Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

ИДУТ ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ а ГЛУБОКО, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННО Н А БОЛЬШОМ морозиль­ ном траулере «Куприн» подведены итопі учеб- пого года в сети политическо­ го просвещения. Огги показы­ вают, что партийная органп- вания на протяжении учебно­ го года глубоко, целеустрем* денно руководила ходом уче­ бы, добиваясь того, чтобы в вей не было формализма, на­ четничества, чтобы каждый слушатель находил в ней жи­ вой интерес для себя н обога­ щался глубокими политиче­ скими знаниями. Корабль в прошлом году вышел в рейс после длитель­ ного ремонта е обновленным Экипажем. Это, конечно, серь­ езно затруднило для партий­ ной организации уже само комплектование сети полит­ просвещения. Нужно было изучить людей, выяснить сте­ пень их подготовки в поли­ тической зрелости. Поэтому на корабле начали с того, что провели партийное собрание с вопросом: «О партийном и комсомольском просвещении в новом учебном году». В со­ ответствии с решепнем собра­ ния была сформирована сеть политпросвещения. В созданной школе основ марксизма - ленинизма пер­ вого года обучения занима­ лось І9 слушателей, в основ­ ном из числа коммунистов и беспартийных командиров. Вел занятия в школе член КПСС тов. Рогачев, имеющий специальное политическое об­ разование. В ходе занятий оспоппое внимание было уделено изу­ чению ленинского теоретиче­ ского наследия. Так, слуша­ тели школы ознакомились ео следующими работами В. И. Ленина: «Что такое «друзья парода» и как они воюют против социал-демократов», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Две такти­ ки социал-демократии в де­ мократической революции», «Уроки московского восста­ ния», «Критические заметив по национальному вопросу», «О лозунге Соединенных Шта­ тов Европы», «Воепная про­ грамма пролетарской револю­ ции» в рядом других. Слуша­ тели были также ознакомле­ ны с историческим значени­ ем таких произведений В. И. Ленина, как «Материализм в эмпириокритицизм» в «Импе­ риализм, как высшая стадия капитализма». К занятиям хорошо гото- нилнсь в основном все слу­ шатели. Но особенно активно на собеседованиях по рабо­ там В. И. Ленина выступали слушатели тт. Батухтин, Ни­ китин, Овсянников, Богачев, Концев, Севши. Зачет в школе основ марк­ сизма - ленинизма был про­ веден но темам? «Партия в го­ ды первой русской револю­ ции» и «Партия в период пер­ вой мировой войны. Вторая революция в России». Дополнительно здесь было проведено занятие, посвящен­ ное вопросу: «Постановление ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». Два коммуниста на судне занимались самостоятеаьио. Это «—тт. Бабаев и Черкасов. Первый нз них изучил рабо­ ту В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», * второй изучал вопросы фило­ софии. Комсомольцы в молодежь судна в соответствии а учеб­ ным планом занимались в кружке «Ленинские уроки», которым руководил судовой врач тов. Павликов. Здесь занятия были посвя­ щены таким работам В. И. Ленина, как «О задачах Сою­ за молодежи», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», а также по темам «Что значит жить я работать по-ленински», «Ком­ сомольцы и молодежь в борь­ бе за выполнение решений XXIII съезда КПСС», «Его ве­ личество рабочий класс». В конце учебного года быд проведен ленинский зачет по работе великого вождя «О за­ дачах Союза молодежи». Ус­ пешно сдали зачет все 19 комсомольцев. Помимо занятий в кружке, комсомольцы провели также семинар по последним стать­ ям В. И. Ленина: «О коопера­ ции», «Лучше меньше, да лучше)). С. АНДРЕЕВ. НА ПЕРЕДОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ Включившись а социалист\ Песков соревнование за достоі ную встречу 100-летия со д> рождвпия В. И. Ленина , п о і г и и п н и к о в ц ы о б я з а л и с ь пят, летний план по объему прои*. водстѳа выполнить к ? ноябр 1970 года. По итогам социалистически соревнования за четверти квартал 1968 года среди преі приятой. Министерства автомі Сильной промышленное! СССР, коллектив# Первого ге сударственного ордена Ленин подшипникового завода прі суждено Знамя Совета Мики «трое СССР и ВЦСПС. На с н и м к е : в роликовом цех< Фотохроника ТАСС Я ЕЩЕ ив был знаком ни с одним рыбаком, а тем более потомственным. С огромной сумкой за плечами и портфелем в руке я шагал по дороге, даже не подозревая о том, что она истинно рыбац­ кая, что только о ней можно было бы писать и писать нема­ ло рассказов. И мог ли я пред­ положить, что уже по пути встречу помора, того самого, с которым придется ловиѵь ры­ бу и который не раз заставит меня удивляться. Я искал уро-губский причал. Дорога разделила колхоз «Энергия» почти на две рав­ ные части. По оба стороны до- микм: аккуратные, с заборами, обтянутыми серыми сетями. Затем по обе стороны — при­ чудливые нагромождения скал. Невольно думалось: «Так вот он каков, край эемяиі». И вдруг из зеленых зарослей иа дорогу вышел человек. Сред­ него роста, настолько плотно сбитый, что казалось от земли его не оторвать никакими си­ лами. Он врос в землю так, словно именно она — источ­ ник его недюжинного здоро­ вья. Он сделал ко мне несколько уверенных шагов, взглянул, словно прицелился, друже­ любно, но сдержанно улыб­ нулся и как-то сразу разгадал меня: «На девяностый PC, мат­ росом, парень? Давай, поры­ бачим...». М ОРБ встретило неласково. Оно будто заиграло сво­ ими исполинскими мыш­ цами, то расслабляя их, то без­ жалостно напрягая. Море — это нелегкий труд. Его надо понимать, чувство­ вать, к нему следует привык­ нуть... Однако я с предельным любопытством наблюдал за своим знакомым, которого встретил по дороге. Яков Анд­ рианович Мостовиков, позднее я узнал, что его все называют просто Андриановичем, как и на земле, ощущал себя на па­ лубе полноценным хозяином, принципиальным и решитель­ ным. Но здесь он делался еще моложе, подвижней. Ему не надо было ни понимать море, ни привыкать к нему. Он срод­ нился с ним с детства. Андрианович поспешил в рубку, а двадцатипятилетний второй штурман Бронислав Бернотас пригласил меня в каюту и деловито, впрочем, это егЪ манера разговора, со­ общил: «Вот о ком пиши, по­ нял? Скажи, похож не пенсио­ нера? А мужику перевалило за шестьдесят. В общем, тащи блокнот, записывай». Бронислав немного расска­ зал о нем. В этот рейс Андри- аныч отправился надбасом. Его задача — нащупать косяк рыб. Его родина Кандалакша. Речь как у саами, быстрая, на всегда разборчивая, но эмо­ циональная. В 30-е годы он в числе первых комсомольцев страстно агитировал за колхо­ зы. Борьба с кулачеством тре­ бовала большого напряжения сил. Андрианыч стал первым писываю все наиболее харак­ терное. Некоторые в команде вор­ чат: «Чего дед баламутит тут всех. Начинал бы поиск а шесть утра, а не в четыре и не в три. Эх, старый...» Разговоры таких рыбаков настраивают команду довольно недруже­ любно к Андрианычу. Ему при­ ходится серьезно со многими ссориться. Но помор остается верен себе. Заставляет искать иа самой ранней зорьке, и если нужно, беспощадно авра­ лит — раздается резкий, прон­ зительный сигнал, который мгновенно сбрасывает рыбаков с коек. Конфликты продолжаются V I организатором Кандалакшско­ го колхоза. Крепкая хватка, со­ образительность, требователь­ ность и неуемная энергия — эти качества утвердили автори­ тет за Андрианычем: он триж­ ды выдвигался на пост пред­ седателя в своем колхозе» а затем был направлен в Ти­ товку. чтобы и там укрепить артель. В Ростове-на-Дону окончил судоводительские курсы. Три года работал капитаном, Вой­ ну прошел от солдата до командира минометной роты. После войны вернулся в род­ ную Кандалакшу. В председате­ ли Андрианыч идти не хотел: страшно трудное дело. Лучше быть простым колхозником или бригадиром. Но другого выбора не было. Не успел он снова поднять колхоз — новое распоряжение: «Мостовикова А. Я. рекомендовать предсе­ дателем Ура-губского колхо­ за». Н АШ «ШИП» — одно из судов «Энергии». «Ры­ ба# — вдвойне моряк», — говорит Андрианыч. •Он прав. Работа очень сложная, порой изнурительная. Я изо дня в день работаю с ним, за­ О 7 В Р К вплоть до окончания рейса. Тог­ да-то и оказывается, что сре­ ди остальных команд наиболь­ шее количество выловленной рыбы принадлежит нам. Сле­ довательно, заработок у каж­ дого будет весьма приличный, и во многом мы здесь обяза­ ны нашему старику. Старик и тому же оказывается скром­ ным, да и не падким на зара­ ботки. В этом я убедился на собрании при делении паев. Андрианычу проголосовали за полтора пая, но он спокойно, настоятельно предлагает уменьшить его пай и в то же время следит, чтобы не обде­ лили трудолюбивых рыбаков. В поисках рыбы у Андриа- ныча появляется нечто вроде ребяческого азарта. — Чайка, капитан, чайка! — кричит возбужденно дед.—Вот он наш косячок. — Он не всегда доверяет приборам и часто, хватаясь за штурвал, одухотворенно восклицает. — Наш эхолот сверху, видишь, чайка! Там где он вьется, там и рыба — кормилица дедов и отцов. Стычки бывают и во время интересного процесса «щупа­ нья» косяка, Андрианыч может «щупать» раз, два... много раз. Но сигнал «метать» не дает до той минуты, пока не убедится» что косяк будет в кошельке наверняка» Кто-то из матросов с едкой ехидцей спрашивает: «Что, дед, никак не нащупаешь? Шел бы на печку к своей бабке». Андрианыч сдерживает харак* тер, не оправдывается и упор­ но продолжает поиск. В по* следующие рейсы, когда . мы работали уже без него, когда нам приходилось метать по пять, шесть раз в день, лишь тогда мы поняли, какой труд и сколько времени экономил нам Андрианыч. Я понял еще и то, сколько усилий нужно бы­ ло нашему деду, чтобы не вспылить в ответ на едкие вы« крики и насмешки. Процесс «щупанья» косяка великолепен. Подчиняясь бы* стрым и точным командам, шлюпку опускают за борт. Я тоже неоднократно садился за весла, чтобы увидеть деда ва любимым занятием. Андрианыч прослушивает море. Он улавливает любые нюансы, каждое дыхание внутреннего мира гиганта. У него давно выработалось за­ мечательное докторское чув­ ство. Стетоскопом ему служит щуп из тонкого шкертика с грузиком, что постепенно опу­ скается на большую глубину. Выслушивает Андрианыч море чутко и увлеченно, чтобы вер­ но определить симптомы. Он не замечает меня — лишь от­ рывисто бросает «греби силь­ нее», «тише», «совсем бросай весла». Вдруг преображается и загадочно: «Так, так влево гре­ би, левей», — и подает услов­ ные знаки вахтенному штурма­ ну. Удивительно видеть, как здоровенный по сравнению со шлюпкой корабль неуклюже, послушно следует за ней. Не­ ожиданно Андрианыч быстро приподнимается над шлюпкой и повелительным жестом при- НА КОНКУРС называет «метать». Слышится грохот лебедки, 350-метровый кошелек описывает роковой для косяка полукруг. Каи пра­ вило, рыба не уходит. Л ЮБИМОЕ наше место во время отдыха, как на­ верно и на других судах, салона И как везде, есть у нас любимый рассказчик — Андри­ аныч. О чем только он не по­ ведает: как в старину рыбу ло­ вили, как построил себе зем­ лянку для oxotbi, о своих ог­ ромных собаках». — Да, старый ты Сулим, прожил жизнь, —• < акцентом замечает кок. (Сулимами, кста­ ти, он называет асах. Что сде­ лаешь — у каждого свои на­ циональные особенности). — Э, парень, на говори о старости — иа чувствую, по­ нимаешь?—-с там жа акцентом Отвечает Андрианыч . Старпому тоже скоро на пенсию. Он толкает деда в плечо: «Что, рыбак, поедем на Кубань отогреваться?». — Давай, старпом, согласен. Знаешь, хочется юга;'— Но по­ том спохватывается, и возра­ жает, —■нет, уж доживу свой век на родине. Я патриот сво­ его края. г , , , .. Трудно покинуть, Андрианы­ чу Север. Однажды мы, моло­ дежь, взяли шлюпку и- отпра­ вились на берег, осматривать его достопримечательности. Бродили. Любопытно. Словно робинзоны осматриваем все предметы прошлой жизни. И вдруг наш длинноногий Воло­ дя, третий механик, громко воскликнул: «Смотрите, пуле­ меты,- патроны!» Андрианыч задумчиво объяснил, что здесь проходила линия фронта, что в Этих-то местах ему и пришлось воевать. . ; \ •С . Андрианыч — это один из тех поморов, которых можно встретить только в промысло­ вом колхозе.' Он рыбак по крови, по призванию. На море он думает о своей земле, разговаривает о ней. На земле его неустанно влечет в море. И. ВОЗРОЖДЕННЫЙ, мат­ рос колхоза «Энергия», сту­ дент МГУ. Ура-губа — Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz