Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

БОЛЬШЕ ПИЩЕВОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАНЕ! ф ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - РАЗНОГЛУ- ПИННЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬ­ НЫЙ Ш OF.СТАНОВ1(А ДИКТУЕТ СВОИ ТРЕ­ БОВАНИЯ: НУЖНЫ ЧЕТЫРЕХИЛАСТНЫЕ ГРАЛЫ ф ЭКИПАЖИ «ЛЕСКОВА» И « ТРАЛ­ ФЛОТА» ДОКАЗАЛИ, ЧТО ПРИ СООТВЕТ­ СТВУЮЩЕМ ОПЫТЕ МОЖНО ДОБИТЬСЯ УС­ ПЕХА « КАК НАДО ВЕСТИ РАЗНОГЛУБИН­ НЫЙ ПРОМЫСЕЛ СЕЛЬДИ ф 14 ОТДЕЛ ЦПКТБ ОСТАНОВИЛСЯ НА ІІОЛДОРОГЕ ф ДОБЫЧА ОДНОЙ ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА ПРИ­ БЫЛЬНЕЙ ТАКОГО ЖЕ КОЛИЧЕСТВА ТРЕС­ КИ. Д ОБЫЧА сельди тралами началась а трало­ вом флоте с 1956 года. В то время экипажи больших морозильных траулеров получили ртличньге результаты. В отличие от дрифтерного Траловый промысел более прогрессивный, менее трудоемкий, у него есть и еще ряд преимуществ. В частности, сельдь, добытая тралом, не имеет тех­ нических повреждений, более дешевая и поступает на прилавок магазинов в свежем виде, так как ло­ вом ее занимались БМРТ. Со. временем концентрации сельди в районах Исландии, где ее ловили раньше, стали разрежен­ ные, подвижные и было замечено, что она распро­ страняется на большой площади. Поэтому лов сель­ ди двухплаетными тралами (чертеж 240 «А») уже не давал эффекта — подъемы не доходили даже до тонны. Тогда на вооружение судов нашего бассей­ на поступили четырехпластные тралы. Но ввиду Слабой оснащенности кораблей гидроакустической аппаратурой и приборами контроля хода трала промысловики не добились успеха. В конце 1967 и в начале следующего года боль­ шие морозильные траулеры были направлены на Джорджес-банку в район Нантакета для лова сель­ ди и скумбрии пелагическими тралами (чертеж 1882), разработанными Мурманской эксперимен­ тальной базой. Экипажи БМРТ №№ 414, 423, хотя и не имели стабильных уловов, в некоторые дни под­ нимали до 40 тонн этой рыбы. Поэтому была уверен­ ность, что четырехпластные разноглубинные тра­ лы оправдают себя. Перед работниками ЦПКТБ и промышленности стояла задача улучшить конст­ рукцию тралов, подобрать основные размеры их так, чтобы они соответствовали мощности судов. Частично эта задача была решена, но, к сожале­ нию. далеко не полностью. О недостатках тралов скажем ниже. £о второй экспедиции на Джорджес-банку, кото­ рая состояла из четырех БМРТ — головной «Лес- кок» — мы освоили технику и тактику разноглу­ бинного лова сельди на малых глубинах от 50 до 100 метров. Сейчас ведется промысел на банке Банкеро, где донными орудиями лова сельдь не облавливалась и не облавливается. Освоение разноглубинного промысла сельди че- тырехпластнымн тралами проходило под руковод­ ство^ специалистов отдела добычи тралового фло­ та. Д*я этого в море командировались мастера-на­ ставники. Мне пришлось участвовать во всех трех экспедициях. О последних двух расскажу подроб­ нее. В августе 1968 года я вышел на большом моро­ зильном траулере «Лесков» в район Джорджес-бан- ки. Ца борту имелись тралы двух конструкций: один (чертеж 1924)» разработанный ЦПКТБ, второй (чер­ теж .1041) — СКВ АтлантНИРО. Отличались они размерами и покроем. На переходе вооружили эти тралы по схеме их создателей. «Лесков» был осна­ щен гидроакустической станцией «Лодар* и прибо­ ром контроля работы трала ФНР-50 и ФНЗ-SHS. Выйдя в квадраты 1498, 1497, обнаружили сельдь В толще воды. Здесь работали корабли из Герман-* ской Демократической Республики. Пробные тра­ ления принесли от 5 до 10 тонн, что свидетельство­ вало о возможности эффективного промысла сель­ ди пелагическими тралами при соответствующем Опыте. Через неделю к нам подошел БМРТ-414 «Тралфлот», снабженный пелагическими тралами Старой конструкции, ФНР-50, ФНЗ-SHS и отечест­ венным прибором «Ленинград», который фактиче­ ски проходил производственную проверку. Экипаж не имел успеха из-за большой аварийности тра­ лов, имевших конструктивные недостатки. После переделки тралов по чертежу 1924 уловы стали Стабильными. Но через двое суток моряков «Трал­ флота» постигла неудача. По неопытности судово­ дительского состава трал был порван. Лесковцы выручили своих коллег, снабдили их тралами чер­ тежа ' 1921, которыми пользовались ранее для про­ мысла трески в пелагическом варианте. Устранив некоторые дефекты в этом трале, экипаж БМРТ- 414 успешно рабогал им в течение полутора меся­ цев За это время он выловил около 2 тысяч тонн сельди. Успехи коллективов «Лескова» и «Тралфлота» за­ интересовали руководителей промысла других бас­ сейнов. Они обратились к ним за советом. На рас­ ширенном совещании капитанов, на котором участ­ вовали специалисты наших и балтийских судов, было рассказано об опыте работы БМРТ №№ 400, 414. Кроме того, моряки некоторых судов получи­ ли консультацию по радио и практическую по­ мощь по ведению разноглубинного промысла сель­ ди, вооружению тралов, что способствовало дости­ жению ими стабильных уловов. Схема вооружения трала, рекомендованная СКВ АтлантНИРО, применения практически не нашла. Экипажи всех судов использовали схему ЦПКТБ, отличавшуюся тем, что она включала в себя ре­ гулировочные концы и углубители. Этим достига­ лось большое вертикальное раскрытие трала и бы­ ла меньше вероятность его аварийности. Следует подробно рассказать о технике разноглу­ бинного промысла по районам Джорджес-банки и Ванкеро. В августе,’ Сентябре на Джорджес-банке в квад­ ратах 1498, 1457, 1456, 1443, 1497 сельдь держится на глубине 35—70 метров. Наиболее плотные концент­ рации ее утром к вечером. Сильное приливо-отлив­ ное течение, изменение его направления четыре ра­ за в сутки очень затрудняет работу здесь. Косяки стоят очень узкими пятнами, быстро перемещают­ ся и переформировываются. Поэтому требуется очень точный выход на косяк. Для этого траления надо производить строго по течению, постановку трала делать за короткое время, для чего необхо­ дима четкость действий штурманского и тралмей- стерского состава. Тактика разноглубинного промысла на Джорд­ жес-банке такова. Если на судне имеется гидро­ акустическая станция, с помощью которой ведет­ ся поиск, то при обнаружении косяка проходим через него, определяем форму и положение, при возможности наносится относительное место ко­ сяка. После прохождения косяка надо заходить на те­ чение с таким расчетом чтобы спустить трал к вы­ травить ваера до концентрации сельди. Спуск ору­ дий лова следует начинать за 90 градусов до вы­ хода на курс траления Затем вытравливаются ка­ бели. Для предотвращения заверта крыльев кабе­ ли временно поднимают джильсонами стрел. Пос­ ле того, как убедились, что трал пошел нормально, джильсоны травят, отдают гачки и выпускают ос­ тавшиеся метры кабелей, заводят их в ролики, включают доски и вытравливают ваера. Длина их С А /VI А Я Д Е Ш Е В А Я С Е J1 Ь Д Ь может быть разной, но не более четырех глубин сразу, чтобы не было посадки трала на грунт. При наличии прибора контроля работы трала ФНР-50 или ФНР-2 их датчики крепятся в центре верхней подборы, а приемник опускается на глуби­ ну 5—30 метров при помощи специальной стрелы, выведенной за борт. По записи на самописце опре­ деляем горизонт хода трала. Он регулируется ко­ личеством ваеров и скоростью судна. При работе в квадратах 1498, 1491 были такие случаи, когда горизонт хода верхней подборы со­ впадал с вершиной косяка. В этот момент рыба заходила в трал, что определяли по записи на са­ мописце. Если видели, что заполнение между под­ борами неполное, основная масса оставалась под нижней подборой, то быстро травили ваера и за­ глубляли горизонт хода трала до тех пор, пока не достигали максимального заполнения рыбы меж­ ду подборами. После прохождения косяка форси­ ровали ход в течение 1—3 минут, затем постепен­ но сбавляли его, начинали выборку ваеров до под­ хода досок. Взяв их на цепки, начинали обычный подъем. При лове в квадрате 1443, когда сельдь нерести­ лась, косяки стояли плотно у грунта, вертикальное раскрытие 5—20 метров. При прохождений трала ко­ сяк резко менял форму, поэтому еще до подхода к нему приближали трал к грунту до одного метра. Но при условии, если могли по записи на самопис­ це контролировать горизонт хода нижней подбо­ ры относительно грунта. При входе трала в скопле­ ния рыбы давали форсированный ход и начинали выборку ваеров, постепенно уменьшая скорость. А на судах, имеющих маломощную лебедку, после прохода косяка форсировали ход, пока трал не поднимался над грунтом на 15—20 метров. После этого сбавляли ход и вирали ваера, контролируя положение трала по самописцу. Если трал прибли­ жался к грунту до 2—5 метров, снова увеличивали скорость до максимальной, прекращали выборку ваеров, добивались того, чтобы трал поднялся над грунтом на 15—20 метров. Затем, сбавив ход, про­ должали выборку ваеров до подхода досок. Даль­ ше операция продолжалась как обычно. Такой способ подъема проходит очень медленно и может привести к аварии орудий лова. Кроме то­ го, часто теряем косяк. Отсюда вывод: БМРТ не­ мецкой постройки, у которых недостаточная мощ­ ность главного двигателя и слабое тяговое усилие траловой дебедки, отсутствует управление главного двигателя на мостике и на которых невозможно медленно потравливать и выбирать ваера при тра­ лении, для ведения разноглубинного промысла сельди не приспособлены. На банке Банкеро в квадратах 1100, 1101, 1102, 1148, 1447, 1122, 1143 с февраля по апрель сельдь держится на глубинах от 50 до 300 метров. Косяк* располагаются вдоль свэда, В дневное время в ос­ новном на 1S0—200 метров у грунта и ночью на 50—70 метров у поверхности концентрации разре­ женные. Сельдь перемещается с юга на север. Наиболее стабильная промысловая обстановка » этом районе в январе, феврале в квадратах И00, 1101. Преобладающее течение здесь в направлении МО градусов. Курсы располагали в основном 150 градусов и обратно вдоль свала. Днем, работая на глубинах 150—200 метров, очень трудно поднимать трал. Во время этой операции судно течением и преобладающими восточными, северо-восточными ветрами сносит на мелководье, что приводит к ава­ рийности тралов. В карте, апреле сельдь очень подвижная и ие всегда ее можно добывать разноглубинными тра­ лами. Корабли бортового траления, занимающиеся близнецовым ловом, имеют, лучший успех, чем БМРТ, оснащенные пелагическими тралами. Тех­ ника промысла ва Банкеро точно такая же, как и на Джорджес-банке. Отличие лишь в том, что здесь работать надо преимущественно вдоль свала. Для промысловиков небезынтересно будет уз­ нать, что представляет собой вооружение разно­ глубинных тралов. Так, трал чертежа 1921 имел на верхней подборе 90 простых кухтылей, распреде­ ленных равномерно, точно так же закрепленный груз — цепи весом 90 килограммов на нижней под­ боре. Углубители по 450 килограммов. Вооружение трала чертежа 1924 отличалось ко­ личеством кухтылей. Их было 140. Вес цепей вы­ ражался этой же цифрой. Трал чертежа 1041 вооружался 160 кухтылями, 140 килограммами цепей, как и в прежних, точно та­ ким же весом, углубителями. Доски применялись крыловидные, кабели по 60 метров, регулировочные концы по 3 метра. Тралы в горизонте идут устойчиво, на Джорджес- банке вышеназванные чертежи обеспечивали оди­ наковые уловы. На Банкеро трал чертежа 1921 да­ вал немного меньшие подъемы. Следует сказать несколько слов о недостатках орудий лова. Дело в том, что ни одним тралом, из­ готовленным по ч е р т е ж а м ЦПКТБ, сразу не работали, их переделывали в море. У тралов чертежи №№ 1324, 1921 неудачен покрой боковых пластин, они рассчитаны на работу четырехпласт- ным мешком. Практика показала, что такие мешки непригодны для облова сельди —при больших уло­ вах отрываются вместе с рыбой. Рвется одноряд­ ный в районе сшивки, где ниточная дель с шагом ячеи 40 мм. Быстро изнашивается оклетневка верхней и нижней подбор. Поэтому для устране­ ния аварийности перекраивали тралы и заменяли мешки, усиливали пришивную кромку однорядно­ го мешка у тралов чертежа 1924 и 1921, то есть за­ меняли 50 рядов ниточной дели с шагом ячеи 40 мм. на такое же количество рядов дели с шагом ячеи 40 мм., но и з сеточника Серьезным недостатком трала (чертеж 1924) я в ­ ляется то, что он очень тяжелый. Наш флот имеет корабли разных типов, с различными мощностями главных двигателей и траловых ле­ бедок, что существенно влияет на ведение разно­ глубинного промысла сельди. Для каждого типа судов требуется свой трал. Имеет некоторые недостатки и трал (чертеж. 1041): у него наблюдается большая объячейка ры­ бы, особенно в дели с шагом ячеи 30 мм. Эту дель необходимо заменить на дель с шагом ячеи 20 мм. Кроме того, желательна постановка топенантов по всей длине трала, требуется доработка конструк­ ций двухрядного мешка. Однако этот трал, по на­ шему мнению, наиболее пригоден для БМРТ 2400 л. с. и ПРТ. Он имеет меньшее сопротивление,, чем трал по чертежу 1924, более удобен в работе * в то ж е время имеет практически одинаковую уло- вистость. Его вертикальное раскрытие 13—14 мет­ ров, т. е. только около метра меньше, чем у трала 1924. Разноглубинный промысел самый прогрессивный», за ним будущее. Уже сейчас он позволил исполь­ зовать новый район — Ванкеро, где никакой дру­ гой лов, кроме кошелькового да и то в определен­ ных границах, невозможен. Работа на Банкеро по­ зволила разгрузить другие районы. Это очень важ­ но яри сегодняшней слабой сырьевой базе. И боль­ ше того, добыча разноглубинными тралами дает возможность обеспечить потребителя круглый год свежей сельдью, увеличить выпуск пищевой про­ дукции, что отвечает требованию сегодняшнего дня. И последнее. Разноглубинный лов сельди позволя­ ет повысить рентабельность флота. Например, при­ быль от одной тысячи центнеров сельди вдвое боль­ ше чем от такого же количества трески. В. ЮГАНОВ, старший мастер-наставник по добы­ че рыбы тралового флота. ШШІШІ І І І !ШІ І І І І І І І І І І | | | | | | | |ШІ І І І І І І І І І 1 І І І 1 І І І 1 І І І І І І І І І І ІШІ І І І ! І І І І І І І І І ІШШІ І І І І : І І І І І І ІШІ І І І 1 І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ! І І І І І І І І І І І 1 І І І І І І І І І І І ІШІ І І МОРЯКИ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Н А ПРОМЫСЛЕ проведено совещание по обмену опы­ том выработки консервов и организации производства ухи, тугаки в мелкой расфасовке на судах управления «Севрыбхолод- флот». На производственном- рефри­ жераторе «Маточкин Шар» до­ бились выработки за сутки 1300 банок консервов (без подвахты), на ИР «Сергей Василисин» (с нодвпхтой) — 1500 банок, на ИР «Григорий Лысенко» (без под­ вахты) — 1250 банок. Решено довести производство консервов на каждом производ­ ственном рефрижераторе до 1500 банок в сугки. Для ознакомления с организа­ цией выработки консервов спе­ циалисты ряда судов побывали на производственных рефриже­ раторах «Маточкин Шар» я «С. Василисин». Опытом производства рыбной ухи поделились напитан тов. Оленев Б. К. ■ технолог-наетав* ник тон. Шамраіі Н. Л. Но вы­ работка ухн сдерживается из-аа недостаточного поступлении при­ лова окуня н палтуса. Капитан ПР «С. Василисин» тов. Лида В. И. поделился опы том организации производства за сутки 120 тонн мороженой ры­ бы, 10—12 тонн тушки, 1500 ба­ нок консервов, 6—8 тонн рыб­ ной муки. Этот объем работы выполняют на корабле 90 рыбо­ обработчиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz