Рыбный Мурман. 1969 г. Май.

П РОЙДУТ ВЕКА, а человеческая память будет бережно хранить подвиги тек, кто в суровые дни вой­ ны сделал все для победы пад врагом. История внает много примеров героизма. Но такого проявления массового героизма она еще не знала. Вот только несколько цифр. Свыше 7 миллионов воинов награждены за время войны орденами и медалями СССР, более 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза, из них 104 человека — дважды. Тысячи тружеников рыбной промышленности бассейна вложили свой вклад в разіром врага. Опи участвовали в боях под Москвой, Сталинградом, на Орловско-Курской дуге, брали Берлин, освобождали страны центральной и юго- восточной Европы от фашистского ига. Они самоотверженно трудились во имя победы. Сегодня мы рассказываем о героизме воинов армии и флота, оборонявших Заполярье. В октябре этого года будет отмечаться 25-летие со дня разгрома фашистских войск в Заполярье. ОНИ 99 КОРМИЛИ іі РЫБАЧИИ Самым правым флангом Отечественной войны и осо­ бым участком борьбы с вра­ гом был полуостров Рыба­ чий. Когда фашистам уда­ лось потеснить наши вой­ ска и выйти на реку Запад­ ную Лицу. Рыбачий факти­ чески стал островом, «Ма­ лой землей*. Здесь, на хребте Муста- Тунтури, образовался само­ стоятельный, хотя и не­ большой, фронт, который назывался Северным оборо­ нительным районом. На Ры­ бачьем бои шли в течение многих месяцев. Морские пехотинцы не только дер­ жались, но и сами отвоевы­ вали у противника букваль­ но метр за метром исхлес­ танную пулями землю. Ба­ тареи Рыбачьего держали под обстрелом вход в Пет­ само. Не взяв Рыбачий с су­ ши, фашистский генерал Дитл организовал его бло­ каду. Корабли и самолеты противника всеми силами стремились воспрепятство­ вать подвозу боеприпасов и продовольствия на «Малую землю». В снабжении полуострова большую роль сыграли вспо­ могательные суда, которые под артиллерийским огнем и бомбежками скромно дела­ ли свое важное дело. Особым бесстрашием от­ личался экипаж мотобота ■NV 3 «Сазан», любовно про­ званного малоземельцами «Сазанком*. Десятки дерзких рейсов совершило к Рыбачьему это суденышко под командова­ нием коммуниста Василия Петровича Филиппова. И каждый рейс был испыта­ нием на мужество. 14 февраля 1942 года, сле­ дуя с боеприпасами из Мур­ манска в бухту Озерко, мо­ тобот попал в жестокий шторм. Неожиданно у мы­ са Медвежьего разъедини­ лась реверсивная муфта двигателя — 12 болтов ока­ зались срезанными точно бритвой. Отдали якоря, но они не держали. Всю ночь без отдыха устраняла не­ исправность м а ш и н н а я команда. Во время работы А. РАСКИН» капитан-лейтенант мотористу Петру Дорофееву оторвало два пальца, но он не уходил из машинного от­ деления. Под утро, когда пе­ на прибоя стала подходить под корму и казалось» что до осклизлых скал можно дотронуться рукой, оборва­ лись оба якоря. Ко всему этому ударами волн были разбиты обе шлюпки. Нако­ нец, когда над судном и людьми уже висела смер­ тельная угроза, мотобот по­ лучил ход. Без якорей и шлюпок, с машиной, работающей «на честном слове», самым вер­ ным было зайти в Порт- Владимир. Но это означало бы не выполнить задания. Коммунист Филиппов еще раз обошел боевые посты. — Нас ждут на Рыбачьем, — сказал он, — надо дойти. И мотобот дошел до бух­ ты Озерко. Обстрелам и бомбежкам «Сазан» подвергался десят­ ки раз. Свой п о с л е д н и й рейс команда его совершила в мае 1943 года. 20 мая на па­ лубе мотобота установили две «сорокопятки» и пулемет. — Ну, теперь держись, фриц! — шутили моряки. Погрузив мины и технику связи, мотобот вышел в бух­ ту Озерко, на Рыбачий. Неподалеку от губы Эйна на суденышко обрушился шквал артиллерийского огня немецких батарей. Немцам ответили наши батареи с Рыбачьего. Завязалась ар­ тиллерийская дуэль. Свыше 600 снарядов выпустили немцы по маневрирующему мотоботу, но ни разу не по­ пали в него. Появившиеся немецкие самолеты были сразу же отогнаны нашими истребителям и. Мотобот благополучно при­ был на Рыбачий и сдал в сохранности весь груа Двое суток простояло суд­ но в Озерке — на выходе из Мотовского залива были за­ мечены перископы немец­ ких подлодок, — а в ночь на 2d мая лег на обратный курс. Б районе Ара-губы на судно налетело три звена «фокке-вульфов». Девять самолетов, летая по кругу, пушечно-пулеметным огнем пытались расстрелять мото­ бот. Первой ж е очередью был сметен пулемет. Расче­ ты «сорокопяток» стреляли по стервятникам до тех пор, пока от близких разрывов бомб не деформировалась палуба. 20 бомб сбросили фашисты на мотобот. Оскол­ ком был убит старшина ба­ тареи Михаил Сарайкин. Одна из бомб разорвалась под кормой и оторвала руль и винт — судно потеряло ход. В машинном отделении взрывной волной был убит старший механик Осташ- кин. В огромную пробоину в днище начал бить фон­ тан воды. Через две минуты машин­ ное отделение оказалось за­ топленным. При спуске шлюпки были ранены матрос Иван Ветров и моторист Михаил Копо- лин. Наконец под градом пуль морякам удалось спустить шлюпку и сбросить за борт находившиеся на палубе бревна. Когда главная палуба по­ грузилась в воду, капитан Филиппов приказал людям покинуть судна Комсомо­ лец Сергей Ситнев помог раненому капитану надеть спасательный круг, и, как положено по морскому Ус­ таву, капитан последним ушел с тонущего судна. Перегруженная шлюпка бортами черпала воду. Лю­ ди плыли, держась за брев­ на. В это время наши истре­ бители разогнали немцев, развернувшихся для рас­ стрела плавающих моряков. Мотобот затонул, а измучен­ ные моряки, выйдя на берег и помогая друг другу, добра­ лись до губы Ара и были сняты подошедшим морским охотником. Такова история мотобота «Сазан», действиями эки­ пажа которого могут гор­ диться все североморцы. Вспомогательные суда по­ могли удержать полуостро­ ва Рыбачий и Средний, ко­ торые в дальнейшем ис­ пользовались как плацдарм для решительного удара по гитлеровской группировке в Заполярье. ІП К І ІШ ІШ Цифры и факты ф Рыбаки Мурмана дали фронту и стране за первые три года войны 849 тысяч центнеров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3640 тысяч банок консервов. По сегодняшним меркам не так уж и много. Но как мно­ го значили эти тысячи цент­ неров рыбы тогда, в голод­ ное военное время, когда каждый килограмм продо­ вольствия приравнивался к снарядам и минам, обрушен­ ным на врага! Да и добыть рыбу в море, где рыскали фашистские пираты, зача­ стую стоило рыбакам жизни. ф Имя Ильи Борисовича Катунина носит большой мо­ розильный траулер 423. Этот летчик-штурмовик был человеком беспредельной храбрости и отваги. Совер­ шил десять боевых вылетов, потопил пять кораблей про­ тивника. В последнем Сою Z4 апреля 1944 года на горя~ щем самолете капитан Кате­ нин таранил транспорт врага и уничтожил его. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 31 мая 1944 года. ф Рыбаки гордятся герои­ ческим подвигом Ивана Ми­ хайловича Сивко, красно­ флотца второго отряда моря­ ков Северного флота. 2 авгу­ ста 1941 года в неравном бою он уничтожил десятки фа­ шистов, а последней грана­ той подорвал врагов и себя. БУДНИ СОВЕТСКОЙ АРМИЯ. На снимках (слева направо): подготовка р а н е т к пуску. На тактических учениях. Плавающие т а к т преодолевают водную преграду. Фотохроника ТАСС, іммвшаммаяммгамамамшямамим Цшфры и факты # В конце войны на ог­ раждении боевой рубки под- лодки К-21, которой коман­ довал капитан третьего ран­ га Николай Александрович Лунин, 'красовалась цифра 17. Это боевой счет прослав­ ленного экипажа. Николай Алексапдрович пробел знаменитую атаку фашистского линкора «Ад­ мирал Тирпиц». Ему при­ своено звание Героя Совет­ ского Союза . Ш За годы войны в нашей стране было произведено 95.099 танков и самоходных установок , 108.028 самолетов, 97.768 орудий калибра 75 мм и выше * 347 тысяч миноме­ тов, 954 тысячи ручных и станковых пулеметов> 6.103 тисячи пистолетов-пулеме- тов, 12 миллионов винтовок, и карабинов. 99 ЛЕТАТЬ ВСЕ РАВНО БУДУ*1 Я, летчнк-истрѳбитель* при­ шел на фронт в первые дни Отечественной войны и ушел с фронта, когда советские флаг поднялся над зданием фашистского рейхстага в Бер­ лине. Был свидетелем многих героических подвигов. Мне повезло: я попал в эскадрилью, которой коман довал уже знаменитый тогда североморский летчик-истре­ битель Борис Феоктистович Сафонов. Эшелон за эшелоном шли па Мурманск вражеские бом­ бардировщики в сопровожде­ нии истребителей. Мы, моло­ дые летчики - истребители* стремились во всем подра­ жать Сафонову — спокойно­ му, скромному, даже застен­ чивому нй земле и решитель­ ному. стремительно и беспо­ щадно атакующему врага в воздухе. От вылета к вылету, от боя к бою росло наше воинское мастерство. Мне довелось участвовать в бою 15 девтяб- 3. СОРОКИН* бывший летчик - истребитель Северного флота, Герои Советского С ою за . ря 1941 года* когда семерка наших истребителей* ведомая Борисом Сафоновым* дерзко обрушилась на 52 фашист­ ских самолета н* сбив пять вражеских машин* без потерь вернулась на свой аэродром. В октябре весь Кольский полуостров покрылся снегом. Утром 25 октября 1941 года с командного пункта в воздух взвилась красная ракета. Это был сигнал — «воздух!». Две минуты спустя со своим ве­ домым Дмитрием Соколовым уже был над аэродромом. На­ ши самолеты пробили первый ярус облаков, второй и толь­ ко на высоте более 650 мет­ ров вышли* наконец* из об­ лачности. Осмотрев воздушное про^ сграветво, мы на фоне тем­ но-синих облаков заметили четыре контура самолетов. Чьи? Трудно угадать. Мы ринулись в погоню. Дистанция сократилась. Вско­ ре определили: н е м е ц к и е двухмоторные бомбардиров­ щики «мессершмитт-НО» идут строгим курсом на Мурманск. — Идем в атаку! — пере­ дал я по радио Соколову. Мне удалось сразу поймать фашистский самолет в сетку г.рицела. Длинная пулемет­ ная очередь прошила «мессер- шмитт». Он задымил и, теряя высоту, заскользил вниз. Я бросился в ногоню за враже­ ским самолетом, который шел слева. За третьим погнался Соколов. Внезално из облаков вы­ нырнул четвертый «мессер». Очередь фашистского стрелка хлестнула по правой плоско­ сти и кабине моего самоле­ та. Я почувствовал тупой удар в правую ногу. В голова мелькнула тревожная мысль: «Ранен... Что делать? Приос­ тановить атаку? Нет!#. — Прикрой меня! — пере* дал я Соколову по радио* не прекращая атаки. Враг оказался опытным. Оя непрерывно маневрировал, ук^ лоняясь от моего преследова­ ния и атак. Но вот патронные ящики опустели. За долю секунды у меня созрело решение —« таранить! Мой истребитель о ревом понесся наперерез вра­ гу. Ничто не могло отвратить удара. Вот мы уже совсем ря­ дом. Винт моего истребителя рубанул по хвостовому опе­ рению гитлеровского бомбар­ дировщика. «Мессершмитт» камнем рухнул вниз. Резки# толчок чуть я* выбросил ме­ ня из кабины самолета. Я взглянул на приборы. Мой самолет был повреж­ ден. Он лихорадочно дрожал, потом вдруг сорвался в што­ пор. Это могло плохо кончить­ ся. Только у самых т ю к мне (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz