по немцам в годы фашистской оккупации сделал допотопный броневик* Он, кстати, выставлен сей­ час, как исторический экспо­ нат у музея сопротивления. Мы имели неограниченную возможность смотреть дат­ ское телевидение. Телевизор был установлен на судне. Нас, в частности, поражал тот факт, что за два месяца мы почти не видели ни одно­ го датского фильма. В основ­ ном телезритель смотрит шведские, американские бое­ вики. ■. . Программы телепередач весьма и весьма скучные, однообразные, бессодержа­ тельные. И наши моряки со­ вершенно справедливо гоэо-‘, рили, что смотреть совсем нечего. Поэтому неудиви­ тельно, что уже спустя две—• три недели цаши моряки по­ теряли всякий интерес к те* лепередачам, и телевизор стоял в салоне невключен- ным. Данию посещает огромное количество туристов из всех стран мира. Ежегодно до пя­ ти миллионов человек. Этот интерес вызван, е и д и м о , тем, что Дания служит как бы своеобразным мостом между Скандинавией и Европой. У России с Данией давние связи. Еще в 1896 году на верфях Копенгагена была построена великолепная цар­ ская яхта «Штандарт». Первый пароход для СССР был заложен на датских вер­ фях сразу же после Великой Октябрьской революции. Здесь же в 1932 году строил­ ся каш знаменитый пароход «Челюскин». И от года к. году, от деся­ тилетия к десятилетию креп- нет и растет дружба между советским и датским наро­ дами. Л. КОКШАРОВ, помполмт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz