Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
В Ч Е Р А * С Е Г О Д Н Я м о р е Д в адц ать восемь лет назад на все траулеры, находящиеся на промыс ле, пришла радиограмма иэ Мурманска с неукоснительным указанием: «Немедленно следовать ш оорт». Удивленные капитаны, штур маны, все моряки плечами по жимали. Что случилось? Еще недавно они покидали порт, где Май прошел побед ной поступью. Тогда в празд ничных колоннах мурманчане несли лозунги: «Задание тре тьей пятилетки выполним и пе ревыполним». И вдруг корабли снимают с промысла, когда трюмы полупусты. Чем это объяснить? ...Траулер «Дзержинский» тя жело привалился плечом рабо тяги к причалу. На борт хлы нули встречающие представи тели служб флота, различных инспекций. — Добрались? — спросил один из представителей. — Ну м ладно и хорошо. Еще двое только пока в море остаются. Капитан недоуменно посмот рел на него. Его собеседник устало махнул рукой: — Все понятно. Радио в мо ре не слушали? — Некогда было — рыба — Фашисты на нас напалм» Ясно? ...Так это было 28 лет назад. Грозное, неповторимое вре мя! Уходят от нас ветераны Суда, что тогда возвращались в порт. Вскоре, однако, онн снова оказались в море. Часть иэ них придали к Северному флоту, и они, по мере своих возможностей, стали нести бо евую вахту. Другие продолжа ли рейсы на промысел, хотя моряки и знали, что в глуби нах морских затаились фаши стские акульи Промысловики» набрав груз рыбы, домой воз вращались осторожно — жа лись к берегам, под защиту батарей Северного флота, в надежде, что по тревожному сигналу на выручку примчатся боевые корабли и самолеты. Трудными, как и для всей страны, оказались эти суровые дни для моряков промысловое 90 флота. Однако в первый военный Первоман в 1942 роду они уже имели пол ное право рапортовать: зада ние партии выполнено. Эшело ны с пищевой рыбной продук цией движутся в глубь великой России, навстречу эшелоны с танками, артиллерией, авиаци ей, идущие к фронту. _ Один из ветеранов Мурман ского тралового флота Анато лий Иванович Малыгин, извест ный в бассейне капитан, при воспоминании о тех годах пре ображается и молодеет. — А знаешь ли ты, каково нам приходилось? Мы под ура ганным огнем порой действо вали, и ничего, получалось. При этом нытиков не слышали. Делали свое дело. Знали, что впереди — иные, светлые дни» Вот они и настали. Идешь сей час по городу — сердце раду ется. Это уже не тот Мур манск, какой стоял над зали вом в июне 41-го. И флот не тот. Мировой океан освоили. Поневоле гордишься: а ведь и моя частица во всем этом есть. Прав умудренный опытом капитан. Не тот город стоит на скалах Кольского залива, чем почти треть веча назад. На его площадях, улицах и проспектах весенний ветер раз вевает сегодня алые полотни ща флагов. При взгляде сверху, со вто рой или третьей террас горо да, в глазах начинает рябить от обилия судов в порту. Сколько их, самых разных не только по силуэтам, но и по всей техни ческой «начинке», по мощно сти, тоннажу и т. д* Только вот в отделе эксплу атации тралового флота этому обилию вовсе не рады, там ворчат: — Суда в море, на промыс ле должны находиться. Каждо му моряку известно: у прича лов рыбы не наловишь. И кипит в отделе день и ночь работа по отправке судов в море: быстрее, быстрее, бы стрее. Больше пищевой рыбной продукции стране! Такой ло зунг позвал вперед мурманчан в предмайские дни. На него откликнулись все экипажи промысловых флотов. По почину моряков ПГТР «Апа тит», БМРТ «Серафимович», траулера «Могилев» они пере смотрели 'обязательства, взя тые в начале года, заверили: будет. Родина, сверхплановая пищевая рыбная продукция! Последние деньки апреля выпали прямо-таки чудесными» Капризная северная погода из менила себе: и утром, и вече ром — солнце. Зима с воркот ней убавила Эльбрусы из снежных гор, возведенные не мурманских улицах, но в отме стку оставила океаны грязи. Их штурмовым напором «осуши ли» мурманчане, чтобы встре тить Первомай в 1969 году в обстановке поистине празднич ной, радостной, воодушевляю щей. Ну, а если погода все-таки помешает и снежные заряды сегодня хлынут на Мурманск с просторов северных морей? Не привыкать! Первомай все равно состоит ся. А. ТЮПИН. Фотоэтюд В, Полярова* івввмягавввввявввввмвввввввявввввваввввввѵввввввввввавѵвяввввѵ 8■8 и ттт s S X т « ! S * С ЧЕГО начи наются до роги в моря? Трудно сказать, тем более что моряки порой и са ми становятся в тупик пород подобным вопросом. О дни х позвала в неизвест ность романтика, поэзия по знания дальних стран. Другие В силу обстоятельств приходят к морским берегам ненадолго —Чвот отслужу свой срок на флоте, и домой», но смотришь, снял парнишка из Белоруссии бескозырку, которую носил на крейсере, а потом на одном из кораблей тралового флота хо дит в рыбацкой робе и о воз вращении домой помышлять не хочет. Николай Исаев, рефрижера торный механик промысло во-производственного рефри жератора «Прилуки», родился и вырос вдали от морских просторов — в деревне Про кино Калининской области. Может, это-то и побудил® парня, когда подрос, отпра вить письмо в Мурманск с просьбой о приеме в мореход- В В Е Ч Н О М П О И С К Е ное училище. Ответ пришел благоприят ный, и юноша, собрав немуд рые пожитки, отправился в путь. Пока ехал, тревожили сом нения, верный ли шаг совер шил. Но в Мурманске сошел с . поезда, глянул на залив, с его частоколом судовых мачт, в - все сомнения испарились сами собою: выбор сделан верный. И вот уже восемнадцать лет Николай Иванович Исаев хо дит механиком на судах Мур манского тралового флота. В любом коллективе, членом которого хоть на недолгое вре мя становится Исаев, остается о нем добрая слава. — Такой уж человек — бес покойный, ищущий. Проторен ных путей не любит, — так от зываются о нем в механико судовой службе флота. О его вечных поисках, нель зя ли где-то что-то усовершен ствовать, говорят с уважением в на ПРТ «Прилукиа. -Так , например, оттайка мо розильных камер на промыс лово-производственном реф рижераторе «Прилуки» и на всех судах этого типа произ водилась через двое суток. Ес ли же не производить оттай* ку, то производительность мо розильных камер сокращается ив 5—6 тонн в сутки. А за трачивалось времени на про ведение этой операции много — до пяти часов. Так называ емая «снеговая шуба» обра- вуется на воздухоохладителях «о стороны вентиляторов. Ни колай Иванович, пораэмые* див, предложил производить обдув змеевиков сжатым воз духом. Уходит на это 8—10 минут, после чего увеличива ется скорость воздуха, улуч шается теплопроводность и увеличивается время между ©ттайками до 3—4 суток. После этого оттайку моро аильных туннелей етааи де лать уже через трое суток и і работы, а зимой — даже через четверо, благодаря чему полу чался солидный выигрыш» s o времени. -.«■•о* ІІо решению флотского БРИЗа ловатору за инициати ву выплатили премию. А он уже, забыв о вчерашних ноне* ках, другой новинкой зани мался, ибо техническое усо вершенствование, изобрета тельство — страсть Николаи Ивановича. Именно эта страсть засяаВв* ва его, человека уже в возра* с-те, поступить в Ленинград ский техникум холодильной ж пищевой промышленности. - — Зачем тебе второй дип лом? — интересуются порой друзья. Николай Иванович лишь улыбается. Не диплом ему нужен — знания, без Ко торых в наше время невоз можно двигаться вперед. К этим знаниям и стремится механик Исаев, человек, имя которого заслуженно занесено в Книгу почета тралового фло* та. : Р я о с т ь В ОТ так и получилось. Траулер ладил с морем. Ког да оно неистовствовало, било по Стальным бортам, не роптал, только трясся от ударов всем корпусом, над стройками, а потом выбирал момент и подминал под себя крутые волны— в отместку. И моряки, следя за еди ноборством, были уверены в своей безопасности, говорили с уважением: — Хорошо отыгрывается, на палу- бе-то хоть в тапочках ходи, не намо чишь ног. И вдруг в один из приходов в порт сказали: «Староват стал. На иголки пора переплавить». Потом, словно проникнувшись состраданием к «се динам» корабля, уготовили ему дру гую участь. Стал трудяга рыболов ный траулер обыкновенным водоле ем. Старший механик Иван Иванович Сергеев и этому был рад. С заверше нием биографии судна оборвались бы и его морские пути-дороги. Поэтому как еще два года назад определил свою судьбу. Помполит тогда совсем не в шутку сказал: — Устал, поди, Иваныч, по морям- океанам бродить? Возраст-то того... Заслужил и почетный отдых, и ма шину в верные руки отдашь: замену хорошую вырастил. «Дед» по своему немногословию махнул рукой. Дескать, отхлынь от меня со своими предложениями, а за одно и с комплиментами. Но решил, что тут раз и навсегда надо покон чить с подобным проявлением вни мания, пояснил: — Вместе с судном на пенсию пой дем... Ушел в каюту. И хотя меньше все го был склонен к сентиментальности (за работой в море некогда копаться в чувствах), тут не выдержал. Боль ную струну задел помполит... В судьбах Сергеева и траулера «Ка сатка» есть нечто общее. Корабль по строили еще до второй мировой, предназначался для лова рыбы. Но война продиктовала свои законы. Только в сорок шестом оно вышло в свои первые промысловые рейсы. И вот теперь из-за старости не может больше отсчитывать морские мили, но в меру сил помогает собратьям по труду—таким же траулерам: в холод ные дни дает им пар, снабжает во дой... Иван Иванович не сразу наметил свою дорогу в жизни. Плавал матро сом — не устроило. Душа к технике тянулась — перешел в кочегары, по том получил диплом механика, одо левал ступеньку за ступенькой в этом движении. В грозные военные годы ходил на торговых судах в Амери ку. После великой нашей победы пе регнал для себя с Черного моря «Касатку». С тех пор верой и правдой служит ей, как будто приобрел лич ную вещь, бережет, по-хозяйски уха живает, ревностно следит за каждым винтом в сложном машинном хозяй стве. Как-то проснулся ночью, на удивле ние домочадцам начал собираться на работу. Только перед дверью пояс нил: — Я — к Романченко. Скоро вер нусь. Иван Иванович Романченко, его помощник, жил рядом. — Что человека будешь тревожить. Утром договоритесь, — с претензией сказали Сергееву. — Надо... — коротко ответил тот. За дневными хлопотами, а их у «деда» в стоянку непочатый край, за был, отключили ли паросекции, ко тел должны продувать. Вот эта оза боченность и не давала покоя. Ро манченко тоже не помнил. — Надо сходить, проверить, — на ставительно распорядился старший механик. «л Оказалось, что все было сделано во время и как надо. . . <<•• Как всегда. ,, ^ Сергеев-то, когда «Касатку» р .во долеи отправляли, внутренне гордил ся. Корпус у траулера староват — не выдержит напора моря, а вот маши на еще может послужить, говорили А это уж прямая похвала Ивану Ивановичу. Хвалили-то и раньше за добрую работу. Орденами Ленина^ Трудового Красного Знамени, меда лью «За трудовую доблесть» награ-« дили. На всех совещаниях, конфе ренциях в пример приводили машин ную команду коммунистического труда «Касатки» за то, что в году она обеспечила четырнадцать безремонт ных стоянок. Ох, уж эти безремонтные. Моряки, кто помоложе, в сердцах бросали в упрек: — Ему-то что, свое прожил, вот и рвется побыстрее в моря. Тут сутки вахту стоишь, на другие то продукты получать, то снабжение. Домой выр вешься на какие-то часы и опять — больше рыбы стране, а сам носом на волну... Ворчали, а сами на промысле рабо тали как одержимые. Проходили вся кие обиды на старшего механика. Ого в порту больше сердце диктовало не справедливые претензии, а в море все становилось на свои места,., и мысль четко определяла значимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz