Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.
П Е Р В О Г О П Л А В А Н И Я Эта бригада слесарей-на- лмдчикба тонема мой аппарату» ры c o a cm n m id fc ii всего трое. Hoj как говорят, мая зо лотник, да дорог, в коллекти ве судоремонтного завода № 2 она на хорошем счету. И не даром —, нормы выработки все члены бригады постоянно перевыполняют, а аппаратура, ? • ’ • • * отремонтированная ими, рабо тает надежно. На снимке (слева направо)', слесари-наладчики П. М. Юр- мамоз, В. С. Закандыкин (бри гадир), А. Е. Нестеров. Все они ударники коммунистиче ского труда. Фото В. Головешкина. . Банка Джорджес тради ционный для калининград ских рыбаков район промыс ла. И е каждым годом они совершенствуют здесь методы н способы добыта, рыбы. Ин тересные сообщения поступи ан на днях в Калининград е банки Джорджес. Поисковое судно промразведки Атлант- ІШРО СРТМ-1288 «Юбилей ным», экипажем которого ру ководит опытный капитан A. А. Глуннгавд а начальни ком экспедиции ' является B. В. Яковлев, успешно осво ило пелагический лов сельди разноглубинным, тралом. В ТРАЛ Работая по этому способу, экипаж «Юбилейного» выдав- лнвает в сутки по 6—8 тонн рыбы. Причем отдельные од ночасовые траления приносят по 30—50 центнеров сельди. По заявлению капитана суд на, разноглубинный трал мо гут с успехом использовать все промысловые суда типа СРТМ с бортовой схемой, а также, возможно, и ОРТ. Следует учесть, что удач ный промысел сельди пела гическим тралом но одно бортной схеме применен ка- лииивградцамн впервые. Траулер «Шенкурска уходил в первый рейс после ремонта. Понятно было волнение капи тана В. М. Драчука и помпо- лита А. К. Попова. Экипаж но вый, в составе палубной команды несколько матросов, впервые выходивших а море. Вызывало озабоченность и со стояние техники на траулере. Требовалась особая осторож ность в эксплуатации механиз мов, бывших в длительном ре монте. Неизвестно, как они по кажут себя в работе. Ответы на возникшие вопро сы можно было получить лишь на промысле. Холодным майским днем «Шенкурск» по- нинул акваторию порта и взял курс к южным склонам Мед- вежинской банки. На палубе закипела работа. Матросы го товили тралы, скрупулезно проверяли необходимые дета ли промвооружения. Начались технические заня- тйя. Новичкам при этом уде лили особое внимание. Капи тан В.. М. Драчук, выявляя воз можности каждого из них, по могал практическими совета ми. Опытные моряки терпели во разъясняли" новичкам уст ройство ‘трала, принцип его работы. • * ‘ • I Д в адрес машинной команды нареканий пока-не- было. Под неустанным контролем меха ников . и машинистов подготав ливались к большим нагрузкам механизмы. Перед началом промысла на судовом собрании обсудили и приняли социалистические обязательства. Вызвали на со ревнование экипажи траулеров «Аджаристан» и «Сириус». Приняли моряки обязательст ва и по вахтам. Промысел начался успешно, при сравнительно тихой пого де. Рыба шла, темп лова воз растал с каждым подъемом. Забыли про отдых моряки, отдавая все сильГ большому и нужному делу. Затем возникли осложнения. В районе лромы- ела не хватало плавбаз. Судно простаивало в ожидании оче- реди на сдачу рыбы. Терялось драгоценное время. И тут сказалась морская вы учка капитана. Он постоянно находился на связи, изыскивая возможности любым путем сдать часть улова, запрашивал управление флота, чтобы по могли в этом вопросе. И по мощь была оказана. Воля и слаженность коллек тива, высокая организация тру да способствовали отличному завершению рейса. За два дцать четверо суток моряки «Шенкурска» выловили 275 тонн рыбы вместо 192 по за данию. Производственный план выполнили на 137 про центов. I При подведении итогов со* циалистического соревнования между участками первое ме сто было присуждено вахте второго штурмана коммуниста П. П. Фефелова. Решением су дового комитете фамилии 12 человек были занесены на Доску почета. Среди них и но* вички тт. Николаев, Конев и Волков. Высоким знанием дел» м личным примером в- работа отличался мастер по добыче Николай Андреевич Жернов* умело направляя действия сво их подчиненных. Второй механик Чумакоа( третий механик БезверскнЙЬ секретарь комсомольской ор ганизации машинист Шаталов приложили максимум усилий для обеспечения бесперебой ной работы важнейшего уча* стка судна —- машины. На днях «Шенкурск» отпра вится в более сложный, много месячный рейс. А покакорот- кая стоянка, насущные берего вые дела и заслуженный от* дых. В. КУБАНСКИЙ. Р А В Н О Г Л И Н О М У П Р О МЫ С Л г экспериментальное ■ опре деление необходимых пло щадей распорных досок для каждого типа трала; Наши попытки внедрения трала больших размеров на БМРТ и ПРТ пока не увен чались успехом. Вместе с тем увеличение размеров трала является в настоящий іюмент наиболее реальным путем повышения эффек тивности работы судов. Современное состояние теории проектирования и постройки орудий лова по зволяет создавать тралы любых наперед задаваемых измерений и параметров. Сейчас со всей остротой на повестку дня встает во зрос: «Какими д о л ж н ы быть эти измерения, пара метры и элементы вооруже ния (кабели, доски, ваера и т. д.) для максимально воз можной успешной работы судов каждого типа в кон кретных условиях того или иного района промысла?». Только при такой поста новке проблемы мы от ре шаемого ныне вопроса «Ка кой трал лучше?» сможем перейти по-деловому к ре шению более насущного для промышленности вопроса: «Какой трал нужен для кон кретных условий того или иного района промысла?». С ЕЙЧАС в траловом флоте сложилось та кое положение, когда персональную ответствен ность за выполнение плана флотом и отдельными суда ми несут только руково дитель предприятия и капи таны судов. Думаю, что оза боченность и беспокойство. за судьбу плана, эту ответ ственность должны, разде лять все . службы и отделы флота. Всем известно, что план первого квартала и п я ти ■месяцев не выполнили только те РТ, которые были задержаны или находились в неплановом ремонте. Ка кую ответственность в этом случае несет механико-су довая служба? Какие меро приятия разрабатываются этой службой для выправ ления положения? Особо в этой связи хочет ся сказать о работе флаг манских специалистов и ру ководителей промыслом. В положении говорится о их персональной ответствен ности за выполнение плана группой руководимых су дов, а также каждым суд ном в отдельности, но такой ответственности они в на стоящее время не несут. Думаю, что нам нужно срочно исправлять это упу щение. Действительно, кому как не флагману, который ежедневно и ежечасно на ходится в самой гуЩе собы тий, знать работу каждого экипажа, знать его нужды и заботы, принимать своевре менные меры по оказанию помощи отстающим. Необ ходимо, чтобы каждый ру ководитель промысла по приходе в порт давал под робнейший отчет начальни ку флота о работе каждого судна в отдельности. Однако такого положения мы можем добиться только при существенном измене нии структуры руководства промыслом. В настоящее время загрузка наших флаг манов на лову настолько ве лика (графики перегрузок, пополнение топливом и во дой, обеспечение безопасно сти мореплавания, расста новка флота по районам, хо зяйственные в о п р о с ы), что просто нет возможности квалифицированно и опера тивно анализировать работу, судов. Давно пора создавать шта бы по руководству всей дея тельностью флота на про мысле, возложив на них полную ответственность за выполнение государствен ных планов, а также выде лить специальные штабные суда для размещения всех необходимых на промысле флагманских специалистов. Еще в 1965 году в трало вом флоте была создана спе циальная комиссия по раз работке положений о руко водстве на промысле и но вой структуры управления флотом. Все материалы бы ли сданы в лабораторию НОТ и... благополучно за быты. К решению этого во проса необходимо вернуть ся. П РИ планировании су точного режима рабо ты судна в него со ставной частью входит вре мя на спуск-подъем трала. Однако нормы эти уже уста рели, так как сложились еще до войны. А -уточнения ни отдел труда и зарплаты, ни лаборатория НОТ до сих пор не произвели. И это не смотря на то, что в настоя щее время значительно из менились и районы промыс ла и глубины траления. На судах бортового тра ления нет обоснованных нерм выработки полуфабри ката. Если в 1968 гбду план суточной выработки равнял ся 7 тоннам, то в 1969 году уже 10—10,5 тонны. Эти нор мы совершенно не понятны и кичем не обоснованы. Они не могут расти беспредель но, так как основанием для их установления должно бьггь не только состояние сырьевой базы, но и степень механизации производствен ных процессов. А у нас как был шкерочный нож, так и - остался. В этом вопросе так же необходимо навести яс ность и порядок. Теперь о наших кадрах. Зачастую, а так оно и долж но быть, отдел добычи на зывают одним из ведущих * отделов флота. К сожале нию, это положение остает ся пока реализованным не полностью по целому ряду причин. Одной из важнейших при чин является то, что в сво ей деятельности отдел в ос новном опирается на стар ших мастеров по добыче, которые по своим общеоб разовательным и техниче ским знаниям находятся еще на недостаточно высо ком уровне. Из 230 старших мастеров -по добыче, специ альное образование имеют лишь 7 человек. Остальные — практики, с большим опы том работы. Из них среднее образование имеют 37 .чело в е к 7—9 классов — 158 че ловек и до 7 классов — 29 человек. За последние д в а . года на флот пришло 52 молодых специалиста, из них с выс шим образованием 9 чело-; век. Работают старшими мастерами 7 человек, масте рами по добыче 22 челове ка, остальные матросами. 5 человек стали мастерами- наставниками. Как мы видим, какой-то прогресс в пополнении фло- / та специалистами - добыт чиками имеется. Однако в институтах и техникумах они не получают такой под готовки, которая позволила бы после окончания учеб ного заведения сразу ис пользовать на командных должностях. Получая хоро шую теоретическую подго товку, они не имеют прак тических навыков при ра боте с орудиями лова и про мысловыми механизмами. Как правило, чтобы стать тралмейстером, молодому специалисту нужно год-два. Для того, чтобы испра вить положение, вероятно, необходимо пересмотреть учебные программы для спе циалистов - д о б ы т ч и к о в , уделив в них больше внима ния вопросам практической подготовки. Кроме того, бы ло бы не вредно организо вать при Мурманском мо реходном училище подго товку необходимых нам спе циалистов. В. КРАВЦОВ, начальник отдела добычи тралового флота. ИНИШИНИ Ѣ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz