Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
1. СНАЧАЛА О ПРОМЫСЛЕ Р АБОТА ПРОМЫСЛО ВИКА по достоинству оценивается после рей са. Сколько добыто рыбы, а главное — выпущено пи щевой продукции, как ис пользовались отходы обра ботки, т. е. изготовлено кон сервов, рыбной муки, жира — все это показатели про изводственной деятельнос ти экипажа. Сначала я и покажу эту сторону дела. В рейс мы ушли еще в де кабре прошлого года. Про мысел начали на Мурман ском мелководье. О том, что работать будем сперва здесь, а не на Дальнем Западе, как обычно, я узнал за несколь ко дней до выхода в море. Поэтому траловое вооруже ние было подготовлено за ранее, как только оказались в районе промысла, нача лись наши трудовые будни. На мне, как старшем мас тере по добыче, лежит боль шая ответственность за ра боту орудий лова. Многие годы труда в море научили быстро ориентироваться в условиях района, куда при шел корабль. Есть рекомен дованные схемы вооружения трала, но слепо следовать им я не привык. Например, на Медвежке, куда мы при шли с Мурманского мелко водья, приборы подсказали: рыба держится вплотную к грунту. Решил утяжелить нижнюю подбору. Вместо рекомендованных грунтропов из троса по ставил цепи (31 мм по 12 метров). Набил 500-милли метровые бобинцы — по 7 штук на секцию, всего 21. В примененной схеме было также не 2 кабеля, а обык новенные 600-мм клячевки. Шли с тралом со скоростью 4—4,5 узла. Поднимали за двухчасовое траление до 20 тонн хорошей (филейной) трески. Рыба держалась на глуби нах 300—750 метров. Нужно было уловить момент ее пе рехода с одних глубин на другие. Наши судоводители с этой задачей справились. После работы у о. Медве жий перешли на Нордкин- скую банку, где уловы за час траления были до 15 тенн. Треска ловилась так же хорошая, крупная, при годная для выработки филе. Его мы выпускали до 13 тонн в сутки. На этой банке хлопот мне прибавилось — в трал попадало много губ ки. Посоветовались, реши ли снизить скорость трале ния. Снизили до трех узлов — губки стало меньше. С затуханием промысла на Нордкинской банке верну лись на Медвежку, а потом руководители флота дали нашему кораблю «добро» на следование в обычный для нас район л ова '— Лабрадор. Дальний Запад встретил неплохой промысловой об становкой. Ловили в мелком льду. Надо отметить, что в нынешнем году в январе и феврале ледовая обстановка на Лабрадоре была менее тя желой, чем в прошлые годы. Сырьевая база позволяла пе ревыполнять суточные зада ния. Из-за больших уловов даже в дрейфе лежали. В конце марта ледовая об становка стала_ тяжелой, пришлось из льдов уйти. Некоторые суда выводились с помощью вертолета, под нявшегося с плавбазы. Мы вышли самостоятельно. Хочу сказать об одной осо бенности промысловой рабо ты. БМРТ первых выпусков (как наш) по своей кон струкции менее удобен для промысла во льдах: ваерные ролики расположены по бортам, ваера разнесены да леко друг от друга. А раз водья подчас узкие. На чнешь траЕить ваера — они на льду выскочат. Начинай все сначала Другое дело на БМРТ более поздней по стройки — при спуске трала ролики сходятся на близ кое расстояние (до двух мет ров), ваера идут по каналу, оставляемому кораблем во льду. Вот и получается, что старые БМРТ только по этой причине делают по 3—4 тра ления, а новые корабли — ДО 8. На промысле очень важен обмен опытом. В этом рей се мы не могли воспользо ваться услугами наставника- добытчика, так как он был направлен на банку Банке- ро, где осваивалась разно глубинная добыча сельди. Руководитель промысла про водил радиосовещания, где лучший опыт в какой-то ме ре обобщался и распростра нялся на все суда. Наличие у л ь т р а к о р о т к о в о л н о в ы х станций также способству ет получению оперативной консультации, помощи в решении любого вопроса. Причем делается это взаим но. Советовал я, подсказы вали мне — для общей поль зы. Но если бы был настав ник, обобщение и распрост ранение опыта оказалось в его руках, велось бы целе устремленнее. Трудности зимнего рейса были преодолены. Наш эки паж успешно справился с выполнением всех плановых заданий этого плавания и принятыми обязательствами. Вот наши показатели: шке- реная рыба — 113 процен тов, филе — 121 процент, рыбная мука — 130 процен тов, консервы — 110 про центов. Так несет наш кол лектив трудовую ленинскую вахту. 2. ЗА БО ТЫ СУДКОМА М НЕ ТРУДНО найти ту грань, где кончаются мои обязанности стар шего мастера по добы че и начинаются заботы председателя судового коми тета профсоюза. Это чувство знакомо многим морякам. Оно так и должно быть: ведь каждый из нас должен чувствовать себя хозяином на корабле. Хозяином рачи тельным и заботливым. Начало рейса. Забот у су дового комитета, как гово рят, полон рот. Приближал ся 1969 год — надо было подводить итоги текущего, готовить обязательства на новый. А впереди период ответственный — трудовая ленинская вахта. Новый уод — праздник и для моряка, где бы он ни находился — на промысле или в порту. Истекали полномочия судо вого комитета — надо было готовить отчет. И еще одна из неприятных забот — предстояло разобрать пове дение нарушителей. Р АССКАЖУ обо всем по порядку. Прежде, чем принять обяза тельство на год, мы посове товались с партийной орга низацией. Состоялось собра ние коммунистов корабля на эту тему. Потом — заседание судкома. И вот 12 января — общее судовое собрание. На собрании были снача ла определены конкретные обязательства на рейс, кото рый посвящался 100-летию со дня рождения В. И. Ле нина. Рейсовое задание мы решили выполнить на 110 процентов, выпуская про дукцию высокого качества, предупреждая рекламации. На корабле еще шире раз вертывалось соревнование за коммунистический труд. А вот обязательства на год. Мы решили выловить в 1969 году 75 тысяч центне ров рыбы, выработать из нее 43 тысячи центнеров пище вой рыбной продукции, 6.200 центнеров филе, 500 центне ров тушки, изготовить 1000 центнеров рыбьего жира, 6.500 центнеров рыбной му ки, 120 тысяч банок консер вов. Решено также получить 80 тысяч рублей сверхплано вой прибыли, произвести своими силами ремонтных работ на 8 тысяч нормо-ча- сов. Моряки нашего корабля решили бороться за звание коллектива коммунистиче ского труда. Борьба за выполнение принятого обязательства развернулась с первых дней наступившего года. Я уже сказал выше о результатах рейса. Приведу еще один пример. В борьбе за комму нистический труд многие члены экипажа добились ус пеха, Перед самым прихо дом в порт, 18 апреля, на общем собрании экипажа было принято решение про сить базовый комитет проф союза присвоить звание ударника коммунистиче скою труда мастеру по до быче Николаю Александро вичу Дурягину и электро механику Геннадию Алексе евичу Иванову. Подтвердили звание ударника боцману тов. Селюкову, рефрижера торному машинисту тов. Мсвше, электрику тов. Со ловьеву, механику-наладчи- ку Никиенкову и мне. Судовой комитет на своих заседаниях не раз обсуж дал итоги соревнования. Они у нас подводятся через каж дые 15 дней. Учитывается выработка продукции по сменам, присваивается зва ние лучших по профессиям. Мне, как председателю су дового комитета, в послед нем рейсе делать это было проще, так как мы создали профгруппы в машинной команде и в комплексных сменах (2 — на рыбофабри- ке и 1 — на палубе). Проф группы подводят предвари тельные итоги, всесторонне обсуждают кандидатуры мо ряков, представляемые на присвоение звания лучших по профессии, дают свои предложения по распреде лению классности и паев. А это очень важно, так как материальная оценка труда моряка за рейс должна быть безошибочной, беспристраст ной. Это имеет и воспита тельное значение. Кроме то го, коллективное мнение (судкома, профгрупп, адми нистрации) непререкаемо. Каждые 15 суток опреде лялся победитель среди ком плексных смен и вручался вымпел. Забегу вперед и скажу, что первенство заво евала вторая комплексная смена, где мастерами тт. Не федов и Дуряпш. В машин ной команде первенствова ла группа электрикоз (элек тромеханик тов. Иванов). Для сравнения приведу дан ные работы смен. Первая смена: шкерка — 842 тонны, выработка филе — 192 тон ны, тушки — 7 тонн, упаков ка — 880 тонн. Вторая сме на: шкерка — 904 тонны, выработка филе — 186 тонн, тушки — 9 тонн, упаковка — 882 тонны. Кроме того, па лубная команда второй сме* ны не имела простоев из-за чинки трала, более активно участвовала в уборке рыбы, хорошо соблюдала правила техники безопасности. Судовой комитет на своих заседаниях, а члены проф союза — на собраниях эки пажа указывали на недо статки в организации труда. Например, не все обстояло благополучно у нас с выра боткой тушки, со сбором тресковой икры. На одном из заседаний судовому коми тету пришлось разбирать конфликт между машинис тами рыбомучной установ ки тт. Цвикевичем и Смир новым — с одной стороны и технологом тов. Бабаевым — с другой. Надо сказать, что наши машинисты РМУ до бились в этом рейсе макси мальной выработки среди однотипных кораблей. А технолог тов. Бабаев, хоть и видел, что у машинистов очень большая физическая нагрузка, заставлял их вы полнять посторонние рабо ты. Совместными силами конфликт был улажен. П РЕДСТОЯЛ ОТЧЕТ судового комитета о проделанной работе. Этому было посвящено об щее собрание экипадка, со стоявшееся 3 февраля. На ша работа была признана удовлетворительной, мне в одиннадцатый раз на этом корабле доверили работу предсудкома. Несколько из менился состав комитета. Я очень рад, что рядом со мной работает старший мат рос Владимир Петрович Зноев. Ему осталось до пен сии всего полтора года, а я называю Владимира Петро вича самым молодым мат росом. И это действительно так — все горит в руках этого опытного моряка. Он хорошо знает промысловое дело, может заменить неко торых специалистов других профессий. Заместителем предсудкома избран меха ник - наладчик Василий Кузьмич Никиенков. Он член партии и ему мы дали од но из самых ответственных поручений — контролиро вать ход соревнования. Ин спекторами по технике без опасности стали тов. Зноев и электрик тов. Соловьев. За культурно - массовую рабо ту отвечает третий штурман Бсрис Михайлович Прива лов, за общественное пита ние — машинист Леонид Михайлович Яцевич. Приятной неожиданно стью для нас было избра* ние в судовой комитет на шего шеф-повара Людмилы Дмитриевны Сидоренко. Она ходит у нас второй рейс. От личный повар, готовит так, как в ином ресторане не го товят. И своих помощников этому научила. Когда мы обговаривали кандидатуры моряков для избрания в су довой комитет профсоюза, как-то упустили из виду на шего шеф-повара. Собрание эту ошибку исправило. А ко митет поручил Людмиле Дмитриевне вести работу среди женщин экипажа. Х ОЧУ ПОДЧЕРКНУТЬ, что за 10 лет работы председателем судово го комитета профсоюза но одном корабле я всегда ощу щал помощь и поддержку партийной и комсомольской организаций, администра ции. Всегда хотелось сде лать все, чтобы экішаж до бился лучших показателей в добыче рыбы и выработке продукции. Особенно остро стоит сейчас вопрос о мак симальном выпуске пище вой рыбной продукции. И он в центре внимания судкома. Скажу и о той дурной тра диции, которая, к сожале нию, соседствует с самыми лучшими сторонами «зш ей жизни и работы. Я уже упо мянул, что в начале рейса Ж судкома была забота — ра зобраться с нарушителями дисциплины. Такой посто янный разбор — как бы н а следие стоянки -в порту. Пе ред судовым комитетом ■в января предстали нарушите ли дисциплины Лобанов, Галкин, Тингаев, Клементь ев и Удовенко, Не обошлось без недоразумений.-Так, мат-, росу Лобанову предъявля лось обвинение в том, что он прогулял два дня. Фак тически прогула не было. Оказалось, при смене штур манов они забыли передать один другому, что Лобанов рабля отпущен. Примерно такое же произошло с мат росом Галкиным. Он рабо тал, а отметку в табеле-сде- лать забыли. Матросы Тин гаев, Клементьев и Удовеи- ко за допущенные наруше ния были наказаны. Воз действие судового комитета — коллективного о р г а н а профсоюзной организации — довольно заметное: моря ки, оказавшиеся в числе на рушителей, после разбора на заседании судкома ведут себя достойно, не повторяют ошибок. ѵ * * * П РОФСОЮЗНАЯ РА БОТА на промысловом корабле имеет немало особенностей, отличается от работы береговых организа ций. Но есть много и обще го. Я уже уііомйнал о кон такте с общественными ор ганизациями. Большую ПО' мощь оказывает мне и суд- кому секретарь судовой пар тийной организации Влади мир Антонович Грабек. Мы с ним плаваем давно, Вла димир Антонович хорошо изучил всё; производствен ные процессы, может н а и в ных говорить со специалис тами, даже поправлять их. Всегда считается с ашени-- --ем судового комитета адми нистрация. В этом рейсе ка- . * *? ." ѵ]__ питаном был у нас Алексеи Николаевич Куранон. Мно гие вопросы жизни корабля мы решали общими сила ми. Я думаю, что и впредь мы будем получать макси мум помощи от командова ния судна. Судовой комитет чувству ет свою ответственность пе ред экипажем за производ ственные дела, культурно- массовую, воспитательную работу, за быт и здоровье каждого моряка, и мы ве рим в каждого из них — за каленных океаном. Судком и впредь будет делать все, чтобы коллектиз жил полно кровной жизнью. Главная наша цель в настоящее вре мя — успешное выполнение обязательств в честь 100- *:етия со дня рождения В. И. Ленина. II. КОІШШП, председа тель судового комитета профсоюза БМРТ-241 «Душанбе».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz