Рыбный Мурман. 1969 г. Май.
П РОЙДУТ ВЕКА, а человеческая память будет бережно хранить подвиги тек, кто в суровые дни вой ны сделал все для победы пад врагом. История внает много примеров героизма. Но такого проявления массового героизма она еще не знала. Вот только несколько цифр. Свыше 7 миллионов воинов награждены за время войны орденами и медалями СССР, более 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза, из них 104 человека — дважды. Тысячи тружеников рыбной промышленности бассейна вложили свой вклад в разіром врага. Опи участвовали в боях под Москвой, Сталинградом, на Орловско-Курской дуге, брали Берлин, освобождали страны центральной и юго- восточной Европы от фашистского ига. Они самоотверженно трудились во имя победы. Сегодня мы рассказываем о героизме воинов армии и флота, оборонявших Заполярье. В октябре этого года будет отмечаться 25-летие со дня разгрома фашистских войск в Заполярье. ОНИ 99 КОРМИЛИ іі РЫБАЧИИ Самым правым флангом Отечественной войны и осо бым участком борьбы с вра гом был полуостров Рыба чий. Когда фашистам уда лось потеснить наши вой ска и выйти на реку Запад ную Лицу. Рыбачий факти чески стал островом, «Ма лой землей*. Здесь, на хребте Муста- Тунтури, образовался само стоятельный, хотя и не большой, фронт, который назывался Северным оборо нительным районом. На Ры бачьем бои шли в течение многих месяцев. Морские пехотинцы не только дер жались, но и сами отвоевы вали у противника букваль но метр за метром исхлес танную пулями землю. Ба тареи Рыбачьего держали под обстрелом вход в Пет само. Не взяв Рыбачий с су ши, фашистский генерал Дитл организовал его бло каду. Корабли и самолеты противника всеми силами стремились воспрепятство вать подвозу боеприпасов и продовольствия на «Малую землю». В снабжении полуострова большую роль сыграли вспо могательные суда, которые под артиллерийским огнем и бомбежками скромно дела ли свое важное дело. Особым бесстрашием от личался экипаж мотобота ■NV 3 «Сазан», любовно про званного малоземельцами «Сазанком*. Десятки дерзких рейсов совершило к Рыбачьему это суденышко под командова нием коммуниста Василия Петровича Филиппова. И каждый рейс был испыта нием на мужество. 14 февраля 1942 года, сле дуя с боеприпасами из Мур манска в бухту Озерко, мо тобот попал в жестокий шторм. Неожиданно у мы са Медвежьего разъедини лась реверсивная муфта двигателя — 12 болтов ока зались срезанными точно бритвой. Отдали якоря, но они не держали. Всю ночь без отдыха устраняла не исправность м а ш и н н а я команда. Во время работы А. РАСКИН» капитан-лейтенант мотористу Петру Дорофееву оторвало два пальца, но он не уходил из машинного от деления. Под утро, когда пе на прибоя стала подходить под корму и казалось» что до осклизлых скал можно дотронуться рукой, оборва лись оба якоря. Ко всему этому ударами волн были разбиты обе шлюпки. Нако нец, когда над судном и людьми уже висела смер тельная угроза, мотобот по лучил ход. Без якорей и шлюпок, с машиной, работающей «на честном слове», самым вер ным было зайти в Порт- Владимир. Но это означало бы не выполнить задания. Коммунист Филиппов еще раз обошел боевые посты. — Нас ждут на Рыбачьем, — сказал он, — надо дойти. И мотобот дошел до бух ты Озерко. Обстрелам и бомбежкам «Сазан» подвергался десят ки раз. Свой п о с л е д н и й рейс команда его совершила в мае 1943 года. 20 мая на па лубе мотобота установили две «сорокопятки» и пулемет. — Ну, теперь держись, фриц! — шутили моряки. Погрузив мины и технику связи, мотобот вышел в бух ту Озерко, на Рыбачий. Неподалеку от губы Эйна на суденышко обрушился шквал артиллерийского огня немецких батарей. Немцам ответили наши батареи с Рыбачьего. Завязалась ар тиллерийская дуэль. Свыше 600 снарядов выпустили немцы по маневрирующему мотоботу, но ни разу не по пали в него. Появившиеся немецкие самолеты были сразу же отогнаны нашими истребителям и. Мотобот благополучно при был на Рыбачий и сдал в сохранности весь груа Двое суток простояло суд но в Озерке — на выходе из Мотовского залива были за мечены перископы немец ких подлодок, — а в ночь на 2d мая лег на обратный курс. Б районе Ара-губы на судно налетело три звена «фокке-вульфов». Девять самолетов, летая по кругу, пушечно-пулеметным огнем пытались расстрелять мото бот. Первой ж е очередью был сметен пулемет. Расче ты «сорокопяток» стреляли по стервятникам до тех пор, пока от близких разрывов бомб не деформировалась палуба. 20 бомб сбросили фашисты на мотобот. Оскол ком был убит старшина ба тареи Михаил Сарайкин. Одна из бомб разорвалась под кормой и оторвала руль и винт — судно потеряло ход. В машинном отделении взрывной волной был убит старший механик Осташ- кин. В огромную пробоину в днище начал бить фон тан воды. Через две минуты машин ное отделение оказалось за топленным. При спуске шлюпки были ранены матрос Иван Ветров и моторист Михаил Копо- лин. Наконец под градом пуль морякам удалось спустить шлюпку и сбросить за борт находившиеся на палубе бревна. Когда главная палуба по грузилась в воду, капитан Филиппов приказал людям покинуть судна Комсомо лец Сергей Ситнев помог раненому капитану надеть спасательный круг, и, как положено по морскому Ус таву, капитан последним ушел с тонущего судна. Перегруженная шлюпка бортами черпала воду. Лю ди плыли, держась за брев на. В это время наши истре бители разогнали немцев, развернувшихся для рас стрела плавающих моряков. Мотобот затонул, а измучен ные моряки, выйдя на берег и помогая друг другу, добра лись до губы Ара и были сняты подошедшим морским охотником. Такова история мотобота «Сазан», действиями эки пажа которого могут гор диться все североморцы. Вспомогательные суда по могли удержать полуостро ва Рыбачий и Средний, ко торые в дальнейшем ис пользовались как плацдарм для решительного удара по гитлеровской группировке в Заполярье. ІП К І ІШ ІШ Цифры и факты ф Рыбаки Мурмана дали фронту и стране за первые три года войны 849 тысяч центнеров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3640 тысяч банок консервов. По сегодняшним меркам не так уж и много. Но как мно го значили эти тысячи цент неров рыбы тогда, в голод ное военное время, когда каждый килограмм продо вольствия приравнивался к снарядам и минам, обрушен ным на врага! Да и добыть рыбу в море, где рыскали фашистские пираты, зача стую стоило рыбакам жизни. ф Имя Ильи Борисовича Катунина носит большой мо розильный траулер 423. Этот летчик-штурмовик был человеком беспредельной храбрости и отваги. Совер шил десять боевых вылетов, потопил пять кораблей про тивника. В последнем Сою Z4 апреля 1944 года на горя~ щем самолете капитан Кате нин таранил транспорт врага и уничтожил его. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 31 мая 1944 года. ф Рыбаки гордятся герои ческим подвигом Ивана Ми хайловича Сивко, красно флотца второго отряда моря ков Северного флота. 2 авгу ста 1941 года в неравном бою он уничтожил десятки фа шистов, а последней грана той подорвал врагов и себя. БУДНИ СОВЕТСКОЙ АРМИЯ. На снимках (слева направо): подготовка р а н е т к пуску. На тактических учениях. Плавающие т а к т преодолевают водную преграду. Фотохроника ТАСС, іммвшаммаяммгамамамшямамим Цшфры и факты # В конце войны на ог раждении боевой рубки под- лодки К-21, которой коман довал капитан третьего ран га Николай Александрович Лунин, 'красовалась цифра 17. Это боевой счет прослав ленного экипажа. Николай Алексапдрович пробел знаменитую атаку фашистского линкора «Ад мирал Тирпиц». Ему при своено звание Героя Совет ского Союза . Ш За годы войны в нашей стране было произведено 95.099 танков и самоходных установок , 108.028 самолетов, 97.768 орудий калибра 75 мм и выше * 347 тысяч миноме тов, 954 тысячи ручных и станковых пулеметов> 6.103 тисячи пистолетов-пулеме- тов, 12 миллионов винтовок, и карабинов. 99 ЛЕТАТЬ ВСЕ РАВНО БУДУ*1 Я, летчнк-истрѳбитель* при шел на фронт в первые дни Отечественной войны и ушел с фронта, когда советские флаг поднялся над зданием фашистского рейхстага в Бер лине. Был свидетелем многих героических подвигов. Мне повезло: я попал в эскадрилью, которой коман довал уже знаменитый тогда североморский летчик-истре битель Борис Феоктистович Сафонов. Эшелон за эшелоном шли па Мурманск вражеские бом бардировщики в сопровожде нии истребителей. Мы, моло дые летчики - истребители* стремились во всем подра жать Сафонову — спокойно му, скромному, даже застен чивому нй земле и решитель ному. стремительно и беспо щадно атакующему врага в воздухе. От вылета к вылету, от боя к бою росло наше воинское мастерство. Мне довелось участвовать в бою 15 девтяб- 3. СОРОКИН* бывший летчик - истребитель Северного флота, Герои Советского С ою за . ря 1941 года* когда семерка наших истребителей* ведомая Борисом Сафоновым* дерзко обрушилась на 52 фашист ских самолета н* сбив пять вражеских машин* без потерь вернулась на свой аэродром. В октябре весь Кольский полуостров покрылся снегом. Утром 25 октября 1941 года с командного пункта в воздух взвилась красная ракета. Это был сигнал — «воздух!». Две минуты спустя со своим ве домым Дмитрием Соколовым уже был над аэродромом. На ши самолеты пробили первый ярус облаков, второй и толь ко на высоте более 650 мет ров вышли* наконец* из об лачности. Осмотрев воздушное про^ сграветво, мы на фоне тем но-синих облаков заметили четыре контура самолетов. Чьи? Трудно угадать. Мы ринулись в погоню. Дистанция сократилась. Вско ре определили: н е м е ц к и е двухмоторные бомбардиров щики «мессершмитт-НО» идут строгим курсом на Мурманск. — Идем в атаку! — пере дал я по радио Соколову. Мне удалось сразу поймать фашистский самолет в сетку г.рицела. Длинная пулемет ная очередь прошила «мессер- шмитт». Он задымил и, теряя высоту, заскользил вниз. Я бросился в ногоню за враже ским самолетом, который шел слева. За третьим погнался Соколов. Внезално из облаков вы нырнул четвертый «мессер». Очередь фашистского стрелка хлестнула по правой плоско сти и кабине моего самоле та. Я почувствовал тупой удар в правую ногу. В голова мелькнула тревожная мысль: «Ранен... Что делать? Приос тановить атаку? Нет!#. — Прикрой меня! — пере* дал я Соколову по радио* не прекращая атаки. Враг оказался опытным. Оя непрерывно маневрировал, ук^ лоняясь от моего преследова ния и атак. Но вот патронные ящики опустели. За долю секунды у меня созрело решение —« таранить! Мой истребитель о ревом понесся наперерез вра гу. Ничто не могло отвратить удара. Вот мы уже совсем ря дом. Винт моего истребителя рубанул по хвостовому опе рению гитлеровского бомбар дировщика. «Мессершмитт» камнем рухнул вниз. Резки# толчок чуть я* выбросил ме ня из кабины самолета. Я взглянул на приборы. Мой самолет был повреж ден. Он лихорадочно дрожал, потом вдруг сорвался в што пор. Это могло плохо кончить ся. Только у самых т ю к мне (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz