Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.

Б О Л Ь Ш Е П И Щ Е В О Й РЫ Б Н ОМ П Р О Д У JECЦ И Ж С Т Р А. Н Е! ОПОРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕФРИЖЕРАТОРА „ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА" Э КИПАЖ опорно-показательного производст­ венного рефрижератора «Полярная звезда» отлично трудится на ленинской трудовой вахте. Достаточно сказать, что план первого полугодия по выработке пищевой рыбной продукции он выполнил досрочно более чем на месяц, и сегодня на его счету свыше 20000 центнеров продукции, выпущенной сверх задания. Так моряки этого судна претворяют в жизнь постановление бюро областного комитета партии от 15 апреля с. г. «О мерах по дальнейшему увеличе­ нию вылова рыбы и производства пищевой рыбной продукции». . Можно смело сказать, что за выполнение своего социалистического обязательства — досрочно вы­ полнить пятилетний план — моряки «Полярной звезды» борются так же отлично. До завершения пятилегки им осталось выпустить 75.000 центнеров пищевой рыбной продукции. Есть все основания, что нынешний праздник Октября команда «Полярной звезды» встретит досрочным завершением пятилетки. На этом плакате рассказывается о том, как моряки опорно-показательного корабля трудятся на ленинской вахте, как помогают промысловикам добыть больше рыбы для народного стола. Почетные трофеи Очень немногим экипажам судов ры­ боловного флота Мурмана выпало счастье за свой труд, упорство в дости­ жении цели и мужество, проявленное е борьбе за досрочное выполнение плана, обязательств, стать обладателя* ми почетного трофея — Красного зна­ мени областного комитета Коммунисти- ческой партии и областного Совета де­ путатов трудящихся. А морякам произ­ водственного рефрижератора «Поляр­ ная звезда» такое знамя вручено на вечное хранение за победу в социали­ стическом соревновании в честь 50-ле­ тия Великого Октября. Украшенное барельефом великого Ленина, знамя висит на переборке в просторной столовой команды, напоми­ ная каждому члену экипажа о героиче­ ских буднях юбилейного, 1967 года. И как бы в доказательство того, что тог­ дашняя победа не вскружила головы тружеников моря, рядом с ним пере­ ходящий красный стяг Мурманского го­ родского комитета КПСС и городского Совета депутатов трудящихся, а между ними—переходящий вымпел Министер­ ства рыбного хозяйства — свидетель­ ство победы во Всесоюзном соревно­ вании работников рыбной промышлен­ ности Советского Союза. Это награды экипажу за самоотверженный труд в четвертом году пятилетки. В феврале прошлого года за успехи в социалистическом соревновании комсо­ мольско-молодежному экипажу произ­ водственного рефрижераторе «Поляр­ ная звезда» было присвоено почетное вваиие опорно-показательного, а в ок­ тябре — по решению областного ко­ митета комсомола его комсомольской организации присвоено звание имени 50-летия ВЛКСМ» Кому многое дано Как видите, наград и почетных титу­ лов у экипажа «Полярной звезды» не­ мало. Но, как говорят в народе, кому многое дано, с того многое и спраши­ вается. Для экипажа - опорно-показа­ тельного судна мало самому работать хорошо, добиваться все новых и новых трудовых успехов в социалистическом соревновании. Ведь соревноваться — значит, учиться друг у друга, помогать дельным советом, сравнивать результа­ ты , не только на своем судне внедрять в-производство все новое, прогрессив­ ное, но при хорошей погоде в мор# пересаживать специалистов на другие рефрижераторы и там, прямо на рабо­ чем месте показывать, как следует ор­ ганизовать труд людей, чтобы он был более производительным. Моряки с ря­ дом работающих судов могут всегда придти на опорно-локазательную базу, как в плавучую академию, чтобы по­ учиться здесь опыту организации тру­ да и производства, воспитания людей в духе лучших морских традиций, ком­ мунистического отношения к труду, в духе ленинского принципа коллективиз­ ма. Соревнуются двое —выигрывают оба Конечно, «Полярную звезду» еще ра­ но называть плавучей академией. Но она будет ею. Будет потому, что каж­ дый новый шаг экипаже в борьб# зе выполнение государственных планов приемки и заморозки рыбы, за освое­ ние выпуска новых видов пищевой рыб­ ной продукции, лучшего использование сырья и правильной эксплуатации судо­ вой техники, в оказании практической помощи своим соперникам по сорев­ нованию становится увереннее. Каждый новый день все больше и больше рас­ крывает благородство человеческих душ, бескорыстия моряков при оказа­ нии ими помощи другим. Сегодня использование тресковой печени для выработки на производ­ ственных рефрижераторах деликатес­ ных консервов и рыбьего жира не про­ блема. Эту ценную продукцию в боль­ шом количестве выпускают на всех су­ дах типа «Даурия». А год назад на фло­ те никто не знал не только, как это де­ лается, но и с чего надо начинать. Пио­ нерами освоения технологии выгрева жира из тресковой печени на судах ти­ па «Даурия» стали моряки олорно-по* казательного ПР «Полярная звезда». Много труда ц нервов затратили они тогда, прежде чем в жировых танках появились первые килограммы жира. И как только проблема была решен#, капитан «Полярной звезды» Александр Иванович Чурилов и старший, механик по технологическому оборудованию Леонид Александрович Базанов сразу же выступили по радио и рассказали всем, что и как надо сделать не их су­ дах, чтобы можно было не только вы­ полнить плановое задание по произ­ водству рыбьего жира, но и значитель­ но перекрыть его. Прошло несколько дней после обме­ на опытом по радио, и на «Полярную звезду» пожаловали гости — специа­ листы с однотипных судов: «Даурия» и «Профессор Баранов». Их капитаны правильно решили, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. По­ тому и послали на опорно-показатель­ ное судно своих технологов и механи­ ков изучить весь процесс пыгреве рыбьего жира. Поездка эта оказалась плодотворной. От них не таили секре­ тов. Рассказали и показали все, что ин­ тересовало дорогих гостей. И те прости­ лись, выражая глубокую благодарность за все доброе, что для них было сде­ лано бескорыстными друэьями<олер- никами по соревнованию. А спустя немного времени и моряки «Полярной звезды» оказались в затруд­ нительном положении при выработке тушки. По темпам производство они от* ставали от экйпажеи ПР «Алексей Хло­ быстов» и «Профессор Баранов». Реши­ ли изучить их опыт. Побывали на рыб­ ных фабриках обоих судов. Многое им понравилось, особенно на «Профессоре Баранове», поскольку судно только что пришло из новостроя и оборудование фабрики было на нем несколько иным, ' более совершенным. Но один из про­ цессов изготовления тушки специалис­ там «Полярной звезды» показался не­ правильным. Очистка тушки -от визиги здесь хотя и была высокопроизводи­ тельной, так как проводилась с по­ мощью механических ^идатои, но зато низкокачественной* Вместем-с визигой эти щетки выдирали- клочья мяса. По­ лучался брак. Высказали:,-.свое мнение товарищам и решили, пока механиче­ ские щетки не будут усовершенствова­ ны, работать по-своему —- вручную* Пусть будет выработке несколько ниже, вето качество тушки высоким. • Еще до ухода в порт «Профессоре Баранова», с которым , соревновались моряки «Полярной звезды», не промыс­ ле появился ПР • «Виктор- Кингисепп». Его капитан попроси# Чурилова взять в евою группу и помочь освоить произ­ водство тушки. Не выработке этого ви­ де продукции экипаж «Кингисеппа» еще никогде не работал. Просьба была уважена. Каждый день капитаны и тех­ нологи «Полярной звезды» и «Виктора Кингисеппа» встречались в эфире. Одни задавали многочисленны# . вопросы, другие обстоятельно .отвечали на них, терпеливо объясняли .мфп/эдотное, сове­ товали, как и что надо делать, как рас­ ставить людей у разделочных столов, чтобы труд их был более производи­ тельным. Вскоре, на «Кингисеппе» ста* ли вырабатывать ва сутки столько же тушки, как и на опорно-показательном ЛР. А когда дело дошло до перегруз* ии рыбы на транспортный рефрижера* тор* то они даже опередили своих не* парников по соревнованию* выгрузив #е сутки около' тысячи тонн рыбной продукции. Этим была еще раз под* тверждене рыбацкая истине, когда со* ревнуются двре — выигрывают оба, За строчками рейсового отчета механика • ‘•гчт.ѵ плмз и «и.'»: : Отчитываясь t) проделанной работе во втором рейсе этого года, ремонтный механик «Полярной звезды» Борис Да- нилович Коротких написал; «В рейсе отработано на ремонте ме­ ханизмов траулеров, СРТ и своей плав­ базы 3736 часов. За ремонт высокого качества бригада заслужила благодар­ ность не только администрации судне, но и руководства промыслом флотилии Беломорской базы гослова и капитана РТ-214». Таковы скупые строчки отчета. А за ними скрываются живыо деле ремонт­ ников, их самоотверженный труд, стремление помочь товарищу в беде, дать возможность экипажам промысло­ вых судов выловить больше рыбы, сэко­ номить государству как можно больш# средств. Ведь если перевести 3736 ча­ сов, отработанных- ремонтной бригадой в море, на деньги, которые моряки должны были бы уплатите' судоремонт­ ному предприятию, то экономия соста- оит свыше 15000 рублей. А теперь посмотрим* зе что записал благодарность бригаде ремонтников ПР «Полярная з в е з д а » капитан РТ-214 •Шонгуй». На этом судне из двух барабанов рыбомучной установки один — сушиль­ ный — вышел из строя. Нужно было либо возвращаться в порт и иа заводе отремонтировать барабан и тогда по­ ставить под удар выполнение рейсового задания, или в два раза сократить про­ изводительность рыбомучной установ* ни: в одном и том же барабан# мель­ чить рыбьи головы и сушить массу. В этом случае срывалось выполнение плане по производству муки. И то, и другое промысловиков не устраивалб. Они обратились эв помощью к моря* нам опорно-показательного, и те, как всегда, сразу же откликнулись на чу­ жую беду. 3# восемь •рабочих чбсов механик Борис Данилович Коротких П Электросварщик Владимир Русаков,' и# демонтируя берабаие и шнека,, сумели пролезть в горловину барабана и в сложнейших условиях тесноты и слабо­ го освещения, произвести сварку его внутренней рубашки. Подобного рода ремонт на заводе ванял бы по меньшей мере несколь­ ко «уток, а при перегруженности пред­ приятия срочными заказами и того больше. Если бы судно простояло в ремонте только пять суток, плюс его переходы с промысла в порт и обратно, то при нынешней отличной промысловой об­ становке экипаж РТ-214 потерял бы ни' много, ни мало сто тонн рыбы. Това­ рищеская выручка помогла- рыбакам избежать такого пролова и вдвое уве­ личить производство муки, так как те­ перь рьібомучная установка на их суд­ не работает на полную мощность. Здесь приведено лишь два факта. А сколько механиков промысловых судов всех типов обращаются в море с прось­ бой где-то что-то приварить, выточить на токарном станке нужную деталь, де­ же поделиться не только вепасиыми частями, но и металлом. И с ними де­ лятся всем, что есть. Таков закон мо­ ря, ^Моряки же опорно-показательного корабля тем более должны иметь доб­ ро# сердце. Просьбы . j *{ бывают разными Мне довелось быть свидетелем инте­ ресной беседы по радио между капите* нами производственных рефрижерато­ ров «Полярная звезда» Геннадием Анд­ реевичем- Воробьевым и «Севрыба» Адольфом Петровичем Болычевым. Бы­ ло это в конце мая в районе острове Медвежий. «Полярная звезда» уходила под перегрузку рыбы не транспортный рефрижератор «Северный ветер», ког­ да Воробьеве вызвал по «Дкации» на связь Большее. Обменявшись как обыц- ио по традиции приветствиями, Адольф Петрович вдруг спросил: — Геинедий Андреевич! К какому борту ты собираешься швартовать «С#* верный ветер*! Боцман Б. В, ГЛЕБОВ, Ремонтный механик Б, Д. КОРОТКИХ* Технолог Г, С. ЧЕПУРНОЙ, Старший алект В. И. ■ еханик • — К правому, — ответйл тот. — А почему именно к правому? Я , например, готовлю левый борт. — Ну и напрасно. Левый борт дол­ жен быть свободным для промысло­ вых судов. У этого борта лучше прини- ' меть рыбий жир. Ведь жировой танк расположен именно но этом, а не на противоположном борту* Запомни: швартуя траулеры к левому борту, мы тчм самым создаем лучшие условия для быстрейшей обработки судна. Здесь ты за час сможешь перекачать В—10 тонн жира. Поставишь траулер с правого борта, производительность на­ соса упадет, и перекачаешь ты за тот же час не больше двух-трех тонн жи­ ра. И вот почему: во-первых, более чем , вдвое увеличивается длина шланга, а мощность-то насоса остается прежней и, естественно, что жир будет посту­ пать медленнее; во-вторых, чем длин­ нее шланг, тем больше препятствий на его пути, больше перегибов шланга. Ясно? — Ясно! Спасибо за добрый совет. Так и сделаю. Правду говорят, что один ум хорошо, два —* лучше. У меня к те­ бе еще один вопрос. Как вы организо­ вали производство тушки в пакетах? — Очень просто, — ответил Воробь­ ев и стал обстоятельно посвящать свое- ѵо собеседнике в тонкости дела. Мы произвели девять экспериментов по оп­ ределению лучшего варианта веса бри- мета с тушкой и их упаковке. Только после этого установили оптимальный его вес — 8 килограммов — по трина ящик. В этом случае используется не только полная емкость ящике, но и со­ храняется товарный вид брикете. При выработке тушки в пакетах весь процесс остается обычным, только мы в бригады «тушкарей» добавили по од­ ному рыбообработчику. Раньше поел# удаления визиги и промывки тушке шло в накопитель, теперь — к упаков­ щику в пакеты, е от него — в против­ ни. Кроме того, для того, чтобы брике­ ты сохраняли свою превильную форму и не рассыпались при выбивке их ив противней после заморозки, мы при­ меняем укледку пакетов в противни ту же, что и при укладке филе, то есть за­ стилаем дно противней пергаментом. Им же покрываем пекеты сверху. Т#* ним обрезом, пергамент у нас вылолил- #т роль связующего звене, поскольку пакеты примерзают и бумаге. При^деф- ростации, как ты знаешь, пергамент легко отстает, а в теле рыбы сохраня­ етев температура заморозки. Как ви­ дишь, все делается просто, без всяких , хитростей. Правда, увеличивается тру­ доемкость, но зато и расценки на туш­ ку в пакетах значительно выше, чём без пакетов. На этом разговор двух капитанов за­ кончился. Болычев Поблагодарил Во­ робьева за консультацию, и «Акация» замолкла. Неискушенному в подобных делах человеку может показаться,, что об этом разговоре командиров двух однотипных судов, заключивших до­ говор парного • соревнования на рейфѵ можно было столь подробно и не рас­ сказывать. Но... Есть в этой встрече 9 эфире новая прелесть. Дело не толь? ко о производственных секретах, кото* рыми сегодня овладели моряки «Сев- рыбы». Дело в том, что на экспери* менты в поисках оптимального веса па­ кетов с тушкой и организации eq, вы- • работки более ценной пищевой про­ дукции на «Полярной звезде» затрати­ ли около суток. Сберечь это время для Моряков «Сѳврыбы» помогли побрати­ мы и соперники по соревнованию t опорно-показательного судна. Сутки же для команды производственного рефрижераторе, когда рыбы на фаб* рике, как говорят, навалом — это 120 тонн замороженной трески, 1000 беном консервов из печени, 10 тони тушки, тонна рыбьего жире. Вся эте продук­ ция стоит десятки тысяч рублей, и они могли бы быть потерянными из-за по­ исков того же оптимального веса и упаковки тушки в пакеты, что так уме­ ло освоили почти первыми на флоте моряки «Полярной звезды». Как свое кровное И еще один с виду неприметный спу- чай произошел в том же Баренцевом море на «Полярной звезде», с полной силой раскрыв благородство нынешне­ го командира опорно-показательного судна, заменившего на время отпуска капитана Чурилова. К нему по радио обратился с необычной просьбой ка­ питан траулера «Мичуринек» Григорь­ ев. Он просил снять с его борта четы­ ре тонны клипфиске, затаренного ■ ящики. Сроки хранения рыбы специ­ альной разделки иссякли. Сдать ее бы­ ло можно только не СРТ-838, но тот стоял под прикрытием берегов остро­ ве Медвежий. На переход с месте про- мысле и обратно нужны сутки. Шесть часов уйдет не перегрузку рыбы. Во­ робьев мог выдумать десятки причин, чтобы отказаться от клипфиске. Судно у него не транспортное. Лишний груз На палубе — лишнее неудобство. Но он, бывший промысловик, быстро сообра­ зил, что потеря траулером 30 часов промыслового времени ревносильна не­ долову 30 тонн рыбы. Понимал он и то, что так же, как крестьянине весен­ ний день год кормит, так и рыбака при отличной промысловой обстановке кор­ мит море. Тем более что рыбы Север­ ного бессейнв пользуются особым спро­ сом- и у москвичей, и у ленинградцев, и тружеников других городов и селив­ шей Родины. А потому, не третя време­ ни попусту, он ответил: «Клипфиск при­ мем и сами сдадим на СРТ, тем пвче, что пойдем к берегам Медвежьего». Не успел «Мичуринск» отдать швар­ товы от «Полярной звезды», кем с его борте поступило срочная радиограмме. Капитан Григорьев от всего сердце благодарил от имени своего экипажа ц от себя лично капитана и всех моря­ ков «Полярной звезды» зе отличную организацию приемки рыбы и хозяй­ ственных работ, а также зе оператив­ ное решение вопросов, связанных с нуждами промысловиков. Приведенные факты раскрывают не только трудности, с которыми сталки­ ваются моряки рыболовного флота почти ежедневно,* решая важную зада­ чу — дать стране как можно больше рьібной продукции высокого качества и в большом ассортименте. В них, как в зеркале, отражается большое благо­ родное сердце моряков — собратьев по духу и крови, по самоотверженному труду на почетной ленинской вахте. * # * Экипаж опорно-показательного про­ изводственного рефрижератора «По­ лярная звезда» уверенно идет к завет­ ной цели: сделать уже в этом году свое судно настоящей плавучей академией, в которой будут учиться не только мас­ терству выработки рыбных товаров и разумному хозяйствованию, но и мето­ дам воспитания нового человека. Та­ кой подарок готовят моряки ленинско­ му юбилею. Б. ФЕДОРОВ, член Союза журна* листов СССР, НА СНИМКАХ: лучшие моряки про­ изводственного рефрижератора «По­ лярная ввезда».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz