Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
БОЛЬШЕ ПИЩЕВОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАНЕ! ф ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - РАЗНОГЛУ- ПИННЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬ НЫЙ Ш OF.СТАНОВ1(А ДИКТУЕТ СВОИ ТРЕ БОВАНИЯ: НУЖНЫ ЧЕТЫРЕХИЛАСТНЫЕ ГРАЛЫ ф ЭКИПАЖИ «ЛЕСКОВА» И « ТРАЛ ФЛОТА» ДОКАЗАЛИ, ЧТО ПРИ СООТВЕТ СТВУЮЩЕМ ОПЫТЕ МОЖНО ДОБИТЬСЯ УС ПЕХА « КАК НАДО ВЕСТИ РАЗНОГЛУБИН НЫЙ ПРОМЫСЕЛ СЕЛЬДИ ф 14 ОТДЕЛ ЦПКТБ ОСТАНОВИЛСЯ НА ІІОЛДОРОГЕ ф ДОБЫЧА ОДНОЙ ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА ПРИ БЫЛЬНЕЙ ТАКОГО ЖЕ КОЛИЧЕСТВА ТРЕС КИ. Д ОБЫЧА сельди тралами началась а трало вом флоте с 1956 года. В то время экипажи больших морозильных траулеров получили ртличньге результаты. В отличие от дрифтерного Траловый промысел более прогрессивный, менее трудоемкий, у него есть и еще ряд преимуществ. В частности, сельдь, добытая тралом, не имеет тех нических повреждений, более дешевая и поступает на прилавок магазинов в свежем виде, так как ло вом ее занимались БМРТ. Со. временем концентрации сельди в районах Исландии, где ее ловили раньше, стали разрежен ные, подвижные и было замечено, что она распро страняется на большой площади. Поэтому лов сель ди двухплаетными тралами (чертеж 240 «А») уже не давал эффекта — подъемы не доходили даже до тонны. Тогда на вооружение судов нашего бассей на поступили четырехпластные тралы. Но ввиду Слабой оснащенности кораблей гидроакустической аппаратурой и приборами контроля хода трала промысловики не добились успеха. В конце 1967 и в начале следующего года боль шие морозильные траулеры были направлены на Джорджес-банку в район Нантакета для лова сель ди и скумбрии пелагическими тралами (чертеж 1882), разработанными Мурманской эксперимен тальной базой. Экипажи БМРТ №№ 414, 423, хотя и не имели стабильных уловов, в некоторые дни под нимали до 40 тонн этой рыбы. Поэтому была уверен ность, что четырехпластные разноглубинные тра лы оправдают себя. Перед работниками ЦПКТБ и промышленности стояла задача улучшить конст рукцию тралов, подобрать основные размеры их так, чтобы они соответствовали мощности судов. Частично эта задача была решена, но, к сожале нию. далеко не полностью. О недостатках тралов скажем ниже. £о второй экспедиции на Джорджес-банку, кото рая состояла из четырех БМРТ — головной «Лес- кок» — мы освоили технику и тактику разноглу бинного лова сельди на малых глубинах от 50 до 100 метров. Сейчас ведется промысел на банке Банкеро, где донными орудиями лова сельдь не облавливалась и не облавливается. Освоение разноглубинного промысла сельди че- тырехпластнымн тралами проходило под руковод ство^ специалистов отдела добычи тралового фло та. Д*я этого в море командировались мастера-на ставники. Мне пришлось участвовать во всех трех экспедициях. О последних двух расскажу подроб нее. В августе 1968 года я вышел на большом моро зильном траулере «Лесков» в район Джорджес-бан- ки. Ца борту имелись тралы двух конструкций: один (чертеж 1924)» разработанный ЦПКТБ, второй (чер теж .1041) — СКВ АтлантНИРО. Отличались они размерами и покроем. На переходе вооружили эти тралы по схеме их создателей. «Лесков» был осна щен гидроакустической станцией «Лодар* и прибо ром контроля работы трала ФНР-50 и ФНЗ-SHS. Выйдя в квадраты 1498, 1497, обнаружили сельдь В толще воды. Здесь работали корабли из Герман-* ской Демократической Республики. Пробные тра ления принесли от 5 до 10 тонн, что свидетельство вало о возможности эффективного промысла сель ди пелагическими тралами при соответствующем Опыте. Через неделю к нам подошел БМРТ-414 «Тралфлот», снабженный пелагическими тралами Старой конструкции, ФНР-50, ФНЗ-SHS и отечест венным прибором «Ленинград», который фактиче ски проходил производственную проверку. Экипаж не имел успеха из-за большой аварийности тра лов, имевших конструктивные недостатки. После переделки тралов по чертежу 1924 уловы стали Стабильными. Но через двое суток моряков «Трал флота» постигла неудача. По неопытности судово дительского состава трал был порван. Лесковцы выручили своих коллег, снабдили их тралами чер тежа ' 1921, которыми пользовались ранее для про мысла трески в пелагическом варианте. Устранив некоторые дефекты в этом трале, экипаж БМРТ- 414 успешно рабогал им в течение полутора меся цев За это время он выловил около 2 тысяч тонн сельди. Успехи коллективов «Лескова» и «Тралфлота» за интересовали руководителей промысла других бас сейнов. Они обратились к ним за советом. На рас ширенном совещании капитанов, на котором участ вовали специалисты наших и балтийских судов, было рассказано об опыте работы БМРТ №№ 400, 414. Кроме того, моряки некоторых судов получи ли консультацию по радио и практическую по мощь по ведению разноглубинного промысла сель ди, вооружению тралов, что способствовало дости жению ими стабильных уловов. Схема вооружения трала, рекомендованная СКВ АтлантНИРО, применения практически не нашла. Экипажи всех судов использовали схему ЦПКТБ, отличавшуюся тем, что она включала в себя ре гулировочные концы и углубители. Этим достига лось большое вертикальное раскрытие трала и бы ла меньше вероятность его аварийности. Следует подробно рассказать о технике разноглу бинного промысла по районам Джорджес-банки и Ванкеро. В августе,’ Сентябре на Джорджес-банке в квад ратах 1498, 1457, 1456, 1443, 1497 сельдь держится на глубине 35—70 метров. Наиболее плотные концент рации ее утром к вечером. Сильное приливо-отлив ное течение, изменение его направления четыре ра за в сутки очень затрудняет работу здесь. Косяки стоят очень узкими пятнами, быстро перемещают ся и переформировываются. Поэтому требуется очень точный выход на косяк. Для этого траления надо производить строго по течению, постановку трала делать за короткое время, для чего необхо дима четкость действий штурманского и тралмей- стерского состава. Тактика разноглубинного промысла на Джорд жес-банке такова. Если на судне имеется гидро акустическая станция, с помощью которой ведет ся поиск, то при обнаружении косяка проходим через него, определяем форму и положение, при возможности наносится относительное место ко сяка. После прохождения косяка надо заходить на те чение с таким расчетом чтобы спустить трал к вы травить ваера до концентрации сельди. Спуск ору дий лова следует начинать за 90 градусов до вы хода на курс траления Затем вытравливаются ка бели. Для предотвращения заверта крыльев кабе ли временно поднимают джильсонами стрел. Пос ле того, как убедились, что трал пошел нормально, джильсоны травят, отдают гачки и выпускают ос тавшиеся метры кабелей, заводят их в ролики, включают доски и вытравливают ваера. Длина их С А /VI А Я Д Е Ш Е В А Я С Е J1 Ь Д Ь может быть разной, но не более четырех глубин сразу, чтобы не было посадки трала на грунт. При наличии прибора контроля работы трала ФНР-50 или ФНР-2 их датчики крепятся в центре верхней подборы, а приемник опускается на глуби ну 5—30 метров при помощи специальной стрелы, выведенной за борт. По записи на самописце опре деляем горизонт хода трала. Он регулируется ко личеством ваеров и скоростью судна. При работе в квадратах 1498, 1491 были такие случаи, когда горизонт хода верхней подборы со впадал с вершиной косяка. В этот момент рыба заходила в трал, что определяли по записи на са мописце. Если видели, что заполнение между под борами неполное, основная масса оставалась под нижней подборой, то быстро травили ваера и за глубляли горизонт хода трала до тех пор, пока не достигали максимального заполнения рыбы меж ду подборами. После прохождения косяка форси ровали ход в течение 1—3 минут, затем постепен но сбавляли его, начинали выборку ваеров до под хода досок. Взяв их на цепки, начинали обычный подъем. При лове в квадрате 1443, когда сельдь нерести лась, косяки стояли плотно у грунта, вертикальное раскрытие 5—20 метров. При прохождений трала ко сяк резко менял форму, поэтому еще до подхода к нему приближали трал к грунту до одного метра. Но при условии, если могли по записи на самопис це контролировать горизонт хода нижней подбо ры относительно грунта. При входе трала в скопле ния рыбы давали форсированный ход и начинали выборку ваеров, постепенно уменьшая скорость. А на судах, имеющих маломощную лебедку, после прохода косяка форсировали ход, пока трал не поднимался над грунтом на 15—20 метров. После этого сбавляли ход и вирали ваера, контролируя положение трала по самописцу. Если трал прибли жался к грунту до 2—5 метров, снова увеличивали скорость до максимальной, прекращали выборку ваеров, добивались того, чтобы трал поднялся над грунтом на 15—20 метров. Затем, сбавив ход, про должали выборку ваеров до подхода досок. Даль ше операция продолжалась как обычно. Такой способ подъема проходит очень медленно и может привести к аварии орудий лова. Кроме то го, часто теряем косяк. Отсюда вывод: БМРТ не мецкой постройки, у которых недостаточная мощ ность главного двигателя и слабое тяговое усилие траловой дебедки, отсутствует управление главного двигателя на мостике и на которых невозможно медленно потравливать и выбирать ваера при тра лении, для ведения разноглубинного промысла сельди не приспособлены. На банке Банкеро в квадратах 1100, 1101, 1102, 1148, 1447, 1122, 1143 с февраля по апрель сельдь держится на глубинах от 50 до 300 метров. Косяк* располагаются вдоль свэда, В дневное время в ос новном на 1S0—200 метров у грунта и ночью на 50—70 метров у поверхности концентрации разре женные. Сельдь перемещается с юга на север. Наиболее стабильная промысловая обстановка » этом районе в январе, феврале в квадратах И00, 1101. Преобладающее течение здесь в направлении МО градусов. Курсы располагали в основном 150 градусов и обратно вдоль свала. Днем, работая на глубинах 150—200 метров, очень трудно поднимать трал. Во время этой операции судно течением и преобладающими восточными, северо-восточными ветрами сносит на мелководье, что приводит к ава рийности тралов. В карте, апреле сельдь очень подвижная и ие всегда ее можно добывать разноглубинными тра лами. Корабли бортового траления, занимающиеся близнецовым ловом, имеют, лучший успех, чем БМРТ, оснащенные пелагическими тралами. Тех ника промысла ва Банкеро точно такая же, как и на Джорджес-банке. Отличие лишь в том, что здесь работать надо преимущественно вдоль свала. Для промысловиков небезынтересно будет уз нать, что представляет собой вооружение разно глубинных тралов. Так, трал чертежа 1921 имел на верхней подборе 90 простых кухтылей, распреде ленных равномерно, точно так же закрепленный груз — цепи весом 90 килограммов на нижней под боре. Углубители по 450 килограммов. Вооружение трала чертежа 1924 отличалось ко личеством кухтылей. Их было 140. Вес цепей вы ражался этой же цифрой. Трал чертежа 1041 вооружался 160 кухтылями, 140 килограммами цепей, как и в прежних, точно та ким же весом, углубителями. Доски применялись крыловидные, кабели по 60 метров, регулировочные концы по 3 метра. Тралы в горизонте идут устойчиво, на Джорджес- банке вышеназванные чертежи обеспечивали оди наковые уловы. На Банкеро трал чертежа 1921 да вал немного меньшие подъемы. Следует сказать несколько слов о недостатках орудий лова. Дело в том, что ни одним тралом, из готовленным по ч е р т е ж а м ЦПКТБ, сразу не работали, их переделывали в море. У тралов чертежи №№ 1324, 1921 неудачен покрой боковых пластин, они рассчитаны на работу четырехпласт- ным мешком. Практика показала, что такие мешки непригодны для облова сельди —при больших уло вах отрываются вместе с рыбой. Рвется одноряд ный в районе сшивки, где ниточная дель с шагом ячеи 40 мм. Быстро изнашивается оклетневка верхней и нижней подбор. Поэтому для устране ния аварийности перекраивали тралы и заменяли мешки, усиливали пришивную кромку однорядно го мешка у тралов чертежа 1924 и 1921, то есть за меняли 50 рядов ниточной дели с шагом ячеи 40 мм. на такое же количество рядов дели с шагом ячеи 40 мм., но и з сеточника Серьезным недостатком трала (чертеж 1924) я в ляется то, что он очень тяжелый. Наш флот имеет корабли разных типов, с различными мощностями главных двигателей и траловых ле бедок, что существенно влияет на ведение разно глубинного промысла сельди. Для каждого типа судов требуется свой трал. Имеет некоторые недостатки и трал (чертеж. 1041): у него наблюдается большая объячейка ры бы, особенно в дели с шагом ячеи 30 мм. Эту дель необходимо заменить на дель с шагом ячеи 20 мм. Кроме того, желательна постановка топенантов по всей длине трала, требуется доработка конструк ций двухрядного мешка. Однако этот трал, по на шему мнению, наиболее пригоден для БМРТ 2400 л. с. и ПРТ. Он имеет меньшее сопротивление,, чем трал по чертежу 1924, более удобен в работе * в то ж е время имеет практически одинаковую уло- вистость. Его вертикальное раскрытие 13—14 мет ров, т. е. только около метра меньше, чем у трала 1924. Разноглубинный промысел самый прогрессивный», за ним будущее. Уже сейчас он позволил исполь зовать новый район — Ванкеро, где никакой дру гой лов, кроме кошелькового да и то в определен ных границах, невозможен. Работа на Банкеро по зволила разгрузить другие районы. Это очень важ но яри сегодняшней слабой сырьевой базе. И боль ше того, добыча разноглубинными тралами дает возможность обеспечить потребителя круглый год свежей сельдью, увеличить выпуск пищевой про дукции, что отвечает требованию сегодняшнего дня. И последнее. Разноглубинный лов сельди позволя ет повысить рентабельность флота. Например, при быль от одной тысячи центнеров сельди вдвое боль ше чем от такого же количества трески. В. ЮГАНОВ, старший мастер-наставник по добы че рыбы тралового флота. ШШІШІ І І І !ШІ І І І І І І І І І І | | | | | | | |ШІ І І І І І І І І І 1 І І І 1 І І І 1 І І І І І І І І І І ІШІ І І І ! І І І І І І І І І ІШШІ І І І І : І І І І І І ІШІ І І І 1 І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ! І І І І І І І І І І І 1 І І І І І І І І І І І ІШІ І І МОРЯКИ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Н А ПРОМЫСЛЕ проведено совещание по обмену опы том выработки консервов и организации производства ухи, тугаки в мелкой расфасовке на судах управления «Севрыбхолод- флот». На производственном- рефри жераторе «Маточкин Шар» до бились выработки за сутки 1300 банок консервов (без подвахты), на ИР «Сергей Василисин» (с нодвпхтой) — 1500 банок, на ИР «Григорий Лысенко» (без под вахты) — 1250 банок. Решено довести производство консервов на каждом производ ственном рефрижераторе до 1500 банок в сугки. Для ознакомления с организа цией выработки консервов спе циалисты ряда судов побывали на производственных рефриже раторах «Маточкин Шар» я «С. Василисин». Опытом производства рыбной ухи поделились напитан тов. Оленев Б. К. ■ технолог-наетав* ник тон. Шамраіі Н. Л. Но вы работка ухн сдерживается из-аа недостаточного поступлении при лова окуня н палтуса. Капитан ПР «С. Василисин» тов. Лида В. И. поделился опы том организации производства за сутки 120 тонн мороженой ры бы, 10—12 тонн тушки, 1500 ба нок консервов, 6—8 тонн рыб ной муки. Этот объем работы выполняют на корабле 90 рыбо обработчиков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz