Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.

П Е Р В О Г О П Л А В А Н И Я Эта бригада слесарей-на- лмдчикба тонема мой аппарату» ры c o a cm n m id fc ii всего трое. Hoj как говорят, мая зо­ лотник, да дорог, в коллекти­ ве судоремонтного завода № 2 она на хорошем счету. И не­ даром —, нормы выработки все члены бригады постоянно перевыполняют, а аппаратура, ? • ’ • • * отремонтированная ими, рабо­ тает надежно. На снимке (слева направо)', слесари-наладчики П. М. Юр- мамоз, В. С. Закандыкин (бри­ гадир), А. Е. Нестеров. Все они ударники коммунистиче­ ского труда. Фото В. Головешкина. . Банка Джорджес тради­ ционный для калининград­ ских рыбаков район промыс­ ла. И е каждым годом они совершенствуют здесь методы н способы добыта, рыбы. Ин­ тересные сообщения поступи­ ан на днях в Калининград е банки Джорджес. Поисковое судно промразведки Атлант- ІШРО СРТМ-1288 «Юбилей­ ным», экипажем которого ру­ ководит опытный капитан A. А. Глуннгавд а начальни­ ком экспедиции ' является B. В. Яковлев, успешно осво­ ило пелагический лов сельди разноглубинным, тралом. В ТРАЛ Работая по этому способу, экипаж «Юбилейного» выдав- лнвает в сутки по 6—8 тонн рыбы. Причем отдельные од­ ночасовые траления приносят по 30—50 центнеров сельди. По заявлению капитана суд­ на, разноглубинный трал мо­ гут с успехом использовать все промысловые суда типа СРТМ с бортовой схемой, а также, возможно, и ОРТ. Следует учесть, что удач­ ный промысел сельди пела­ гическим тралом но одно­ бортной схеме применен ка- лииивградцамн впервые. Траулер «Шенкурска уходил в первый рейс после ремонта. Понятно было волнение капи­ тана В. М. Драчука и помпо- лита А. К. Попова. Экипаж но­ вый, в составе палубной команды несколько матросов, впервые выходивших а море. Вызывало озабоченность и со­ стояние техники на траулере. Требовалась особая осторож­ ность в эксплуатации механиз­ мов, бывших в длительном ре­ монте. Неизвестно, как они по­ кажут себя в работе. Ответы на возникшие вопро­ сы можно было получить лишь на промысле. Холодным майским днем «Шенкурск» по- нинул акваторию порта и взял курс к южным склонам Мед- вежинской банки. На палубе закипела работа. Матросы го­ товили тралы, скрупулезно проверяли необходимые дета­ ли промвооружения. Начались технические заня- тйя. Новичкам при этом уде­ лили особое внимание. Капи­ тан В.. М. Драчук, выявляя воз­ можности каждого из них, по­ могал практическими совета­ ми. Опытные моряки терпели­ во разъясняли" новичкам уст­ ройство ‘трала, принцип его работы. • * ‘ • I Д в адрес машинной команды нареканий пока-не- было. Под неустанным контролем меха­ ников . и машинистов подготав­ ливались к большим нагрузкам механизмы. Перед началом промысла на судовом собрании обсудили и приняли социалистические обязательства. Вызвали на со­ ревнование экипажи траулеров «Аджаристан» и «Сириус». Приняли моряки обязательст­ ва и по вахтам. Промысел начался успешно, при сравнительно тихой пого­ де. Рыба шла, темп лова воз­ растал с каждым подъемом. Забыли про отдых моряки, отдавая все сильГ большому и нужному делу. Затем возникли осложнения. В районе лромы- ела не хватало плавбаз. Судно простаивало в ожидании оче- реди на сдачу рыбы. Терялось драгоценное время. И тут сказалась морская вы­ учка капитана. Он постоянно находился на связи, изыскивая возможности любым путем сдать часть улова, запрашивал управление флота, чтобы по­ могли в этом вопросе. И по­ мощь была оказана. Воля и слаженность коллек­ тива, высокая организация тру­ да способствовали отличному завершению рейса. За два­ дцать четверо суток моряки «Шенкурска» выловили 275 тонн рыбы вместо 192 по за ­ данию. Производственный план выполнили на 137 про­ центов. I При подведении итогов со* циалистического соревнования между участками первое ме­ сто было присуждено вахте второго штурмана коммуниста П. П. Фефелова. Решением су­ дового комитете фамилии 12 человек были занесены на Доску почета. Среди них и но* вички тт. Николаев, Конев и Волков. Высоким знанием дел» м личным примером в- работа отличался мастер по добыче Николай Андреевич Жернов* умело направляя действия сво­ их подчиненных. Второй механик Чумакоа( третий механик БезверскнЙЬ секретарь комсомольской ор­ ганизации машинист Шаталов приложили максимум усилий для обеспечения бесперебой­ ной работы важнейшего уча* стка судна —- машины. На днях «Шенкурск» отпра­ вится в более сложный, много­ месячный рейс. А покакорот- кая стоянка, насущные берего­ вые дела и заслуженный от* дых. В. КУБАНСКИЙ. Р А В Н О Г Л И Н О М У П Р О МЫ С Л г экспериментальное ■ опре­ деление необходимых пло­ щадей распорных досок для каждого типа трала; Наши попытки внедрения трала больших размеров на БМРТ и ПРТ пока не увен­ чались успехом. Вместе с тем увеличение размеров трала является в настоящий іюмент наиболее реальным путем повышения эффек­ тивности работы судов. Современное состояние теории проектирования и постройки орудий лова по­ зволяет создавать тралы любых наперед задаваемых измерений и параметров. Сейчас со всей остротой на повестку дня встает во­ зрос: «Какими д о л ж н ы быть эти измерения, пара­ метры и элементы вооруже­ ния (кабели, доски, ваера и т. д.) для максимально воз­ можной успешной работы судов каждого типа в кон­ кретных условиях того или иного района промысла?». Только при такой поста­ новке проблемы мы от ре­ шаемого ныне вопроса «Ка­ кой трал лучше?» сможем перейти по-деловому к ре­ шению более насущного для промышленности вопроса: «Какой трал нужен для кон­ кретных условий того или иного района промысла?». С ЕЙЧАС в траловом флоте сложилось та­ кое положение, когда персональную ответствен­ ность за выполнение плана флотом и отдельными суда­ ми несут только руково­ дитель предприятия и капи­ таны судов. Думаю, что оза­ боченность и беспокойство. за судьбу плана, эту ответ­ ственность должны, разде­ лять все . службы и отделы флота. Всем известно, что план первого квартала и п я ­ ти ■месяцев не выполнили только те РТ, которые были задержаны или находились в неплановом ремонте. Ка­ кую ответственность в этом случае несет механико-су­ довая служба? Какие меро­ приятия разрабатываются этой службой для выправ­ ления положения? Особо в этой связи хочет­ ся сказать о работе флаг­ манских специалистов и ру­ ководителей промыслом. В положении говорится о их персональной ответствен­ ности за выполнение плана группой руководимых су­ дов, а также каждым суд­ ном в отдельности, но такой ответственности они в на­ стоящее время не несут. Думаю, что нам нужно срочно исправлять это упу­ щение. Действительно, кому как не флагману, который ежедневно и ежечасно на­ ходится в самой гуЩе собы­ тий, знать работу каждого экипажа, знать его нужды и заботы, принимать своевре­ менные меры по оказанию помощи отстающим. Необ­ ходимо, чтобы каждый ру­ ководитель промысла по приходе в порт давал под­ робнейший отчет начальни­ ку флота о работе каждого судна в отдельности. Однако такого положения мы можем добиться только при существенном измене­ нии структуры руководства промыслом. В настоящее время загрузка наших флаг­ манов на лову настолько ве­ лика (графики перегрузок, пополнение топливом и во­ дой, обеспечение безопасно­ сти мореплавания, расста­ новка флота по районам, хо­ зяйственные в о п р о с ы), что просто нет возможности квалифицированно и опера­ тивно анализировать работу, судов. Давно пора создавать шта­ бы по руководству всей дея­ тельностью флота на про­ мысле, возложив на них полную ответственность за выполнение государствен­ ных планов, а также выде­ лить специальные штабные суда для размещения всех необходимых на промысле флагманских специалистов. Еще в 1965 году в трало­ вом флоте была создана спе­ циальная комиссия по раз­ работке положений о руко­ водстве на промысле и но­ вой структуры управления флотом. Все материалы бы­ ли сданы в лабораторию НОТ и... благополучно за ­ быты. К решению этого во­ проса необходимо вернуть­ ся. П РИ планировании су­ точного режима рабо­ ты судна в него со­ ставной частью входит вре­ мя на спуск-подъем трала. Однако нормы эти уже уста­ рели, так как сложились еще до войны. А -уточнения ни отдел труда и зарплаты, ни лаборатория НОТ до сих пор не произвели. И это не­ смотря на то, что в настоя­ щее время значительно из­ менились и районы промыс­ ла и глубины траления. На судах бортового тра­ ления нет обоснованных нерм выработки полуфабри­ ката. Если в 1968 гбду план суточной выработки равнял­ ся 7 тоннам, то в 1969 году уже 10—10,5 тонны. Эти нор­ мы совершенно не понятны и кичем не обоснованы. Они не могут расти беспредель­ но, так как основанием для их установления должно бьггь не только состояние сырьевой базы, но и степень механизации производствен­ ных процессов. А у нас как был шкерочный нож, так и - остался. В этом вопросе так­ же необходимо навести яс­ ность и порядок. Теперь о наших кадрах. Зачастую, а так оно и долж­ но быть, отдел добычи на­ зывают одним из ведущих * отделов флота. К сожале­ нию, это положение остает­ ся пока реализованным не полностью по целому ряду причин. Одной из важнейших при­ чин является то, что в сво­ ей деятельности отдел в ос­ новном опирается на стар­ ших мастеров по добыче, которые по своим общеоб­ разовательным и техниче­ ским знаниям находятся еще на недостаточно высо­ ком уровне. Из 230 старших мастеров -по добыче, специ­ альное образование имеют лишь 7 человек. Остальные — практики, с большим опы­ том работы. Из них среднее образование имеют 37 .чело­ в е к 7—9 классов — 158 че­ ловек и до 7 классов — 29 человек. За последние д в а . года на флот пришло 52 молодых специалиста, из них с выс­ шим образованием 9 чело-; век. Работают старшими мастерами 7 человек, масте­ рами по добыче 22 челове­ ка, остальные матросами. 5 человек стали мастерами- наставниками. Как мы видим, какой-то прогресс в пополнении фло- / та специалистами - добыт­ чиками имеется. Однако в институтах и техникумах они не получают такой под­ готовки, которая позволила бы после окончания учеб­ ного заведения сразу ис­ пользовать на командных должностях. Получая хоро­ шую теоретическую подго­ товку, они не имеют прак­ тических навыков при ра­ боте с орудиями лова и про­ мысловыми механизмами. Как правило, чтобы стать тралмейстером, молодому специалисту нужно год-два. Для того, чтобы испра­ вить положение, вероятно, необходимо пересмотреть учебные программы для спе­ циалистов - д о б ы т ч и к о в , уделив в них больше внима­ ния вопросам практической подготовки. Кроме того, бы­ ло бы не вредно организо­ вать при Мурманском мо­ реходном училище подго­ товку необходимых нам спе­ циалистов. В. КРАВЦОВ, начальник отдела добычи тралового флота. ИНИШИНИ Ѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz