Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.
Н ЕДАВНО к причалу порта пришвартовал ся СРТ-4145, За 27 промысловых суток экипаж сдал па плавбазы и доставил в порт 130 тоня трески, что па 48 тонн больше за планированного. Капитан Алексей Васильевич Дементьев су мел правильно организовать труд своих помощ ников, труд всех моряков. Третий штурман Ар кадий Кирьянов умело удерживал судно на кон центрациях рыбы. Машинная команда приложи- ла максимум усилий для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу механизмов. Особенно хорошо справился с работой третий механик, выпускник Мурманского среднего мореходного училища Вячеслав Глебездов. Он борется за звание ударника коммунистического труда. На снимках: справа — капитан А. В. Дементь ев, внизу — третий механик В. Глебездов и тре тий помощник капитана А. Кирьянов. Фото В. Иименекого. ; В «Мурмансельди» состоялось общефлотскос собрание проф союзного актива. Его участники обсудвлн итоги работы апрель ского (1969 г.) пленума ВЦСПС, вели разговор о дальнейшем улучшении деятельности профсоюзных организаций. Ла озбрагаш выступили: иредсудкома БМРТ-439 тон. Горный, щ&двудаока СРТ-427 тов. Гнусарев, капитан БМРТ-440 тов. Дол* г п , начальник управления той. Шаповалов, капитан СРТ-421 тов. Пршцак, иредсудкома СРТ-680 тов. Гулевич. Все они отмечали возросшую роль профсоюзных организаций, судовых комитетов в развертывании соревнования за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, воспитанию у моряков коммунистического отношения к труду в борьбе за повы шение экономической эффективности работы флота. Особенна это относится к профсоюзным организациям БМРТ №№ 442 и 376, СРТ-р ММ 704, 724, СРТ №№ 4182, 17, РС-5254 (иредсудкомы тт. Чернов, Смирпов, Башкиров, Сухопарое, Дунаев, Труфанов, Грабовский). В то же время на флото имеются экипажи, где профсоюзные организации еще слабо проявили себя. В первом квартале теку щего года не справились с планом моряки СРТ-р 712, 713, 705, СРТ №№ 129, 218, 241, 331, 341, 347, 420, 426, 436. И вместе с администрацией этих судов-вину за допущенное отставание должны принять ■ судовые комитеты. Они не сумели мобилизо* иагь моряков на преодоление трудностей. Участники собрания осудили равнодушие судовых комитетов в .капитанов, которые не подвели итоги соревнования за первый квартал. В результате многие передовики промысла пе получи ли поощрения,’ принижается роль соревнования. Итоги соревно вания за I квартал не подведены на БМРТ-448, СРТ-р Л?№ 705, 707, 708, 709, СРТ №№ 12, 13, 14, 156, 161, 170, 464, 4229. Собрание актива приняло постановление, направленное в а устранение недостатков, на повышение боевитости профсоюзных орнвиэмрй . А. ГЕРОВИЧ, зам. председателя базового комитета профсоюза» • -• •- - • & '*7• {Окончание. Нач. на 1-й стр.). травили ваера. Иногда ос тавляли старую марку вы травленных ваеров. Пройдя 3—5 минут после окончания записи косяка в устье тра ла, сбавляли ход и присту пали к ' выборке орудий лова. Прибор контро ля хода трала віідючали после тоаіЧ), как за бор там оставалось 50—100 метров ваеров, то есть в зависимости от глубины мо ря в момент подъема трала. Так работали наши судо водители в к в а д р а т а х ІІѲѲ^ІШ до середины марта HŠ глубинах от 100 до 300 метров. В этот период от дельные уловы достигали 35—40 тонн за траление. То гда ночью не было надобно сти продолжать промысел. С середины марта до 7 ап реля сельдь несколько из менила свое поведение, и косяки стали слабыми, в ви де отдельных «спичек» и очень подвижны. Только за время травления ваеров они смещались ц ту или в дру гую сторону от курса до 30 градусов. Основными квад ратами с т а л и : днем — 1200 /1101 на глубинах от 200 до 350 метров; ночью — 1100/1123/1122 — от 45 до 90 метров. Промысел строили следу ющим образом. Днем лови ли сельдь на свале глубин. С 2 0 часов, с наступлением сумерек, выходили в квад рат 1123/1100 на глубину 45—90 метров. На 40—60-мет ровой глубине работали только прибором ФНР-50, вытравливали скачала 150 метров ваеров, а затем, уже увеличивая скорость, сажа ли трал на требуемый гори зонт путем потравливания ваеров. На этих глубинах их длину более 225 метров не увеличивали, а старались «подсаживать» трал сбавле- нием скорости. При условии, что он не подошел к косяку, так как, если больше пере травить ваеров, есть риск посадить трал на грунт и порвать его. При перепадах глубин от 40 до 90 метров потравливали ваера, а затем выбирали по мере подъема глубины. На глубине 40—50 метров поведение сельди отличалось особенностью. Под килем эхолот фиксировал ее отор ванной от грунта до 20 метг НА РАЗНОГЛУБИННОМ Л О В Е С Е Л Ь Д И ров. Когда подходил трал к косяку, он лежал на грунте. Трал в этом случае *сажа ли» тоже почти вплотную к грунту. Такая особенность, очевидно, объясняется тем, что шум винта судна застав лял сельдь залегать на: ірунт. С рассветом (примерно в 7 часов утра) косяки возвра щались на Свал глубин. В ночное время они не уходи ли от него более чем на 5 миль. 25 марта мы имели три хороших подъема в квадра те 1148 на перепаде глубин от 250 до 150 метров. С первого по седьмое ап реля сельдь в основном дер жалась на банке Артимон на свале глубин многочис ленных каньонов. Ночью она находилась у самой по верхности: горизонт трала был 10—15 метров от нее. Успешный промысел здесь был только в темное время суток. Прибор использовали — ФНР-2. Ваеров травили 200 метров и держали боль шую скорость. После восьмого апреля экипажи судоз Балтийского и нашего бассейнов прекра тили работу на Банкеро и Артимоне, хотя м о р я к и траулеров из ГДР после это го в некоторые дни имели некоторый успех, но и то не все. Рейс заканчивали в квадратах 1285/1268, где про бовали ловить сельдь пела гическим тралом. Однако эффекта не получили, так как сильные приливо-отлив ные течения в направлении север-юг и ветры мешали работе. Ваера были на од ном из бортов, в трал сельдь не заходила. Вдобавок ко всему она очень плотно ле жала на- грунте. . ' С наічала последней де кады апреля промышляли донным тралом (чертеж 326) на больших скоростях 5 — 6 узлов — в квадратах 1285/1268 по глубинам 95— 120 метров. Здесь подъемы отличались величиной... Хорошего успеха при лове сельди пелагическим тралом можно добиться только при работе курсами по течению и волнам, когда исключает ся дрейф. Этого и придер живались все суда ГДР, ФРГ, ПНР, советских флоти лий. Благодаря взаимному пониманию, никто никому не мешал, несмотря на боль шое количество промысло вых кораблей. После подъе ма трала все сразу же ухо дили в сторону, давая доро гу другим. Показатели «Ильи Кату- нина» по вылову сельди до 7 апреля лелагическим тра лом далеко не полные. Все- редине марта в порядке вза имопомощи мы отдали за пасной трал чертежа 1924 и одну траловую доску для БМРТ-244. После этого не могли выходить на места с резким перепадом глубин, где было много сельди, но наблюдалась большая ава рийность. Закончить рассказ хочется некоторыми замечаниями. На наш взгляд, немного усо вершенствованный трал чер тежа 1924 хороший. Но для работы с ним нужна очень большая мощность главно го двигателя и траловой ле бедки. В то же время хоро шо показал себя трал чер тежа 1041,. которіым работал экипаж калининградского РТМ «Амдерма», имея у л ^ пы до 25— 7 ЗО тонн. Этот трал мы взяли у своих коллег полностью вооруженным, но, естественно, не смогли осво ить за четыре траления. Главное его преимущество в том, что он очень легкий, «свечой» взлетает вверх при малейшем увеличении обо ротов. При работе пелагическим тралом норма расхода топ лива не отражает действи тельного положения, она должна быть увеличена в среднем на 25 процентов. Для оперативной связи по УКВ с другими судами во время разноглубинного про мысла сельди пульт управ ления радиостанцией «Ко рабль-3» следует разместить н рулевой рубке. Отвлече ние штурмана на перегово ры приводит к плохим по следствиям. Он оставляет трал без надзора. А это мо жет привести к пролову и к посадке орудий лова на грунт. На нашем траулере пульт управления в штур манской рубке. Эффективный поиск сель ди значительно затруднен тем, что приборы «Палтус- М», «Кальмар», «ІІЭЛ-5р» работают на одной частоте — 19,5 кгц, чем создают вза имные помехи. Поэтому при работе одного прибора при ходится выключать другой. Разноглубинный промысел сельди, можно сказать, осво ен полностью, показал себя как очень эффективный. Естественно, он в дальней шем будет развиваться. На до устранять те недостатки, которые обнаружены уже сейчас. А. ЗЕЛЕВСКИЙ, капитан- директор БМРТ «Илья Катунин». I ТЕХНИКИ ДЛЯ ЛОВА ТУНЦА ф Гидролокаторы для обна ружения рыбных косяков на японских тунцеловах позволя ют обнаруживать объект про* мысла на расстоянии 1000 м, границу района лова по аку стическим характеристикам течений и слоев. Применеаио гидролокаторов дает возможЧ ность вести лов тунца над вершинами подводных гор, следить за положением ору дий лова. КАКОЙ СЛОЙ КРАСКИ! 0 В Англии разработан из* меритель толщины слоя крас* ки. Измерение производится путем сравнения магнитного притяжения между проверяю щей головкой и сталью под слоем краски с точно прока либрованными на приборе за данными значениями. ФИЛЕТИРОВОЧНАЯ УСТАНОВКА ф Одной из проблем рыба* обрабатывающего флота явля ется оснащение современных судов универсальными рыбо разделочными машинами, по зволяющими разделывать на фияо рыбу нескольких видов И размеров. Главное управление «Дальрыба» приобрело маши*- цы Ф-304 и Л-306. Установка разделывает на филе хеке минтая, сельдь, ставриду# скумбрию, сардину, горбыля, Основные детали машины вы« полнены из нержавеюще® стали, а остальпые — пз алю» мшгиевого литья и бронзы, Это предохраняет их от кор розии даже в морской воде* Производительность каждой машины 30—50 штук в мину ту. в)■Я т А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz