Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.

Н ЕДАВНО к причалу порта пришвартовал­ ся СРТ-4145, За 27 промысловых суток экипаж сдал па плавбазы и доставил в порт 130 тоня трески, что па 48 тонн больше за­ планированного. Капитан Алексей Васильевич Дементьев су­ мел правильно организовать труд своих помощ­ ников, труд всех моряков. Третий штурман Ар­ кадий Кирьянов умело удерживал судно на кон­ центрациях рыбы. Машинная команда приложи- ла максимум усилий для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу механизмов. Особенно хорошо справился с работой третий механик, выпускник Мурманского среднего мореходного училища Вячеслав Глебездов. Он борется за звание ударника коммунистического труда. На снимках: справа — капитан А. В. Дементь­ ев, внизу — третий механик В. Глебездов и тре­ тий помощник капитана А. Кирьянов. Фото В. Иименекого. ; В «Мурмансельди» состоялось общефлотскос собрание проф­ союзного актива. Его участники обсудвлн итоги работы апрель­ ского (1969 г.) пленума ВЦСПС, вели разговор о дальнейшем улучшении деятельности профсоюзных организаций. Ла озбрагаш выступили: иредсудкома БМРТ-439 тон. Горный, щ&двудаока СРТ-427 тов. Гнусарев, капитан БМРТ-440 тов. Дол* г п , начальник управления той. Шаповалов, капитан СРТ-421 тов. Пршцак, иредсудкома СРТ-680 тов. Гулевич. Все они отмечали возросшую роль профсоюзных организаций, судовых комитетов в развертывании соревнования за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, воспитанию у моряков коммунистического отношения к труду в борьбе за повы­ шение экономической эффективности работы флота. Особенна это относится к профсоюзным организациям БМРТ №№ 442 и 376, СРТ-р ММ 704, 724, СРТ №№ 4182, 17, РС-5254 (иредсудкомы тт. Чернов, Смирпов, Башкиров, Сухопарое, Дунаев, Труфанов, Грабовский). В то же время на флото имеются экипажи, где профсоюзные организации еще слабо проявили себя. В первом квартале теку­ щего года не справились с планом моряки СРТ-р 712, 713, 705, СРТ №№ 129, 218, 241, 331, 341, 347, 420, 426, 436. И вместе с администрацией этих судов-вину за допущенное отставание должны принять ■ судовые комитеты. Они не сумели мобилизо* иагь моряков на преодоление трудностей. Участники собрания осудили равнодушие судовых комитетов в .капитанов, которые не подвели итоги соревнования за первый квартал. В результате многие передовики промысла пе получи­ ли поощрения,’ принижается роль соревнования. Итоги соревно­ вания за I квартал не подведены на БМРТ-448, СРТ-р Л?№ 705, 707, 708, 709, СРТ №№ 12, 13, 14, 156, 161, 170, 464, 4229. Собрание актива приняло постановление, направленное в а устранение недостатков, на повышение боевитости профсоюзных орнвиэмрй . А. ГЕРОВИЧ, зам. председателя базового комитета профсоюза» • -• •- - • & '*7• {Окончание. Нач. на 1-й стр.). травили ваера. Иногда ос­ тавляли старую марку вы­ травленных ваеров. Пройдя 3—5 минут после окончания записи косяка в устье тра­ ла, сбавляли ход и присту­ пали к ' выборке орудий лова. Прибор контро­ ля хода трала віідючали после тоаіЧ), как за бор­ там оставалось 50—100 метров ваеров, то есть в зависимости от глубины мо­ ря в момент подъема трала. Так работали наши судо­ водители в к в а д р а т а х ІІѲѲ^ІШ до середины марта HŠ глубинах от 100 до 300 метров. В этот период от­ дельные уловы достигали 35—40 тонн за траление. То­ гда ночью не было надобно­ сти продолжать промысел. С середины марта до 7 ап­ реля сельдь несколько из­ менила свое поведение, и косяки стали слабыми, в ви­ де отдельных «спичек» и очень подвижны. Только за время травления ваеров они смещались ц ту или в дру­ гую сторону от курса до 30 градусов. Основными квад­ ратами с т а л и : днем — 1200 /1101 на глубинах от 200 до 350 метров; ночью — 1100/1123/1122 — от 45 до 90 метров. Промысел строили следу­ ющим образом. Днем лови­ ли сельдь на свале глубин. С 2 0 часов, с наступлением сумерек, выходили в квад­ рат 1123/1100 на глубину 45—90 метров. На 40—60-мет­ ровой глубине работали только прибором ФНР-50, вытравливали скачала 150 метров ваеров, а затем, уже увеличивая скорость, сажа­ ли трал на требуемый гори­ зонт путем потравливания ваеров. На этих глубинах их длину более 225 метров не увеличивали, а старались «подсаживать» трал сбавле- нием скорости. При условии, что он не подошел к косяку, так как, если больше пере­ травить ваеров, есть риск посадить трал на грунт и порвать его. При перепадах глубин от 40 до 90 метров потравливали ваера, а затем выбирали по мере подъема глубины. На глубине 40—50 метров поведение сельди отличалось особенностью. Под килем эхолот фиксировал ее отор­ ванной от грунта до 20 метг НА РАЗНОГЛУБИННОМ Л О В Е С Е Л Ь Д И ров. Когда подходил трал к косяку, он лежал на грунте. Трал в этом случае *сажа­ ли» тоже почти вплотную к грунту. Такая особенность, очевидно, объясняется тем, что шум винта судна застав­ лял сельдь залегать на: ірунт. С рассветом (примерно в 7 часов утра) косяки возвра­ щались на Свал глубин. В ночное время они не уходи­ ли от него более чем на 5 миль. 25 марта мы имели три хороших подъема в квадра­ те 1148 на перепаде глубин от 250 до 150 метров. С первого по седьмое ап­ реля сельдь в основном дер­ жалась на банке Артимон на свале глубин многочис­ ленных каньонов. Ночью она находилась у самой по­ верхности: горизонт трала был 10—15 метров от нее. Успешный промысел здесь был только в темное время суток. Прибор использовали — ФНР-2. Ваеров травили 200 метров и держали боль­ шую скорость. После восьмого апреля экипажи судоз Балтийского и нашего бассейнов прекра­ тили работу на Банкеро и Артимоне, хотя м о р я к и траулеров из ГДР после это­ го в некоторые дни имели некоторый успех, но и то не все. Рейс заканчивали в квадратах 1285/1268, где про­ бовали ловить сельдь пела­ гическим тралом. Однако эффекта не получили, так как сильные приливо-отлив­ ные течения в направлении север-юг и ветры мешали работе. Ваера были на од­ ном из бортов, в трал сельдь не заходила. Вдобавок ко всему она очень плотно ле­ жала на- грунте. . ' С наічала последней де­ кады апреля промышляли донным тралом (чертеж 326) на больших скоростях 5 — 6 узлов — в квадратах 1285/1268 по глубинам 95— 120 метров. Здесь подъемы отличались величиной... Хорошего успеха при лове сельди пелагическим тралом можно добиться только при работе курсами по течению и волнам, когда исключает­ ся дрейф. Этого и придер­ живались все суда ГДР, ФРГ, ПНР, советских флоти­ лий. Благодаря взаимному пониманию, никто никому не мешал, несмотря на боль­ шое количество промысло­ вых кораблей. После подъе­ ма трала все сразу же ухо­ дили в сторону, давая доро­ гу другим. Показатели «Ильи Кату- нина» по вылову сельди до 7 апреля лелагическим тра­ лом далеко не полные. Все- редине марта в порядке вза­ имопомощи мы отдали за ­ пасной трал чертежа 1924 и одну траловую доску для БМРТ-244. После этого не могли выходить на места с резким перепадом глубин, где было много сельди, но наблюдалась большая ава­ рийность. Закончить рассказ хочется некоторыми замечаниями. На наш взгляд, немного усо­ вершенствованный трал чер­ тежа 1924 хороший. Но для работы с ним нужна очень большая мощность главно­ го двигателя и траловой ле­ бедки. В то же время хоро­ шо показал себя трал чер­ тежа 1041,. которіым работал экипаж калининградского РТМ «Амдерма», имея у л ^ пы до 25— 7 ЗО тонн. Этот трал мы взяли у своих коллег полностью вооруженным, но, естественно, не смогли осво­ ить за четыре траления. Главное его преимущество в том, что он очень легкий, «свечой» взлетает вверх при малейшем увеличении обо­ ротов. При работе пелагическим тралом норма расхода топ­ лива не отражает действи­ тельного положения, она должна быть увеличена в среднем на 25 процентов. Для оперативной связи по УКВ с другими судами во время разноглубинного про­ мысла сельди пульт управ­ ления радиостанцией «Ко­ рабль-3» следует разместить н рулевой рубке. Отвлече­ ние штурмана на перегово­ ры приводит к плохим по­ следствиям. Он оставляет трал без надзора. А это мо­ жет привести к пролову и к посадке орудий лова на грунт. На нашем траулере пульт управления в штур­ манской рубке. Эффективный поиск сель­ ди значительно затруднен тем, что приборы «Палтус- М», «Кальмар», «ІІЭЛ-5р» работают на одной частоте — 19,5 кгц, чем создают вза­ имные помехи. Поэтому при работе одного прибора при­ ходится выключать другой. Разноглубинный промысел сельди, можно сказать, осво­ ен полностью, показал себя как очень эффективный. Естественно, он в дальней­ шем будет развиваться. На­ до устранять те недостатки, которые обнаружены уже сейчас. А. ЗЕЛЕВСКИЙ, капитан- директор БМРТ «Илья Катунин». I ТЕХНИКИ ДЛЯ ЛОВА ТУНЦА ф Гидролокаторы для обна­ ружения рыбных косяков на японских тунцеловах позволя­ ют обнаруживать объект про* мысла на расстоянии 1000 м, границу района лова по аку­ стическим характеристикам течений и слоев. Применеаио гидролокаторов дает возможЧ ность вести лов тунца над вершинами подводных гор, следить за положением ору­ дий лова. КАКОЙ СЛОЙ КРАСКИ! 0 В Англии разработан из* меритель толщины слоя крас* ки. Измерение производится путем сравнения магнитного притяжения между проверяю­ щей головкой и сталью под слоем краски с точно прока­ либрованными на приборе за­ данными значениями. ФИЛЕТИРОВОЧНАЯ УСТАНОВКА ф Одной из проблем рыба* обрабатывающего флота явля­ ется оснащение современных судов универсальными рыбо­ разделочными машинами, по­ зволяющими разделывать на фияо рыбу нескольких видов И размеров. Главное управление «Дальрыба» приобрело маши*- цы Ф-304 и Л-306. Установка разделывает на филе хеке минтая, сельдь, ставриду# скумбрию, сардину, горбыля, Основные детали машины вы« полнены из нержавеюще® стали, а остальпые — пз алю» мшгиевого литья и бронзы, Это предохраняет их от кор­ розии даже в морской воде* Производительность каждой машины 30—50 штук в мину­ ту. в)■Я т А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz