Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

1. СНАЧАЛА О ПРОМЫСЛЕ Р АБОТА ПРОМЫСЛО­ ВИКА по достоинству оценивается после рей­ са. Сколько добыто рыбы, а главное — выпущено пи­ щевой продукции, как ис­ пользовались отходы обра­ ботки, т. е. изготовлено кон­ сервов, рыбной муки, жира — все это показатели про­ изводственной деятельнос­ ти экипажа. Сначала я и покажу эту сторону дела. В рейс мы ушли еще в де­ кабре прошлого года. Про­ мысел начали на Мурман­ ском мелководье. О том, что работать будем сперва здесь, а не на Дальнем Западе, как обычно, я узнал за несколь­ ко дней до выхода в море. Поэтому траловое вооруже­ ние было подготовлено за­ ранее, как только оказались в районе промысла, нача­ лись наши трудовые будни. На мне, как старшем мас­ тере по добыче, лежит боль­ шая ответственность за ра­ боту орудий лова. Многие годы труда в море научили быстро ориентироваться в условиях района, куда при­ шел корабль. Есть рекомен­ дованные схемы вооружения трала, но слепо следовать им я не привык. Например, на Медвежке, куда мы при­ шли с Мурманского мелко­ водья, приборы подсказали: рыба держится вплотную к грунту. Решил утяжелить нижнюю подбору. Вместо рекомендованных грунтропов из троса по­ ставил цепи (31 мм по 12 метров). Набил 500-милли­ метровые бобинцы — по 7 штук на секцию, всего 21. В примененной схеме было также не 2 кабеля, а обык­ новенные 600-мм клячевки. Шли с тралом со скоростью 4—4,5 узла. Поднимали за двухчасовое траление до 20 тонн хорошей (филейной) трески. Рыба держалась на глуби­ нах 300—750 метров. Нужно было уловить момент ее пе­ рехода с одних глубин на другие. Наши судоводители с этой задачей справились. После работы у о. Медве­ жий перешли на Нордкин- скую банку, где уловы за час траления были до 15 тенн. Треска ловилась так­ же хорошая, крупная, при­ годная для выработки филе. Его мы выпускали до 13 тонн в сутки. На этой банке хлопот мне прибавилось — в трал попадало много губ­ ки. Посоветовались, реши­ ли снизить скорость трале­ ния. Снизили до трех узлов — губки стало меньше. С затуханием промысла на Нордкинской банке верну­ лись на Медвежку, а потом руководители флота дали нашему кораблю «добро» на следование в обычный для нас район л ова '— Лабрадор. Дальний Запад встретил неплохой промысловой об­ становкой. Ловили в мелком льду. Надо отметить, что в нынешнем году в январе и феврале ледовая обстановка на Лабрадоре была менее тя ­ желой, чем в прошлые годы. Сырьевая база позволяла пе­ ревыполнять суточные зада­ ния. Из-за больших уловов даже в дрейфе лежали. В конце марта ледовая об­ становка стала_ тяжелой, пришлось из льдов уйти. Некоторые суда выводились с помощью вертолета, под­ нявшегося с плавбазы. Мы вышли самостоятельно. Хочу сказать об одной осо­ бенности промысловой рабо­ ты. БМРТ первых выпусков (как наш) по своей кон­ струкции менее удобен для промысла во льдах: ваерные ролики расположены по бортам, ваера разнесены да­ леко друг от друга. А раз­ водья подчас узкие. На­ чнешь траЕить ваера — они на льду выскочат. Начинай все сначала Другое дело на БМРТ более поздней по­ стройки — при спуске трала ролики сходятся на близ­ кое расстояние (до двух мет­ ров), ваера идут по каналу, оставляемому кораблем во льду. Вот и получается, что старые БМРТ только по этой причине делают по 3—4 тра­ ления, а новые корабли — ДО 8. На промысле очень важен обмен опытом. В этом рей­ се мы не могли воспользо­ ваться услугами наставника- добытчика, так как он был направлен на банку Банке- ро, где осваивалась разно­ глубинная добыча сельди. Руководитель промысла про­ водил радиосовещания, где лучший опыт в какой-то ме­ ре обобщался и распростра­ нялся на все суда. Наличие у л ь т р а к о р о т к о в о л н о в ы х станций также способству­ ет получению оперативной консультации, помощи в решении любого вопроса. Причем делается это взаим­ но. Советовал я, подсказы­ вали мне — для общей поль­ зы. Но если бы был настав­ ник, обобщение и распрост­ ранение опыта оказалось в его руках, велось бы целе­ устремленнее. Трудности зимнего рейса были преодолены. Наш эки­ паж успешно справился с выполнением всех плановых заданий этого плавания и принятыми обязательствами. Вот наши показатели: шке- реная рыба — 113 процен­ тов, филе — 121 процент, рыбная мука — 130 процен­ тов, консервы — 110 про­ центов. Так несет наш кол­ лектив трудовую ленинскую вахту. 2. ЗА БО ТЫ СУДКОМА М НЕ ТРУДНО найти ту грань, где кончаются мои обязанности стар­ шего мастера по добы­ че и начинаются заботы председателя судового коми­ тета профсоюза. Это чувство знакомо многим морякам. Оно так и должно быть: ведь каждый из нас должен чувствовать себя хозяином на корабле. Хозяином рачи­ тельным и заботливым. Начало рейса. Забот у су­ дового комитета, как гово­ рят, полон рот. Приближал­ ся 1969 год — надо было подводить итоги текущего, готовить обязательства на новый. А впереди период ответственный — трудовая ленинская вахта. Новый уод — праздник и для моряка, где бы он ни находился — на промысле или в порту. Истекали полномочия судо­ вого комитета — надо было готовить отчет. И еще одна из неприятных забот — предстояло разобрать пове­ дение нарушителей. Р АССКАЖУ обо всем по порядку. Прежде, чем принять обяза­ тельство на год, мы посове­ товались с партийной орга­ низацией. Состоялось собра­ ние коммунистов корабля на эту тему. Потом — заседание судкома. И вот 12 января — общее судовое собрание. На собрании были снача­ ла определены конкретные обязательства на рейс, кото­ рый посвящался 100-летию со дня рождения В. И. Ле­ нина. Рейсовое задание мы решили выполнить на 110 процентов, выпуская про­ дукцию высокого качества, предупреждая рекламации. На корабле еще шире раз­ вертывалось соревнование за коммунистический труд. А вот обязательства на год. Мы решили выловить в 1969 году 75 тысяч центне­ ров рыбы, выработать из нее 43 тысячи центнеров пище­ вой рыбной продукции, 6.200 центнеров филе, 500 центне­ ров тушки, изготовить 1000 центнеров рыбьего жира, 6.500 центнеров рыбной му­ ки, 120 тысяч банок консер­ вов. Решено также получить 80 тысяч рублей сверхплано­ вой прибыли, произвести своими силами ремонтных работ на 8 тысяч нормо-ча- сов. Моряки нашего корабля решили бороться за звание коллектива коммунистиче­ ского труда. Борьба за выполнение принятого обязательства развернулась с первых дней наступившего года. Я уже сказал выше о результатах рейса. Приведу еще один пример. В борьбе за комму­ нистический труд многие члены экипажа добились ус­ пеха, Перед самым прихо­ дом в порт, 18 апреля, на общем собрании экипажа было принято решение про­ сить базовый комитет проф­ союза присвоить звание ударника коммунистиче­ скою труда мастеру по до­ быче Николаю Александро­ вичу Дурягину и электро­ механику Геннадию Алексе­ евичу Иванову. Подтвердили звание ударника боцману тов. Селюкову, рефрижера­ торному машинисту тов. Мсвше, электрику тов. Со­ ловьеву, механику-наладчи- ку Никиенкову и мне. Судовой комитет на своих заседаниях не раз обсуж­ дал итоги соревнования. Они у нас подводятся через каж ­ дые 15 дней. Учитывается выработка продукции по сменам, присваивается зва­ ние лучших по профессиям. Мне, как председателю су­ дового комитета, в послед­ нем рейсе делать это было проще, так как мы создали профгруппы в машинной команде и в комплексных сменах (2 — на рыбофабри- ке и 1 — на палубе). Проф­ группы подводят предвари­ тельные итоги, всесторонне обсуждают кандидатуры мо­ ряков, представляемые на присвоение звания лучших по профессии, дают свои предложения по распреде­ лению классности и паев. А это очень важно, так как материальная оценка труда моряка за рейс должна быть безошибочной, беспристраст­ ной. Это имеет и воспита­ тельное значение. Кроме то­ го, коллективное мнение (судкома, профгрупп, адми­ нистрации) непререкаемо. Каждые 15 суток опреде­ лялся победитель среди ком­ плексных смен и вручался вымпел. Забегу вперед и скажу, что первенство заво­ евала вторая комплексная смена, где мастерами тт. Не­ федов и Дуряпш. В машин­ ной команде первенствова­ ла группа электрикоз (элек­ тромеханик тов. Иванов). Для сравнения приведу дан­ ные работы смен. Первая смена: шкерка — 842 тонны, выработка филе — 192 тон­ ны, тушки — 7 тонн, упаков­ ка — 880 тонн. Вторая сме­ на: шкерка — 904 тонны, выработка филе — 186 тонн, тушки — 9 тонн, упаковка — 882 тонны. Кроме того, па­ лубная команда второй сме* ны не имела простоев из-за чинки трала, более активно участвовала в уборке рыбы, хорошо соблюдала правила техники безопасности. Судовой комитет на своих заседаниях, а члены проф­ союза — на собраниях эки­ пажа указывали на недо­ статки в организации труда. Например, не все обстояло благополучно у нас с выра­ боткой тушки, со сбором тресковой икры. На одном из заседаний судовому коми­ тету пришлось разбирать конфликт между машинис­ тами рыбомучной установ­ ки тт. Цвикевичем и Смир­ новым — с одной стороны и технологом тов. Бабаевым — с другой. Надо сказать, что наши машинисты РМУ до­ бились в этом рейсе макси­ мальной выработки среди однотипных кораблей. А технолог тов. Бабаев, хоть и видел, что у машинистов очень большая физическая нагрузка, заставлял их вы­ полнять посторонние рабо­ ты. Совместными силами конфликт был улажен. П РЕДСТОЯЛ ОТЧЕТ судового комитета о проделанной работе. Этому было посвящено об­ щее собрание экипадка, со­ стоявшееся 3 февраля. На­ ша работа была признана удовлетворительной, мне в одиннадцатый раз на этом корабле доверили работу предсудкома. Несколько из­ менился состав комитета. Я очень рад, что рядом со мной работает старший мат­ рос Владимир Петрович Зноев. Ему осталось до пен­ сии всего полтора года, а я называю Владимира Петро­ вича самым молодым мат­ росом. И это действительно так — все горит в руках этого опытного моряка. Он хорошо знает промысловое дело, может заменить неко­ торых специалистов других профессий. Заместителем предсудкома избран меха­ ник - наладчик Василий Кузьмич Никиенков. Он член партии и ему мы дали од­ но из самых ответственных поручений — контролиро­ вать ход соревнования. Ин­ спекторами по технике без­ опасности стали тов. Зноев и электрик тов. Соловьев. За культурно - массовую рабо­ ту отвечает третий штурман Бсрис Михайлович Прива­ лов, за общественное пита­ ние — машинист Леонид Михайлович Яцевич. Приятной неожиданно­ стью для нас было избра* ние в судовой комитет на­ шего шеф-повара Людмилы Дмитриевны Сидоренко. Она ходит у нас второй рейс. От­ личный повар, готовит так, как в ином ресторане не го­ товят. И своих помощников этому научила. Когда мы обговаривали кандидатуры моряков для избрания в су­ довой комитет профсоюза, как-то упустили из виду на­ шего шеф-повара. Собрание эту ошибку исправило. А ко­ митет поручил Людмиле Дмитриевне вести работу среди женщин экипажа. Х ОЧУ ПОДЧЕРКНУТЬ, что за 10 лет работы председателем судово­ го комитета профсоюза но одном корабле я всегда ощу­ щал помощь и поддержку партийной и комсомольской организаций, администра­ ции. Всегда хотелось сде­ лать все, чтобы экішаж до­ бился лучших показателей в добыче рыбы и выработке продукции. Особенно остро стоит сейчас вопрос о мак­ симальном выпуске пище­ вой рыбной продукции. И он в центре внимания судкома. Скажу и о той дурной тра­ диции, которая, к сожале­ нию, соседствует с самыми лучшими сторонами «зш ей жизни и работы. Я уже упо­ мянул, что в начале рейса Ж судкома была забота — ра­ зобраться с нарушителями дисциплины. Такой посто­ янный разбор — как бы н а ­ следие стоянки -в порту. Пе­ ред судовым комитетом ■в января предстали нарушите­ ли дисциплины Лобанов, Галкин, Тингаев, Клементь­ ев и Удовенко, Не обошлось без недоразумений.-Так, мат-, росу Лобанову предъявля­ лось обвинение в том, что он прогулял два дня. Фак­ тически прогула не было. Оказалось, при смене штур­ манов они забыли передать один другому, что Лобанов рабля отпущен. Примерно такое же произошло с мат­ росом Галкиным. Он рабо­ тал, а отметку в табеле-сде- лать забыли. Матросы Тин­ гаев, Клементьев и Удовеи- ко за допущенные наруше­ ния были наказаны. Воз­ действие судового комитета — коллективного о р г а н а профсоюзной организации — довольно заметное: моря­ ки, оказавшиеся в числе на­ рушителей, после разбора на заседании судкома ведут себя достойно, не повторяют ошибок. ѵ * * * П РОФСОЮЗНАЯ РА­ БОТА на промысловом корабле имеет немало особенностей, отличается от работы береговых организа­ ций. Но есть много и обще­ го. Я уже уііомйнал о кон­ такте с общественными ор­ ганизациями. Большую ПО' мощь оказывает мне и суд- кому секретарь судовой пар­ тийной организации Влади­ мир Антонович Грабек. Мы с ним плаваем давно, Вла­ димир Антонович хорошо изучил всё; производствен­ ные процессы, может н а и в ­ ных говорить со специалис­ тами, даже поправлять их. Всегда считается с ашени-- --ем судового комитета адми­ нистрация. В этом рейсе ка- . * *? ." ѵ]__ питаном был у нас Алексеи Николаевич Куранон. Мно­ гие вопросы жизни корабля мы решали общими сила­ ми. Я думаю, что и впредь мы будем получать макси­ мум помощи от командова­ ния судна. Судовой комитет чувству­ ет свою ответственность пе­ ред экипажем за производ­ ственные дела, культурно- массовую, воспитательную работу, за быт и здоровье каждого моряка, и мы ве­ рим в каждого из них — за ­ каленных океаном. Судком и впредь будет делать все, чтобы коллектиз жил полно­ кровной жизнью. Главная наша цель в настоящее вре­ мя — успешное выполнение обязательств в честь 100- *:етия со дня рождения В. И. Ленина. II. КОІШШП, председа­ тель судового комитета профсоюза БМРТ-241 «Душанбе».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz